Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Коммуникация и правила социального поведения"»
Пояснительная записка
Способность жить в обществе – это способность к взаимным отношениям, к взаимодействию. Люди с множеством проблем в интеллектуальном и физическом развитии являются такими же членами общества, как и все остальные. Для того, чтобы общество приняло такого человека, этот человек должен освоить определённые правила поведения в общественных местах: транспорте, магазине, поликлинике, в досуговых местах, смог бы обратиться с обычной просьбой, вопросом, как к знакомым, так и к незнакомым людям, а также за помощью в экстренных ситуациях. Обучение коммуникативным и социальным нормам и правилам поведения в 11 «А» классе осуществляется по программе коррекционных занятий коммуникации и правилам социального поведения.
Знание правил и норм поведения облегчает жизнь в обществе. Задача школы – подготовить учащихся с умеренной и тяжёлой степенью нарушения интеллекта к жизни среди людей. Обучение протекает более эффективно, если школьник на практике сталкивается с жизненными проблемами в обществе. Они вызывают большие трудности в приспособлении к самостоятельной практической жизни.
Программа предполагает, формирование эмоционально окрашенного отношения к общественному окружению путём развития и воспитания положительных эмоций и правильных взаимоотношений с людьми.
Цель предмета –
формирование предпосылок к овладению коммуникативными навыками и создание необходимых условий для социальной адаптации учащихся, а также духовно-нравственное воспитание личности в социуме.
Основными задачами являются:
Создание и расширение возможностей детей выражать свои мысли, желания всеми доступными средствами коммуникации;
Формирование уважительного отношения к семье, к родному городу, к России, её культуре, истории, современной жизни;
Формирование модели безопасного поведения в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях;
Формирование осмысленного восприятия доступной по содержанию информации;
Формирование умения сопровождать речью совершаемые действия.
Программа рассчитана на 105 часов в год, 3 часа в неделю.
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
27 часов | 21 часа | 30 часов | 27 часов | 105 часа |
Примерное содержание программного материала
№ п/п | Наименование разделов программы | Кол-во часов |
1. | «Здравствуй школа!» | 1 |
2. | Правила безопасного поведения дома | 4 |
3. | Ты на улице | 7 |
4. | Общественные места | 11 |
5. | Моя семья | 4 |
6. | Правила дорожного движения | 4 |
7. | Транспорт | 6 |
8. | Ты в беде | 11 |
9. | Культура поведения | 12 |
10. | Общение и общество | 6 |
11. | Правила дружбы | 5 |
12. | Профессии | 7 |
13. | Торговля | 9 |
14. | Моя Москва | 8 |
15. | Ты на отдыхе | 10 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Освоение курса «Коммуникация и правила социального поведения» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов образования, а именно:
формирование в доступной форме чувства гордости за свою Родину, российский народ России;
формирование в доступной форме уважительного отношения к истории и культуре других народов;
овладение минимальными навыками адаптации в социуме;
развитие в доступной форме мотивов учебной деятельности;
привитие в доступной форме самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
формирование эстетических чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (маме, бабушке и одноклассникам;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
11 класс условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся со средним уровнем подготовленности и низким уровнем.
1 уровень (средний):
В процессе усвоения материала по предмету учащиеся должны:
выражать свои мысли, желания средствами вербальной коммуникации;
участвовать в играх-драматизациях с помощью учителя и с опорой на наглядность;
называть своё имя, фамилию, имена членов семьи;
называть свой домашний адрес;
использовать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных коллективных делах класса и социальных ситуациях;
использовать знаково-символические средства представления информации;
умение работать с компьютером под контролем учителя для решения коммуникативных и познавательных задач;
умение слушать собеседника и вести, в доступной форме, диалог;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
уметь соблюдать правила поведения во время экскурсий, поездок в общественном транспорте, в театре и т.п.
2-й уровень (низкий):
Учащиеся этой подгруппы способны:
понять заданный вопрос и с помощью педагога показать ответ на него;
выражать свои желания за счет усвоения доступных средств коммуникации;
участвовать в играх-драматизациях с помощью учителя и с опорой на наглядность;
называть своё имя, фамилию;
различать с помощью учителя, часто встречающиеся знаково-символические средства представления информации;
умение слушать собеседника;
умение соблюдать правила поведения во время экскурсий, поездок в общественном транспорте; в театре и т.п.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
3 ч. в нед. (27 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1. | «Здравствуй школа!» Правила поведения в школе. | 1 | | |
Правила безопасного поведения дома |
2. | Ты один дома. | 1 | | |
3. | Важные вещи в доме. | 1 | | |
4. | Опасность в доме. | 1 | | |
5. | Когда я выхожу из дома. | 1 | | |
Ты на улице |
6. | Общение. Знакомство. | 1 | | |
7. | Незнакомые люди. | 1 | | |
8. | Передвижение по городу. | 1 | | |
9. | Выход в город. | 1 | | |
10. | Переход через дорогу. | 1 | | |
11. | Выход в город. | 1 | | |
12. | Если вы заблудились. | 1 | | |
Общественные места |
13. | Общественные места. | 1 | | |
14. | Выход в город. | 1 | | |
15. | Общественный туалет. | 1 | | |
16. | Аптека. | 1 | | |
17. | Посещение аптеки. | 1 | | |
18. | Поликлиника. | 1 | | |
19. | Телефонная и мобильная связь. | 1 | | |
20. | Транспорт. | 1 | | |
21. | Опасности в метро. | 1 | | |
22. | Как просить помощи. | 1 | | |
23. | Как помочь другим. | 1 | | |
Моя семья |
24. | Моя семья. Родословное древо моей семьи. | 1 | | |
25. | Взаимоотношения в семье. | 1 | | |
26. | Мои домашние обязанности. | 1 | | |
27. | Забота о старых и больных родственниках в семье. | 1 | | |
| | | | |
2 четверть
3 ч в нед.( 21 час )
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Правила дорожного движения |
28. | Знаешь ли ты дорожные знаки? | 1 | | |
29. | Светофор и пешеходный переход. | 1 | | |
30. | Транспортные средства и номера машин. | 1 | | |
31. | Инспектор ГИБДД. Регулировщик. | 1 | | |
Транспорт |
32. | Основные транспортные средства | 1 | | |
33. | Пользование городским транспортом. | 1 | | |
34. | Дорога до школы. Составление маршрута. | 1 | | |
35. | Карта метро. | 1 | | |
36. | Междугородний транспорт. | 1 | | |
37. | Авто и Ж/Д Вокзал. | 1 | | |
Ты в беде |
38. | Пожарная безопасность. | 1 | | |
39. | Правила безопасности при пользовании электробытовыми приборами. | 1 | | |
40, 41 | Город. | 2 | | |
42. | Ты заблудился. | 1 | | |
43, 44 | Криминальные действия незнакомых людей. | 2 | | |
45. | Находка. Как поступить? | 1 | | |
46. | Полезные телефоны. | 1 | | |
47. | Сюжетно-ролевая игра «Звонок в полицию». | 1 | | |
48. | Мы и животные. | 1 | | |
3 четверть
3 ч. в нед. ( 30 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Культура поведения |
49, 50. | Правила хорошего тона. | 2 | | |
51. | Мой внешний вид. | 1 | | |
52. | Общественные места. | 1 | | |
53. | Поведение в театре. | 1 | | |
54. | Музей. Поведение в музее. | 1 | | |
55. | Кинотеатр. Поведение в кинотеатре. | 1 | | |
56. | Посещение массовых мероприятий. Меры предосторожности. | 1 | | |
57, 58. | Культура поведения за столом. | 2 | | |
59. | Ты идёшь в гости. | 1 | | |
60. | Принимаем гостей. | 1 | | |
Общение и общество |
61. | Что такое вежливость? | 1 | | |
62. | Культура нашей речи. | 1 | | |
63, 64. | Телефонный разговор. | 2 | | |
65. | Знакомство. | 1 | | |
66. | Правила общения с незнакомцами. | 1 | | |
Правила дружбы |
67. | Что такое дружба? | 1 | | |
68. | Дружба и деловое общение. | 1 | | |
69. | Какой ты друг? | 1 | | |
70, 71. | Отношения юношей и девушек. | 2 | | |
Профессии |
72. | Все профессии важны. Почему нужно трудиться? | 1 | | |
73. | Основные профессии и их значение. | 1 | | |
74. | Кем работают мои родители. | 1 | | |
75. | Профессия полицейский. | 1 | | |
76. | Профессия повар. | 1 | | |
77. | Профессия врач. | 1 | | |
78. | Профессия переплётчик. | 1 | | |
4 четверть
3 ч. в нед. ( 27 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Торговля |
79, 80. | Виды магазинов. | 2 | | |
81. | Как "устроен" магазин? | 1 | | |
82. | Самостоятельная покупка. | 1 | | |
83. | Оплата товара. Деньги и пластиковая карта. | 1 | | |
84. | Выбираем товар. | 1 | | |
85. | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | 1 | | |
86. | Экскурсия в магазин. | 1 | | |
87. | Практическое занятие. Покупка товаров в магазине. | 1 | | |
Моя Москва. |
88. | Москва - столица России. | 1 | | |
89. | Главные улицы Москвы. | 1 | | |
90. | Достопримечательности Москвы. | 1 | | |
91. | Наш район. Мое место жительства. | 1 | | |
92. | Прошлое Москвы. | 1 | | |
93. | Москва – город-герой! | 1 | | |
94. | Выход в город. | 1 | | |
95. | Моя Москва. Какая она? | 1 | | |
На отдыхе |
96. | Делу время - потехе час! | 1 | | |
97. | Отдыхаем на природе: правила поведения в лесу. | 1 | | |
98. | Отдых на воде: купаемся и загораем. | 1 | | |
99. | Я турист. | 1 | | |
100, 101. | Путешествуем по России. | 2 | | |
102. | Путешествуем за границей. | 1 | | |
103. | Самолёт. Правила поведения. | 1 | | |
104. | Культурный отдых. | 1 | | |
105. | Посещение парка | 1 | | |
Формы и средства контроля
Используются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Это: наблюдения, устный опрос. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи. По своему содержанию устные опросы могут быть либо однородными: только опросы, либо опросы с заданием; либо комбинированными - это зависит от цели работы, состава класса и объема проверяемого материала
Задания оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с двумя уровнями подготовки учащихся.
- Оценка «5» ставится, если все устные и практические задания выполнены практически самостоятельно и без ошибок.
- Оценка «4» ставится, если при выполнении задания допускаются 3-4 ошибки и требуется небольшая помощь учителя. Кроме того, хорошая оценка может быть поставлена учащемуся как стимулирующий фактор на третьем, низком уровне подготовленности при наличии большего количества ошибок. Здесь могут учитываться состояние и настроение ученика.
- Оценка «3» ставится, учащимся с системным недоразвитием речи при умеренной и тяжёлой умственной отсталости при выполнении задания при участии или совместно с учителем.
Литература:
Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., Просвещение, 2006.
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелым и множественным нарушением развития). М., Просвещение, 2005.
Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сборник № 1. 5-9 классы.
Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью: обучение основным социальным навыкам/ под ред. Кравченко Р.И. – К., 2007