СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме: «Портрет на фоне эпохи: век XIX» 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме: "Портрет на фоне эпохи: век 19» для 8 класса  составлена на основе:

федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования; 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме: «Портрет на фоне эпохи: век XIX» 8 класс»

Муниципальное образование Курьинский район Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»

Курьинского района Алтайского края


РАССМОТРЕНО

Школьным МО учителей

Гуманитарного цикла протокол № ___

от «____» _____ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УР

Олеск Л.С.

«____» ____2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______Морозова Т.А.

Приказ № ____

от «___»____2015 г

.








Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме

«Портрет на фоне эпохи: век XIX»


8 класс

2015 — 2016 учебный год



Составитель: учитель истории Егиоя С.Н.

высшая квалификационная категория





Казанцево

2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме: "Портрет на фоне эпохи: век 19» для 8 класса составлена на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год, приказ № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.14 г.;

  • базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004);

  • учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 26а от 03.04. 2015 г.;

  • авторской программы «Курсы по выбору – одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов» элективного курса «Портрет на фоне эпохи: век 19» (для 7-8-х классов), Г.Г. Стрелкова, сборник авторских программ педагогического коллектива гимназии, под редакцией Кучер Т.В.,М.2005 г.

  • положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 39 от 18.04.2014 .;

  • основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 21а от 09.04.2015г.;

  • календарного годового графика, приказ № 69 от 13.08.2015 г.

По календарному годовому графику:

Начало учебного года: 1 сентября 2015 года

Окончание для 8 класса: 31 мая 2016 г.

Количество учебных недель: 35 ч. Каникулы: осенние: с 31 октября по 08 ноября 2015 г.

Каникулы зимние: с 29 декабря по 10 января 2016 г.

Каникулы весенние: с 26 марта по 02 апреля 2016 г.


Программа курса «Портрет на фоне эпохи: век XIX» по истории России предназначена для 8 класса. Данный курс связан с содержанием основного курса истории России, дополняет и расширяет его. Курс рассчитан на 35 часов, разработан на основе справочно-энциклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по истории России и всеобщей истории.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о роли личности в контексте исторической эпохи.


Содержание учебно-методического комплекта


  • авторская программа «Курсы по выбору – одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов» элективного курса «Портрет на фоне эпохи: век 19» (для 7-8-х классов), Г.Г. Стрелкова, сборник авторских программ педагогического коллектива гимназии, под редакцией Кучер Т.В.,М.2005 г.


Цель курса:

осмысление роли великих деятелей в судьбе России и их влияние на исторические процессы в истории нашего государства;


Задачи курса:

-формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;

- формировать у учащихся чувства гордости, уважения к нашим предкам, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

-воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся;

- стимулировать интерес к изучению истории, к участию в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах.

- освоение систематизированных знаний об истории России, формирование целостного представления о ее месте и роли во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы:

- анализ исторической литературы и исторических источников;

- эвристическая беседа;

- лекция;

-дискуссия;
- видео – лекции, презентации;

- подготовка и обсуждение сообщений учащихся;

- викторины

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями, творческие работы.

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

Предполагаемые результаты: Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.



Учебно-тематический план


№п\п

Тема занятия

Количество часов на разделы и темы


Введение. Характеристика 19 века.


2

1

Отечественная Война 1812 года. Военные события июнь – декабрь 1812 г.

3

2

Заграничный поход русской армии.

3

3

Отчизны верные сыны: герои войны 1812 г. Русские полководцы и военачальники.

3

4

Отражение Отечественной Войны 1812 года в искусстве

3

5

Награды войны 1812 года.

2

6

Памятники подвигам русского народа в войне 1812 года. Музеи Отечественной войны 1812 года.

3

7

Россия во второй четверти XIX века. Эпоха Николая I. Трагедия семей декабристов.

3

8

Политическая ссылка XIX века. Декабристы в Сибири.

3

9

Военное искусство в середине и второй половины XVIII века. Крымская война 1853-1856 годов.

2

10

Царь – реформатор. Александр II и отмена крепостного права.

3

11

Царь — миротворец Александр III. Персоналии.

2

12

Итоговое занятие

2


Календарно – тематическое планирование


№п\п

Раздел, тема урока

Количество часов

ИКТ

Дата по плану

Дата фактически


Введение. Характеристика 19 века.

Девятнадцатый век вошел в историю России как век реформ и перемен во всех сферах жизни общества: в государственном устройстве, в политике, в экономике, в военном деле, в культуре. Россия одолела армию Наполеона, сбросила с себя позорный груз крепостничества, добилась успехов в укреплении вооруженных сил, расширила свои границы. Экономика страны получила существенный импульс и условия для развития индустриальной базы. В стране делались робкие попытки либерализации жизни. В течение 100 лет государственный престол четырежды переходил из рук в руки. Российские самодержцы много сделали для укрепления могущества империи. Они были непохожими друг на друга, имели различные оценки в отношении того, каким путем добиваться славы отечества. Отсутствие единой системы взглядов и методов управления вело к расшатыванию всей государственной системы. Поэтому 19 век – это и век социальных потрясений, век декабристов, покушений на царя, век несбывшихся надежд прогрессивно мыслящих граждан.

2




1

Отечественная Война 1812 года. Военные события июнь – декабрь 1812 г.

Двести лет отделяют нас от одного из величайших событий русской и европейской истории - Отечественной войны 1812 года. Юбилей победы над Наполеоном - это не только повод вспомнить славную историю нашей страны, но и прекрасная возможность поговорить о чести, благородстве, доблести, патриотизме, героизме, нравственных идеалах людей того времени.

Военные события июнь – декабрь 1812 г.

Политическая обстановка в Европе накануне войны. Причины войны. Планы сторон. Наступление Наполеона. От Немана до Смоленска. От Смоленска до Бородино. Захват Москвы. Отступление Наполеона. Партизанская война. Окончание войны.

3




2

Заграничный поход русской армии.

Предистория похода – шестая коалиция. Кампания 1813 г. (война в Германии). Кампания 1814 г. (война во Франции). Венский конгресс.


3




3

Отчизны верные сыны: герои войны 1812 г. Русские полководцы и военачальники.

Война в лицах. Военная галерея героев войны 1812года в Эрмитаже. Джордж Доу.

Кутузов, Багратион, Барклай де Толли, Васильчиков, Витгенштейн, Воронцов Волконский, Голицын, Горчаков, Давыдов, Дорохов, Дохтуров, Дурова, Ермолов, Коновницын, Костенецкий, Кульнев, Герасим Курин, Кутайсов, Лихачев, Милорадович, Неверовский, Орлов, Орлов-Денисов, Остерман-Толстой, Платов, Раевский, Сеславин, Тучковы, Уваров, Фигнер, Храповицкий.

Военачальники французской армии./ Маршалы Наполеона/

3




4

Отражение Отечественной Войны 1812 года в искусстве.

1.Живопись. Карикатуры И. Теребенева. Отражение народного характера войны.

Художественные произведения участников войны Д. Бажетти, А. Адам и Х.Фабер дю Фора, С.П. Шифляра, П. Гесса, С. Карделли И.А. Иванова, И.Ф. Беггрова

Художественные произведения о войне 1812 года. Бородинское сражение в полотнах художников. Франц Алексеевич Рубо (1856-1928). Василий Васильевич Верещагин (1842-1904). Цикл полотен об Отечественной войне 1812 г. Петер Гесс (1792-1855). Сражения 1812 г. Христиан Вильгельм Фабер дю Фор (1780-1857). Рисунки и литографии. Франсиско Гойя (1746-1828). Офорты из серии «Бедствия войны». Альберт (Альбрехт) Адам (1786-1862). Рисунки и литографии. Ефим Исаакович Дешалыт.

2. Литература. Отечественная война в баснях И.А. Крылова. Политики и полководцы в поэзии и эпиграммах А.С. Пушкина.

3. Отражение событий войны в киноискусстве.

«Война и мир» по роману Льва Толстого, режиссёр Сергей Бондарчук, 1968г.

«1812 год», режиссёры Василий Гончаров, Александр Уральский, 1912г. (к 100-летию Отечественной войны 1812 года».

«Гусарская баллада», режиссёр Эльдар Рязанов, 1962г.

«Эскадрон гусар летучих» Военно-приключенческий историко-биографический фильм СССР (Россия), 1980, Сценарий Сергей Ермолинский. Режисер Станислав Ростоцкий.

3




5

Награды войны 1812 года.

Медаль «В память Отечественной войны 1812 года», медаль «В память Отечественной войны 1812 года», медаль «За любовь к Отечеству», наперсный крест «В память войны 1812 года», медаль «За взятие Парижа», медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года».

2




6

Памятники подвигам русского народа в войне 1812 года. Музеи Отечественной войны 1812 года.

Триумфальная арка. Манеж. Георгиевский зал. Обелиск «Братская могила 300 воинов-героев Отечественной войны 1812 года». Мемориальная доска на Хамовнических казармах. Музей-панорама «Бородинская битва». «Кутузовская изба». памятник «М.И. Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года». Мемориальная доска на доме, где жил

герой-партизан Денис Давыдов. Арсенал. Бородинский мост-памятник и Киевский вокзал. Место воинской славы России Бородинское поле. Государственный Бородинский военно-истрический музей-заповедник.

Храм Христа Спасителя, архитектор К.А.Тон. Создание непрерывного кругового коридора, служившего для народа открытой историей 1812 г.

Тарутинский военно-исторический музей Отечественной войны 1812 года.

Экспозиция Государственного исторического музея. Подготовка к празднованию 200-летия победы над Наполеоном.

3




7

Россия во второй четверти XIX века. Эпоха Николая I. Трагедия семей декабристов (неизвестные страницы декабристского движения, судьбы участников восстания декабристов, казнь декабристов, ссылка в Сибирь, история жен декабристов). Восстание декабристов через призму исторических реалий и литературных произведений. Трагедия судеб декабристов, радевших за процветание Отечества.

3




8

Политическая ссылка XIX века. Декабристы в Сибири.

Отправка декабристов в Сибирь. Первоначальные условия их содержания. Воспоминания декабристов о каторжном периоде ссылки. Тема надежды и оправданности жертв борьбы за свободу в обращении А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд». Стоическое отношение к физическим тяготам и лишениям, мужество и сплоченность декабристов в условиях ссылки.

Декабристки. Их самопожертвование и самоотверженность в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины». Истинно русский характер героинь поэмы. Суровые условия Сибири. Цели и стремления декабристок. Роль жен декабристов в поддержании их морального духа и сплоченности, а так же в изменении условий содержания и труда ссыльных. Воспоминания декабристов о значении приезда женщин. Отношение к декабристам со стороны местного начальства.

Организация общин декабристов. Большая и малая артели. Их роль в судьбе неимущих ссыльных. Эволюция взглядов декабристов под влиянием ссылки. Просветительская программа. Ее принципы и значение для Сибири. Каторжная академия как начало просветительской деятельности декабристов в Сибири. Педагогическая деятельность. Принципы демократической системы народного образования Л.Пестеля как основа педагогической деятельности декабристов в Сибири. Ее значение. Новые методы в обучении детей.

Воспевание подвига декабристов в стихотворении Осипа Мандельштама «Декабрист».

3




9

Военное искусство в середине и второй половины XVIII века. Крымская война 1853-1856 годов.

Характеристика армий и флотов стран, участвовавших в войне /организация, численность, боевая выучка, вооружение, основные стратегические принципы и тактические приемы/. Ход военных действий. Полководцы и флотоводцы /В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин/. Развитие фортификации /Э И Тотлебен/. Применение минного оружия русскими моряками /изобретение Б.С. Якоби/. Развитие военной медицины /Н.И. Пирогов/.

2




10

Царь – реформатор. Александр II и отмена крепостного права.

Личность императора Александра II.Причины отмены крепостного права. «Манифест об отмене крепостного права» — 19 февраля 1861г. Земская реформа. Судебная и военная реформы. Убийство императора Александра II. Организация «Народная воля».
Основные термины и понятия:   крепостное право, «Манифест об отмене крепостного права», реформы: Земская, судебная, военная. Реформатор. Персоналии: Александр II. Н.И.Рысаков. И.И. Гриневицкий.

3




11

Царь — миротворец Александр III. Персоналии.

Александр III: личность, воспитание, характер.  Контрреформы. Подавление революционного движения, укрепление самодержавия, православия, народности. Рабочее движение. Морозовская стачка, руководители  П.А.Моисеенко и В.С. Волков. 

 Основные термины и понятия: Контрреформы,  Морозовская стачка. Персоналии:   Александр III, К.П. Победоносцев, С. Ю. Витте, Т.С.Морозов, П.А.Моисеенко,  В.С. Волков. 

2




12

Итоговое занятие

2





Планируемые образовательные результаты обучающихся

В процессе освоения курса учащиеся должны:

- знать: основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса.

- уметь: находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.


Данный курс по истории России играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.


Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Сахаров А.Н. История России. - М.,1998

  2. История России с древнейших времён до 1861 года: Учеб. для вузов/

  3. Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России

  4. Орлов А. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. М, 1999

  5. Ключевский В. Исторические портреты М.1991

  6. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.

  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года

  8. http://patrio.ru/

  9. http://www.patrwar1812.ru/

  10. http://www.museum.ru/1812/index.html

  11. http://www.hrono.ru/1812ru.php

  12. http://hero-1812.narod.ru/

  13. http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001838/Gotovie/Otecestvennaia_voina_1812g/Otecestvennaia_voina_1812g.html

  14. http://www.world-history.ru/events_about/1390/2154.html

  15. http://sibeykin.narod.ru/rev/r11.html

  16. http://ординарец.рф/table/Rus_Army_1812_4.asp



Литература для учащихся.


1. Данилов А.А., Косулина Л.Г.. История России XIX век. М.: Просвещение, 2010.

2. Буганов В.И. Зырянов А.Н. История России конец ΧVΙΙ - ΧΙΧ век. М.: Просвещение, 2008.

3. Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII век. – М., 2003.