Муниципальное образование Курьинский район Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»
Курьинского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО Школьным МО учителей Гуманитарного цикла протокол № ___ от «____» _____ 2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Олеск Л.С. «____» ____2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______Морозова Т.А. Приказ № ____ от «___»____2015 г . |
Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме:
«Миф, легенда и сказка в кино»
5 - 6 класс
2015 — 2016 учебный год
Составитель: учитель истории Егиоя С.Н.
высшая квалификационная категория
Казанцево
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме: «Миф, легенда и сказка в кино» для 5 – 6 класса составлена на основе
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год, приказ № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.14 г.;
базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004);
учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 26а от 03.04. 2015 г.;
положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 39 от
18.04.2014 .;
авторской программы «Курсы по выбору – одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов» элективного курса «Миф, легенда и сказка в кино» (для 5 – 6 класса), Терехова Е.Ю., сборник авторских программ педагогического коллектива гимназии, под редакцией Кучер Т.В.,М.2005 г.
основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 21а от 09.04.2015г.;
календарного годового графика, приказ № 69 от 13.08.2015 г.
По календарному годовому графику:
Начало учебного года: 1 сентября 2015 года
Окончание для 5 - 6 класса: 31 мая 2016 г.
Количество учебных недель: 35 ч Каникулы: осенние: с 31 октября по 08 ноября 2015 г.
Каникулы зимние: с 29 декабря по 10 января 2016 г.
Каникулы весенние: с 26 марта по 02 апреля2016 г.
Данный курс предлагает знакомство учащихся 5 - 6 класса с кинематографом как видом искусства. Необходимость такого знакомства обусловлена тем, что современный школьник соприкасается с кинематографом гораздо чаще, чем с любым другим видом искусства, будучи при этом совершенно не готов к его восприятию: кинематограф представляется ему развлекательным зрелищем, элементом массовой культуры, не требующим эмоционального или интеллектуального напряжения и сколько-нибудь серьезного подхода.
Содержание учебно-методического комплекта
авторская программа «Курсы по выбору – одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов» элективного курса «Миф, легенда и сказка в кино» (для 5-6 класса), Терехова Е.Ю., сборник авторских программ педагогического коллектива гимназии, под редакцией Кучер Т.В.,М.2005 г.
Задачей данного курса является изменить такое отношение к кинематографу, помочь учащимся выработать критерии, которые позволят им отличить подлинное произведение искусства от продукта массового потребления, обогатить их восприятие и научить ориентироваться в потоке качественной и некачественной кинопродукции.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
- анализ исторической литературы и исторических источников;
- эвристическая беседа;
- лекция;
-дискуссия;
- видео – лекции, презентации;
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся.
В рамках данного учебного элективного курса учащимся сообщаются общие сведения об истоках и зарождении кинематографа, о превращении его из ярмарочного развлечения в искусство со своими выразительными средствами и собственным языком.
Учащимся сообщается о тесной связи кинематографа – с первых его шагов – с литературой и другими видами искусства. Цель таких сведений – создать представление о кинематографе как, с одной стороны, синтетическом, а с другой – самостоятельном искусстве, обладающем собственными средствами создания художественного образа.
Также кинематограф рассматривается как синтез искусства и технологии, где приоритет, безусловно, должен принадлежать искусству, технологии же вспомогательную роль.
Предметом изучения являются художественные и анимационные экранизации сказочных сюжетов, а также кинофильмы, созданные по мотивам легенд и мифов. Содержание курса находится в прямой связи с программой по литературе 5 класса, которая обращается к изучению сказки и мифа как жанров фольклора, а также с программой по истории древнего мира.
Целью анализа кинофильмов является определение жанровой специфики, особые, чисто кинематографические, приемы создания колорита, атмосферы, характеров персонажей, а также рассмотрение того, как трансформируется литературный источник, будучи перенесенный на киноэкран.
Учебно-тематический план
№п\п | Тема занятия | Количество часов на разделы и темы |
1 | Начальные сведения из истории кинематографа. | 2 |
2 | Кино как синтетическое искусство | 1 |
3 | Волшебная сказка как жанр фольклора и литературы. | 1 |
4 | Фильм Н. Кошеверовой и М. Шапиро «Золушка» | 4 |
5 | Анимационный фильм У. Диснея «Синдерелла» (1950г). | 4 |
6 | Легенда и миф как жанры фольклора и литературы. | 1 |
7 | Фильм Э. Теннанта«Everafter» (1998г.) | 8 |
8 | Фильм Р.Коэна «Сердце дракона» (1996г.) | 8 |
9 | Фильм А. Кончаловского «Одиссей» (1996г.) | 6 |
итого | | 35 |
Календарно – тематическое планирование
№п\п | Раздел, тема урока | Количество часов | ИКТ | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Начальные сведения из истории кинематографа. Первые попытки передать динамику с помощью изобразительных средств. Наскальная живопись. Искусство Древнего Египта. Росписи дворца на о. Крит. «Волшебный ящик». Первые приспособления для проекции изображения. Изобретение фотографии. «Серийные фотографии» (1877-1878 гг.) – первый шаг кинематографа. «Кинетоскоп» Т. Эдисона (1894 – 1896 гг.) Первый киносеанс на Бульваре Капуцинов Париже 28 декабря 1895 г. Первые фильмы братьев Люмьер. Их основные особенности. «Картины с превращениями» Ж. Мельеса. Фильм Мильеса «Путешествие на Луну» (1902 г.). Значение сорокалетнего существования кинематографа в качестве «Великого немого» для его становления как вида искусства. Появление звукового кино. (1927 г.) | 2 | | | |
2 | Кино как синтетическое искусство Кино – синтез разных видов искусства: изобразительного искусства, музыки, литературы, театра, искусства фотографии. Понятие экранизации. Собственный язык кино – язык монтажа. Кино – синтез искусства и технологии. Кинотрюки. Спецэффекты. Их использование. Соотношение между искусством и технологией в кино – соотношение между временным и вечным. | 1 | | | |
3 | Волшебная сказка как жанр фольклора и литературы. Жанровая специфики волшебной сказки – герои. Их характеры, реальность событий, место и время действия, «волшебные помощники». Основной конфликт между Добром и злом. Отличие авторской сказки от фольклорной. Фольклорная основа сказки «Золушка». Литературные обработки Ш. Перро и бр. Гримм. | 1 | | | |
4 | Фильм Н. Кошеверовой и М. Шапиро «Золушка» Литературная основа фильма – пьеса Евгения Шварца. История создания фильма. Общие представления о негативном отношении Советской власти к волшебной сказке в 30-40-е годы. Определение жанровой специфики фильма. Средства киноязыка, с помощью которых создается атмосфера в фильме: декорация, костюмы, музыка, особенности текста. Экспозиция фильма. Волшебные персонажи и предметы в фильме. Фея и мальчик- паж – особенности создание образов. Хрустальная туфелька – центральная деталь сказочного сюжета. Золушка в исполнении Я .Жеймо – ее характер, мечты, отношение к окружающей действительности. Значение любви в истории Золушки. Средства киноязыка, помогающие понять образ героини. Король в исполнении Э. Гарина как центр сказочного сюжета, как персонификация сказки. Средства раскрытия образа. Мачеха и сестры. Принцип построения образов. Комизм и ирония, их значение в концепции образа Мачехи. Особенности исполнения роли Мачехи Ф. Раневской. Мачеха как персонаж из обыденной жизни, «антисказочный» персонаж. Трактовка традиционного сказочного конфликта между Добром и Злом как конфликта между сказкой и обыденностью, сказкой и ее гонителями, (между Королем и Мачехой). Главная идея фильма - протест против запрета сказки. | 4 | | | |
5 | Анимационный фильм У. Диснея «Синдерелла» (1950г). Литературная основа фильма - сказка Ш.Перро. Особенности анимации У.Диснея. Средства создания сказочной атмосферы в фильме. Экспозиция. Особые возможности анимационного кино. Роль музыкальных номеров в фильме. Образ Синдереллы в сравнении с Золушкой Я.Жеймо - сходство и отличия. Иной взгляд на мир, на собственное положение, иное отношение к Мачехе и сестрам. Мачеха как воплощение Зла в фильме, традиционная сказочная злодейка. Драматические эпизоды, связанные с этим персонажем. Диснеевская традиция изображения злодеев. Кот Люцифер как носитель комизма злых сил в фильме. «Маленькие помощники» Синдереллы, их роль в раскрытии ее характера. Параллельный сюжет мышей в фильме, его значение. Решающая роль этого сюжета в создании напряжения и развитии действия фильма. Анимационные средства создания «злых и добрых» персонажей. Образ Феи - слияние обыденности и волшебства, ирония. Решение сцены колдовства как музыкального номера. Значение образа Феи в раскрытии душевного состояния Синдерелл. | 4 | | | |
6 | Легенда и миф как жанры фольклора и литературы. Реальность изображаемых событий, место и время действия, характеры персонажей, понятие героического в мифе и легенде. Понятие типизации в литературе. | 1 | | | |
7 | Фильм Э. Теннанта«Everafter» (1998г.) Определение жанровой специфики фильма. «Everafter» как фильм-легенда, основанный на сказке «Золушка». Трансформация жанра Исторические и географические ориентиры в фильме. «Утопия» Т.Мора - время создания, основной смысл произведения. Леонардо да Винчи - краткая справка о жизни и творчестве, последние годы жизни при дворе Франциска Первого, во Франции. Значение «рамочного рассказа» в фильме. Значение экспозиции в раскрытии характеров персонажей. Даниэль в исполнении Д. Берримор. Отсутствие традиционной типизации, присущей персонажу сказки. Отличие героя фильма-легенды от героя литературной легенды. Предельная индивидуализация образа Даниэль. Цельность характера, незаурядность, чувство собственного достоинства, самостоятельность, образованность. Воплощение идеалов гуманизма и универсальной личности эпохи Возрождения в образе Даниэль. Значение в истории Даниэль любви как самоценного чувства, а не как способа изменить жизнь. Образ принца Генри: неоднозначность, борьба между сословной гордостью и естественным чувством. Значение любви для принца Генри, изменения в его характере, взглядах на жизнь под влиянием Даниэль. Баронесса-мачеха в исполнении А.Хьюстон, неоднозначность характера, сложное отношение к падчерице, жизненные ценности и ориентиры. Причины различного отношения к дочерям. Значение образа Леонардо да Винчи в фильме. Утверждение искусства как чуда в реальной жизни. | 8 | | | |
8 | Фильм Р.Коэна «Сердце дракона» (1996г.) Определение жанровой специфики фильма «Сердце дракона» как фильм-легенда. Исторические и географические ориентиры в фильме. Связь сюжета фильма с легендами о короле Артуре, значение этих мотивов для понимания основной идеи фильма. «Старый обет», его сущность, отношение к нему героев фильма - Айнена, Боуэна и Драко. Различное восприятие «старого обета» людьми и драконами: для первых - как старой традиции, уже несовременной а неактуальной, для вторых - как части их жизни, длящейся много столетий. Образы Боуэна и Драко, их трактовка как основное отличие кинолегенды от легенды как литературного жанра. Герой и категория героического применительно к литературной легенде, их трансформация в кинолегенде. Образ Драко «в исполнении Шона Коннери». Способы создания образа: соединение технологии и актерского мастерства. Ирония в изображении взаимоотношений Драко и Боуэна, ее роль в создании образов. Драко - Хранитель «старого обета» и главный герой фильма. Героические черты в образе Драко в отличие от героических черт персонажа литературной легенды: доброта, мудрость, ироничность вместо силы, отваги и бескомпромиссности. | 8 | | | |
9 | Фильм А. Кончаловского «Одиссей» (1996г.) Определение жанровой специфики фильма. Литературная основа фильма. Понятие мифологизированного восприятия мира в античном мифе: место человека в мире, роль богов в жизни человека, мифологические персонажи. «Мифологизация мира» в фильме «Одиссей». Способы создания мифологических персонажей, использование спецэффектов, иллюзия реальности. Взаимоотношения мифологических персонажей людей в фильме. Отражение в фильме основного принципа античной мифологии - «Человек - игрушка в руках богов». Странствия Одиссея как каприз богов. | 6 | | | |
| Итого | 35 | | | |
Планируемые образовательные результаты обучающихся
В процессе освоения курса учащиеся должны:
- знать: основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса;
- уметь: находить, систематизировать и анализировать информацию; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, исследовательского проекта, публичной презентации.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету
Рекомендуемая литература для учителя:
Актерская энциклопедия кино Европы. М., Материк, 1997
Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. М., SvR-Аргус, 1994
Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. М., SvR-Аргус, 1994
Для учащихся:
Митта А.Н. Кино между адом и раем. М., Подкова, 1999
На экране - Америка. Составитель - Кокарев И.Е. М., Прогресс, 1978
Фрейлих С.И. Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского. М., Искусство, 1992