СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Трудности орфографии и пунктуации" для 10-11классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Трудности орфографии и пунктуации" для 10-11классов»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

для 10-11 классов




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Важной составляющей частью грамматики является морфология и синтаксис, изучение которых направлено на выработку не только грамотного письма, но и на усвоение норм речи. Чтобы свободно владеть морфологией и синтаксисом, необходимо постичь их существо, принципы, усвоить системность. Правописание и употребление частей речи изучается в 5-7 классах, постановка знаков препинания с 5 по 11. За это время учащиеся должны усвоить сотни правил, научиться различать части речи, определять их разряды, морфологические признаки, различать простые и сложные предложения, ставить в них знаки препинания. Однако за указанное время в знаниях в силу разных причин (из-за пропусков, невнимательности и т.д.) образуются пробелы, навыки не выработаны. У школьников возникают трудности при выполнении заданий по русскому языку, особенно по темам, связанным с правописанием суффиксов прилагательных и существительных, окончаний глаголов и существительных, при постановке знаков препинания в осложнённом различными оборотами предложении. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11-м классах;       Повторение изученного материала не является главным в содержании курса русского языка в средней школе. В некоторых классах необходимость в повторении может оказаться значительной и даже потребуются специальные обобщающие уроки, содержание которых подсказывают материалы нашего учебника; в большинстве же классов ранее изученное по русскому языку будет выступать основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.

Теоретический материал в большинстве классов повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического — частей речи, синтаксического) разбора, анализа текстов разных стилей. Лингвистический разбор отличается от ранее практиковавшегося тем, что он, кроме традиционных лингвистических действий, предполагает установление взаимосвязи фонетической, грамматической характеристики слова или предложения с их правописанием; разбор начинается с выявления в предложении или тексте нужного языкового факта, устанавливается связь между разными сторонами языковой системы: лексикой и стилистикой, словообразованием и морфологией, морфологией и синтаксисом.

     Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом, попутно, вторым планом: в одних случаях — в форме выписок, планирования, переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в других — в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок (которые даются учителем или учащимися), выполнения упражнений учебника с учетом пробелов в подготовке каждого учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в третьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм умственного действия по различению конкурирующих языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений. Работа по орфографии и пунктуации, так же как и по грамматике, занимает целый урок лишь в редких случаях. Естественно, что те виды грамматико-правописной работы, которые широко практиковались в средней школе (объяснение нового материала, проверка домашнего задания, списывание, диктант), отступают на второй план. Небольшое место занимает и обобщающая беседа с последующими классными или домашними тренировочными упражнениями. Преобладающими становятся виды работы, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление учащимися своего, авторского, текста. Возникает необходимость в уроках взаиморецензирования. Не исключаются изложения на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе    Приемы, методы и формы работы определяются задачами курса и его содержанием. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д., ведение дневника и использование в устных и письменных сообщениях дневниковых записей. Организуются наблюдения за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя.

 Усиливаются внутрипредметные связи. Изучение научного стиля речи строится таким образом, что учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Процесс вхождения в научный стиль речи дает возможность учителю повторить с учащимися лексику и грамматику.

      Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д.

Тесная взаимосвязь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно-языковой формы произведения. Этому следует учить начиная с 5-го класса. В тех же случаях, когда учащиеся не готовы к восприятию художественно-языковой, поэтической формы литературного произведения, в 9—10-м классах следует практиковать лабораторные занятия, на которых учащиеся по плану, предложенному учителем, рассматривают те или иные особенности текста. Тема лабораторного занятия узконаправленна, например: «Анализ художественно-языковых средств, словесных образов» (конкретного произведения); «Наблюдение над лексическими средствами языка в связи с идейно-образным содержанием произведения»; «Работа с текстом с целью выявления особенностей стиля писателя»; «Анализ подтекстового смысла»; «Характеристика лирического героя, его чувств, настроений, мыслей»; «Анализ отрывка (эпизода, сцены, части текста) с точки зрения его взаимосвязи с целостным содержанием произведения»; «Композиция литературного произведения» и др. Предметно-тематическое содержание произведения учащиеся старших классов осваивают самостоятельно. С анализом же композиции (в ее сложных проявлениях и тем более в плане динамического развертывания словесных рядов) возникают трудности, и тогда лабораторные или другие виды занятий следует проводить под непосредственным руководством учителя.

Основные задачи, предложенные программой курса, содержание и структура курса, формулировки тем, интерпретация отдельных положений, выдвигаемые требования, рекомендуемые методические подходы соответствуют Обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования по русскому (родному) языку и литературе.

      Уровень знаний и умений по фонетике и графике, лексике и фразеологии, составу слова и словообразованию, грамматике и правописанию, а также уровень орфографической и пунктуационной грамотности должны соответствовать требованиям, предъявляемым по окончании 9-го класса.

Данный курс  учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии.

    Задачи, поставленные перед учителем предполагают:

1)усилить внимание к семанти­ческой стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного пра­вила без искажения смысла высказывания;

2) опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неис­требимую потребность каждого человека разгадать тайну рожде­ния слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков;

3) система­тизировать и обобщать знания в области правописания и форми­ровать умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Программа дает представление о том, как нужно распреде­лить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассни­ков укрепилась уверенность в целесообразности системы русско­го правописания, в его мотивированности, логичности.

На этой базе формируется умение ориентироваться в многооб­разных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунк­туационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользо­ваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации зна­ний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского пра­вописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусмат­ривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

Для достижения основных целей курса необходимо пользо­ваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфогра­фии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконич­ной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значи­тельными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой ана­лиз развивает языковую догадку, способность предвидеть орфо­графические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует дан­ное слово и десятки других слов этой группы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмыс­ленным и точным пониманием чужого высказывания (аудиро­вание, чтение); свободным и правильным выражением собствен­ных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освое­но в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенство­ванию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функци­ональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными спо­собами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последова­тельно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требова­ниями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).



Изменения, внесенные в программу.

  • Сокращение количества правил за счет изучения орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил, сведенных по общему опознавательному признаку или общему основанию, позволит использовать на уроке разные модели описания способа применения обобщенно-сопоставительного правила.

  •  Использование этих моделей дает возможность поочередно включать в процесс обучения правилосообразным действиям учеников с разным типом мышления.

  • Учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о способе применения правила на основе политомической модели алгоритма, алгоритма-формулы, схемы или графической схемы, импликативного суждения, образца рассуждения.

  • Учащимся с наглядно-образным типом мышления рассказывают о способе применения правила, опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах порядок применения правила.

Главные задачи курса:

- систематизировать, расширить и углубить теоретические знания учащихся;

- вооружить практическими навыками, которые помогут справиться с экзаменационными заданиями;

- дать представление о структуре заданий ЕГЭ.


Цели:

– совершенствовать приобретенные учащимися знания, развивать навыки логического мышления, расширять кругозор школьников, воспитывать самостоятельность в работе.

- продолжить формировать специальные учебные умения – владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил;

- совершенствовать практическую грамотность - владение языковыми нормами.      

     Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – значительное углубление знаний по русскому языку  и овладение умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности.

    Выпускники осваивают изобразительно-выразительные возможности  грамматики,  систематизируют и дополняют знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.


Организационно- педагогические основы обучения.


1 этап – овладение нормами литературного русского языка, умение использовать в устной и письменной речи изобразительные средства языка, формирование орфографической зоркости.

2 этап – овладение синтаксическими и пунктуационными умениями в 11 классе.


Ожидаемые результаты:

- повышение общей лингвистической подготовки учащихся, целенаправленное развитие лингвис­тической интуиции, орфографической грамотности;  развитие культуры письменной и устной речи; помочь получить представление о системе заданий ЕГЭ, ходе выполнения экзамена.


Способы проверки: устный опрос, письменная работа, индивидуальный опрос, «тихий опрос», самоконтроль по образцу, сочинение, контрольные упражнения, итоговые контрольные работы по системе ЕГЭ.

Формы подведения итогов: сдача зачёта в форме ЕГЭ.


Содержание программы (1-ый год обучения).

 Переносное значение слова. Показать способы переноса значений слова, роль слов в переносном значении в предложениях.

Тропы, основанные на переносном значении слов. Другие изобраз. средства языка. Провести разбор тропов, показать их роль в речи.

Стилистическая роль омонимов. Явление паронимии в русском языке. Дать понятие о роли омонимов в художественной речи, показать речевые ошибки в употреблении омонимов.

Стилистическая роль старославянизмов. Правописание слов. Показать роль старославянизмов, их роль в речи, отрабатывать правила правописания старославянских слов.

Иноязычная лексика в русском языке. Правописание слов. Показать роль иноязычных слов в русском языке, особенности правописания, отрабатывать навыки правописания данных слов. Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

Стилистическая роль диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов. Показать роль данных слов в художественной речи.

Стилистическая роль устаревших слов и неологизмов. Показать роль данных слов в художественной речи.

Фразеологизмы и их употребление. Показать многообразие фразеологизмов, их роль в художественной речи.

Звуковые средства языка. Дать понятие о звуковых средствах языка, показать их роль в произведении.

Словообразование. Правописание слов. Проверить знания о способах словообразования, показать роль словообразования в правописании слов. Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при разли­чении приставок при- и пре-. Правила, нарушающие единообразие написания корня и и в корне после приставок). Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правиль­ного написания суффиксов.

Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание корней. Система правил, регулирующих напи­сание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые. Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- / / -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, тир//-тер-, -стил- // стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) раст//-рос-, -скак-// -скоч- (зави­симость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан- // клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности. Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности.

Контрольное тестирование по теме «Орфография». Проверить состояние усвоения пройденных тем.

Правописание падежных окончаний имён существительных. Проверить знания правописания падежных окончаний имён существительных, показать их роль в связи слов в предложении.

Гласные в суффиксах имён существительных. Типичные суффиксы имен существительных и их написание. Различение суффиксов чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и - ик--, -ец- и ий- в именах существительных со значением умень­шительности. Проверить знания по теме, отрабатывать экзаменационные задания.

Правописание сложных имён существительных. Дать понятие о правописании сложных имён существительных. Проверить знание темы.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Правописание окончаний -е и –и. Проверить знание темы.

Правописание суффиксов имён прилагательных. Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степе­ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написа­ние суффиксов в этих формах слов. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания.

Правописание сложных имён прилагательных. Дать представление об особенностях образования и правописания сложных имён прилагательных. Проверить знание темы.

Склонение имён числительных. Показать особенности склонения и употребления числительных. Проверить знание темы.

Правописание и употребление в речи имён числительных. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания.

Правописание и употребление местоимений. Повторить разряды местоимений. Дать представление об употреблении местоимений. Проверить усвоение темы, отрабатывать знания по теме.

Глагол как часть речи. Правописание и употребление глаголов. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания.

Трудные случаи правописания и употребления глаголов. Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов ова- (ева) и ыва-(ива-). Написание суффикса е-или -и- в глаголах с приставкой; -ться и -тся в глаголах. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания.

Причастие. Правописание суффиксов причастий. Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф­фикса при образовании причастий прошедшего времени. Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания.

Деепричастие. Образование и употребление деепричастий. Дать понятие об образовании деепричастий их употреблении. Учить различать причастия и деепричастия. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания.

Наречие. Правописание наречий. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий. Слитные, дефисные и раздельные написания. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания.

Служебные части речи. Предлог. Правописание предлогов. Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Особенности написания производных предлогов. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания

Союз. Правописание союзов и омонимичных им сочетаний слов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, посколь­ку и др. от созвучных сочетаний слов. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания.

Частицы. Правописание не и ни с разными частями речиОрфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза). Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания.

Контрольная тестовая работа по теме «Морфология». Проверить знания учеников по пройденным темам.

Р.Р. Комплексный анализ текста. Анализ текста по плану комплексного анализа.



Календарно-тематический план. 1 год обучения.


Дата по плану

Дата факт.

Тема занятия

Кол-во часов

Формы контроля

1.


2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.


9.


10.


11.


12-14


15



16



17


18



19



20




21


22


23



24


25



26



27



28



29


30



31



32



33



34-35



Переносное значение слова.


Тропы, основанные на переносном значении

слов. Другие изобраз. ср-ва языка.


Стилистическая роль омонимов. Явление паронимии в русском языке.


Стилистическая роль старославянизмов.

Правописание слов.


Иноязычная лексика в русском языке. Правописание слов.


Стилистическая роль диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов.


Стилистическая роль устаревших слов и неологизмов.


Фразеологизмы и их употребление.


Звуковые средства языка.


Морфемика и правописание слов.


Словообразование. Правописание слов


Правописание гласных в корне слова.


Контрольное тестирование по теме «Орфография».


Правописание падежных окончаний имён существительных.


Гласные в суффиксах имён существительных.


Правописание сложных имён существительных.


Правописание падежных окончаний имён прилагательных.


Правописание суффиксов имён прилагательных. Н и НН в суффиксах имён прилагательных.


Правописание сложных имён прилагательных.


Склонение имён числительных.


Правописание и употребление в речи имён числительных.


Правописание и употребление местоимений.


Глагол как часть речи. Правописание и употребление глаголов.


Трудные случаи правописания и употребления глаголов.


Причастие. Правописание суффиксов причастий.


Деепричастие. Образование и употребление деепричастий.


Наречие. Правописание наречий.


Служебные части речи. Предлог. Правописание предлогов.


Союз. Правописание союзов и омонимичных им сочетаний слов.


Частицы. Правописание не и ни с разными частями речи.


Контрольная тестовая работа по теме «Морфология».


Р.Р. Комплексный анализ текста.

1


1



1



1



1



1



1



1


1


1


1


3


1



1



1


1



1



1




1


1


1



1


1



1



1



1



1


1



1



1



1



2

Работа с текстом.


Выполнение заданий ЕГЭ.


Работа с текстом.



Работа с текстом.



Работа с текстом.



Выполнение заданий ЕГЭ.


Работа с текстом.



Выполнение заданий ЕГЭ.

Выполнение заданий ЕГЭ.

Выполнение заданий ЕГЭ.

Выполнение заданий ЕГЭ.

Выполнение заданий ЕГЭ.

Тест


Работа по перфокартам



Работа по перфокартам

Работа по перфокартам


Работа по перфокартам


Выполнение заданий ЕГЭ.


Работа с текстом.

Выполнение заданий ЕГЭ.

Выполнение заданий ЕГЭ.

Выполнение заданий ЕГЭ.


Выполнение заданий ЕГЭ.

Выполнение заданий ЕГЭ.


Выполнение заданий ЕГЭ.


Выполнение заданий ЕГЭ.

Работа с текстом.

Выполнение заданий ЕГЭ.


Выполнение заданий ЕГЭ.

Выполнение заданий ЕГЭ.


Выполнение заданий ЕГЭ.


Выполнение заданий ЕГЭ.


Тест



Написание сочинений











Содержание программы (2-ый год обучения).

Изобразительно-выразительные средства языка. Синтаксические средства. Познакомить с изобразительно-выразительными средствами языка, показать их роль в тексте.

Синтаксис. Словосочетание. Виды связи. Проверить усвоение темы, показать роль словообразования, особенности видов связи.

Простое предложение. Главные члены предложения. Проверить усвоение темы, дать понятие о видах сказуемых.

Двусоставные и односоставные предложения. Учить находить односоставные предложения, отличать их друг от друга.

Знаки препинания при однородных членах предложения. Учить ставить знаки препинания, учить отличать подобные предложения от сложносочинённых предложений.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах. Дать представление о постановке знаков препинания в подобных предложениях, учить отличать от бессоюзных сложных предложений.

Контрольный тест. Проверка знаний и умений учащихся.

Осложнённое простое предложение. Знаки препинания при обособленных определениях.

Дать представление о постановке знаков препинания, отрабатывать навыки постановки запятых.

Знаки препинания при обособленных приложениях. Отрабатывать навыки постановки знаков препинания, учить находить подобные предложения.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Отрабатывать навыки постановки знаков препинания, учить находить подобные предложения.

Знаки препинания при обособленных дополнениях. Учить отличать данные предложения от других, ставить знаки препинания в них.

Знаки препинания при обращениях. Учить ставить знаки препинания в подобных предложениях.

Знаки препинания при вводных словах. Учить отличать вводные слова от омонимичных им членов предложения, учить ставить знаки препинания.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Учить ставить знаки препинания в подобных предложениях, отличать от простых предложений с однородными членами.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Учить различать виды придаточных, ставить знаки препинания.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Учить ставить знаки препинания в подобных предложениях, отличать от простых предложений с такими же знаками препинания.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Учить ставить знаки препинания в подобных предложениях.

Контрольная работа по темам, пройденным за 2-е полугодие. Проверить задание по системе КИМов.

Календарно-тематический план. 2 год обучения.


Дата по плану

Дата факт.

Тема занятия

Кол-во часов

Формы контроля

1



Изобразительно-выразительные средства языка. Синтаксические средства.

1

Работа с текстом

2-4



Синтаксис. Словосочетание. Виды связи.

3

Работа над заданиями ЕГЭ.

5-7



Простое предложение. Главные члены предложения.

3

Работа над заданиями ЕГЭ.

8-10



Двусоставные и односоставные предложения.

3

Работа над заданиями ЕГЭ.

11-12



Знаки препинания при однородных членах предложения.

2

Работа над заданиями ЕГЭ.

13-14



Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

2

Работа над заданиями ЕГЭ.

15



Контрольный тест.

1

Работа с тестами

16-17



Осложнённое простое предложение. Знаки препинания при обособленных определениях.

2

Работа над заданиями ЕГЭ.

18-19



Знаки препинания при обособленных приложениях.

2

Работа над заданиями ЕГЭ.

20-21



Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

2

Работа над заданиями ЕГЭ.

22



Знаки препинания при обособленных дополнениях.

1

Работа над заданиями ЕГЭ.

23



Знаки препинания при обращениях.

1

Работа с текстами

24-25



Знаки препинания при вводных словах.

2

Работа над заданиями ЕГЭ.

26-27



Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

2

Работа над заданиями ЕГЭ.

28-30



Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

3

Работа над заданиями ЕГЭ.

31-32



Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

2

Работа над заданиями ЕГЭ.

33



Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Работа с текстами

34



Контрольная работа по темам, пройденным за 2-е полугодие

1

Выполнение заданий ЕГЭ

Список литературы для учителя.

1.Андреева С.В., Нарушевич А.Г., Нечепуренко М.Ю. Повышаем лингвистическую компетенцию: Как справиться с частью В ЕГЭ по русскому языку. – М.: Чистые пруды, 2009.

2.Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1983.

3.Единый государственный экзамен: русский язык: контрол. измерит. материалы: 2014 / Авт.-сост. М.Б.Багге и др. – М.: Просвещение; СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008.

4.Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. Учеб. пособие для вузов. – М.: «Высшая школа», 1976.

5.Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: «Русское слово», 2001.

6.Потиха З.А. Современное русское словообразование. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1970.

7.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2006.


8.Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.

9. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004

10. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. — М., 2004.

10.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2006.

Список литературы для учащихся.

1.Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус.яз. – М.: Просвещение,

1988г.

2.Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова/ Книга о языке для

любознательных. – М.: «МИЧ», 1998г.

3. Единый государственный экзамен: русский язык: контрол. измерит. материалы: 2014/ Авт.-сост. М.Б.Багге и др. – М.: Просвещение, 2014.

4.Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи(5-9классы): Учеб. Для общеобразоват. учреждений.

М.: Дрофа, 2000г.

5.Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-пресс, 2007г.

6.Сокольницкая Т.Н. ЕГЭ-2008. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С). – М.: Эксмо, 2007.

7. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий/ ФИПИ.- М.: Интеллект-Центр, 2010

8. ЕГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под.ред. И.П. Цыбулько.- М.: Национальное образование, 2011.