Рассмотрено и принято на заседании Школьного методического объединения учителей естественно гуманитарных дисциплин Протокол № от Руководитель ШМО_______С.Ю. Николаева | |
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________ Н.А. Максимова
«___» ______________ г
Утверждено
Приказ № ___ от _______________
Директор _______ В.Е. Селукова
Рабочая программа элективного курса
«Человек и общество» для 10 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулигинская средняя общеобразовательная школа»
Кезского района Удмуртской Республики
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Трефилова Надежда Петровна, учитель истории и обществознания
педагогический стаж – 6 лет, образование высшее, первая квалификационная категория
С. Кулига
2017 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ№ 1089 от 05.03.2004г с изменениями от 7 июня 2017 года, приказ № 506).
2. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» с изменениями от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями от 05.07.2017 года приказ 629
4. Учебный план МБОУ «Кулигинская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
5. Положение о рабочей программе МБОУ «Кулигинская СОШ»
Цель курса :
- формирование правосознания, правовой и моральной культуры, социально- правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права и морали, на осознание себя полноправным членом общества.
Задачи курса направлены на:
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России; необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимых для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации, и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально- правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, социальному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся указаны в содержании программы по разделам.
Уровень программы базовый. Программа рассчитана на 34 часа.
Прогнозируемый результат: получение обучающимися государственных стандартов, обучающиеся усвоят стандартный минимум знаний, предмет вызовет интерес к изучению обществознания.
Учебный план
№ п/п | название темы | Всего часов | Форма контроля за уровнем усвоения |
1 | История общества и права | 3 | Анализ законов | |
2 | Вопросы теории общества и права | 3 | Решение тестов, правовых диктантов | |
3 | Понятие и реализация конституционного права в современном обществе | 25 | Решение задач по правам человека Работа с документами | |
4 | Итоговое повторение | 3 | Тесты. Эссе | |
| ИТОГО | 34 часа | | |
Учебно-тематический план
№ п/п | Последовательность тем | Последовательность уроков в теме | Форма контроля за уровнем усвоения |
1 | История появления и развития общества | 1. Общество его признаки и строение. 2. Из истории развития и становления общества 3. Типы общества | Таблица Анализ законов. Работа с документами |
2 | Вопросы теории общества и права | 4. Что такое государство. Что такое право 5-6 Общество и мораль. | Схема формы гос. устройства Таблица |
3 | Понятие и реализация конституционного права в современном обществе | 7-8. Понятие конституции. Общая характеристика конституции РФ, УР 9. Основы конституционного строя. Федеративное устройство российского общества 10-11. Общественное отношение к власти. Статистические данные 12-13. Федеральное собрание РФ Госсовет УР 14-16. Правительство РФ, УР. Формирование обществом органов власти. 17-19. Права и свободы человека и гражданина 20. Международные акты и договоры о правах человека 21. Гражданские и политические права 22 - 28. Экономические, социальные и культурные права, права ребенка 29-31. Избирательное право и избирательный процесс 32-34. Итоговое повторение и закрепление пройденного материала | Семинар по тексту конституций УР иРФ Таблица работа с учебником Тесты Опрос индивид задания Решение задач по правам человека Работа с документами Разбор прав и договоров по гражданскому праву Разбор задач по правам человека Решение тестов и задач по избирательному праву Пробные варианты ЕГЭ |
Учебный план по праву для 10 класса
1. История общества (3 часа)
Общество его признаки и строение (1час)
Из истории развития и становления общества (1 час)
Типы общества (1 час)
Требования к знаниям, умениям, навыкам по разделу «история общества»
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
-основные понятия раздела: общество, традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество -основные правовые и моральные источники: книги, документы и нормативно-правовые акты, касающиеся происхождения, истории общества: -права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных общественных отношений (работника, потребителя, супруга, ученика); -механизмы существования и действия социальной структуры общества. | - правильно употреблять основные правовые понятия и категории; -работать с дополнительной литературой, осуществлять поиск правовой информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) правовые знания; - применять правовые знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; - характеризовать: основные черты общественной структуры России. |
2. Вопросы теории общества и права (3 часа)
что такое государство. Что такое право (1 час)
право и мораль (2 часа)
Требования к знаниям, умениям, навыкам по разделу «Вопросы теории общества и права»
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
-основные понятия раздела: государство, монархия, республика, демократия, федерация, конфедерация, унитарное устройство, правоотношение, нормативно-правовой акт, подзаконный акт, обычай, судебный прецедент, гипотеза, диспозиция, санкция, санкция, мораль, санкции, ответственность; -основные правовые и моральные источники: книги, документы и нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов теории государства и права: Конституция РФ. -права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); -механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России. | - правильно употреблять основные правовые понятия и моральные категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство, совесть, добро и зло); -работать с дополнительной литературой, осуществлять поиск правовой информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) правовые знания; - применять правовые знания в процессе решения познавательных задач по актуальным проблемам; - характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов. |
3. Понятие и реализация конституционного права в современном обществе, 25 часов
Понятие конституции. Общая характеристика конституции РФ, УР (2 часа)
Основы конституционного строя. Федеративное устройство российского общества (1 час)
Общественное отношение к власти. Статистические данные (2 часа)
Федеральное собрание РФ Госсовет УР (2 часа)
Правительство РФ, УР. Формирование обществом органов власти. (3 часа)
Права и свободы человека и гражданина (3 часа)
Международные акты и договоры о правах человека (1 час)
Гражданские и политические права (1 час)
Экономические, социальные и культурные права, права ребенка (7 часов)
Избирательное право и избирательный процесс (3 часа)
Требования к знаниям, умениям, навыкам по разделу «Понятие и реализация конституционного права в современном обществе»
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
-основные понятия раздела: конституция, преамбула, федерация, светское и социальное государство, конфедерация, субъект, сепаратизм, президент, парламентаризм, пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. -основные правовые и моральные источники: книги, документы и нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов теории государства и права: Конституция РФ, ФЗ о референдуме, о Конституционном суде, о судебной системе, о выборах президента, депутатов Государственной Думы, об основных избирательных прав граждан, об общих принципах организации местного самоуправления, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международный Билль о правах человека, -права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); -механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России; -основные виды судопроизводства, полномочия правоохранительных органов, порядок и особенности рассмотрения споров -понятие и виды правоотношений, правонарушений и ответственности и формы наказания за них | - правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство); -работать с дополнительной литературой, осуществлять поиск правовой информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) правовые знания; - характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу; - объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы; - различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом; - приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; |
Система оценивания экзаменационных материалов в форме ЕГЭ по обществознанию
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/04/s_5a76da9c3e600/821760_1.jpeg)
С1
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Правильно названы два фактора | 2 |
Правильно назван один фактор | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Правильно названы два фактора | 2 |
Правильно назван один фактор | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Правильно приведены три аргумента | 3 |
Правильно приведены два аргумента | 2 |
Правильно приведен один аргумент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С4
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Правильно раскрыт смысл понятия: в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия. | 3 |
Правильно раскрыт смысл понятия: в соответствии с требованием задания составлено (-ы) предложение (-я), содержащее (-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт: в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия. | 2 |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт: в соответствии с требованием задания составлено (-ы) предложение (-я), содержащее (-ие) информацию об одном аспекте понятия. | 1 |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт: в соответствии с требованием задания составлено (-ы) предложение (-я), содержащее (-ие) информа¬цию об одном аспекте понятия. Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других эле¬ментов ответа. ИЛИ Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
| 3 |
С5
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Указаны конкретные примеры и описаны последствия удовлетворения потребностей | 3 |
указан только один пример и описаны последствия удовлетворения и подлинной и мнимой потребности | 2 |
указаны только примеры ИЛИ описаны только последствия удовлетворения потребностей | 1 |
Ответ неверен | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Указаны конкретные примеры и описаны последствия удовлетворения потребностей | 3 |
указан только один пример и описаны последствия удовлетворения и подлинной и мнимой потребности | 2 |
указаны только примеры ИЛИ описаны только последствия удовлетворения потребностей | 1 |
Ответ неверен | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С7
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Правильно дан ответ, и приведено пояснение, названы два аспекта | 3 |
Правильно дан ответ, и приведено пояснение, назван один аспект. ИЛИ Правильно дан ответ, и названы два аспекта. | 2 |
Правильно дан ответ, и приведено пояснение. ИЛИ Правильно дан ответ, и назван один аспект. | 1 |
Правильно только дан ответ. ИЛИ Дан неправильный ответ (или ответ отсутствует) независимо от наличия/отсутствия других элементов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С8
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы). | 3 |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | 2 |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. | 1 |
План по содержанию и структуре не раскрывает указанной темы. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С9
№ | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
К1 | Раскрытие смысла высказывания | |
| Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании. | 1 |
| Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании. | 0 |
К2 | Характер и уровень теоретической аргументации | |
| Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл. | |
| Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. | 2 |
| Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения. | 1 |
| Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой. | 0 |
К3 | Качество фактической аргументации | |
| Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников). | 2 |
| Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведён(-ы) пример(-ы) из источника одного типа. | 1 |
| Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису. | 0 |
| Максимальный балл | 5 |
Список основной литературы
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.
2. Кравченко А. И. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2004;
3. Морозова С. А. Обществознание: 10—11 кл.— СПб., 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ ДЕМОВЕРСИЯ