СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Искусство устной и письменной речи"(11 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  факультативного  курса  рассчитана  для  учащихся  11  класса. В  данной  программе  содержится  пояснительная  записка, содержание  курса, тематическое  планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Искусство устной и письменной речи"(11 класс)»

Пояснительная записка


Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 11 класса «Искусство устной и письменной речи» составлена на основе:

  • Федерального Закона №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» для учащихся 9-11 классов;

  • Образовательной программы, утверждённой директором МОУ Ундоровского лицея;

  • Авторской Программы факультативных, элективных курсов по русскому языку/ Под редакцией С.И. Львовой. В кн. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М.: Эксмо, 2007;

  • Устава МОУ Ундоровского лицея.


Цели и задачи:


- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Описание места факультативного курса


Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).









Общая характеристика факультативного курса

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными норма- ми русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения


Литература для учащихся

Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. — М., 2002.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. - М., 2002. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 2001.

Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М., 2001.

Литература для учителя

Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 2006.

Ладыженская Т.А. Риторика в школе и в жизни. – М., 2001.

Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 2002.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.

Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2004.

Интернет – ресурсы

Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП): Федеральный центр ИОР www.fcior.edu.ru

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

Единое окно доступа к ОР window.edu.ru Техническое обеспечение образовательного процесса


Планируемые результаты освоения факультативного курса

Учащийся должен

знать/понимать:


  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:


  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • участвовать в диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия.


Содержание факультативного курса

Учебно-тематический план

№ п\п

Раздел, подраздел

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма контроля

1.

Сбор материала для письменного и устного высказывания

5

2

3

Практическая работа

2.

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании

7

3

4

Практическая работа

3.

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств

6

2

4

Практическая работа

4.

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

6

1

5

Семинар-практикум

5.

Публичная защита реферата

10

2

8

Зачёт



11 класс

Сбор материала для письменного и устного высказывания(5ч.)

Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли.

Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного).

Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, интернет – публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т.п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух. Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием интернет – ресурсов в процессе подбора материала по теме реферата (выступления).

Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации. Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения.

Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.

Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.


Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (7ч.)

Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана. Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения.

Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления.

Основная часть речевого высказывания. Подчиненность доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедукция, индукция, аналогия).

Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.

Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений. Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений.

Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста. Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические).

Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте. Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.

Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный), их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения.

Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (6 ч.)

Работа над точностью и правильностью речевого высказывания.Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.

Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфографический, орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, словарь и справочники по русскому правописанию.

Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов, языковых средств, наиболее подходящий в данной речевой ситуации.Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (6ч.)

Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя.

Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание т.д.

Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.

Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.

Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.



Публичная защита реферата (10ч)

Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида.

Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.

Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.


Тематическое планирование факультативного курса


п/п

Тема урока

Дата

План

Факт


Сбор материала для письменного и устного высказывания(5ч.)



1

Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли.



2

Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей, осознание цели высказывания.



3

Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах.



4

Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.



5

Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.




Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании(7ч.)



6

Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления.



7

Основная часть речевого высказывания. Логические формы и приёмы изложения.



8

Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.



9

Заключение и основная мысль текста. Функции заключения, варианты заключений.



10

Смысловые части письменного текста и абзац.



11

Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте.



12

Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли.




Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств(6ч.)



13

Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию.



14

Языковая норма и её признаки. Орфоэпические и интонационные нормы.



15

Лексические и стилистические нормы.



16

Морфологические и синтаксические нормы.



17

Правописные нормы. Вариативность норм.



18

Нормативные словари современного русского языка и справочники.




Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя(6ч.)



19

Выразительность речи.



20-21

Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи.



22

Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.



23

Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.



24

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.




Публичная защита реферата(10ч.)



25

Психолого-физиологическая подготовка к выступлению.



26

Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.



27

Репетиция речи. Выработка уверенности в себе.



28

Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам.



29

Выразительность речи.



30

Успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.



31

Защита рефератов.



32

Защита рефератов.



33

Защита рефератов.



34

Итоговое занятие.