
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.).
Данная рабочая программа реализуется на основе следующих документов:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. – М. «Просвещение», 2008 г. (Авторская программа по алгебре Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.)
2. Стандарт основного общего образования по математике.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цели изучения курса:
продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин; решения задач;
продолжить развивать вычислительные и формально-оперативные алгебраические умения до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов;
продолжить развивать пространственное мышление и математическую культуру;
продолжить учить ясно и точно излагать свои мысли;
продолжить формировать умение работать по алгоритму;
продолжить формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Задачи курса:
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов.
Количество учебных часов:
В год - 102 часа (3 часа в неделю, всего 102 часа)
В том числе:
Контрольных работ – 10 (включая итоговую контрольную работу)
Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития (повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий) трудно усваивают программу по математике. В связи с этим в программу внесены некоторые изменения: обучение ведется с широкой опорой на наглядно-графические представления; совершенствование вычислительных навыков учащихся достигается путем включения в курс большого числа задач, связанных с выполнением различного рода вычислений; некоторые труднодоступные темы даются в ознакомительном плане.
Это относится к темам: «Формулы», «Доказательство тождеств», «График функции, абсцисса, ордината», «Линейное уравнение с двумя неизвестными».
С понятием формула учащиеся познакомятся при изучении темы «Выражения с переменными», с доказательством тождеств — при выполнении тождественных преобразований, с графиком функции и понятиями абсцисса и ордината — при непосредственном построении графиков конкретно заданных линейных функций. С линейными уравнениями с двумя переменными знакомство происходит при решении систем линейных уравнений.
Тема «Статистические характеристики», которая должна рассматривается в разделе «Выражения. Тождества, уравнения» изъята из программы полностью (-4 часа), так как она трудна для изучения детьми с ЗПР. В результате появляется возможность добавить время на изучение сложных тем: «Решение уравнений», «Решение задач с помощью уравнений» (4 часа + 1 час за счет сокращения раздела «Формулы сокращенного умножения»).
Планирование рабочей программы рассчитано на 3 часа в неделю в I-IV четвертях, всего 102 часа.
В программу внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Количество часов в примерной или авторской программе | Количество часов в рабочей программе |
1. ВЫРАЖЕНИЯ. ТОЖДЕСТВА, УРАВНЕНИЯ | 24 | 21 |
2. ФУНКЦИИ | 14 | 11 |
3. СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ | 15 | 11 |
4. МНОГОЧЛЕНЫ | 20 | 17 |
5. ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ | 20 | 16 |
6. СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ | 17 | 16 |
7. ПОВТОРЕНИЕ | 10 | 10 |
Итого: | 120 | 102 |
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Формы, методы, технологии обучения
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, дифференцированное обучение, игровые технологии.
К наиболее приемлемым формам организации учебных занятий по математике можно отнести:
- Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи.
- Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
- Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
- Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
- Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
- Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
- Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса алгебры 7-го класса обучающиеся должны:
знать/понимать
основные термины, связанные с буквенными выражениями, уравнениями, функциями, степенями, правильно употреблять их, понимать в речи учителя, в постановке задачи;
правила выполнения арифметических операций над многочленами;
уметь
выполнять действия с рациональными числами, вычислять значения числовых выражений;
составлять несложные буквенные выражения и формулы по условиям задач, выполнять прямые вычисления по формулам, находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв;
выполнять действия со степенями с натуральными показателями;
выполнять сложение, вычитание и умножение многочленов, разложение многочленов на множители вынесением общего множителя за скобки, применением формул сокращённого умножения;
решать линейные уравнения и простейшие системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными; решать несложные задачи, сводящиеся к системе двух линейных уравнений с двумя переменными; строить график линейной функции;
находить значение линейной функции по формуле и по графику; определять принадлежность точки графику функции;
выполнять тождественные преобразования;
вычислять средние значения результатов измерений;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде таблиц, графиков.
Содержание учебного предмета
1. ВЫРАЖЕНИЯ. ТОЖДЕСТВА, УРАВНЕНИЯ (21 час)
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Контрольная работа №1 по теме «Выражения и тождества»
Контрольная работа № 2 по теме «Уравнение с одной переменной»
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5-6 классов.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны знать: понятия числового выражения, выражения с переменными; значение числового выражения и выражения с переменными; строгое, нестрогое неравенство; основные свойства сложения и умножения чисел; тождество, тождественные преобразования выражений; корень уравнения, свойства уравнений; линейное уравнение с одной переменной; овладеть понятием процента.
Уметь: выполнять действия с рациональными числами; вычислять значения числовых выражений; составлять несложные буквенные выражения; выполнять прямые вычисления по формуле; решать несложные уравнения и текстовые задачи.
2. ФУНКЦИИ (11 часов)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Функция y=kx + b и её график. Функция y=kx и её график.
Контрольная работа № 3 по теме «Линейная функция и её график»
Контрольная работа № 4по теме «Степень с натуральным показателем»
Основная цель – познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны знать: понятия «функция», «аргумент», «область определения», «график функции».
Уметь: находить по формуле и по графику значение функции по известному значению аргумента, выполнять обратную задачу; строить график линейной функции; определять принадлежность точки графику.
3. СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ (11 часов)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y=x2 и y=x3 и их графики.
Контрольная работа № 4 «Степень с натуральным показателем»
Основная цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны знать: понятия степени, основания степени, показателя степени; свойства степеней; порядок действий при вычислении значений выражений, содержащих степени; понятия одночлена и его стандартного вида, коэффициент одночлена.
Уметь: выполнять действия со степенями с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
4. МНОГОЧЛЕНЫ (17 часов)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Контрольная работа № 5 по теме «Сумма и разность многочленов»
Контрольная работа № 6 по теме «Произведение многочленов»
Основная цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны знать: понятия многочлена, стандартного вида многочлена; алгоритмы действий с многочленами.
Уметь: приводить многочлен к стандартному виду; выполнять сложение, вычитание и умножение многочленов; выполнять разложение многочлена на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки.
5. ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ (16 часов)
Формулы (a ± b)2= a2±2ab+b2, (a-b)(a+b)= a2-b2, a3±b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Контрольная работа № 7 по теме «Формулы сокращенного умножения»
Основная цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны знать: формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности; формулу разности квадратов.
Уметь: применять эти формулы для преобразования произведения в многочлен и для разложения многочленов на множители.
6. СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ (16 часов)
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Контрольная работа № 8 «Системы линейных уравнений»
Основная цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны знать: алгоритмы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и графически.
Уметь: решать простейшие системы двух линейных уравнений с двумя переменными графически и способом подстановки.
7. ПОВТОРЕНИЕ (2 часа (в начале года) + 8 часов (в конце года))
Повторение ранее изученного материала с целью обобщения и систематизации знаний.
Итоговая контрольная работа
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата |
План | Факт |
1-2 | Повторение. Арифметические операции с рациональными числами | 2 | 01.09 05.09 | |
| ВЫРАЖЕНИЯ. ТОЖДЕСТВА, УРАВНЕНИЯ | 21 | | |
3-4 | Числовые выражения | 2 | 06.09 08.09 | |
5-6 | Выражения с переменными | 2 | 12.09 13.09 | |
7 | Сравнение значений выражений | 1 | 15.09 | |
8-9 | Свойства действий над числами | 2 | 19.09 20.09 | |
10-11 | Тождества. Тождественные преобразования выражений | 2 | 22.09 26.09 | |
12 | Контрольная работа № 1 по теме «Выражения и тождества» | 1 | 27.09 | |
13 | Коррекция знаний, умений и навыков по итогам контрольной работы | 1 | 29.09 | |
14-15 | Уравнение и его корни | 2 | 03.10 04.10 | |
16-18 | Линейное уравнение с одной переменной | 3 | 06.10 10.10 11.10 | |
19-21 | Решение задач с помощью уравнений | 3 | 13.10 17.10 18.10 | |
22 | Контрольная работа № 2 по теме «Уравнение с одной переменной» | 1 | 20.10 | |
23 | Коррекция знаний, умений и навыков по итогам контрольной работы | 1 | 24.10 | |
| ФУНКЦИИ | 11 | | |
24 | Координаты точки на плоскости. Что такое функции. Примеры функциональных зависимостей | 1 | 25.10 | |
25 | Вычисление значений функций по формуле | 1 | 27.10 | |
26 | График функций. Графики реальных зависимостей | 1 | 07.11 | |
27 | График функций | 1 | 08.11 | |
28-30 | Линейная функция и её график | 3 | 10.11 14.11 15.11 | |
31-32 | Прямая пропорциональность и её график | 2 | 17.11 21.11 | |
33 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | 22.11 | |
34 | Контрольная работа № 3. Линейная функция и её график | 1 | 24.11 | |
| СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ | 11 | | |
35 | Коррекция знаний, умений и навыков по итогам контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем | 1 | 28.11 | |
36-37 | Умножение и деление степеней | 2 | 29.11 01.12 | |
38-39 | Возведение в степень произведения и степени | 2 | 05.12 06.12 | |
40 | Одночлен и его стандартный вид | 1 | 08.12 | |
41-42 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 2 | 12.12 13.12 | |
43 | Функция y=x² и её график | 1 | 15.12 | |
44 | Функция y=x³ и её график | 1 | 19.12 | |
45 | Контрольная работа № 4 по теме «Степень с натуральным показателем» | 1 | 20.12 | |
| МНОГОЧЛЕНЫ | 17 | | |
46 | Коррекция знаний, умений и навыков по итогам контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид | 1 | 22.12 | |
47 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | 26.12 | |
48-49 | Сложение и вычитание многочленов | 2 | 27.12 10.01 | |
50-51 | Умножение одночлена на многочлен | 2 | 12.01 16.01 | |
52-54 | Вынесение общего множителя за скобки | 3 | 17.01 19.01 23.01 | |
55 | Контрольная работа № 5 по теме «Сумма и разность многочленов» | 1 | 24.01 | |
56-58 | Коррекция знаний, умений и навыков по итогам контрольной работы. Умножение многочлена на многочлен | 3 | 26.01 30.01 31.01 | |
59 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | 02.02 | |
60 | Доказательства тождеств | 1 | 06.02 | |
61 | Контрольная работа № 6 по теме «Произведение многочленов» | 1 | 07.02 | |
62 | Коррекция знаний, умений и навыков по итогам контрольной работы | 1 | 09.02 | |
| ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ | 16 | | |
63-65 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 3 | 13.02 14.02 16.02 | |
66-67 | Разложение многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 2 | 20.02 21.02 | |
68-69 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 2 | 23.02 27.02 | |
70-72 | Разложение разности квадратов на множители | 3 | 28.02 02.03 06.03 | |
73 | Контрольная работа № 7 по теме «Формулы сокращенного умножения» | 1 | 07.03 | |
74 | Коррекция знаний, умений и навыков по итогам контрольной работы. Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | 09.03 | |
75-76 | Преобразование целого выражения в многочлен | 2 | 13.03 14.03 | |
77-78 | Применение различных способов для разложения многочлена на множители | 2 | 16.03 20.03 | |
| СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ | 16 | | |
79-80 | Линейное уравнение с двумя переменными | 2 | 21.03 23.03 | |
81-82 | График линейного уравнения с двумя переменными | 2 | 03.04 04.04 | |
83-84 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 2 | 06.04 10.04 | |
85-87 | Решение систем линейных уравнений способом подстановки | 3 | 11.04 13.04 17.04 | |
88-89 | Способ сложения | 2 | 18.04 20.04 | |
90-93 | Решение задач с помощью систем уравнений | 4 | 24.04 25.04 27.04 01.05 | |
94 | Контрольная работа № 8 по теме «Системы линейных уравнений» | 1 | 04.05 | |
| ПОВТОРЕНИЕ | 8 | | |
95 | Линейная функция и её график. Линейное уравнение с одной переменной | 1 | 08.05 | |
96 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | 09.05 | |
97 | Степень с натуральным показателем. Свойства | 1 | 11.05 | |
98 | Одночлены. Многочлены и действия над ними | 1 | 15.05 | |
99 | Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители | 1 | 16.05 | |
100 | Итоговая контрольная работа | 1 | 18.05 | |
101 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного материала за курс 7 класса | 1 | 22.05 | |
102 | Итоговый зачет | 1 | 23.05 | |
| Итого: | 102 | | |