СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива Основы медицинских знаний

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа рассчитана  на  35  занятия в  9  классе.  Программа  может быть реализована  в течение  года  при  работе по 1  часу  в  неделю.

  Цели:   создать условия  для  овладения  учащимися   основными  медицинскими  знаниями  и понятиями;  учить применять  их на  практике;  расширить  область  знаний  по биологии;  сформировать  интерес  к  профессиям,  связанным с  медициной,  расширение знаний обучающихся, склонных к медицинским познаниям, формирование положительной мотивации к выбору естественнонаучного профиля.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива Основы медицинских знаний»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа» № 3

г. Комсомольска – на Амуре


«Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

методического объединения учителей» протокол № ____,

«____» ___________2015 год

«Утверждена педагогическим советом протокол №_______ «______»__________2015 год»

«Утверждаю»

Директор _______________ Приказ №_______

«____»_____________2015 год










Рабочая программа

факультатива «Основы медицинских знаний»

для 9-х классов

на 2015 – 2016 учебный год







Сведения о составителе:

Молчанова Е.В.

учитель биологии

высшая кв. категория

















2015-2016 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994, 01.02.2012 г. № 74);

  3. Примерный учебный план для учащихся 9-х классов ОУ Хабаровского края, утвержденный приказом министерства образования края от 30.05.2006 № 451;

  4. Авторская программа Н.Б. Баенбаева. Биология. Сборник программ элективных курсов. Составитель И.П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2010.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ШМО протокол № 1 от 31.08.2015года. Уровень программы базовый.

Данная программа рассчитана на 35 занятия в 9 классе. Программа может быть реализована в течение года при работе по 1 часу в неделю.

Цели: создать условия для овладения учащимися основными медицинскими знаниями и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной, расширение знаний обучающихся, склонных к медицинским познаниям, формирование положительной мотивации к выбору естественнонаучного профиля.

Задачи курса:

- расширить знания учащихся о человеке как индивидууме и как биологическом виде;

- повысить заинтересованность обучающихся предметами естественнонаучного профиля;

- показать взаимосвязь между различными науками данного профиля;

- обеспечить разный уровень сложности объема биологических знаний при изучении предметов школьного цикла.

Данная программа имеет ряд особенностей:

  • в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть навыками, научиться выполнять необходимые медицинские мероприятия;

  • овладение практическими навыками предполагает активную самостоятельную работу учащихся, это может быть реализовано при хорошем подборе дидактического материала

  • теоретический материал неразрывно связан с практикой, каждое занятие является логическим продолжением предыдущего

  • каждое новое занятие курса содержит вопросы для повторения, и учащиеся могут контролировать свои знания.

Результатами данной программы будут:

  1. новые дополнительные знания по биологии (вне базового курса);

  2. овладение новыми практическими навыками оказания первой медицинской помощи, умение применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим;

  3. профессиональная ориентация;

  4. выбор профиля в дальнейшем;

  5. умение работать самостоятельно и в группе.













Учебно-тематический план



Раздел

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Факторы здоровья

11

3

Первая медицинская помощь

12

4

Лекарственные средства

1

5

Виды загрязнения и их влияние на здоровье

8


Итого

32



































































Содержание курса



Введение - 2 часа

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Раздел 1 Факторы здоровья - 11 часов

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Биологические ритмы. Сон и бодрствование.

Раздел 2 Первая медицинская помощь– 12 часов

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение травматизма.

Ги­гиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях

Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-ки­шечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и па­разитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Раздел 3 Лекарственные средства - 1 часа

Фармакология. Виды лекарственных веществ. Фитотерапия.

Раздел 4 Виды загрязнения и их влияние на здоровье – 8 часов

Загрязнения воздуха, воды, почвы и их влияние на организм человека. Способы защиты от загрязнения.





Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

  • выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

  • оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

































Учебно-методическое обеспечение

  1. «Биология. Человек. Культура здоровья» Методические рекомендации. 9 класс. Л.Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Е. А. Дмитриева. Москва, «Просвещение», 2009 г.

  2. «Биология. Человек. Культура здоровья» Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. Москва, «Просвещение», 2011 г.

  3. «Биология. Человек. Культура здоровья» Электронное приложение к учебнику 8 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2009 г.

  4. Гоголев М.И. Подготовка санитарных дружин в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах. _ М.: Медицина, 1989

  5. Гомончук А.И. Основы медицинских знаний. Десмургия. Гемостаз. Иммобилизация. 2001

  6. Медико-санитарная подготовка учащихся под редакцией П.А. Курцева. – М.: Просвещение, 1991

  7. Основы медицинских знаний учащихся под редакцией М.И. Гоголева М.: просвещение, 1995

  8. Биология. Справочник школьника и студента. Под ред. З. Брема и И. Мейнке», М., «Дрофа», 2000 г.

  9. «Большой энциклопедический словарь. Биология», М., «Большая Российская энциклопедия», 2001 г.

  10. Солодова Е.А., Богданова Т.Л., «Биология» в 3-хчастях, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.

  11. «Энциклопедия для детей», «Биология», «Аванта +», 1994 г.

  12. «Энциклопедия для детей», «Экология», «Аванта +», 2001 г


Дополнительная литература

  1. «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»

  2. Журнал «Биология в школе»

  3. Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье: пособие для учащихся 8–9 кл. / И.Д. Зверев. – М.: Вентана-Граф, 2000. – 304 с.

  4. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.

  5. Муртазин  Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991

  6. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000

  7. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995

  8. Стивен Дж. Странности нашего тела. Занимательная анатомия / Дж. Стивен; пер. с англ. – М.: РИПОЛ классик, 2008.

  9. Тело человека. Загляни внутрь себя; (пер. с нем.). – М.: Петрушка, 1998. – 16 с.

  10. Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: учеб. пособие для учащихся 8 кл. общеобразоват. учрежд. / М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 144 с.

  11. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для кл. руководителей 5–9 кл.: уч.-методич. пособие / под. ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 192 с.

  12. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,

  13. Юдин Г.Н. Главное чудо света / Г.Н. Юдин. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.: ил.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения

занятия

Тема

1

1 сент

Введение. Человек как биосоциальное существо.

2

8 сент

Организм как целостная система. Понятие о норме и патологии

3

15 сент

Особенности человека. Биологический ритм человека.

Причины нарушений биологических ритмов

4

22 сент

Искусство быть здоровым. Образ жизни как фактор здоровья. Факторы, влияющие на состояние здоровья.

5

29 сент

История развития представлений о здоровом образе жизни.

6

6 окт

Вредные привычки и их влияние на организм человека.

7

13 окт

Стресс как негативный социальный фактор.

8

20 окт

Оздоровительно-профилактические средства на службе здоровья.

9

27 окт

Здоровье человека и медицинская генетика.

10

10 нояб

Роль анализаторов в восприятии окружающего мира.

11

17 нояб

Сон как составляющая здорового образа жизни.

12

24 нояб

Психология сексуальной жизни

13

1 дек

Ювенология. Гипотезы старения. Продолжительность жизни человека

13

8 дек

Значение первой медицинской помощи.

14

15 дек

Раны. Десмургия. Первая помощь при ранениях.

15

22 дек

Кровотечения, их виды, характеристика.

16

12 янв

Гомеостаз. Остановка кровотечений.

17

19янв

Болезни сердечно-сосудистой системы.

18

26 янв

Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, при остановке сердца и дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

19

2 фев

Переломы. Их основные признаки. Иммобилизация.

20

9 фев

Первая медицинская помощь при переломах.

21

16 фев

Виды ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.

22

1 март

Травматический шок и противошоковые мероприятия.

23

15 март

Инфекционные болезни.

24

22 март

Дезинфекция.

25

5 апр

Лекарственные средства. Фармокология. Фитотератия.

26

12 апр

Город и здоровье человека

27

19 апр

Человек и климат. Особенности климата Дальнего Востока

28

26 апр

Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека.

29

3 мая

Загрязнение атмосферы и здоровье человека.

30

10 мая

Загрязнение водных ресурсов и здоровье человека.

31

17 мая

Репродуктивное здоровье человека.

32

24 мая

Профилактика болезней эндокринной системы.



ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

  2. Интерактивные плакаты «Анатомия и физиология человека» Просвещение 2008 г

  3. Образовательный комплекс «Биология, 8 кл. Человек» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).

  4. Полный интерактивный курс биологии «Открытая биология» Физикон 2005 г


Ресурсы Интернета


1.http://bio.1september.ru

2. http://www.cultinfo.ru

3. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

4.    www.bio.nature.ru - научные новости биологии

5.    www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

6. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий