Раздел I Пояснительная записка
Для успешного вхождения человека в новый для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели обучающийся должен быть готов к самоопределению – профессиональному и социальному. Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван элективный курс «Основы выбора профессии».
Рабочая программа элективного курса «Основы выбора профессии» рассчитана на обучающихся девятых классов. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 2005 года №4;
- примерная программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд», разработанная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, М.: Дрофа, 2011 г.; -Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Медведевская школа» ;-Учебного плана МОУ «Медведевская школа» ;-Положение о структуре,порядке разработки и утвеждения рабочих программ по учебным предметам,курсам,в том числе внеурочной деятельности МОУ «Медведевская школа».
Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в ст.37 Конституции РФ. В ней говориться: «Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Профессиональное самоопределение – длительный процесс, который осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются определённые цели и задачи.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Богатырева А.Н., Очинина О.П., Самородского П.С. и др./Под ред. Симоненко В.Д. «Технология» для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2011.
. . . . . . . . . Раздел III Содержание учебного предмета
элективного курса «Основы выбора профессии»
Раздел 1. Профессиональное самоопределение
Теоретические сведения
Цели и содержание курса. Специфика занятий.
Практическая (проектная) работа
Знакомство с дневником выбора профессий.
Требования к уровню подготовки учащихся по теме
возможности личности в профессиональной деятельности
специфику этапов профессионального самоопределения
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
Раздел 2. Личность и профессия
Правила выбора профессии («хочу» – «могу» – «надо»)
Теоретические сведения
«Хочу» – склонности, желания, интересы. «Могу» – физиологические и психические ресурсы личности. «Надо» – потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Личный профессиональный план.
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)
Теоретические сведения
Потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов. Интересы: познавательные и профессиональные. Профессиональные намерения.
Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы
Диагностическая процедура: карта интересов, опросник профессиональной готовности. Развивающие процедуры: актуализация профессиональных интересов путём группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)
Теоретические сведения
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных возможностей.
Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы
Знакомство с описаниями профессий.
Социальные проблемы труда («надо»)
Теоретические сведения
Разделение труда. Социальные перемещения. Профессионализация. Специализация. Квалификация.
Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы
Сочинение «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему району»
Социально - психологический портрет современного профессионала
Теоретические сведения
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Мобильность. Психология принятия решений.
Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы
Развивающая процедура: деловая игра «Мэрия».
Внутренний мир человека и возможности его познания.
Теоретические сведения
Свойства нервной системы. Ограничения при выборе профессии. Компенсаторные возможности за счёт выработки индивидуального стиля деятельности. Темперамент. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности. Ведущие отношения личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру. Эмоциональные состояния личности. Роль воли в процессе принятия решений. Условия развития воли. Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Понятие о неблагоприятных производственных факторах. Работоспособность. Психология принятия решения.
Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы
Диагностические процедуры: анкета здоровья, опросник Айзенека, ориентировочная анкета, опросники «Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля». Самонаблюдения за динамикой настроения. Упражнения по воспитанию воли. Анализ особенностей поведения людей с разными типами темперамента.
Требования к уровню подготовки учащихся по теме
потребности рынка труда
социальные проблемы труда
свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии
составлять карту интересов
Раздел 3. Анализ профессий
Теоретические сведения
Классификация профессий. Формула профессии. Профессиограмма. Психология принятия решения.
Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы
Конкурс «Угадай профессию». Составление формулы профессии.
Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде
Теоретические сведения
Способность к запоминанию. Память и её основные процессы. Условия развития памяти. Внимание, наблюдательность, их развитие. Способность оперировать пространственными представлениями, устанавливать связи и закономерности между понятиями. Индивидуальные стили кодирования и переработки информации.
Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы
Тест на выяснение уровня интеллекта
Рынок труда и его требования к профессионалу
Теоретические сведения
Разнообразие и динамичность мира профессий. Механизм функционирования рынка труда. Биржа труда и безработица. Социальные пособия. Понятия о трудовом контракте.
Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы
Чтение и обсуждение статей о приёме на работу. Деловая игра «Рынок труда, или наём работника». Составление собственного резюме.
Требования к уровню подготовки учащихся по теме
Раздел 4. Моя профессиональная карьера
Источники получения информации о профессиях, пути получения профессии
Теоретические сведения
Система профессионально-технического образования. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений. Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях.
Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы
Анализ газетных объявлений, справочников. Получение информации из компьютерных сетей. Сочинение «Мой путь в профессию».
Раздел 5. Моя профессиональная карьера
Теоретические сведения
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы
Развивающие процедуры: деловые игры «Биржа труда», «Профконсультация». Анализ личного профессионального плана. Диагностические процедуры: «Перепутанные линии», «Корректурная проба», «Сложение фигур», «Сложные ассоциации», «Текст с противоре-чиями», «Пиктограмма», «Включение фигуры» и др. Развивающие процедуры: «Магическая фигура», «Муха», «Хромая обезьяна», «Невозможные ситуации», «Способы использования предмета», «Перевоплощение», «Немой художник», «На что это похоже» и др.
Требования к уровню подготовки учащихся по теме
понятие о профессиональной карьере
критерии профессиональной компетентности
получать информацию из объявлений, справочников, компьютерных сетей
анализировать полученную информацию и на основе анализа составлять личный - профессиональный план
Раздел 6. Профессиональная карьера в системе рыночных отношений
Структура современного рынка
Теоретические сведения
Основные факторы экономического развития. Предпринимательство как один из факторов экономического развития. Предпринимательство как стиль деятельности. Основные черты предпринимательской личности.
Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы
Развивающие процедуры: деловая игра «Рыночная активность предпринимателя». Встречи с предпринимателями. Диагностические процедуры: тесты «Способность идти на риск», «Можете ли вы быть предпринимателем?»
Человек среди людей
Теоретические сведения
Личность и межличностные отношения в коллективе. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость. Принятие групповых решений. Виды общения. Конфликты. Пути разрешения конфликтных ситуаций. Этический кодекс предпринимателя. Почему выгодно быть честным? Понятие об этике и принципах делового общения.
Контрольные мероприятия: практические работы
Диагностические процедуры: опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия». Развивающие процедуры: упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков (умения вести диалог, убеждать, выступать и др.); разрешение проблемных ситуаций, связанных с вопросами нравственности. Составление деловых запросов и ответов, подготовка выступления на заданную тему, организация переговоров и презентаций и др.
Итоговое занятие по курсу
Требования к уровню подготовки учащихся по теме
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о предпринимательстве, о рынках труда.
Раздел 7. Творческий проект «Мой выбор»
Теоретические сведения
Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор».
Раздел IV Тематическое планирование
элективного курса «Профессиональное самоопределение»
Часы учебного предмета «Технологии» переданы в компонент общеобразовательной организации на элективный курс «Профессиональное самоопределение» для организации предпрофильной подготовки учащихся и выделен 1 час.
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе |
Практические и лаборатор-ные работы | Контрольные опросы |
1. | Профессиональное самоопределение | 1 | 1 | |
2. | Личность и профессия | 6 | 4 | 1 |
2.1 | Правила выбора профессии | 1 | | |
2.2 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 1 | | |
2.3 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») | 1 | | |
2.4 | Социальные проблемы труда («надо») | 1 | | |
2.5 | Социально - психологический портрет современного профессионала | 1 | | |
2.6 | Внутренний мир человека и возможности его познания. | 1 | | 1 |
3 | Анализ профессий | 6 | 3 | 1 |
3.1 | Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде | 3 | | |
3.2 | Рынок труда и его требования к профессионалу | 3 | | 1 |
4 | Моя профессиональная карьера | 6 | 1 | - |
4.1 | Источники получения информации о профессиях | 6 | | 1 |
5 | Моя профессиональная карьера | 4 | 1 | 1 |
6 | Профессиональная карьера в системе рыночных отношений | 4 | 3 | |
6.1 | Структура современного рынка | 2 | | |
6.2 | Человек среди людей | 2 | | |
7 | Творческий проект «Мой выбор» | 5 | | |
8 | Итоговый контроль | 1 | | 1 |
| ИТОГО: | 33 | ПР-13 | 1 |
Календарно - тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды и формы контроля
| Дата проведения |
план. | факт. |
Раздел 1. Профессиональное самоопределение – 1 час | | |
1 | Профессиональное самоопределе- ние. Цели и содержание курса. | 1 | Введение новых знаний | Цели и содержание курса. Специфика занятий. Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессий. Написание письма о профессии своих родителей. | Знать: возможности личности в профес-сиональной деятель-ности; специфику профопределения; о смысле и значении труда в жизни человека и общества. | Ответы на вопросы; Практическая работа. Фронтальная беседа | 01/09 | |
Раздел 2. Личность и профессия – 6 часов | | |
2 | Правила выбора профессии. | 1 | Комбини- рованный | Правила выбора профессии «хочу»-«могу»-«надо». «Хочу»-склонности, желания, интересы. «Могу»-ресурсы личности. «Надо»-потребности рынка труда. Типичные ошибки в выборе профессии. Практическая работа. Что я знаю о своих возможностях? Анкета Г.В. Резапкина «Профессиональное самоопределение». | Знать: правила выбора профессии. Уметь: написать личный профессио-нальный план. | Анкетирование; Контроль выполнения практической работы | 08/09 | |
3 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 1 | Комбини- рованный | Потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов. Интересы. Профессиональные намерения. Практическая работа. Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов». Опросник профессиональной готовности. | Знать: ситуацию и правила выбора профессии Уметь: применить правила выбора профессии на практике | Текущий опрос. Практическая работа Индиви- дуальная; групповая. | | |
4 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») | 1 | Комбини- рованный | Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Методика самооценки индивидуальных возможностей. Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессии. Знакомство с описаниями профессий. | Знать: понятие профпригодности; важные качества своей будущей профессии. Уметь: выполнить самооценку индивидуальных возможностей. | Текущий опрос. Практическая работа Индиви- дуальная; групповая. | | |
5 | Социальные проблемы труда («надо») | 1 | Комбини- рованный | Разделение труда. Социальные перемещения. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Сочинение «Труд в современном обществе» с обсуждением | Знать: социальные проблемы труда; потребности рынка труда своего региона; Уметь: составлять карту интересов | Текущий Опрос. Индиви- дуальная; фронтальная | | |
6 | Социально-психологический портрет современного профессионала. | 1 | Деловая игра «Мэрия» | Предприимчивость, интеллектуаль-ность, ответственность, мобильность Психология принятия решений. | Знать: основные понятия по разделу. Уметь: работать с тестами | Тестирование | | | |
7 | Внутренний мир человека и возможности его познания. | 1 | Введение новых знаний | Ограничения при выборе профессий. Темперамент и особенности его проявления. Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Работоспособность. Психология принятия решений. Практическая работа: анкета здоровья, игра «Назови эмоцию», опросник Айзенека. | Знать: виды темпера-мента, знать свои противопоказания здоровья при выборе профессии. Уметь: выполнять упражнения по воспитанию воли. | Ответы на вопросы; Практическая работа. Контрольный опрос по теме № 1,2 | | | |
Раздел 3. Анализ профессий – 6 часов | | | |
8-9 10-11 | Анализ профессий. Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде. | 2 2 | Комбини- рованный Комбини- рованный | Классификация профессий. Формула профессии. Профессиограмма. Психология принятия решения. Практическая работа: конкурс «Угадай профессию» Способности к запоминанию. Память. Внимание, наблюдатель-ность. Индивидуальные стили коди-рования и переработка информации. Практическая работа: тест на выяснение уровня интеллекта. | Знать: классификацию профессий. Уметь: определить группу своей будущей профессии. Знать: условия развития памяти Уметь: кодировать и перерабатывать информацию | Текущий опрос. Практическая работа Индиви- дуальная; фронтальная | | | |
12-13 | Рынок труда и его требования к профессионалу | 2 | Комбиниро- ванный | Разнообразие и динамичность мира профессий. Биржа труда и безработица. Социальные пособия. Понятия о трудовом контракте. Практическая работа: Составление резюме. | Знать: классификацию профессий; современные формы и методы органи-зации труда. Уметь: находить информацию о региональных учрежде-ниях профессионального образования. | Текущий опрос. Практическая работа Контрольный опрос по теме № 3 | | | |
Раздел 4-5 Моя профессиональная карьера – 10 часов. | | |
14-19 | Источники получения информации о профессиях | 6 | Комбиниро- ванный | Система ПТО. Подготовка рабочих. Типы учебных заведений. Условия приёма и обучения. Источники получения информации. Возможности компьютерных сетей для получения информации. Практическая работа: Анализ справочников. Сочинение «Мой путь в профессию» | Знать: типы учебных заведений; источники получения информации Уметь: находить ин-формацию о профес-сии, учебном заведении вакансиях. | Текущий опрос. Практическая работа Контрольный опрос по теме № 4 | | |
20-23 | Моя профессиональная карьера | 4 | Введение новых знаний | Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетенции. Индивидуальный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Практическая работа: деловые игры; анализ личного профессионального плана. | Знать: основные по-нятия по разделу Уметь: получать ин-формацию из объявле-ний, справочников, соц.сетей и анали-зировать её. | Тестирование, деловые игры | | |
Раздел 6 Профессиональная карьера в системе рыночных отношений – 4 часа | | |
24-25 | Структура современного рынка | 2 | Введение новых знаний | Основные факторы экономического развития. Предпринимательство как один из факторов экономического развития. Основные черты предпринимательской личности. Практическая работа: тесты «Спо-собность идти на риск», «Можете ли вы быть предпринимателем?» | Знать: основные фак-торы экономического развития; основы предпринимательской деятельности. Уметь: различать общие, осо-бенные и специифи-ческие профессииональ-но важные качества личности. | Ответы на вопросы; Практическая работа. Тесты | | |
26-27 | Человек среди людей | 2 | Комбиниро- ванный | Личность и межличностные отношения в коллективе. Лидерство. Виды общения. Конфликты. Пути их разрешения. Этический кодекс предпринимателя Практическая работа: опросники «Потребность в общении»; «Диагностика межличностных отношений» | Знать: сущность хозяй-ственного механизма в условиях рыночных отношений. Уметь: осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей | Текущий опрос. Практическая работа индиви- дуальная; групповая; фронтальная | 27/01;03/02 | |
Раздел 7 Творческое проектирование - 8 часов | | |
28- 32 | Творческий проект «Мой выбор» | 5 | Обобщение и систематиза-ция | Сущность проекта. Цель проекти-рования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор» Практическая работа. Оформление проекта, подготовка презентации и защита результатов. | Знать: структуру творческого проекта Уметь: презентовать результаты проектной деятельности | Защита презентации, самоконтроль, взаимоконтроль | 10/0217/02 | |
33 | Итоговый урок | 1 | Урок контроля | Контроль знаний по курсу «Профес-сиональное самоопределение» | Знать: основные поня-тия; Уметь: работать с тестами | Тестирование | | |
| Всего уроков | 33 | | Практических работ - 13 | Резерв времени: | Контрольный опрос -3 Контрольная работа-1 |
Раздел II Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения;
требования к составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятия о профессиях и профессиональной деятельности;
понятия об интересах, мотивах, ценностях профессионального труда, а также психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
понятия о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально – волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала, карьеры.
Учащиеся должны уметь:
составлять карту интересов;
составлять формулы профессий;
составлять собственное резюме;
получать информацию из объявлений, справочников, компьютерных сетей;
анализировать полученную информацию и на основе анализа составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представления:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о предпринимательстве, о рынках труда.
Список рекомендованной литературы:
Основная литература
Технология, В.Д.Симоненко, 9кл., Москва ИЦ «Вентана – Граф», 2002
Дополнительная литература
Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации.- Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
Пражников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники-М: ВАКО 2005.
Твоя профессиональная карьера. 8-11кл./ под ред. К.Н. Листяковой, Т.И. Шалавиной, М: Просвещение, 1998.
Практикум по выбору профессии 8-11кл./ под ред. Е.Н. Прошицкой, пособие, М: Просвещение, 1995.
Технология предпринимательства 8-9кл./ под ред. Леонтьева А.В., М: Дрофа, 2000.
Введение в предпринимательство 10-11кл./ под ред. Черняка В.З., М: Вита-Пресс, 2000.
Основы технологической культуры 10-11кл. (для гуманитарного профиля)./ под ред. Симоненко В.Д., М: Вентана-Граф, 2000.
Средства обучения
Индивидуальные задания, тесты, викторины, созданные в Ms Offise Word
Компьютер, проектор.
7