Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Фентисовская основная общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области.
Согласовано: МО школы Утверждено на Введено в действие
протокол № 1 педагогическом совете приказом директора
от «27»_08____ 2015 г протокол № 6 школы № 83 .
от « 29 » « 08 » 2015г. от «01» « 09 » 2015г.
_______В.Т.Кожевникова.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Фольклорный ансамбль»
(устно - песенный фольклор)
4 класс
Составила: учитель музыки
Леушина Вера Петровна.
Образование:
среднее-специальное,
I квалификационная категория.
с. Фентисово Золотухинского района.
2015г.
Структура программы.
Пояснительная записка.
- новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы;
- цели и задачи программы;
- отличительные особенности от уже существующих;
- структурообразующие принципы программы.
Содержание дополнительной образовательной программы.
перечень разделов, тем;
примерный репертуар;
учебно-тематический план 4 года обучения;
требования к обучающимся 4 года обучения;
диагностическая карта;
критерии к диагностической карте.
3. Методическое обеспечение.
методика проведения занятия;
формы занятия;
схема занятия;
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса;
материально - техническая база;
способы отслеживания и фиксации результатов.
4. Список литературы.
«Поселяйся там, где поют: те, кто поют – худо не думают»
Народная мудрость
Пояснительная записка
Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного музыкального творчества в эстетическом воспитании школьников. Несмотря на общеизвестную значимость русской народной музыки в воспитании детей, большинство учащихся, особенно городских, воспринимают народную музыку, как некую экзотику: непонятный речевой диалект, чуждая эстетика звукоизвлечения нередко вызывают у ребят реакцию неприятия, так как у современных детей сформировался стереотип музыкального мышления на восприятие массовой музыкальной культуры. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам, к фольклору. Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать учеников к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности, развивать философские взгляды на жизнь. Песни Курской земли стоят в ряду самых ярких и значительных явлений в художественном наследии русского народа, их притягательная сила – в искренности, глубине и совершенстве поэтических образов, в жизненной энергии музыкальных ритмов. Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа. Народное пение-это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, история.
В основе содержания и структуры предлагаемой программы «Фольклорный ансамбль» лежит идея школьного музыкально-эстетического образования на основе русского народного песенного фольклора и творческой деятельности, программа ориентирована на базовый компонент музыкально-фольклорного образования школьников. Под музыкально-фольклорным образованием понимается освоение песенного фольклора, как искусства народного пения.
Образовательная программа «Фольклорный ансамбль» опирается на достижения русского вокально-хорового исполнительства и традиции певческой этнопедагогической и музыковедческой российской школы. В ней учитывается опыт различных исполнителей народной песни, ансамблевый опыт современных фольклорных коллективов и центров народной культуры. Программа направлена на изучение, освоение народного творчества в единстве песни, танца, инструментальной музыки (обучение игре на кугиклах, свирели, свистульках, бубнах, трещотках), народнопоэтического творчества, игры и костюма. Набор в фольклорный ансамбль производиться по желанию учащихся. Пропаганда и агитация проходит через уроки музыки. В программные занятия обучающихся народному песенному наследию входят познание содержания традиций, основ и особенностей хоровой музыки, путем собственной активности, творческой деятельности каждого ученика, повышение уровня художественного воспитания способствующего выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство. Изучение народных песен в программе осуществляется в их взаимосвязи с традиционным укладом жизни и в контексте народного календаря, в культах и обрядах которого важное значение имело участие детей и подростков. Такой подход вводит детей в мир фольклора как в особое этнокультурное пространство и способствует формированию целостных представлений о русском фольклоре, народном миропонимании этических и эстетических ценностей.
Востребованность и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.
Настоящая программа отличается от аналогичных по профилю тем, что музыкально-фольклорные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей, включают национально-региональный компонент и направлены на решение задач общеобразовательной школы в условиях модернизации системы образования.
Новизна программы состоит в том, что она позволяет охватить русский фольклор как целостное явление через изучение народных песен. Новизна программы заложена и в непосредственном цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, закличек, колядок и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям в течение 4 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи, а значит и соответствующий им музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Ритмом учебного процесса являются учебные четверти и каникулы в рамках традиционного русского календаря.
1 четверть: сентябрь, октябрь – освоение песенного материала посиделок и его реализация в досуговых формах осенних посиделок и празднике Кузьмы и Демьяна, Покрова;
2 четверть: ноябрь, декабрь – освоение святочного репертуара и обрядов с последующим исполнением на Рождество, Васильев вечер, Крещение.
3 четверть: январь, февраль, март – освоение свадебного, масленичного репертуара, веснянок и реализация его в рамках свадебного мясоеда, масленицы, праздника Сорок Сороков;
4 четверть: апрель, май, июнь – освоение репертуара Пасхи, Красной горки, Зеленых святок, реализация его в рамках праздничной весенне-летней обрядности.
Каникулы – форма активного введения учащихся в мир народной культуры: участие в конкурсах, фестивалях, знакомство с приемами изготовления традиционной русской игрушки в рамках посещения мастер-классов народных умельцев, посещение музеев, экскурсии.
Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путём помогает решить задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности. Дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботясь о них; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают всё более сложный материал, стремясь подражать старшим.
В соответствии с этим целью программы является формирование учащегося, способного к полноценному восприятию музыкальных фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.
Задачи программы определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией фольклора:
Образовательные
- обучение детей навыкам певческой и исполнительской традиции Курской области, а также других областей России;
-обучение навыкам народного звукоподражания, приемам исполнения (скольжение, спады, огласовки), освоение говора, диалекта коренных жителей Курской области;
-обучение навыкам пения без сопровождения (пения «без заданного тона»);
-формирование умения перенимать песню от носителей традиций;
-развитие навыков интонирования в ладах народной музыки;
-обучение вокально-хоровой технике: певческому дыханию, опоре,
дикционным навыкам, художественной выразительности;
-формирование навыков научно- поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих, этнических материалов;
- формирование представлений о разнообразных жанрах народных песен, об основных музыкально- фольклорных понятиях;
Развивающие
-развитие голоса и его регистров, диапазон, тембра;
-развитие слуха, музыкальной памяти и мышления;
-формирование эстетического вкуса, познавательного интереса;
Воспитательные
-формирование умения организовывать свой труд;
-формирование умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;
-воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;
-формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения;
-воспитание толерантности.
Средством достижения цели и задач фольклорно-музыкального образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории музыкального фольклора.
Базовые теоретико-музыкально-фольклорные понятия одновременно являются структурообразующими принципами программы. На каждом новом этапе обучения выделяется ведущая теоретико-музыкально-фольклорная проблема – базовое понятие.
1 год обучения – жанры детского музыкального фольклора, потешный фольклор.
2 год обучения – театр народных песен.
3 год обучения – календарные обряды.
4 год обучения – семейные обряды.
Система теоретико-фольклорных понятий - неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культуры школьника. Это не значит, что фольклорное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главным условием отбора репертуарных произведений является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал.
Детский фольклор - основа предлагаемого репертуара, так как он наиболее близок и понятен детям. Жанры детского фольклора равно как полезны, так и доступны. Вместе с тем всякое фольклорное произведение имеет двойную ориентацию на исполнителя и на культурную традицию. Поэтому выведение базовых теоретико-музыкально-фольклорных понятий в качестве структурных кажется не только возможным, но и обязательным: именно они обеспечивают музыкально-фольклорное образование.
Основные виды творческо-педагогической деятельности и формы занятий фольклорного ансамбля определяются тремя составляющими:
-спецификой фольклорного материала;
-педагогическими (образовательными) задачами предмета, состоящего из усвоения сообщаемых учителем знаний, разучивания и исполнения песен, слушания музыки;
-возрастными психофизиологическими особенностями учащихся.
Для большей наглядности занятий используются такие формы передачи знаний и овладения практическими навыками, как посещение концертов, целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен (носителями традиций).
Еще один существенный момент следует учитывать в организации обучения детей музыкальному фольклору – его синкретизм, соединение в нем напева слова и движения, которые определяют основные виды творческой деятельности:
-импровизацию поэтического текста;
-импровизацию движений и пластики в танцах и играх;
-варьирование и импровизацию музыкального текста.
Импровизационная основа устного народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей. Сегодня песенный фольклор должен рассматриваться и как цель обучения музыкальной культуре, и как средство массового нравственного эстетического воспитания.
Программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности. Срок реализации программы 4 года. Возраст обучающихся 7-12 лет. Общее количество часов – 135 (33 часа – первый год обучения, 34 часа – второй, третий, четвертый год обучения). Режим занятий – 1 раз в неделю.
В процессе четвёртого года обучения дается общее понятие о «народной педагогике», об отражении в песенном фольклоре всех сторон народного бытия. Инновационная деятельность заключается в введении в содержание программы семейных обрядов. В центре внимания – поэтический строй русский народных песен: яркость и конкретность художественных образов. У детей закрепляются навыки кантиленного пения и цепного дыхания, совершенствуются коллективные и индивидуальные формы творческой и исполнительной деятельности.
Такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения – находят свое полное подтверждение в работе по освоению песенного фольклора согласно данной программе.
Музыкально-фольклорное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление исполнительского опыта и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.
Критериями успешности является результативность участия школьников в общешкольных, городских, зональных, областных, региональных и всероссийских фестивалях, концертах, конкурсах.
Содержание дополнительной образовательной программы.
Четвертый год обучения
«Семейные обрядовые песни» (34 часа)
Программа 4 года обучения содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций. Первые «университеты» для детей – их родной дом, семья, ближайшая «околица». Тема «дом», как сосредоточие мудрости и опыта, семейных традиций – ведущая на данном этапе. На занятиях раскрывается термин «изба», «дом», «терем», дети знакомятся с семейным укладом. Тема дома, домашнего уюта, начиная со знакомства с колыбельными песнями осенью, продолжается зимой разговором о свадьбе, её этапах: сватовство, девичник, приезд жениха, благословение, свадебный пир. Музыкальные традиции русской свадьбы: свадебные песни.
1. Вводное занятие.
Теория. Народное пение – основа профессионального творчества. Прослушивание подлинного звучания народного пения. Характерные особенности исполнения семейных песен. Такт, затакт, глиссандирующие спады.
Практика. Артикуляционная гимнастика; интонационно-фонетические упражнения
В.В. Емельянова
2. Мифология жилища и хозяйственной деятельности.
Теория. Значение понятий «дом, двор, земледелие, скотоводство»
Практика. Слушание традиционных семейных обрядовых песен Курской области.
3. Домашние обереги. Хлеб-соль. Кот. Порог. Печь. Угол.
Теория: Почитание и уважительное отношение к хлебу на Руси. Кот- символ домашнего уюта. Печь- кормилица.
Практика: Слушание песен о хлебе, обсуждение прослушанного.
4. Семейные песни. Крестинные песни.
Теория. Крестины как наиболее важный семейный обряд. Погружение в купель, размывание рук. Особенности поэтического текста, связанные с пожеланием добра, здоровья, богатства; поздравление и величание родителей.
Практика. Разучивание слов и мелодий песен. Работа над выразительностью исполнения. Пение «а, капелла». Индивидуальная работа. Развитая ладовая и мелодическая структура, элементы гетерофонии.
Именинные песни.
Теория. Духовное рождение; именинный пирог, именинный стол, наречение имени, именинный календарь. Писатели А. Печорский и А. Вересаев об именинах.
Практика. Разучивание слов и мелодий песен. Элементы аккордовой гармонии. Особенности голосоведения в народной музыке: движение параллельными терциями, квартами.
Колыбельные песни.
Теория. Раннее детство. Первая колыбель, устройство колыбели. Мифологическое устройство колыбели. Колыбельные песни – азы воспитания. Страшилки - краткие песенки, исполняемые ребенку в воспитательных целях.
Практика. Разучивание слов и мелодий песен. Поэтическая и музыкальная выразительность. Характерные припевные слова. Огласовка согласных. Неширокий диапазон: дихорд, трихорд с субквартой. Пение стилизованных колыбельных песен. Сочинение колыбельных.
Пестушки.
Теория. Пестушки как жанр музыкального фольклора. Роль пестушек в физическом, эмоциональном и умственном развитии ребенка.
Практика. Разучивание слов и мелодий пестушек. Работа над выразительностью исполнения. Пропевание «а капелла» и с музыкальным сопровождением. Обыгрывание пестушек.
Заговорные песни.
Теория. Заговоры как жанр фольклора. Магические песни, обладающие целебной силой. Магия отвращения зла. Перенесение отрицательных действий на животных, птиц, воздух, землю, огонь, растения. Разные виды заговоров. Языческое происхождение заговоров.
Практика. Разучивание слов и мелодий песен. Пропевание широких интервалов (квинта, секста). Элементы аккордовой гармонии.
Плачи.
Теория. Обряд проводины, поминки. Народные обычаи при проводах в армию.
Практика. Разучивание слов и мелодий песен. Импровизация в песнях. Глиссированные интонации, выкрики, стоны, вздохи, спады. Увеличение количества безударным слогом.
5. Русские народные музыкальные инструменты.
Теория. История возникновения традиционных русских народных музыкальных инструментов.
Практика. Обучение простейшим приёмам игры на кугиклах, свистульках, бубне, трещётках, ложках.
6. Кадриль.
Теория. Фигуры танца. «Проходная».
Практика. Разучивание движений (фигур), слов и мелодий («Сормач», «Русского», «Во саду ли…») кадрили.
7. Творческая мастерская: «В гостях у русской песни. Конкурс знатоков русского фольклора».
Практика. Концертная деятельность.
Примерный репертуар 4-го года обучения
Крестинные:
«Да в пятницу меня мать родила», «Как с гуся вода», «А куда ты идешь, кумок?», «Ой, через бор сосна повалилася», «Ой, бабушка ходит» и др.
Именинные:
«Каравай», «Как на Ванькины именины», «Имениннику песенка», «Его величаем и по имени называем» и др.
Колыбельные:
«Байка, качи, качи», «Ходит сон по сенечкам», «А баюшки, баюшки», «Котя,серенький коток», «Колыбельные песни» в исполнении уральской песенницы Елены Сапоговой и др.
Пестушки:
«Потягушеньки, порастушеньки», «Тут лес, тут поляна», «Утки поплыли», «Пальчик – мальчик», «Сорока- воровка», «Кочки-вочки», и др.
Заговорные песни:
«С гоголя вода», «Расти зубок», «Расти коса», «Солнце на запад», «На море- океане», «Ниточка, сгни», «Стану я, раба Божья» и др.
Плачи:
«Детка ж моя милая», «Ай, же ты моя деточка», «Уж и поплачу и пореву-ка», «Не убойся ты, мой маленький», «Сердешно да мое дитятко», «Ой, дочушко моя милыя», «Как сегодним денёчком».
и т. д.
Кадриль:
«Сормач», «Русского», «Во саду ли…»
Учебно-тематический план четвертого года обучения
«Семейные обрядовые песни»
№ темы | Название темы. | Теория | Практика |
Количество часов |
1 | Вводное занятие «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай». | 1 | 1 |
2 | Мифология жилища и хозяйственной деятельности (дом, двор, земледелие, скотоводство). | 1 | 2 |
3 | Домашние обереги. Хлеб-соль. Кот. Порог. Печь. Угол. | 1 | 2 |
4 | Семейные обрядовые песни. Крестинные песни. | 1 | 1 |
5 | Именинные песни. «Родили, крестили, именем нарекли». | 1 | 2 |
6 | Колыбельные песни. «Мамина песня». Особенности колыбельной песни. «Колыбельная» в исп. Е. Сапоговой. Обсуждение прослушанного, выяснение настроения, характера, формы, обсуждение сюжета. Разучивание колыбельных песен. | 1 | 1 |
7 | Пестушки. | 1 | 1 |
8 | Заговорные песни. | 1 | 1 |
9 | Плачи. | 1 | 1 |
10 | Русские народные музыкальные инструменты. Обучение игре на кугиклах, свирели, свистульках, бубнах, трещотках. | 1 | 5 |
11 | Кадриль. Знакомство с народным танцем «Варежская кадриль» (лансье) села Вареж, Павловского района. Разучивание фигур танца. | 2 | 3 |
12 | Итоговое занятие – путешествие «В гостях у русской песни. Конкурс знатоков русского фольклора» с игрой-презентацией «Что я знаю о русской песне». | | 1 |
| Итого: 34 часа | 12 | 22 |
К концу четвертого года обучения дети должны:
Знать: происхождение семейных обрядов, семейные обрядовые песни. Понятия: глиссандирующие спады, многоголосие, бурдон. Термин «Проходная», обозначающий фигуру кадрили. Названия русских народных инструментов: кугиклы, свирель, свистулька, бубен, трещотка.
Уметь: петь приближено к аутентичным образцам пения народных песен, осмысленно, выразительно. Выполнять упражнения по методике В.В. Емельянова. Петь разножанровые песни в ансамбле и сольно. Петь песни: крестинные, именинные, колыбельные, заговорные, плачи, свадебные, пестушки. Танцевать «Варежскую кадриль». Владеть некоторыми приёмами игры на русских народных инструментах.
Творческие задания:
Репертуар для одаренных детей:
«Как по улочке было по шведской», «Ой, сеяли девки лен», «Вдоль по улице», «Из-под камешка».
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Дата урока | Тема |
План | Факт |
| | | 1 четверть |
1 | | | Вводное занятие «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай». Именины. |
2 | | | Мифология жилища и хозяйственной деятельности (дом, двор) |
3 | | | Мифология жилища и хозяйственной деятельности (земледелие) Жнивные песни. |
4 | | | Мифология жилища и хозяйственной деятельности (скотоводство) «Как у нашей Дуни» р.н.п |
5 | | | Домашние обереги. Хлеб-соль. |
6 | | | Домашние обереги. Кот. Порог |
7 | | | Домашние обереги. Печь. Угол. Вечёрочные песни. Разучивание плясовой песни Нижегородской области «Катюшенька». |
8 | | | Крестинные песни. «Да в пятницу меня мать родила», |
9 | | | Крестинные песни. «Как с гуся вода», |
| | | 2 четверть |
10 | | | Что скрыто в имени твоем? День имени. Именинные песни. |
11 | | | Именинные песни. «Родили, крестили, именем нарекли». |
12 | | | Именинные песни. «Его величаем и по имени называем». |
13 | | | Колыбельные песни.«Ходит сон по сенечкам», |
14 | | | Колыбельные песни «А баюшки, баюшки», «Котя,серенький коток», |
15 | | | Пестушки. |
16 | | | «Сочельник», «Святки», «Рождество». |
| | | 3 четверть |
17 | | | Зима. Знакомство со святочным обрядом: Посиделки, гадание, ряженье, колядование, посевание. |
18 | | | Заговорные песни. «Расти зубок», «Расти коса». |
19 | | | Заговорные песни. «Стану я, раба Божья». «С гоголя вода». |
20 | | | Песни-плачи. «Ай, же ты моя деточка», |
21 | | | Песни-плачи.«Уж и поплачу и пореву-ка», |
22 | | | Подблюдные песни. «Валенки». Разучивание, исполнение |
23 | | | Русские народные музыкальные инструменты. Обучение игре на свирели, кугиклах. |
24 | | | Русские народные музыкальные инструменты. Обучение игре на трещотках, бубне. |
25 | | | Русские народные музыкальные инструменты. Обучение игре на ложках. |
26 | | | Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими. «Повязка», «Кокошник», «Картуз». |
| | | 4 четверть |
27 | | | «Пасхальный сюрприз» игровая программа. |
28 | | | Кадриль. Знакомство с народным танцем. Разучивание фигур танца. |
29 | | | Кадриль. Знакомство с народным танцем. Разучивание фигур танца. |
30 | | | Кадриль. Знакомство с народным танцем. Разучивание фигур танца. |
31 | | | Плясовые песни. «Ой, как ты мне нравишься!» - разучивание. |
32 | | | Игровое занятие. Играем в забытые детские игры. |
33 | | | Повторение изученного. Исполнение знакомых русских песен, хороводов, игр. |
34 | | | Итоговое занятие – путешествие «В гостях у русской песни. Конкурс знатоков русского фольклора. |
Итого часов | | | 34 часа. |
3. Методическое обеспечение
Педагогическая технология- наука о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития обучающихся. Методика проведения занятий на всех этапах обучения состоит из:
развития специальных данных: музыкального слуха чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения с учетом возрастных особенностей детей.
творческих заданий.
работы над певческими навыками.
участия в музыкальных, театральных, фольклорных мероприятиях.
В организации образовательного процесса основополагающее значение имеют формы индивидуального (сольное пение) и группового занятия (ансамблевое пение), сочетающие практическую (распевки, разучивание и исполнение песен, проведение игр- хороводов) и теоретическую части (рассказ педагога о народном календаре, о времени года, о календарном празднике, сведения из истории жанра, традиций его исполнения). На групповых занятиях проводятся народные игры, при подготовке к календарному празднику используются загадки, пословицы, поговорки по теме. В организации образовательного процесса так же используется следующий фольклорный материал:
- народные игры, в том числе хороводные игры и хороводы;
- мифология: миф, сказка, небылица и бывальщина, былина, легенда и др.;
- материал календарных обрядов и праздников;
- материал свадебного обряда;
- народный костюм, женские рукоделия: прядение, ткачество, вышивка, изготовление мягкой игрушки и др.;
- интерьер крестьянской избы.
Включение такого материала обогащает представления обучающихся об атмосфере того или иного фольклорного явления и будет способствовать формированию «фольклорного» кругозора. Специфика фольклорного материала дает возможность проведения учебных занятий в форме путешествий, народных игр, обрядовых действий. В рамках реализации программы используются следующие формы проведения занятий:
Обряд. В зависимости от возраста школьников, им предлагается определённая интерпретация целей обряда и способов достижения этих целей. Кроме специфической формы общения и сотворчества, обряд может стать способом выработки активного отношения ребёнка ко всему, что происходит в окружающем мире. В момент проведения обряда дети становятся действующими лицами в драме борьбы света и тьмы, учатся понимать Человека – Природу – Вселенную в их единстве, видеть своё место в этом комплексе и ощущать ответственность за происходящее.
Гулянка. Гулянка имела свои традиционные формы. Она входила в структуру обряда, или была логическим его завершением, или проводилась отдельно. В народной культуре предпочтение отдавалось активным формам отдыха: играм, песням, танцам, пляскам и др. Разученные на занятиях, они реализуют это свойство в непосредственном действии, где сценарий остаётся как бы за кадром, а на первый план выходит импровизация. Основные «приобретения» учащихся от такой формы творчества: умение отдыхать, активно общаться и испытывать чувство коллективной радости.
Толока, посиделки. Толока – совместный труд (вернее, совместная помощь кому-либо из членов коллектива), иногда сопровождаемый обрядовыми действиями и заканчивающийся угощением, застольем и гулянкой. В народной культуре толокой (возможны и другие названия) называют различные виды
совместной работы (посадка картофеля, строительство дома, жатва и др.) В условиях школы вид работы выбирается по обстоятельствам.
Посиделки – совместный труд, сопровождаемый пением песен, иногда переходящий в гулянку. Круг трудовых действий ограничивается народными ремёслами (прядение, ткачество, вышивка, пошив костюмов, изготовление кукол и др.)
Такие формы используются и на итоговых занятиях по той или иной теме. Кроме того для оптимизации усвоения учебного материала и большей наглядности занятий применяются такие формы передачи знаний и овладения практическими навыками, как целенаправленное слушание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен, посещение фестивалей и концертов народной музыки. Такие формы работы способствуют развитию активного восприятия музыки, формируют эмоциональную отзывчивость и способствуют накоплению фольклорного багажа.
Учебное занятие, как правило, организуется по следующей схеме:
-распевка;
-показ и разучивание нового музыкального материала;
-закрепление пройденного;
-слушание музыки и анализ прослушанного;
-теоретические сведения;
-повторение.
Существуют и другие формы проведения занятий:
Игровое занятие – на котором школьники учатся играть в народные игры и играют в них. Параллельно с обучением игре педагог следит за взаимоотношениями в коллективе, за особенностями проявления школьников в игровом процессе (общении); производит диагностику отставаний или нарушений в способности к социализации и по возможности осуществляет коррекцию. В процессе игры усваиваются нормы этики общения. Для переключения внимания, а также в целях максимально эффективного использования времени применяются любые другие виды фольклорной деятельности: рассказывание сказок, небылиц и быличек, загадывание загадок и т. д.
Занятие - подготовка к календарному празднику. Разучивание элементов календарных обрядов совершается в игровой форме. Элементы занятия: разучивание календарных песен; обсуждение текстов песен, их символического значения; обсуждение семантики ритуальных действий и ритуальных предметов. Основное внимание уделяется развитию образного мышления, освоению значения символов, пониманию их роли в решении нравственных проблем современного общества, проблем культурной и природной экологии.
Занятие-беседа, изложение теоретических сведений с использованием
наглядных пособий, видеоматериалов, музыкальных примеров.
Практическое занятие-разучивание песен, игр, знакомство с основами хореографии.
Занятие- репетиция, концерт.
Итоговое занятие (завершающее тему).
Уроки мастерства (творческие мастерские). Обучение различным видам ремесла «лучше проводить в форме занятий, где одновременно с усвоением технологии изготовления изделия изучается его семантика. Например, при изготовлении куклы из соломы (или лыка) рассказывается о последнем, дожиночном снопе-кукле («Хозяйке»), при изготовлении пояса - о его функции.
Самостоятельная работа учащихся, чтение дополнительной литературы, выполнение творческих заданий, проектная и исследовательская деятельность.
Целесообразны и формы работы групповые, индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми, работа в парах, работа в микрогруппах, пение в разновозрастных дуэтах, трио.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Вокально-хоровая деятельность.
«На Руси, в результате постоянного и активного пения к 15-16 годам, молодые люди, обладавшие хорошими музыкальными данными, полностью осваивали музыкальный материал своего села. Не менее 300-500 песен, многие из которых имели развитые напевы и развернутые тексты. Они запоминались с юных лет и на всю жизнь» (Щуров В.М. «Стилевые основы русской народной музыки» Московская государственная консерватория 1996год).
Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры бережно сохраняли приемы и способы исполнения народных песен. Стоит заметить, что разучивание песен по нотам и записям слов противоречит глубинным принципам народного искусства. Из многих методов разучивания, применительно к народной песне, наиболее результативными являются традиционные, исстари сложившиеся:
Устно-слуховой;
Устно-подражательный;
Метод припевания (вхождение в ритм, «мелодику» незнакомой песни, когда ребята включаются в пение повторяющегося припева, присоединяясь к ансамблю, голосу педагога или фонограмме).
При разучивании народных песен необходимо учитывать и специфику народного вокала, элементы, присущие только народному пению, которые возникли от речевой, без музыкального сопровождения, естественной интонации:
Техника дыхания. Бесшумный короткий вдох, постепенное расходование которого достигается путем упражнений на непрерывное дыхание, тренировки долготы звука (короткий вдох, длительный выдох на звуке «с»);
Дикция. Произношение гласных и согласных «выпуклое»;
Позиция звука. Высокая, в сочетании с близким посылом (достигается при помощи языка). Звуковые упражнения в унисон, на одном звуке. Они позволяют почувствовать, что значит «открытый» звук, как сделать звук «Живым», долгим, почувствовать разницу в звучании одного человека и ансамбля, ощутить объем звука, его пульс.
Особенности ритмического движения. Смена ритма, использование дополнительных гласных при пропевании согласных, так называемая «огласовка».
Без учета стилевых особенностей (стиль- комплекс черт, примет, признаков, которые типичны для данной местной традиции народного пения) особенностей в народном творчестве невозможно в полной мере познать национальную народную музыкальную культуру, поэтому при изучении местных особенностей пения нужно:
Выявить характерные исполнительские приемы;
Отношение аутентичных певцов к данной песне;
Раскрыть содержание народной терминологии.
При разучивании и исполнении народной песни учитывается и особенность
местного говора, которая помогает определить исполнительские детали, связанные с манерой произнесения слова:
Слова, искаженные исполнителями;
Особые формы окончаний прилагательных, глаголов (качает-«качат»), приставки «пере» (переночуй-«перночуй»);
Выпавшие звуки (моего - «мово»);
Фонетические особенности местного диалекта («оканье», замена «е» на «ё» в безударных слогах).
О детском певческом голосе ученые музыканты и врачи фониаторы пишут уже не одно столетие. Данное явление крайне хрупко и недолговечно – где-то в возрасте от 9 до 13 лет. Далее наступает мутация, после которой детский голос приобретает другие качества. Попытки продления этого уникального вида певческой культуры проводились, но не всегда удачно. Некоторые предлагают довольно радикальные, хирургические методы, но большинство склоняются к принципу «Не навреди!», так как ошибка в работе с детьми имеет непредсказуемое будущее. К тому же все усложняется тем, что речь идет не просто о детском голосе, а о детском пении в традиционной народной манере. Индивидуальный подход, учет возрастной психологии, бережное отношение к детскому голосу так же играют огромную роль в выполнении двуединой задачи вокально-хорового обучения: научить петь каждого и научить петь хором.
Примерный план разучивания песни:
-прочесть внимательно текст песни;
-прослушав, проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность;
-разучить текст песни и мотив с детьми;
-обдумать художественное оформление.
Танец и песня не отделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, хороводах обязательно их гармоническое соединение. Программа «Фольклорный ансамбль» предполагает работу над элементами народного танца и бытовой хореографии.
Слушание музыки по фонограммам обычное и привычное дело в музыкальном образовании, становится явлением необычным и непривычным, когда это касается аутентичной музыки. Для многих ребят становится неожиданным то, что вместо артистического исполнения, они слышат исполнение бытовое, необычное для многих, поскольку оно относится к другому «не их» быту. Существует ряд приемов, предупреждающих негативную реакцию, основанную на непонимании явления.
Во-первых, должна быть объяснена ситуация исполнения данного произведения, обстановки. Выявления места, какое занимает это произведение в быту, с возможным привлечением иллюстративного материала, оригинальных суждений и высказываний народных певцов об исполняемом ими произведении.
Во-вторых, должен быть расслышан и понятен поэтический текст песни, для чего педагог может пересказать слова песни перед прослушиванием, объяснить диалектные и старинные слова. Может проговаривать каждый стих в момент цензуры, перед ним или произносить слова синхронно записи, почти беззвучно, но с отчетливой артикуляцией.
В-третьих, должна быть предупреждающе описана манера пения, связанная с особенностями жанра.
Интересным и полезным оказывается прослушивание народной музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей - определить функцию фольклорного произведения на основе лишь слухового
восприятия, слухового анализа. Для этого должны быть выбраны произведения, особенно ярко, наглядно демонстрирующие ту или иную функцию. При слушании колыбельной песни негромкое, вполголоса пение, равномерный ритм, характерный «баюкальный» припев – помогут ребятам точно определить жанр.
Наиболее успешно в программе «Фольклорный ансамбль» так же используются методы:
1.Формирования сознания личности: словесные, метод примера;
2.Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;
3.Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;
4.Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.
Прекрасным дополнением к вышеизложенному является изучение местных народных традиций через общение со старшим поколением учащихся (родителями, бабушками, дедушками). Экскурсии, походы… Методика работы с детским фольклорным коллективом на первый взгляд проста, лучший принцип здесь - «Делай как я!».
Необходимая материально - техническая база:
Кабинет для занятий с соответствующим интерьером.
Аудио, видеотехника.
Баян (аккордеон).
Русские народные инструменты: трещотки 1 шт., бубен большой 1 шт., бубен малый 1 шт., деревянные ложки в комплекте из 3 штук по числу участников ансамбля, русские свистульки по числу участников ансамбля, кугиклы 2 шт.
Костюмы для детей по числу участников ансамбля.
Способы отслеживания и фиксации результатов.
Отслеживание результата - это видение того, насколько идет продвижение к цели. Оценивание результата - это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным, качественный анализ деятельности относительно целей. Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он может быть в форме собеседования или тестирования. В качестве промежуточного контроля используются викторины, мультимедиаигры в рамках итоговых занятий по той или иной теме. Оптимальным вариантом итогового контроля в фольклорном ансамбле могут стать игровые программы (моделирование форм традиционной жизни и инсценирование обрядов), отчётные концерты, а так же анализ концертного выступления в форме беседы.
Диагностическая карта к программе
«ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ»
Теоретические знания
Ф.И. учащегося | Знание жанров русской народной песни | Знание истории возникновения русских народных инструментов | Знание народных праздников, обрядов. Игр. | Знание русского народного прикладного искусства | Умение узнавать героев и события в произведениях изобразительного искусства |
Практические умения
Ф.И учащегося | Умение грамотно петь соло и в ансамбле с товарищами a capella и в сопровождении простейших русских народных инструментов | Умение на слух определять жанры русской народной музыки (вокальной, хоровой, инструментальной) | Умение ананлизировать, сравнивать, различать музыку народную и композиторскую | Участие в праздниках и концертной жизни школы |
Критерии к диагностической карте.
За наличие знаний и умений в той или иной графе карты ребенок получает один балл, по окончании диагностики баллы складываются, и сумма баллов определяет уровень знаний и умений учащегося.
Высокий уровень (8 и более баллов)
Знает, различает на слух жанры русской народной песни. Умеет анализировать, сравнивать, находить общее и различия в музыке народной и композиторской;
Чисто интонируя мелодию, поет a capella 3-4 русских народных песни;
Знает, различает на слух звучание русских народных инструментов, дает характеристику тембрам;
Знает былинных и сказочных героев, узнает их в произведениях изобразительного искусства;
Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках;
Умеет играть (знает правила игры и может о ней рассказать) в подвижные и хороводные народные игры;
Имеет представление о народных промыслах, архитектуре Руси, знает
название элементов русского традиционного костюма;
Средний уровень (5-7 баллов)
Знает, различает на слух, умеет исполнить 2-3 русских народных песни;
Знает, различает на слух звучание русских народных инструментов;
Знает некоторых былинных героев, умеет их узнавать в произведениях искусства;
Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них;
Знает русские народные игры и умеет объяснить правила некоторых из них;
Имеет минимальное представление о народных промыслах, знает некоторые элементы народного костюма.
Низкий уровень (1-4 балла)
Знает, различает на слух некоторые жанры русской песни;
При поддержке товарищей умеет петь a capella 1-2 русских народных песни;
Знает названия некоторых русских народных праздников, но принимает в них пассивное участие;
Знает 2-3 подвижных игры;
Имеет элементарное представление о русском народно- прикладном искусстве.
Модель выпускника.
Выпускник фольклорного ансамбля характеризуется:
- знанием основы народного календаря и музыкальной культуры.
- знанием основ народных традиций и ремесел.
- развитым интересом к дополнительным источникам знаний для дальнейшего самообразования.
- умением трудом добиваться своей цели.
- способностью работать в едином темпе со всем коллективом.
- эмоционально-положительным восприятием системы своих отношений со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.
- способностью к ответственному поведению.
- принятием и соблюдением социальных этических норм.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. | Аникин В. | Русский фольклор./ Аникин В. - М.: Худ. Лит., 1985. |
2. | Алфёрова Е.Л. | Костюмы Курской губернии. Изд. ОДНТ 2011 г. |
3. | Забылин М.Ю. | Русский народ: его обычаи, предания, обряды. /Забылин М.Ю. -М, 2003. |
4. | Камаева Т.Ю. | Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. /Камаева Т.Ю.- М.: Лайда, 1994. |
5. | Копылова А.В. | Русские обычаи, обряды, предания и суеверия. /Копылова А.В. - М: Рипол Классик, 2002. |
6. | Картавцева М.Т. | Школа русского фольклора. Обучение в младших классах.Ч. I /Картавцева М.Т. – М.: МГУКИ, 1994. |
7. | Козак О.Н. | Считалки, дразнилки, мирилки. /Козак О.Н. – С.Петербург: Феникс, 2004. |
8. | Комарова О.Д. | Уроки музыкального фольклора в школе. /Комарова О.Д. - Салехард, 2004. |
9. | Кулагина А. В. | Русская частушка. /Кулагина А.В. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1992. |
10. | Н.А.Гаврилова | Фольклорные песни Курской области. Выпуски 1-4 |
11. | Медведева М.А. | Солнышко-ведрышко. Русские народные песни и хороводы. /Медведева М.А.- М.: Музыка, 1984. |
12. | Медведев Ю.М. | Сказки, предания, легенды. /Медведев Ю.М.- С-Петербург: Эксмо, 2001. |
13. | Мельников М.Н. | Русский детский фольклор. /Мельников М.Н.- М.:Просвещение,1987. |
14. | Науменко Г.М. | Жаворонушки. Выпуски 1-4. /Науменко Г.М. - М.: Советский композитор, 1988. |
15. | Науменко Г.М. | Русские народные детские песни. /Науменко Г.М. - М.: Центрполиграф, 2001. |
16. | Науменко Г.М. | Народные игры с напевами. /Науменко Г.М. - М.: Лотерея, 2003. |
17. | Науменко Г.М. | Фольклорная азбука. /Науменко Г.М. - М.: Центрполиграф, 2001. |
18. | Науменко Г.М. | Народные праздники. /Науменко Г.М. - М.: ВЦХТ, 1999. |
19. | Науменко Г.М. | Народный праздничный календарь, 1-2 т. /Науменко Г.М. - М.: Центрполиграф, 1999. |
20. | Панкеев И. | Русские игры. /Панкеев И.- М.: Яуза, 1998. |
21. | Пушкина С. | Мы играем и поем. /Пушкина С.– М.: Школьная пресса, 2001. |
22. | Пропп В. | Исторические корни волшебной сказки. /Пропп В. - М.: Лабиринт, 2002. |
23. | Прыгунова Е.Н. | Преподавание фольклора. /Прыгунова Е.Н.- С-Петербург 2001. |
24. | Радынова О.П. | Баюшки-баю. /Радынова О.П.– М.: Владос, 1995. |
25. | Рейлли Н. | Русские обряды и традиции./Рейлли Н. - С-Петербург: Невский проспект, 2002. |
26. | Сорокин П.А. | Песенные узоры. Выпуски 1-4./Сорокин П.- М.: Музыка, 1990. |
27. | Щуров В. | Сидит дрема./Щуров В. – М.: 1997. |
28. | Щербакова О.С. | Музыкальный фольклор и дети. /Щербакова О.С.- М.: 1987. |
29. | Яковер Л.Б. | Справочник по истории Отечества./Яковер Л.Б. – М.: Сфера, 1998. |
30 | Аникин В. П | Русские пословицы и поговорки. М., 1988 |
31 | Аникин В. П., Гусев В. Е., Толстой Н. И. | Мудрость народная. Детство.1991 |
32 | Зарецкая Н. В. | Календарные музыкальные праздники М.,2004 |
33 | Меканина Л. | Хрестоматия русской народной песни 1-7 класс М.,1991 |
34 | Новоселова Н. А. | Солнцеворот. К.,2005 |
35 | Петров И. Ф. | Театрализованные ярмарочные гуляния для детей М.,2004 |