СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "В мире волшебной сказки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс рассчитан на 34часа в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "В мире волшебной сказки"»





Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса для 5 класса составлена в соответствии с нормативно-методическимим материалами:

  • ООП ООО МБОУ «Руссковская СШ».



  • УП МБОУ «Руссковская СШ» на 2017-2018 учебный год.





  • В учебном плане МБОУ «Руссковская СШ» на изучение факультативного курса по литературе отводится 1 час в неделю.



  • Рабочая программа составлена на 34 часа.



Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:

- улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

- видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

- соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

- анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

- соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Задачи факультативного курса:

- познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;

- учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;

- развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

- привить интерес к предмету, к различным видам искусств.







Планируемые результаты

Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

  • анализировать художественное произведение;

  • сравнивать произведения разных жанров и авторов;

  • давать характеристику героев.




Тематическое планирование

Тема


Количество часов

1.

Сказочные секреты


8ч.

2.

Волшебство народных сказок.


3ч.

3.

«Что за прелесть эти сказки…»


3ч.

4.

Авторские сказки


14ч.

5.

«Жизнь волшебной сказки»


6ч.


Итого:


34 часа.



Содержание разделов:

Раздел 1. «Сказочные секреты»

Введение. Цели и задачи курса факультатива « В мире волшебной сказки»

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Роль сказки в жизни человека. Моральные качества и законы общественной жизни «зашифрованные» в сказках.

Классификация сказок.

Сказки о животных, бытовые, волшебные.

Истоки народных и авторских сказок.

Исторические корни народных сказок. Отражение жизни народа, его понимание добра и зла, справедливости и чести в произведениях устного народного творчества.

Герои сказок.

Выражение мечтаний и чаяний народа в фольклорных сказках. Ключевые сказочные фигуры (Баба-Яга, Кощей, Василиса и др.), происхождение и символика образов, роль в развитии сказочных сюжетов.

Признаки сказки .

Народный результат воображения как выражение мечты, идеи, чудесного превращения и обращения.

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Поэтические особенности сказочного языка.

Законы волшебной сказки.

Законы «сказочного мира»: одушевление предметов и явлений природы, очеловечевание предметов в реальные и фантастические образы в сказке « Два Ивана – солдатских сына».

Раздел 2. «Волшебство народной сказки».

Сопоставление и анализ русских народных сказок и сказок народов ханты «Ими-Хити и Вошинг Урт», «Идэ». Композиция, образы, волшебные превращения, языковые особенности.

Раздел 3. «Что за прелесть эти сказки…» .

Исследование сюжета, композиции, истоков, темы, образной системы сказок: «Чудесные сыновья», «По колено ноги в золоте, по локти руки в серебре» и сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном сыне его Гвидоне и Царевне-Лебеди».

Раздел 4. Авторские сказки .

Обобщить и углубить представление о литературной сказке как жанре о «чудесном мире». С этой целью сформировать следующие умения: видеть специфическое начало сказки –зачин и благополучный конец для хороших героев; умение определить сказочное место и время действия; умение давать оценочную характеристику поведению персонажей; умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета.

Создавать поисковую ситуацию с целью осмысления сказочных действий и поступков героев.

Раздел 5 . «Жизнь волшебной сказки».

Знакомство учащихся со сказочно-былинными жанрами в живописи на примере творчества В. Васнецова, И. Билибина.

Экранизация волшебных сказок А.А. Роу: «По щучьему велению», «Василиса Прекрасная», «Марья-искусница», «Морозко» и др.

Фольклор в изделиях декоративно-прикладного творчества (батик).



Литература

1. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе.- М., 1996.

2. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя - Просвещение, 1991.

3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. – М.:Просвещение, 1976.

4. Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2001 (№1,2), 2005(№9), 2008г. (№1), 2009г. (№12).

5. Энциклопедия для детей. Т.9. русская литература. Ч.1,2/Глав.ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2002.

6. Энциклопедический словарь юного литератураведа/ Сост. В.И. Новиков. –М.:Педагогика, 1987.



Интернет-ресурс

  1. http://www.school-litra.ru/

  2. Литературная энциклопедия на Яндекс.Словарях

  3. http://pushkin.niv.ru/

  4. http://www.hobbitaniy.ru/ (Хранители сказок- Детские сказки-Авторские сказки - Народные сказки)

  5. http://www.skazka.ucoz.ru/