протокол №__от ______ протокол №__ от ______ ___________ И.В. Резвина
УЧИТЕЛЬ: ФАДЕЕВ А.В.
УЧЕБНЫЙ ГОД: 2017-2018 г.г.
Современное образование находится на стадии реформирования. Одним из направлений реформы образования является ориентация на компетентностную парадигму, в том числе формирование правовых компетенций обучающихся. Правовое образование должно готовить человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвующим в жизни государства и способным внести свой вклад в развитие и процветание своей Родины. Распространение знаний о содержании и значении антикоррупционной политики государства является необходимым элементом гражданского воспитания.
Настоящая программа является важной составляющей любой воспитательной системы, ориентированной на реализацию Концепции гражданского воспитания. Коррупции как социально-политическому и правовому явлению отдельно не уделяется внимание ни в одном из обществоведческих курсов. Систематизированное сжатое изложение данного курса позволит восполнить пробел в школьном образовании и явится эффективным способом формирования активной гражданской позиции старшеклассников, преодоления социально-правового нигилизма.
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов в рамках профильной подготовки для социально - гуманитарного профиля. Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю 1 полугодие).
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
СанПиН, 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)
Приказ МО и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.»
Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05. 2006 года № 500» № 1012 от 17.06.2011 г.
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинской школы-интерната». Приказ №266 от 01.09.2015г.
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинская школа-интернат». Приказ №266 от 01.09.2015г. на 2015-2016 учебный год.
Навыки теоретических знаний о политической сфере общественной жизни, умение логически мыслить и анализировать информацию, обладание навыками работы с литературой, подготовки устных сообщений и презентаций.
дать учащимся знания о понятии коррупции, о практическом содержании коррупционных явлений, формах проявления коррупционных явлений, содержании проблемы коррупции в российском и международном контексте, основных элементах антикоррупционной политики в международном и российском контексте; выработать негативное отношение к любым проявлениям коррупции, развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области правового образования.
- исследовательская деятельность как способ развития творческого потенциала личности;
- дидактические игры.
основные определения коррупции, формы коррупционных проявлений, методы выявления коррупционных проявлений, способы изучения и измерения коррупции, международное и национальное законодательство, регулирующее противодействие коррупции.
анализировать проблемы, связанные с коррупцией и противодействием ей, применять полученные знания в будущей жизни.
умение распознавать коррупцию как элемент социально-политической жизни общества в международном и национальном контексте, распознавать и оценивать различные формы проявления коррупции, анализировать эффективность реализации элементов антикоррупционной политики на национальном, региональном и местном уровне и формулировать обоснованную точку зрения по проблеме разработки и реализации антикоррупционной политики.
наряду с традиционными заданиями используются проектные задания, деловые, ролевые игры, интерактивные методики: «мозговой штурм», «круглый стол» дискуссии, работа с Интернет-ресурсами.
№ урока | Тема урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Домашнее задание | МТ и ИТ обеспечение | Дата | Кор-ия |
1. | Введение в предмет Определение коррупции | Знать: влияние коррупции на жизнь общества, актуальность данной проблемы, различные подходы к определению коррупции Уметь: характеризовать коррупцию, анализировать ее влияние, определять свою позицию по отношению к коррупции, наиболее отвечающей данному понятию | Подготовить сообщение по корр. делу | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
2. | Характеристика коррупции Проект: «Скажи с нами коррупции «Нет!»» или «Ролевая игра» | Знать: сущность коррупции и ее основные структурные элементы Уметь: находить в системе общественных отношений признаки коррупционной составляющей | Подготовить проект, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
3. | Причины распространенности коррупции в современной России | Знать: причины коррупции и различные оценки ее распространенности Уметь: отличать профессиональные оценки причин от реально существующих | Составить таблицу, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
4 | Исследования и диагностика коррупции. Классификация коррупции. | Знать: основные подходы в исследовании и диагностике коррупции и проблемы возникающие при этом, основания и критерии классификации коррупции Уметь: выявлять частные случаи коррупции в малых социумах на основе заданных примеров, анализировать причины массовой коррумпированности, составлять сравнительный анализ коррупционных составляющих, выявлять их влияние на жизнь общества | Составить схему, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
5. | Типы коррупции Проект: «Закон для Тебя?!» или «Ролевая игра» | Знать: типологизацию коррупции Уметь: классифицировать типы коррупции на основе заданных примеров, описывать их основные характеристики | Подготовить проект, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
6. | Формы коррупции | Знать: формы коррупции Уметь: классифицировать формы коррупции на основе заданных примеров, описывать их основные характеристики | Составить схему, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
7. | Коррупция как социальное явление Проект: «Объединяем усилия» или «Ролевая игра | Знать: о явлении как социальном институте, тесно связанном с другими общественными институтами Уметь: приводить примеры влияния коррупции на другие общественные институты, описывать механизмы влияния | Подготовить проект, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
8. | Коррупция в мировой истории, Коррупция в Новое время | Знать: истоки коррупции в мировой истории и причины их возникновения, оценку коррупции в Новое время, зарождение правовых критериев в ее пресечении Уметь: рассказывать и подтверждать фактами историю коррупции, отличать признаки ранней коррупции, определять явление в художественных произведениях XVI-XVII века | Подготовить сообщение, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
9. | Коррупция в XX-XXI в. Проект: «Правовое просвещение как преграда коррупции» | Знать: трансформации коррупции в данный период, образовании ее новых направлений Уметь: анализировать причины трансформации, находить взаимосвязи, объяснять схемы противоправных действий | Подготовить проект, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
10. | Коррупция в истории Российского гос-ва Борьба с коррупцией в Московской Руси, Борьба с коррупцией при Петре I Проект: «Вместе - против коррупции» | Знать: истоки зарождения коррупции в России, понятия местничество, кормления, «почести», «поминки» и др. как форма коррупции в Московском царстве, уровень развития коррупции в данный период времени, влияние на государственную жизнь, меры предпринятые Петром I. Уметь: работать с историческим источником как документальным свидетельством, находить признаки ранней русской коррупции, анализировать предпринятые правительством меры по искоренению коррупции, их достоинства и недостатки, оценивать антикоррупционные мероприятия правительства России в разные периоды, составлять сравнительный анализ | Подготовить проект, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
11. | Коррупция в период дворцовых переворотов | Знать: способы, которыми власть пыталась сдержать коррупцию в России Уметь: оценивать способы, анализировать их, прогнозировать результаты | Подготовит сообщение, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
12. | Борьба с коррупцией в XIX в. Коррупция в СССР Коррупция в современной России, Региональные модели коррупции | Знать: административные реформы организации государственной службы с целью нейтрализации коррупции, формы проявления коррупции в СССР, особенности борьбы с ней, тенденции развития коррупции в России, ее основные формы и проявления, масштабы, характеристики региональных моделей Уметь: работать с источником, анализировать документы данного периода, приводить собственные суждения, оценивать способы борьбы с коррупцией, давать собственные оценки, делать сравнительный анализ, типологизировать коррупцию, отличать ее формы, описывать проявления, отличать модели, прогнозировать их развитие и трансформацию | Подготовит сообщение, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
13. | Международный рейтинг коррупции, Международный опыт борьбы с коррупцией | Знать: основные рейтинговые агентства по оценке коррупции и их методы ее исследования Уметь: составлять аналитические таблицы, работать со статистическими данными | Подготовит сообщение, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
14. | Концептуальные модели борьбы с коррупцией Интернациональные аспекты коррупции | Знать: модели борьбы с коррупцией присущие определенным политическим режимам Уметь: выявлять особенности политических режимов формирующих определенные формы коррупции и методы борьбы с ней | Подготовит сообщение, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
15. | Коррупция и ответственность за коррупционные деяния, Политическая коррупция Экономическая коррупция | Знать: основные формы и методы борьбы, с коррупцией применяемые в международной практике Уметь: составлять схемы с описанием антикоррупционного механизма | Подготовит сообщение, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
16. | Последствия коррупции для общества и элементы стратегии противодействия коррупции | Знать: влияние коррупции на перспективы развития общества и государства Уметь: прогнозировать результаты коррумпированности гос.структур, экономических групп, «низовой» коррупции на современную действительность | Подготовит сообщение, анализ документа | Презентация, интерактивная доска, документы, законы | | |
17. | Итоговое занятие | Подведение итогов по проектной деятельности | | | | |
| Темы для эссе (самостоятельная работа): |
1. | Коррупции: проблемы поиска определения. |
2. | Исторические примеры коррупционных проявлений: всё новое – это хорошо забытое старое. |
3. | Коррупция и её жертвы: анализ. |
4. | Кому выгодна коррупция? Анализ. |
5. | Исследования коррупции. Нужны ли они? |
6. | Измерения коррупции. Что они могут показать. |
7. | Как проявляется коррупция: примеры международного опыта. |
8. | Коррупция и традиции: есть ли между ними связь? |
9. | Бытовая коррупция: где грань между взяткой и подарком? |
10. | Бытовая коррупция: где её больше всего? |
11. | Бизнес и коррупция: место встречи изменить нельзя? |
12. | Административная коррупция: почему бюрократия всесильна? |
13. | Коррупция в суде: основные проявления. |
14. | Коррупция и правоохранительные органы: |
15. | Верхушечная коррупция: мифы и факты. |
16. | Управление природными ресурсами и коррупция. |
17. | Политическая коррупция: много лиц одной проблемы. |
18. | Политическая коррупция: специфика стран с переходной экономикой |
19. | Зачем нужна антикоррупционная политика? Нужна ли она? |
20. | Политическая воля к противодействию коррупции: что это такое? |
21. | Инструменты антикоррупционной политики от А до Я. |
22. | Главные герои противодействия коррупции: кто они? |
23. | СМИ и коррупция: зеркало или инструмент? |
24. | Коррупция и гражданское общество: роль, место и возможности. |
25. | Противодействие коррупции в мире: с кого брать пример. |
26. | Международные антикоррупционные инициативы: основные элементы. |
27. | Россия против коррупции: история вопроса. |
28. | Моя антикоррупционная политика: если бы я был Президентом. |
29. | Противодействие коррупции в России: пределы возможного. |
30. | Россия и коррупция: кто кого? Прогноз. |
| Вопросы к семинарам и практическим занятиям: |
1. | Определения коррупции. Причины и последствия коррупции. |
2. | Основные методы исследования коррупции. |
3. | Ограничения для измерения коррупции. |
4. | Классификация типов и форм коррупционного поведения. |
5. | Правовой анализ типов и форм коррупционных проявлений. |
6. | Сферы проявления бытовой коррупции. |
7. | Бытовая коррупция и традиции. |
8. | Виды административной коррупции. |
9. | Коррупция и проблемы ведения бизнеса. |
10. | Правовой и экономический анализ административной коррупции. |
11. | Коррупция и суды. |
12. | Коррупция и правоохранительная система. |
13. | Роль и место верхушечной коррупции в системе коррупционных отношений. |
14. | Определение политической коррупции. Роль и место политической коррупции в общественно-политической жизни общества. |
15. | Способы проявления политической коррупции. |
16. | Общая типология элементов антикоррупционной политики. |
17. | Стратегии реализации антикоррупционной политики. |
18. | Механизмы реализации антикоррупционной политики. |
19. | Основные авторы формулирования и реализации антикоррупционной политики. |
20. | Международное законодательство по противодействию коррупции. Основные элементы. |
21. | Примеры реализации антикоррупционной политики за рубежом. |
22. | Опыт выработки антикоррупционной политики в Российской Федерации. |
Антикоррупционные документы и инструменты: Международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. Составитель Б.В.Демидов, М., 2004.
Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмывание преступных доходов. Составитель В.С.Овчинский. М., 2004.
Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. М., 2003.
Антикоррупционные стратегии для стран с переходной экономикой. Под редакцией И.Сикоры. Киев, 2002
Е.Панфилова. Опыт России в области разработки и функционирования национальных стратегий предупреждения коррупции. М., 2006
Головщинский К., Пархоменко С. Сравнительный анализ стратегий по борьбе с коррупцией. М., 2002
«Антикоррупционная» политика в современной России. Под. ред. А.В. Малько, Саратов: Издательство СГАП, 2006.
А.Н.Иоффе. Методические материалы по гражданскому образованию, М.: Новый учебник, 2003.
Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. М., 2004
Астафьева Т.А. Международно-правовой опыт борьбы с коррупцией.// Молодые юристы – науке и практике. Владивосток, 2005
Асташина Е.Е. Противодействие коррупции через образование (методические материалы). – Самара, 2006.
Болотина Т.В., Иоффе А.Н., Миков П.В., Кишенкова О.В. Методические материалы для учителя по курсу «Право в нашей жизни», Москва, АПК и ППРО, Центр гражданского образования, 2007.
Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и системное решение. Центр «Стратегия», СПб, 2004.
Дамм И.А. Коррупция в российском избирательном процессе. М.,2006.
Словарь – справочник «Антикоррупционная политика» , Издательство «Проспект», М., 2006.