СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Азбука потребителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс «Азбука потребителя» создан в рамках организации предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями концепции профильного обучения, а также с учётом требований к уровню подготовки выпускников  основной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Азбука потребителя"»

Рассмотрено

Руководитель ШМО

_______ Фатихова Д.Р.

Протокол № 1 от 26 августа

2017 года


Согласовано

Заместитель директора

по УР МБОУ

_______ Вятская Е.А.

27 августа 2017 года

Утверждаю

Директор МБОУ

___________ Батыров И.И.

Приказ № 77\17 от 31 августа

2017 года














Рабочая программа

элективного курса « Азбука потребителя »

в 9 классе учителя истории и обществознания

высшей квалификационной категории муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения «Зюринская СОШ» Мамадышского

муниципального района Республики Татарстан

Кузнецова Владимира Николаевича




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от 28. 08. 2017 г.



2017-2018 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу составлен на основе:

1. Учебный план МБОУ «Зюринская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан на 2017-2018 учебный год, утвержденной приказом № 66/17 от 29.08.2017 г.;

2. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения Зюринская средняя общеобразовательная школа Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, утвержденной приказом № 89/15 от 28.08.2015г.

3. Календарный учебный график, утвержденный приказом № 78/17 от 31.08.2017 г.

4. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса дисциплина в образовательной организации общего образования МБОУ «Зюринская СОШ» приказ № 14\14 от 27.01.2014 г.

5. Приказ МО и Н РФ №253 от 31.03.2014r «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»; письмо МО и Н РФ №08-548 от 29.04.2014 «О федеральном перечне учебников»

Элективный курс «Азбука потребителя» создан в рамках организации предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями концепции профильного обучения, а также с учётом требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

Курс разработан на основе УМК Симоненко В.Д., Степченко Т.А. «Основы потребительской культуры» (М.: Вита-Пресс, 2004) и адаптирован для учащихся 9-х классов. Программа курса рассчитана на 17 часов. В основу программы положены следующие принципы: доступность, научность, связь с жизнью, преемственность.

Цель курса: формирование знаний об основах потребительской культуры, правил поведения и качеств культурного потребителя.

Задачи курса:

- Освоение учащимися знаний рационального потребления, защиты прав потребителя;

- Овладение умениями разумного выбора различных источников информации, товаров, услуг и навыками самозащиты на основе государственного законодательства;

- Развитие логического и критического мышления, творческих способностей, коммуникативных умений;

- Воспитание важнейших качеств культурного потребителя: целеустремлённости, настойчивости, выдержки, инициативности и самостоятельности, а также организованности и уверенности;

- Подготовка учащихся к успешной самостоятельной деятельности;

- Способствовать углублению знаний по обществознанию и повышению уровня подготовки учащихся к экзамену.

В результате изучения курса учащиеся должны:

- знать свои потребительские права;

– овладеть знаниями основных разделов экономической теории и научиться ими пользоваться при анализе экономических проблем;

– иметь представление о рыночной экономике;

– знать основные понятия рынка, иметь представление о товарной политике о рынке как объекте маркетинга,

- определять конкурентоспособность;

– представлять политику предприятия ценовую, сбытовую, продвижение товара, технику рекламы, технику личной продажи;

– определять границы товарного рынка;

Концепция программы: изложение теоретических положений в тесной привязке к российской практике, закрепление знаний и умений путем использования активных методов обучения, ориентация на выполнение учащимися комплексных практических работ по формированию потребительской культуры.


Формы и методы обучения: уроки – деловые игры, практикумы, уроки – защиты тематических заданий, творческих работ, самостоятельная работа, решение тестов, задач, проблемных ситуаций, выполнение творческих проектов.


Формы контроля:

- при текущем контроле: фронтальный опрос, индивидуальные задания, самостоятельные и практические работы;

- при итоговом контроле: защита творческих проектов.

В основу оценивания учащихся положен принцип накопительной рейтинговой системы (поэтапный учёт полученных баллов).


Содержание программы.

Тема 1. Потребительская культура (1 час)

Что такое потребительская культура. Потребление: структура и нормы. Поговорим о культуре питания.

Тема 2. Потребитель и закон (2 часа)

Кто такой потребитель? Разнообразие человеческих потребностей и их классификация. Психология потребителя. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

Тема 3. Потребитель – король на рынке (2 часа)

Что такое рынок? Виды и способы торговли. Дешевле только даром.

Тема 4. Куда уходят деньги? (2 часа)

Разумные расходы – статья доходов. Рациональный бюджет школьника. Каждый платит налоги.

Тема 5. Информация для потребителя (3 часа)

Источники информации. Реклама и её виды. Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. Индекс Е: что он означает.

Тема 6. Искусство покупать (2 часа)

Качество товаров. Как покупать продукты питания. Как выбирать одежду и обувь. Бытовая техника: всерьёз и надолго. Всегда ли товар можно обменять.

Тема 7. Потребительская культура в сфере услуг (1 час)

Правила пользования коммунальными услугами. Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу.

Тема 8. Кто защищает права потребителей (2 часа)

Государственные органы защиты прав потребителей. Общественные организации по защите прав потребителей. В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту. Что такое моральный вред и как он возмещается.

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

(1 час)

Защита проектов (1 час)











Календарно -тематическое планирование курса

п/п

Название темы

Содержание

Формы работы

Часы

Календарьные даты

По плану

Фактически

Тема 1. Потребительская культура



1



Что такое потребительская культура. Потребление: структура и нормы. Поговорим о культуре питания.


Сущность понятия «потребительская культура», права потребителя

Учебная лекция, работа с раздаточным материалом

1

4.09


Тема 2. Потребитель и закон



2



Кто такой потребитель? Разнообразие человеческих потребностей и их классификация. Психология потребителя.


Сущность понятий «потребитель», «потребности», классификация потребностей человека, поведение потребителя

Беседа, учебная лекция, практикум (решение проблемных ситуаций)

1

11.09


3



Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

Закон «О защите прав потребителя»

Учебная лекция, работа с раздаточным материалом

1

18.09


Тема 3. Потребитель – король на рынке



4



Что такое рынок? Виды и способы торговли.

Сущность понятия «рынок», механизм действия спроса и предложения, виды и способы торговли

Учебная лекция, решение проблемных ситуаций

1

25.09


5



Дешевле только даром.

Какую цель преследуют продавцы, снижая цену на товар? Закон «О защите прав потребителей»

Практикум (решение проблемных ситуаций)

1

2.10


Тема 4. Куда уходят деньги?



6



Разумные расходы – статья доходов. Рациональный бюджет школьника.

Опорные понятия и основные показатели уровня жизни людей

Работа со статистическими данными по прожиточному минимуму и «потребительской корзине»

1

9.10


7



Каждый платит налоги.


Сущность понятия «налоги», права и обязанности налогоплательщика

Практикум (решение проблемных ситуаций)

1

16.10


Тема 5. Информация для потребителя



8



Источники информации. Реклама и её виды.

Сущность понятия об информации в целом, о рекламе и её видах. Федеральный закон «О рекламе»

Практикум «Анализ достоверности источников информации о товаре», работа в группах

1

23.10


9

Символы на этикетках, упаковках, вкладышах.

Сущность символов на товарах

Практикум «Анализ достоверности источников информации о товаре», работа в группах с наглядным материалом

1

6.11


10

Индекс Е: что он означает.


Пищевые добавки и их группы, перечень данных на пищевых продуктах

Практикум «Анализ достоверности источников информации о товаре», решение проблемных ситуаций

1

13.11


Тема 6. Искусство покупать



11

Качество товаров. Как покупать продукты питания. Как выбирать одежду и обувь.

Качество и недостатки товара, правила продажи отдельных видов товаров, европейские стандарты размеров одежды и обуви

Практикум (решение проблемных ситуаций)

1

20.11


12

Бытовая техника: всерьёз и надолго. Всегда ли товар можно обменять.


Качество и недостатки товара, правила продажи отдельных видов товаров. Закон «О защите прав потребителей»

Практикум (решение проблемных ситуаций)

1

27.11


Тема 7. Потребительская культура в сфере услуг



13

Правила пользования коммунальными услугами. Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу.


Права и обязанности потребителя в сфере услуг

Практикум (решение проблемных ситуаций)

1

4.12


Тема 8. Кто защищает права потребителей



14

Государственные органы защиты прав потребителей. Общественные организации по защите прав потребителей.

Система защиты потребителей

Практикум (решение проблемных ситуаций), образцы заявлений и жалоб

1

11.12


15

В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту. Что такое моральный вред и как он возмещается.


Система защиты потребителей

Практикум (решение проблемных ситуаций), образцы заявлений и жалоб

1

18.12


16

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся


Работа в группах, консультации

1

8.01


17

Защита проектов


Ученическая

конференция

1

15.01


Итого

17




Литература для учителя:


1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-3.

2.Закон «О защите прав потребителей» (в последней редакции).

3.Комментарий к закону РФ «О защите прав потребителей» / под ред. 4.А.М.Эрделевского. – М.: Юристъ, 2002.

5.Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. / Липсиц И.В. - М.: Вита-Пресс, 2000.

6.Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004.

7.Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д.Симоненко, Т.А.Степченко. – М.: Вита-Пресс, 2004.