Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в рамках образовательной программы начального общего образования МБОУ Топчихинская СОШ № 2 и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:Просвещение, 2010), и авторской программы А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» 4 класс. («Образовательная система «Школа 2100». ФГОС Примерная основная образоватаельная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011).
2. Обоснование выбора УМК
«... организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1067.
Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа».
Учебно-методический комплект обеспечен следующими пособиями:
А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир, 4 класс («Человек и природа»). Учебник в 2 частях. Часть 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. («Человек и природа») 4 класс. – М.: Баласс, 2015. (Образовательная система «Школа 2100»);
Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4-й класс («Человек и природа») . – М.: Баласс. 2015. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, С.В.Тырин Окружающий мир, 4 класс («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – Изд. 4-е перераб. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 128 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Н.В. Харитонова, Е.В. Сизова, Е.И. Стойка. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»,(«Человек и человечество») для 4 класса, - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 96с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4-й класс («Человек и человечество») . – М.: Баласс. 2015. - 48 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
.И.Курапова Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 3-4 классов/ Под научной редакцией А.А.Вахрушева. Изд. 3-е испр. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»);
В.А.Бердинских, М.Л.Бердинских. Родная страна. Книга для чтения по истории для 3-4 классов/ В.А. Бердинских, М.Л.Бердинских. – М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «За страницами учебника»);
Цели и задачи обучения предмету
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Задачи:
формирование в сознании учащихся единого ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения
Деятельностный подход — основной способ получения знаний.
Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.
Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
Большинство тем рассчитано на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления.
Средства: учебный материал и задания учебника, рабочая тетрадь, карты по истории, глобус, комплект наглядных пособий по окружающему миру, мультимедиапроектор, презентации к урокам и др.
Технологии:
- технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- технология оценивания образовательных достижений, учебных успехов (правило самооценивания);
- технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом);
- технология проектной деятельности;
- здоровьесберегающие технологии;
- ИКТ технологии.
Формы работы:
- работа в малых группах, индивидуальная работа, фронтальная работа.
Методы:
Традиционные (классические): | Проблемно-развивающего обучения: |
- наглядные; - беседа; - рассказ; - работа по учебнику; - практическая работа. | - создание проблемных ситуаций; - частично – поисковый; - исследовательский. |
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. (1 ч по учебнику «Человек и природа» и 1 ч по учебнику «Человек и человечество»).
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
В рабочую программу внесены следующие изменения: в календарно –тематическом планировании по курсу «Человек и природа» 6 часов по выбору учителя были использованы в следующих разделах:
Раздел I. Как работает организм человека. (16 ч + 2 ч из резерва)
а) в теме « Как человек двигается» (+ 1ч)
б) в теме «Путешествие бутерброда» (+1 ч)
Раздел II. Рукотворная природа. (13 ч + 4 ч из резерва):
а) в теме «Как человек использует свойства воздуха». (+1 ч)
б) добавлена тема «Обобщение» перед контрольной работой по разделу
в) добавлен урок «Повторение пройденного» перед итоговой контрольной работой
г) добавлен «Обобщающий» урок в конце года
В планировании по курсу «Человек и человечество» 4 часа по выбору учителя были использованы в следующих разделах:
Раздел II. Человек в мире людей (6 ч. + 1 ч) в теме «Права человека»
Раздел V. Человек и единое человечество (6 ч. +3 ч):
а) в теме «Мировое сообщество государств» (+ 1 ч)
б) в теме «Повторение изученного» (+ 1 ч)
в) в теме «Как нам жить» ( + 1 ч).
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Содержание учебного предмета
Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч) Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Человек и его строение (13 ч)
Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека (2 ч)
Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Рукотворная природа (10 ч)
Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Повторение пройденного материала – 3 ч.
Часы по выбору учителя – 6 ч.
Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч). Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Человек и его внутренний мир (5 ч)
Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе. Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
Человек и общество (4 ч)
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
Картина всемирной истории человечества (10 ч)
Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
Человек и многоликое человечество (3 ч)
Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество (4 ч)
Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
Обобщающее повторение – 4 ч.
Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!
Часы по выбору учителя – 4 ч.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:
А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир, 4 класс («Человек и природа»). Учебник в 2 частях. Часть 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. («Человек и природа») 4 класс. – М.: Баласс, 2015. (Образовательная система «Школа 2100»);
Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4-й класс («Человек и природа») . – М.: Баласс. 2015. _ 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, С.В.Тырин Окружающий мир, 4 класс («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – Изд. 4-е перераб. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 128 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Н.В. Харитонова, Е.В. Сизова, Е.И. Стойка. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»,(«Человек и человечество») для 4 класса, - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 96с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4-й класс («Человек и человечество») . – М.: Баласс. 2015. – 48 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
И.И.Курапова Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 3-4 классов/ Под научной редакцией А.А.Вахрушева. Изд. 3-е испр. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»);
В.А.Бердинских, М.Л.Бердинских. Родная страна. Книга для чтения по истории для 3-4 классов/ В.А. Бердинских, М.Л.Бердинских. – М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «За страницами учебника»);
Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев,С.А.Козлова, О.В.Чиндилова Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 класс. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»).
Авторская программа А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир». («Образовательная система «Школа 2100». ФГОС Примерная основная образоватаельная программа. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
Оборудование и приборы:
1) Классная доска с набором креплений для наглядных пособий.
2) Компьютер.
3) Интерактивная доска, мультимедиапроектор
4) Географические и исторические карты.
Цифровые образовательные ресурсы: презентации к урокам
Интернет – ресурсы:
http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners.php?SECTION_ID=2334
http://school-collection.edu.ru/
Литература, рекомендованная для учащихся:
Детская домашняя энциклопедия. В 2-х т. – М.: Знание, АСТ-ПРЕСС, 1995.
Дитрих А., Юрмин Г., Кошурников Р. Почемучка. – М.: Педагогика – Пресс, 1995.
Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких, - М.: Педагогика, 1982.
Канин А.Н. Спроси меня – и я отвечу: Энциклопедия для самых маленьких. – Тверь: Полина, 1994.
М.Смит Тело человека. Серия «Детская энциклопедия». – М.: Росмэн, 2014.
А. Дорохов Про тебя самого. – Москва: Издательство «Детская литература», 1989.
Лист внесения изменений
№ | № урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина (приказ №…от..) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Рабочая программа Бистерфельд Н.П. Окружающий мир. 4 класс.