СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно. 10- 11класс»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного  курса  по русскому языку «Говорим и пишем правильно. 10- 11класс»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно. 10- 11класс»»

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА



В результате изучения данного курса обучающиеся приобретут:


  • умения ориентироваться в орфографии и пунктуации,

  • умения совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность,

  • знания орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского

литературного языка;

  • знания о тексте, стилях и типах речи, их признаках, правилах их использования, навыки конструирования текстов;

  • умение определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения);

  • умение выбирать из исходного  текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

  • умение определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи); умение писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания;

  • способность к созданию письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста.

  • умение осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка;

  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

  • умение последовательно излагать собственные мысли;

  • умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.




2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


10 КЛАСС


Тема 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ (4 ч)


Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические и другие словари. Варианты произношения. Из истории возникновения и развития культуры речи. Культура речи и языковая политика.


Тема 2. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ (4 ч)


Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте. Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов. Употребление слов в соответствии с их точным значением и стилистической окраской. Лексическая сочетаемость слов.


Тема 3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (3 ч)


Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Учет стилистической окраски и эмоционально-оценочного значения различных морфем при выборе слова.


Тема 4. МОРФОЛОГИЯ (5 ч)


Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы выражения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.


Тема 5. ОРФОГРАФИЯ (18 ч)


Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Е после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание –ЧИК-/-ЩИК-; -ЕК-/-ИК-; -К-/-СК; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь, Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.




11 КЛАСС


Тема 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (10 ч)


Словосочетание. Простое предложение. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.


Тема 7. ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ДИАЛОГ. ЦИТАТА (5ч)


Синтаксические конструкции с прямой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.


Тема 8. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 ч)


Знаки препинания в бессоюзном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.


Тема 9. ТЕКСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ (10 ч)


Понятие о проблеме и авторской   позиции. Способы формулировки проблемы. Способы формулировки авторской позиции. Способы выражения авторской позиции в тексте. Художественные средства в выражении авторской позиции. Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики. Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения. Понятие о смысловой структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции. Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи  исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование. Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты. Способы введения аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок. Грамматические и речевые нормы русского языка.









3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


раздела


Наименование разделов

Кол-во часов (всего)

Учебные часы

Контрольные/практические

работы

10 класс

1

Фонетика. Орфоэпия

4

3

1

2

Лексика. Фразеология

4

3

1

3

Словообразование

3

3


4

Морфология

5

4

1

5

Орфография

18

17

1



34

30

4

11 класс

6

Синтаксис и пунктуация

10

9

1

7

Прямая речь. Диалог. Цитата

5

5


8

Сложное предложение

9

8

1

9

Текст и его особенности.

Сочинение - рассуждение

10

8

2



34

30

4


Итого:

68

60

8





















Приложение 1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятия

Коли

чество часов

Дата

по плану

Дата

по факту

10 класс

Фонетика. Орфоэпия 4 ч.

1

Семинар «Звуки русского языка. Особенности русской графики». Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке

1



2

Практикум « Фонетический разбор». Трудности фонетического анализа слов

1



3

Орфоэпия. Слог и ударение. Орфоэпические и другие словари. Варианты произношения. Из истории возникновения и развития культуры речи. Культура речи и языковая политика.

1



4

Практическая работа по теме «Фонетика. Орфоэпия»

1



Лексика. Фразеология 4 ч.

5

Урок-семинар. Лексика русского языка. Особенности лексического состава слов.

1



6

Многозначность и омонимия. Переносное значение слова. Тропы

1



7

Синонимы и антонимы. Стилистическая окраска слова.

Фразеологизмы. Средства связи предложений в тексте. Трудности лексического анализа текста

1



8

Контрольная работа «Лексика. Фразеология»

1



Словообразование 3 ч.

9

Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи

1



10

Словообразование наречий. Морфемные модели наречий

1



11

Лексическое значение морфем. Учет стилистической окраски и эмоционально-оценочного значения различных морфем при выборе слова.


1



Морфология 5 ч.

12

13

Семинар «Части речи». Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

2



14

Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи.

1



15

16

Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Практическая работа по теме «Морфология»

2



Орфография 18 ч.

17

Система правил правописания

1



18

19

Правописание приставок. Трудности правописания приставок

2



20

21

22

23

Виды орфограмм в корне слова. Безударные гласные в корне слова. Правописание корней с чередованием.


4



24

25

26


Правописание падежных и родовых окончаний. Личные окончания глаголов. Трудные случаи правописания окончаний.

3



27

28


Правописания суффиксов. Трудные случаи правописания суффиксов

2



29

30

31

Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ.

3



32

33

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов.

2



34

Контрольная работа по теме «Орфография»

1



11 класс

Синтаксис и пунктуация 10 ч.

1

Урок-семинар. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний

1



2

Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах различных стилей

1



3

Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1



4

Тире в простом предложении

1



5

6

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

2



7

8

Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи

2



9


Уточняющие члены предложений

1



10

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

1



Прямая речь. Диалог. Цитата 5 ч.

11

12

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной

2



13

Диалог. Знаки препинания при диалоге

1



14


Цитата. Тренинг по оформлению цитат

1



Сложное предложение 9 ч.

15

16

Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте

2



17

18

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Использование сложносочинённых предложений в художественном тексте

2



19

20

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование сложноподчинённых предложений в художественном тексте

2



21

22

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них

2



23

Контрольная работа по теме «Сложное предложение»

1



Текст и его особенности. Сочинение – рассуждение 10ч.

24

Понятие о проблеме. Способы выявления проблемы

1



25

Способы формулировки авторской позиции. Понятие об авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции.

1



26

Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты.

1



27

Обобщение знаний о стилях речи.

1



28

Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию.

1



29

Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте.

1



30

Понятие о комментарии. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

1



31

Понятие об аргументе. Грамматические и речевые нормы русского языка

1



32

33

Написание сочинения - рассуждения

2



34

Анализ сочинений. Редактирование текстов

1






































8