СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Работа и источниками социальной информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по обществознанию разработана для учащихся 9-х классов. Рассчитана на 54 часа в год. В приложении к программе размещены: учебно-тематический план и методические рекомендации по выполнению заданий С1-С6 при подготовке к ГИА.

Просмотр содержимого документа
«методические рекомендании»

Методические рекомендации по выполнению заданий С1 – С6



№ зада-ния

Что нужно сделать?

Проверяемые умения

Рекомендации

С1

Задание требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.


Уметь составлять план (понимать основную мысль и структуру текста, определять и кратко формулировать центральную идею каждой смысловой части).

Как выделить смысловые фрагменты текста?

  1. Внимательно прочесть текст и отметить, когда меняется предмет, о котором говорится.

  2. Надо помнить, что смысловые фрагменты текста не всегда совпадают с абзацами. Какой-то смысловой фрагмент может состоять из одного предложения, а какой-то - из нескольких абзацев.

Как озаглавить смысловые фрагменты?

  1. В заглавие каждого пункта нужно вынести то, о чем говорится в соответствующем смысловом фрагменте.

  2. Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста.

  3. Подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

  4. План может быть простым или сложным. Составление сложного плана в экзаменационной работе не требуется.

  5. План может быть составлен как в назывной, так и в вопросной или тезисной форме.

С2

Задание предполагает извлечение информации, представленной в явном виде.


Задание С2 требует от выпускника обозначить в ответе точку зрения автора.

Надо помнить, что само содержание текста отражает именно позицию автора.

Уметь извлекать информацию из текста (найти в тексте ответ на вопрос)

Как найти ответ на задание С2?

  1. Необходимо разобраться, что и в каком количестве требуется назвать.

  2. Найти ответ помогут ключевые слова, содержащиеся в самих вопросах.

  3. Сочетание этих ключевых слов нужно найти в предложениях текста.

  4. Тот фрагмент текста, в котором будут содержаться ключевые слова, как правило, и содержит ответ на вопросы задания С2

Запомни!!!

  • Ни в коем случае не нужно просто переписывать в бланк ответов весь фрагмент текста, содержащий ответ на вопросы задания.

  • Ответ должен быть кратким, точным и соответствовать структуре задания.

С3

Задание направлено на извлечение и частичное преобразование, интерпретацию информации из текста.


Понимать отдельные положения текста, уметь выявить содержащуюся в нем информацию по заданной проблеме.

Как найти ответ на задание С3?

  1. Задание С3 не всегда можно выполнить путем поиска ключевых слов и словосочетаний. Часто требуется при поиске информации опереться на смысл прочитанного текста.

  2. Необходимо разобраться, что и в каком количестве требуется назвать.

  3. На первый вопрос задания С3 обязательно нужно отвечать, он не является просто вводной информацией.

С4

Задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение в контексте содержания текста знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника.



Уметь конкретизировать теоретические знания фактами из общественной жизни или личного социального опыта.

Требования к выполнению задания С4

  1. Во-первых, нужно разобраться, что и в каком количестве требуется назвать. Сколько частей в задании?

  2. Примерами, которые нужно привести, могут быть факты прошлого и современности, сведения, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации.

  3. Допускается различная степень конкретизации.

  4. Факты должны соответствовать приведенным в задании теоретическим положениям.

  5. Необходимо наличие рассуждений, которые конкретизируют сущность теоретического положения, приведенного в задании.

С5

Задание С5 - это задача, имеющая самостоятельное развернутое условие,


Уметь: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса для анализа практической ситуации; дополнять знания курса информацией из предложенного текста; использовать информацию для решения проблемы.

Порядок выполнения задания С5

  1. В заданиях С5 требуется либо найти фразу в тексте, либо сформулировать на основе текста советы, рекомендации

  2. Во-первых, нужно определить, что требуется привести в ответе?

  3. Во-вторых, нужно понять суть задания.

  4. Ответ должен быть кратким, точным и соответствовать структуре задания.


С6.

Задание предполагает сформулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни.


Уметь аргументировать свои суждения с опорой на знания и факты из курса и общественной жизни.


Первая разновидность задания С6.

  1. В этом задании не может быть единственно верного ответа – согласие или несогласие с приведенной в задании точкой зрения являются правильными.

  2. Во-первых, нужно определить, что и в каком количестве требуется привести в ответе.

  3. Во-вторых, нужно понять суть задания.

Другая разновидность задания С6

  1. От ученика не требуется выражать свое согласие или несогласие с какой-либо точкой зрения.

  2. Нужно привести аргументы в поддержку позиции автора.



Просмотр содержимого документа
«приложение учебно-тематический план к программе»

Приложение №1


Учебно-тематический план


Тема

Работа с обществоведческими понятиями и терминами

Количество часов

19

Цель и задачи изучения темы

Формирование терминологической грамотности учащихся. Организация систематической словарной работы. Выработка привычки и навыков пользования словарями по обществознанию.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь: активно пользоваться обществоведческими терминами, употреблять их в прямом и переносном значении; отбирать для выражения мысли наиболее точные слова, использовать эпитеты, метафоры; работать с содержанием и объемом понятия; проводить наблюдение, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование.

Поурочное планирование изучения темы

п/п

Наименование темы занятия

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды диагностического контроля

1.

Вводное занятие

Презентация основных видов текстов социальной информации


2.

Необходимость изучения обществоведческих понятий и терминов для работы с текстами.

Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятий. Обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Составление схемы: «Методы и способы формирования понятий»


3.

Объем и содержание понятий

4.

Основные методы и способы формирования понятий

5

Использование ассоциативного метода формирования понятий

Распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания.

Работа по алгоритму формирования понятия ассоциативным методом.

6.

Алгоритм формирования понятия ассоциативным методом

7.

Практическое занятие по работе с понятиями по теме: «Общество»

8.

Использование индуктивного метода формирования понятий при работе с текстом.

Осуществлять сравнение,

самостоятельно выбирая основания и критерии для сравнения.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Выполнение практических заданий по алгоритму формирования понятий индуктивным методом.

9.

Алгоритм формирования понятия индуктивным методом.

10.

Практическое занятие по работе с понятиями по теме: «Культура»

11.

Использование дедуктивного метода формирования понятий при работе с текстом.

Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)

Работа по алгоритму формирования понятий дедуктивным методом


12.

Алгоритм формирования понятия дедуктивным методом

13.

Практическое занятие по работе с понятиями по теме: «Социальные отношения»

14.

Использование инвентивного метода формирования понятий при работе с текстом.

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность


Работа по алгоритму формирования понятий инвентивным методом



15.

Алгоритм формирования понятия инвентивным методом

16.

Практическое занятие по работе с понятиями по теме: «Политика»

17.

Необходимость работы со словарем. Как правильно организовать работу со словарем.

Выработка привычки и навыков пользования словарями по обществоведению.

Учащимся предлагается завести отдельную тетрадь-словарь.

18.

Практическое занятие по работе с понятиями по теме: «Экономика»

19.

Практическое занятие по работе с понятиями по теме: «Право»

Тема

Работа с источниками социальной информации.

Количество часов

18

Цель и задачи изучения темы

Научить учащихся анализу разнообразных по характеру и знаковым системам источников социальной информации как на уровне извлечения и интерпретации информации, так и ее анализа с привлечением конкретных знаний, рефлексии.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь: понимать текст в целом, выделяя его основные идеи и структуру; выискивать социальную информацию и ее интерпретацию; применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, связанных с актуальными проблемами жизни человека и общества; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные аргументированные суждения по определенным проблемам; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; применять к социальным реалиям отдельные положения теории;

Поурочное планирование изучения темы

п/п

Наименование темы занятия.

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды диагностического контроля

20.

Составление плана текста.

Определять главную тему, общую цель или назначение текста.

Выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.

Выполнение заданий С1 из экзаменационной работы.



21.

Отработка алгоритма составления плана текста

22.

Практическое занятие по

составлению плана текста. Тема: «Человек и общество»

23.

Извлечение из текста информации, представленной в явном виде

Находить в тексте требуемую информацию;

Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

Формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции.

Выполнение заданий С2 из экзаменационной работы.



24.

Отработка алгоритма выполнения заданий на извлечение из текста информации.

25.

Практическое занятие по

теме: «Культура»

26.

Интерпретация информации из текста

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;

Интерпретировать текст;

Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

Делать выводы из сформулированных посылок;

Выводить заключение о намерении автора.

Выполнение заданий С3 из экзаменационной работы.



27.

Отработка алгоритма выполнения задания по интерпретации

28.

Практическое занятие с дидактическими материалами. Тема: «Экономика»

29.

Конкретизация положений текста

Иллюстрировать примерами определенный социальный объект, процесс или теоретическое положение;

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Выполнение заданий С4 из экзаменационной работы на конкретизацию.


30.

Отработка алгоритма выполнения заданий на конкретизацию положений текста

31.

Практическое занятие с дидактическими материалами. Тема: «Социальные отношения»

32.

Решение заданий-задач.

Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

Выполнение заданий С5 на перенос содержащейся в тексте информации в совершенно иной контекст.

33.

Отработка алгоритма решения заданий – задач.

34.

Практическое занятие с дидактическими материалами. Тема: «Политика»

35.

Аргументация и оценивание суждений по актуальным проблемам общественной жизни

Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

Оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

Находить доводы в защиту своей точки зрения;

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информации.

Выполнение заданий С6, требующих выхода за пределы текста в более широкое содержательно-информационное пространство для поиска аргументов




36.

Отработка алгоритма выполнения заданий на аргументацию и оценивание суждений.

37.

Практическое занятие с дидактическими материалами. Тема: «Право»


Тема

Виды источников социальной информации

Количество часов

17

Цель и задачи изучения темы

Познакомить учащихся с различными видами источников социальной информации. Отработать технологию работы с ними.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Уметь: выделять в тексте фактический и оценочный материал; работать с данными социологических опросов, анализировать данные и делать выводы из них; работать со статистическими материалами, представленными в таблицах, диаграммах, графиках; уметь работать с документами правового характера, средствами массовой информации, в том числе местными СМИ.

Наименование темы занятия.

п/п

Наименование темы занятия.

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды диагностического контроля

38.

Адаптированные тексты из публикаций научно-популярного характера

Осуществлять расширенный поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в том числе в пространстве Интернета.

Работа с текстами из энциклопедий для школьников, интернет - энциклопедии «Википедия»,


39.

Практическое занятие с дидактическими материалами. Тема: «Экономика»

40.

Практическое занятие с дидактическими материалами. Тема: «Социальная структура общества»

41.

Извлечения из правовых актов

Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (доверенность, заявление);

Давать нравственную и правовую оценку конкретных поступков людей;

Реализация и защита прав человека и гражданина, осознанное выполнение гражданских обязанностей.

Работа со статьями Конституции РФ, Международных правовых

извлечениями из Гражданского, Уголовного, Трудового, Семейного кодексов, «Кодекса РФ об административных правонарушениях;

из текстов Федеральных законов:

Работа с материалами интернет ресурсов: сайт «Права человека в России», правовая информация «Гарант» - законодательство с комментариями.

42.

Практическое занятие по работе с дидактическими материалами. Тема: «Гражданский кодекс»

43.

Практическое занятие с дидактическими материалами. Тема: «Кодекс РФ об административных правонарушениях»

44.

Тексты из публикаций социально-философского характера.

Выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Работа с адаптированными текстами из работ русских и зарубежных философов, психологов, политологов, социологов, писателей, педагогов, государственных и политических деятелей, правоведов.

45.

Практическое занятие по работе с дидактическими материалами. Тема: «Свобода и ответственность»

46.

Практическое занятие по работе с дидактическими материалами. Тема: «Образование»

47.

Результаты социологических исследований.

Анализировать данные социологических опросов и делать выводы из них;

Работа с данными социологических опросов, представленных в виде таблицы, диаграммы, графика.



48.

Практическое занятие с дидактическими материалами. Тема: «Семья»

49.

Практическое занятие с дидактическими материалами. Тема: «Социальные ценности и нормы»»

50.

Работа с материалами из средств массовой информации.

Анализировать текущую информацию об изменениях экономической, политической, социальной жизни общества.

Работа с материалами сайта «Голос политика», фонда «Политика», информационной службы «Политика», материалами местных газет «Кузнецкий рабочий»

51.

Практическое занятие с дидактическими материалами. Тема: «Роль политики в жизни общества»

52.

Практическое занятие дидактическими материалами. Тема: «Участие граждан в политической жизни»

53-

-54

Итоговые занятия







Просмотр содержимого документа
«рабочая программа элективного курса»

Муниципальное нетиповое

бюджетное общеобразовательное

учреждение «Лицей №76» г. Новокузнецка





Рабочая программа

элективного курса по обществознанию

«Работа с источниками социальной информации»

для учащихся 9-х классов.




Составитель

Шелковская Галина Ивановна

учитель истории и обществознания


















Новокузнецк - 2012

Пояснительная записка



Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена для учащихся 9-х классов в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 г. и Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА (в новой форме) по обществознанию.

Актуальность разработки и реализации программы:

Одно из требований к обществоведческой подготовке выпускников, зафиксированное в стандарте 2004 г., заключается в умении осуществлять анализ разнообразных по характеру и знаковым системам источников социальной информации. Сформированность сложных интеллектуальных умений у обучающихся позволяют проверить задания из третьей части экзаменационной работы – С16, которые непосредственно связаны с текстом – источником социальной информации.

Среди заданий с развернутым ответом представлены задания базового (С2, С3), повышенного (С1, С5) и высокого (С4, С6) уровней сложности.

Анализ результатов экзамена показывает, что хуже всего учащиеся справляются с заданиями повышенного и высокого уровня, которые требуют от учащихся конкретизировать теоретические знания фактами из общественной жизни или личного социального опыта, а также аргументировать собственное суждение по проблемному вопросу общественной жизни. Причиной названных трудностей является разрыв между знаниями курса и практической жизнью, существующий у большинства школьников.

Педагогическая целесообразность: программа элективного курса «Работа с источниками социальной информации» позволит учителю научить школьников организации работы с фрагментами текстов, содержащими социально значимую информацию.

Цель рабочей программы – создание условий для подготовки учащихся 9-х классов к успешной государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам обществоведческого курса и через формирование сложных интеллектуальных умений при работе с текстами социальной информации.

Задачи программы:

  1. Познакомить учащихся с различными видами источников социальной информации и алгоритмами по выполнению заданий С16.

  2. Научить учащихся анализу разнообразных источников социальной информации как на уровне извлечения и интерпретации информации, так и ее анализа с привлечением знаний из обществоведческого курса, фактов из общественной жизни и личного социального опыта.

Ожидаемые результаты: приобретение опыта различных видов деятельности с текстом станет ценнейшим достижением учащихся, заинтересованных в успешной сдаче экзамена.



Содержание программы



Вводное занятие (1 час)

Источники социальной информации. Необходимость работы с различными источниками социальной информации.

Раздел №1. Работа с обществоведческими понятиями и терминами (18 часов)

Тема 1. Необходимость изучения обществоведческих понятий и терминов для работы с текстами (3 часа)

Что такое понятие. Типологические различия понятий разного уровня обобщения. Связь между содержанием и объемом понятия. Основные методы формирования понятий: индуктивный, дедуктивный. Способы комбинирования индуктивного и дедуктивного методов формирования понятий: ассоциативный, индуктивный, дедуктивный, инвентивный.

Тема 2. Использование ассоциативного метода формирования понятий (3 часа)

Алгоритм формирования понятия ассоциативным методом. Практическое занятие по использованию ассоциативного метода.

Тема3. Использование индуктивного метода формирования понятий (3 часа)

Алгоритм формирования понятия индуктивным методом. Практическое занятие по использованию индуктивного метода.

Тема 4. Использование дедуктивного метода формирования понятий (3 часа)

Алгоритм формирования понятия дедуктивным методом. Практическое занятие по использованию дедуктивного метода.

Тема 5. Использование инвентивного метода формирования понятий (3 часа)

Алгоритм формирования понятия инвентивным методом. Практическое занятие по использованию инвентивного метода.

Тема 6. Необходимость работы с обществоведческим словарем (3 часа)

Как правильно организовать работу со словарем. Практические занятия по работе со словарем.

Раздел №2. Работа с источниками социальной информации (18 часов)

Тема 1. Составление плана текста (3 часа)

Алгоритм составления плана текста. Внимательное чтение текста. Выявление основных идей текста. Дробление текста на смысловые фрагменты. Определение главных идей каждой смысловой части. Краткое выражение их в названиях пунктов плана. Практические занятия по составлению плана текста. Выполнение заданий С1 из экзаменационной работы.

Тема 2. Извлечение из текста информации (3 часа)

Алгоритм извлечения из текста информации, представленной в явном виде. Постановка цели чтения. Практические занятия по извлечению из текста информации. Выполнение заданий С2 из экзаменационной работы.

Тема 3. Интерпретация информации из текста (3 часа)

Поиск в текстовом отрывке нужных сведений и их комментирование. Формулирование выводов из намерений автора текста. Выполнение заданий С3 из экзаменационной работы. Отработка алгоритма выполнения заданий по интерпретации информации из текста.

Тема 4. Конкретизация положений текста (3 часа).

Проецирование теоретических знаний на социальную реальность и личный социальный опыт ученика. Выполнение заданий С4 из экзаменационной работы. Отработка алгоритма выполнения заданий на конкретизацию положений текста.

Тема 5. Выполнение заданий – задач (3 часа)

Перенос содержащейся в тексте информации в совершенно иной контекст, использование ее для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических жизненных ситуаций. Выполнение практических заданий С5 из экзаменационной работы. Отработка алгоритма решения заданий – задач.

Тема 6. Аргументация и оценивание суждений из текста (3 часа)

Выход за пределы текста в более широкое содержательно-информационное пространство для поиска аргументов. Выполнение практических заданий С6 из экзаменационной работы. Отработка алгоритма выполнения заданий на аргументацию и оценивание суждений.

Раздел №3. Виды источников социальной информации(15 часов)

Тема 1. Адаптированные тексты из публикаций научно - популярного характера (3 часа)

Тексты из энциклопедий для школьников, справочников, интернет - энциклопедии «Википедия». Практические занятия с текстами.

Тема 2. Извлечения из правовых актов (3 часа)

Статьи Конституции РФ, Международных правовых документов, извлечения из Гражданского, Уголовного, Трудового, Семейного кодексов РФ, «Кодекса РФ об административных правонарушениях; извлечения из текстов Федеральных законов РФ; материалы интернет - ресурсов: сайт «Права человека в России», правовая информация «Гарант» - законодательство с комментариями. Практические занятия с текстами.

Тема 3. Тексты из публикаций социально-философского характера (3 часа)

Тексты из работ русских и зарубежных философов, психологов, политологов, социологов, писателей, педагогов, государственных и политических деятелей, правоведов. Практические занятия с текстами.

Тема 4. Результаты социологических исследований (3 часа)

Данные социологических опросов, представленные в виде таблицы, диаграммы, графика. Практические занятия с текстами.

Тема 5. Материалы из средств массовой информации. (3 часа)

Материалы сайта «Голос политика», фонда «Политика», информационной службы «Политика», газеты «Аргументы недели», материалы местных газет «Кузнецкий рабочий», «Франт», «Новокузнецк». Практические занятия с текстами из СМИ.

Итоговые занятия (2 часа)



Методическое обеспечение программы



    1. Закон РФ « Об образовании».

    2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.-

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/

    1. Добротина И.Н. Учимся составлять план. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. - №2.

    2. Лазебникова А.Ю., Лискова Т.Е. О подготовке к государственной аттестации в новой форме. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. - №2

    3. Лискова Т.Е. ГИА для выпускников 9 классов по обществознанию: особенности оценивания заданий с развернутым ответом. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. - №3

    4. Сологуб С.В. Как работать с понятиями и терминами на уроках обществознания. // Преподавание истории и обществознания. – 2008. - №6



Сборники для подготовки заданий для проведения занятий



  1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2011.

  2. ГИА-2012. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2011.

  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2011.


Электронные ресурсы



  1. http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html - сайт ФИПИ, раздел КИМов ГИА 2012

  2. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  3. http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование

  4. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы

  5. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!