ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету математика (геометрия) для 11 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе авторской программы по геометрии к предметной линии Л.С.Атанасяна - М.: Просвещение, 2014, Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Катуаровской СОШ.
Учебно-методический комплекс:
Геометрия. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профил. уровни / Л.С.Атанасяна. – М.: Просвещение, 2014.
Геометрия. Дидактические материалы. 11 класс / Б.Г. Зив – М.: Просвещение, 2014.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжает и получает развитие содержательная линия «Геометрия».
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Она необходима для успешного решения, практических задач: оптимизация семейного бюджета и правильное распределение времени, оценивание рентабельности возможных предложений, проведение несложных инженерных и технических расчетов для жизненных задач. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчеты, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений.
Изучение математики развивает воображение, пространственные представления, способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства. Кроме того основной задачей курса геометрии является необходимость обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Цели и задачи курса
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
В рамках указанной содержательной линии«Геометрия» решаются следующие задачи:
изучение свойств пространственных тел,
формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МОУ Катуаровской СОШ предусматривает в 11 классе изучение предмета «Геометрия» в объеме 68 часов в год, по 2 часа в неделю 34 учебных недели.
Общее количество учебных часов
№ п/п | Раздел программы | Всего часов | Количество контрольных работ |
1 | Метод координат в пространстве. Скалярное произведение векторов | 17 | 2 |
2 | Цилиндр, конус, шар | 19 | 2 |
3 | Объемы тел | 21 | 2 |
4 | Повторение курса геометрии | 11 | 1 |
5 | Итого | 68 | 7 |
Критерии и нормы оценки знаний по предмету
Учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа, устный опрос и тесты. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа. Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем.
Оценка устных ответов учащихся «5» | полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. | «4» | если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа: допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. | «3» | неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»); имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. | «2» | не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала: допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. | |
|
Оценка письменных контрольных и самостоятельных работ
«5» | работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). |
«4» | работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки). |
«3» | допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. |
«2» | допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере. |
Правила оценки теста.
Общая сумма баллов за все правильные ответы составляет наивысший балл. В спецификации указывается общий наивысший балл по тесту. Также устанавливается диапазон баллов, которые необходимо набрать для того, чтобы получить отличную, хорошую, удовлетворительную или неудовлетворительную оценки.
В процентном соотношении оценки (по пятибалльной системе) рекомендуется выставлять в следующих диапазонах:
Отметка «5» - 85%-100%
Отметка «4» - 65%-85%
Отметка «3» - 50%-65%;
Отметка «2» - менее 50%.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к уровню подготовки выпускников.
Обучающиеся должны знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
Обучающиеся должны уметь:
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
Обучающиеся должны использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
для вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Метод координат в пространстве. Скалярное произведение векторов (17 часов).
Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости. Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, коллинеарность векторов в координатах. Движение. Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Параллельный перенос.
Цилиндр, конус, шар (19 час).
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Повторение курса геометрии (11ч).
Повторение, обобщение и систематизация знаний.
Формы организации учебных занятий
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
Формы и средства контроля
Контрольных работ – 7 (включая итоговую контрольную работу)
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ, тестов, математических диктантов, самостоятельных работ и устного опроса. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной тестовой работы.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № уро-ка в раз-деле | Тема урока | Сроки проведения | Использование ИКТ |
по плану | по факту |
Метод координат в пространстве. Скалярное произведение векторов. (17 ч). |
1 | 1 | Векторы в пространстве. Определения длины вектора, коллинеарных векторов, равных векторов. | 1.09.17. | | Презентация «Векторы в пространстве» |
2 | 2 | Координаты вектора, правила действия над векторами, заданными своими координатами. | 4.09-8.09.17 | | |
3 | 3 | Понятия системы координат в пространстве, координат точки и вектора в пространстве. | 4.09-8.09.17 | | |
4 | 4 | Решение задач на нахождение координат точки и координат вектора в пространстве. | 11.09-15.09.17 | | |
5 | 5 | Связь между координатами векторов и координатами точек. | 11.09-15.09.17 | | |
6 | 6 | Простейшие задачи в координатах. Формулы нахождения координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками. | 18.09-22.09.17 | | |
7 | 7 | Применение формул нахождения координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками. | 18.09-22.09.17 | | |
8 | 8 | Контрольная работа №1«Метод координат в пространстве». | 25.09-29.09.17 | | |
9 | 9 | Анализ контрольной работы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 25.09-29.09.17 | | Презентация «Угол между векторами. Скалярное произведение векторов» |
10 | 10 | Решение задач на нахождение угла между векторами и скалярное произведение векторов. | 2.10-6.10.17 | | |
11 | 11 | Угол между прямыми. Направляющий вектор. Формула для вычисления угла между прямыми. | 2.10-6.10.17 | | |
12 | 12 | Угол между прямой и плоскостью. | 9.10-13.10.17 | | |
13 | 13 | Центральная и осевая симметрия. | 9.10-13.10.17 | | Презентация «Центральная и осевая симметрия» |
14 | 14 | Параллельный перенос. Поворот. | 16.10-20.10.17 | | |
15 | 15 | Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов». | 16.10-20.10.17 | | |
16 | 16 | Контрольная работа №2 «Скалярное произведение векторов». | 23.10.-27.10.18 | | |
17 | 17 | Анализ контрольной работы. Зачет по теме «Метод координат в пространстве». | 23.10.-27.10.18 | | |
Цилиндр. Конус. Шар. (19 ч). |
18 | 1 | Понятие цилиндра, его элементов, формула площади поверхности цилиндра. | 7.11.-10.11.17 | | Презентация «Понятие цилиндра, его элементов, формула площади поверхности цилиндра» |
19 | 2 | Сечения цилиндра плоскостью. Решение задач по теме «Цилиндр». | 13.11-17.11.17 | | |
20 | 3 | Площадь поверхности цилиндра. | 13.11-17.11.17 | | |
21 | 4 | Понятие конуса, его элементов, формула для вычисления площади его поверхности. | 20.11-24.11 | | |
22 | 5 | Сечения конуса плоскостью. Решение задач. | 20.11-24.11 | | |
23 | 6 | Площадь поверхности конуса. | 27.11-1.12.17 | | |
24 | 7 | Усеченный конус. | 27.11-1.12.17 | | |
25 | 8 | Решение задач по теме: «Цилиндр, конус». | 4.12-8.12.17 | | |
26 | 9 | Контрольная работа №3 по теме «Цилиндр, конус». | 4.12-8.12.17 | | |
27 | 10 | Анализ контрольной работы. Сфера и шар. | 11.12-15.12.17 | | |
28 | 11 | Уравнение сферы. | 11.12-15.12.17 | | |
29 | 12 | Взаимное расположение сферы и плоскости. | 18.12-22.12.17 | | Презентация «Взаимное расположение сферы и плоскости» |
30 | 13 | Касательная плоскость к сфере. | 18.12-22.12.17 | | |
31 | 14 | Площадь сферы. | 25.12-29.12.17. | | |
32 | 15 | Комбинации геометрических тел. | 25.12-29.12.17. | | Презентация «Комбинации геометрических тел» |
33 | 16 | Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар. | 9.01-12.01.18 | | |
34 | 17 | Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар. | 15.01-19.01.18 | | |
35 | 18 | Контрольная работа №4 по теме «Сфера и шар». | 15.01-19.01.18 | | |
36 | 19 | Анализ контрольной работы. Зачет по теме «Цилиндр, конус и шар». | 22.01-26.01.18 | | |
Объемы тел (21 ч). |
37 | 1 | Понятие объема тела, свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 22.01-26.01.18 | | Презентация «Понятие объема тела, свойства объема» |
38 | 2 | Решение задач по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда». | 29.01-2.02.18 | | |
39 | 3 | Объем прямой призмы. | 29.01-2.02.18 | | |
40 | 4 | Объем цилиндра. | 5.02-9.02.18 | | |
41 | 5 | Решение задач по теме: «Объем цилиндра». | 5.02-9.02.18 | | |
42 | 6 | Объем наклонной призмы. | 12.02-16.02.18 | | |
43 | 7 | Решение задач по теме: «Объем наклонной призмы». | 12.02-16.02.18 | | |
44 | 8 | Объем пирамиды. | 19.02-22.02.18 | | |
45 | 9 | Решение задач по теме: «Объем пирамиды». | 19.02-22.02.18 | | |
46 | 10 | Объем усеченной пирамиды. | 26.02-2.03.18 | | Презентация «Объем усеченной пирамиды» |
47 | 11 | Объем конуса. | 26.02-2.03.18 | | |
48 | 12 | Объем усеченного конуса. | 5.03-7.03.18 | | |
49 | 13 | Решение задач по теме «Объемы тел». | 12.03-16.03.18 | | |
50 | 14 | Контрольная работа №5 по теме: «Объемы тел». | 12.03-16.03.18 | | |
51 | 15 | Объем шара. | 19.03-23.03.18 | | |
52 | 16 | Объем шарового сегмента, шарового слоя, сектора. | 3.04-6.04.18 | | Презентация «Объем шарового сегмента, шарового слоя, сектора» |
53 | 17 | Площадь сферы. | 3.04-6.04.18 | | |
54 | 18 | Шар, вписанный в пирамиду. Шар, описанный около пирамиды. | 9.04-13.04.18. | | |
55 | 19 | Решение задач по теме: «Цилиндр, конус, шар». | 9.04-13.04.18. | | |
56 | 20 | Контрольная работа №6 по теме «Цилиндр, конус, шар». | 16.04-20.04.18. | | |
57 | 21 | Анализ контрольной работы. Зачет по теме «Объёмы тел». | 16.04-20.04.18. | | |
Повторение (11ч) |
58 | 1 | Аксиомы стереометрии. Повторение. | 23.04.-28.04.18. | | Презентация «Аксиомы стереометрии» |
59 | 2 | Параллельность прямых, параллельность прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей. | 23.04.-28.04.18 | | |
60 | 3 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. | 3.05-4.05.18 | | |
61 | 4 | Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей. | 7.05-11.05.18 | | Презентация «Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей» |
62 | 5 | Объемы многогранников. | 7.05-11.05.18 | | |
63 | 6 | Тела вращения. | 14.04-18.05.18. | | |
64 | 7 | Площади и объёмы тел вращения. | 14.05-18.05.18. | | |
65 | 8 | Комбинации с описанными и вписанными сферами. | 21.05-25.05.18 | | |
66 | 9 | Итоговая контрольная работа. | 21.05-25.05.18 | | |
67 | 10 | Обобщающий урок | | | |
68 | 11 | Итоговый урок по курсу геометрия. | | | |
Рассмотрено на заседании ШМО |
Протокол от «______»_______ 20_____г. № ______ |
Руководитель ШМО |
_______________/_____________________/ |
подпись расшифровка |
|
Согласовано |
заместитель директора по УВР |
_______________/___________________/ |
«______»_______ 20_____г. |
10