СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «основы антикоррупционной политики»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Современное образование находится на стадии реформирования. Одним из направлений реформы образования является ориентация на компетентностную парадигму,  в том числе формирование правовых компетенций обучающихся. Правовое образование должно готовить человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвующим в жизни государства и способным внести свой вклад в развитие и процветание своей Родины. Распространение знаний о содержании и значении антикоррупционной политики государства является необходимым элементом гражданского воспитания.

Настоящая программа является важной составляющей любой воспитательной системы, ориентированной на реализацию Концепции гражданского воспитания. Коррупции как социально-политическому и правовому явлению отдельно не уделяется внимание ни в одном из обществоведческих курсов. Систематизированное сжатое изложение данного курса позволит восполнить пробел в школьном образовании и явится эффективным способом формирования активной гражданской позиции старшеклассников, преодоления социально-правового нигилизма.

Элективный курс  предназначен для  учащихся 9 классов в рамках профильной подготовки для социально - гуманитарного профиля. Программа  рассчитана  на 17 часов (1 час в неделю 1 полугодие).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «основы антикоррупционной политики»»




РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО На заседании ШМС директор школы-интерната

протокол №__от ______ протокол №__ от ______ ___________ И.В. Резвина

руководитель МО _____ председатель ШМС____ Приказ №__ от _________













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»
















КЛАССЫ: 9 (А,Б)


УРОВЕНЬ: БАЗОВЫЙ


УЧИТЕЛЬ: ФАДЕЕВ А.В.


УЧЕБНЫЙ ГОД: 2017-2018 г.г.



«Основы антикоррупционной политики»

Пояснительная записка

Современное образование находится на стадии реформирования. Одним из направлений реформы образования является ориентация на компетентностную парадигму, в том числе формирование правовых компетенций обучающихся. Правовое образование должно готовить человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвующим в жизни государства и способным внести свой вклад в развитие и процветание своей Родины. Распространение знаний о содержании и значении антикоррупционной политики государства является необходимым элементом гражданского воспитания.

Настоящая программа является важной составляющей любой воспитательной системы, ориентированной на реализацию Концепции гражданского воспитания. Коррупции как социально-политическому и правовому явлению отдельно не уделяется внимание ни в одном из обществоведческих курсов. Систематизированное сжатое изложение данного курса позволит восполнить пробел в школьном образовании и явится эффективным способом формирования активной гражданской позиции старшеклассников, преодоления социально-правового нигилизма.

Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов в рамках профильной подготовки для социально - гуманитарного профиля. Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю 1 полугодие).


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

СанПиН, 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)

Приказ МО и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.»

Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05. 2006 года № 500» № 1012 от 17.06.2011 г.

Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинской школы-интерната». Приказ №266 от 01.09.2015г.

Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинская школа-интернат». Приказ №266 от 01.09.2015г. на 2015-2016 учебный год.


Требования к учащимся:

Навыки теоретических знаний о политической сфере общественной жизни, умение логически мыслить и анализировать информацию, обладание навыками работы с литературой, подготовки устных сообщений и презентаций.


Цель курса:

дать учащимся знания о понятии коррупции, о практическом содержании коррупционных явлений, формах проявления коррупционных явлений, содержании проблемы коррупции в российском и международном контексте, основных элементах антикоррупционной политики в международном и российском контексте; выработать негативное отношение к любым проявлениям коррупции, развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области правового образования.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с понятием коррупции, ее признаками, формами, причинами возникновения, коррупционными проявлениями в современной России, их причинами.

  2. Проанализировать основные стратегии борьбы с коррупцией, способствовать осознанию обучающимися сложности и глубины проблемы и поиску путей ее возможного решения.

  3. Способствовать формированию активной гражданской позиции выпускников, образованию гражданина демократического, правового государства.

Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:

- традиционное обучение;

- развивающее обучение;

- личностно-ориентированное;

- дифференцированное обучение;

- проблемное обучение;

- исследовательская деятельность как способ развития творческого потенциала личности;

- групповая (коллективная) учебно-познавательная деятельность;

- дидактические игры.

В результате изучения дисциплины учащийся должен:

Знать:

основные определения коррупции, формы коррупционных проявлений, методы выявления коррупционных проявлений, способы изучения и измерения коррупции, международное и национальное законодательство, регулирующее противодействие коррупции.

Уметь:

анализировать проблемы, связанные с коррупцией и противодействием ей, применять полученные знания в будущей жизни.

Практические навыки:

умение распознавать коррупцию как элемент социально-политической жизни общества в международном и национальном контексте, распознавать и оценивать различные формы проявления коррупции, анализировать эффективность реализации элементов антикоррупционной политики на национальном, региональном и местном уровне и формулировать обоснованную точку зрения по проблеме разработки и реализации антикоррупционной политики.

Методы проведения занятий:

наряду с традиционными заданиями используются проектные задания, деловые, ролевые игры, интерактивные методики: «мозговой штурм», «круглый стол» дискуссии, работа с Интернет-ресурсами.

Структура курса


Раздел

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Всего

1.

Определение коррупции

1


1

2

2.

Классификация коррупции

1


1

2

3.

Коррупция в мировой истории

1

1

1

3

4.

Коррупция в истории Российского государства

1

1

1

3

5.

Международный опыт борьбы с коррупцией

1


1

2

6.

Последствия коррупции

1


1

2

7.

Проектная деятельность

1

1

1

3

ИТОГО

7

3

7

17






Тематическое планирование:


№ урока



Тема урока


Требования к уровню

подготовленности учащихся

Домашнее задание

МТ и ИТ обеспечение

Дата

Кор-ия

1.

Введение в предмет Определение коррупции

Знать: влияние коррупции на жизнь общества, актуальность данной проблемы, различные подходы к определению коррупции

Уметь: характеризовать коррупцию, анализировать ее влияние, определять свою позицию по отношению к коррупции, наиболее отвечающей данному понятию

Подготовить сообщение по корр. делу

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



2.

Характеристика коррупции

Проект: «Скажи с нами коррупции «Нет!»» или «Ролевая игра»

Знать: сущность коррупции и ее основные структурные элементы

Уметь: находить в системе общественных отношений признаки коррупционной составляющей

Подготовить проект, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



3.

Причины распространенности коррупции в современной России

Знать: причины коррупции и различные оценки ее распространенности

Уметь: отличать профессиональные оценки причин от реально существующих

Составить таблицу, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



4

Исследования и диагностика коррупции. Классификация коррупции.

Знать: основные подходы в исследовании и диагностике коррупции и проблемы возникающие при этом, основания и критерии классификации коррупции

Уметь: выявлять частные случаи коррупции в малых социумах на основе заданных примеров, анализировать причины массовой коррумпированности, составлять сравнительный анализ коррупционных составляющих, выявлять их влияние на жизнь общества

Составить схему, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



5.

Типы коррупции

Проект: «Закон для Тебя?!» или «Ролевая игра»

Знать: типологизацию коррупции

Уметь: классифицировать типы коррупции на основе заданных примеров, описывать их основные характеристики

Подготовить проект, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



6.

Формы коррупции

Знать: формы коррупции

Уметь: классифицировать формы коррупции на основе заданных примеров, описывать их основные характеристики

Составить схему, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



7.

Коррупция как социальное явление

Проект: «Объединяем усилия» или «Ролевая игра

Знать: о явлении как социальном институте, тесно связанном с другими общественными институтами

Уметь: приводить примеры влияния коррупции на другие общественные институты, описывать механизмы влияния

Подготовить проект, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



8.

Коррупция в мировой истории, Коррупция в Новое время

Знать: истоки коррупции в мировой истории и причины их возникновения, оценку коррупции в Новое время, зарождение правовых критериев в ее пресечении

Уметь: рассказывать и подтверждать фактами историю коррупции, отличать признаки ранней коррупции, определять явление в художественных произведениях XVI-XVII века

Подготовить сообщение, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



9.

Коррупция в XX-XXI в.

Проект: «Правовое просвещение как преграда коррупции»

Знать: трансформации коррупции в данный период, образовании ее новых направлений

Уметь: анализировать причины трансформации, находить взаимосвязи, объяснять схемы противоправных действий

Подготовить проект, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



10.

Коррупция в истории Российского гос-ва Борьба с коррупцией в Московской Руси, Борьба с коррупцией при Петре I

Проект: «Вместе - против коррупции»

Знать: истоки зарождения коррупции в России, понятия местничество, кормления, «почести», «поминки» и др. как форма коррупции в Московском царстве, уровень развития коррупции в данный период времени, влияние на государственную жизнь, меры предпринятые Петром I.

Уметь: работать с историческим источником как документальным свидетельством, находить признаки ранней русской коррупции, анализировать предпринятые правительством меры по искоренению коррупции, их достоинства и недостатки, оценивать антикоррупционные мероприятия правительства России в разные периоды, составлять сравнительный анализ

Подготовить проект, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



11.

Коррупция в период дворцовых переворотов

Знать: способы, которыми власть пыталась сдержать коррупцию в России

Уметь: оценивать способы, анализировать их, прогнозировать результаты

Подготовит сообщение, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



12.

Борьба с коррупцией в XIX в. Коррупция в СССР Коррупция в современной России, Региональные модели коррупции

Знать: административные реформы организации государственной службы с целью нейтрализации коррупции, формы проявления коррупции в СССР, особенности борьбы с ней, тенденции развития коррупции в России, ее основные формы и проявления, масштабы, характеристики региональных моделей

Уметь: работать с источником, анализировать документы данного периода, приводить собственные суждения, оценивать способы борьбы с коррупцией, давать собственные оценки, делать сравнительный анализ, типологизировать коррупцию, отличать ее формы, описывать проявления, отличать модели, прогнозировать их развитие и трансформацию

Подготовит сообщение, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



13.

Международный рейтинг коррупции, Международный опыт борьбы с коррупцией

Знать: основные рейтинговые агентства по оценке коррупции и их методы ее исследования

Уметь: составлять аналитические таблицы, работать со статистическими данными

Подготовит сообщение, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



14.

Концептуальные модели борьбы с коррупцией Интернациональные аспекты коррупции

Знать: модели борьбы с коррупцией присущие определенным политическим режимам

Уметь: выявлять особенности политических режимов формирующих определенные формы коррупции и методы борьбы с ней

Подготовит сообщение, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



15.

Коррупция и ответственность за коррупционные деяния, Политическая коррупция Экономическая коррупция

Знать: основные формы и методы борьбы, с коррупцией применяемые в международной практике

Уметь: составлять схемы с описанием антикоррупционного механизма

Подготовит сообщение, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



16.

Последствия коррупции для общества и элементы стратегии противодействия коррупции

Знать: влияние коррупции на перспективы развития общества и государства

Уметь: прогнозировать результаты коррумпированности гос.структур, экономических групп, «низовой» коррупции на современную действительность

Подготовит сообщение, анализ документа

Презентация, интерактивная доска, документы, законы



17.

Итоговое занятие

Подведение итогов по проектной деятельности





Формы контроля:

  1. Текущий контроль — посещение занятий, заслушивание, обсуждение и оценка устных выступлений, участие в дискуссиях, проектах.

  2. Итоговый контроль — зачет в форме защиты исследовательских проектов.


Циклограмма тематического контроля

Раздел

Содержание тематического контроля

Раздел 1

Знать: основные определения коррупции, способы изучения и измерения коррупции

Уметь: выявлять признаки коррупции как системы, распознавать ее в системе общественных отношений

Раздел 2

Знать: формы коррупционных проявлений их типологизацию

Уметь: распознавать по признакам форму и тип коррупционной составляющей

Раздел 3

Знать: проявление коррупции в мировой истории

Уметь: составлять сравнительный анализ

Раздел 4

Знать: проявление коррупции в Российской истории

Уметь: оценивать способы и методы борьбы с коррупцией

Раздел 5

Знать: методы выявления коррупционных проявлений

Уметь: составлять аналитические таблицы

Раздел 6

Знать: международное и национальное законодательство, регулирующее противодействие коррупции.

Уметь: прогнозировать результаты коррупции при отсутствии борьбы с ней

Раздел 7

Знать: основные требования по составлению проектов

Уметь: составлять проекты

Темы для практических и самостоятельных работ


Темы для эссе (самостоятельная работа):

1.

Коррупции: проблемы поиска определения.

2.

Исторические примеры коррупционных проявлений: всё новое – это хорошо забытое старое.

3.

Коррупция и её жертвы: анализ.

4.

Кому выгодна коррупция? Анализ.

5.

Исследования коррупции. Нужны ли они?

6.

Измерения коррупции. Что они могут показать.

7.

Как проявляется коррупция: примеры международного опыта.

8.

Коррупция и традиции: есть ли между ними связь?

9.

Бытовая коррупция: где грань между взяткой и подарком?

10.

Бытовая коррупция: где её больше всего?

11.

Бизнес и коррупция: место встречи изменить нельзя?

12.

Административная коррупция: почему бюрократия всесильна?

13.

Коррупция в суде: основные проявления.

14.

Коррупция и правоохранительные органы:

15.

Верхушечная коррупция: мифы и факты.

16.

Управление природными ресурсами и коррупция.

17.

Политическая коррупция: много лиц одной проблемы.

18.

Политическая коррупция: специфика стран с переходной экономикой

19.

Зачем нужна антикоррупционная политика? Нужна ли она?

20.

Политическая воля к противодействию коррупции: что это такое?

21.

Инструменты антикоррупционной политики от А до Я.

22.

Главные герои противодействия коррупции: кто они?

23.

СМИ и коррупция: зеркало или инструмент?

24.

Коррупция и гражданское общество: роль, место и возможности.

25.

Противодействие коррупции в мире: с кого брать пример.

26.

Международные антикоррупционные инициативы: основные элементы.

27.

Россия против коррупции: история вопроса.

28.

Моя антикоррупционная политика: если бы я был Президентом.

29.

Противодействие коррупции в России: пределы возможного.

30.

Россия и коррупция: кто кого? Прогноз.


Вопросы к семинарам и практическим занятиям:

1.

Определения коррупции. Причины и последствия коррупции.

2.

Основные методы исследования коррупции.

3.

Ограничения для измерения коррупции.

4.

Классификация типов и форм коррупционного поведения.

5.

Правовой анализ типов и форм коррупционных проявлений.

6.

Сферы проявления бытовой коррупции.

7.

Бытовая коррупция и традиции.

8.

Виды административной коррупции.

9.

Коррупция и проблемы ведения бизнеса.

10.

Правовой и экономический анализ административной коррупции.

11.

Коррупция и суды.

12.

Коррупция и правоохранительная система.

13.

Роль и место верхушечной коррупции в системе коррупционных отношений.

14.

Определение политической коррупции. Роль и место политической коррупции в общественно-политической жизни общества.

15.

Способы проявления политической коррупции.

16.

Общая типология элементов антикоррупционной политики.

17.

Стратегии реализации антикоррупционной политики.

18.

Механизмы реализации антикоррупционной политики.

19.

Основные авторы формулирования и реализации антикоррупционной политики.

20.

Международное законодательство по противодействию коррупции. Основные элементы.

21.

Примеры реализации антикоррупционной политики за рубежом.

22.

Опыт выработки антикоррупционной политики в Российской Федерации.


Учебно-методическое обеспечение

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1.

Качкина Т.Б. Качкин А.В.


Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей: Учебное пособие. / Качкина Т.Б., Качкин А.В.

2010

Ульяновск:

ОАО «Областная типография «Печатный двор».

2.

Качкина Т.Б. Качкин А.В.


Противодействие коррупции через образование: Методические рекомендации / Качкина Т.Б., Качкин А.В.

2010

Ульяновск, ОАО «Областная типография «Печатный двор»

3.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЭ (ред. от 29.12.2012) "О противодействии коррупции"

4.






Дополнительная литература

Авторы

Название

Год издания

Издательство

Под редакцией Джереми Поупа

Системы общегосударственной этики поведения

1999

Transparency

Под редакцией Г.А.Сатарова

Учебное пособие. Антикоррупционная политика

2004

Москва


Основные направления антикоррупционной политики России. http://www.anti-corr.ru/indem/2000osnovy.doc

1999

Фонд ИНДЕМ


Литература:

  1. Антикоррупционные документы и инструменты: Международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. Составитель Б.В.Демидов, М., 2004.

  2. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмывание преступных доходов. Составитель В.С.Овчинский. М., 2004.

  3. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. М., 2003.

  4. Антикоррупционные стратегии для стран с переходной экономикой. Под редакцией И.Сикоры. Киев, 2002

  5. Е.Панфилова. Опыт России в области разработки и функционирования национальных стратегий предупреждения коррупции. М., 2006

  6. Головщинский К., Пархоменко С. Сравнительный анализ стратегий по борьбе с коррупцией. М., 2002

  7. «Антикоррупционная» политика в современной России. Под. ред. А.В. Малько, Саратов: Издательство СГАП, 2006.

  8. А.Н.Иоффе. Методические материалы по гражданскому образованию, М.: Новый учебник, 2003.

  9. Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. М., 2004

  10. Астафьева Т.А. Международно-правовой опыт борьбы с коррупцией.// Молодые юристы – науке и практике. Владивосток, 2005

  11. Асташина Е.Е. Противодействие коррупции через образование (методические материалы). – Самара, 2006.

  12. Болотина Т.В., Иоффе А.Н., Миков П.В., Кишенкова О.В. Методические материалы для учителя по курсу «Право в нашей жизни», Москва, АПК и ППРО, Центр гражданского образования, 2007.

  13. Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и системное решение. Центр «Стратегия», СПб, 2004.

  14. Дамм И.А. Коррупция в российском избирательном процессе. М.,2006.

  15. Словарь – справочник «Антикоррупционная политика» , Издательство «Проспект», М., 2006.


Интернет – ресурсы:

  1. www.peo.ru – Скажем «нет» взятке в образовании!

  2. www.com-cor.ru – Комитет по борьбе с коррупцией

  3. www.stopcorruption.ru – Общественный антикоррупционный комитет


Список литературы рекомендуемой для учащихся:

  1. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. – СПб., 1997.

  2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 3. января 2000 г.) // Российская газета. – 2000. – 18 января.

  3. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.

  4. Музалевская Е.А. Проявления коррупции в системе образования // Официальный сайт Московского гуманитарного университета. URL:

  5. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Mazulevskaja/

  6. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml

  7. Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. – 2002. – № 6.



3