АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 92
РАССМОТРЕНА На заседании ШМО Руководитель ___________ Протокол № ___ «__» _____________ 2016 г.
РАССМОТРЕНА На заседании ШМС Протокол № _____ «____» _________2016 г. | СОГЛАСОВАНА Зам. директора по УВР ___________Шеменева Т.И. «__» _____________ 2016 г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ СОШ №92 ____________ Пыхова Н.В. Приказ по школе № _____ «__» ___________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ
«В ГОСТЯХ У ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ»
для 10 классов
2016-2017 учебный год
Составитель: ЧУРИЛИНА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
учитель химии, кандидат химических наук
ВОРОНЕЖ
2016 г
Пояснительная записка
Органическая химия представляет собой обширный и самостоятельный раздел химической науки. Она изучает органические вещества, их строение и закономерности протекания реакций с участием органических соединений. Органические соединения очень важны потому, что жизнь на Земле связана с их возникновением и превращениями. В любом живом организме протекает миллионы химических реакций, обеспечивающих процессы дыхания, пищеварения, размножения, функционирования каждой клетки, органа или ткани. Однако в соответствии с базисным учебным планом полной средней школы на изучение органической химии выделяется всего 34 часа. Поэтому в содержании курса химии в 10 классе представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие сведения. Так что введение данного курса предусматривает расширение курса по органической химии и предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 17 часов.
Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с основным курсом органической химии, развёртывается во времени параллельном ему. Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал факультатива с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету.
Цель курса: расширение, углубление знаний учащихся об органических веществах и развитие интереса к изучению органической химии.
Задачи курса:
раскрыть более подробно содержание предмета органической химии;
показать практическое значение органических веществ для человека;
научить применять полученные знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека.
раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических проблем
способствовать развитию способности к самостоятельной работе.
Программа факультативного курса отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и содержанию основных программ курса химии средней (полной) школы. Курс совместим с программой и учебно-методическим комплектом группы авторов под руководством О.С.Габриеляна.
В факультативном курсе более подробно рассматриваются химические свойства основных классов органических соединений, способы их получения и применение, расширены сведения об изомерии и номенклатуре. Особое внимание уделено вопросам генетической связи веществ, поскольку генетические цепочки превращений органических соединений обязательны в материалах ЕГЭ (часть С). Для их выполнения необходимо знать основные классы органических соединений, их классификацию, номенклатуру, способы получения веществ и их химические свойства, механизмы реакций. К сожалению времени урока порой недостаточно для того, чтобы выполнять подобные задания. Цепочки превращений – это оптимальный способ проверки большого объема знаний практически по всем разделам органической химии.
Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием. Программа рассчитана на обучающихся разного уровня подготовленности по химии.
Содержание курса
Тема 1. Теоретические основы органической химии (5 ч).
Теория строения органических соединений. Взаимное влияние атомов в молекулах. Классификация и номенклатура органических соединений. Изомерия, ее виды. Классификация органических реакций.
Тема 2. Углеводороды и их производные (6 час).
Характерные химические свойства углеводородов, кислородсодержащих органических веществ (спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров). Цепочки превращений на взаимосвязь между изученными классами соединений. Генетическая связь между органическими и неорганическими веществами.
Тема 3. Органическая химия в расчетных задачах (4 час).
Решение задач по определению молекулярной формулы вещества по массовым долям образующихся элементов; определение молекулярной формулы вещества с использованием плотности или относительной плотности газов; определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания; по химическим уравнениям.
Тема 4. Решение заданий в формате ЕГЭ (2 час).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол- во часов | Дата провед. |
-
| Теория строения органических соединений. Взаимное влияние атомов в молекулах | 1 ч | |
-
| Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) | 1 ч | |
-
| Изомерия органических соединений, её виды. | 1 ч | |
-
| Урок-упражнение по отработке навыков составления формул изомеров, гомологов и их названий. | 1 ч | |
-
| Классификация органических реакций. | 1 ч | |
-
| Характерные химические свойства углеводородов. | 1 ч | |
-
| Решение задач по определению молекулярной формулы вещества по массовым долям образующихся элементов. | 2 ч | |
-
| Определение молекулярной формулы вещества с использованием плотности или относительной плотности газов. | 1 ч | |
-
| Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания. | 1 ч | |
-
| Решение цепочек превращений между разными классами углеводородов. | 1 ч | |
-
| | 1 ч | |
-
| | 1 ч | |
-
| | 1 ч | |
-
| | 1 ч | |
-
| Решение тренировочных заданий по органической химии из вариантов ЕГЭ | 2 ч | |
| Итого часов | 17 | |
Ожидаемые результаты
По окончании курса учащиеся должны знать:
классификацию органических соединений;
общие химические свойства гомологических рядов в зависимости от строения;
практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения;
способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.
Уметь:
устанавливать структурно-логические связи между всеми классами органических веществ;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
составлять уравнения реакций разных типов;
соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни;
проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
Учебно-методическое обеспечение
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2010. – 400 с.
Габриелян О.С., П.В.Решетов, И.Г.Остроумов Задачи по химии и способы их решения. 10-11 кл, - М:. «Дрофа» 2006;
Иванов В.Г Химия в формулах. 8-11 классы.: справочные материалы / В.Г. Иванов, О.Н. Гева.- 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.- 159, [1] с.: ил.
2500 задач по химии / Н.Е. Кузьменко, Москва «Экзамен», 2007.
Химия. ЕГЭ 2017. Диагностические работы. / В.В. Еремин. – М.: МЦНМО.- 80 с.
Цветков Л.А. Органическая химия : учеб. для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Л.А. Цветков. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 271 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.fipi.ru/ - Материалы сайта ФИПИ.
http://formula44.narod.ru - Курс органической химии за 10 класс.
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ - Интерактивный мультимедиа учебник «Органическая химия».