СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по литературе " Формирование читательской компетенции" для учащихся 8 класса (профильный уровень)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы-систематизировать работу с текстами разных стилей (художественными,научно-популярными,научными,публицистическими),совершенствовать умение школьников понимать и анализировать тексты самостоятельно.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по литературе " Формирование читательской компетенции" для учащихся 8 класса (профильный уровень)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОЛЕССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»







РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей русского языка и литературы

протокол № 1 от . .2017 г.

руководитель МО_________

Н.И. Панкова


СОГЛАСОВАНО

на заседании НМС

протокол № 1 от . .2017г.

председатель НМС _____________ Н.В. Пацина

.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

________/ С.А. Головачёв/

Приказ № от 2017г







Рабочая программа элективного курса по литературе

Профильный уровень, 8 класс





Составитель:

Вощило Надежда Станиславовна

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория







ПОЛЕССК

2017

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ» ДЛЯ 8 КЛАССА (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

Пояснительная записка

Программа нацелена на работу с текстами разных стилей: художественными, научно-популярными, научными, публицистическими.

Уроки носят главным образом практический характер: от анализа простейших текстов к анализу более сложных.

Цель программы – систематизировать работу с текстами разных стилей, совершенствовать умения школьников понимать и анализировать тексты самостоятельно.

Курс можно назвать «От понимания текста – к развитию мышления», и такого рода задания актуальны не только для филологов, так как учат внимательному чтению и глубинному пониманию любого текста.

В центре задания (они названы задачами) – текст (тексты представлены разные: художественного, публицистического, научно - популярного, научного стиля). Текст даётся либо на короткое время (3-5 минут, в зависимости от размера), либо на весь урок. К тексту прилагаются вопросы разного характера (на понимание фактуальной, подтекстовой и концептуальной информации). Оценивается каждый вопрос, заносится в таблицу, результаты доступны ученику после проверки работы.

В процессе освоения курса ученики 8-х классов получат опыт работы с несплошными текстами; с текстами разных размеров и стилей; с вопросами, требующими неоднозначных ответов; с различными задачами, в том числе на прогнозирование.

Результаты отражены в «Оценочных листах». Программа рассчитана на 35 часов.



Планируемые результаты освоения элективного курса:

Учащиеся научатся:

- внимательно читать тексты разных стилей;

-понимать текст, формулировать авторскую позицию;

-находить подтекстовую, фактуальную, концептуальную информацию;

Курс будет способствовать:

-развитию речи и мышления, а также языковой компетентности учеников;

-развитию умений конспектирования;

- развитию навыков прогнозирования текстов;

- развитию языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;

- повышению уровня культуры речи;

- воспитанию средствами предмета;

- развитию логического мыщления;

- обучению школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

- формированию общеучебных умений – работе с книгой, со справочной литературой ( в частности, с различными видами словарей);

- совершенствованию навыков чтения, развитию умений связно излагать свои мысли в устной или письменной форме;

- развитию мотивации к речевому самосовершенствованию.

Ученики получат:

- основы знаний о видах информации



Содержание элективного курса:

  1. Текст Р. Бредбери «Вельдт».

  2. Роман Р. Бредбери «451о по Фаренгейту».

  3. Анализ текста о зависти.

  4. Анализ текста о цепи добра.

  5. Анализ текста о плате за учёбу.

  6. Рассказ А.П. Чехова «Пари».

  7. Роман У. Голдинга «Повелитель мух».

  8. Научный текст «Паук» Брэма.

  9. Рассказ А.Алексина «Актриса».

  10. Рассказ В. Голявкина «Третья пара».

  11. Научный текст об экологии.

  12. Рассказ Д. Даррела «Сплюшка».

  13. Восемь текстов, посвящённых личности Билла Гейтса.

  14. Научно-популярный текст об успехах науки, о будущем.

  15. Сравнение текстов о Флемминге и Черчилле.

  16. Текст, построенный на диалоге, о роли чтения.

  17. Сравнительный анализ текстов о серых крысах.

  18. Публицистический текст А. Бильжо о современном обществе.

  19. Текст о милосердии «Чудеса продолжаются»

  20. Текст о современной молодёжи и её нравственных ценностях.

  21. Текст о боязни социальных сетей.

  22. Текст о несчастных победителях лотерей.

  23. Текст о невероятных открытиях ближайшего будущего.

  24. Рассказ М. Веллера «Золушка».

  25. Рассказ Ю. Бондарева «Щенок».

  26. Рассказ Л. Пантелеева.

  27. Рассказ С. Снегова.

  28. Рассказ В. Астафьева о природе.

  29. Публицистический текст о социальных сетях.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

Тема урока

Количество часов

1-2

Чтение и анализ текста Р. Бредбери «Вельдт». Анализ поведения героев. Фактическая и концептуальная информация

2

3-4

Анализ содержания романа Бредбери «451о по Фаренгейту». Авторская позиция, анализ текста, смысл притчи, формирование собственной позиции

2

5

Анализ текста о зависти. Понимание текста. Формирование собственной позиции

1

6

Анализ текста о цепи добра. Словарная работа. Смысл притчи

1

7

Анализ текста о плате за учёбу. Словарная работа. Проблема выбора правильного ответа. Формирование собственной позиции

1

8-9

Анализ рассказа А. Чехова «Пари». Анализ поведения героев. Анализ философского текста. Словарная работа. Гуманность

2

10-11

Анализ романа У. Голдинга «Повелитель мух» Анализ поведения героев. Прогнозирование. Формирование собственной позиции

2

12

Анализ романа У. Голдинга «Повелитель мух» Анализ поведения героев. Прогнозирование. Формирование собственной позиции

1

13

Анализ рассказа А. Алексина «Актриса». Анализ поведения героев. Проблема выбора правильного ответа. Формулирование собственной позиции

1

14

Анализ рассказа В. Голявкина «Третья пара». Анализ поведения героев. Проблема выбора правильного ответа. Словарная работа. Фактуальная, концептуальная и подтекстовая информация

1

15

Анализ научного текста об экологии. Работа с несплошным текстом. Сопоставление 4 отрывков на одну и ту же тему. Словарная работа. Задание с редактированием текста по теме «Нормы речи»

1

16-17

Анализ рассказа Д. Даррела «Сплюшка». Работа с несплошным текстом. Сопоставление художественного текста (рассказа) и научного (справочной статьи), Работа с рисунками. Поиск подтекстовой информации

2

18

Анализ восьми текстов, посвящённых личности Билли Гейтса. Знакомство с речью Билли Гейтса перед школьниками. Работа с несплошным текстом. Сопоставление восьми отрывков различных текстов. Учимся формулировать правила жизни, делать самостоятельные выводы

1

19

Анализ научно-популярного текста об успехах науки, о будущем. Работа с фактуальной информацией. Формирование умения выражать своё мнение

1

20

Сравнительный анализ текстов: легенды о Флемминге и Черчилле и реальных событий, основанных на справочном материале. Работа с несплошным текстом. Словарная работа. Поиск подтекстовой информации. Концептуальная информация

1

21

Анализ текста, построенного на диалоге, о роли чтения. Словарная работа. Анализ речи персонажей, Поиск подтекстовой информации. Концептуальная информация. Формирование собственной позиции

1

22

Анализ научно-популярного текста о серых крысах. Сравнительный анализ трёх отрывков: двух информационных, притчи и афоризма. Работа с несплошным текстом. Учимся обобщать обширную фактическую информацию. Концептуальная информация

1

23

Анализ публицистического текста А. Бильжо о современном обществе. Словарная работа. Концептуальная информация. Учимся обобщать обширную фактическую информацию

1

24

Анализ текста, а также комментарий к нему о милосердии «Чудеса продолжаются». Работа с несплошным текстом. Учимся обобщать обширную фактическую информацию

1

25

Анализ текста о современной молодёжи и её нравственных ценностях. Словарная работа. Концептуальная информация. Учимся обобщать обширную фактическую информацию

1

26

Анализ текста о боязни социальных сетей. Работа с несплошным текстом. Словарная работа. Концептуальная информация. Учимся обобщать обширную фактическую информацию

1

27

Анализ текста о несчастных победителях лотерей. Концептуальная информация. Учимся обобщать обширную фактическую информацию. Работа с несплошным текстом

1

28

Анализ текста о невероятных технологических открытиях ближайшего будущего. Словарная работа. Концептуальная информация. Учимся обобщать обширную фактическую информацию

1

29-30

Рассказ М. Веллера «Золушка». Сравнительный анализ сказок Веллера и Шарля Перро. Подтекстовая информация

2

31

Анализ рассказа Ю. Бондарева «Щенок». Анализ текста. Словарная работа. Учимся формулировать свою позицию. Концептуальная информация. Композиция рассказа

1

32

Анализ рассказа Л. Пантелеева. Анализ текста. Словарная работа. Учимся формулировать свою позицию. Концептуальная информация. Композиция рассказа

1

33

Анализ рассказа С. Снегова. Анализ текста. Словарная работа. Учимся формулировать свою позицию. Концептуальная информация. Композиция рассказа

1

34

Анализ рассказа В. Астафьева о природе. Концептуальная информация

1

35

Анализ публицистического текста о социальных сетях. Анализ текста. Словарная работа. Учимся формулировать свою позицию. Концептуальная информация

1