Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа д. Шибково»
Искитимского района Новосибирской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор МКОУ «СОШ
д. Шибково»
___________________________ _______________ ______ _____________________ ___________________________
___________________________
Протокол №___от «___» сентября 20___г. «___» сентября 20___г. «___» сентября 20___г.
Руководитель МО
____________ ___________________
Рабочая программа учебного курса
«физика»
для__8_класса
Учитель: Лилия Анатольевна Семина
2015 – 2016 уч. Год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для учащихся 8 класса МКОУ СОШ «д. Шибково» составлена на основе Примерной программы основного общего образования, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и с авторской программой линии Е.М. Гутника, А.В. Перышкина.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа рассчитана на 72 часа за 1 год при недельной нагрузке 2 часа в неделю (на основании учебного плана МКОУ «СОШ д. Шибково», утвержденного приказом директора №35 от 24 августа 2015 года).
Для реализации рабочей программы используется учебник Физика (учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Перышкин А.В. – М.: Дрофа, 2012), включенный в федеральный перечень на данный учебный год (приказ МОН от 31 марта 2014 года № 253, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015г. №576).
Общая часть
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели изучения физики:
- освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
-воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются
Познавательная деятельность:
-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов : наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования ;
-формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно – коммуникативная деятельность:
-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В курс физики 8 класса входят следующие разделы: тепловые явления, электрические явления, электромагнитные явления, световые явления.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, распределено следующим образом:
тема | программа | планирование |
Тепловые явления | 24 | 24 |
Электрические явления. | 25 | 25 |
Электромагнитные явления | 6 | 6 |
Световые явления | 11 | 11 |
Повторение | 6 | 6 |
Программа предполагает использование активных и интерактивных фирм и методов работы с учащимися: лекции, экспериментальные, лабораторные и практические задания, контрольные работы, тесты.
Тематический контроль знаний и умений учащихся осуществляется при выполнении контрольных работ, состоящих из расчетных задач и заданий с выбором ответа.
Содержание программы учебного предмета.
72 ч, 2 ч в неделю
1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (24 ч)
Тепловое движение. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
Фронтальная лабораторная работа
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Демонстрации
Модель теплового движения.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы и при теплопередаче.
Теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Нагревание тел излучением.
Сравнение теплоемкостей тел одинаковой массы.
Калориметр и приемы обращения с ним.
Плавление и отвердевание кристаллического тела.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Испарение различных жидкостей.
Охлаждение жидкости при испарении.
Устройство и действие четырехтактного двигателя внутреннего сгорания (на модели).
Устройство паровой турбины (на модели).
2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (25 ч)
Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Фронтальные лабораторные работы
2. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
3. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
4. Регулирование силы тока реостатом.
5. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
6. Измерение работы и мощности электрического тока.
7. Измерение КПД установки с электрическим нагревателем.
Демонстрации
Электризация различных тел.
Взаимодействие наэлектризованных тел. Два рода зарядов.
Устройство и действие электроскопа.
Делимость электрического заряда.
Источники тока: гальванические элементы, аккумуляторы.
Составление электрической цепи.
Измерение силы тока амперметром.
Измерение напряжения вольтметром.
Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка.
Измерение сопротивлений.
Зависимость сопротивления проводников от их длины, площади поперечного сечения и материала.
Устройство и действие реостатов.
Последовательное и параллельное соединение проводников.
Нагревание проводников током.
Измерение мощности, потребляемой электронагревательным прибором.
Устройство и действие электронагревательных приборов.
Действие плавкого предохранителя.
3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение.
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель постоянного тока.
Фронтальные лабораторные работы
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электрического двигателя постоянного тока.
Демонстрации
Обнаружение магнитного поля проводника с током.
Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.
Усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника.
Применение электромагнитов (в электромагнитном подъемном кране, электрическом звонке, реле, телеграфе).
Взаимодействие постоянных магнитов.
Магнитное поле Земли.
Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле.
Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.
Устройство электроизмерительных приборов.
4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (11 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Объяснение солнечного и лунного затмений.
Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало.
Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая, сила линзы. Фотоаппарат. Глаз. Очки.
Фронтальная лабораторная работа
10. Получение изображений с помощью линзы.
Демонстрации
Прямолинейное распространение света.
Отражение света.
Законы отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в линзах.
Получение изображений с помощью линз.
Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы.
Устройство и действие фотоаппарата.
Модель глаза.
5. ПОВТОРЕНИЕ (6 ЧАСОВ)
Общая характеристика учебного процесса:
Для изучения данного курса используется индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО) которая:
-усиливает дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, ориентирует на различные контингенты учащихся путем формирования индивидуализированных программ и графиков обучения с учетом особенностей и способностей учащихся;
-формирует практические навыки анализа информации, самообучения;
-стимулирует самостоятельную работу учащихся;
-формирует опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, самоорганизации и становления структурных ценностных ориентаций школьников.
В основу положена трехуровневая психологическая закономерность организации обучения:
-понимание (осознание, осмысление, обобщение),
-усвоение (разнообразные виды повторения),
-применение (формирование и совершенствование умений, стандартное и творческое их применение).
На повышение эффективности усвоения основ физической науки используются следующие методы:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, беседа, лекция, работа с книгой, демонстрационный эксперимент, практические методы (решение задач, лабораторные занятия: фронтальные лабораторные работы, домашние наблюдения и опыты), самостоятельная работа, контроль (тестирование, письменные контрольные работы, физические диктант, взаимоконтроль зачет и т.д.) и самоконтроль .
Формы организации учебных занятий:
Урок (лекция, комбинированный, обобщения и повторения и т.п.), семинар, конференция.
Формы работы на учебных занятий:
Индивидуальная, групповая, парная
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
Контрольная работа, тестирование, самостоятельная работа, зачет, физический диктант, опрос, лабораторная работа, домашняя работа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
В результате изучения физики ученик должен знать:
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжении, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока; фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома на участке цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
Знать понятия:
внутренняя энергия, теплопередача, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания, температура плавления и кристаллизации, удельная теплота плавления и кристаллизации;
электрический ток, направление тока, сила тока, напряжение, сопротивление;
прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, фокусное расстояние, оптическая сила линзы.
Знать формулы для вычисления: количества теплоты, сопротивление проводника, закон Ома, работы и мощности тока, законы отражения света.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, конденсацию, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Критерии оценивания по физике
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» - если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Литература для 8 класса
Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
Сборник задач по физике для 7-9 классов / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. М.: Просвещение, 2008 .
Дидактические материалы, 8 класс / Е. А. Марон, А. Е. Марон. М. : Просвещение, 2010.
Контрольные работы по физике для 7-9 классов / Е. А. Марон, А. Е. Марон. М.: Просвещение, 2007.
Сборник тестов ГИА, физика, тренировочные задания. / Н. И. Зорин. М.: Издательство «Эксмо», 2010.
ФИПИ, государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. / Н. С. Пурышева и др. М. : Издательство «Интеллект-центр». 2010.
УМК Тесты по физике к учебнику «Физика 8 класс» / О. И. Громцева. М.: Издательство «Экзамен», 2010.
УМК Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику «Физика. 8 класс» / О. И. Громцева. М. : издательство «Экзамен», 2010.
Сборник качественных задач по физике для 7-9 классов / Е. А. Марон, А. Е. Марон. М. : Просвещение, 2006.
Физика. Контрольные работы в новом формате. 8 класс / И.В. Годова, - М: «Интеллект-Центр», 2011.
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень оборудования для лабораторных работ.
Работа №1. Калориметр, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, стакан.
Работа №2. Стакан с водой, калориметр, термометр, весы, гири, металлическеий цилиндр на нити, сосуд с горячей водой.
Работа №3. Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода.
Работа №4. Источник питания, спирали-резисторы (2 шт.), низковольтная лампа на подставке, ключ, вольтметр, соединительные провода.
Работа №5. Источник питания, ползунковый реостат, ключ, амперметр, соединительные провода.
Работа №6. Источник питания, исследуемый проводник (небольшая никелиновая спираль), ключ, амперметр и вольтметр, реостат, соединительные провода.
Работа №7. Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода, секундомер (или часы с секундной стрелкой).
Работа №8. Источник питания, реостат, ключ, амперметр, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.
Работа №9. Источник питания, модель электродвигателя, ключ, соединительные провода.
Работа №10. Собирающая линза, экран, лампа с колпачком, в котором сделана прорезь, измерительная лента.
Тематическое планирование 8 класс
Тематическое планирование составлено на основе программы основной школы (авторы программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин)-Программа для общеобразовательных учреждений: физика, астрономия 7-11 Кл. Дрофа, 2004г. и Стандарта основного общего образования по физике от 5 марта 2004 г. № 1089. Учтены образовательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки учащихся, примерная программа основного общего образования.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.
Т – тестовая работа.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
2 часа в неделю, всего 72
I четверть
18 уроков за четверть
№ урока | Содержание учебного материала | Примерные сроки изучения тем и проведения контрольных работ |
| Тепловые явления (24 часа) | 02.09 – 27.11 |
1-5 | Тепловые явления. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. | |
6-8 9 10 11 12 – 13 14-17 | Количество теплоты. Л.р.№1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Расчет количества теплоты, необходимого, для нагревания тела или выделяемого им, при охлаждении. Л.р. №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» Закон сохранения и превращения энергии в механических тепловых процессах. Агрегатные состояния вещества. | |
18 | Испарение. | |
II четверть
14 урок за четверть
№ урока | Содержание учебного материала | Примерные сроки |
| Тепловые явления (окончание) | |
19-23 24 | Кипение. Влажность воздуха. Работа пара и газа при расширении. Контрольная работа № 1 | 27.11 |
| Электрические явления (25 часов) | 01.12 – 11.03 |
25-29 30-32 | Электризация тел при соприкосновении. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и её составные части. Ток в металлах. | |
III четверть
20 уроков за четверть
№ урока | Содержание учебного материала | Примерные сроки |
| Электрические явления (окончание) | |
33-34 35-36 37-39 40 41 42-45 46-48 49 | Сила тока. Л.р. №3«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». Электрическое напряжение. Л.р. №4. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». Сопротивление проводников. Закон Ома. Л.р. №5 «Регулирование силы тока реостатом». Л.р.№6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа. Мощность. Л.р. №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца Контрольная работа №3 | 22.01 19.02 11.03 |
| Электромагнитные явления (6 часов) | 16.03-10.04 |
50-52 | Магнитное поле. Поле катушки. Электромагниты Постоянные магниты. | |
IV четверть
18 уроков за четверть
№ урока | Содержание учебного материала | Примерные сроки |
| Электромагнитные явления (окончание) | |
53 54 55 | Магнитное поле Земли Л.р№8 «Сборка электромагнита» Действие магнитного поля на проводник с током Устройство электродвигателя. Контрольная работа №5 | |
| Световые явления (11 часов) | 15.04 - 19.05 |
56-59 60-61 62 63-65 66 | Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Преломление света. Линзы Л.р. №10 «Получение изображения при помощи собирающей линзы» Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. Глаз. Очки. Контрольная работа № 3 | 19.05 |
67-72 | Повторение (6 часов) | 23.05- 07.06 |
Контрольно-измерительные материалы 8 класс
К.Р. №1 Теплопередача
Контрольная работа №1 1 вар.
Железный утюг массой 5 кг нагрели от 200 до 3000 С. Какое количество теплоты необходимо для его нагревания? (Удельная теплоемкость железа равна 460 Дж/(кг*0С).)
В бидон вместимостью 0,2 м3 налит керосин. Какое количество теплоты выделится при его полном сгорании? (Плотность керосина 800 кг/м3, удельная теплота сгорания керосина 4,6*107 Дж/кг.)
Какой кирпич – сплошной или пористый – лучше обеспечит теплоизоляцию здания? Ответ обоснуйте.
2 вар.
Удельная теплота сгорания дров 1,0*107Дж/кг. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании дров массой 50 кг?
Длина прямоугольного бассейна 100 м, ширина – 40 м и глубина - 2 м. Вода в бассейне нагрелась от 130С до 250С. Какое количество теплоты получила вода? (Плотность воды 1000кг/м3, ее удельная теплоемкость 4200 Дж/(кг*0С).)
Деталь при опиливании напильником нагрелась. После обработки она остыла. Какой из способов изменения внутренней энергии имел место в первом и во втором случае?
К.р.№ 2 Сила тока, напряжение, сопротивление
1 вар.
Электрическая лампа, сопротивление спирали которой 440 Ом, включена в сеть напряжением 220В. Какой силы ток проходит по лампе?
Сколько метров никелиновой проволоки сечением 0,2 мм2 нужно взять для изготовления ползункового реостата сопротивлением 200 Ом?
Каково общее сопротивление четырех ламп, включенных параллельно, если сопротивление каждой из ламп 300 Ом?
Определите силу тока на участке цепи, состоящей из константановой проволоки длиной 20 м, сечением 1,26 мм2, если напряжение на концах этого участка 40 В.
2 вар.
Каково сопротивление спирали электроплитки, если при напряжении 220 В сила тока в ней 5А?
На специальном станке проволоку протягивают так, что она становится длиннее и тоньше в 2 раза. Как при этом изменяется сопротивление проволоки?
Определите напряжение на концах телеграфной линии протяженностью 200 км, если провода линии, изготовленные из железа, имеют сечение 12 мм2, а сила тока в проводах 0,01А.
В сеть напряжением 220 В включили параллельно электрический чайник и электрическую лампу. Чему равна сила тока в каждом из приборов, если сопротивление спирали чайника 220Ом, а сопротивление нити накаливания лампы
440 Ом?
К.р. №3 Световые явления.
Вариант 1.
1. По рисунку 1 определите, какая среда 1 или 2 является оптически более плотной.
2. Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см. На сколько уменьшилось расстояние между ним и его изображением?
3. На рисунке 2 изображено зеркало и падающие на него лучи 1—3. Постройте ход отраженных лучей и обозначьте углы падения и отражения.
4. Постройте и охарактеризуйте изображение предмета в собирающей линзе, если расстояние между линзой и предметом больше двойного фокусного.
5. Фокусное расстояние линзы равно 20 см. На каком расстоянии от линзы пересекутся после преломления лучи, падающие на линзу параллельно главной оптической оси?


1 2
Среда 1 3





Среда 2
Рис. 1 Рис. 2
Вариант 2. На рисунке 1 изображен луч, падающий из воздуха на гладкую поверхность воды. Начертите в тетради ход отраженного луча и примерный ход преломленного луча.
На рисунке 2 изображены два параллельных луча света, падающего из стекла в воздух. На каком расстоянии из рисунков а---в правильно изображен примерный ход этих лучей?
Где нужно расположить предмет, чтобы увидеть его прямое изображение с помощью собирающей линзы?
Предмет находится на двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы. Постройте его изображение и охарактеризуйте его.
Ученик опытным путем установил, что фокусное расстояние линзы равно 50 см. Какова ее оптическая сила?






воздух стекло









воздух
вода А Б В
Рис. 1 Рис. 2
Итоговая контрольная работа
Вариант 1.
1. Зачем в железнодорожных вагонах-ледниках, служащих для перевозки фруктов, мяса, рыбы и других скоропортящихся продуктов, промежутки между двойными стенками заполняют войлоком или несколькими слоями каких-либо пористых веществ, а снаружи вагоны окрашивают в белый или светло-желтый цвет?
2. В паспорте амперметра написано, что его сопротивление равно 0,1 Ом.
Определите напряжение на зажимах амперметра, если он показывает силу тока 5 А
3. Какое количество теплоты выделится в никелиновом проводнике длиной 2 м и сечением 0,1 мм2 при силе тока 2 А за 5 минут?
4. В железной кастрюле массой 500 г нужно нагреть 2 кг воды от 20 до 100 градусов Цельсия. Сколько для этого потребуется сжечь каменного угля?
(Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кгС), удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кгС), удельная теплота сгорания угля 3*107 Дж/кг)
5. Постройте изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится в двойном фокусе. Охарактеризуйте полученное изображение.
Вариант 2
1. Как по внешнему виду собирающих линз, определить у какой из них большая оптическая сила?
2. Какую работу совершает электрический ток в электродвигателе вентилятора за 2 минуты, если он включен в сеть напряжением 220 В, а сила тока равна 0,5 А.
3. В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм2 при напряжении 220 В сила тока 5 А. Какова длина проволоки? (Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом мм2/м)
4. Какая масса дизельного топлива потребуется для непрерывной работы двигателя трактора мощностью 95 кВт в течение 2 часов, если его КПД 30%. Удельная теплота сгорания дизельного топлива 4,2*107 Дж/кг.
5. Постройте изображение предмета в рассеивающей линзе, если предмет за двойным фокусом. Охарактеризуйте полученное изображение.