Рассмотрено Руководитель ШМО _______ Фатихова Д.Р. Протокол № 1 от 26 августа 2017 года | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ _______ Вятская Е.А. 27 августа 2017 года | Утверждаю Директор МБОУ ___________ Батыров И.И. Приказ № 77\17 от 31 августа 2017 года |
Рабочая программа
элективного курса « Азбука потребителя »
в 9 классе учителя истории и обществознания
высшей квалификационной категории муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Зюринская СОШ» Мамадышского
муниципального района Республики Татарстан
Кузнецова Владимира Николаевича
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 28. 08. 2017 г.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу составлен на основе:
1. Учебный план МБОУ «Зюринская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан на 2017-2018 учебный год, утвержденной приказом № 66/17 от 29.08.2017 г.;
2. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения Зюринская средняя общеобразовательная школа Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, утвержденной приказом № 89/15 от 28.08.2015г.
3. Календарный учебный график, утвержденный приказом № 78/17 от 31.08.2017 г.
4. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса дисциплина в образовательной организации общего образования МБОУ «Зюринская СОШ» приказ № 14\14 от 27.01.2014 г.
5. Приказ МО и Н РФ №253 от 31.03.2014r «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»; письмо МО и Н РФ №08-548 от 29.04.2014 «О федеральном перечне учебников»
Элективный курс «Азбука потребителя» создан в рамках организации предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями концепции профильного обучения, а также с учётом требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Курс разработан на основе УМК Симоненко В.Д., Степченко Т.А. «Основы потребительской культуры» (М.: Вита-Пресс, 2004) и адаптирован для учащихся 9-х классов. Программа курса рассчитана на 17 часов. В основу программы положены следующие принципы: доступность, научность, связь с жизнью, преемственность.
Цель курса: формирование знаний об основах потребительской культуры, правил поведения и качеств культурного потребителя.
Задачи курса:
- Освоение учащимися знаний рационального потребления, защиты прав потребителя;
- Овладение умениями разумного выбора различных источников информации, товаров, услуг и навыками самозащиты на основе государственного законодательства;
- Развитие логического и критического мышления, творческих способностей, коммуникативных умений;
- Воспитание важнейших качеств культурного потребителя: целеустремлённости, настойчивости, выдержки, инициативности и самостоятельности, а также организованности и уверенности;
- Подготовка учащихся к успешной самостоятельной деятельности;
- Способствовать углублению знаний по обществознанию и повышению уровня подготовки учащихся к экзамену.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- знать свои потребительские права;
– овладеть знаниями основных разделов экономической теории и научиться ими пользоваться при анализе экономических проблем;
– иметь представление о рыночной экономике;
– знать основные понятия рынка, иметь представление о товарной политике о рынке как объекте маркетинга,
- определять конкурентоспособность;
– представлять политику предприятия ценовую, сбытовую, продвижение товара, технику рекламы, технику личной продажи;
– определять границы товарного рынка;
Концепция программы: изложение теоретических положений в тесной привязке к российской практике, закрепление знаний и умений путем использования активных методов обучения, ориентация на выполнение учащимися комплексных практических работ по формированию потребительской культуры.
Формы и методы обучения: уроки – деловые игры, практикумы, уроки – защиты тематических заданий, творческих работ, самостоятельная работа, решение тестов, задач, проблемных ситуаций, выполнение творческих проектов.
Формы контроля:
- при текущем контроле: фронтальный опрос, индивидуальные задания, самостоятельные и практические работы;
- при итоговом контроле: защита творческих проектов.
В основу оценивания учащихся положен принцип накопительной рейтинговой системы (поэтапный учёт полученных баллов).
Содержание программы.
Тема 1. Потребительская культура (1 час)
Что такое потребительская культура. Потребление: структура и нормы. Поговорим о культуре питания.
Тема 2. Потребитель и закон (2 часа)
Кто такой потребитель? Разнообразие человеческих потребностей и их классификация. Психология потребителя. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».
Тема 3. Потребитель – король на рынке (2 часа)
Что такое рынок? Виды и способы торговли. Дешевле только даром.
Тема 4. Куда уходят деньги? (2 часа)
Разумные расходы – статья доходов. Рациональный бюджет школьника. Каждый платит налоги.
Тема 5. Информация для потребителя (3 часа)
Источники информации. Реклама и её виды. Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. Индекс Е: что он означает.
Тема 6. Искусство покупать (2 часа)
Качество товаров. Как покупать продукты питания. Как выбирать одежду и обувь. Бытовая техника: всерьёз и надолго. Всегда ли товар можно обменять.
Тема 7. Потребительская культура в сфере услуг (1 час)
Правила пользования коммунальными услугами. Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу.
Тема 8. Кто защищает права потребителей (2 часа)
Государственные органы защиты прав потребителей. Общественные организации по защите прав потребителей. В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту. Что такое моральный вред и как он возмещается.
Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся
(1 час)
Защита проектов (1 час)
Календарно -тематическое планирование курса
№ п/п | Название темы | Содержание | Формы работы | Часы | Календарьные даты |
По плану | Фактически |
Тема 1. Потребительская культура | | |
1 | Что такое потребительская культура. Потребление: структура и нормы. Поговорим о культуре питания. | Сущность понятия «потребительская культура», права потребителя | Учебная лекция, работа с раздаточным материалом | 1 | 4.09 | |
Тема 2. Потребитель и закон | | |
2 | Кто такой потребитель? Разнообразие человеческих потребностей и их классификация. Психология потребителя. | Сущность понятий «потребитель», «потребности», классификация потребностей человека, поведение потребителя | Беседа, учебная лекция, практикум (решение проблемных ситуаций) | 1 | 11.09 | |
3 | Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». | Закон «О защите прав потребителя» | Учебная лекция, работа с раздаточным материалом | 1 | 18.09 | |
Тема 3. Потребитель – король на рынке | | |
4 | Что такое рынок? Виды и способы торговли. | Сущность понятия «рынок», механизм действия спроса и предложения, виды и способы торговли | Учебная лекция, решение проблемных ситуаций | 1 | 25.09 | |
5 | Дешевле только даром. | Какую цель преследуют продавцы, снижая цену на товар? Закон «О защите прав потребителей» | Практикум (решение проблемных ситуаций) | 1 | 2.10 | |
Тема 4. Куда уходят деньги? | | |
6 | Разумные расходы – статья доходов. Рациональный бюджет школьника. | Опорные понятия и основные показатели уровня жизни людей | Работа со статистическими данными по прожиточному минимуму и «потребительской корзине» | 1 | 9.10 | |
7 | Каждый платит налоги. | Сущность понятия «налоги», права и обязанности налогоплательщика | Практикум (решение проблемных ситуаций) | 1 | 16.10 | |
Тема 5. Информация для потребителя | | |
8 | Источники информации. Реклама и её виды. | Сущность понятия об информации в целом, о рекламе и её видах. Федеральный закон «О рекламе» | Практикум «Анализ достоверности источников информации о товаре», работа в группах | 1 | 23.10 | |
9 | Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. | Сущность символов на товарах | Практикум «Анализ достоверности источников информации о товаре», работа в группах с наглядным материалом | 1 | 6.11 | |
10 | Индекс Е: что он означает. | Пищевые добавки и их группы, перечень данных на пищевых продуктах | Практикум «Анализ достоверности источников информации о товаре», решение проблемных ситуаций | 1 | 13.11 | |
Тема 6. Искусство покупать | | |
11 | Качество товаров. Как покупать продукты питания. Как выбирать одежду и обувь. | Качество и недостатки товара, правила продажи отдельных видов товаров, европейские стандарты размеров одежды и обуви | Практикум (решение проблемных ситуаций) | 1 | 20.11 | |
12 | Бытовая техника: всерьёз и надолго. Всегда ли товар можно обменять. | Качество и недостатки товара, правила продажи отдельных видов товаров. Закон «О защите прав потребителей» | Практикум (решение проблемных ситуаций) | 1 | 27.11 | |
Тема 7. Потребительская культура в сфере услуг | | |
13 | Правила пользования коммунальными услугами. Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу. | Права и обязанности потребителя в сфере услуг | Практикум (решение проблемных ситуаций) | 1 | 4.12 | |
Тема 8. Кто защищает права потребителей | | |
14 | Государственные органы защиты прав потребителей. Общественные организации по защите прав потребителей. | Система защиты потребителей | Практикум (решение проблемных ситуаций), образцы заявлений и жалоб | 1 | 11.12 | |
15 | В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту. Что такое моральный вред и как он возмещается. | Система защиты потребителей | Практикум (решение проблемных ситуаций), образцы заявлений и жалоб | 1 | 18.12 | |
16 | Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся | | Работа в группах, консультации | 1 | 8.01 | |
17 | Защита проектов | | Ученическая конференция | 1 | 15.01 | |
Итого | 17 | | |
Литература для учителя:
1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-3.
2.Закон «О защите прав потребителей» (в последней редакции).
3.Комментарий к закону РФ «О защите прав потребителей» / под ред. 4.А.М.Эрделевского. – М.: Юристъ, 2002.
5.Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. / Липсиц И.В. - М.: Вита-Пресс, 2000.
6.Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004.
7.Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д.Симоненко, Т.А.Степченко. – М.: Вита-Пресс, 2004.