МКОУ «Пудемская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании
методического объединения
«___» ____________ 2017 г.
Согласовано с заместителем
Директора по УВР
«___» ____________ 2017 г.
_______________________
Принято на заседании
педагогического совета школы
«___» ___________ 2017 г.
протокол № ____
Утверждено
Приказом № _____
от «____» ________2017 г.
Директор школы ____________
Элективный курс по обществознанию
«Общество в развитии»
11 класс
Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа элективного курса "Общество в развитии" предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Курс является практико-ориентированным, его изучение призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития общества.
Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса.
Задачи курса:
- актуализация знаний учащихся;
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- обобщение и систематизация полученных знаний;
- выделение и проработка наиболее сложных вопросов
Основными задачами курса являются:
Ожидаемым результатом изучения учащимися курса является умение решать тестовые задания по обществознанию.
В процессе освоения программы учащиеся должны
- знать:
1. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы;
2. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
3. понимать сущность социальных норм;
4. особенности социально-гуманитарного познания;
- уметь:
1. работать с источниками социальной информации;
2. решать познавательные и практические задачи;
3. анализировать современные общественные явления и события;
4. писать творческие работы в форме эссе;
5. составлять план текста;
6. формулировать собственные суждения и аргументы.
Учебно- тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Лекции | Практика | Семинар | Формы контроля |
1 | Вводное занятие. Общество | 1 | 1 | | | |
2 | Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа | 1 | | | 1 | Собеседование по вопросам |
3 | Общество и культура | 1 | | | 1 | Участие в дискуссии |
4 | Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. | 1 | | 1 | | |
5 | Ступени развития общества | 1 | | 1 | | Практическая работа |
6 | Важнейшие институты общества | 1 | 1 | | | |
7 | Многообразие путей и форм общественного развития | 1 | | 1 | | |
8 | Проблема общественного прогресса | 1 | | | 1 | Собеседование по вопросам |
9 | Целостность современного мира, его противоречия. | 1 | | | 1 | Участие в дискуссии |
10 | Глобальные проблемы человечества | 1 | 1 | | | |
11 | Духовная жизнь общества. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. | 1 | | | 1 | |
12 | Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре | 1 | | 1 | | Практическая работа |
13 | Мораль. Искусство. | 1 | | | 1 | Собеседование по вопросам. |
14 | Наука. Основные особенности научного мышления | 1 | | 1 | | Лабораторная работа с источниками |
15 | Научное познание, методы научных исследований. | 1 | | | 1 | Решения теста |
16 | Роль средств массовой информации в современной жизни общества. | 1 | | 1 | | Практическая работа |
17 | Общественная значимость и личностный смысл образования. | 1 | | 1 | | Лабораторная работа с документом |
18 | Религия. Свобода совести. Веротерпимость. | 1 | 1 | | | Подбор материала |
19 | Экономическая сфера жизни общества. Экономика: наука и хозяйство. | 1 | | | 1 | Подбор материала, подготовка сообщений |
20 | Экономическое содержание собственности, экономические системы, многообразие рынков. | 1 | 1 | | | Участие в дискуссии |
21 | Измерители экономической деятельности. Экономический цикл, экономический рост. | 1 | 1 | | | Лабораторная работа с источниками |
22 | Факторы производства. Государственный бюджет, денежно-кредитная политика, налоговая политика. | 1 | 1 | | | Решение теста |
23 | Экономика производителя, экономика потребителя. Рынок труда, безработица, уровень жизни. | 1 | 1 | | | |
24 | Россия в условиях рыночной экономики | 1 | | 1 | | Практическая работа |
25 | Социальная структура и социальные отношения. | 1 | | | 1 | Написание эссе |
26 | Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. | 1 | | 1 | | Лабораторная работа с источниками |
27 | Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. | 1 | | | 1 | Практическая работа |
28 | Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль | 1 | | 1 | | Решение теста |
29 | Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. | 1 | 1 | | | Участие в дискуссии |
30 | Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. | 1 | | | 1 | Составлять таблицу |
31 | Нации Межнациональные отношения. | 1 | 1 | | | Написание эссе |
32 | Этносоциальные конфликты, пути их разрешения. | 1 | | 1 | | Участие в дискуссии |
33-34 | Итоговый контроль | 2 | 1 | | 1 | Написание эссе |
| ИТОГО: | 34 | 11 | 11 | 12 | |
Литература
Боголюбов Л.Н. и др. Человек и общество. Обществознание, 10 класс, М, «Просвещение», 2008
Боголюбов Л.Н. и др. Человек и общество. Обществознание, 10 класс. Профильный уровень. М, «Просвещение», 2008
О. А. Котова, Т. Е. Лискова. Обществознание. Тетрадь-тренажёр. 11 класс
Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс
Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы./ Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова
Баранов П. А. ЕГЭ 2016: Обществознание: Самое полное издание типовых вариантов заданий подготовки к ЕГЭ.- Москва : АСТ: Астрель, 2015.
Чернышова О.А. Обществознание. Эссе, сложный план развернутого ответа. Легион,2013.
Пазин Р.В. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Легион, 2014.
Дополнительная литература
1.Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. М, «Дрофа», 2003
2.Князев В.Н. и др. Обществознание для абитуриентов. М, «Рольф», 2001
3.Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2015