__________________ Т.М. Михеева
Педагог дополнительного образования – Нещадим Е.В.
• Программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)/ Л.В.Мищенкова, опубликованной в методическом пособии, 3 класс. – М.:Издательство РОСТ, 2013
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
-чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;
-формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
-формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.
-умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой
ситуации.
-интерес к познанию природы.
-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
-умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
• Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
• Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
• Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
• Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
• Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
На основании учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Апанасовская средняя общеобразовательная школа на 2015-2016 учебный год в рамках федерального государственного стандарта начального общего образования на изучение программы кружка внеурочной предметной деятельности «Занимательный русский язык” в 3 классе отводится 68 часов в год, занятия проводится 2 раз в неделю.
• индивидуальный подход к учащимся.
• формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также творческие возможности ребенка;
• формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
• способствовать развитию интереса к чтению.
Таким образом, целью обучения языку является развитие и совершенствование познавательных, языковых и творческих процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости, логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку,активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
№ п/п | Раздел | Темы занятий | Содержание | Характеристика деятельности обучающихся | Дата |
1 | Лексика- 7 часов | Да здравствует русский язык! ТБ на занятиях в кружке. | Значение русского языка в жизни людей. Красота и богатство русского языка. Слова грустные, весёлые, маленькие, большие, вежливые, важные. Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, товарищи, учителя, родной Донской край, родной хутор Апанасовка | Метапредметные: регулятивные -контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - свободно ориентироваться в тетрадях на печатной основе; коммуникативные -проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы). Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе | |
2 | | Хорошо ли ты знаешь грамматику? | Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” | Метапредметные: регулятивные — выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; познавательные - самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: принимать образ «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной инициативой | |
3 | | Вежливые слова | Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите… | Метапредметные: регулятивные - выполнять оценку и самооценку, осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; познавательные - свободно ориентироваться в учебной тетради, читать язык условных обозначений; коммуникативные -осуществлять управление поведением партнера, контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам | |
4 | | Сокровища родного языка. | Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению. | Метапредметные: регулятивные — выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; познавательные - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: признавать собственные ошибки, проявлять способность к адекватной самооценке | |
5 | | Поговорки и пословицы | Использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. | Метапредметные: регулятивные -осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата; познавательные -осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: понимать русский язык как явление культуры русского народа, как средство общения народов России | |
6 | | Игротека «Родной язык» | Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово», «Вставьте буквы», «Какие слова», «Переставленные буквы», «Отгадайка», «Перекрёсток», «Помогите Леночке», «Узелки на память», «Незнакомое слово» и др. | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
7 | | Запоминаем словарные слова | Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши» | Метапредметные: регулятивные — осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата; познавательные — самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуникативные — понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. 8Личностные: ценить взаимопомощь и взаимоподдержку в коллективе класса, школы, педагогов, родителей | |
8 | Фонетика – 1час | Незаменимый мягкий знак. | Двойная роль мягкого знака | Метапредметные: регулятивные -выполнять оценку и самооценку, осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; познавательные - свободно ориентироваться в учебной литературе; коммуникативные - выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам | |
9 | Лексика – 4 часа | Растения во фразеологизмах | Фразеологические обороты. Игры: «Держать язык за зубами», «Попались на удочку», «Прикуси язык», «Шиворот навыворот», «На всю ивановскую», «Три загадки», «Ноги в руки», «Где раки зимуют?», «Одним словом», «Напоминайкин выступает», «Дать и взять», «Кто больше?», «Знаете ли вы?» | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - владеть общими приемами решения орфографических задач при письме под диктовку; коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. | |
10 | | Животные во фразеологизмах | |
11 | | Игротека по теме: «Лексика» | Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад. Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, загадки, кроссворды, криптограммы, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
12 | | Я не поэт, я только учусь… | Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. Сочинение коротких стихов | Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, проводить эксперимент Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала | |
13 | Морфология – 2часа | Как морфология порядок навела | Группировка слов по темам. Темы: дикие животные, домашние животные, деревья, грибы, профессии, строения, цветы, игрушки, книги, времена года, название дней недели, части суток, осадки и др. Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?», «У кого Илюша чистил клетки?», «Двенадцать поваров», «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какого размера?» и др. | Коммуникативные: задавать вопросы, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать проектный способ познания, методы исследования: поиск информации, сравнение и эксперимент Личностные: Формирование Устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности | |
14 | | Игры с пословицами | Использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Криптограммы. Прямое и переносное значение пословиц. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа», «Составь пословицу». | Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, проводить эксперимент Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала | |
15 | Словообразование- 1 час | Игротека по теме: «Морфемы играют в прятки» | Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад . Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, загадки, кроссворды, криптограммы, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
16 | Лексика – 1 час | Животные во фразеологизмах | Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: осознавать и удерживать учебную задачу, выдвигать версии решения проблемы. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
17 | Морфология – 3 часа | Кое-что о местоимении | Местоимение. Общее представление о местоимении. Употребление в речи. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать современные источники информации; анализировать, сравнивать и группировать различные объекты, факты Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
18 | | Познакомимся поближе с наречием и числительным | Наречие. Общее представление о наречии. Употребление в речи. | Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, проводить эксперимент Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала | |
19 | | Игротека по теме: «Морфология» | Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад . Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, загадки, кроссворды, криптограммы, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
20 | Словообразование – 5 часов | Состав слова. Основа слова. Формы слова | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу | Метапредметиые: регулятивные -осуществлять коррекцию - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные —понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - разрешать конфликты, выявлять, идентифицировать проблемы, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и его реализовывать. Личностные: активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
21 | | Про корень и окончание | |
22 | | Про суффикс и приставку | |
23 | | Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак). | Роль разделительного твёрдого знака | Метапредметные: регулятивные -определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; познавательные - свободно ориентироваться в тетради на печатной основе, читать язык условных обозначений; коммуникативные -владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни | |
24 | | Игротека по теме : «Состав слова» | Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад . | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
25 | Фонетика – 9 часов | Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Непроизносимые согласные | Орфографическая зоркость. Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки», Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши», «Слова с безударными гласными в корне» | Метапредметные: регулятивные -контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); коммуникативные -выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: адекватно оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков и поступков других людей | |
26 | | В стране парных звонких и глухих согласных. | Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости, мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов. | Метапредметные: регулятивные -определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; познавательные - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам | |
27 | | В стране одиноких согласных. | |
28 | | Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением). | |
29 | | Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные). | |
30 | | А все – таки она хорошая! (О роли орфографии). | Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. | Метапредметные: регулятивные -контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; коммуникативные -понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в школьном коллективе | |
31 | | В королевстве ошибок. | Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». | Метапредметные: регулятивные — выполнять оценку и самооценку, осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; познавательные - свободно ориентироваться в учебной литературе, читать язык условных обозначений; коммуникативные — планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: учитывать чужую точку зрения, оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач | |
32 | | В стране Сочинителей. | Беседа о рифмах.Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . | Метапредметные: регулятивные -выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; познавательные — составлять план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; коммуникативные - разрешать конфликты, выявлять, идентифицировать проблемы, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и его реализовывать. Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то | |
33 | | Проект «Мой алфавит». | Повтор русского алфавита. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит». | Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, проводить эксперимент. Научиться овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале Личностные: Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала | |
34 | Словообразование – 4 часа | Новые друзья корней – приставки. | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки. | Метапредметные: регулятивные — осуществлять коррекцию - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные - быстро находить постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: осознанно готовиться к кружковым занятиям, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников | |
35 | | Учимся различать предлог и приставку | Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличительные особенности предлогов и приставок. Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра «Лишнее слово» (учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки» | |
36 | | Учимся писать «не» с глаголами | Правописание частички «не» с глаголами | Метапредметные: регулятивные -определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные -владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам | |
37 | | Игротека по теме: «Словообразование» | Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад . Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, загадки, кроссворды, криптограммы, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
38 | Морфология – 8 часов | Слова – части речи. | Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Значение и употребление в речи. Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. | Метапредметные: регулятивные — осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата; познавательные — самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуникативные — понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: ценить взаимопомощь и взаимоподдержку в коллективе класса, педагогов, родителей | |
39 | | Имя существительное – часть страны Речь. | Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение осознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употребляется имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение склонений имён существительных (1, 2 и 3-е склонение). Морфологический разбор имён существительных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задания: «Раздели слова на группы», «Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы | |
40 | | Как у существительных род появился. | |
41 | | Имена существительные с шипящим звуком на конце | |
42 | | Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). | |
43 | | Имя прилагательное – часть страны Речь. | Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин. Морфологический разбор имён прилагательных. Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков. | Метапредметные: регулятивные -определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; познавательные - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: руководствоваться правилами здорового образа жизни человека | |
44 | | Глагол – часть страны Речь. | Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд. | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: учитывать чужую точку зрения, оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач | |
45 | | Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола). | |
46 | Фонетика – 1 час | Его величество ударение | Орфографическая зоркость. Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши», «Слова с безударными гласными в корне», « «Найди слово», «Где спряталась орфограмма?», «Найди орфограмму» Слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные». Задания: «Выбери правильный безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова» | Метапредметные: регулятивные -выполнять оценку и самооценку, осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; познавательные - свободно ориентироваться в учебной литературе, читать язык условных обозначений; коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников | |
47 | Морфология – 2 часа | Поговорим о падежах | Склонение существительных | Метапредметные: регулятивные -определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; познавательные - свободно ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений; коммуникативные -владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни | |
48 | | Игротека «Весёлая грамматика» | Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад . Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, загадки, кроссворды, криптограммы, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
49 | Лексика – 18 часов | Сложные слова | Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. | Метапредметные: регулятивные -осуществлять коррекцию - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные -уметь объяснять историю возникновения слова; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: выполнять правила безопасного поведения в школе, в общественных местах | |
50 | | От архаизмов до неологизмов | Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи. Игры:«Слова-долгожители», «Изменившиеся слова», «Архаизмы в юморе, сатире, иронии», Кому принадлежат эти предметы?», Что делали раньше этими предметами?», «Какие слова стали вместо устаревших?», «Что кроется в фамилиях?», «Почему так говорят?», «Кем он будет?», «Напоминайкин глаголит», «Знаете ли вы?», «Непонятные слова», «Забытые слова» | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
51 | | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | Архаизмы. Устаревшие слова и их «вторая» жизнь. Викторина «Знатоки старинных слов». Что такое палиндром. Игра «Слова-перевёртыши». Перевёртыши-фразы. | Метапредметные: регулятивные — выполнять оценку и самооценку, осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; познавательные — осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); нужную словарную статью; коммуникативные - выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: формировать потребность в сохранении культуры русской речи. | |
52 | | Новые слова в русском языке. | Неологизмы. Игры: «Новые слова», «Новый предмет», «Откуда это слово?», «Какое слово моложе?», «Ответьте!», «Три слова», «А вы знаете?», «Два новых слова», «Напоминайкин произносит речь», Что это за зверь?», «Знаете ли вы?», «Узелок на память» | Метапредметные: регулятивные -контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. Личностные: проявлять уважение к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию | |
53 | | Встреча с зарубежными друзьями. | Игры: «Слова из Франции», «Слова из Турции», «Слова из Германии», «Слова-иностранцы», «Шесть и шесть», «Как вы понимаете?», «Почему так называют?» | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
54 | | По страницам энциклопедий | Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные — свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, энциклопедий, быстро находить нужную словарную статью; коммуникативные -разрешать конфликты, выявлять, идентифицировать проблемы, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и его реализовывать. Личностные: адекватно оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков и поступков других людей. | |
55 | | Игротека | Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад . Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, загадки, кроссворды, криптограммы, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
56 | | Повторение. Игротека | Метапредметные: регулятивные -контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
57 | | Конкурс-игра «Русский медвежонок» | Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
58 | | Для чего надо изучать грамматику. | Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок . | |
59 | | Проект «Зачем нужна грамматика?» | Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. | Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, проводить эксперимент. Научиться овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале Личностные: Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала | |
60 | | КВН по русскому языку «Слова – друзья» | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. | Метапредметные: регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
61 | | Анаграммы и метаграммы. | Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ). | Метапредметные: регулятивные -осуществлять коррекцию - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные — осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе | |
62 | | Шарады и логогрифы. | Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. | |
63 | | Откуда пришли наши имена. | Игра «Что кроется в фамилиях?», | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: использовать современные источники информации; анализировать, сравнивать и группировать различные объекты, факты Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных целей, проявлять желание учиться | |
64 | | Работа над проектом «О чём расскажут нам фамилии?» | Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси? Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка). Сведения о своём имени, Знакомство с происхождением имен. Проектная работа «Нарисуй свое имя». | |
65 | | Оформление проекта «О чём расскажут нам фамилии?» | |
66 | | Защита проекта «О чём расскажут нам фамилии?» | |
67 | Словообразование- 2 часа | Занимательное словообразование. | Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. | Метапредметные: регулятивные -осуществлять коррекцию - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные — осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе | |
68 | | Подведение итогов. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки. | Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глаголы – синонимы. Задания на смекалку. | |
Итого: | 68 | | | | |
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеурочных занятиях учащиеся мало пишут и много говорят.
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:
практическая.
• коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
на заседании МО учителей Зам. директора по УВР