МОУ СОШ им. Н.Г.Зырина р.п. Измайлово
МО «Барышский район» Ульяновская область
Согласовано: УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР решением педагогического совета
от 29.08. 2015 года протокол № 1
_________________О.В. Лазарева Приказ ОУ №___от__________2016г «_____» _____________ 2016г
Председатель ___________ Жидкова В.Т
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
(указать учебный предмет, курс)
На 2016-2017 учебный год
Уровень образования (класс) основное общее образование - 8 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа;
Учитель: Борзова Н.И..
Программа разработана на основе: Программа разработана на основе: Рабочей программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы). Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- Москва «Дрофа», 2013 год.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Согласовано
на заседании МО учителей русского языка и литературы
МО «Барышский район»
Протокол №_________от___________20 г__
Руководитель МО_______________ /
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основании Программы: Рабочая программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы). Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- Москва «Дрофа», 2013 год.
и соответствует содержанию учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях / Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, М: Дрофа, 2016 г.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Модель курса помогает увидеть, как от древности до сегодняшнего времени создавались, утверждались и сменялись разные жанры эпоса, лирики и драмы. На уроках литературы в изучаются конкретные жанры и их особенности (анализ каждого конкретного произведения), но и ведётся наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова (специальные разделы, посвящённые истории жанров). Ведущая проблема курса литературы 8 класса – история на страницах литературы. При изучении художественных произведений становится очевидным разнообразие подходов к проблеме времени (время изображённое, время создания, время прочтения произведения). С особой отчётливостью выявляется позиция автора и сам процесс общения читателя с автором.
Ведущая проблема изучения литературы – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В 7-8 классах большое внимание уделяется анализу произведений. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Задачи:
формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы),
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
освоение литературных терминов, необходимых для анализа изучаемых произведений
совершенствование всех видов речевой деятельности
развития умения работать с разными источниками информации
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта школьников, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение разнообразными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса школьника; понимание духовной сущности произведений.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).
Место курса «Литература» в учебном плане
В 8 классе 6-идневная рабочая неделя. Согласно календарному графику в 8 классе 35 недель. На предмет «Литература» выделено 2 часа в неделю. За год – 70 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание курса
Литература и время. (1ч.) Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Г.Х.Андерсен. «Калоши счастья», Ф.И. Тютчев «Цицерон» -произведения, подчёркивающие роль обращения художественной литературы к истории.
Фольклор.
История в устном народном творчестве. Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений. (1ч)
Историческая народная песня. «Правеж».
Петра Первого узнают в шведском городе» и др. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и её исполнители. Слово и музыка в народной песне.
Народная драма. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. «Как француз Москву брал» (1ч) - героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Герои пьесы: Наполеон и Потёмкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.
Зарубежная литература.
Литература эпохи Возрождения. М.де Сервантес Сааведра «Дон Кихот». (3ч) Герой романа и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».
Литература эпохи Просвещения. Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». (3ч) Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена.
Древнерусская литература. (2ч) Историческая тема в произведениях древнерусской литературы Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.
Летопись. «Начальная летопись», «Повесть временных лет». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XXI-XXVII веков. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод.
Жития святых. (3ч) «Сказание о житии Александра Невского». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития.
Б. К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский». Элементы житийного жанра в авторском произведении XX века. Становление характера подвижника.
Литература XXVIII века. (3ч) Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Исторические драмы Я.Б. Княжнина. Отражение и оценка событий русской истории в творчестве Н.М. Карамзина. «Покорение Новгорода Иваном III. («История государства Российского»). Повесть «Марфа- посадница».
Д.И. Фонвизин «Недоросль».Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Классицизм в драматическом произведении.
Литература XIX века. (3ч)
Историческое прошлое в лирике поэтов XIX века.
В.А. Жуковский. «Воспоминание», «Песня»; А.С. Пушкин. «Воспоминание», «Стансы»; Д.В. Давыдов «Бородинское поле»; И.И. Козлов. «Вечерний звон».
Ф.И. Глинка «Москва»; А.Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе». Масштаб осмысления былого в лирике.
Былины и их герои в произведениях XIX века.
А. К. Толстой. «Илья Муромец» «Правда». «Курган». С.Д. Дрожжин «Песня Микулы Селяниновича»… Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события былин в русской поэзии.
Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (3ч). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лангфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты.
Исторический роман.
В. Скотт. «Айвенго» (Обзор) (1ч). В.Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов. Изображение героев и изображение эпохи. Герой романтического исторического романа и сюжет.
И. А. Крылов. «Волк на псарне». (2ч) Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни. Герои басни. Мораль басни и её роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г.
А. С. Пушкин. (10ч) «Песнь о вещем Олеге», «Анчар». Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни…» и сюжет летописного перевода. Герой и его судьба. Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма.
«Полтава» (фрагмент). Описание битвы и её главного героя. Образ Петра в поэме.
«Капитанская дочка». Болдинская осень 1833 года. Работа над «Историей Пугачёва» и повестью «Капитанская дочка». Пугачёв в историческом труде и художественном произведении. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачёв как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание. Герои исторические и герои вымышленные. Проблематика. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов.
«Пиковая дама». История создания. Нравственная проблематика. Образ Германа. Особенности жизненной философии героя и проблема «наполеонизма». Тема денег. Фантастика в повести.
М.Ю.Лермонтов. (4ч) «Родина». «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лирика поэта на тему родины. Быт и нравы XXVI века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с фольклором. «Песня…» как лироэпическое произведение.
Н. В. Гоголь. (5ч) «Тарас Бульба». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XXVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь – мастер батальных сцен и исторических характеров. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, её нравы и обычаи. Образы героев. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений. Авторское отношение к героям.
А. Дюма. (1ч) «Три мушкетера» (Самостоятельное чтение с последующим обсуждением).
А. К. Толстой. (4ч) «Василий Шабанов». Подлинные исторические лица баллады.
«Князь Серебряный». Эпоха и её воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица и вымышленные герои. Патриотический пафос повествования. Роль фольклорных произведений в романе.
Л. Н. Толстой. (4ч) «После бала». Гуманистический пафос рассказа. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа. Роль случая в жизни и судьбе человека. Герои рассказа.
«Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича» как раздумье Л.Н. Толстого о судьбе человека.
Литература XX века. История на страницах поэзии XX века. (3ч)
В.Я. Брюсов «Тени прошлого», «Век за веком»; З.Н. Гиппиус «14 декабря»; Н.С. Гумилёв «Старина», «Прапамять»; М.А. Кузмин «Летний сад»; М.И. Цветаева «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; Г.В. Иванов «Есть в литографиях старинных мастеров…»; Д.Б. Кедрин «Зодчие» и др. Тема прошлого.
Былины и их герои в произведениях XX века. (1ч)
И.А. Бунин «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К.Д. Бальмонт «Живая вода»; Е.М. Винокуров «Богатырь». Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века.
Ю.Н. Тынянов. (2ч) «Восковая персона». «Подпоручик Киже». «Восковая персона как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сожжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль произведения.
Исторические деятели и исторические обстоятельства на страницах художественных произведений.
М. Алданов (3ч) «Чертов мост» (главы).»Святая Елена, маленький остров».Исторические романы и повести М. Адланова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Неразрывная связь времён как главная тема творчества Алданова.
Б.Л.Васильев. (3ч) «Утоли мои печали…». Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин трагедии. Пути развития России в представлении героев романа. Исторические лица, изображённые в произведении. Смысл заглавия романа.
Великая Отечественная война в литературе.
Л.М.Леонов (3ч). «Золотая карета». Судьбы героев пьесы и их идеалы. Драматический сюжет и драматические судьбы.
Итоги. (1ч)
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
По плану | Факти-чески |
1 | История на страницах художественных произведений | 1 | 1 |
2 | Фольклор | 2 | 2 |
3 | Зарубежная литература | 3 | 3 |
4 | Древнерусская литература. Жития святых | 2+3 | 5 |
5 | Литература эпохи Просвещения | 3 | 3 |
6 | Русская литература XVIII века | 3 | 3 |
7 | Литература XIXвека | 3 | 3 |
8 | Г. Лонгфелло | 3 | 3 |
9 | Исторический роман | 1 | 1 |
10 | И.А. Крылов | 2 | 2 |
11 | А.С. Пушкин | 10 | 10 |
12 | М.Ю. Лермонтов | 4 | 4 |
13 | Н.В. Гоголь | 5 | 5 |
14 | А. Дюма | 1 | 1 |
15 | А.К. Толстой | 4 | 4 |
16 | Л.Н. Толстой | 4 | 4 |
17 | История на страницах поэзии XX века | 3 | 3 |
18 | Былины XX века и их герои | 1 | 1 |
19 | Ю. Тынянов | 2 | 2 |
20 | М.Алданов | 3 | 3 |
21 | Б. Васильев | 3 | 3 |
22 | Великая Отечественная война в литературе | 3 | 3 |
23 | Итоги | 1 | 1 |
| Итого | 70 | 70 |
Количество запланированных контрольных работ:
Сочинений (классных/домашних) – 2/3
Контрольных тестов – 4
Календарно-тематическое планирование. Литература. 8 класс 70 часов. 2 часа в неделю
№ урок | Тема | | Количество часов | Примечание |
Дата план | Дата факт |
1 | История на станицах художественных произведений. Х.К. Андерсен «Калоши счастья» | 1 | 1 | | |
2 | Фольклор. История в произведениях фольклора. Народная историческая песня | 1 | 1 | | |
3 | «Как француз Москву брал». Наполеон и Потёмкин в одной исторической пьесе. | | 1 | | |
4 | Зарубежная литература. М.де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». | 3 | 1 | | |
5 | Подвиги «грустного» рыцаря. | | 1 | | |
6 | Вечный образ в произведении литературы» | | 1 | | |
7 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». События в летописи. Смерть Олега. | 3 | 2 | | |
8 | Жития. Сказание о житии Александра Невского | | 1 | | |
9 | Б.К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский» | | 2 | | |
10 | Литература эпохи Просвещения. Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Классицизм. | 3 | 1 | | |
11 | Чтение и анализ фрагментов пьесы. | | 1 | | |
12 | Сатирическое изображение героев. Господин Журден | | 1 | | |
13 | Литература XVIII века. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Классицизм в драматургии. | 3 | 1 | | |
14 | Урок Митрофанушки | | 1 | | |
15 | Р.р Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (№1) | | | | |
16-17 | Литература XIX века. Историческое прошлое в лирике XIX века. | 3 | 2 | | |
18 | Былины и их герои в произведениях XIX века. А.К. Толстой «Илья Муромец» | | 1 | | |
19-20 | Г.У. Лангфелло. «Песнь о Гайавате» в переводе И.А. Бунина | 3 | 2 | | |
21 | Гайавата – герой произведения Лангфелло | | 1 | | |
22 | Исторический роман. Вальтер Скотт «Айвенго» и др. | 1 | 1 | | |
23-24 | И.А. Крылов. «Волк на псарне». | 2 | 1 | | |
25 | Отражение в баснях И.А. Крылова событий войны 1812 года. | | 1 | | |
26/1 | А.С. Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. «Песнь о вещем Олеге» | 10 | 1 | | |
27/2 | «Полтава» как исторический комментарий Пушкина к событиям эпохи. | | 1 | | |
28/3 | «Пиковая дама». Бонопартизм как нравственная проблема. Тест по теории литературы | | 1 | | |
29/4 | Два произведения А.С. Пушкина об одном герое и одном событии. Повесть «Капитанская дочка». | | 1 | | |
30/5 | Связь названия и идейного смысла произведения | | 1 | | |
31/6 | Роль эпиграфов повести | | 1 | | |
32-33/ 7-8 | Портрет Пугачёва в исторических документах, историческом труде А.. Пушкина и повести «Капитанская дочка» | | 2 | | |
34/9 | Р/р Сочинение по творчеству А.С. Пушкина (№2) | | 1 | | |
35/10 | Р/р Нравственная проблематика произведений А.С. Пушкина на историческую тему.. Контрольный тест по творчеству А.С.Пушкина (№1) | | 1 | | |
36/1 | М.Ю. Лермонтов. Лирические произведения М.Ю. Лермонтова о родине. «Родина» | 4 | 1 | | |
37/2 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Иван Грозный как исторический герой и как герой литературного произведения | | 1 | | |
38/3 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сопоставление героев Контрольный тест по творчеству М.Ю. Лермонтова (№2) | | 1 | | |
39/4 | Р/р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова (№3) | | 1 | | |
40/1 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая повесть и её герои. Эпический размах изображения исторических событий. | 5 | 1 | | |
42/2 | Н.В. Гоголь-мастер батальных сцен и героических характеров. Патриотический пафос произведения. | | 1 | | |
43/3 | Р.Р. Рассказ о герое. Работа над проектом «Тарас Бульба в иллюстрациях и фотографиях» | | 1 | | |
44/4 | Мастерство Н.В. Гоголя в изображении природы Контрольный тест (№3) | | 1 | | |
45/5 | Р/р Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (№4) | | | | |
6 | А.Дюма. «Три мушкетёра». Авантюрно-исторический роман и его роль в нашем чтении | 1 | 1 | | |
53/1 | А.К. Толстой «Василий Шибанов». Образ Василия Шибанова как нравственный идеал автора | 4 | 1 | | |
47-48/ 2-3 | «Князь Серебряный». Реальные исторические лица и вымышленные герои. | | 2 | | |
49/4 | Образ Ивана Грозного в произведениях Лермонтова и Толстого. | | 1 | | |
50/1 | Л.Н. Толстой Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» Картины былого в рассказе и современные автору выводы | 4 | 1 | | |
51/2 | Контраст как приём изображения событий и героев в рассказе | | | | |
52/3 | «Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича». Вопрос о судьбе человека | | | | |
53/4 | Р/р Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» (№5) | | | | |
55 | История на страницах поэзии XX века. | 3 | | | |
56 | Былины XX века и их герои | 1 | 1 | | |
57-58 | Ю. Тынянов. «Восковая персона». Образ Петра | 2 | 1 | | |
59 | «Подпоручик Киже» | | 1 | | |
60 | М. Алданов «Чёртов мост» и другие романы. | 3 | 1 | | |
61 | Тетралогия исторических романов М.Алданова | | 1 | | |
62 | А. Суворов и его подвиг | | 1 | | |
63 | Изображение ходынской трагедии в романе Б. Васильева «Утоли моя печали» | 3 | 1 | | |
64-66 | Великая Отечественная война в литературе. Л.М. Леонов «Золотая карета» как пьеса-притча о судьбе послевоенных поколений | 3 | 1 | | |
67 | Великая Отечественная война в литературе послевоенных лет | | 1 | | |
68 | Р/р Эссе или очерк на тему «Историтя на страницах художественных произведений | | 1 | | |
69 70 | Итоги. Богатство жанров. Важность проблематики. Связь с сегодняшним днём Контрольный тест (№4) | 1 | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Набор иллюстративно-раздаточного материала М. «Айрис – пресс», 2003 г.
Литература. 8 класс.:в 2 ч.:учебник –хрестоматия/авт. –сост. Т.В. Курдюмова. – М,: Дрофа, 2016 г.
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Москва, «ВАКО», 2015 г.
Планируемые результаты освоения предмета «Литература» 8 класс
должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений:
основные теоретические понятия, предусмотренные программой:
литература и история, эпиграф, народная драма; рыцарский роман, «Вечный образ»; классицизм, комедия; ,древнерусская литература и её жанры, летопись, воинская повесть, ,житие, художественные особенности жанра жития, историческая драма, историческая повесть; классицизм в драматическом произведении; исторические темы в русской классике, романтизм и реализм литературы XIX века; былина и баллада; песнь как жанр; исторический роман; басня на историческую тему; историческая проза, историческая повесть и исторический труд; сюжет и фабула; автор в историческом произведении; историческая поэма; патриотический пафос произведения; авантюрно-исторический роман; исторический роман, связь исторического романа с фольклором; контраст как приём композиции; место интерьера и пейзажа в композиции исторического произведения; роль темы прошлого в лирике XX века; былины в лирике XX века; циклы исторических романов (тетралогия, трилогия); символика названия пьесы.
должны уметь:
выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
анализировать изучаемое произведение;
сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
понимать позицию автора, повествующего об исторических событиях
сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
создавать творческие работы
отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.