СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию «МОЙ МИР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по подготовке детей к школе. Направлена на развитие социально-коммуникативной сферы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования по социально-коммуникативному развитию «МОЙ МИР»»





Рабочая программа

дополнительного образования

по социально-коммуникативному развитию

«МОЙ МИР»



Возраст: 5-7 лет

срок реализации 1 год





Составитель: Стецкова Алевтина Викторовна

педагог доп. образования;

педагог - психолог












РОСТОВ-НА-ДОНУ

2016




Раздел 1. Общие положения

1.1.Пояснительная записка

Образовательная область - социально-коммуникативное развитие.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Далее ФГОС ДО) (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 г.).

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, предназначена для детей от 2 до 6 лет.

Актуальность темы программы

Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать информацию);

- говорить самому.

Но практическая работа показывает, что в связи с реализацией других направлений общеобразовательных программ ДОО, целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания.

В соответствии с ФГОС ДО воспитательно-образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

В системе дошкольного воспитания и обучения прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Дошкольные годы – период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. Поэтому важно применять в работе технологии, которые позволяют сохранить и развить возможности ребенка, без ущерба его психическому и физическому развитию. Одна из таких технологий, пользующихся большой популярностью в последнее время, представлена Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и В.М. Букатовым и носит название социо-игровой технологии.

По замыслу авторов, первая часть – социо – означает малый социум (не социальный), поэтому правильное написание через дефис. Вторая часть – игровой – подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т.е. интерактивную.

Таким образом, социо-игровая технология – это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры. Задача взрослых – помочь детям освоить доступные для возраста 5-7 лет способы и приемы эффективного взаимодействия друг с другом. т.е. сдружиться и при этом дает возможность для выявления и развития лидерских способностей детей.

Программа составлена для коррекции и развития эмоциональной и познавательной сферы, совершенствования навыков умения представлять и отстаивать свое мнение, для развития лидерских способностей через сотрудничество детей 5-7 лет.

Новизна данной программы заключается в том, что развитие и отработка навыков общения детей дошкольного возраста проходит через основную деятельность – игру, но сама структура занятия строится так, что каждый ребёнок может высказать своё мнение и аргументировано при помощи взрослого доказать, сто именно к его мнению стоит прислушаться всей группе.


1.2.Цели и задачи обучения в области соц-коммуникативного развития

Цель программы:

  • создание социо-игрового пространства для обеспечение усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные.

Задачи:

  • развитие эмоциональной и познавательной сфер, навыков произвольной регуляции поведения;

  • развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми, доверия, группового сотрудничества;

  • развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста;

  • развитие в ребёнке лидерских качеств: ответственности, активности, решительности, целеустремленности;

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения (релаксационные упражнения);

  • развитие творческих способностей детей;

  • развитие позитивной Я-концепции ребенка.


    1. Интеграция образовательных областей


Из п.2.6. ФГОС ДО следует, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области: социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и область физического развития.

В связи с этим при составлении программы использовались игры и упражнения, которые бы давали всестороннее развитие ребенка.

Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики- специально организованная деятельность с детьми должна быть  непродолжительной по времени (требования Сани ПиН), но емкой, что возможно, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второе преимущество- это обеспечение целостного восприятия ребенком окружающего мира, взаимопроникновения содержания различных образовательных областей.

При этом учитывается содержание каждой образовательной области.


«Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

«Социально - коммуникативное развитие»  направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

«Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

«Художественно - эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

«Речевое развитие» предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии.

Раздел 2. Структура и содержание программы.

    1. Принципы и подходы к формированию программы


Принципы 

  • обогащение (амплификация) детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничество педагогического коллектива с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Часть формируемая участниками педагогического процесса:

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничество образовательной организации с семьей.

Подходы

Личностно - ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей, с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;

Системно-деятельностный  подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;

Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

Часть формируемая участниками педагогического процесса:

Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.

Познавательное развитие:

- объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы.

Социально-коммуникативное развитие:

- решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.

Художественно-эстетическое развитие:- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих  культуру народов Кубани.

Речевое развитие:

- диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений.

Физическое развитие:

- взаимно  развивающее влияние педагог-ребенок-родитель.






    1. Структура и содержание программы

Компоненты программы по областям:

«Развиваем интеллект»

При создании блока «Развиваем интеллект» мы опирались на работы отечественных ученых, такие как: В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский о единстве развития мышления и деятельности, как условия полноценного интеллектуального развития ребенка,программу интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет «Цветик – семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой, А.С. Тузаевой, И.А. Козловой, программу «Мир открытий» под редакцией Петерсона Л.Г, Лыковой И.А.

Диагностика развития познавательных способностей детей, разработанная А. И. Савенковым «Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы», при помощи игровых тестовых заданий: «Найди лишнюю картинку», «Назови одним словом», «Разложи по полочкам» осуществлялась по тестам Т.Г. Макеева, субтест «Найди семью», «Последовательные картинки» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Диагностические методики, выявляющие уровень умственного развития детей пятого и шестого года жизни.

Формат:

  • коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга.

Методические приемы:

  • работа с иллюстрациями;

  • социо-игровые приемы;

  • здоровьесберегающие приемы;

  • релаксационные упражнения;

  • психогимнастические упражнения;

  • рисование коллективное, групповое, индивидуальное;

  • проблемные обучающие ситуации.

«Маленький лидер»

При создании блока «Маленький лидер» были использованы программы для детей на развитие сотрудничества с проявлениям лидерских качеств:

  • Л. М. Шипицына «Азбука общения». Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет)
  • Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы»

«Маленький лидер» составлен для создания у детей дружественных отношений на основе познания самого себя, родных, друзей.

Основные развивающие, познавательные и воспитательные задачи:

  • активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, к формированию собственных ценностных ориентаций;

  • научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;

  • сформировать у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

  • сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им;

  • развивать умение чувствовать и понимать другого человека;

  • воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

  • развить творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей.

Формат:

  • тренинг с элементами познавательных, сюжетно-ролевых игр;

  • психогимнастические упражнения;

  • индивидуальная работа.



Методические приемы:

  • работа с иллюстрациями;

  • беседы, направленные на знакомство с различными ситуациями, эмоциями, чувствами;

  • социо-игровые приемы;

  • здоровьесберегающие приемы;

  • релаксационные упражнения;

  • психогимнастические упражнения;

  • проигрывание этюдов, импровизация;

  • рисование коллективное, групповое, индивидуальное;

  • проблемные ситуации.

Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему духовно - нравственного просвещения и воспитания детей.

Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Важным свойством духовно – нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Духовно-нравственное воспитание, красной нитью проходит через всю программу.


Условия формирования группы

Группа формируется из детей 5-7 лет, отбор которых основан на наблюдении и диагностике в рамках интегративного подхода. Оптимальное количество участников в группе 10-12 человек. Это дети имеющие

  • по наблюдению воспитателей (характеристика группы);

  • по тесту Тест А.Керна, И. Ирасека (вербальный интеллект). Мышление. Кругозор.

  • тест И. Вандвик, П. Экблад– диагностика сферы общения;

  • тест «Дополнение фраз»- выявление способностей устанавливать причинно – следственные связи;

  • тест «Рыбка» определение уровня развития наглядно – образного мышления;

  • тест «Дорисовывание фигур» определение уровня развития воображения;

  • методика В.М. Когана «Классификация по заданному принципу», «Свободная классификация», «Самое непохожее»- логическое мышлений;

  • методика для исследования (из сборника Н.Я. Семаго, М.М. Семаго«Основы диагностической и коррекционной работы психолога»)вербального логического мышления: установление логических связей, исследование обобщающих операций, понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов, составление сюжетных картин, составление рассказа по последовательному ряде картинок, объединенных единым сюжетом;

  • Методика оценки уровня развития общего и невербального интеллекта – стандартизированная методика "Прогрессивные цветные матрицы" Дж. Равенна.


Условия проведения

Курс состоит из 24 коррекционных занятий.

Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 минут.

  1. Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки, необходимые для занятий.

  2. Периодичность встреч участников программы – 1-2 раза в неделю.

  3. Занятия данной программы включают в себя игры на взаимодействие, подвижные игры, ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастику (имитационные игры); свободное и тематическое рисование; беседы, обсуждение рассказов, игр и т.п.; танцы, ритмику, телесные упражнения.

  4. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

  5. Перед началом работы по программе ведущему необходимо встретиться с родителями детей. Контакты с родителями необходимо поддерживать на протяжении всего курса.







Структура занятия.

Занятие состоит из нескольких частей.

Часть 1. Вводная.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия.

Часть 2. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка.

Часть 3. Завершающая.

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепления положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается заполнение «Дневника настроения», ритуал прощания.

    1. Тематический план

Тематический план занятий можно представить в виде таблицы

п/п

Тема занятия

Количество часов

Давайте познакомимся

1

Учимся расставаться

1

«Играем, общаемся, учимся вместе» ( в гостях у Тиши и педагога-психолога)

1

Чужая игрушка

1

«Правила вежливости»

1

Ссориться не будем!

1

Как поступить?

1

«Моя семья»

1

«Мои друзья»

1

«Мышление»

3

Право на ошибку

1

«Воображение»

3

«Кто я? Какой я?»

2

Играть вместе веселее

1

«Внимание и память»

3

Что такое доброта? Это сердца высота!

1

Праздник друзей

1

ИТОГО


24



Раздел 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения и планируемые результаты обучения.

3.1. личностные компетенции

Личностная компетенция – развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях. 

Личностная компетенция формируется одновременно с социальной. Она также требует особых условий для своего развития. Личностная компетенция предполагает развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях.

Социальная компетенция дошкольника включает в себя усвоение этических норм, освоение социальных отношений.

Т.В. Ермолова выделяет наиболее важные составляющие социальной компетентности дошкольников

  1. Представления детей о себе как об объекте и субъекте социальных отношений;

  2. Оценка детей адекватности или неадекватности своего поведения при решении социальных задач;

  3.  Наличие в поведении детей нового способа саморегуляции

Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Социально-коммуникативная компетентность

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

2. Умение получать необходимую информацию в общении.

3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.

6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д)

8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9. Умение принимать и оказывать помощь.

10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.


3.2. планируемые результаты

  • развитие способности познания себя и других людей;

  • становление коммуникативных навыков (умение выражать свои чувства и переживания);

  • сформированность навыков самораскрытия и творческого самовыражении;

  • улучшение детско-родительских отношений;

  • повышение уровня самооценки;

  • развитие лидерских способностей;

  • эмоциональное принятие различных ситуаций.


Раздел 4. Образовательные технологии

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Технологии проектной деятельности.

Один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. В современной дошкольной педагогике особое место занимает интегративный подход к реализации программы, т.е. их взаимопроникновение друг в друга, что способствует развитию творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.

Один из нескольких вариантов интеграции - интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема, что становится возможным в применении проектного метода или технологии проектирования.

Информационно-коммуникативные технологии.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности взрослых в сфере раннего обучения детей. Они позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивают интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания посредством современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)

Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

  • группы игр на различение реальных явлений от нереальных;

  • группы игр на воспитание умения владеть собой: реакции на слово, фонематического слуха, смекалки и др.

Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для этого разрабатываемые для обучения детей технологии должны содержать пошагово описанную систему игровых заданий или игр, чтобы педагог был уверен в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком предметного содержания. Этот уровень достижений должен диагностироваться, а сама технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.



Социо-игровые технологии.

Цель их - развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры воспитанников через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста.

Формы организации: Коллективные дела, Работа в малых группах на занятиях, Тренинги на умение договориться; Сказкотерапия; Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации сюжетно-ролевые и режиссерские игры; Самопрезентации; Приемы социально направленные на создание ситуаций успеха и комфортности; Методы создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

Правила и условия организации игры:

1. Использование работы малыми группами - «группами ровесников»;

2. «Смена лидерства»;

3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки);

4. Смена темпа и ритма;

5.Наличие интеграции всех видов деятельности

Кейс-технолог.

Кейс-технологии используют описание реальных социальных ситуаций.

В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации. Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Цель технологии - развитие, с одной стороны, качеств мышления (гибкость, подвижность, системность, диалектичность); с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении. Когда что – то в нем хорошо, а что- то плохо, что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно.

Следующий этап разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед - это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

Следующий этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала.

Цель игр – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо - плохо», «Письмо SOS» с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны ТРИЗ. На занятиях по ознакомлению с художественной литературе дети сочиняют сказки с помощью схем

Технология портфолио дошкольника.

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.

Методы и техники, используемые в программе

  • Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций «На корабле», «Вокзал», «Больница», «Школа» и т.д.

  • Методика Выготского – Сахарова для исследования сформированности понятийного мышления.

  • Дидактические игры.

  • Метод проектирования: наблюдение, анализ явлений, сравнение, обобщение, исследовательская работа (входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

  • Рисование – фантазирование по замыслу (самостоятельный поиск оригинального содержания, развитие творческого воображения, воспитание самостоятельности, инициативы, уверенности).

  • Аппликация силуэтная с элементами рисования (составление образов, «расшифровка» смысла).


Раздел 5. Оценочные средства для оценки освоения дисциплины.

    1. 5.1. Критерии оценивания динамики освоения программы.

                1. Осуществляется за счёт изучения анкет-опросников родителей. Мониторинг родителей проводится не менее трёх раз в течении времени реализации программы. Заключительный опрос проводится на собрании по окончанию программы.

И проведения диагностики готовности к школьному обучению при помощи методики: «Диагностика готовности ребенка к школьному обучению», автор Нежнова.


    1. Раздел 6. Оснащенность образовательного процесса:

    1. Основная литература

  1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002. – 46с.

  2. Бретт Д. “Жила-была девочка, похожая на тебя...” / Пер. с англ. Г.А. Павлова. М.: Независимая фирма “Класс”. 1996. С.224.

  3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Волшебный источник творчества: Сказкотерапия // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе, 1997, № 3. С. 96- 112.

  5. Сказка как источник творчества детей: Пособия для педагогов дошк. учреждений / Науч. рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.




    1. Дополнительная литература

  1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 194с.

  2. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985

  3. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2008.

  4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. — М.: Гном и Д.

  5. Орлова Л.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сенсомоторной арт-терапии (практикум для психологов, педагогов и родителей) Издательство “Весть” ГОУ ВПО “ШГПУ”, 2006. – 134с.

  6. Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности.// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1983. – с.102-134

    1. Программно-информационное обеспечение. Интернет-ресурсы

http://nattik.ru/?p=4707 Играем и развиваемся.

http://www.solnet.ee/ng/#1 Детский игровой портал. СОЛНЫШКО

6.4. Материально-техническая обеспечение

  • мультимедийная доска;

  • проигрывающая система;

  • диски с записями звуков природы, мелодии разного направления;

  • материалы для игр и упражнений, реквизит для игр и этюдов;

  • цветная бумага и картон разных форматов;

  • краски, карандаши, фломастеры;

  • небольшие сувениры или наклейки для поощрений, награждений.






























Приложение №

Использование арт-методик

  Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.  Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. 
Проведение занятий с использованием арт-техник:

  • способствует снятию детских страхов;

  • развивает уверенность в своих силах;

  • развивает пространственное мышление;

  • учит детей свободно выражать свой замысел;

  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;

  • учит детей работать с разнообразным материалом;

  • развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;

  • развивает мелкую моторику рук и тактильное восприятие;

  • способствуют пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

  • внимания и усидчивости;

  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

  • развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

      Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Некоторые рисуночные методы применяем в групповой работе с детьми в социо-игровом стиле ведения занятий. Вот некоторые из них.

1.Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги. 

Формат бумаги полезно менять. Длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя сверстника или родителя (мамы,папы). А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Рисующие договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

2.Рисование пальчиками в группе или одному.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 

Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.

3.Рисование ладошками в группе или одному.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, пальчиковые краски, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 
4.Рисование с секретом.
    Берется прямоугольный лист бумаги, 3-6 карандаша.( по числу человек в группе). Распределяются дети: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое дети рассматривают, обводят и дорисовывают в своей группе. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. 

6.Рисование с помощью открыток

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему. 

 7.Рисование линий с характером.

Для этого задания понадобятся бумага форматаА3 и фломастеры. Предлагаем детям выбрать цвет и линию для изображения злой, спокойной, сердитой, доброй, ласковой, хитрой, зубастой, веселой, больной и т.д. линий. Все они могут жить в одном доме или вразных и ходить друг к другу в гости. Работая в группе детей, можно просить выбрать линии по своему настроению и придумать рассказ. Это задание учит понимать, различать и изображать с помощью линии разные человеческие чувства, ощущения.

8.Рисование лабиринта с помощью разных линий.

Для этого задания понадобятся снова бумага формата А3 и фломастеры или яркие карандаши. Дети уже умеют рисовать линии с характерами, поэтому сейчас предлагается задание прогулки по листу бумаги разними линиями в разных направлениях. Задание напоминает метод фрактального рисования. Затем предлагается обыграть и оживить получившийся лабиринт, раскрасить разными цветами получившиеся фигурки, силуэты, придумать сказку и рассказать детям.

9.Как из мячика сделать ромашку, или дорисуй геометрически е фигуры.

Предлагается работать с заданными фигурами разного цвета. В этом задании хорошо развивается воображение детей. Для этого вырезаются детьми сначала разные фигуры (три кружка: черный, зеленый и красный; три квадратика разного цвета и три прямоугольника разного цвета), которые приклеиваются и дорисовываются до необходимых предеметов. У нас – это интерьер комнаты. Работа снова коллективная, договорная. Затем один от группы презентует свою комнату для всех.

10.Рисование пластилином или пластилинография.

Выбор средств: мягкий пластичный пластилин, бумага разного цвета, обои или картон. Детям предлагается раскрасить пластилином изображения (готовые или которые сами дети нарисуют) разными способами: разноцветными жгутиками, комочками. Можно потом сочинить историю и включить в нее всех персонажей. Детям разрешается всем вместе рассказать историю или лидер группы рассказывает для слушателей историю.




Приложение №

Описание некоторых упражнений

Упражнение “Цветная сказка”.

У каждого на столе набор из цветных полосок. По мере прослушивания дети на столе выкладывают на столе цветную дорожку. Психолог дублирует все на доске.

Сказка

Пришел дед в огород и стал копать землю. А земля какая? (черная – выкладываем полоску черного цвета). Вскопал и посадил репку. А репка какая? (желтая). Стала репка расти, подрастать, а ботва у нее какая? (зеленая – полоска зеленого цвета). Созрела репа, стал дед ее тянуть. Устал, стало у него лицо какое? (красное). Сбросил дед фуфайку. Какую? (серую). Сел отдохнуть, а небо над ним какого цвета? (Синего). Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть репку. Устала бабка, лицо у нее стало? (белое). А солнце печет, какого цвета? (оранжевое). Позвала бабка внучку. Прибежала внучка, а платочек у нее какой? (бардовый).Стали звать Жучку, язычок у нее какой? (розовый). Позвали кошку какую? (серую). Тянут потянут – вытянуть не могут. Позвали мышку. Тянули они репку, тянули и вытянули! Достали горшок, какой? (коричневый) и наварили каши! А каша какого цвета? (желтая!)

Упражнение “Азбука хороших слов”.

Педагог – психолог предлагает детям каждое занятие составлять азбуку хороших слов, то есть вспоминать добрые, хорошие слова на буквы алфавита, например на букву “А” (аккуратный, ароматный, аппетитный, активный, авторитетный)

Игра “Добрый вечер” (добрый день, доброе утро).

Психолог: Мне очень хочется пожелать всем доброго вечера. Всем – всем, каждому из вас! Добрый вечер, ребята! Я скажу слова: “Добрый вечер…” и назову кого-то из нашей группы. Те, кого я назову, ответят мне “добрый вечер”. Попробуем?

“добрый вечер всем мальчикам!”

“добрый вечер всем девочкам!”

“добрый вечер, всем тем, кто утром чистил зубы!” и т.д.

Последнее надо сказать: “добрый вечер, всем тем, кто хочет узнать, что-то новое” или “добрый вечер всем, кто пришел учиться”

Игра. “Внимание, разыскивается”.

Психолог: “Представьте, что в нашей группе есть волшебное радио, которое передает сообщения о потерявшихся ребятах. Но вот, что интересно: все эти ребята находятся здесь! Вам надо только внимательно посмотреть вокруг и найти того, о ком передают сообщение. Итак, внимание – внимание! Разыскивается мальчик. У него темные волосы, серые глаза , синий свитер и т.д. Кто же это? Кто догадался, поднимите руку и ждите, пока я вас спрошу!”

Упражнение – приветствие «Здравствуйте».

Все дети и психолог встают в круг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав – ствуй – те», делают несколько шагов вперед и встречаются в центре круга.

Упражнение «Поздороваться с соседом справа».

Дети по очереди по кругу здороваются с соседом справа, называя его имя и улыбаясь

Упражнение «Поздороваться с соседом слева».

Дети по очереди по кругу здороваются с соседом слева, называя его имя и улыбаясь.

Упражнение «Здравствуйте».

Дети произвольно двигаются по комнате под музыку, и, встречаясь друг с другом, улыбаются, здороваются: «Здравствуй, (имя ребенка)» и продолжают движение.

Упражнение «Комплименты».

Стоя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!», затем он дарит комплимент своему соседу и так далее.



Упражнение «Связующая нить».

Дети стоят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает психолог, показывая тем самым пример. Когда клубок вернется к психологу, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Игра «Я хотел бы быть таким, как ты».

«В каждом человеке есть много прекрасных черт. Давайте подумаем, какими достоинствами обладает каждый из ребят нашей группы, и в чем бы вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же… (умным, красивым, радостным и пр.), как ты». Дети должны подойти к каждому ребенку.

Игра «Подарки».

Дети стоят в кругу. Психолог говорит, что сейчас каждый может подарить и получить подарок. Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня…» он обращается к сидящему рядом и описывает то, что он придумал преподнести (настроение, прикосновение, цветок, стихотворение, песенку и т.д.). Чем необычнее будет подарок, тем лучше. Принимающий подарок благодарит и дарит что-то следующему по кругу. Психолог следит, чтобы все дети получили свои подарки.

Этюд «Цветок».

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко (дети сидят на корточках, сжавшись и опустив голову). Из семечка проклюнулся росток (сидя на корточках, распрямились). Из ростка вырос прекрасный цветок ( медленно поднимаются). Нежится на солнце цветочек, подставляет теплу и свету свои лепестки, подставляет свою голову солнцу, поворачивает ею вслед за солнцем.



Упражнение «Ожерелье».

Дети встают в плотный круг. Они – «бусинки» красивого ожерелья, тесно прижимаются друг к другу, бегают по «шее» хозяйки, так же плотно прижавшись. Психолог подходит к «ожерелью» и пытается его «разорвать». Если ему это удается, «бусинки» рассыпаются по полу, хаотично бегают по нему. Психолог ловит их, по очереди крепко держа за руку первую, та – вторую пойманную психологом, вторая – третью и т.д., пока не соберет снова все «ожерелье» и не сделает его плотным и крепким. После проведения упражнения дети описывают свои эмоции.































Приложение №

Методика: «Диагностика готовности ребенка к школьному обучению»

(автор Нежнова).

 

Оборудование: 9 вопросов, вопросы в закрытой форме.

Цель: выявить мотивационную готовность ребёнка к школьному обучению.

Оценка мотивов готовности к школьному обучению.

Отношение к школе – 1, 2, 3 вопросы.

Степень осознанности школьного содержания занятий – 4 и 7 вопросы.

Ориентировка на школьные формы поведения – 5, 8, 9 вопросы.

Готовность признания авторитета учителя – 6 вопрос.

1 ответ – 2 балла

2 ответ – 0 баллов

3 ответ – 1 балл

18 баллов – высокая шкала социального заказа (недостоверный ответ).

От 14 до 17 – высокая степень сформированности мотивационной готовности

От 13 до 9  – средняя степень сформированности мотивационной готовности.

Менее 9 баллов – низкая степень сформированности мотивационной

                           готовности, несформированность мотивационной готовности.

Вопросы:

  1. Хочешь ли ты идти в школу? 

(да – 2 балла, нет – 0 баллов, не знаю – 1 балл)

Я буду рассказывать маленькие истории, которые могли бы произойти с тобой, а ты мне будешь говорить, что бы ты сделал, как бы поступил, если бы эти истории произошли с тобой.

  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг тебе скажет: «Ты такой маленький, тебе трудно ходить в школу. Если ты хочешь, я пойду в школу и попрошу, чтобы тебя на месяц или на год отпустили?»  

(не хочу – 2 балла, да я посижу дома – 0 баллов, не знаю мне всё равно – 1 б.)

  1. Представь себе, что мама так и поступила и договорилась, чтобы тебя отпустили из школы. Ты встал, помылся, идти в школу не надо. Что бы ты стал делать? Чем бы стал заниматься, пока другие ребята в школе?

(стал бы писать, читать–2б.; стал бы играть, спать, смотреть телевизор – 0б.; не знаю – 1б.)

  1. Представь себе, что ты пошёл гулять и встретил бы там мальчика или девочку такого же возраста как ты, но он не ходит в школу. Он тебе позавидовал и спросил: «Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?» Что ты ему посоветуешь?

(научиться читать, писать, считать-2б.; играть, смотреть телевизор, нагуляться-0б.; не знаю-1б.)

  1. Представь себе, что не ты будешь ходить каждый день в школу, а к тебе будет приходить учитель домой. Что ты выберешь:( школьный коллектив-2б.; домашнее обучение-0б.; не знаю-1б.)?

  2. Представь себе, что учительница неожиданно уехала на 1 месяц. К вам приходит директор школы и говорит: «Мы можем предоставить вам другую учительницу или попросить мам, чтобы каждая по одному дню побывала в классе. Что лучше?»

(учительница – 2 балла, мама – 0 баллов, все равно – 1 балл)

  1. Представь себе, что есть две школы: школа зайчиков и школа медвежат. В школе зайчиков каждый день уроки математики, письма, чтения, а рисование, музыка, физкультура бывают редко. А в школе медвежат всё наоборот. В какой школе ты бы хотел учиться?

(в школе зайчиков, медвежат, не знаю)

  1. Представь себе, что есть ещё две школы: школа гномиков и школа шустриков. В школе гномиков от всех требуется внимательно слушать, не разговаривать, поднимать руку, если хочешь что-то спросить. А в школе шустриков можно вставать, ходить, разговаривать с соседом. В какой школе ты бы хотел учиться?

(в школе гномиков – 2 балла, шустриков – 0 баллов, не знаю – 1 балл)

  1. Представь себе, что в какой-то из дней ты так хорошо работал на уроке,

что учительница сказала: «Я хочу тебя наградить. Выбирай чем: игрушкой, шоколадкой или хорошей оценкой.

(игрушка, шоколадка-0б.; хорошая оценка-2б.; не знаю-1б.)

  





































Приложение №

Анкета родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас заполнить анкету, для чего достаточно любым знаком отметить выбранные ответы и, если необходимо, сформулировать свой вариант в строке «ИНОЕ».

1. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДОЛЖНА ДАТЬ ДЕТЯМ ДАННАЯ ПРОГРАММА?

Отметьте всё, что считаете нужным.

1. Подготовку к школе.

2. Помощь в развитии способностей.

3. Научиться быть в коллективе, общаться с детьми.

4. Умение себя вести (правила поведения).

6. Помощь родителям в уходе, оздоровлении и воспитании ребёнка.

7. Сохранение и укрепление здоровья.

8.ИНОЕ___________________________________________________________

2. ОТВЕЧАЕТ ЛИ ПРОГРАММА ВАШИМ ОЖИДАНИЯМ И ЗАПРОСАМ?

Выберете один вариант ответа.

1. Да.

2. Частично.

3. Нет.

4. Затрудняюсь ответить.

3. КАК ВЫ МОГЛИ БЫ ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ОТНОШЕНИЕ ВАШЕГО РЕБЁНКА К ЗАНЯТИЯМ?

Отметьте всё, что считаете нужным.

1. Ему нравится ходить на занятия.

2. Жалуется на усталость.

3. Имеет много друзей.

4. Нравятся многие занятия, часто рассказывает об участии в них.

5. С удовольствием участвует в, играх, соревнованиях и рассказывает о них.

6. Не хочет ходить на занятия.

7.ИНОЕ___________________________________________________________

8. Затрудняюсь ответить.

4. КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, НАСКОЛЬКО ВАШЕМУ РЕБЁНКУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНО НА ЗАНЯТИЯХ?

Выберете один вариант ответа.

1. Вполне комфортно.

2. Скорее комфортно, чем нет.

3. Трудно сказать.

4. Скорее некомфортно.

5. Совершенно некомфортно.

5. ПРЕДУСМОТРЕНЫ ЛИ В ПРОГРАММЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА?

Выберете один вариант ответа.

1.Такие условия предусмотрены.

2. Предусмотрены частично.

3. Таких условий нет.

4. Затрудняемся ответить.

5.ИНОЕ___________________________________________________________

Вопросы №6,7 адресованы родителям, только после окончания программы

6. ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ?

Отметьте всё, что считаете нужным.

1. Педагогический коллектив обеспечил высокий уровень предшкольной подготовки ребёнка, достаточный для обучения в школе.

2. Уровень образовательной подготовки ребёнка недостаточный.

3. Уровень психологической готовности недостаточный.

4.ИНОЕ___________________________________________________________

6. Затрудняюсь ответить.

7. ПОСОВЕТОВАЛИ БЫ ВЫ СЕГОДНЯ СВОИМ ЗНАКОМЫМ ПРИВЕСТИ РЕБЁНКА В «ДЕТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»?

Выберете один вариант ответа.

1. Да, несомненно.

2. Трудно сказать.

3. Нет.

Благодарим за помощь в работе!





Приложение №

Диагностика развития познавательных способностей детей

Субтест1.

Мышление

Цель: оценка образно – логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.

1. Четвертое лишнее

Инструкция: «На каждой из картинок 1 из 4 изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на них и определи, какой предмет и почему является лишним».

За каждый правильный ответ выставляется по одному баллу.

2. Аналогии.

Инструкция: «Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему, то есть найти ему пару».

Слова: ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА - …

МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ…

ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК…

ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ - …

ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ …

УТЮГ – ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН -…

За каждый правильный ответ выставляется по одному баллу.

Оценка результатов:

5 – высокий

29 – средний

6- низкий





Субтест 2.

Речь. Причинно-следственные связи.«Последовательные картинки»

Цель: оценка возможностей составления связного рассказа по серии картинок, установления связи событий, отраженных на этих картинках.

Инструкция: перемешанные картинки (5 штук) положить перед ребенком со словами: «У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)».

Оценка результатов:

  • Сам разложил – высокий уровень – 4 балла

  • Сам разложил, но ошибся и сам исправил – хороший уровень - 3

  • Если исправил с помощью педагога – средний уровень - 2

  • Не справился с заданием – низкий уровень – 1 балл

  • Разложил и содержательно рассказал – высокий уровень - 4

  • Разложил и рассказал, использовав 2-3 сложные предложения – хороший уровень - 3 балла

  • Есть нарушения причинно-следственные связи (описывает все картинки отдельно) – средний уровень - 2 балла

  • Только отвечает на вопросы педагога – низкий уровень - 1 балл












Диагностика развития коммуникативных навыков

«Два домика»  (методика И. Вандвик, П. Экблад) диагностика сферы общения ребенка. Методика предназначена для обследования детей 5-6 лет. 
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы 
Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры). 
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета. 
На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).