СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и ктп элективного курса "Подготовка к экзаменационному сочинению" (10 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое (декабрьское) сочинение - важный этап в жизни школьников. Качественно подготовиться к сдаче оного поможет данная разработка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и ктп элективного курса "Подготовка к экзаменационному сочинению" (10 класс)»

Приложение к рабочей программе по элективному курсу

«Подготовка к экзаменационному сочинению»

среднего (полного) общего образования срок реализации 1 год,

утвержденной приказом по школе № от





Календарно-тематическое планирование

«Подготовка к экзаменационному сочинению»

в 10 классе на 2016/2017 учебный год

Новиковой Натальи Николаевны




  1. Таблица учебно-методического планирования


    № п/п

    раздел

    Количество часов, в т.ч. практические часы

    1

    Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса, обозначение целей и задач. Анализ предложенных тематических направлений. Основные требования к написанию сочинений.


    3

    2

    Тематическое направление «Разум и чувство»

    8

    3

    Тематическое направление «Честь и бесчестие»

    4

    4

    Тематическое направление «Победа и поражение»

    4

    5

    «Опыт и ошибки»

    4

    6

    «Дружба и вражда»

    4

    7

    Сочинения разных жанров

    1

    8

    Типичные ошибки и недочеты в сочинении

    1

    9

    Итоговая работа

    4

    10

    Анализ написанных работ и методические рекомендации

    2


    Итог:

    35 (31+4)

  2. Календарно-тематическое планирование

№ урока п/п

Тема урока

Дата проведения урока



планируемая

фактическая

1-2

Знакомство с содержанием курса. Анализ предложенных тематических направлений.

02.09.-09.09


3

Основные требования к написанию сочинений.

16.09


4

«Разум и чувство». Варианты вступлений

23.09


5

Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие

30.09


6

Как завершить сочинение. Варианты

07.10


7

Анализ вступлений.

14.10


8

Анализ заключений

21.10


9

Анализ основной части

28.10


10

Организация материала при помощи плана.

11.11.


11

Анализируем предложенное сочинение.

18.11.


12

«Честь и бесчестие». Варианты вступлений.

25.11.


13

Работа с основной частью.

02.12.


14

Варианты заключений

09.12


15

Анализируем предложенное сочинение.

16.12.


16

«Победа и поражение». Варианты вступлений

23.12


17

Работа с основной частью

13.01.17


18

Варианты заключений

20.01.


19

Анализируем предложенное сочинение.

27.01.


20

«Опыт и ошибки». Вступления

03.02.


21

Работа с основной частью

10.02.


22

Заключение

17.02.


23

Анализ написанных сочинений

24.02.


24

«Дружба и вражда». Вступление

03.03.


25

Основная часть.

10.03.


26

Заключение.

17.03.


27

Анализ написанных сочинений.

24.03.


28

Сочинения разных жанров (письмо, размышление, эссе)

07.04.


29

Типичные ошибки и недочеты в сочинении

14.04.


30 - 33

Итоговая работа

21.04.

28.04.

05.05.

12.05.


34-

Анализ написанных работ

19.05.


35

Методические рекомендации

26.05.




























Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»

Прионежского района Республики Карелия


Рассмотрена Утверждаю

школьным методическим объединением Директор школы

учителей гуманитарного цикла


Руководитель:

Принята







Рабочая программа по элективному курсу

«Подготовка к экзаменационному сочинению»

основной общеобразовательной программы

среднего общего образования

сроком реализации 1 год







Составитель:

Новикова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы















2016 г.

  1. Пояснительная записка

В связи с Приказом Минобрнауки России от 05.08.2014 №923 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013г. №1400» целесообразно ввести элективный курс по подготовке к написанию итогового сочинения (изложения) в 10 классе. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году. Итоговое изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды. По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать выпускники прошлых лет с целью представления его результатов в вузы.

Тематические направления итогового сочинения разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Наталии Солженицыной – президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.

В 2014/15 учебном году экзаменационный комплект включал 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления: 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова). 2. Вопросы, заданные человечеству войной. 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе. 4. Спор поколений: вместе и врозь. 5. Чем люди живы? ), сформированных Рособрнадзором по часовым поясам. В 2015/16 учебном году в качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы».

В 2016/17 учебном году Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

«Разум и чувство»,

«Честь и бесчестие»,

«Победа и поражение»,

«Опыт и ошибки»,

«Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

Данный курс предназначен для успешной сдачи экзаменационного сочинения (изложения) как допуска к государственной итоговой аттестации.

Рабочая программа курса «Подготовка к экзаменационному сочинению» разработана составителем самостоятельно с опорой на федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы Карнаух Л.Н. «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы».

Из компонента образовательного учреждения учебного плана школы выделено 35 часов в год (1 час в неделю) на курс «Подготовка к экзаменационному сочинению» с целью эффективной подготовки к сдаче выпускного сочинения. Рабочая программа рассчитана на обучающихся общеобразовательного 10 класса.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому что «они трудны», а главное, «не пригодятся в будущем». Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций.

Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, т.к. умение выражать свои мысли и аргументировать их необходимо каждому человеку.

Цели курса:

-подготовка учащихся к сдаче экзамена;

-гуманитарное развитие школьников;

-овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);

-развитие творческих способностей учащихся.

Задачи курса:

-формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

-формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;

-овладение нормами русского литературного языка;

-обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-обучение работе над сочинением;

-развитие коммуникабельности обучающихся;

-воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.

Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей активность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями (учащиеся – учитель). Актуальным становится умение создавать текст-рассуждение.





















  1. Содержание программы

Вводное занятие (3ч)

Знакомство с содержанием курса, обозначение целей и задач. Анализ предложенных тематических направлений. Основные требования к написанию сочинений.

Тематическое направление «Разум и чувство» (8ч)

Вступление, основная часть, заключение, организация материала при помощи плана, анализ всех частей сочинения, анализ предложенногосочинения.

Тематическое направление «Честь и бесчестие» (4ч)

Вступление, основная часть, заключение, анализ предложенного сочинения.

Тематическое направление «Победа и поражение»(4ч)

Вступление, основная часть, заключение, анализ предложенного сочинения

«Опыт и ошибки» (4ч)

Вступление, основная часть, заключение, анализ написанных сочинений.

«Дружба и вражда»(4ч)

Вступление, основная часть, заключение, анализ написанных сочинений.

Сочинения разных жанров (1ч)

Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения.

Итоговая работа (4ч)

Написание сочинений.

Анализ написанных работ и методические рекомендации (2ч)

Анализ созданных работ.































  1. Критерии освоения элективного курса

Для оценивания результатов освоения элективного курса «Подготовка к экзаменационному сочинению» используется зачетная система. В конце учебного года проводится итоговая работа по написанию сочинения по направлениям 2016/17 учебного года, оцениваемая «зачет»- «незачет». Критерии оценивания сочинения доступны на сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений).

По завершении курса обучающийся должен:

-верно понимать, интерпретировать художественное произведение;

-создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени;

-выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест;

- выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию;

-отбирать фактический материал в соответствии с темой.







































  1. Перечень учебно-методического обеспечения программы:

  1. ЕГЭ 2013. Русский язык : сборник экзаменационных материалов / авт.-сост. И. П. Цыбулько [и др.]. - М.: Эксмо, 2012.

2. Единый государственный экзамен. 2013. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / сост. В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, И. П. Цыбулько. - М. : Интеллект-Центр, 2012.

3. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2013.

4. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. – М.: ВАКО, 2014.

5. Итоговое сочинение в выпускном классе. Подготовка, написание, редактирование. Методические рекомендации / сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2016.

6. Козловская М. В. Русский язык. Анализ текста : пособие для подготовки к Единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.

7. Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Кузнецова Л.И., Сененко О.В. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ в 2013 году. Диагностические работы.-М.: МЦНМО, 2013.

8. Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

9. Львов В.В. Русский язык ЕГЭ. Типовые тестовые задания 2013 год, М.: Экзамен, 2013.

10. Мамай О.М. ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 2/ О.М.Мамай. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

11. Мазнева О. А. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания : пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. - М. : Дрофа, 2008.

12. Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое сочинение в 11 классе. – Ростов н/Д.: Легион, 2014.

13. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом. Тетрадь-практикум. 9-11 классы. – М.:ВАКО, 2015.

14. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/19/prezentatsiya-mgorkiy-starukha-izergil - Социальная сеть работников образования. Презентация «М.Горький «Старуха Изергиль»

15.http://капканы-егэ.рф/index.php/100-sochinenij-dlya-ege/vypusknoe-sochinenie/voprosy-zadannye-chelovechestvu-vojnoj/1139-rekomendatsii-po-napisaniyu-sochinenij-po-vtoromu-napravleniyu-voprosy-zadannye-chelovechestvu-vojnoj-j - Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя русского языка и литературы Бенделевой Л.М. Рекомендации по написанию сочинений по второму направлению «Вопросы, заданные человечеству войной».

16. http://sochinenie11.ru/o/ - Все о выпускном сочинении.

17. http://капканы-егэ.рф - Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя русского языка и литературы Бенделевой Л.М.

18. http://5-ege.ru/ege/ - Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

19. http://festival.1september.ru/articles/211543/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Урок литературы в 9 классе по теме «Горные вершины» (тема Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова).

20. http://literatura548.narod.ru/index/0-3- Схемы анализа художественных произведений. Персональный сайт Осмоловского М.В., преподавателя русского языка и литературы высшей категории Московского института предпринимательства и права.

21. http://капканы-егэ.рф/index.php/100-sochinenij-dlya-ege/vypusknoe-sochinenie/1810-primernye-temy-vypusknykh-sochinenij-po-napravleniyam - Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя русского языка и литературы Бенделевой Л.М. Примерные темы выпускных сочинений по направлениям.



  1. Материально-техническое обеспечение программы

книгопечатная продукция (тексты изучаемых произведений);

фотографии и альбомы писателей;

ноутбук (выход в Интернет, пакет прикладных программ – текстовых, презентационных);

мультимедиапроектор;

экран

  1. Использованная литература и ресурсы Интернет:

  1. http://festival.1september.ru/articles/566835/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Элективный курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания». Иралина Л.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Джалильская гимназия» Республики Татарстан.

  2. Карнаух Л.Н. «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы». / В кн. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2007.

  3. http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений.

  4. http://www.ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал единого государственного экзамена