ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Значение экологических знаний на современном этапе развития общества особенно возросло, когда перед человечеством встала необходимость решения глобальных экологических проблем. Одна из таких проблем – сокращение биоразнообразия на планете. В результате человеческой деятельности сокращается не только количество видов растений и животных, но и разнообразие экосистем, что ведёт к нарушению их устойчивости и в конечном счёте пагубно влияет на здоровье самого человека.
Предлагаемый элективный курс знакомит учащихся старших классов с проблемой сокращения биоразнообразия и возможными путями её решения, способствуя формированию у школьников экологического мышления и активной жизненной позиции по сохранению окружающей среды.
Курс рассчитан на 17 часов.
При изучении данного курса используются технологии проектного обучения.
При проведении занятий использую различные формы экологического обучения:
Решение проблем – постановка перед детьми реальных жизненных ситуаций для последующего их разрешения.
Моделирование – введение ученика в ситуации реального опыта.
Экспертиза – изучение части материала, исследование.
Мониторинг – наблюдение за живыми объектами.
Работа с научно-популярной литературой.
Практическая работа – использование знаний, умений и навыков учащимися для разработки собственного проекта.
ЗАДАЧИ КУРСА
Формирование знаний о биоразнообразии и его значении, об объектах биосферы, на которые влияет деятельность человека, причинах сокращения биоразнообразия и возможностях его сохранения.
Формирование оценочных знаний состояния местных экосистем, воздействия условий среды на живые организмы, возможностей оптимизации процесса взаимодействия природы и общества, норм правовых и нравственных отношений.
Развитие исследовательских, проектировочных и коммуникативных умений, в том числе осуществлять самоуправление учебно - познавательной деятельностью.
Развитие умений работать с экологическими картами, проводить и регистрировать наблюдения в природе, прогнозировать последствия воздействия человека на природные экосистемы, соблюдать нормы поведения при личном общении с природными объектами и комплексами, выбирать рациональные способы использования природных ресурсов.
Содержание курса
Раздел 1. Биологическое разнообразие
Понятие биоразнообразия.
Биологическое разнообразие как наиболее объективный фактор оценки состояния окружающей среды и устойчивости экосистем.
Уровни биологического разнообразия: генетическое, видовое, разнообразие экосистем.
Причины сокращения биоразнообразия: чрезмерная добыча полезных ископаемых, разрушение мест обитания животных и растений, заселение новыми видами, изъятие ресурсов, изменение ландшафта (появление искусственных преград), загрязнение среды обитания.
Редкие и исчезающие виды растений и животных и причины сокращения их численности.
Последствия снижения биологического разнообразия.
Международная программа «Биологическое разнообразие».
Исследовательская программа «Диверситас»
Основные направления изучения биоразнообразия.
Функционирование экосистем и поддержание биоразнообразия. Стабильность экосистем и их способность к восстановлению. Роль биоразнообразия в экосистемных процессах.
Происхождение, сохранение и изменения биоразнообразия. Реакция видов на изменения среды обитания. Популяционные и генетические процессы поддержания биоразнообразия.
Систематика: инвентаризация и классификация биоразнообразия. Оценка современного биоразнообразия. Мониторинг биоразнообразия. Эффективные и стандартные методы мониторинга. Управление биоразнообразием. Системы мониторинга и прогнозирования изменений биоразнообразия в разных частях планеты.
Охрана, восстановление и устойчивое использование биоразнообразия. Факторы, изменяющие биоразнообразие. Меры по охране биоразнообразия. Восстановление нарушенных экосистем. Демографические и генетические изменения в популяциях живых организмов.
Биоразнообразие почв и донных отложений. Морское биоразнообразие. Биоразнообразие микроорганизмов. Пресноводное биоразнообразие. Роль человека в управлении биоразнообразием.
Реализация Конвенции о биоразнообразии в России.
Раздел 2. Уровни биоразнообразия
Системная концепция биоразнообразия. Работы Ж. Кювье. К. Бернара, Н. И. Вавилова, Д. Рейя, К. Линнея, П. Семенова-Тян-Шанского.
Генетическое разнообразие. Популяционная генетика. Закон Харди - Вайнберга.
Видовое разнообразие. Динамика видового разнообразия. Связь видового богатства с различными факторами. Факторы, влияющие на видовое разнообразие: продуктивность, пространственная неоднородность, климатические колебания, ,суровость среды,возраст сообщества( эволюционное время), градиенты видового богатства( широта, высота, Глубина). Сукцессия. Каскадный эффект.
Динамика видового богатства по данным палеонтологической летописи.
Биоразнообразие, созданное человеком. Методы и достижения селекции и генной инженерии.
Экосистемное разнообразие.
Инвентаризационное и дифференцирующее разнообразие. Таксономическое и типологическое разнообразие организмов. Биохорологическое разнообразие. Структурное разнообразие.
Научная классификация организмов. Категория вида. Внутривидовые категории (расы и подвиды). Микроэволюция. Макроэволюция. Генотаксономия. Жизненные формы и биологическое разнообразие. Инвентаризация видов.
Раздел 3. Оценка биоразнообразия и охрана природы
Видовое богатство России. Видовое богатство флоры и фауны Челябинской области. Способы сохранения организмов, популяций и видов как объектов разнообразия.
Способы сохранения биоценозов, экосистем, биосферы как объектов биоразнообразия.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Форма работы | Контроль |
1. | | Введение. Понятие биоразнообразия. | Семинар | |
2. | | Международная программа «Биологическое разнообразие». | | |
3. | | Генетическое разнообразие. | Решение задач по популяционной генетике | |
4. | | Видовое разнообразие. | Практическая работа Изучение видового состава одного из наиболее распространённого типа биоценоза. | |
5. | | Динамика видового разнообразия. | | |
6. | | Биоразнообразие, созданное человеком. | Экскурсия в экологический центр для ознакомления с декоративными породами домашних животных. | Составление отчёта о проделанной работе, оформление фото- и видеоматериалов, стенда и выставки рисунков, докладов |
7. | | Экосистемное разнообразие. | | |
8. | | Структурное разнообразие. | | |
9. | | Связь видового богатства с различными факторами. | | |
10. | | Динамика видового богатства по данным палеонтологической летописи. | | |
11. | | Таксономическое и типологическое разнообразие организмов. | | |
12. | | Научная классификация организмов. | | |
13. | | Жизненные формы и биологическое разнообразие. | | |
14. | | Видовое богатство России. | Практическая работа Наблюдение за синантропными видами птиц (голуби, вороны, галки, воробьи), изучение влияния жизнедеятельности человека на их численность и поведение. | |
15. | | Видовое богатство флоры и фауны Челябинской области. | Экскурсии в краеведческий музей, для изучения многообразия животного и растительного мира. | Составление отчёта о проделанной работе, оформление фото- и видеоматериалов, стенда и выставки рисунков, докладов |
16. | | Оценка биоразнообразия и охрана природы. | Практическая работа Изучение видового состава растений и картирование зелёных насаждений в районе расположения школы. | |
17. | | Итоговая работа по курсу «Биоразнообразие». | Защита проектов | |
Темы для проектов
1.Земля, которую мы не знаем
2. Водные беспозвоночные – биоиндикаторы водоемов
3. Отношение к биоразнообразию: голоса истории и современности
4. Оценка экологического состояния растительного сообщества
5. Зоопарк как способ сохранения видового разнообразия животных
6. Законодательные акты по охране животных
7. Международные соглашения по охране животных
8. Международный день биологического разнообразия
Рекомендуемая литература
1.Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии.- М: МДС, 1996.
2.Алексеев С.В. , Гущина Э.В., Муравьёв А.Г. Город и окружающая среда: пособие для учителя.- СПб.: Крисмас+,1996.
3.Алексеев С.В. Экология: учеб.пособие для 9кл.средней школы .-СПб.: СМИО Пресс, 1998.
4.Анастасова Л.П., Кучер Т.В., Николаев И.В. Человек и окружающая среда.- М.: Валент, 1995.
5..Винокурова Н.Ф., ТрушинВ.В.Глобальная экология.М.:Просвещение,1998.
6.Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. – М.: Устойчивый мир, 2000.
7.Муравьёв А.Г. Оценка экологического состояния природно- антропогенного комплекса.- Спб.: Крисмас+, 2000.
8.Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Экология России: книга для учителя.- М.:МДС,1996.
9.Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1995.
10. Школьный экологический мониторинг: учебно-методическое пособие/ под ред. Т.Я. Ашихминой.-М.: АГАР,2000.