МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф.Алешина
РЕКОМЕНДОВАНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Руководитель ШМО Зам. директора Директор школы
И.А.Мослякова В.В.Коптева И.Н.Кухаренкова
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Анализ текста. Теория и практика»
10 - 11 класс
Учитель: Мослякова И.А.
Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «Анализ текста. Теория и практика » предлагается для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы, составлен на основе Программы по русскому для средней (полной) школы (базовый уровень), составитель Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., авторских программ Т.Н.Скоробогатовой и Л.Д.Беднарской и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Курс рассчитан на 68 часов.
Общая характеристика курса
Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в учебные заведения. В части С экзаменационного теста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Данное задание проверяет прежде всего сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и составления собственных высказываний, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления. Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ. Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения. Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания. Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ. Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания части С ЕГЭ и зачет по теории курса.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Цели элективного курса
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
2. Совершенствовать и развивать умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Расширить опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте.
4. Совершенствовать и развивать умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
6. Совершенствовать умение правильного оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка
5. Формировать опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств.
Задачи элективного курса
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
Способствовать развитию письменной речи.
Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Результаты освоения курса
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
виды текста;
определение понятий «вступление» и «заключение»;
что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
должны уметь:
правильно понимать исходный текст;
«расшифровывать» информацию текста;
составлять вступление и заключение;
формулировать основную проблему текста;
комментировать основную проблему текста;
выявлять позицию автора и способы её выражения;
определять собственное мнение по проблеме, аргументировать свою позицию;
составлять текст, учитывая смысловую цельность, речевую связность и последовательность в изложении.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
Основное содержание курса
Первый раздел «Стилистический и типологический анализ текста » (10 класс, 34 часа). Содержание: Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.
В этом разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение» (11 класс, 34 часа).
Содержание: Анализ текста. Содержание исходного текста. Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе. Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. Основная часть сочинения. Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения. Тренировочные сочинения.
Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Календарно-тематическое планирование
68 ч | Тема |
| Стилистический и типологический анализ текста |
1-2 | Текст как единица речи. Признаки текста, информированность текста. |
3 | Содержание исходного текста. |
4-5 | Выделение микротем в тексте |
6 | Средства связи между частями текста. Способы связи предложений в тексте |
7-9 | Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста |
10-11
12 13-14 15-16 | Языковые нормы. Типы норм: орфоэпические нормы. Акцентология. Особенности русского ударения. Лексические нормы Морфологические нормы Синтаксические нормы |
17 | Словари русского языка. |
18 | Практикум. Работа со словарями. Соблюдение нормированности речи. |
19-20 | Стили речи |
21-22 | Тексты функциональных стилей. Анализ композиции текстов. |
23-24 | Типы речи как основные способы отражения деятельности |
25-27 | Понятие стилистических возможностей языковых средств. |
28-29 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих текст |
30-31 | Составление памятки по анализу текста. Комплексная работа с текстом (по материалам ЕГЭ) |
32-33 | Контрольная работа по анализу текста |
34 | Анализ контрольной работы |
| Сочинение-рассуждение на основе текста |
35-36 | Основные требования к сочинению. Критерии оценивания части С. |
37 | Оценка текста. Рецензия |
38 | Эссе |
39-41 | Способы моделирования вступления сочинения Смысловые и грамматические связи предложений |
42-44 | Проблемы исходных текстов. Типы проблем, способы выявления проблемы. Клише для формулирования проблемы. Типовые ошибки при формулировании проблемы |
45-46 | Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Клише для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения |
47-48 | Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Выявление авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. |
49-50 | Аргументация собственного мнения, виды аргументов, структура аргумента, типичные ошибки аргументации |
51- 52 | Заключительная часть сочинения, виды заключения |
53 54 55 56 57 | Речевое оформление сочинения. Предупреждение ошибок при написании сочинения: Грамматические ошибки Речевые ошибки Логические ошибки Фактические ошибки |
58-60 | «Поработайте экспертами». «Экспертиза» текстов (анализ готовых сочинений-рассуждений) |
61 -62 | «Поработайте писателями». Написание сочинений и их анализ |
63-64 | Итоговая проверочная работа |
65-66 | Анализ выполнения и работа над ошибками |
67-68 | Резервные |
Литература:
Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
Беднарская Л.Д.. Элективные курсы по русскому языку для 10-11-х классов. Орел-2007.
Власенков А.И. Учебник «Русский язык» в 10-11 классах». Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
Егораева Г. Т.. «Русский язык», выполнение задания части С.
Нелюбова Н.Я., КадашниковаН.Ю. и др. Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов (рекомендации, уроки, дидактический материал, образцы сочинений) . Волгоград: Учитель, 2010.
ПавловаТ.И., Раннева Н.А.. Сочинение-рассуждение. Творческое задание ( часть С) на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2013.
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2012.