Муниципальное образование Курьинский район Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»
Курьинского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО Школьным МО учителей Гуманитарного цикла протокол № ___ от «____» _____ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Егиоя С.Н. «____» ____2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______Морозова Т.А. Приказ № ____ от «___»____2016 г . |
Рабочая программа
элективного курса по обществознанию
«Ориентир в лабиринте закона»
10 класс
2016 — 2017 учебный год
Составитель: учитель истории Егиоя С.Н.
высшая квалификационная категория
Казанцево
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по истории 10 класса составлена в соответствии:
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016/2017 учебный год, приказ № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.14 г.;
базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004);
учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 77 от 12.08. 2016 г.;
авторской программой Колесниковой Е.В. для 10 классов. Элективный курс «Ориентир в лабиринте закона». Элективные курсы по обществознанию для профильной подготовки и профильного обучения в 9-11 классах: метод. пособие / -сост: Т.А. Корнева, О.В. Козачек, В.В. Черников; под ред. О.В. Козачек, В.В. Черникова. – 2-е изд., стереотипное - М.:Глобус, 2007. Авторской программы Певцова Е.А., Козленко И.В. Право. Основы правовой культуры: программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е.А. Певцова, И.В. Козленко. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 72 с.
положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 37 от 07 .04.2016 .;
основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 78 от 13.08.2016 г.;
календарного годового графика, приказ № 76 от 12.08.2016 г.
По календарному годовому графику:
Начало учебного года: 1 сентября 2016 года
Окончание для 10 класса: 31 мая 2017 г.
Количество учебных недель: 35 ч Каникулы: осенние: с 29 октября по 06 ноября 2016 г.
Каникулы зимние: с 29 декабря по 10 января 2017 г.
Каникулы весенние: с 25 марта по 01 апреля 2017 Г
Данный курс направлен на повышение правовой культуры ребенка, формирование умения применять их на практике. Курс состоит из двух разделов: курса « Ориентир в лабиринте закона» (17 часов) и раздела «Право. Основы правовой культуры» (18 часов).
Содержание курса включает в себя темы, в которых раскрываются виды правонарушений, основные понятия уголовного права, виктимологии, особенности уголовного процесса и его участников, права и обязанности потерпевшего, свидетеля, подозреваемого и обвиняемого, особенности судебного разбирательства, понятие юриспруденция, система права, правоотношения, правовая культура, государство, Конституция.
Цель курса: сформировать у учащихся теоретические знания и практические умения в области уголовного и административного права; формирование правовой культуры и правового сознания несовершеннолетних, стоящих перед выбором своего дальнейшего образования и профессии.
Задачи курса:
- информировать учащихся об уголовной юстиции.;
- раскрыть особенности уголовного процесса;
-развить навыки критического анализа информации;
- повысить правовую культуру учащихся;
- формирование правовой компетенции современного подростка.
Методы проведения занятий: лекция, беседы, ролевая игра, обсуждение проблемных
ситуаций, заполнение таблиц, эссе.
Ожидаемый результат. В результате изучения курса учащиеся получают знания о видах
правонарушений, основных понятиях уголовного права, основных стадиях уголовного процесса, правах и обязанностях потерпевшего и подозреваемого, способах повышения личной безопасности, а также приобретают следующие конкретные умения: анализировать ситуации; вести дискуссии; аргументировать свои позиции; планировать действия; принимать решения; публично выступать и пр.
Место предмета в базисном учебном плане Количество часов по авторской программе: в неделю 1 час, 35 часов в год.
Количество часов по рабочей программе: в неделю 1 час, 35 часов в год.
Количество часов по рабочей программе с учетом учебного календарного графика: 35 ч.
Тематическое планирование курса
Наименование раздела, темы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
Раздел 1. « Ориентир в лабиринте закона» | 17 | 17 |
Тема 1. Виды правонарушений. Преступление | 2 | 2 |
Тема 2. Основные понятия уголовного права | 2 | 2 |
Тема 3. Как не стать жертвой преступления | 2 | 2 |
Тема 4. Возбуждение уголовного дела | 2 | 2 |
Тема 5. Возмещение ущерба от преступления | 2 | 2 |
Тема 6. Права и обязанности потерпевшего и свидетеля. | 2 | 2 |
Тема 7. Если вас задержали. Права и обязанности подозреваемого и обвиняемого | 2 | 2 |
Тема 8. Судебное разбирательство | 3 | 3 |
Раздел 2. Право. Основы правовой культуры | 18 | 18 |
Вводная тема. Роль права в жизни человека и общества | 2 | 2 |
Тема 1. Теоретические основы права как системы | 4 | 4 |
Тема 2. Правоотношения и правовая культура | 4 | 4 |
Тема 3. Государство и право | 6 | 6 |
Тема 4. Правосудие и правоохранительные органы | 2 | 2 |
Всего | 35 | 35 |
Содержание курса
Раздел 1.«Ориентир в лабиринте закона»
Тема 1. Виды правонарушений. Преступление (2 часа)
Правонарушение. Виды правонарушений и их отличия. Преступление и его признаки. Субъект преступления. УК и его структура.
Тема 2. Основные понятия уголовного права (2 часа)
Юридическое определение вины. Виды соучастия. Стадии преступления.
Тема 3. Как не стать жертвой преступления (2 часа)
Виктимология . Виктимные ситуации. Программы личной и коллективной безопасности.
Тема 4. Возбуждение уголовного дела (2 часа)
Уголовный процесс. Уголовно-процессуальный кодекс. Стадии уголовного процесса. Первые действия потерпевшего или очевидца преступления. Правила заявления о преступлении.
Тема 5. Возмещение ущерба от преступления (2 часа)
Участники уголовного процесса. Потерпевший. Гражданский иск в уголовном процессе. Правила возмещения ущерба от преступления.
Тема 6. Права и обязанности потерпевшего и свидетеля (2 часа)
Основные права и обязанности потерпевшего и свидетеля. Правила вызова на допрос. Правила проведения и этапы допроса.
Тема 7. Если вас задержали. Права и обязанности подозреваемого и обвиняемого (2 часа)
Порядок задержания подозреваемого. Подозреваемый, его права и обязанности. Порядок действий задержанного и реализация его прав. Правила приглашения защитника и работы с ним.
Тема 8. Судебное разбирательство (3 часа)
Принципы судебного разбирательства. Этапы и правила ведения судебного разбирательства.
Раздел 2. Право. Основы правовой культуры (18 часов)
Вводная тема. Роль права в жизни человека и общества. (2 часа)
Значение правовых знаний и умений для человека. Система юридических наук. Информация и право. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.
Тема 1. Теоретические основы права как системы (4 часа)
Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристика. Классификация норм права, структура правовой нормы. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм право во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.
Тема 2. Правоотношения и правовая культура (4 часа)
Юридические факты как основания правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение. Функции юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовая культура.
Тема 3. Государство и право (6 часов)
Понятие государства и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Конституция РФ – основной закон страны. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы президента Российской Федерации.
Тема 4. Правосудие и правоохранительные органы (2 часа)
Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд РФ. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы РФ. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности РФ. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование темы, раздела | Количество часов |
План | Факт |
Раздел 1. «Ориентир в лабиринте закона» (18часов) |
Тема 1. Виды правонарушений. Преступление (2 часа) |
1 | 04.09 | | Правонарушение. Виды правонарушений и их отличия | 1 |
2 | 11.09 | | Преступление и его признаки. Субъект преступления. УК и его структура | 1 |
Тема 2. Основные понятия уголовного права (2 часа) |
3 | 18.09 | | Юридическое определение вины. Виды соучастия. | 1 |
4 | 25.09 | | Стадии преступления | 1 |
Тема 3. Как не стать жертвой преступления (2 часа) |
5 | 02.10 | | Виктимология . Виктимные ситуации. | 1 |
6 | 09.10 | | Программы личной и коллективной безопасности | 1 |
Тема 4. Возбуждение уголовного дела (2 часа) |
7 | 16.10 | | Уголовный процесс. Уголовно-процессуальный кодекс. Стадии уголовного процесса. | 1 |
8 | 23.10 | | Первые действия потерпевшего или очевидца преступления. Правила заявления о преступлении | 1 |
Тема 5. Возмещение ущерба от преступления (2 часа) |
9 | 30.10 | | Участники уголовного процесса. Потерпевший. | 1 |
10 | 13.11 | | Гражданский иск в уголовном процессе. Правила возмещения ущерба от преступления | 1 |
Тема 6. Права и обязанности потерпевшего и свидетеля (2 часа) |
11 | 20.11 | | Основные права и обязанности потерпевшего и свидетеля | 1 |
12 | 27.11 | | Правила вызова на допрос. Правила проведения и этапы допроса. | 1 |
Тема 7. Если вас задержали. Права и обязанности подозреваемого и обвиняемого (2 часа) |
13 | 04.12 | | Порядок задержания подозреваемого. Подозреваемый, его права и обязанности. | 1 |
14 | 11.12 | | Порядок действий задержанного и реализация его прав. Правила приглашения защитника и работы с ним | 1 |
Тема 8. Судебное разбирательство (3 часа) |
15 | 18.12 | | Принципы судебного разбирательства. | 1 |
16 | 25.12 | | Этапы и правила ведения судебного разбирательства | 1 |
17 | 15.01 | | Этапы и правила ведения судебного разбирательства | 1 |
Раздел 2. Право. Основы правовой культуры (18 часов) |
Вводная тема. Роль права в жизни человека и общества. (2 часа) |
18 | 22.01 | | Значение правовых знаний и умений для человека. Система юридических наук. Информация и право | 1 |
19 | 29.01 | | Право и основные теории его понимания. Нормы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования | 1 |
Тема 1. Теоретические основы права как системы (4 часа) |
20 | 05.02 | | Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристика. Классификация норм права, структура правовой нормы. | 1 |
21 | 12.02 | | Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования | 1 |
22 | 19.02 | | Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. | 1 |
23 | 26.02 | | Действие норм право во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов | 1 |
Тема 2. Правоотношения и правовая культура (4 часа) |
24 | 05.03 | | Юридические факты как основания правоотношений. Виды и структура правоотношений. | 1 |
25 | 12.03 | | Поведение людей в мире права. Правомерное поведение | 1 |
26 | 19.03 | | Правонарушение. Функции юридической ответственности | 1 |
27 | 02.04 | | Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовая культура | 1 |
Тема 3. Государство и право (6 часов) |
28 | 09.04 | | Понятие государства и его признаки. Глава государства | 1 |
29 | 16.04 | | Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. | 1 |
30 | 23.04 | | Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления | 1 |
31 | 30.04 | | Конституция РФ – основной закон страны. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя России. | 1 |
32 | 07.05 | | Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве | 1 |
33 | 14.05 | | Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы президента Российской Федерации | 1 |
Тема 4. Правосудие и правоохранительные органы (2 часа) | |
34 | 21.05 | | Правосудие | 1 |
35 | 28.05 | | Правоохранительные органы | 1 |
Информационный ресурс:
Нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса:
* Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (см.: Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.)
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса. Учебно-методический комплект состоит:
авторской программой Колесниковой Е.В. для 10 классов. Элективный курс «Ориентир в лабиринте закона». Элективные курсы по обществознанию для профильной подготовки и профильного обучения в 9-11 классах: метод. пособие / -сост: Т.А. Корнева, О.В. Козачек, В.В. Черников; под ред. О.В. Козачек, В.В. Черникова. – 2-е изд., стереотипное - М.:Глобус, 2007.
авторской программы Певцова Е.А., Козленко И.В. Право. Основы правовой культуры: программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е.А. Певцова, И.В. Козленко. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 72 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Административный кодекс РФ
2. Алексеев С.С. Право: Закон, правосудие, юриспруденция и жизни людей: Начальный
курс.-М, 1998
3. Гражданский кодекс РФ4. Закон РФ «О защите прав потребителей»
5. Заморенова Н.Г., Маслов М.Ю. Откройте, милиция!: Как правильно вести себя при
общении с сотрудниками милиции. - М.: Юриспруденция, 2004
6. Заморенова Н.Г., Яковлев А.П. Сам себе адвокат. Пособие для граждан по решению
конфликтных ситуаций. - М.: Юриспруденция, 2004
7. Защита прав призывника. - М.: Эксмо, 2004
8. Конституция РФ.
9. Кудрина Т.Н. Вы покупатель. Поступаем правильно. - М.: Эксмо, 2007.
10. Лопатенков Г.Я. Права пациента. Практические рекомендации. - СПб.: БХВ-
Петербург, 2005
11. Мушинский В.О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы. - М.:
Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 1997
12. Настольная книга покупателя. / Авт.-сост. A.M. Горбов. - М.: ACT, 2004
13. Основы потребительских знаний. /Виноградова И., Кокорев Р. И др. - М.: Вита-Пресс,
-2001
14. Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для учащихся 9-11 классов. - М.:
Владос, 2001.
15. Права абитуриентов. / Сост. В.В.Смирнова. - СПб.: Питер, 2004
Правовой справочник для учеников общеобразовательных школ и их родителей / Сост.
ГЛ. Фриш. - М.: УЦ «Перспектива», 2001
16. Семейный кодекс РФ.
17. Солдатова Т.А. Справочник призывника. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
18. Трудовой кодекс РФ.
19. Тимофеева К.В. Юридический справочник на все случаи жизни. - СПб.: Питер, 2007
20. Уголовный кодекс РФ.
Информационно-техническое обеспечение
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Ноутбук