- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Учебно-методического комплекта: Л.Л. Босова учебник для 5 класса, изд. «Бином» лаборатория знаний М. 2012 г. Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2017 учебный год. Рабочая тетрадь по информатике и ИКТ Л.Л. Босова для 5 класса, М. «Бином» лаборатория знаний 2012 г. Настоящая программ рассчитана на изучение курса информатики учащимися 5 класса в течении 34 часов (1 час в неделю).
Изучение информатики и ИКТ в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Методы и формы решения поставленных задач В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 5 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания, учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы: 1) организационный момент; 2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу); 3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях; 4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки); 5) подведение итогов урока.
- Формы контроля и возможные варианты его проведения
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.
-
- Учебно-тематический план (1 ч в неделю, 34 ч в год)
- Тема
| - Всего кол-во часов
| - Теория
| - Практика
| - Контрольных работ
|
- Компьютер для начинающих
| - 8
| - 4
| - 4
| -
|
- Информация вокруг нас
| - 15
| - 6
| - 6
| - 1
|
- Информационные технологии
| - 10
| - 3
| - 7
| - 2
|
- Итоговая контрольная работа
| - 1
| -
| -
| - 1
|
- Итого
| - 34
| - 13
| - 17
| - 4
|
Содержание курса информатики и ИКТ 5 класс
1. Компьютер для начинающих (8 ч)
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
Учащиеся должны знать и уметь:
• определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
• различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
• запускать программы из меню Пуск;
• уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна.
2. Информация вокруг нас (15 ч)
Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа № 6 «Вводим текст».
Практическая работа № 7 «Редактируем текст».
Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа № 9 «Форматируем текст».
Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Клавиатурный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Учащиеся должны знать и уметь:
• понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
• различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
• приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
• приводить примеры информационных носителей;
• иметь представление о способах кодирования информации;
• уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение.
Информационные технологии (10 ч)
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 11 «Знакомство с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа № 12 «Знакомство с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа № 13 «Создание комбинированных документов».
Практическая работа № 14 «Работа с графическими фрагментами».
Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа № 16 «Создаем анимацию на свободную тему» (начало).
Практическая работа № 17 «Создаем анимацию на свободную тему» (завершение).
Учащиеся должны знать и уметь:
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Итоговая контрольная работа (1 ч)
Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 5 классов
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Операционная система Windows XP
Пакет офисных приложений MS Office 2003
ФИО учителя Хайлук Анжелика Олеговна
Название предмета Информатика и ИКТ
Класс 5 «А» «В»
Учебник — Л.Л. Босова, 5 класс М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2012 г.
Учебно-тематическое планирование
5 класс «Информатика»
№ урока | Тема урока | Виды контроля | Формируемые умения, навыки | Дата | Корректировка | Дом. Задание. |
Компьютер для начинающих (8 ч) |
1. | Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и представление рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Беседа + тренажер | Знать: новые понятия; требования к организации компьютерного рабочего места | Уметь: соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, набирать слова, используя клавиатуру. | | | §1.1 §2.1 |
2 | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Беседа + тренажер | Знать: основные элементы компьютера и их назначение. | Уметь: определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека. | | | §2.1 §2.2 |
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа № 1. Знакомство с клавиатурой. | Беседа + практика | Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение представление о способах введения информации в память компьютера. | Уметь вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши. | | | §2.3 |
4 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре). | Беседа + тренажер | Знать правила работы на клавиатуре. | Уметь набирать слова, фрагменты текста, используя клавиатуру. | | | §2.3 |
5 | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. | Беседа + тренажер | Иметь представление о программах и файлах; графическом интерфейсе. | Уметь определять тип файлов по пиктограмме и расширению; набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру. | | | §2.4 |
6 | Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа № 2. Освоение мыши. | Беседа + практика | Знать элементы рабочего стола. | Уметь перемещать объекты, реагировать на диалоговые окна, оперировать с окнами. | | | §2.5, §2.6 |
7 | Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3. Запуск программ. Основные элементы окна программы. | Беседа + практика | Знать структуру главного меню. | Уметь запускать и закрывать программы и приложения. | | | §2.7 |
8 | Практическая работа № 4. Управление компьютером с помощью меню. | практика | Знать способы управления компьютером с помощью меню. | Уметь выполнять основные управляющие операции. | | | §2.8 |
Информация вокруг нас (15 ч) |
9 | Действия с информацией. Хранение информации. | Беседа | Знать понятие информации, ее виды, приемы обработки информации, понятие об информационных процессах. | Уметь совершать основные действия с информацией. | | | §1.2, §1.3 |
10 | Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Беседа + тренажер | Приводить примеры носителей информации и называть их отличия. | Уметь сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации, набирать слова, используя клавиатуру. | | | §1.4 |
11 | Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений. | Беседа + тренажер | Уметь приводить простые жизненные примеры передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике набирать слова фрагменты текста, используя клавиатуру. | Уметь работать в Клавиатурном тренажере в режиме ввода предложений. | | | §1.5 |
12 | Кодирование информации. | Беседа | Уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение, использовать таблицу кодов. | Уметь выполнять вычисления с помощью программы Калькулятор. | | | §1.6 |
13 | Формы представления информации. Метод координат. | Беседа | Уметь различать виды информации по формам представления на материальных носителях. | Читать информацию, представленную на координатной плоскости. | | | §1.7, §1.8 |
14 | Текст как форма представления информации. | Беседа | Иметь представление о структуре и элементах текста. | Уметь определять элементы текста. | | | §1.9 |
15 | Табличная форма представления информации. | Беседа | Знать табличную форму представления информации. | Уметь представлять информацию в табличном виде. | | | §1.10 |
16 | Наглядные формы представления информации. Контрольная работа № 1 | Контроль | Уметь представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы. | Уметь редактировать текст, работать с фрагментами текста. | | | §1.11 |
17 | Обработка информации. Практическая работа № 5 «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор». | Беседа + практика | Знать назначение клавиш программы Калькулятор. | Уметь выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора. | | | §1.12 |
18 | Обработка текстовой информации. Практическая работа № 6 «Ввод текста». | Беседа + практика | Знать возможности текстового редактора. | Уметь: осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе. | | | §2.9 |
19 | Обработка текстовой информации. Практическая работа № 7 «Редактирование текста». | Беседа + практика | Знать возможности текстового редактора. | Уметь редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов). | | | §2.9 |
20 | Обработка текстовой информации. Практическая работа № 8 «Работа с фрагментами». | Беседа + практика | Знать способы работы с фрагментами текста. | Уметь редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста) | | | §2.9 |
21 | Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа № 9 «Работа с фрагментами». | Беседа + практика | Знать способы замены фрагментов текста. | Уметь редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста), составить простой запрос для поиска информации в базе данных. | | | §2.9 |
22 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | Беседа | Знать возможности текстового редактора для систематизации информации. | Уметь систематизировать информацию. | | | §1.13 |
23 | Форматирование – изменение формы представления информации. Практическая работа № 10 «Форматирование текста». | Беседа + практика | Уметь пользоваться меню для форматирования текста. | Уметь форматировать слово, словосочетание предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта. | | | §1.13 |
Информационные технологии (10 ч) |
24 | Компьютерная графика. Практическая работа № 11 «Знакомство с инструментами рисования графического редактора». | Беседа + практика | Знать возможности графического редактора. | Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта. | | | §2.10 |
25 | Инструменты графического редактора. Практическая работа № 12 «Знакомство с инструментами рисования графического редактора». | Беседа + практика | Знать возможности графического редактора. | Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта. | | | §2.10 |
26 | Обработка графической информации. Контрольная работа № 2 | Контроль | Уметь создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру. | Уметь применять на практике полученные знания. | | | §2.10 |
27 | Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа № 13 «Создание комбинированных документов». | Беседа + практика | Знать программы, обрабатывающие текст и программы, обрабатывающие графику. | Уметь создавать комбинированные документы, содержащие текстовую и графическую информацию. | | | §2.9, §2.10 |
28 | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа № 14 «Работа с графическими фрагментами». | Беседа + практика | Знать назначение клавиш программы Калькулятор. | Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий. | | | §1.14 |
29 | Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на заданную тему». | Беседа + практика | Знать решение задачи о напитках. | Уметь структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов. | | | §1.14 |
30 | Разработка плана действий и его запись. Контрольная работа № 3 | Беседа + контроль | Иметь представление о линейном и циклическом действиях и ветвления. | Уметь выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов. | | | §1.14 |
31 | Разработка плана действий и его запись. | Беседа | Уметь пошагово выполнять алгоритмы, записанные в текстовой форме и в виде блок-схем. | Уметь определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов. | | | §1.14 |
32 | Практическая работа № 16 «Создаем анимацию на свободную тему» (начало). | Практика | Иметь представление о работе в программе PowerPoint. | Уметь в презентации задать анимацию объектов. | | | §2.11 |
33 | Практическая работа № 17 «Создаем анимацию на свободную тему» (завершение). | Практика | Иметь представление о работе в программе PowerPoint. | Уметь в презентации задать анимацию объектов. | | | §2.11 |
34 | Итоговая контрольная работа (1 ч) |