СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Анализ текста. Теория и практика. Сочинение- рассуждение на основе текста."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Анализ текста. Теория и практика. Сочинение- рассуждение на основе текста" для учащихся 10-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Анализ текста. Теория и практика. Сочинение- рассуждение на основе текста."»

МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф.Алешина






РЕКОМЕНДОВАНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Руководитель ШМО Зам. директора Директор школы

И.А.Мослякова В.В.Коптева И.Н.Кухаренкова







Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

«Анализ текста. Теория и практика»

10 - 11 класс



Учитель: Мослякова И.А.






























Пояснительная записка

Элективный курс по русскому языку «Анализ текста. Теория и практика » предлагается для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы, составлен на основе Программы по русскому для средней (полной) школы (базовый уровень), составитель Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., авторских программ Т.Н.Скоробогатовой и Л.Д.Беднарской и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Курс рассчитан на 68 часов.


Общая характеристика курса

Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в учебные заведения. В части С экзаменационного теста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Данное задание проверяет прежде всего сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и составления собственных высказываний, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления. Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ. Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения. Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания. Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ. Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ и зачет по теории курса.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.



Цели элективного курса



1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
2. Совершенствовать и развивать умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.

3. Расширить опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте.

4. Совершенствовать и развивать умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

6. Совершенствовать умение правильного оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка

5. Формировать опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств.



Задачи элективного курса

  1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

  2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

  3. Способствовать развитию письменной речи.

  4. Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.



Результаты освоения курса

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

  • виды текста;

  • определение понятий «вступление» и «заключение»;

  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

должны уметь:

  • правильно понимать исходный текст;

  • «расшифровывать» информацию текста;

  • составлять вступление и заключение;

  • формулировать основную проблему текста;

  • комментировать основную проблему текста;

  • выявлять позицию автора и способы её выражения;

  • определять собственное мнение по проблеме, аргументировать свою позицию;

  • составлять текст, учитывая смысловую цельность, речевую связность и последовательность в изложении.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.



Основное содержание курса

Первый раздел «Стилистический и типологический анализ текста » (10 класс, 34 часа). Содержание: Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

В этом разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение» (11 класс, 34 часа).

Содержание: Анализ текста. Содержание исходного текста. Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе. Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. Основная часть сочинения. Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения. Тренировочные сочинения.

Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.









Календарно-тематическое планирование



68 ч

Тема

 

Стилистический и типологический анализ текста

1-2

Текст как единица речи. Признаки текста, информированность текста.

3

Содержание исходного текста.

4-5

Выделение микротем в тексте

6

Средства связи между частями текста. Способы связи предложений в тексте

7-9

Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста


10-11



12

13-14

15-16

Языковые нормы. Типы норм: орфоэпические нормы. Акцентология. Особенности русского ударения.

Лексические нормы

Морфологические нормы

Синтаксические нормы

17

Словари русского языка.

18

Практикум. Работа со словарями. Соблюдение нормированности речи.

19-20

Стили речи

21-22

Тексты функциональных стилей. Анализ композиции текстов.

23-24

Типы речи как основные способы отражения деятельности

25-27

Понятие стилистических возможностей языковых средств.


28-29

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих текст

30-31

Составление памятки по анализу текста. Комплексная работа с текстом (по материалам ЕГЭ)

32-33

Контрольная работа по анализу текста

34

Анализ контрольной работы

 

Сочинение-рассуждение на основе текста

35-36

Основные требования к сочинению. Критерии оценивания части С.

37

Оценка текста. Рецензия


38

Эссе

39-41

Способы моделирования вступления сочинения

Смысловые и грамматические связи предложений


42-44

Проблемы исходных текстов. Типы проблем, способы выявления проблемы. Клише для формулирования проблемы. Типовые ошибки при формулировании проблемы

45-46

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Клише для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения

47-48

Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Выявление авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора.


49-50


Аргументация собственного мнения, виды аргументов, структура аргумента, типичные ошибки аргументации

51- 52

Заключительная часть сочинения, виды заключения

53

54

55

56

57

Речевое оформление сочинения. Предупреждение ошибок при написании сочинения:

Грамматические ошибки

Речевые ошибки

Логические ошибки

Фактические ошибки

58-60

«Поработайте экспертами». «Экспертиза» текстов (анализ готовых сочинений-рассуждений)

61 -62

«Поработайте писателями». Написание сочинений и их анализ

63-64

Итоговая проверочная работа

65-66

Анализ выполнения и работа над ошибками

67-68

Резервные




Литература:

  1. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

  2. Беднарская Л.Д.. Элективные курсы по русскому языку для 10-11-х классов. Орел-2007.

  3. Власенков А.И. Учебник «Русский язык» в 10-11 классах». Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».

  4. Егораева Г. Т.. «Русский язык», выполнение задания части С.

  5. Нелюбова Н.Я., КадашниковаН.Ю. и др. Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов (рекомендации, уроки, дидактический материал, образцы сочинений) . Волгоград: Учитель, 2010.

  6. ПавловаТ.И., Раннева Н.А.. Сочинение-рассуждение. Творческое задание ( часть С) на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2013.

  7. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2012.