
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса для 5 класса составлена в соответствии с нормативно-методическимим материалами:
Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:
- улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
- видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
- соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
- анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
- соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Задачи факультативного курса:
- познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;
- учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
- развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
- привить интерес к предмету, к различным видам искусств.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
анализировать художественное произведение;
сравнивать произведения разных жанров и авторов;
давать характеристику героев.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1. | Сказочные секреты | 8ч. |
2. | Волшебство народных сказок. | 3ч. |
3. | «Что за прелесть эти сказки…» | 3ч. |
4. | Авторские сказки | 14ч. |
5. | «Жизнь волшебной сказки» | 6ч. |
| Итого: | 34 часа. |
Содержание разделов:
Раздел 1. «Сказочные секреты»
Введение. Цели и задачи курса факультатива « В мире волшебной сказки»
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Роль сказки в жизни человека. Моральные качества и законы общественной жизни «зашифрованные» в сказках.
Классификация сказок.
Сказки о животных, бытовые, волшебные.
Истоки народных и авторских сказок.
Исторические корни народных сказок. Отражение жизни народа, его понимание добра и зла, справедливости и чести в произведениях устного народного творчества.
Герои сказок.
Выражение мечтаний и чаяний народа в фольклорных сказках. Ключевые сказочные фигуры (Баба-Яга, Кощей, Василиса и др.), происхождение и символика образов, роль в развитии сказочных сюжетов.
Признаки сказки .
Народный результат воображения как выражение мечты, идеи, чудесного превращения и обращения.
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Поэтические особенности сказочного языка.
Законы волшебной сказки.
Законы «сказочного мира»: одушевление предметов и явлений природы, очеловечевание предметов в реальные и фантастические образы в сказке « Два Ивана – солдатских сына».
Раздел 2. «Волшебство народной сказки».
Сопоставление и анализ русских народных сказок и сказок народов ханты «Ими-Хити и Вошинг Урт», «Идэ». Композиция, образы, волшебные превращения, языковые особенности.
Раздел 3. «Что за прелесть эти сказки…» .
Исследование сюжета, композиции, истоков, темы, образной системы сказок: «Чудесные сыновья», «По колено ноги в золоте, по локти руки в серебре» и сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном сыне его Гвидоне и Царевне-Лебеди».
Раздел 4. Авторские сказки .
Обобщить и углубить представление о литературной сказке как жанре о «чудесном мире». С этой целью сформировать следующие умения: видеть специфическое начало сказки –зачин и благополучный конец для хороших героев; умение определить сказочное место и время действия; умение давать оценочную характеристику поведению персонажей; умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета.
Создавать поисковую ситуацию с целью осмысления сказочных действий и поступков героев.
Раздел 5 . «Жизнь волшебной сказки».
Знакомство учащихся со сказочно-былинными жанрами в живописи на примере творчества В. Васнецова, И. Билибина.
Экранизация волшебных сказок А.А. Роу: «По щучьему велению», «Василиса Прекрасная», «Марья-искусница», «Морозко» и др.
Фольклор в изделиях декоративно-прикладного творчества (батик).
Литература
1. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе.- М., 1996.
2. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя - Просвещение, 1991.
3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. – М.:Просвещение, 1976.
4. Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2001 (№1,2), 2005(№9), 2008г. (№1), 2009г. (№12).
5. Энциклопедия для детей. Т.9. русская литература. Ч.1,2/Глав.ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2002.
6. Энциклопедический словарь юного литератураведа/ Сост. В.И. Новиков. –М.:Педагогика, 1987.
Интернет-ресурс
http://www.school-litra.ru/
Литературная энциклопедия на Яндекс.Словарях
http://pushkin.niv.ru/
http://www.hobbitaniy.ru/ (Хранители сказок- Детские сказки-Авторские сказки - Народные сказки)
http://www.skazka.ucoz.ru/