СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Теория и практика сочинений разных жанров» (Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова) 8- 9 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс по русскому языку для 8- 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Теория и практика сочинений разных жанров» (Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова) 8- 9 классы»


 

  

ГБОУ СОШ с. Черный Ключ муниципального района Клявлинский

Самарской области



«Утверждаю»

Директор школы ___________________

«___»______________________20_г

.


Рабочая программа

факультативного курса

по русскому языку

«Теория и практика

сочинений разных жанров»

(Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова)




8- 9 классы







Разработчик:

учитель русского языка и

литературы

Якушкина Н.В.



Принята на методическом

совете

Протокол № __ от

«____»_____________20





2017г.




Содержание рабочей программы


1. Пояснительная записка.

2.1. Программа.

2.2. Требования к уровню подготовки учащихся.

3. Тематическое планирование.

4. Перечень учебно- методических средств обучения

.


1. Пояснительная записка.

Программа факультативного курса «Теория и практика сочинений разных жанров», рассчитанная на учащихся 8 – 9 классов, отвечает широким образовательно-воспитательным задачам нашей школы. Она вооружает участников умением правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме. Кроме того, курс «Теория и практика сочинений разных жанров» способствует развитию интереса к литературному творчеству, а у некоторых обучающихся — развитию их литературно-творческих способностей, особенно если что программа предусматривает знакомство школьников с тем, как писатели работают над своими произведениями, с элементами теории и техникой сочинительства.

Особенность содержания факультативного курса «Теория и практика сочинений разных жанров» состоит в том, что этот курс не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные таких филологических дисциплин и чисто прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи и некоторые другие.

Программа по факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» основывается на тех же принципах, что и программа для классных занятий. И в той, и в другой программе обозначен круг умений, которые необходимо формировать в определенной системе, чтобы научить школьников излагать свои мысли в связной форме.

Чем же в таком случае отличается по своему содержанию программа факультативного курса «Теория и практика сочинений разных жанров»?

При отборе материала для нее учитывалось, что любой факультативный курс по русскому языку в конечном итоге должен повышать уровень языкового (речевого) развития учащихся. Следовательно, в программу факультативного курса должен быть в первую очередь включен материал, в наибольшей мере способствующий решению этой задачи. Отсюда усиленное внимание в программе факультатива к вопросам теории, в частности к сведениям, относящимся к построению связного целого различных жанров. Это направление нашло отражение в названии данного факультативного курса.

В программу факультатива включены и новые (сравнительно с обязательной программой по развитию речи) вопросы (такие, например, как «Литературные заготовки» «Цитирование») и вопросы, предполагающие рассмотрение материала, знакомого какой-то мере, но в иных связях, в ином аспекте, с целью расширения и углубления знаний учащихся. Новый подход к изученному отражен в названиях тем занятий и в формулировках программы. Так, например, иной аспект рассмотрения понятий «тема» и «основная мысль» сочинения отражен, на наш взгляд, в формулировке «Тема и основная мысль сочинения». Формулировки подобного типа предполагают рассмотрение названных понятий в их взаимосвязи, то есть на более высоком уровне, чем в 5 – 6 классах, когда ученики знакомятся с каждым из них впервые (см. аналогичные формулировки и в других разделах программы факультативного курса). Вместе с тем в программу факультатива включены вопросы, связанные с формированием у учащихся определенных умений в области развития речи. При отборе этого материала для программы факультатива мы исходили из того, что вторая, не менее важная задача курса – «развивать в детях дар слова»(по выражению К. Д. Ушинского).

Собственно, все (или почти все) указанные в программе факультатива вопросы имеют практическую направленность. В этом его специфика. И хотя некоторые вопросы факультативной программы в какой-то мере совпадают с вопросами обязательной программы (например, собирание и систематизация материала к сочинению, совершенствование написанного), включение их в программу факультативных занятий оправдано. Для развития навыков связной речи необходимы практика, тренировка, упражнения; языковое (речевое) чутье как опредёленного рода способность тоже развивается в деятельности. На уроке зачастую не хватает времени для тренировки учащихся в связных письменных и особенно устных высказываниях. Факультативные занятия в значительно большей степени предоставляют учащимся такую возможность и ее необходимо использовать для совершенствования их речи.

На факультативах предлагается использовать следующие методы и приёмы работы:

1) проблемное изложение руководителем факультатива (в форме лекции или беседы) теоретического материала, в частности таких, например, вопросов, как «Портретный очерк», «Литературные заготовки» и др.;

2) самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных перед ними различного рода задач, в том числе и проблемного характера. Например, ставятся задачи определить сходство и различие в подходе к описываемому предмету у разных авторов; сопоставить наброски к главе произведения и ее окончательный вариант и объяснить те изменения, которые внес автор в главу, и т. д.

3) совершенствования рукописи (обычно ученического сочинения) с определенной точки зрения (например, с точки зрения раскрытия в сочинении основной мысли или его построения).

При этом используется коллективное редактирование (тогда для всех предлагается один текст) или самостоятельное редактирование (участники факультатива получают разные по содержанию, но аналогичные по недочетам тексты);

4) рецензирование, в том числе и взаимное рецензирование (устное и письменное), выполненных участниками факультатива работ;

5) сообщения учащихся как результат проведенных наблюдений над произведением писателя и анализа прочитанной по определенному вопросу литературы. Так, например, ученики проводят специальные наблюдения и выступают с сообщениями о том, как в процессе работы над рукописью писатель совершенствует язык произведения, как иногда меняется замысел художника, что и как фиксируют писатели в своих записных книжках и т. д. На основе прочитанной литературы ученики выступают с сообщениями: «Писатели о работе над рукописью» и т. п.;

6) устные высказывания различного характера, например устные рассказы, отзывы, рецензии, доклады.

Факультативные занятия дают возможность уделить большое внимание развитию связной устной речи детей. Многие из указанных приемов и видов работ используются в классе, но на факультативных занятиях (и в том их особенность) они занимают значительно большее место.


2.1. Содержание программы

Учебно-тематическое планирование

(68 часов).


  1. Тема и основная мысль сочинения. (5 ч.)

  2. Собирание и систематизация материала к сочинению. (12 ч.)

  3. Совершенствование написанного. (7 ч.)

  4. Отзыв и рецензия. (12 ч.)

  5. Описание. (6 ч.)

  6. Очерк. (2 ч.)

  7. Рассуждение. (13 ч.)

  8. Рассказ. (9 ч.)

  9. Итоговое занятие. (2 ч.)


2.2 Требования к уровню подготовки учащихся.


Учащиеся должны уметь:

  • собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определённую тему, с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

  • создавать тексты разных типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;

  • совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочёты и исправлять их;

  • адекватно воспринимать устную и письменную речь;

  • пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст;

  • правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, грамотно строить предложения разных структур и уместно их применять в речи.


3. Тематическое планирование.

Тема программы

Тема занятия

Кол-во часов

Новый материал

Повторение программы

Речевая практика

Тема и основная мысль сочинения

Значение факультативного курса, его задачи

Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания

2

Основная мысль ученического высказывания и идейно-тематическое содержание литературного произведения

Тема, название, основная мысль и план высказывания. Способы раскрытия основной мысли

Сборник тем и эпиграфов сочинений


Сочинения на основе летних впечатлений Основная мысль ученического высказывания и идейно-тематическое содержание литературного произведения.

2



Выпуск бюллетеня на тему «Как мы работали и отдыхали» и др.


Школьный бюллетень

1




Собрание и систематизация материала к сочинению

Тезисы и конспект, их отличие от плана

3

Тезисы и конспект как разновидности сжатого изложения

Оформление плана. Основная мысль высказывания

Составление тезисов устного высказывания на тему «Для чего нужно уметь конспектировать и тезировать». Сборник тезисов и конспектов


Доклад

1

Особенности доклада. Подготовка к нему

Отбор материала к высказыванию. План и систематизация материала

Доклады учащихся на литературные темы.


Цитирование

2

Назначение цитат

Способы передачи чужого высказывания в письменной речи

Устное сообщение на тему «Анализ устного высказывания» (такого-то лица)


Сочинение на литературную тему

1


-

Выборка материала на карточки. Основная мысль высказывания, его план

Составление плана сочинения на тему «Что вызвало в душе Гринева «сильное и благое потрясение»?


Литературные заготовки

1

Записные книжки как форма литературных заготовок. Их значение

Собирание материала к сочинению по личным наблюдениям





Репортаж

2

Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности

Собирание материала. Описание по наблюдениям

Подготовка бюллетеня (выставки) «Мы пишем репортажи и интервью»


Интервью

1

Интервью как разновидность газетных жанров





Сочинение на свободную тему

1



-

Тема и основная мысль высказывания. Фиксация материала и его систематизация

Сочинение на тему «Если бы мне предложили писать, о чём я хочу…»

Сборник (альманах) сочинений на свободную тему

Совершенствование написанного

Совершенствование написанного

3

Работа мастеров слова над рукописью

Приёмы правки написанного



Библиография. Аннотация

4

Библиографическое описание книг в аннотации. Разновидности аннотаций

Требования к оформлению сочинений. Умение сжато излагать содержание прочитанного

Составление рекомендательных списков литературы и аннотации на книги. Выпуск бюллетеня «Рекомендуем прочесть!»

Отзыв и рецензия

Отзыв как разновидность ученических сочинений

2

Особенности сочинения-отзыва

Отзыв о сочинении товарища, о прочитанном. Аннотация

Отзыв на рассказ В. Драгунского «Что любит Мишка». Сборник отзывов


Особенности сочинений-рецензий

2

Отличие рецензии от отзыва и аннотации

Аннотация. Отзыв. Отличие композиционной схемы от плана

Рассуждение на тему «Почему данное сочинение можно считать рецензией?»


Сочинение-рецензия на рассказ

5

Особенности рецензии

Построение рассказа. Его особенности

Сочинение-рецензия на рассказ. Сборник рецензий


Отзыв о кинофильме

3

Особенности отзывов о кинофильме

Особенности отзыва

Отзыв о кинофильме. Сборник отзывов и рецензий на теле- и кинофильмы

Описание

Описание местности

4

Особенности публицистического описания местности

Описание деловое и художественное

Подготовка альбома (фотоальбома) «Наше село, край и т.д.)»


Путевые заметки

2

Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров

Описание природы, внешности человека, обстановки и т.д.

Подготовка альбома (фотоальбома, бюллетеня) на тему «По родному краю», «С фотоаппаратом по родному краю»

Очерк

Портретный очерк

2

Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров

Описание внешности, характеристика героев, оформление диалога, особенности повествований

Подготовка сборника (бюллетеня) «Люди, которым хочется подражать»

Рассуждение

Сравнительная характеристика

8

Способы построения сравнительной характеристики

Характеристика литературных героев. Описание внешности. Особенности сочинений-рассуждений

Сочинение на тему «Два товарища (друга, приятеля)»


Рассуждение проблемного характера

3

Особенности этой разновидности рассуждений

Рассуждение, которое требует раскрытия понятий

Сочинение на тему «Каким должен быть человек нового века»


Статья в газету

2

Особенности статьи как одного из газетных жанров

Особенности публицистического стиля. Рассуждение

Подготовка бюллетеня на основе написанных учащимися сочинений (статей)

Рассказ

Рассказ с необычным построением

3

Композиционные особенности некоторых рассказов

Композиция рассказа

Подготовка выставки «Они сражались за Родину»


Юмористический рассказ

2

Смешное в юмористических рассказах

Композиция рассказа

Подготовка сборника (бюллетеня, выставки) «Весёлые истории»


Фельетон

2

Особенности фельетона как одного из разновидностей газетных жанров




Устный рассказ




2

Особенности устных рассказов

Особенности устных высказываний

Конкурс на лучший устный рассказ или вечер устных рассказов

Итоговое занятие



2



Презентация собранного и наработанного материала.








4. Перечень учебно- методических средств обучения

 

Программа  

Программа средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы/  - М.: Просвещение, 1990 год 

 

 Методические пособия  для учителя 

Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С.     Зепалова). – М., 1990        . 

Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990. 

Гринина- Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. – М., 1977. 

Розенталь справочник по правописанию и литературной правке. – М., Айрис-пресс, 2003 

Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., Айрис-пресс, 2003. 

Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему. – М., Просвещение, 1986. 

Словари и справочники 

 

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.. 1975. 

Горбачевич К.С. Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. -Л 1979. 

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. 

 Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1989. 

Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 1987. 

Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1983. 

Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы./ Под редакцией Р.А. Аванесова. - М., 1985. 

Одинцов В. В, и др. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1989. 

Панов Б. Т. Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1985. 

Розенталь Д. Э. Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1985. 

Словарь русского языка в 4–х томах. – М., 1984. 

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1984. 

Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1975. 

Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984. 

 

 

4. 

 

Интернет-ресурсы  

 -  http://festival.1september.ru  

[email protected] 

- http://www.schoolpress.ru 

- www.gramota.ru 

- http://slova.ndo.ru 

- http://www.ruscorpora.ru 

- http://spravka.gramota.ru 

-http://www.philology.ru 

-http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm 

        http://www.fipi.ru/ 

-http://vot-zadachka.ru/#top 

-http://www.ege.edu.ru/ 

-http://slovar.lib.ru/ 

-http://www.philology.ru/default.htm 

-http://www.school.edu.ru/default.asp 

-http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm 

 http://www.uroki.net/index.htm- -http://www.openclass.ru/ 

          http://www.youtube.com/watch?v=NGwFkI7qC5w  

    

7. 

Литература для учащихся 

 

Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С.     Зепалова. – М., 1990  

Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: «Просвещение», 2001г. 

Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. Р.Я.Ш. 2001 №2. 

Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе.9-11 кл. М.: «Дрофа», 2002г. 

Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия. Р.Я.Ш. 1998 №1 

  

 

15