СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа и КТП 2 класс. По программе "Школа России"
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения( Приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009г. « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,в редакции от 29.12.2014 №1643) программой авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» из сборника рабочих программ «Школа России» 1-4 классы (ФГОС). М.: «Просвещение», 2011г.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способствовать к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Овладение понятием «родственные слова (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса - ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам «кто?» и «что?». Выделение среди имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать» и «что делать». Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-ом лице единственного числа (читаешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании - ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.) Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства, и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о
языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения,
на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения.
Учебные пособия данной программы для учащихся построены таким образом, что
ребёнок с первых дней обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою
планету, получая представления о её природе, странах и народах, многообразии их
культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества.
Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и
направлены на утверждение в сознании ребёнка ценностей согласия, сотрудничества,
взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного
качества. Россия предстаёт перед учеником как часть многообразного и целостного мира,
а её граждане — одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как
участники мирового развития.
Таким образом, курс «Русский язык» обеспечивает формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,
о языке как основе национального самосознания.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
Во 2 классе отводится по 170ч. (5 ч. в неделю, 34 учебные недели)
Учебно - тематический план по русскому языку во 2 классе (170ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
Контрольные диктанты | Словарные диктанты | Списывания | |||
1. | Наша речь. | 3ч |
|
|
|
2. | Текст. | 4ч |
|
|
|
3. | Предложение. | 12ч |
|
|
|
4. | Слова, слова, слова… | 18ч |
|
|
|
5. | Звуки и буквы. | 59ч |
|
|
|
6. | Части речи. | 58ч |
|
|
|
7. | Повторение. | 16ч |
|
|
|
| Итого: | 170ч | 6 | 4 | 2 |
Содержание рабочей программы
Наша речь (3 ч)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должныЗнать/понимать:
Язык, речь – средство общения людей.
понятия «устная и письменная речь»;
Текст и предложения - единицы речи.
Правила оформления предложения на письме, в устной речи
Уметь:
строить самостоятельно простые предложения, составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их на письме;
умение передавать содержание рассказа, пользуясь готовым планом;
выделять предложение в устной речи и оформлять его на письме.
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.).
Текст (4 ч)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должныЗнать/понимать:
отличие текста от набора отдельных предложений, не объединённых общей темой, роль текста в общении людей;
связь по смыслу предложений в тексте;
о видах текста по цели высказывания (повествование, описание, рассуждение), распознавание их;
структура текста;
понятия « красная строка в тексте», «заголовок», «опорные слова».
Уметь:
определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
делить сплошной текст на предложения (3 - 4 предложения);
устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей);
писать изложение (по вопросам) текста из 30-45 слов;
сочинения по серии картинок под руководством учителя;
составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
употреблять при записи текста красную строку;
употреблять в речи «волшебные» слова.
адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)
соблюдения орфоэпических норм; работы со словарями;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения
Предложение (12 ч)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Знать/понимать:
признаки предложения и использование в речи;
как оформление предложения на письме. Логическое ударение;
первоначальные представления о распространённом и нераспространённом предложении;
понятия «подлежащее», «сказуемое» - главные члены предложения.
Уметь:
устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
составлять предложение из слов, устанавливать между ними связь по вопросам;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения.
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.
Слова, слова, слова… (18 ч)
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Знать/понимать:
понятия синонимы, антонимы и их роль в речи;
признаки однокоренных слов, подбор их, выделение корня;
общее представление о родственных (однокоренных) словах, корне как главной значимой части слова, термины «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова»;
слогообразующая роль гласной в слоге;
об ударении, ударном и безударном слогах.
Уметь:
различать однокоренные слова среди других слов;
отличать однокоренные слова от внешне сходных неоднокоренных слов и форм слов;
определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения;
определять ударение в слове;
показывать подвижность ударения и использование этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове;
переносить слова с одной строки на другую.
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.
Звуки и буквы (59 ч)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Знать/понимать:
названия букв русского алфавита;
признаки гласных и согласных звуков;
гласные ударные и безударные;
согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
правила переноса слов.
Уметь:
правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре;
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
обозначать на письме мягкость согласных буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком (ь);
писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;
писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота;
писать слова с разделительным мягким знаком (ь);
писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса;
правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз);
правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
правильно произносить слова; уметь пользоваться справочной странице «Произноси слова правильно».
Части речи (58 ч)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
понятие «существительное»; одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
различать имена собственные;
понятие «глагол», глаголы в единственном и множественном числе, представление о разном времени;
понятие «прилагательное», прилагательные в единственном и множественном числе;
роль предлогов, раздельное написание предлогов со словами;
понятие «местоимение», их роль в тексте.
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?
Повторение изученного за год (16 ч)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
л, м, Л, М, я, Я, А;
у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
н, ю, Н, Ю, к, К;
В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
Ф, У, Т, Р, Б, Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
2 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план . 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
|
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий (УУД)
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу 2 класса учащиеся должны :
знать:
названия и порядок букв русского алфавита,
признаки гласных и согласных звуков,
ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие,
способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком,
правила переноса слов.
уметь:
безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
писать слова с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, щн;
правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода — по воде), парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов (чертёж, шалаш);
писать слова с двойными согласными (Римма, группа, суббота, классный), слова с разделительным мягким (ь) знаком, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов;
писать раздельно предлоги со словами;
производить звуковой и звуко-буквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа лампа, гриб, письмо, яма;
распознавать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;
писать изложение повествовательного текста из 35—45 слов по вопросам под руководством учителя;
составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3—4 предложения из составленного текста;
использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарем (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Учебно – методическое обеспечение
Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.
Учебники
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.
Рабочие тетради и пособия
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2012.
Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Ч. 1-2: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык». 2 класс. В двух частях. – М.: Экзамен, 2012.
Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература
Методические пособия
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.
Методическое пособие. 2 класс.
Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и
самостоятельных работ. 1-4 классы.
Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.
Учитель: Рачек О.В.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс
Количество часов в год- 170ч
Количество часов в неделю – 5ч
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Дата проведения По плану | Фактически |
| Наша речь (3 часа)
|
|
|
|
1. | Знакомство с учебником. Виды речи. | 1 |
|
|
2. | Виды речи. Характеристика человека по его речи. | 1 |
|
|
3. | Диалог и монолог. | 1 |
|
|
| Текст (4 часа)
|
|
|
|
4. | Текст. | 1 |
|
|
5. | Тема и главная мысль текста. | 1 |
|
|
6. | Части текста. | 1 |
|
|
7. | Р/р. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. | 1 |
| Р/р |
| Предложение (12 часов)
|
|
|
|
8. | Предложение как единица речи. | 1 |
|
|
9. | Знаки препинания в конце предложения. | 1 |
|
|
10. | Связь слов в предложении. | 1 |
|
|
11. | Главные члены предложения (основа). | 1 |
|
|
12. | Второстепенные члены предложения. | 1 |
|
|
13. | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 |
|
|
14. | Входная контрольная работа по русскому языку (диктант) | 1 |
| К/р №1 |
15. | Анализ и работа над ошибками. | 1 |
|
|
16. | Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 |
|
|
17. | Связь слов в предложении. | 1 |
|
|
18. | Р/р. Составление рассказа по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». | 1 |
| Р/р |
19. | Закрепление знаний по теме6 «Предложение». | 1 |
|
|
| Слова, слова, слова…(18 часов)
|
|
|
|
20. | Лексическое значение слова. | 1. |
|
|
21. | Лексическое значение слова. Закрепление. | 1 |
|
|
22. | Однозначные и многозначные слова. | 1 |
|
|
23. | Прямое и переносное значение слов. Р/р. Наблюдение над переносным значением слов. | 1 |
| Р/р |
24. | Синонимы. | 1 |
|
|
25. | Антонимы. | 1 |
|
|
26. | Синонимы и антонимы. | 1 |
|
|
27. | Р/р. Изложение текста по данным к нему вопросам. | 1 |
| Р/р |
28. | Родственные (однокоренные) слова. | 1 |
|
|
29. | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 |
|
|
30. | Корень слова. Выделение корня в однокоренных словах. | 1 |
|
|
31. | Проверочный диктант по теме: «Слова…» | 1 |
| Пров.д. |
32. | Анализи работа над ошибками. Слог как минимальная произносительная единица. | 1 |
|
|
33. | Ударение. | 1 |
|
|
34. | Ударение. Закрепление. | 1 |
|
|
35. | Правила переноса части слова с одной строки на другую. | 1 |
|
|
36. | Р/р. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросами опорным словам. | 1 |
|
|
37. | Перенос слов по слогам. Закрепление. | 1 |
|
|
| Звуки и буквы (59 часов)
|
|
|
|
38. | Звуки и буквы. | 1 |
|
|
39. | Русский алфавит, или Азбука. | 1 |
|
|
40. | Употребление прописной (заглавной) буквы. | 1 |
|
|
41. | Р/р. Составление рассказа по репродукции картины. | 1 |
| Р/р |
42. | Словарный диктант. Гласные звуки. | 1 |
| Сл.д №1 |
43. | Р/р. Работа с текстом. Гласные звуки. | 1 |
| Р/р |
44. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 |
|
|
45. | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 |
|
|
46. | Контрольный диктант за 1 четверть. | 1 |
| К/д №2 |
47. | Анализ и работа над ошибками. | 1 |
|
|
48. | Проверочные слова. | 1 |
|
|
49. | Проверочные слова. Правописание однокоренных слов. | 1 |
|
|
50. | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 |
|
|
51. | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Закрепление. | 1 |
|
|
52. | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 |
|
|
53. | Безударные гласные звуки. Р/р. Работа с текстом. | 1 |
| Р/р |
54. | Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова. | 1 |
|
|
55. | Проверочный диктант по теме: «Гласные звуки». | 1 |
| Пров. д |
56. | Анализ и работа над ошибками. Орфограммы. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 |
|
|
57. | Орфограммы. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Закрепление. | 1 |
|
|
58. | Р/р. Составление рассказа по репродукции картины. | 1 |
| Р/р |
59. | Согласные звуки. | 1 |
|
|
60. | Р/р. Восстановление деформированного текста по рисунку. | 1 |
| Р/р |
61. | Согласный звук й и буква «и краткое». | 1 |
|
|
62. | Слова с удвоенными согласными. | 1 |
|
|
63. | Слова с удвоенными согласными. Р/р. Составление рассказа по репродукции картины и опорным словам. | 1 |
| Р/р |
64. | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 |
|
|
65. | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Закрепление. | 1 |
|
|
66. | Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме. | 1 |
|
|
67. | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. | 1 |
|
|
68. | Р/р. Работа с текстом. Проект «Пишем письмо». | 1 |
| Р/р |
69. | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | 1 |
|
|
70. | Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. | 1 |
|
|
71. | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Проект «Рифма». | 1 |
|
|
72. | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Закрепление. Р/р. Работа с текстом. | 1 |
| Р/р |
73. | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 |
|
|
74. | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Словарный диктант. | 1 |
| Сл.д №2 |
75. | Проверочный диктант по теме: «Правописание буквосочетаний чк, чн, нщ, жи-ши, ча-ща, чу-щу» | 1 |
| Пров.д |
76. | Анализ и работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 |
|
|
77. | Р/р. Работа с предложением и текстом. | 1 |
| Р/р |
78. | Контрольный диктант за 1 полугодие. | 1 |
| К/д №3 |
79. | Анализ и работа над ошибками. | 1 |
|
|
80. | Контрольное списывание. | 1 |
| Контр. Списыв. |
81. | Анализ и работа над ошибками. Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. | 1 |
|
|
82. | Парные звонкие и глухие согласные. Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. | 1 |
|
|
83. | Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. | 1 |
|
|
84. | Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. Закрепление. | 1 |
|
|
85. | Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. Повторение. | 1 |
|
|
86. | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным. | 1 |
|
|
87. | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным | 1 |
|
|
88. | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости- звонкости согласный звук, на конце слова и перед согласным в корне. | 1 |
|
|
89. | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости- звонкости согласный звук, на конце слова и перед согласным в корне. Закрепление. | 1 |
|
|
90. | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 |
|
|
91. | Проверочный диктант по теме: «Согласные звуки». | 1 |
| Пров.д |
92. | Анализ и работа над ошибками. | 1 |
|
|
93. | Р/р. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам. | 1 |
| Р/р |
94. | Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме. | 1 |
|
|
95. | Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания разделительного ь в словах. | 1 |
|
|
96. | Разделительный мягкий знак (ь). Р/р. Составление устного рассказа по серии рисунков. | 1 |
| Р/р |
| Части речи (58 часов)
|
|
|
|
97. | Части речи. | 1 |
|
|
98. | Части речи. Обобщение. | 1 |
|
|
99. | Имя существительное как часть речи. | 1 |
|
|
100. | Имя существительное как часть речи. Закрепление. | 1 |
|
|
101. | Имя существительное как часть речи. Закрепление. | 1 |
|
|
102. | Одушевленные имена существительные. | 1 |
|
|
103. | Неодушевленные имена существительные. | 1 |
|
|
104. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 |
|
|
105. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Закрепление. | 1 |
|
|
106. | Собственные имена существительные. Правописание имен собственных. | 1 |
|
|
107 | Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных. | 1 |
|
|
108. | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. | 1 |
|
|
109. | Правописание имен, отчеств, фамилий, названий произведений, кличек животных. | 1 |
|
|
110. | Правописание кличек животных и географических названий. Р/Р. Составление рассказа по личным наблюдениям. | 1 |
|
|
111. | Число имен существительных. | 1 |
|
|
112. | Изменение имен существительных по числам. | 1 |
|
|
113. | Обобщение знаний об имени существительном. | 1 |
|
|
114. | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное». | 1 |
| К/д № 4 |
115. | Анализ и работа над ошибками. | 1 |
|
|
116. | Закрепление знаний об имени существительном. | 1 |
|
|
117. | Р/р. Работа с текстом. | 1 |
| Р/р |
118. | Глагол как часть речи. | 1 |
|
|
119. | Глагол как часть речи. Употребление его в речи. | 1 |
|
|
120. | Глагол как часть речи. Употребление его в речи. | 1 |
|
|
121. | Глагол как часть речи. Р/р. Составление рассказа по репродукции картины художника. | 1 |
| Р/р |
122. | Число глагола. | 1 |
|
|
123. | Число глагола. Закрепление. | 1 |
|
|
124. | Правописание частицы не с глаголами. | 1 |
|
|
125. | Обобщение знаний о глаголе. Р/р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 |
| Р/р |
126. | Словарный диктант . Обобщение знаний о глаголе. | 1 |
| Слов.д №3 |
127. | Текст – повествование и роль в нем глаголов. | 1 |
|
|
128. | Контрольный диктант за 3 четверть. | 1 |
| К/д № 5 |
129. | Анализ и работа над ошибками. | 1 |
|
|
130. | Р/р. Составление текста – повествования на предложенную тему. | 1 |
| Р/р |
131. | Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
|
|
132. | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
|
|
133. | Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | 1 |
|
|
134. | Значения имен прилагательных. | 1 |
|
|
135. | Значения имен прилагательных. Закрепление. | 1 |
|
|
136. | Сравнение как одно из выразительных средств языка. | 1 |
|
|
137. | Единственное и множественное число имен прилагательных. | 1 |
|
|
138. | Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | 1 |
|
|
139. | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
|
|
140. | Проверочный диктант по теме: «Имя прилагательное». | 1 |
| Пров.д. |
141. | Анализ и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
|
|
142. | Текст – описание и роль в нем имен прилагательных. | 1 |
|
|
143. | Текст – описание и роль в нем имен прилагательных. Р/р. Составление текста – описания. | 1 |
|
|
144. | Текст – описание и роль в нем имен прилагательных. Закрепление. | 1 |
|
|
145. | Местоимение (личное) как часть речи. | 1 |
|
|
146. | Местоимение (личное) как часть речи. Его значение и употребление в речи. Р/р. Редактирование текста. | 1 |
| Р/р |
147. | Текст – рассуждение. | 1 |
|
|
148. | Текст – рассуждение. Р/р. Работа с текстом. | 1 |
| Р/р |
149. | Предлоги. Роль предлогов в речи. | 1 |
|
|
150. | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 |
|
|
151. | Предлоги наиболее употребляемые в речи. | 1 |
|
|
152. | Р/р. Редактирование текста. | 1 |
| Р/р |
153. | Проверочный диктант по изученным темам. | 1 |
| Пров.д |
154. | Анализ и работа над ошибками. Проект «В словари – за частями речи!». | 1 |
|
|
| Повторение (16 часов)
|
|
|
|
155. | Повторение изученного. Текст. | 1 |
|
|
156. | Словарный диктант. Предложение. | 1 |
| Слов.д №4 |
157. | Работа над ошибками. Слово. | 1 |
|
|
158. | Итоговый контрольный диктант за 2 класс. | 1 |
| К/д №6 |
159. | Анализ и работа над ошибками. | 1 |
|
|
160. | Повторение. Части речи. Имя существительное. | 1 |
|
|
161. | Части речи. Имя прилагательное. | 1 |
|
|
162. | Контрольное списывание. | 1 |
| Списыв. |
163. | Анализ и работа над ошибками. | 1 |
|
|
164. | Части речи. Глагол. | 1 |
|
|
165. | Части речи. Местоимение(личное). | 1 |
|
|
166. | Правописание предлогов. | 1 |
|
|
167. | Звуки и буквы. | 1 |
|
|
168. | Звуки и буквы. Закрепление. | 1 |
|
|
169. | Правила правописания. | 1 |
|
|
170. | Обобщение изученного во 2 классе. | 1 |
|
|