1.Пояснительная записка.
1.1 Цели и задачи программы
В 5 классе основная цель обучения - формирование у обучающихся первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
Основными целями изучения предмета являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
1.2 Нормативная база
Рабочая программа по географии «География. Введение в географию» составлена для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», учебного плана МБОУ «Херсоновская ООШ», Беляевского района, Оренбургской области на 2016-2017 учебный год, примерной программы основного общего образования по географии, авторской программы по географии под редакцией Е.М. Домогацких.
1.3 Адресность
Рабочая программа разработана для 5 класса.
1.4 Состав УМК
- «География. Ведение в географию»- учебник по географии для 5 класса общеобразовательных учреждений. Е.М. Домогацких, Введенский Э.Л, Плешаков А.А. « Москва, «Русское Слово», 2015 г;
- Методические рекомендации С.В. Банников, Д.В. Молодцов. К учебнику Е.М.Домогацких, Введенский Э.Л, Плешаков А.А. «География. Введение в географию», Москва, «Русское Слово» 2016 г;
- Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Введенского Э.Л, Плешакова А.А. «География. Введение в географию. 5 класс» Москва, «Русское Слово», 2016 г;
-Атлас « География. Введение в географию. Физическая география» 5-6кл, Москва, «Русское Слово», 2016 г;
- Контурные карты « География. Введение в географию» 5кл, Москва, «Русское Слово», 2016 г.
1.5 Место учебного предмета в базисном учебном плане.
Настоящая программа составлена на 34 часа (1 раз в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения. Программа рассчитана на 34 учебные недели.
2. Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные УУД.
Знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
Реализация установок здорового образа жизни;
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)
Метапредметные результаты.
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки
организация учебного взаимодействия в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д)
Предметные результаты.
объяснение роли различных источников географической информации;
объяснение географические следствия формы, размеров и движения Земли;
формулирование природных и антропогенных причины изменения окружающей среды;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; использование географических умений:
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
составление описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; использование карт как моделей:
определение по карте местоположения географических объектов.
В результате изучения географии с использованием данного УМК обучающие 5 класса должны уметь:
анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни;
находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в т.ч. инструментальных);
описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры географических объектов;
проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления, географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в т. ч инструментальных).
Знать:
форму и размеры Земли;
полюса, экватор;
части Мирового океана;
виды движения воды в океане;
материки и океаны Земли;
географические объекты, предусмотренные программой;
маршруты географических исследований и путешествий.
3. Содержание учебного курса
Тема 1. Введение. Наука география (2 часа)
Содержание темы
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия
География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия
Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Практические работы:
Организация наблюдений за формой полученной тени
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия
Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи
Практические работы:
Обозначение на контурной карте географических объектов.
Обозначение на контурной карте маршрута путешествия финикийцев
Обозначение на контурной карте маршрута первого путешествия Х. Колумба
Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Ф. Магеллана
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств Евразии.
Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка
Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк.
Составление перечня научно-исследовательских антарктических станций.
Тема 5. Природа Земли (3 часа)
Содержание темы
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия
Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
.
Практические работы
Организация фенологических наблюдений в природе.
4. Тематическое планирование Приложение 2
№ | Тема | Кол. час. | УУД | Прак. раб | Конт. раб |
1 | Наука география. | 2 | Предметные: Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете география Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличия методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии. Метапредметные: Умение работать с текстом, выделять в нём главное. Личностные: Учебно-познавательный интерес к географии. | 4 | 0 |
2 | Земля и ее изображение | 5 | Предметные: Определять, какую форму имеет Земля.Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли. Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия Умение работать с измерительными приборами. Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами. Личностные: Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений. Осознание многообразия видов изображения земной поверхности. Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека Понимание роли и значения географических знаний. | 3 | 1 |
3 | История географических открытий | 14 | Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию. Давать определение понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Барто-Ломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий. Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять, чем индейцы отличаются от индийцев Формулировать высказывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля» Объяснять, почему. Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука. Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком. Формулировать высказывания о целях и ходе экспедицийДжеймсаКука.Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками.Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте,структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений.Выслушивать и объективно оценивать другого.Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму. Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами. Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний. | 5 | 1 |
4 | Путешествия по планете Земля | 10 | Предметные:Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане. Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли. Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тексту и картам. Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тексту и картам. Объяснять особенности природы и населения ЮжнойАмерики. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тексту и картам. Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Группировать географические объекты Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.Личностные: Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей. Осознание роли Мирового океана для природы и человека. Понимание специфических черт природы и населения Евразии, Африки, Северной Америки, Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материков. Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | 7 | 1 |
5 | Природа Земли | 3 | Предметные: Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные). Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Личностные: Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов. Понимание специфических черт оболочек Земли | 1 | 1 |
| Итого | 34 | | 20 | 4 |
Итоговая контрольная работа по географии 5 класс
1 вариант
Кто из ученых древности впервые использовал слово «география»?
а) Пифагор; б) Аристотель; в) Пифей; г) Эратосфен.
Вид изображения, позволяющий подробно изучить небольшой по площади участок земной поверхности:
а) глобус; б) географическая карта; в) план; г) аэрофотоснимок.
Какого из указанных направлений по сторонам горизонта не существует?
а) Ю б) ЗВ в) СЗ г) ЮВ.
Следствием осевого вращения Земли является
а) смена времён года в) смена дня и ночи
б) смена погоды г) смена времени
Первое путешествие вокруг Африки совершили:
а) викинги; б) финикийцы; в) древние греки; г) индусы.
Какие из перечисленных объектов расположены на территории Евразии?
а) Китай, Амазонка, Эйр-Норт;
б) Амур, Байкал, Рейн;
в) Аппалачи, Волга, Россия;
г) Эйр-Норт, Байкал, Виктория.
Река, ручей, озеро, море входят в состав:
а) атмосферы; в) биосферы;
б) гидросферы; г) литосферы.
Нижняя граница географической оболочки проходит:
а) в атмосфере; б) в гидросфере; в) в литосфере; г) в мантии.
Сколько стран расположено на территории Антарктиды?
а) 1 б) 6 в) 12 г) ни одной
Расставьте материки Земли в порядке возрастания из площади:
а) Антарктида;
б) Африка;
в) Евразия;
г) Австралия;
Установите соответствие между названием материка и характерной его особенностью:
1) Евразия; а) Самый жаркий;
2) Африка; б) Самый холодный;
3) Антарктида; в) Самый большой;
4) Австралия; г) Самый маленький.
Из предложенного списка выберите 3 объекта природы.
а) компьютер;
б) хлеб;
в) песок;
г) море;
д) ручка;
е) собака.
Кто совершил первое кругосветное путешествие?
Какой метод географических исследований применен при составлении этого текста?
Тропические леса занимают значительную часть лесной площади мира и являются главным источником древесины ценных пород. Это огромная кладовая пищевых, технических, лекарственных и других полезных растений, широко вошедших в культуру и быт народов многих стран, а также послуживших источником генофонда диких сородичей для селекции и выведения культурных сортов. Чай и кофе, бананы и цитрусовые, гевея и тунг, как и многие сотни других ныне культивируемых полезных растений, являются выходцами из тропических лесов.
2 вариант
На русский язык слово «география» переводится как:
а) землеочертание; в) земленачертание;
б) землеописание; г) земленаписание.
Точные очертания материков и островов возможно получить при использовании:
а) рисунка земной поверхности;
б) фотографии, сделанной с поверхности Земли;
в) космического снимка;
г) фотографии, сделанной с высоты десятиэтажного дома.
Какого из указанных направлений по сторонам горизонта не существует?
а) Ю б) СВ в) СЗ г) ЮС.
По орбите вокруг Солнца Земля совершает полный оборот за:
а) сутки; б) месяц; в) год; г) день.
Первым из европейцев, совершившим путешествие в Китай, является
а) Марко Поло; б) Афанасий Никитин; в) Васко да Гама; г) Хр.Колумб.
Какие из перечисленных объектов расположены на территории Африки?
а) Нил, Амазонка, Миссисипи;
б) Амур, Конго, Замбези;
в) Виктория, Танганьика, Нил;
г) Виктория, Танганьика, Байкал.
Какая группа объектов природы входит в состав литосферы?
а) море, горы, равнины;
б) горы, муравей, облака;
в) возвышенность, горы, низменность;
г) облако, родник, овраг.
Верхняя граница географической оболочки проходит:
а) в атмосфере; б) в гидросфере; в) литосфере; г) мантии.
Европу отделяют от Азии:
а) Уральские горы б) Кавказские горы в) Гималаи г) Тибет
Расставьте океаны в порядке увеличения их площади:
а) Тихий; б) индийский; в) Северный Ледовитый; г) Атлантический.
Установите соответствие между названием материка и расположенной на его территории системой:
1) Евразия а) Гималаи;
2) Южная Америка; б) Аппалачи;
3) Северная Америка; в) Анды;
4) Австралия; г) Большой Водораздельный хребет.
Из предложенного списка выберите 3 объекта природы.
а) почва;
б) телевизор;
в) родник;
г) портфель;
д) дерево;
е) одежда.
Кто открыл Америку?
Какие географические методы исследования можно использовать для подтверждения данной информации:
Тропические леса занимают большие пространства по обе стороны экватора в Америке, Африке, в южной и юго-восточной частях Азии и на прилегающих к ней островах, в Австралии.
В лесных водоемах тропической Америки растет знаменитая виктория-регия. Ее плавающие в воде листья достигают в диаметре 2 м, а огромные чудо-цветки распускаются лишь на две ночи и два вечера, наполняя воздух дурманящим ароматом. В первый вечер цветки белые с красновато-розовой серединой, а во второй — переливаются всеми оттенками от малиново-красного до темно-пурпурного.
Подготовлено два варианта, в которых даны однотипные задания на проверку одинаковых знаний, умений и тем курса.
Ключ:
Вариант 1. 1г, 2в, 3б, 4в, 5б, 6б, 7б, 8в, 9г, 10габв, 11-1в,2а,3б,4г, 12вге, 13.Магеллан. 14.
Вариант 2. 1б, 2в, 3г, 4в, 5а, 6в, 7в, 8а, 9а, 10вбга, 11-1а,2в,3б,4г, 12авд, 13.Колумб, 14
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За каждый правильный ответ ставится 1 балл. За правильно названный метод в 14 вопросе – 1 балл, всего 2 балла. Максимальный балл за работу – 15 баллов. «3» получает работа с 5-8, «4» - с 9-12, «5» - с 13-15 баллами.
Система оценивания
За устный ответ
Отметка «5»
ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2» ответ неправильный; нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Отметка «1» - ответ отсутствует.
Оценка практических умений учащихся
Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование по географии
Класс: 5
Учитель: Нуржанова А.Б.
№ | Дата план | Фактдата | Тема занятия | Кол-во часов | Примеча-ния |
Введение (2 часа) |
1 | | | География как наука П/р № 1. Составление схемы наук о природе | | |
2 | | | Методы географических исследований. П/р № 2. Составление описания учебного кабинета географии. П/р № 3. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках. П/р № 4. Организация наблюдений за погодой |
Земля и ее изображение (5 часов) |
3 | | | Первые представления о форме Земли. П/р № 5 Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами. | |
|
4 | | | Форма, размеры и движения Земли |
5 | | | Глобус и карта. П/р № 6. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности. |
6 | | | Ориентирование на местности П/р № 7 Определение с помощью компаса сторон горизонта |
7 | | | Итоговое занятие по теме «Земля и её изображение» |
История географических открытий (14 часов) |
8 | | | По следам путешественников каменного века. П/р № 8 Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа | | |
9 | | | Путешественники древности. П/р № 9. Обозначение на контурной карте маршрута путешествия финикийцев. |
10 | | | Путешествия морских народов. |
11 | | | Первые европейцы на краю Азии. |
12 | | | Хождение за три моря |
13 | | | Морской путь в Индию |
14 | | | Открытие Америки. П/р № 10. Обозначение на контурной карте маршрута первого путешествия Христофора Колумба. | | |
15 | | | Первое кругосветное плавание. П/р № 11. Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Ф. Магеллана. |
16 | | | Открытие Южного материка |
17 | | | Поиски Южной земли продолжаются. |
18 | | | Русские путешественники. П/р № 12 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» |
19 | | | Вокруг света под русским флагом |
20 | | | Итоговое занятие по теме «История географических открытий» |
21 | | | Занятие по коррекции знаний по теме «История географических открытий» |
Путешествия по планете Земля (10 часов) |
22 | | | Мировой океан и его части | | |
23 | | | Значение Мирового океана для природы и человека П/р № 13 Обозначение на контурной карте материков и океанов |
24 | | | Путешествие по Евразии П/р. № 14 Обозначение на контурной карте крупнейших государств Евразии |
25 | | | Путешествие по Африке П/р. № 15 Составление таблицы «Особенности живой природы Африки» |
26 | | | Путешествие по Северной Америке П/р. № 16 Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка. |
27 | | | Путешествие по Южной Америке П/р. № 17 Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка. |
28 | | | Путешествие по Австралии П/р. № 18 Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк. |
29 | | | Путешествие по Антарктиде П/р. № 19 Составление перечня научно-исследовательских антарктических станций. |
30 | | | Итоговое занятие по теме «Путешествия по планете Земля» |
31 | | | Занятие по коррекции знаний по теме «Путешествия по планете Земля" |
Природа Земли (2 часа) |
32 | | | Что такое природа. П/р №20 Организация фенологических наблюдений в природе | |
|
33 | | | Оболочки Земли |
6. Контрольно-измерительные материалы и система оценивания
Контрольная работа по теме: «Земля и ее изображения»
Воображаемая линия, находящаяся на уровне глаз наблюдателя на открыто местности называется ….
А) линией горизонта.
Б) экватором.
В) земной осью.
Первые предположения о шарообразности Земли были выдвинуты в …..
А) Древнем Китае.
Б) Древней Руси.
В) Древней Индии.
Первым ученым, выдвинувшим гипотезу о шарообразности Земли, был ….
А) Птолемей.
Б) Пифагор.
В) Пифей.
Установите соответствие между именем ученого и сделанным им географическим открытием.
1 | Пифагор | а | вычислил размеры Земли |
2 | Аристотель | б | выдвинул гипотезу о шарообразности Земли |
3 | Эратосфен | в | предложил доказательства о шарообразности Земли. |
1.
2.
3.
Установите соответствие между понятием и относящимся к нему определением.
1.
2.
3.
4.
1 | орбита | а | условная линия, разделяющая Землю на Северное и Южное полушария. |
2 | полюс | б | форма Земли |
3 | экватор | в | точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения. |
4 | эллипсоид | г | линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца. |
Уменьшенной моделью земного шара является ….
А) Глобус.
Б) Географическая карта.
В) План местности.
На физической карте мира зеленым цветом обозначены ….
А) леса
Б) луга
В) равнины.
Разными оттенками синего цвета в пределах морей и океанов на физической карте обозначают участки с различной ….
А) температурой воды.
Б) соленостью воды.
В) глубиной.
Високосный год на нашей планете наблюдается один раз в
А) в 4 года.
Б) в 5 лет.
В) в 12 лет.
10.Дополните утверждения:
Ориентирование – это ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Компас – это __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Географическая карта – это ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме: «Земля и ее изображения»
Ответы
Воображаемая линия, находящаяся на уровне глаз наблюдателя на открыто местности называется ….
А) линией горизонта.
Б) экватором.
В) земной осью.
Первые предположения о шарообразности Земли были выдвинуты в …..
А) Древнем Китае.
Б) Древней Руси.
В) Древней Индии.
Первым ученым, выдвинувшим гипотезу о шарообразности Земли, был ….
А) Птолемей.
Б) Пифагор.
В) Пифей.
Установите соответствие между именем ученого и сделанным им географическим открытием.
1 | Пифагор | а | вычислил размеры Земли |
2 | Аристотель | б | выдвинул гипотезу о шарообразности Земли |
3 | Эратосфен | в | предложил доказательства о шарообразности Земли. |
1.Б 2.В 3.А
Установите соответствие между понятием и относящимся к нему определением.
1 | орбита | а | условная линия, разделяющая Землю на Северное и Южное полушария. |
2 | полюс | б | форма Земли |
3 | экватор | в | точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения. |
4 | эллипсоид | г | линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца. |
1.Г 2.В 3.А 4.Б
Уменьшенной моделью земного шара является ….
А) Глобус.
Б) Географическая карта.
В) План местности.
На физической карте мира зеленым цветом обозначены ….
А) леса
Б) луга
В) равнины.
Разными оттенками синего цвета в пределах морей и океанов на физической карте обозначают участки с различной ….
А) температурой воды.
Б) соленостью воды.
В) глубиной.
Високосный год на нашей планете наблюдается один раз в
А) в 4 года.
Б) в 5 лет.
В) в 12 лет.
10.Дополните утверждения:
Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта.
Компас – это прибор, с помощью которого можно ориентироваться.
Географическая карта–уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.
Правильных ответов | Оценка |
10 | 5 |
9-8 | 4 |
7-5 | 3 |