СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по теме: "Мир, в котором я живу"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса для учащихся 6-ых классов по теме: "Мир, в котором я живу"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по теме: "Мир, в котором я живу"»

Отдел образования администрации Благодарненского района муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»



УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

МКОУ «СОШ №6»

Протокол заседания

педагогического совета

от 23.09.2014 года №2

Председатель педагогического совета

_____________ Л.В.Кудинова





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Мир, в котором мы живем.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
6 КЛАСС




Срок реализации программы – 1 год


Рабочая программа разработана автором Г.Л.Маршановой




Учитель Изюмина Наталья Николаевна



Пояснительная записка к программе элективного курса.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 6 классов, которым интересен предмет, которые хотели бы удовлетворить познавательные интересы. Курс рассчитан на 34 часа по 40 минут в неделю, авторская программа разработана автором Г.Л.Маршановой (журнал Химия в школе № 3, 2007г. г. Москва). Курс направлен на развитие познавательной активности и мотивации к изучению химии, развитие творческих способностей школьников, экспериментальная часть способствует развитию исследовательских качеств.


 Мы живем во времена научно-технического прогресса. Но человек развивается на протяжении всей жизни и большую роль в развитии его играет школа, предметы которые он изучает. А для того, что бы каждый урок, каждая изученная тема воспитывала и развивала, изначально необходимо прививать интерес к этому предмету. Учащиеся изучают химию с 8 класса. Но для многих первые темы кажутся сухими, неинтересными. Поэтому для развития и поддержания интереса к предмету, необходимо вводить элективные курсы по химии, в школе начиная с 6-7 класса. Итак, что же такое элективный курс? Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения

Эти курсы должны показывать связь с другими науками (межпредметные элективные курсы), быть посвящены изучению методов познания природы, знакомить учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развивать интерес учащихся к современной технике и производству, способствовать выбору будущей профессии.

Элективные курсы по химии в 6-7 классах имеют следующие особенности.

  • Кратковременность. Если для старшеклассников можно организовывать элективные курсы в виде спаренных уроков, то для учащихся 6-7 класса оптимально 30-40 минут. В это время они активны, сосредоточены, внимательны и не успевают уставать.

  • Активные формы обучения (элементы исследовательской деятельности, игровые формы, практические работы и т.д.).

  • Интеграция с другими предметами.

  • Доступность. Весь изучаемый материал должен быть понятен учащимся, но тем не менее должна присутствовать научность.

  • Актуальность и новизна. По возможности необходимо сообщать учащимся о новых научных открытиях, разработках, перспективах в области химии.

  • Занимательность.

  • Практическая значимость.

  • Связь с жизнью, производством, профессиями и т.д.

  • Результат посещения элективных курсов (грамоты, сертификаты с такими надписями как «Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса», «Успешно освоил курс», «Прослушал курс», «Посещал занятия курса» и т.д.)

Примерам элективных курсов по химии для 6-7 классов могут быть: удивительный мир химии, химия окружающей среды, занимательная химия, химия вокруг нас. Большую роль играет название элективного курса. Именно по названию учащиеся выбирают элективный курс. Поэтому оно должно быть четким, интересным, нестандартным, способным заинтересовать ученика.

Так как мы живем в век технического прогресса, то, безусловно, нужно этим пользоваться и применять не только на уроке, но и на элективных курсах.  Например, использование ТСО, которые расширяют возможности учителя на элективных курсах (демонстрируют видеозаписи химических опытов, моделируют химические превращения, наглядно демонстрируют изучаемый материал, позволяют в игровой форме объяснять трудные темы и многое другое).

Изучая курс «Мир, в котором мы живём», учащиеся продолжат знакомство не только с основными естественно – научными представлениями и понятиями, из которых складывается общая картина мира, но и с элементарными общенаучными приёмами. Методами исследования, обеспечивающими подготовку к практической деятельности, доступной для данной возрастной группы школьников. Изучение курса будет способствовать формированию экологического мышления учащихся и поможет им в развитии экологического самосознания.

Актуальность курса: позволяет показать роль химии в жизни человека.

Цель курса: возможность удовлетворить интерес в области химии, узнать новое; помочь ориентироваться учащимся в окружающем мире; сформировать интерес к предмету химии; расширить представление о химическом эксперименте;

Задачи курса:

  • развить познавательные и интеллектуальные способности учащихся;

  • объяснить роль химической науки в питании, быту;

  • привитие интереса, любви к предмету;

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, внимания, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Данный курс включает в себя две части теоретическую (меньшая часть) и практическую (большая часть). Практическая часть включает в себя исследование продуктов питания: исследование состава молочных продуктов, мороженого, шоколада, чипсов, продуктов быстрого приготовления и т.д. [4,5,6] Все проводимые  реакции безопасные, наглядные, красочные и яркие. Каждая практическая часть начинается с небольшого выступления учащихся о пользе и вреде исследуемого продукта. Ответы учащихся дополняются  учителем,  а также объясняются учащимся понятным, доступным языком все химические понятия которые используются на занятии. Все результаты исследований заносятся учащимися в рабочую тетрадь. А материалы элективного курса, темы и материал выступлений они могут найти в электронном учебнике. Рабочая тетрадь и электронный учебник учащиеся получают на первом занятии. На итоговом занятии учащиеся рассказывают рефераты. Темы, которых могут быть такими: альтернативные виды питания (вегетарианство, сыроединие), витамины в продуктах питания, тайна литеры «Е», режим питания, питание по группам крови. После учащиеся совместно с учителем обсуждают выступления, высказывают свое мнение по данной тематике.

 На последнем занятии каждый ученик получает сертификат о пройденном элективном курсе.

В ходе посещения учащимися элективных курсов происходит углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение. Что положительно сказывается на них, как на будущих специалистах в любой области.

Список используемой литературы:

Большая Советская энциклопедия. Том 27 - М.: Изд-во Советская энциклопедия, - 1977.- 195с.

Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов.// Химия в школе,.-2006, № 4. -2-4с.

Лебедев О.Е. Роль элективных курсов в создании нового поколения учебных материалов/ http://www.college.ru/. (11.11.11)

Э.Гроссе, Х.Вайсмантель, «Химия для любознательных».-М.: Химия, 1985 г.-392 с

Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффективные опыты по химии».- М.: ДРОФА, 2008 г. - 210 с

Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов // Химия в школе. - 2000. - № 5

Брешин А. Что за озоновой дырой? – М.: Детский экологический центр, 1997.


Бурштейн Л.М. Обыкновенное чудо – вода. – М.: Детский экологический центр, 1997.


Гёбель П. Природное наследие человечества. – М.: Детский экологический центр, 1997.


Естествознание 6 Под реакцией И.Т. Суровегиной, А.А. Фадеевой. – М.: Просвещение, 1998.

Израэль Ю.А. Ровинский Ф.Я. Берегите биосферу. – М.: Педагогика, 1987.


Иванова Ю.А. Эти кислые дожди, эти радуги и тучи. – М.: Детский экологический центр, 1997.

Ильченко В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение 2000



Форма аттестации учащихся:


  1. Домашний эксперимент с отчетом.


  1. Рефераты.


  1. Защита проектов.


  1. Опорные конспекты.


Предлагаемые темы рефератов:


  1. Вода и климат нашей планеты.


  1. Минеральные источники.


  1. История использования воды человеком.


  1. Применение воды в быту.


  1. Как мы готовим пищу?


  1. Растворы в нашей жизни.


  1. Сколько воды нам надо на каждый день.


  1. Какую воду мы пьем?


  1. Вода в русских народных сказках, песнях, пословицах и поговорках.


  1. Есть ли жизнь на Марсе?


Предлагаемые темы проектов:


  1. Как сделать воду чище?


  1. Вода родного посёлка – жизнь или смерть?


  1. Уникальные водные ресурсы планеты.


  1. А ты сможешь прожить без воды?


  1. Воды так много и так мало на Земле.


Предлагаемая тема исследования:



1.Определение качества питьевой воды.


2. Влияние водопроводной воды на живые организмы.


Тематическое планирование



п/п

дата

Тема, изучаемые вопросы

Кол-во

час

ов

Демонстрации,

лабораторные

опыты

Форма занятия,

организационной

деятельности

учащихся

Образовательный

продукт



1



2





3


Введение.

Природа, компоненты природы, гармония человека и природы.

Естествознание. Гипотеза. Метод. Методы познания природы.

Вещества, тела, физические величины. Роль веществ в обеспечении нормальной жизнедеятельности организмов.

3

1





1





1











1. лабораторное оборудование: виды, назначение и приёмы работы с ним. ПТБ при работе в лаборатории.






Лекция с элементами беседы



Лекция с элементами беседы





семинар-практикум



Опорный конспект





Конспект





Детская энциклопедия

 

Тема № 1.

Вселенная

5

 

4

Вселенная. Небесные тела. Звёзды. Созвездия. Галактика, в которой мы живем, её состав.

1

опыт, наблюдение звездного неба, Луны

Лекция с элементами беседы


Пособие, схема

«Звезды, Созвездия»

5





6






Солнце и его значение для природы и жизни на Земле.



Строение Солнечной системы. Развитие представлений о строении Солнечной системы.

1





1






Опорная схема






Рассказ беседа





беседа


Детская энциклопедия





Конспект


7

8.


Планеты. Планеты земной группы.Плутон.



Астероиды и кометы. Метеориты и метеоры.


1



1










Лабораторная работа «Хвостовая комета, исследование по рисунку».

беседа, дискуссия







беседа, рассказ

доклады,

сообщения

учащихся

 

Тема № 2. Земля и её сферы.

7

 

9





10.



11.

Земля. Значение движения Земли вокруг своей оси и Солнца

Строение Земли, Магнитное поле Земли. Земное тяготение



Атмосфера и её значение для жизни на Земле. Озон. Озоновый слой. Фотосинтез

1







1







1

Наглядное пособие «Движения Земли вокруг своей оси и Солнца»









Схема фотосинтеза

беседа,





беседа, дискуссия





беседа, рассказ




доклады,

сообщения

учащихся







сообщения

учащихся


12









13.

Источники загрязнения атмосферного воздуха. Мероприятия по охране атмосферы от загрязнений (законодательство, международное сотрудничество).

Гидросфера и её значение для жизни на Земле. Вода в природе. Очистка природной воды.

1











1

 

Эксперимент, демонстрация









Практическая работа «Определение качества питьевой воды».

 

работа

с документами.



Беседа.





формирование умений и навыков

анализ данных состава воздуха



работа с документами, тезисы.



отчёт о практической работе


14.

Строение литосферы. Образование почвы и её значение для жизни на Земле. Разрушение почв.

1

Наглядное пособие «Разрушение почв».

рассказ, демонстрация

доклады,

сообщения

учащихся

15.

Биосфера. Границы биосферы. Живое вещество. Большое разнообразие живых организмов.


1

Практическая работа

«Влияние водопроводной воды на живые организмы».

формирование умений и навыков

отчёт о практической работе


 

Тема № 3. Жизнь на Земле.


4

 

16.

Теории и гипотезы возникновения жизни на Земле.


1

.

устный журнал

выступления

учащихся

17.

Клетка: оболочка, цитоплазма, ядро.

1

 Строение клетки

Лекция с элементами беседы

сообщения учащихся


18.





19.

Микроорганизмы. Одноклеточные. Многоклеточные.



Растительный и животный мир нашей планеты.

1





1

 Лабораторный опыт «Работа с увеличительным прибором - микроскопом».






рассказ, демонстрация



Лекция с элементами беседы

отчёт о работе





сообщения учащихся


 

Тема № 4. Человек и среда его обитания


5

 

20







21.






История появления человека на Земле. Человек – биологический вид и социальное существо.



Наши предки. Развитие взаимоотношений человека с природой.

1







1

 

устный журнал







рассказ, беседа

выступления учащихся







сообщения учащихся

22.





23.





24.


Понятие об общественном отношении к окружающей среде. Возрастание роли знаний о природе.

Рациональное использование природных богатств.



Взаимная связь и взаимозависимость человека и природы.

1









1





1









Коллекция природных богатств





Схема

рассказ, беседа







Лекция с элементами беседы


сообщения и презентации учащихся





выступления учащихся



Тема № 5 Здоровье человека – основа здоровья общества


6


25.





26.

27.









28.





29.





30.

31



32.







33-34

Здоровье – бесценный дар природы. Факторы здоровья.

Влияние природных факторов на здоровье человека

Влияние загрязнителей окружающей среды на здоровье человека. Инфекционные заболевания



Правила гигиены. Производственные шумы. Музыкотерапия



Здоровый образ жизни. Культура питания.



Вредные привычки: как их избежать.



Заключительное занятие.



Подведение итогов.





Экскурсия «Природа и мы»

1





1





1









1





1



1



1



1

2




 Презентация











Эксперимент, демонстрация









Влияние шума на здоровье человека.



Эксперимент, демонстрация



Эксперимент, демонстрация


































устный журнал





рассказ, беседа





Лекция с элементами беседы







рассказ, беседа





рассказ, беседа





беседа



беседа






выступления учащихся





сообщения

учащихся









выступления учащихся, презентации





выступления учащихся, презентации



сообщения





сообщения








СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО методическим объединением Заместителем директора по УВР учителей области «естествознание» ____________ В.А.Герасимовой МКОУ «СОШ №6» Протокол заседания методического объединения от 18.09.2014 года №1 «____» ________ 2014 год Руководитель МО _______________ И.В.Марченко