Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 11 класса «Искусство устной и письменной речи» составлена на основе:
Федерального Закона №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» для учащихся 9-11 классов;
Образовательной программы, утверждённой директором МОУ Ундоровского лицея;
Авторской Программы факультативных, элективных курсов по русскому языку/ Под редакцией С.И. Львовой. В кн. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М.: Эксмо, 2007;
Устава МОУ Ундоровского лицея.
Цели и задачи:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Описание места факультативного курса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Общая характеристика факультативного курса
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными норма- ми русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Литература для учащихся
Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. — М., 2002.
Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. - М., 2002. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 2001.
Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М., 2001.
Литература для учителя
Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 2006.
Ладыженская Т.А. Риторика в школе и в жизни. – М., 2001.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 2002.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.
Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2004.
Интернет – ресурсы
Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП): Федеральный центр ИОР www.fcior.edu.ru
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru
Единое окно доступа к ОР window.edu.ru Техническое обеспечение образовательного процесса
Планируемые результаты освоения факультативного курса
Учащийся должен
знать/понимать:
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
участвовать в диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия.
Содержание факультативного курса
Учебно-тематический план
№ п\п | Раздел, подраздел | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма контроля |
1. | Сбор материала для письменного и устного высказывания | 5 | 2 | 3 | Практическая работа |
2. | Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании | 7 | 3 | 4 | Практическая работа |
3. | Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
4. | Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя | 6 | 1 | 5 | Семинар-практикум |
5. | Публичная защита реферата | 10 | 2 | 8 | Зачёт |
11 класс
Сбор материала для письменного и устного высказывания(5ч.)
Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли.
Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного).
Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, интернет – публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т.п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух. Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием интернет – ресурсов в процессе подбора материала по теме реферата (выступления).
Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации. Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения.
Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.
Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (7ч.)
Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана. Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения.
Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления.
Основная часть речевого высказывания. Подчиненность доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедукция, индукция, аналогия).
Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.
Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений. Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений.
Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста. Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические).
Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте. Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.
Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный), их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения.
Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (6 ч.)
Работа над точностью и правильностью речевого высказывания.Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфографический, орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, словарь и справочники по русскому правописанию.
Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов, языковых средств, наиболее подходящий в данной речевой ситуации.Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (6ч.)
Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание т.д.
Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.
Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.
Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Публичная защита реферата (10ч)
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида.
Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.
Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.
Тематическое планирование факультативного курса
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
| Сбор материала для письменного и устного высказывания(5ч.) | | |
1 | Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли. | | |
2 | Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей, осознание цели высказывания. | | |
3 | Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах. | | |
4 | Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы. | | |
5 | Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации. | | |
| Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании(7ч.) | | |
6 | Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. | | |
7 | Основная часть речевого высказывания. Логические формы и приёмы изложения. | | |
8 | Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов. | | |
9 | Заключение и основная мысль текста. Функции заключения, варианты заключений. | | |
10 | Смысловые части письменного текста и абзац. | | |
11 | Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте. | | |
12 | Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. | | |
| Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств(6ч.) | | |
13 | Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. | | |
14 | Языковая норма и её признаки. Орфоэпические и интонационные нормы. | | |
15 | Лексические и стилистические нормы. | | |
16 | Морфологические и синтаксические нормы. | | |
17 | Правописные нормы. Вариативность норм. | | |
18 | Нормативные словари современного русского языка и справочники. | | |
| Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя(6ч.) | | |
19 | Выразительность речи. | | |
20-21 | Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи. | | |
22 | Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя. | | |
23 | Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя. | | |
24 | Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. | | |
| Публичная защита реферата(10ч.) | | |
25 | Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. | | |
26 | Психологическая готовность к трудностям публичного выступления. | | |
27 | Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. | | |
28 | Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам. | | |
29 | Выразительность речи. | | |
30 | Успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата. | | |
31 | Защита рефератов. | | |
32 | Защита рефератов. | | |
33 | Защита рефератов. | | |
34 | Итоговое занятие. | | |