СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Коммуникация и правила социального поведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа будет полезна учителям коррекционной школы. Программный материал предназначен для обучающихся, имеющих выраженное нарушение интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Коммуникация и правила социального поведения"»

Пояснительная записка


Способность жить в обществе – это способность к взаимным отношениям, к взаимодействию. Люди с множеством проблем в интеллектуальном и физическом развитии являются такими же членами общества, как и все остальные. Для того, чтобы общество приняло такого человека, этот человек должен освоить определённые правила поведения в общественных местах: транспорте, магазине, поликлинике, в досуговых местах, смог бы обратиться с обычной просьбой, вопросом, как к знакомым, так и к незнакомым людям, а также за помощью в экстренных ситуациях. Обучение коммуникативным и социальным нормам и правилам поведения в 11 «А» классе осуществляется по программе коррекционных занятий коммуникации и правилам социального поведения.

Знание правил и норм поведения облегчает жизнь в обществе. Задача школы – подготовить учащихся с умеренной и тяжёлой степенью нарушения интеллекта к жизни среди людей. Обучение протекает более эффективно, если школьник на практике сталкивается с жизненными проблемами в обществе. Они вызывают большие трудности в приспособлении к самостоятельной практической жизни.

Программа предполагает, формирование эмоционально окрашенного отношения к общественному окружению путём развития и воспитания положительных эмоций и правильных взаимоотношений с людьми.

Цель предмета –

формирование предпосылок к овладению коммуникативными навыками и создание необходимых условий для социальной адаптации учащихся, а также духовно-нравственное воспитание личности в социуме.

Основными задачами являются:

  • Создание и расширение возможностей детей выражать свои мысли, желания всеми доступными средствами коммуникации;

  • Формирование уважительного отношения к семье, к родному городу, к России, её культуре, истории, современной жизни;

  • Формирование модели безопасного поведения в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях;

  • Формирование осмысленного восприятия доступной по содержанию информации;

  • Формирование умения сопровождать речью совершаемые действия.



Программа рассчитана на 105 часов в год, 3 часа в неделю.

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

27 часов

21 часа

30 часов

27 часов

105 часа





Примерное содержание программного материала

№ п/п

Наименование разделов программы

Кол-во часов

1.

«Здравствуй школа!»

1

2.

Правила безопасного поведения дома

4

3.

Ты на улице

7

4.

Общественные места

11

5.

Моя семья

4

6.

Правила дорожного движения

4

7.

Транспорт

6

8.

Ты в беде

11

9.

Культура поведения

12

10.

Общение и общество

6

11.

Правила дружбы

5

12.

Профессии

7

13.

Торговля

9

14.

Моя Москва

8

15.

Ты на отдыхе

10


Требования к уровню подготовки учащихся

Освоение курса «Коммуникация и правила социального поведения» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов образования, а именно:

  1. формирование в доступной форме чувства гордости за свою Родину, российский народ России;

  2. формирование в доступной форме уважительного отношения к истории и культуре других народов;

  3. овладение минимальными навыками адаптации в социуме;

  4. развитие в доступной форме мотивов учебной деятельности;

  5. привитие в доступной форме самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

  6. формирование эстетических чувств;

  7. развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей (маме, бабушке и одноклассникам;

  8. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  9. формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

11 класс условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся со средним уровнем подготовленности и низким уровнем.

1 уровень (средний):

В процессе усвоения материала по предмету учащиеся должны:

  • выражать свои мысли, желания средствами вербальной коммуникации;

  • участвовать в играх-драматизациях с помощью учителя и с опорой на наглядность;

  • называть своё имя, фамилию, имена членов семьи;

  • называть свой домашний адрес;

  • использовать навыки сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных коллективных делах класса и социальных ситуациях;

  • использовать знаково-символические средства пред­ставления информации;

  • умение работать с компьютером под контролем учителя для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • умение слушать собеседника и вести, в доступной форме, диалог;

  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

  • уметь соблюдать правила поведения во время экскурсий, поездок в общественном транспорте, в театре и т.п.

2-й уровень (низкий):

Учащиеся этой подгруппы способны:

  • понять заданный вопрос и с помощью педагога показать ответ на него;

  • выражать свои желания за счет усвоения доступных средств коммуникации;

  • участвовать в играх-драматизациях с помощью учителя и с опорой на наглядность;

  • называть своё имя, фамилию;

  • различать с помощью учителя, часто встречающиеся знаково-символические средства пред­ставления информации;

  • умение слушать собеседника;

  • умение соблюдать правила поведения во время экскурсий, поездок в общественном транспорте; в театре и т.п.

Календарно-тематическое планирование

1 четверть

3 ч. в нед. (27 часов)

№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

1.

«Здравствуй школа!» Правила поведения в школе.

1



Правила безопасного поведения дома

2.

Ты один дома.

1



3.

Важные вещи в доме.

1



4.

Опасность в доме.

1



5.

Когда я выхожу из дома.

1



Ты на улице

6.

Общение. Знакомство.

1



7.

Незнакомые люди.

1



8.

Передвижение по городу.

1



9.

Выход в город.

1



10.

Переход через дорогу.

1



11.

Выход в город.

1



12.

Если вы заблудились.

1



Общественные места

13.

Общественные места.

1



14.

Выход в город.

1



15.

Общественный туалет.

1



16.

Аптека.

1



17.

Посещение аптеки.

1



18.

Поликлиника.

1



19.

Телефонная и мобильная связь.

1



20.

Транспорт.

1



21.

Опасности в метро.

1



22.

Как просить помощи.

1



23.

Как помочь другим.

1



Моя семья

24.

Моя семья. Родословное древо моей семьи.

1



25.

Взаимоотношения в семье.

1



26.

Мои домашние обязанности.

1



27.

Забота о старых и больных родственниках в семье.

1









2 четверть

3 ч в нед.( 21 час )


№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

Правила дорожного движения

28.

Знаешь ли ты дорожные знаки?

1



29.

Светофор и пешеходный переход.

1



30.

Транспортные средства и номера машин.

1



31.

Инспектор ГИБДД. Регулировщик.

1



Транспорт

32.

Основные транспортные средства

1



33.

Пользование городским транспортом.

1



34.

Дорога до школы. Составление маршрута.

1



35.

Карта метро.

1



36.

Междугородний транспорт.

1



37.

Авто и Ж/Д Вокзал.

1



Ты в беде

38.

Пожарная безопасность.

1



39.

Правила безопасности при пользовании электробытовыми приборами.

1



40, 41

Город.

2



42.

Ты заблудился.

1



43, 44

Криминальные действия незнакомых людей.

2



45.

Находка. Как поступить?

1



46.

Полезные телефоны.

1



47.

Сюжетно-ролевая игра «Звонок в полицию».

1



48.

Мы и животные.

1




3 четверть

3 ч. в нед. ( 30 часов)

№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

Культура поведения

49, 50.

Правила хорошего тона.

2



51.

Мой внешний вид.

1



52.

Общественные места.

1



53.

Поведение в театре.

1



54.

Музей. Поведение в музее.

1



55.

Кинотеатр. Поведение в кинотеатре.

1



56.

Посещение массовых мероприятий. Меры предосторожности.

1



57, 58.

Культура поведения за столом.

2



59.

Ты идёшь в гости.

1



60.

Принимаем гостей.

1



Общение и общество

61.

Что такое вежливость?

1



62.

Культура нашей речи.

1



63, 64.

Телефонный разговор.

2



65.

Знакомство.

1



66.

Правила общения с незнакомцами.

1



Правила дружбы

67.

Что такое дружба?

1



68.

Дружба и деловое общение.

1



69.

Какой ты друг?

1



70, 71.

Отношения юношей и девушек.

2



Профессии

72.

Все профессии важны. Почему нужно трудиться?

1



73.

Основные профессии и их значение.

1



74.

Кем работают мои родители.

1



75.

Профессия полицейский.

1



76.

Профессия повар.

1



77.

Профессия врач.

1



78.

Профессия переплётчик.

1




4 четверть

3 ч. в нед. ( 27 часов)

№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

Торговля

79, 80.

Виды магазинов.

2



81.

Как "устроен" магазин?

1



82.

Самостоятельная покупка.

1



83.

Оплата товара. Деньги и пластиковая карта.

1



84.

Выбираем товар.

1



85.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

1



86.

Экскурсия в магазин.

1



87.

Практическое занятие. Покупка товаров в магазине.

1



Моя Москва.

88.

Москва - столица России.

1



89.

Главные улицы Москвы.

1



90.

Достопримечательности Москвы.

1



91.

Наш район. Мое место жительства.

1



92.

Прошлое Москвы.

1



93.

Москва – город-герой!

1



94.

Выход в город.

1



95.

Моя Москва. Какая она?

1



На отдыхе

96.

Делу время - потехе час!

1



97.

Отдыхаем на природе: правила поведения в лесу.

1



98.

Отдых на воде: купаемся и загораем.

1



99.

Я турист.

1



100, 101.

Путешествуем по России.

2



102.

Путешествуем за границей.

1



103.

Самолёт. Правила поведения.

1



104.

Культурный отдых.

1



105.

Посещение парка

1




Формы и средства контроля

Используются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Это: наблюдения, устный опрос. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи. По своему содержанию устные опросы могут быть либо однородными: только опросы, либо опросы с заданием; либо комбинированными - это зависит от цели работы, состава класса и объема проверяемого материала

Задания оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с двумя уровнями подготовки учащихся.

- Оценка «5» ставится, если все устные и практические задания выполнены практически самостоятельно и без ошибок.

- Оценка «4» ставится, если при выполнении задания допускаются 3-4 ошибки и требуется небольшая помощь учителя. Кроме того, хорошая оценка может быть поставлена учащемуся как стимулирующий фактор на третьем, низком уровне подготовленности при наличии большего количества ошибок. Здесь могут учитываться состояние и настроение ученика.

- Оценка «3» ставится, учащимся с системным недоразвитием речи при умеренной и тяжёлой умственной отсталости при выполнении задания при участии или совместно с учителем.





Литература:

  1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., Просвещение, 2006.

  2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелым и множественным нарушением развития). М., Просвещение, 2005.

  3. Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сборник № 1. 5-9 классы.

  4. Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью: обучение основным социальным навыкам/ под ред. Кравченко Р.И. – К., 2007