Муниципальное образование Курьинский район Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»
Курьинского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО Школьным МО учителей Гуманитарного цикла протокол № ___ от «____» _____ 2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Олеск Л.С. «____» ____2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______Морозова Т.А. Приказ № ____ от «___»____2015 г . |
Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме:
"В поисках исторических сокровищ"
10 класс
2015 — 2016 учебный год
Составитель: учитель истории Егиоя С.Н.
высшая квалификационная категория
Казанцево
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного учебного курса по истории по теме: "В поисках исторических сокровищ» для 10 класса составлена на основе:
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год, приказ № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.14 г.;
базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (2004);
учебного плана МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 26а от 03.04. 2015 г.;
авторской программы «Курсы по выбору – одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов» элективного курса «В поисках исторических сокровищ» (для 10 класса), Мухтярова Эльмира Исхаковна, сборник авторских программ педагогического коллектива гимназии, под редакцией Кучер Т.В.,М.2005 г.
положения о Рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 39 от 18.04.2014 .;
основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Казанцевская средняя общеобразовательная школа» приказ № 21а от 09.04.2015г.;
календарного годового графика, приказ № 69 от 13.08.2015 г.
По календарному годовому графику:
Начало учебного года: 1 сентября 2015 года
Окончание для 10 класса: 31 мая 2016 г.
Количество учебных недель: 35 ч Каникулы: осенние: с 31 октября по 08 ноября 2015 г.
Каникулы зимние: с 29 декабря по 10 января 2016 г.
Каникулы весенние: с 26 марта по 02 апреля 2016 г.
Обоснование необходимости разработки и внедрение курса в учебно-воспитательный процесс:
Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России
В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.
Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
Программа элективного курса “В поисках исторических сокровищ” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
Программа адресована педагогам и учащимся школ, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитарных профилей.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России;
– способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
– повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Факультативный курс по истории под названием “В ПОИСКАХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОКРОВИЩ” вводится в учебно-воспитательный процесс для учащихся 10-х классов. Данное обстоятельство объясняется тем, что историческое образование необходимо для расширения кругозора и системы миропонимания учащихся. Первостепенным является нравственное, патриотическое, духовное саморазвитие и развитие личности. Учащиеся получают необходимые знания, способствующие формированию целостного представления об окружающей среде, условиях жизни и деятельности различных народов, устойчивый кругозор. Огромное внимание уделяется роли личности в истории и духовному, культурному развитию цивилизаций.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
анализ исторической литературы и исторических источников,
эвристическая беседа,
лекция,
дискуссия (дебаты),
сюжетно-ролевые игры,
подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
“мозговой штурм” и др.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты “Кто есть кто?”).
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
Ведущая образовательная цель: способствовать самоопределению учащихся через активные формы и методы самостоятельного нахождения знаний по основным историческим источникам с помощью обучающего (предметного) и развивающего (надпредметного) образовательных модулей.
Цели обучения: закрепление ранее изученного и формирование системы знаний, умений, навыков учащихся; способствовать формированию умения применять ЗУН в новой ситуации, формировать интерес к историко-политической сфере общественной жизни.
Цели воспитания: воспитывать интерес к получению знаний и активности в приобретении новых знаний; воспитание гуманности, доброжелательности, честности, патриотических и нравственных качеств личности.
Цели развития личности: развитие мыслительных операций: анализировать, систематизировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, конкретизировать, способствовать формированию абстрактно-логического мышления, формировать инициативность, самостоятельность, настойчивость, способность преодолевать трудности, уверенность в своих силах; желание овладеть новыми знаниями и добиться высоких результатов в деятельности.
Продуктивный уровень программы реализуется при помощи таких методов организации образовательного процесса, как эвристические методы получения знаний: учебно-исследовательские, учебно-игровые, коммуникативно-диалоговые, особое внимание уделяется интеллектуальной, предметно-практической сферам развития личности. Используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковые методы обучения; фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуальная, коллективная, самостоятельная формы организации учебной деятельности.
Диагностика результатов образовательного процесса проводится через проверку умений самостоятельного получения знаний, проверку общеучебных знаний, умений, навыков (ЗУН); участие в олимпиадах, ролевых играх, конкурсах и методической неделе по истории (составлены индивидуальные задания, тесты).
литература;
история родного края, краеведение;
правоведение;
археология;
вспомогательные исторические дисциплины;
мировая художественная культура и другие.
Учебно-тематический план
факультативного курса по истории: “В поисках исторических сокровищ” для 10-го класса
№ | Тема занятий | Формы работы | Часы |
1 | ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ. История как наука и удивительное путешествие в прошлое. Наша Родина в древности. | Лекция учителя | 1 |
2 | Древние люди на территории нашей страны. Образование государств. Скифское государство. Восточные славяне: происхождение, быт и хозяйство. | Сообщения учащихся | 1 |
3 | Откуда пошла Русская земля | дискуссия | 1 |
4 | Практикум: “Повесть временных лет” Нестора. | Практикум | 2 |
5 | Древнерусское государство. IХ – первая половина ХII века (историческая панорама). Предпосылки создания государства у восточных славян. Становление Древнерусского государства. | Эвристическая беседа | 1 |
6 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. 988 год. Расцвет Древнерусского государства. | Сообщения учащихся | 1 |
7 | Практикум: “Русская Правда” Ярослава Мудрого: работа с историческими документами. | Практикум | 2 |
8 | Жители Древней Руси: технология написания исторического эссе. Историческое эссе по истории Древней Руси (на выбор). | Историческое эссе | 1 |
9 | Начало распада Древнерусского государства. Культура Руси IХ – начала ХII века. Игра: В мире прекрасного. “Живая” культура”. | Ролевая игра | 1 |
10 | Русские земли и княжества в ХII – середины ХIII века. Раздробленность русских земель. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. | Историческая дискуссия | 1 |
11 | История в лицах: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. | Сообщения учащихся | 1 |
12 | Народы и государства на территории нашей страны в XIII – XIV веках (исторический обзор). Походы Батыя на Русь. Чингисхан – Великий хан. Борьба русских земель с западными завоевателями. | Семинарское занятие | 1 |
13 | Практикум: работа с контурной картой. | Практикум | 2 |
14 | Александр Невский – великий полководец. Русь и Орда в XIII – XIV веках. Дмитрий Донской и Куликовская битва 1380 года. Великое княжество Литовское и Русское в XIII – XIV веках. | Сообщения учащихся | 2 |
15 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века. Собирание русских земель во второй половине XIV века. | Лекция учителя | 1 |
16 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV веке. Формирование и укрепление централизованного российского государства. XV век. | Круглый стол | 1 |
17 | Московское княжество в первой половине XV века (театрализованное представление). | Исторический театр | 2 |
18 | Распад Золотой Орды. Российское государство во второй половине XV – начале XVI века. Жители российского государства второй половины XV – начала XVI века. | Выполнение проблемных заданий | 1 |
19 | Русская культура в XV – начале XVI века (урок с использованием информационных технологий) | Сообщения учащихся | 1 |
20 | Родословная древнерусских князей. Московская княжеская династия. (урок с использованием информационных технологий) | Семинар | 1 |
21 | Методика оформления и написания научно-исследовательских работ по истории. Подготовка к школьной научно-практической конференции “Эврика”. Предзащита тем научно-исследовательских работ по истории. | Научно-практическая конференция | 2 |
22 | Защита научно-исследовательских работ по истории. Подготовка к научно-практическим конференциям различного уровня. | Научно-практическая конференция | 2 |
23 | История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей). История в фактах: события прошлого в современном анализе. | Дебаты. “Мозговой штурм” | 1 |
24 | Читаем по истории: исторические произведения. Историческое эссе: “Я пишу письмо…” (творческие задания по историческому материалу. Составление исторических кроссвордов, шарад, ребусов. | Исторические игры | 2 |
25 | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: Сообщения учащихся: Я хочу рассказать интересную историческую историю… (театрализованные представления). Игра: Мы в музее. Восстанавливаем исторические события. Путешествие по истории: события, факты, личности. Культура и быт народов мира. Вклад личности в мировую цивилизацию. Историческое и культурное наследие цивилизаций. История родного края. Знаменитые люди истории. | Сообщения учащихся Ролевая игра Семинар Анализ исторической литературы и исторических источников. | 3 |
Итого: 35 часов
Календарно – тематическое планирование
№п\п | Раздел, тема урока | Количество часов | ИКТ | Дата по плану | Дата фактически |
1 | ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ. История как наука и удивительное путешествие в прошлое. Наша Родина в древности. | 1 | | | |
2 | Древние люди на территории нашей страны. Образование государств. Скифское государство. Восточные славяне: происхождение, быт и хозяйство. | 1 | | | |
3 | Откуда пошла Русская земля | 1 | | | |
4 | Практикум: “Повесть временных лет” Нестора. | 2 | | | |
5 | Древнерусское государство. IХ – первая половина ХII века (историческая панорама). Предпосылки создания государства у восточных славян. Становление Древнерусского государства. | 1 | | | |
6 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. 988 год. Расцвет Древнерусского государства. | 1 | | | |
7 | Практикум: “Русская Правда” Ярослава Мудрого: работа с историческими документами. | 2 | | | |
8 | Жители Древней Руси: технология написания исторического эссе. Историческое эссе по истории Древней Руси (на выбор). | 1 | | | |
9 | Начало распада Древнерусского государства. Культура Руси IХ – начала ХII века. Игра: В мире прекрасного. “Живая” культура”. | 1 | | | |
10 | Русские земли и княжества в ХII – середины ХIII века. Раздробленность русских земель. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. | 1 | | | |
11 | История в лицах: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. | 1 | | | |
12 | Народы и государства на территории нашей страны в XIII – XIV веках (исторический обзор). Походы Батыя на Русь. Чингисхан – Великий хан. Борьба русских земель с западными завоевателями. | 1 | | | |
13 | Практикум: работа с контурной картой. | 2 | | | |
14 | Александр Невский – великий полководец. Русь и Орда в XIII – XIV веках. Дмитрий Донской и Куликовская битва 1380 года. Великое княжество Литовское и Русское в XIII – XIV веках. | 2 | | | |
15 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV века. Собирание русских земель во второй половине XIV века. | 1 | | | |
16 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV веке. Формирование и укрепление централизованного российского государства. XV век. | 1 | | | |
17 | Московское княжество в первой половине XV века (театрализованное представление). | 2 | | | |
18 | Распад Золотой Орды. Российское государство во второй половине XV – начале XVI века. Жители российского государства второй половины XV – начала XVI века. | 1 | | | |
19 | Русская культура в XV – начале XVI века (урок с использованием информационных технологий) | 1 | | | |
20 | Родословная древнерусских князей. Московская княжеская династия. (урок с использованием информационных технологий) | 1 | | | |
21 | Методика оформления и написания научно-исследовательских работ по истории. Подготовка к школьной научно-практической конференции “Эврика”. Предзащита тем научно-исследовательских работ по истории. | 2 | | | |
22 | Защита научно-исследовательских работ по истории. Подготовка к научно-практическим конференциям различного уровня. | 2 | | | |
23 | История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей). История в фактах: события прошлого в современном анализе. | 1 | | | |
24 | Читаем по истории: исторические произведения. Историческое эссе: “Я пишу письмо…” (творческие задания по историческому материалу. Составление исторических кроссвордов, шарад, ребусов. | 2 | | | |
25 | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: Сообщения учащихся: Я хочу рассказать интересную историческую историю… (театрализованные представления). Игра: Мы в музее. Восстанавливаем исторические события. Путешествие по истории: события, факты, личности. Культура и быт народов мира. Вклад личности в мировую цивилизацию. Историческое и культурное наследие цивилизаций. История родного края. Знаменитые люди истории. | 3 | | | |
Итого: 35 часов
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
– находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
– рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
– выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
– определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Условия для реализации: кабинет истории, комплект настенных карт, атласов, иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература, портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности, наличие дидактического и раздаточного материала.
Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с последующим опросом, лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету
Рекомендуемая литература для учителя:
Буганов, В. И., Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М., 1991.
Васяева, М. Н. Смутное время – время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. – 2001. – № 6. – С. 22–29.
Великие государственные деятели России. – М., 1996.
Древнерусская литература: книга для чтения. – М., 1993.
Жития и творения русских святых. – М., 1993.
Замалеев, А. Ф., Овчинникова, Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. – Л., 1991.
Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. – М., 1993.
Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: биографические повествования. – Челябинск, 1994.
История государства Российского: жизнеописания. IX–XVI вв. – М., 1996.
История государства Российского: жизнеописания. XVII век. – М., 1997.
История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. – М., 1993.
Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1. – СПб., 1993.
Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. – М., 1990.
Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I–XII. – Калуга, 1993.
Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. – М., 1993.
Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.
Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. – 1996. – № 11–12.
Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1993.
Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. – 1995. – № 5–6.
Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. – 1992. – № 10.
Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. – 1996. – № 10.
Лютых, А. А., Скобелкин О. В., Тонких В. А. История России: курс лекций. – Воронеж, 1993.
Морозова, Л. Е. Гермоген, патриарх всея Руси // Вопросы истории. – 1994. – № 2.
Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. – М., 2001.
Найденова, Л. П. Священник Сильвестр // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 3. – С. 24–27.
Никольский, Н. М. История Русской церкви. – Минск, 1991.
Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. – М., 1995.
Перхавко, В. Б. История России в лицах: IX–начало XVII в. – М., 2000.
Рассказы русских летописей. – М., 1993.
Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998.
Русское православие: вехи истории. – М., 1989.
Сорокин, Ю. А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. – 1992. – № 4–5.
Страницы российской истории / сост. П. П. Афанасьев. – М., 1995.
Путилов, Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. – СПб., 1999.
Соловьев, С. М. Об истории Древней Руси. – М., 1993.
Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. – М., 1997.
Хрестоматия по истории России. – Т. 1. – М., 1994.
Хрестоматия по истории России. – Т. 2. – М., 1995.
Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей. – Т. 5. – Ч. 1. – М., 1995.
Рекомендуемая литература для дополнительного чтения:
Для педагогов:
Фрэзэр Д.Д. Золотая ветвь. М.,1999.
Хачатурян. История мировых цивилизаций.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1999.
Пашков В.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг. – 2-е издание. – М.: ЦентрКом, 1997.
Для учащихся:
Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.
Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1999.
Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1999.
Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1993.
Греков и.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII- XV вв. М., 1998.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1998.