СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Геометрия" 11 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический комплекс:

  • Геометрия. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профил. уровни / Л.С.Атанасяна. – М.: Просвещение, 2014.  
  • Геометрия. Дидактические материалы. 11 класс / Б.Г. Зив – М.: Просвещение, 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Геометрия" 11 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету математика (геометрия) для 11 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе авторской программы по геометрии к предметной линии Л.С.Атанасяна - М.: Просвещение, 2014, Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Катуаровской СОШ.


Учебно-методический комплекс:

  • Геометрия. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профил. уровни / Л.С.Атанасяна. – М.: Просвещение, 2014.

  • Геометрия. Дидактические материалы. 11 класс / Б.Г. Зив – М.: Просвещение, 2014.


Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса математики на базовом уровне продолжает и получает развитие содержательная линия «Геометрия».

Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Она необходима для успешного решения, практических задач: оптимизация семейного бюджета и правильное распределение времени, оценивание рентабельности возможных предложений, проведение несложных инженерных и технических расчетов для жизненных задач. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчеты, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений.

Изучение математики развивает воображение, пространственные представления, способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства. Кроме того основной задачей курса геометрии является необходимость обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.


Цели и задачи курса

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

В рамках указанной содержательной линии«Геометрия» решаются следующие задачи:

  • изучение свойств пространственных тел,

  • формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.


Место предмета в учебном плане

Учебный план МОУ Катуаровской СОШ предусматривает в 11 классе изучение предмета «Геометрия» в объеме 68 часов в год, по 2 часа в неделю 34 учебных недели.


Общее количество учебных часов


п/п

Раздел программы

Всего часов

Количество контрольных работ

1

Метод координат в пространстве. Скалярное произведение векторов

17

2

2

Цилиндр, конус, шар

19

2

3

Объемы тел

21

2

4

Повторение курса геометрии

11

1

5

Итого

68

7



Критерии и нормы оценки знаний по предмету

Учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа, устный опрос и тесты. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа. Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Критерии ошибок

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем.

Оценка устных ответов учащихся

«5»

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя ма­тематическую терминологию и символику;

правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчи­вость используемых при отработке умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

«4»

если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа: допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

«3»

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определен­ные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической тер­минологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и на­выков.

«2»

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала: допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учите­ля.



Оценка письменных контрольных и самостоятельных работ

«5»

работа выполнена полностью;

в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием не­знания или непонимания учебного материала).

«4»

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

«3»

допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

«2»

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по дан­ной теме в полной мере.



Правила оценки теста.

Общая сумма баллов за все правильные ответы составляет наивысший балл. В спецификации указывается общий наивысший балл по тесту. Также устанавливается диапазон баллов, которые необходимо набрать для того, чтобы получить отличную, хорошую, удовлетворительную или неудовлетворительную оценки.

В процентном соотношении оценки (по пятибалльной системе) рекомендуется выставлять в следующих диапазонах:

Отметка «5» - 85%-100%

Отметка «4» - 65%-85%

Отметка «3» - 50%-65%;

Отметка «2» - менее 50%.












1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Требования к уровню подготовки выпускников.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

  • идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

  • значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

  • возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

  • различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

  • роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

Обучающиеся должны уметь:

  • соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;

  • изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;

  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;

  • применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;

  • строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;

Обучающиеся должны использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • для вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.






2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


    1. Метод координат в пространстве. Скалярное произведение векторов (17 часов).

Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости. Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, коллинеарность векторов в координатах. Движение. Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Параллельный перенос.

    1. Цилиндр, конус, шар (19 час).

Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

    1. Объемы тел (21 час).

Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

    1. Повторение курса геометрии (11ч).

Повторение, обобщение и систематизация знаний.



Формы организации учебных занятий

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте.

Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.

Формы и средства контроля

Контрольных работ – 7 (включая итоговую контрольную работу)

Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ, тестов, математических диктантов, самостоятельных работ и устного опроса. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной тестовой работы.



3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

уро-ка в раз-деле



Тема урока



Сроки проведения



Использование

ИКТ

по плану

по факту

Метод координат в пространстве. Скалярное произведение векторов. (17 ч).

1

1

Векторы в пространстве. Определения длины вектора, коллинеарных векторов, равных векторов.

1.09.17.


Презентация «Векторы в пространстве»

2

2

Координаты вектора, правила действия над векторами, заданными своими координатами.

4.09-8.09.17



3

3

Понятия системы координат в пространстве, координат точки и вектора в пространстве.

4.09-8.09.17



4

4

Решение задач на нахождение координат точки и координат вектора в пространстве.

11.09-15.09.17



5

5

Связь между координатами векторов и координатами точек.

11.09-15.09.17



6

6

Простейшие задачи в координатах. Формулы нахождения координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками.

18.09-22.09.17



7

7

Применение формул нахождения координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками.

18.09-22.09.17



8

8

Контрольная работа №1«Метод координат в пространстве».

25.09-29.09.17



9

9

Анализ контрольной работы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

25.09-29.09.17


Презентация «Угол между векторами. Скалярное произведение векторов»

10

10

Решение задач на нахождение угла между векторами и скалярное произведение векторов.

2.10-6.10.17



11

11

Угол между прямыми. Направляющий вектор. Формула для вычисления угла между прямыми.

2.10-6.10.17



12

12

Угол между прямой и плоскостью.

9.10-13.10.17



13

13

Центральная и осевая симметрия.

9.10-13.10.17


Презентация «Центральная и осевая симметрия»

14

14

Параллельный перенос. Поворот.

16.10-20.10.17



15

15

Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов».

16.10-20.10.17



16

16

Контрольная работа №2 «Скалярное произведение векторов».

23.10.-27.10.18



17

17

Анализ контрольной работы. Зачет по теме «Метод координат в пространстве».

23.10.-27.10.18



Цилиндр. Конус. Шар. (19 ч).

18

1

Понятие цилиндра, его элементов, формула площади поверхности цилиндра.

7.11.-10.11.17


Презентация «Понятие цилиндра, его элементов, формула площади поверхности цилиндра»

19

2

Сечения цилиндра плоскостью. Решение задач по теме «Цилиндр».

13.11-17.11.17



20

3

Площадь поверхности цилиндра.

13.11-17.11.17



21

4

Понятие конуса, его элементов, формула для вычисления площади его поверхности.

20.11-24.11



22

5

Сечения конуса плоскостью. Решение задач.

20.11-24.11



23

6

Площадь поверхности конуса.

27.11-1.12.17



24

7

Усеченный конус.

27.11-1.12.17



25

8

Решение задач по теме: «Цилиндр, конус».

4.12-8.12.17



26

9

Контрольная работа №3 по теме «Цилиндр, конус».

4.12-8.12.17



27

10

Анализ контрольной работы. Сфера и шар.

11.12-15.12.17



28

11

Уравнение сферы.

11.12-15.12.17



29

12

Взаимное расположение сферы и плоскости.

18.12-22.12.17


Презентация «Взаимное расположение сферы и плоскости»

30

13

Касательная плоскость к сфере.

18.12-22.12.17



31

14

Площадь сферы.

25.12-29.12.17.



32

15

Комбинации геометрических тел.

25.12-29.12.17.


Презентация «Комбинации геометрических тел»

33

16

Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар.

9.01-12.01.18



34

17

Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар.

15.01-19.01.18



35

18

Контрольная работа №4 по теме «Сфера и шар».

15.01-19.01.18



36

19

Анализ контрольной работы. Зачет по теме «Цилиндр, конус и шар».

22.01-26.01.18



Объемы тел (21 ч).

37

1

Понятие объема тела, свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.

22.01-26.01.18


Презентация «Понятие объема тела, свойства объема»

38

2

Решение задач по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда».

29.01-2.02.18



39

3

Объем прямой призмы.

29.01-2.02.18



40

4

Объем цилиндра.

5.02-9.02.18



41

5

Решение задач по теме: «Объем цилиндра».

5.02-9.02.18



42

6

Объем наклонной призмы.

12.02-16.02.18



43

7

Решение задач по теме: «Объем наклонной призмы».

12.02-16.02.18



44

8

Объем пирамиды.

19.02-22.02.18



45

9

Решение задач по теме:

«Объем пирамиды».

19.02-22.02.18



46

10

Объем усеченной пирамиды.

26.02-2.03.18


Презентация «Объем усеченной пирамиды»

47

11

Объем конуса.

26.02-2.03.18



48

12

Объем усеченного конуса.

5.03-7.03.18



49

13

Решение задач по теме «Объемы тел».

12.03-16.03.18



50

14

Контрольная работа №5 по теме: «Объемы тел».

12.03-16.03.18



51

15

Объем шара.

19.03-23.03.18



52

16

Объем шарового сегмента, шарового слоя, сектора.

3.04-6.04.18


Презентация «Объем шарового сегмента, шарового слоя, сектора»

53

17

Площадь сферы.

3.04-6.04.18



54

18

Шар, вписанный в пирамиду. Шар, описанный около пирамиды.

9.04-13.04.18.



55

19

Решение задач по теме: «Цилиндр, конус, шар».

9.04-13.04.18.



56

20

Контрольная работа №6 по теме «Цилиндр, конус, шар».


16.04-20.04.18.



57

21

Анализ контрольной работы. Зачет по теме «Объёмы тел».

16.04-20.04.18.



Повторение (11ч)

58

1

Аксиомы стереометрии. Повторение.

23.04.-28.04.18.


Презентация «Аксиомы стереометрии»

59

2

Параллельность прямых, параллельность прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей.

23.04.-28.04.18



60

3

Перпендикулярность прямых и плоскостей. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью.

3.05-4.05.18



61

4

Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей.

7.05-11.05.18


Презентация «Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей»

62

5

Объемы многогранников.

7.05-11.05.18



63

6

Тела вращения.

14.04-18.05.18.



64

7

Площади и объёмы тел вращения.

14.05-18.05.18.



65

8

Комбинации с описанными и вписанными сферами.

21.05-25.05.18



66

9

Итоговая контрольная работа.

21.05-25.05.18



67

10

Обобщающий урок




68

11

Итоговый урок по курсу геометрия.






Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол от «______»_______ 20_____г. № ______

Руководитель ШМО

_______________/_____________________/

подпись расшифровка


Согласовано

заместитель директора по УВР

_______________/___________________/

«______»_______ 20_____г.




10