Рабочая программа
факультатива «Вокруг тебя мир»
7 класс
Программу составила: Мартынова А.И.
Учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Настоящая программа по факультативному курсу «Вокруг тебя - мир» по литературе для 7 класса подготовлена Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста. Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами дополнительных занятий в соответствии с целями изучения литературы на основных занятиях в рамках программы по литературе.
Программный материал курса «Вокруг тебя мир» для 7 класса подобран авторами таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, написанные в разные времена людьми разных национальностей, которых всегда объединяло стремление разобраться в сложностях большого разноголосого мира.
Особенностью программы для 7 класса является то, что в нее включены такие литературные произведения, в которых решается проблема, связанная с теми людьми, которые не участвуют в вооруженных конфликтах и, тем не менее, могут стать его жертвой. Также важно заметить и то, что художественные произведения по данной программе позволяют учащимся размышлять о последствиях вооруженного конфликта для мирных людей, дают возможность узнать, какую защиту предоставляет международное гуманитарное право гражданскому населению, и дадут возможность грамотно, с гуманистической точки зрения, оценивать то, что происходит вокруг нас, в окружающем мире.
Цель факультатива:
- дать возможность учащимся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы с позиций этических норм Международного гуманитарного права и оценивать события в мире с гуманистической точки зрения.
Задачи:
-обучать учащихся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным;
- дать возможность учащимся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях;
- обучать учащихся работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, созданием иллюстраций к изучаемым произведениями т.д.
-развивать умения учащихся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком.
- способствовать овладению учащихся культурологической и языковой компетенцией
-расширять круг чтения семиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текст.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
— знание изученных текстов;
— овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).
Метапредметные результаты:
— расширение круга приемов составления разных типов плана;
— использование различных типов пересказа;
— расширение круга приемов структурирования материала;
— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
Личностные результаты:
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
— умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы.
-осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.
Содержание предмета
Проблематика пособия. Значение щадящего отношения к тем, кто не принимает участия в конфликте (в том числе вооруженном), необходимость их защиты: такие люди уязвимы, беззащитны, и последствия вооруженного конфликта для них могут оказаться очень тяжелыми.
Дополнительная информация исторического и правового характера. Основные нормы, касающиеся ситуаций вооруженного конфликта: по защите гражданского населения и детей как особо уязвимой его части (IV Женевская конвенция); по защите медицинского персонала, не участвующего в военных действиях и оказывающего медицинскую помощь без всякой дискриминации жертвам вооруженного конфликта; сведения из истории Российского общества Красного Креста.
Вводимые понятия: уязвимость, последствия конфликта, защита, норма международного права, гражданское население, медицинский персонал.
Произведения, наиболее важные для понимания специфики курса: В. Катаев «На даче», В. Конецкий «Тамара» (из повести «Кто смотрит на облака»), М, Шолохов «Судьба человека» (фрагмент), С. Алексиевич «Последние свидетели» (фрагмент), С, Сергеев-Ценский «Первая русская сестра»: итоговая беседа.
Введение. От авторов.
Авторы о программе «Вокруг тебя – мир», о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Знакомство с целями и задачами курса «Вокруг тебя – мир».
О тех, кто не участвует.
Всеволод Гаршин. Рассказ «Сигнал». Главные герои рассказа и их поступки. Исследование поступков героев. Обучение письменному развернутому ответу на заданный вопрос.
Валентин Катаев. Рассказ «На даче». Военная тематика рассказа. Работа над эпизодами. Изучение военной лексики.
Эхо войны.
Борис Екимов. Рассказ «Ночь исцеления». Тема произведения. Проблемы, поднятые в рассказе. Лексическая работа. Творческая работа «Связь названия раздела с проблематикой рассказа».
Виктор Конецкий. Рассказ «Тамара». Тема рассказа – жизнь и смерть. Работа над ролью монолога в художественном произведении. Мирное население в ситуации вооруженного конфликта.
Самые уязвимые.
Михаил Шолохов «Судьба человека» (фрагмент рассказа) Дети и взрослые на дорогах войны и в послевоенное время. Маленький герой на большой войне. Роль образа Ванюшки в рассказе. Словарная работа с разговорной и диалектной лексикой.
Под знаком Красного Креста.
Михаил Булгаков. Рассказ «Стальное горло». Образ рассказчика. Смысл названия рассказа. Историческая основа рассказа. Лексическая работа с медицинской терминологией.
Иван Тургенев. Миниатюра «Памяти Ю.П.Вревской». Ю.П.Вревская - сестра милосердия. Жизненный выбор Юлии Вревской – спасение жизни, облегчение страданий раненых.
Сергей Сергеев-Ценский. Рассказ «Первая русская сестра». Главная героиня рассказа – первая русская сестра милосердия. Работа с термином «медицинский персонал».
Дополнительный исторический материал. «Об организации медицинской помощи в России». Знакомство с историей организации помощи раненым в России, начиная с 17 века, кончая сегодняшним временем.
По принципу гуманности.
Михаил Пришвин. Рассказ «Голубая стрела». Рассказчик и война. Организация помощи раненым. Смысл названия рассказа.
Анна Ахматова. Стихотворение «Памяти Вали». Образ лирического героя в стихотворении. Дети во время войны. Лексический и синтаксический анализ текста.
Василий Быков. Рассказ «Крутой берег реки». Портретная характеристика героя. Изменение этой характеристики в ходе развития действия рассказа. Роль диалога в раскрытии проблематики рассказа. Лексическая работа с разговорной и диалектной лексикой.
Евгений Носов. Рассказ «Белый Гусь». Образ рассказчика. Главный герой рассказа – Белый Гусь. Спасение жизни других ценой собственной жизни - главная идея рассказа. Художественное описание главного героя (Белого Гуся) рассказа и грозы. Лексическая работа с художественными изобразительными средствами
В том числе творческие работы:
1. О тех, кто не участвует -1
2. Эхо войны
3. Самые уязвимые
4. Под знаком Красного Креста
5. По принципу гуманности
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1. | Введение. | 1ч |
| О тех, кто не участвует. | 5ч |
2. | Эхо войны | 6ч |
3 | Самые уязвимые. | 4ч |
4 | Под знаком Красного Креста (7 ч) | 7ч |
5 | По принципу гуманности (9 ч) | 9ч |
6 | Р/Р. Творческая работа: сходство и различие двух текстов. | 1ч |
7 | Р/Р. Сочинение –рассуждение. | 1ч |
Итого: 34 часа. |