СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме: "В поисках исторических сокровищ" 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме: "В поисках исторических сокровищ» для 10 класса  составлена на основе:

федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме: "В поисках исторических сокровищ" 10 класс»

Муниципальное образование Курьинский район Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»

Курьинского района Алтайского края


РАССМОТРЕНО

Школьным МО учителей

Гуманитарного цикла протокол № ___

от «____» _____ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УР

Олеск Л.С.

«____» ____2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______Морозова Т.А.

Приказ № ____

от «___»____2015 г

.








Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме

"В поисках исторических сокровищ"


10 класс

2015 — 2016 учебный год



Составитель: учитель истории Егиоя С.Н.

высшая квалификационная категория






Казанцево

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме: "В поисках исторических сокровищ» для 10 класса составлена на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год, приказ № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.14 г.;

  • базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004);

  • учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 26а от 03.04. 2015 г.;

  • авторской программы «Курсы по выбору – одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов» элективного курса «В поисках исторических сокровищ» (для 10 класса), Мухтярова Эльмира Исхаковна, сборник авторских программ педагогического коллектива гимназии, под редакцией Кучер Т.В.,М.2005 г.

  • положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 39 от 18.04.2014 .;

  • основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 21а от 09.04.2015г.;

  • календарного годового графика, приказ № 69 от 13.08.2015 г.



По календарному годовому графику:

Начало учебного года: 1 сентября 2015 года

Окончание для 10 класса: 31 мая 2016 г.

Количество учебных недель: 35 ч Каникулы: осенние: с 31 октября по 08 ноября 2015 г.

Каникулы зимние: с 29 декабря по 10 января 2016 г.

Каникулы весенние: с 26 марта по 02 апреля 2016 г.



Обоснование необходимости разработки и внедрение курса в учебно-воспитательный процесс:

Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России

В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.

Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

Программа элективного курса “В поисках исторических сокровищ” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.

Программа адресована педагогам и учащимся школ, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитарных профилей.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России;

– способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

– повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Факультативный курс по истории под названием “В ПОИСКАХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОКРОВИЩ” вводится в учебно-воспитательный процесс для учащихся 10-х классов. Данное обстоятельство объясняется тем, что историческое образование необходимо для расширения кругозора и системы миропонимания учащихся. Первостепенным является нравственное, патриотическое, духовное саморазвитие и развитие личности. Учащиеся получают необходимые знания, способствующие формированию целостного представления об окружающей среде, условиях жизни и деятельности различных народов, устойчивый кругозор. Огромное внимание уделяется роли личности в истории и духовному, культурному развитию цивилизаций.

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы:

  • анализ исторической литературы и исторических источников,

  • эвристическая беседа,

  • лекция,

  • дискуссия (дебаты),

  • сюжетно-ролевые игры,

  • подготовка и обсуждение сообщений учащихся,

  • “мозговой штурм” и др.

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты “Кто есть кто?”).

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.







  • Цели и задачи курса с учетом продуктивного уровня деятельности детей:

Ведущая образовательная цель: способствовать самоопределению учащихся через активные формы и методы самостоятельного нахождения знаний по основным историческим источникам с помощью обучающего (предметного) и развивающего (надпредметного) образовательных модулей.

Цели обучения: закрепление ранее изученного и формирование системы знаний, умений, навыков учащихся; способствовать формированию умения применять ЗУН в новой ситуации, формировать интерес к историко-политической сфере общественной жизни.

Цели воспитания: воспитывать интерес к получению знаний и активности в приобретении новых знаний; воспитание гуманности, доброжелательности, честности, патриотических и нравственных качеств личности.

Цели развития личности: развитие мыслительных операций: анализировать, систематизировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, конкретизировать, способствовать формированию абстрактно-логического мышления, формировать инициативность, самостоятельность, настойчивость, способность преодолевать трудности, уверенность в своих силах; желание овладеть новыми знаниями и добиться высоких результатов в деятельности.

Продуктивный уровень программы реализуется при помощи таких методов организации образовательного процесса, как эвристические методы получения знаний: учебно-исследовательские, учебно-игровые, коммуникативно-диалоговые, особое внимание уделяется интеллектуальной, предметно-практической сферам развития личности. Используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковые методы обучения; фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуальная, коллективная, самостоятельная формы организации учебной деятельности.

Диагностика результатов образовательного процесса проводится через проверку умений самостоятельного получения знаний, проверку общеучебных знаний, умений, навыков (ЗУН); участие в олимпиадах, ролевых играх, конкурсах и методической неделе по истории (составлены индивидуальные задания, тесты).

  • Межпредметные связи:

  • литература;

  • история родного края, краеведение;

  • правоведение;

  • археология;

  • вспомогательные исторические дисциплины;

  • мировая художественная культура и другие.



Учебно-тематический план


факультативного курса по истории: “В поисках исторических сокровищ” для 10-го класса

Тема занятий

Формы работы

Часы

1

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

История как наука и удивительное путешествие в прошлое.

Наша Родина в древности.

Лекция учителя

1

2

 

Древние люди на территории нашей страны.

Образование государств. Скифское государство.

Восточные славяне: происхождение, быт и хозяйство.

Сообщения учащихся

1

3

Откуда пошла Русская земля

дискуссия

1

4

Практикум: “Повесть временных лет” Нестора.

Практикум

2

5

Древнерусское государство. IХ – первая половина ХII века (историческая панорама).

Предпосылки создания государства у восточных славян.

Становление Древнерусского государства.

Эвристическая беседа

1

6

Правление князя Владимира. Крещение Руси. 988 год.

Расцвет Древнерусского государства.

Сообщения учащихся

1

7

Практикум: “Русская Правда” Ярослава Мудрого: работа с историческими документами.

Практикум

2

8

Жители Древней Руси: технология написания исторического эссе.

Историческое эссе по истории Древней Руси (на выбор).

Историческое эссе

1

9

 

Начало распада Древнерусского государства.

Культура Руси IХ – начала ХII века.

Игра: В мире прекрасного. “Живая” культура”.

Ролевая игра

 

1

 

10

 

Русские земли и княжества в ХII – середины ХIII века.

Раздробленность русских земель.

Владимиро-Суздальское княжество.

Новгородская республика.

Историческая дискуссия

1

 

 

11

История в лицах: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо.

Сообщения учащихся

1

12

 

Народы и государства на территории нашей страны в XIII – XIV веках (исторический обзор).

Походы Батыя на Русь. Чингисхан – Великий хан.

Борьба русских земель с западными завоевателями.

Семинарское занятие

1

 

13

Практикум: работа с контурной картой.

Практикум

2

14

 

 

Александр Невский – великий полководец.

Русь и Орда в XIII – XIV веках.

Дмитрий Донской и Куликовская битва 1380 года.

Великое княжество Литовское и Русское в XIII – XIV веках.

Сообщения учащихся

2

 

 

15

 

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века.

Собирание русских земель во второй половине XIV века.

Лекция учителя

1

 

16

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV веке.

Формирование и укрепление централизованного российского государства. XV век.

Круглый стол

1

17

Московское княжество в первой половине XV века (театрализованное представление).

Исторический театр

2

18

Распад Золотой Орды.

Российское государство во второй половине XV – начале XVI века.

Жители российского государства второй половины XV – начала XVI века.

Выполнение проблемных заданий

1

 

19

Русская культура в XV – начале XVI века

(урок с использованием информационных технологий)

Сообщения учащихся

1

20

Родословная древнерусских князей.

Московская княжеская династия.

(урок с использованием информационных технологий)

Семинар

1

 

21

 

Методика оформления и написания научно-исследовательских работ по истории. Подготовка к школьной научно-практической конференции “Эврика”.

Предзащита тем научно-исследовательских работ по истории.

Научно-практическая конференция

2

22

Защита научно-исследовательских работ по истории.

Подготовка к научно-практическим конференциям различного уровня.

Научно-практическая конференция

2

23

История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей).

История в фактах: события прошлого в современном анализе.

Дебаты.

“Мозговой штурм”

1

24

 

Читаем по истории: исторические произведения.

Историческое эссе: “Я пишу письмо…” (творческие задания по историческому материалу.

Составление исторических кроссвордов, шарад, ребусов.

Исторические игры

2

 

25

 

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ:

Сообщения учащихся: Я хочу рассказать интересную историческую историю… (театрализованные представления).

Игра: Мы в музее. Восстанавливаем исторические события.

Путешествие по истории: события, факты, личности.

Культура и быт народов мира.

Вклад личности в мировую цивилизацию.

Историческое и культурное наследие цивилизаций.

История родного края.

Знаменитые люди истории.

Сообщения учащихся

Ролевая игра

Семинар

Анализ исторической литературы и исторических источников.

3

 

 

 

Итого: 35 часов

Календарно – тематическое планирование


№п\п

Раздел, тема урока

Количество часов

ИКТ

Дата по плану

Дата фактически

1

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

История как наука и удивительное путешествие в прошлое.

Наша Родина в древности.

1




2

 

Древние люди на территории нашей страны.

Образование государств. Скифское государство.

Восточные славяне: происхождение, быт и хозяйство.

1




3

Откуда пошла Русская земля

1




4

Практикум: “Повесть временных лет” Нестора.

2




5

Древнерусское государство. IХ – первая половина ХII века (историческая панорама).

Предпосылки создания государства у восточных славян.

Становление Древнерусского государства.

1




6

Правление князя Владимира. Крещение Руси. 988 год.

Расцвет Древнерусского государства.

1




7

Практикум: “Русская Правда” Ярослава Мудрого: работа с историческими документами.

2




8

Жители Древней Руси: технология написания исторического эссе.

Историческое эссе по истории Древней Руси (на выбор).

1




9

 

Начало распада Древнерусского государства.

Культура Руси IХ – начала ХII века.

Игра: В мире прекрасного. “Живая” культура”.

1

 




10

 

Русские земли и княжества в ХII – середины ХIII века.

Раздробленность русских земель.

Владимиро-Суздальское княжество.

Новгородская республика.

1

 

 




11

История в лицах: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо.

1




12

 

Народы и государства на территории нашей страны в XIII – XIV веках (исторический обзор).

Походы Батыя на Русь. Чингисхан – Великий хан.

Борьба русских земель с западными завоевателями.

1

 




13

Практикум: работа с контурной картой.

2




14

 

 

Александр Невский – великий полководец.

Русь и Орда в XIII – XIV веках.

Дмитрий Донской и Куликовская битва 1380 года.

Великое княжество Литовское и Русское в XIII – XIV веках.

2

 

 




15

 

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века.

Собирание русских земель во второй половине XIV века.

1

 




16

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV веке.

Формирование и укрепление централизованного российского государства. XV век.

1




17

Московское княжество в первой половине XV века (театрализованное представление).

2




18

Распад Золотой Орды.

Российское государство во второй половине XV – начале XVI века.

Жители российского государства второй половины XV – начала XVI века.

1

 




19

Русская культура в XV – начале XVI века

(урок с использованием информационных технологий)

1




20

Родословная древнерусских князей.

Московская княжеская династия.

(урок с использованием информационных технологий)

1

 




21

 

Методика оформления и написания научно-исследовательских работ по истории. Подготовка к школьной научно-практической конференции “Эврика”.

Предзащита тем научно-исследовательских работ по истории.

2




22

Защита научно-исследовательских работ по истории.

Подготовка к научно-практическим конференциям различного уровня.

2




23

История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей).

История в фактах: события прошлого в современном анализе.

1




24

 

Читаем по истории: исторические произведения.

Историческое эссе: “Я пишу письмо…” (творческие задания по историческому материалу.

Составление исторических кроссвордов, шарад, ребусов.

2

 




25

 

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ:

Сообщения учащихся: Я хочу рассказать интересную историческую историю… (театрализованные представления).

Игра: Мы в музее. Восстанавливаем исторические события.

Путешествие по истории: события, факты, личности.

Культура и быт народов мира.

Вклад личности в мировую цивилизацию.

Историческое и культурное наследие цивилизаций.

История родного края.

Знаменитые люди истории.

3

 

 

 






Итого: 35 часов

Планируемые образовательные результаты обучающихся


Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

– находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

– рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

– выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

– определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Условия для реализации: кабинет истории, комплект настенных карт, атласов, иллюстративный, справочный материал, научная и мето­дическая литература, портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности, наличие дидактического и раздаточного материала.

Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с последующим опросом, лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы.



Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Буганов, В. И., Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М., 1991.

  2. Васяева, М. Н. Смутное время – время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. – 2001. – № 6. – С. 22–29.

  3. Великие государственные деятели России. – М., 1996.

  4. Древнерусская литература: книга для чтения. – М., 1993.

  5. Жития и творения русских святых. – М., 1993.

  6. Замалеев, А. Ф., Овчинникова, Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. – Л., 1991.

  7. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. – М., 1993.

  8. Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: биографические повествования. – Челябинск, 1994.

  9. История государства Российского: жизнеописания. IX–XVI вв. – М., 1996.

  10. История государства Российского: жизнеописания. XVII век. – М., 1997.

  11. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. – М., 1993.

  12. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1. – СПб., 1993.

  13. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. – М., 1990.

  14. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I–XII. – Калуга, 1993.

  15. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. – М., 1993.

  16. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.

  17. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. – 1996. – № 11–12.

  18. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1993.

  19. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. – 1995. – № 5–6.

  20. Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. – 1992. – № 10.

  21. Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. – 1996. – № 10.

  22. Лютых, А. А., Скобелкин О. В., Тонких В. А. История России: курс лекций. – Воронеж, 1993.

  23. Морозова, Л. Е. Гермоген, патриарх всея Руси // Вопросы истории. – 1994. – № 2.

  24. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. – М., 2001.

  25. Найденова, Л. П. Священник Сильвестр // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 3. – С. 24–27.

  26. Никольский, Н. М. История Русской церкви. – Минск, 1991.

  27. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. – М., 1995.

  28. Перхавко, В. Б. История России в лицах: IX–начало XVII в. – М., 2000.

  29. Рассказы русских летописей. – М., 1993.

  30. Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998.

  31. Русское православие: вехи истории. – М., 1989.

  32. Сорокин, Ю. А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. – 1992. – № 4–5.

  33. Страницы российской истории / сост. П. П. Афанасьев. – М., 1995.

  34. Путилов, Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. – СПб., 1999.

  35. Соловьев, С. М. Об истории Древней Руси. – М., 1993.

  36. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. – М., 1997.

  37. Хрестоматия по истории России. – Т. 1. – М., 1994.

  38. Хрестоматия по истории России. – Т. 2. – М., 1995.

  39. Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей. – Т. 5. – Ч. 1. – М., 1995.

Рекомендуемая литература для дополнительного чтения:

Для педагогов:

  1. Фрэзэр Д.Д. Золотая ветвь. М.,1999.

  2. Хачатурян. История мировых цивилизаций.

  3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1999.

  4. Пашков В.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг. – 2-е издание. – М.: ЦентрКом, 1997.

Для учащихся:

  1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

  2. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1999.

  3. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1999.

  4. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1993.

  5. Греков и.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII- XV вв. М., 1998.

  6. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1998.