Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа» № 3
г. Комсомольска – на Амуре
«Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей» протокол № ____, «____» ___________2015 год | «Утверждена педагогическим советом протокол №_______ «______»__________2015 год» | «Утверждаю» Директор _______________ Приказ №_______ «____»_____________2015 год |
Рабочая программа
факультатива «Основы медицинских знаний»
для 9-х классов
на 2015 – 2016 учебный год
Сведения о составителе:
Молчанова Е.В.
учитель биологии
высшая кв. категория
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994, 01.02.2012 г. № 74);
Примерный учебный план для учащихся 9-х классов ОУ Хабаровского края, утвержденный приказом министерства образования края от 30.05.2006 № 451;
Авторская программа Н.Б. Баенбаева. Биология. Сборник программ элективных курсов. Составитель И.П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2010.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ШМО протокол № 1 от 31.08.2015года. Уровень программы базовый.
Данная программа рассчитана на 35 занятия в 9 классе. Программа может быть реализована в течение года при работе по 1 часу в неделю.
Цели: создать условия для овладения учащимися основными медицинскими знаниями и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной, расширение знаний обучающихся, склонных к медицинским познаниям, формирование положительной мотивации к выбору естественнонаучного профиля.
Задачи курса:
- расширить знания учащихся о человеке как индивидууме и как биологическом виде;
- повысить заинтересованность обучающихся предметами естественнонаучного профиля;
- показать взаимосвязь между различными науками данного профиля;
- обеспечить разный уровень сложности объема биологических знаний при изучении предметов школьного цикла.
Данная программа имеет ряд особенностей:
в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть навыками, научиться выполнять необходимые медицинские мероприятия;
овладение практическими навыками предполагает активную самостоятельную работу учащихся, это может быть реализовано при хорошем подборе дидактического материала
теоретический материал неразрывно связан с практикой, каждое занятие является логическим продолжением предыдущего
каждое новое занятие курса содержит вопросы для повторения, и учащиеся могут контролировать свои знания.
Результатами данной программы будут:
новые дополнительные знания по биологии (вне базового курса);
овладение новыми практическими навыками оказания первой медицинской помощи, умение применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим;
профессиональная ориентация;
выбор профиля в дальнейшем;
умение работать самостоятельно и в группе.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Факторы здоровья | 11 |
3 | Первая медицинская помощь | 12 |
4 | Лекарственные средства | 1 |
5 | Виды загрязнения и их влияние на здоровье | 8 |
| Итого | 32 |
Содержание курса
Введение - 2 часа
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Раздел 1 Факторы здоровья - 11 часов
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Биологические ритмы. Сон и бодрствование.
Раздел 2 Первая медицинская помощь– 12 часов
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение травматизма.
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях
Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Раздел 3 Лекарственные средства - 1 часа
Фармакология. Виды лекарственных веществ. Фитотерапия.
Раздел 4 Виды загрязнения и их влияние на здоровье – 8 часов
Загрязнения воздуха, воды, почвы и их влияние на организм человека. Способы защиты от загрязнения.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны уметь:
объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-методическое обеспечение
«Биология. Человек. Культура здоровья» Методические рекомендации. 9 класс. Л.Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Е. А. Дмитриева. Москва, «Просвещение», 2009 г.
«Биология. Человек. Культура здоровья» Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. Москва, «Просвещение», 2011 г.
«Биология. Человек. Культура здоровья» Электронное приложение к учебнику 8 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2009 г.
Гоголев М.И. Подготовка санитарных дружин в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах. _ М.: Медицина, 1989
Гомончук А.И. Основы медицинских знаний. Десмургия. Гемостаз. Иммобилизация. 2001
Медико-санитарная подготовка учащихся под редакцией П.А. Курцева. – М.: Просвещение, 1991
Основы медицинских знаний учащихся под редакцией М.И. Гоголева М.: просвещение, 1995
Биология. Справочник школьника и студента. Под ред. З. Брема и И. Мейнке», М., «Дрофа», 2000 г.
«Большой энциклопедический словарь. Биология», М., «Большая Российская энциклопедия», 2001 г.
Солодова Е.А., Богданова Т.Л., «Биология» в 3-хчастях, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.
«Энциклопедия для детей», «Биология», «Аванта +», 1994 г.
«Энциклопедия для детей», «Экология», «Аванта +», 2001 г
Дополнительная литература
«Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»
Журнал «Биология в школе»
Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье: пособие для учащихся 8–9 кл. / И.Д. Зверев. – М.: Вентана-Граф, 2000. – 304 с.
Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.
Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
Стивен Дж. Странности нашего тела. Занимательная анатомия / Дж. Стивен; пер. с англ. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
Тело человека. Загляни внутрь себя; (пер. с нем.). – М.: Петрушка, 1998. – 16 с.
Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: учеб. пособие для учащихся 8 кл. общеобразоват. учрежд. / М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 144 с.
Формирование здорового образа жизни российских подростков: для кл. руководителей 5–9 кл.: уч.-методич. пособие / под. ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 192 с.
Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,
Юдин Г.Н. Главное чудо света / Г.Н. Юдин. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.: ил.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата проведения занятия | Тема |
1 | 1 сент | Введение. Человек как биосоциальное существо. |
2 | 8 сент | Организм как целостная система. Понятие о норме и патологии |
3 | 15 сент | Особенности человека. Биологический ритм человека. Причины нарушений биологических ритмов |
4 | 22 сент | Искусство быть здоровым. Образ жизни как фактор здоровья. Факторы, влияющие на состояние здоровья. |
5 | 29 сент | История развития представлений о здоровом образе жизни. |
6 | 6 окт | Вредные привычки и их влияние на организм человека. |
7 | 13 окт | Стресс как негативный социальный фактор. |
8 | 20 окт | Оздоровительно-профилактические средства на службе здоровья. |
9 | 27 окт | Здоровье человека и медицинская генетика. |
10 | 10 нояб | Роль анализаторов в восприятии окружающего мира. |
11 | 17 нояб | Сон как составляющая здорового образа жизни. |
12 | 24 нояб | Психология сексуальной жизни |
13 | 1 дек | Ювенология. Гипотезы старения. Продолжительность жизни человека |
13 | 8 дек | Значение первой медицинской помощи. |
14 | 15 дек | Раны. Десмургия. Первая помощь при ранениях. |
15 | 22 дек | Кровотечения, их виды, характеристика. |
16 | 12 янв | Гомеостаз. Остановка кровотечений. |
17 | 19янв | Болезни сердечно-сосудистой системы. |
18 | 26 янв | Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, при остановке сердца и дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца |
19 | 2 фев | Переломы. Их основные признаки. Иммобилизация. |
20 | 9 фев | Первая медицинская помощь при переломах. |
21 | 16 фев | Виды ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах. |
22 | 1 март | Травматический шок и противошоковые мероприятия. |
23 | 15 март | Инфекционные болезни. |
24 | 22 март | Дезинфекция. |
25 | 5 апр | Лекарственные средства. Фармокология. Фитотератия. |
26 | 12 апр | Город и здоровье человека |
27 | 19 апр | Человек и климат. Особенности климата Дальнего Востока |
28 | 26 апр | Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека. |
29 | 3 мая | Загрязнение атмосферы и здоровье человека. |
30 | 10 мая | Загрязнение водных ресурсов и здоровье человека. |
31 | 17 мая | Репродуктивное здоровье человека. |
32 | 24 мая | Профилактика болезней эндокринной системы. |
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Интерактивные плакаты «Анатомия и физиология человека» Просвещение 2008 г
Образовательный комплекс «Биология, 8 кл. Человек» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).
Полный интерактивный курс биологии «Открытая биология» Физикон 2005 г
Ресурсы Интернета
1.http://bio.1september.ru
2. http://www.cultinfo.ru
3. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
4. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
5. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
6. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий