СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП 2 класс русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП 2 класс. По программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП 2 класс русский язык»

Русский язык

Пояснительная записка

 Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения( Приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009г. « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,в редакции от 29.12.2014 №1643) программой авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» из сборника рабочих программ «Школа России» 1-4 классы (ФГОС). М.: «Просвещение», 2011г.


Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способствовать к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.


Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.


Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Систематический курс


Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.


Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Овладение понятием «родственные слова (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса - ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам «кто?» и «что?». Выделение среди имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать» и «что делать». Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

  • сочетания чк—чн, чт, щн и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные падежные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с именами существительными;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-ом лице единственного числа (читаешь, учишь);

  • мягкий знак в глаголах в сочетании - ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.) Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства, и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о

языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения,

на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской

Федерации, языка межнационального общения.

Учебные пособия данной программы для учащихся построены таким образом, что

ребёнок с первых дней обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою

планету, получая представления о её природе, странах и народах, многообразии их

культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества.

Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и

направлены на утверждение в сознании ребёнка ценностей согласия, сотрудничества,

взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного

качества. Россия предстаёт перед учеником как часть многообразного и целостного мира,

а её граждане — одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как

участники мирового развития.

Таким образом, курс «Русский язык» обеспечивает формирование первоначальных

представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России,

о языке как основе национального самосознания.



Место курса «Русский язык» в учебном плане

Во 2 классе отводится по 170ч. (5 ч. в неделю, 34 учебные недели)


Учебно - тематический план по русскому языку во 2 классе (170ч)




Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Контрольные диктанты

Словарные диктанты

Списывания

1.

Наша речь.




2.

Текст.




3.

Предложение.

12ч




4.

Слова, слова, слова…

18ч




5.

Звуки и буквы.

59ч




6.

Части речи.

58ч




7.

Повторение.

16ч





Итого:

170ч

6

4

2



Содержание рабочей программы



Наша речь (3 ч)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство об­щения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

  • Язык, речь – средство общения людей.

  • понятия «устная и письменная речь»;

  • Текст и предложения - единицы речи.

  • Правила оформления предложения на письме, в устной речи

Уметь:

  • строить самостоятельно простые предложения, составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их на письме;

  • умение передавать содержание рассказа, пользуясь готовым планом;

  • выделять предложение в устной речи и оформлять его на письме.

Использовать в практической деятельности для:
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.).


Текст (4 ч)

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и глав­ная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. За­головок. Общее представление о структуре текста и выраже­ние ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, опи­сание, рассуждение. Обучение составлению повествователь­ного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетно­му рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под ру­ководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

  • отличие текста от набора отдельных предложений, не объединённых общей темой, роль текста в общении людей;

  • связь по смыслу предложений в тексте;

  • о видах текста по цели высказывания (повествование, описание, рассуждение), распознавание их;

  • структура текста;

  • понятия « красная строка в тексте», «заголовок», «опорные слова».

Уметь:

  • определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;

  • делить сплошной текст на предложения (3 - 4 предложения);

  • устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей);

  • писать изложение (по вопросам) текста из 30-45 слов;

  • сочинения по серии картинок под руководством учителя;

  • составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;

  • употреблять при записи текста красную строку;

  • употреблять в речи «волшебные» слова.

Использовать в практической деятельности:
  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)

  • соблюдения орфоэпических норм; работы со словарями;

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения



Предложение (12 ч)

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по це­ли высказывания и интонации (без терминологии), интони­рование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в про­заических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунк­туационное оформление диалогической речи и соответству­ющая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назна­чение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежа­щего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложе­нии. Упражнение в распознавании главных и второстепен­ных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второ­степенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным сло­вам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.



В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

  • признаки предложения и использование в речи;

  • как оформление предложения на письме. Логическое ударение;

  • первоначальные представления о распространённом и нераспространённом предложении;

  • понятия «подлежащее», «сказуемое» - главные члены предложения.

Уметь:

  • устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;

  • составлять предложение из слов, устанавливать между ними связь по вопросам;

  • употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;

  • распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения.

Использовать в практической деятельности
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.



Слова, слова, слова… (18 ч)

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении сло­ва. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Ан­тонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужно­го и точного слова, соответствующего предмету мысли. Ра­бота со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, ор­фографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Фор­мирование умения распознавать однокоренные слова, отли­чать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храб­рый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произно­сительной единице, о слогообразующей роли гласной. Уда­рение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безудар­ных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, рас­познавать ударные и безударные слоги. Упражнение в пра­вильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, баге­ты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим сло­варем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.



В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

  • понятия синонимы, антонимы и их роль в речи;

  • признаки однокоренных слов, подбор их, выделение корня;

  • общее представление о родственных (однокоренных) словах, корне как главной значимой части слова, термины «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова»;

  • слогообразующая роль гласной в слоге;

  • об ударении, ударном и безударном слогах.

Уметь:

  • различать однокоренные слова среди других слов;

  • отличать однокоренные слова от внешне сходных неоднокоренных слов и форм слов;

  • определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения;

  • определять ударение в слове;

  • показывать подвижность ударения и использование этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове;

  • переносить слова с одной строки на другую.

Использовать в практической деятельности
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.



Звуки и буквы (59 ч)

Звуки и буквы. Уточне­ние представлений о звуках и буквах русского языка. Услов­ное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфави­те. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков, их смысло­различительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфогра­фическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мяг­ким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосо­четания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обо­значение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи ши, ча ща, чу щу.

Разделительный мяг­кий знак, его роль в слове. Правописание слов с раздели­тельным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и про­верочного слов. Способы проверки написания глухих и звон­ких согласных в конце слова и перед согласным в корне сло­ва. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в без­ударном слоге корня и парных по глухости-звонкости соглас­ных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упраж­нение в правописании гласных и согласных в корне одноко­ренных слов и форм одного и того же слова.



В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

  • названия букв русского алфавита;

  • признаки гласных и согласных звуков;

  • гласные ударные и безударные;

  • согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;

  • правила переноса слов.

Уметь:

  • правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре;

  • делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;

  • обозначать на письме мягкость согласных буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком (ь);

  • писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;

  • производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;

  • писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота;

  • писать слова с разделительным мягким знаком (ь);

  • писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса;

  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз);

  • правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);

  • правильно произносить слова; уметь пользоваться справочной странице «Произноси слова правильно».



Части речи (58 ч)

Слова — назва­ния предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевлен­ные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собствен­ные и нарицательные имена существительные (общее пред­ставление). Заглавная буква в именах собственных (фамили­ях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существи­тельных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать име­на существительные в прямом и переносном значении, име­на существительные близкие и противоположные по значе­нию. Совершенствование навыка правописания имен сущест­вительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (озна­комление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Чис­ло глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном зна­чении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прила­гательное как часть речи (ознакомление с лексическим зна­чением имени прилагательного и вопросами, на которые от­вечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен при­лагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по зна­чению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами су­ществительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительны­ми, в правописании предлогов с именами существительными.



В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны Знать/понимать, иметь представление:
  • понятие «существительное»; одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

  • различать имена собственные;

  • понятие «глагол», глаголы в единственном и множественном числе, представление о разном времени;

  • понятие «прилагательное», прилагательные в единственном и множественном числе;

  • роль предлогов, раздельное написание предлогов со словами;

  • понятие «местоимение», их роль в тексте.

Уметь:
  • писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;

  • правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

  • различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?



Повторение изученного за год (16 ч)

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значе­ние слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.



Слова с непроверяемыми написаниями

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, де­кабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопа­та, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, моло­ток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, ро­дина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, сне­гирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, ян­варь.



Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.

Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:

  1. и, ш, И, Ш, п, р, т, г;

  2. л, м, Л, М, я, Я, А;

  3. у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;

  4. с, С, е, Е, о, О, а, д, б;

  5. ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;

  6. н, ю, Н, Ю, к, К;

  7. В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;

  8. Ф, У, Т, Р, Б, Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в ко­торых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений.




Результаты изучения курса


Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


2 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,

«родина», «природа», «семья»,

«мир»,

«настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .

5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий (УУД)





Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса



К концу 2 класса учащиеся должны :

знать:

  • названия и порядок букв русского алфавита,

  • признаки гласных и согласных звуков,

  • ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие,

  • способы обоз­начения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком,

  • правила переноса слов.


уметь:

  • безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;

  • делить слова на слоги, выделять ударный слог, перено­сить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твер­дые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мяг­ким (ь) знаком;

  • писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, на­званиях городов, деревень, улиц, кличках животных;

  • писать слова с буквосочетаниями жи — ши, ча ща, чу — щу, чк, чн, щн;

  • правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода по воде), пар­ные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов (чертёж, шалаш);

  • писать слова с двойными согласными (Римма, группа, суббота, классный), слова с разделительным мягким (ь) зна­ком, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми напи­саниями, данные в программе 1 и 2 классов;

  • писать раздельно предлоги со словами;

  • производить звуковой и звуко-буквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, опреде­лять последовательность звуков и букв в слове, характери­зовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа лампа, гриб, пись­мо, яма;

  • распознавать изученные части речи (имя существитель­ное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

  • различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (под­лежащее и сказуемое);

  • составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;

  • употреблять заглавную букву в начале предложения, ста­вить точку, вопросительный, восклицательный знаки в кон­це предложения;

  • писать изложение повествовательного текста из 35—45 слов по вопросам под руководством учителя;

  • составлять текст по опорным словам, по сюжетному ри­сунку и записывать 3—4 предложения из составленного текста;

  • использовать в речи слова просьбы, благодарности, при­ветствия, прощания.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

    • работы со словарем (алфавит);

    • соблюдения орфоэпических норм;

    • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

    • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).



Учебно – методическое обеспечение


Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.

Учебники

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.

Рабочие тетради и пособия

Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2012.

Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Ч. 1-2: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык». 2 класс. В двух частях. – М.: Экзамен, 2012.

Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература

Методические пособия

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.

Методическое пособие. 2 класс.

Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и

самостоятельных работ. 1-4 классы.

Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.

Учитель: Рачек О.В.


































Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс

Количество часов в год- 170ч

Количество часов в неделю – 5ч



п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Дата проведения

По плану

Фактически


Наша речь (3 часа)





1.

Знакомство с учебником. Виды речи.

1



2.

Виды речи. Характеристика человека по его речи.

1



3.

Диалог и монолог.

1




Текст (4 часа)





4.

Текст.

1



5.

Тема и главная мысль текста.

1



6.

Части текста.

1



7.

Р/р. Составление рассказа по рисунку и опорным словам.

1


Р/р


Предложение (12 часов)





8.

Предложение как единица речи.

1



9.

Знаки препинания в конце предложения.

1



10.

Связь слов в предложении.

1



11.

Главные члены предложения (основа).

1



12.

Второстепенные члены предложения.

1



13.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

1



14.

Входная контрольная работа по русскому языку (диктант)

1


К/р №1

15.

Анализ и работа над ошибками.

1



16.

Распространенные и нераспространенные предложения.

1



17.

Связь слов в предложении.

1



18.

Р/р. Составление рассказа по картине И.С. Остроухова «Золотая осень».

1


Р/р

19.

Закрепление знаний по теме6 «Предложение».

1




Слова, слова, слова…(18 часов)





20.

Лексическое значение слова.

1.



21.

Лексическое значение слова. Закрепление.

1



22.

Однозначные и многозначные слова.

1



23.

Прямое и переносное значение слов. Р/р. Наблюдение над переносным значением слов.

1


Р/р

24.

Синонимы.

1



25.

Антонимы.

1



26.

Синонимы и антонимы.

1



27.

Р/р. Изложение текста по данным к нему вопросам.

1


Р/р

28.

Родственные (однокоренные) слова.

1



29.

Корень слова. Однокоренные слова.

1



30.

Корень слова. Выделение корня в однокоренных словах.

1



31.

Проверочный диктант по теме: «Слова…»

1


Пров.д.

32.

Анализи работа над ошибками. Слог как минимальная произносительная единица.

1



33.

Ударение.

1



34.

Ударение. Закрепление.

1



35.

Правила переноса части слова с одной строки на другую.

1



36.

Р/р. Составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросами опорным словам.

1



37.

Перенос слов по слогам. Закрепление.

1




Звуки и буквы (59 часов)





38.

Звуки и буквы.

1



39.

Русский алфавит, или Азбука.

1



40.

Употребление прописной (заглавной) буквы.

1



41.

Р/р. Составление рассказа по репродукции картины.

1


Р/р

42.

Словарный диктант. Гласные звуки.

1


Сл.д №1

43.

Р/р. Работа с текстом. Гласные звуки.

1


Р/р

44.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1



45.

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1



46.

Контрольный диктант за 1 четверть.

1


К/д №2

47.

Анализ и работа над ошибками.

1



48.

Проверочные слова.

1



49.

Проверочные слова. Правописание однокоренных слов.

1



50.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

1



51.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Закрепление.

1



52.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

1



53.

Безударные гласные звуки. Р/р. Работа с текстом.

1


Р/р

54.

Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова.

1



55.

Проверочный диктант по теме: «Гласные звуки».

1


Пров. д

56.

Анализ и работа над ошибками. Орфограммы. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

1



57.

Орфограммы. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Закрепление.

1



58.

Р/р. Составление рассказа по репродукции картины.

1


Р/р

59.

Согласные звуки.

1



60.

Р/р. Восстановление деформированного текста по рисунку.

1


Р/р

61.

Согласный звук й и буква «и краткое».

1



62.

Слова с удвоенными согласными.

1



63.

Слова с удвоенными согласными. Р/р. Составление рассказа по репродукции картины и опорным словам.

1


Р/р

64.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1



65.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Закрепление.

1



66.

Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме.

1



67.

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

1



68.

Р/р. Работа с текстом. Проект «Пишем письмо».

1


Р/р

69.

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

1



70.

Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт.

1



71.

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Проект «Рифма».

1



72.

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Закрепление. Р/р. Работа с текстом.

1


Р/р

73.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1



74.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Словарный диктант.

1


Сл.д №2

75.

Проверочный диктант по теме: «Правописание буквосочетаний чк, чн, нщ, жи-ши, ча-ща, чу-щу»

1


Пров.д

76.

Анализ и работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки.

1



77.

Р/р. Работа с предложением и текстом.

1


Р/р

78.

Контрольный диктант за 1 полугодие.

1


К/д №3

79.

Анализ и работа над ошибками.

1



80.

Контрольное списывание.

1


Контр. Списыв.

81.

Анализ и работа над ошибками. Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

1



82.

Парные звонкие и глухие согласные. Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов.

1



83.

Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова.

1



84.

Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. Закрепление.

1



85.

Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. Повторение.

1



86.

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1



87.

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным

1



88.

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости- звонкости согласный звук, на конце слова и перед согласным в корне.

1



89.

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости- звонкости согласный звук, на конце слова и перед согласным в корне. Закрепление.

1



90.

Обобщение знаний об изученных правилах письма.

1



91.

Проверочный диктант по теме: «Согласные звуки».

1


Пров.д

92.

Анализ и работа над ошибками.

1



93.

Р/р. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.

1


Р/р

94.

Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме.

1



95.

Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания разделительного ь в словах.

1



96.

Разделительный мягкий знак (ь). Р/р. Составление устного рассказа по серии рисунков.

1


Р/р


Части речи (58 часов)





97.

Части речи.

1



98.

Части речи. Обобщение.

1



99.

Имя существительное как часть речи.

1



100.

Имя существительное как часть речи. Закрепление.

1



101.

Имя существительное как часть речи. Закрепление.

1



102.

Одушевленные имена существительные.

1



103.

Неодушевленные имена существительные.

1



104.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1



105.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Закрепление.

1



106.

Собственные имена существительные. Правописание имен собственных.

1



107

Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных.

1



108.

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей.

1



109.

Правописание имен, отчеств, фамилий, названий произведений, кличек животных.

1



110.

Правописание кличек животных и географических названий. Р/Р. Составление рассказа по личным наблюдениям.

1



111.

Число имен существительных.

1



112.

Изменение имен существительных по числам.

1



113.

Обобщение знаний об имени существительном.

1



114.

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное».

1


К/д № 4

115.

Анализ и работа над ошибками.

1



116.

Закрепление знаний об имени существительном.

1



117.

Р/р. Работа с текстом.

1


Р/р

118.

Глагол как часть речи.

1



119.

Глагол как часть речи. Употребление его в речи.

1



120.

Глагол как часть речи. Употребление его в речи.

1



121.

Глагол как часть речи. Р/р. Составление рассказа по репродукции картины художника.

1


Р/р

122.

Число глагола.

1



123.

Число глагола. Закрепление.

1



124.

Правописание частицы не с глаголами.

1



125.

Обобщение знаний о глаголе. Р/р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1


Р/р

126.

Словарный диктант . Обобщение знаний о глаголе.

1


Слов.д №3

127.

Текст – повествование и роль в нем глаголов.

1



128.

Контрольный диктант за 3 четверть.

1


К/д № 5

129.

Анализ и работа над ошибками.

1



130.

Р/р. Составление текста – повествования на предложенную тему.

1


Р/р

131.

Имя прилагательное как часть речи.

1



132.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1



133.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

1



134.

Значения имен прилагательных.

1



135.

Значения имен прилагательных. Закрепление.

1



136.

Сравнение как одно из выразительных средств языка.

1



137.

Единственное и множественное число имен прилагательных.

1



138.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

1



139.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1



140.

Проверочный диктант по теме: «Имя прилагательное».

1


Пров.д.

141.

Анализ и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном.

1



142.

Текст – описание и роль в нем имен прилагательных.

1



143.

Текст – описание и роль в нем имен прилагательных. Р/р. Составление текста – описания.

1



144.

Текст – описание и роль в нем имен прилагательных. Закрепление.

1



145.

Местоимение (личное) как часть речи.

1



146.

Местоимение (личное) как часть речи. Его значение и употребление в речи. Р/р. Редактирование текста.

1


Р/р

147.

Текст – рассуждение.

1



148.

Текст – рассуждение. Р/р. Работа с текстом.

1


Р/р

149.

Предлоги. Роль предлогов в речи.

1



150.

Правописание предлогов с именами существительными.

1



151.

Предлоги наиболее употребляемые в речи.

1



152.

Р/р. Редактирование текста.

1


Р/р

153.

Проверочный диктант по изученным темам.

1


Пров.д

154.

Анализ и работа над ошибками. Проект «В словари – за частями речи!».

1




Повторение (16 часов)





155.

Повторение изученного. Текст.

1



156.

Словарный диктант. Предложение.

1


Слов.д №4

157.

Работа над ошибками. Слово.

1



158.

Итоговый контрольный диктант за 2 класс.

1


К/д №6

159.

Анализ и работа над ошибками.

1



160.

Повторение. Части речи. Имя существительное.

1



161.

Части речи. Имя прилагательное.

1



162.

Контрольное списывание.

1


Списыв.

163.

Анализ и работа над ошибками.

1



164.

Части речи. Глагол.

1



165.

Части речи. Местоимение(личное).

1



166.

Правописание предлогов.

1



167.

Звуки и буквы.

1



168.

Звуки и буквы. Закрепление.

1



169.

Правила правописания.

1



170.

Обобщение изученного во 2 классе.

1