знания о тексте, стилях и типах речи, их признаках, правилах их использования, навыки конструирования текстов;
умение определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения);
умение выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
умение определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи); умение писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания;
способность к созданию письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста.
умение осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка;
умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
умение последовательно излагать собственные мысли;
умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические и другие словари. Варианты произношения. Из истории возникновения и развития культуры речи. Культура речи и языковая политика.
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте. Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов. Употребление слов в соответствии с их точным значением и стилистической окраской. Лексическая сочетаемость слов.
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Учет стилистической окраски и эмоционально-оценочного значения различных морфем при выборе слова.
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы выражения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Е после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание –ЧИК-/-ЩИК-; -ЕК-/-ИК-; -К-/-СК; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь, Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Словосочетание. Простое предложение. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Синтаксические конструкции с прямой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Знаки препинания в бессоюзном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Понятие о проблеме и авторской позиции. Способы формулировки проблемы. Способы формулировки авторской позиции. Способы выражения авторской позиции в тексте. Художественные средства в выражении авторской позиции. Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики. Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения. Понятие о смысловой структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции. Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование. Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты. Способы введения аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок. Грамматические и речевые нормы русского языка.
№ п/п | Тема занятия | Коли чество часов | Дата по плану | Дата по факту |
10 класс |
Фонетика. Орфоэпия 4 ч. |
1 | Семинар «Звуки русского языка. Особенности русской графики». Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке | 1 | | |
2 | Практикум « Фонетический разбор». Трудности фонетического анализа слов | 1 | | |
3 | Орфоэпия. Слог и ударение. Орфоэпические и другие словари. Варианты произношения. Из истории возникновения и развития культуры речи. Культура речи и языковая политика. | 1 | | |
4 | Практическая работа по теме «Фонетика. Орфоэпия» | 1 | | |
Лексика. Фразеология 4 ч. |
5 | Урок-семинар. Лексика русского языка. Особенности лексического состава слов. | 1 | | |
6 | Многозначность и омонимия. Переносное значение слова. Тропы | 1 | | |
7 | Синонимы и антонимы. Стилистическая окраска слова. Фразеологизмы. Средства связи предложений в тексте. Трудности лексического анализа текста | 1 | | |
8 | Контрольная работа «Лексика. Фразеология» | 1 | | |
Словообразование 3 ч. |
9 | Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи | 1 | | |
10 | Словообразование наречий. Морфемные модели наречий | 1 | | |
11 | Лексическое значение морфем. Учет стилистической окраски и эмоционально-оценочного значения различных морфем при выборе слова. | 1 | | |
Морфология 5 ч. |
12 13 | Семинар «Части речи». Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | 2 | | |
14 | Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. | 1 | | |
15 16 | Трудные случаи разграничения языковых явлений. Практическая работа по теме «Морфология» | 2 | | |
Орфография 18 ч. |
17 | Система правил правописания | 1 | | |
18 19 | Правописание приставок. Трудности правописания приставок | 2 | | |
20 21 22 23 | Виды орфограмм в корне слова. Безударные гласные в корне слова. Правописание корней с чередованием. | 4 | | |
24 25 26 | Правописание падежных и родовых окончаний. Личные окончания глаголов. Трудные случаи правописания окончаний. | 3 | | |
27 28 | Правописания суффиксов. Трудные случаи правописания суффиксов | 2 | | |
29 30 31 | Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. | 3 | | |
32 33 | Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов. | 2 | | |
34 | Контрольная работа по теме «Орфография» | 1 | | |
11 класс |
Синтаксис и пунктуация 10 ч. |
1 | Урок-семинар. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний | 1 | | |
2 | Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах различных стилей | 1 | | |
3 | Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | | |
4 | Тире в простом предложении | 1 | | |
5 6 | Вводные слова и предложения. Вставные конструкции | 2 | | |
7 8 | Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи | 2 | | |
9 | Уточняющие члены предложений | 1 | | |
10 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | |
Прямая речь. Диалог. Цитата 5 ч. |
11 12 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной | 2 | | |
13 | Диалог. Знаки препинания при диалоге | 1 | | |
14 | Цитата. Тренинг по оформлению цитат | 1 | | |
Сложное предложение 9 ч. |
15 16 | Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте | 2 | | |
17 18 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Использование сложносочинённых предложений в художественном тексте | 2 | | |
19 20 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование сложноподчинённых предложений в художественном тексте | 2 | | |
21 22 | Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них | 2 | | |
23 | Контрольная работа по теме «Сложное предложение» | 1 | | |
Текст и его особенности. Сочинение – рассуждение 10ч. |
24 | Понятие о проблеме. Способы выявления проблемы | 1 | | |
25 | Способы формулировки авторской позиции. Понятие об авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции. | 1 | | |
26 | Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты. | 1 | | |
27 | Обобщение знаний о стилях речи. | 1 | | |
28 | Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию. | 1 | | |
29 | Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. | 1 | | |
30 | Понятие о комментарии. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 1 | | |
31 | Понятие об аргументе. Грамматические и речевые нормы русского языка | 1 | | |
32 33 | Написание сочинения - рассуждения | 2 | | |
34 | Анализ сочинений. Редактирование текстов | 1 | | |