СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по Элективному курсу " Основы выбора профессии" 9 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

можно использовать эту рабочую программу при планировании  в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по Элективному курсу " Основы выбора профессии" 9 кл.»




















































Раздел I Пояснительная записка


Для успешного вхождения человека в новый для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели обучающийся должен быть готов к самоопределению – профессиональному и социальному. Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван элективный курс «Основы выбора профессии».

Рабочая программа элективного курса «Основы выбора профессии» рассчитана на обучающихся девятых классов. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

     - федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования РФ  от 2005 года №4;

       -   примерная программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд», разработанная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, М.: Дрофа, 2011 г.; -Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Медведевская школа» ;-Учебного плана МОУ «Медведевская школа» ;-Положение о структуре,порядке разработки и утвеждения рабочих программ по учебным предметам,курсам,в том числе внеурочной деятельности МОУ «Медведевская школа».

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в ст.37 Конституции РФ. В ней говориться: «Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Профессиональное самоопределение – длительный процесс, который осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются определённые цели и задачи.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Богатырева А.Н., Очинина О.П., Самородского П.С. и др./Под ред. Симоненко В.Д. «Технология» для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений  – М.: Вентана-Граф, 2011.


. . . . . . . . . Раздел III Содержание учебного предмета

элективного курса «Основы выбора профессии»


Раздел 1. Профессиональное самоопределение


Теоретические сведения

Цели и содержание курса. Специфика занятий.

Практическая (проектная) работа

Знакомство с дневником выбора профессий.


Требования к уровню подготовки учащихся по теме

  • возможности личности в профессиональной деятельности

  • специфику этапов профессионального самоопределения

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;


Раздел 2. Личность и профессия


Правила выбора профессии («хочу» – «могу» – «надо»)

Теоретические сведения

«Хочу» – склонности, желания, интересы. «Могу» – физиологические и психические ресурсы личности. «Надо» – потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Личный профессиональный план.

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

Теоретические сведения

Потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов. Интересы: познавательные и профессиональные. Профессиональные намерения.

Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы

Диагностическая процедура: карта интересов, опросник профессиональной готовности. Развивающие процедуры: актуализация профессиональных интересов путём группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

Теоретические сведения

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных возможностей.

Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы

Знакомство с описаниями профессий.

Социальные проблемы труда («надо»)

Теоретические сведения

Разделение труда. Социальные перемещения. Профессионализация. Специализация. Квалификация.

Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы

Сочинение «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему району»

Социально - психологический портрет современного профессионала

Теоретические сведения

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Мобильность. Психология принятия решений.

Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы

Развивающая процедура: деловая игра «Мэрия».

Внутренний мир человека и возможности его познания.

Теоретические сведения

Свойства нервной системы. Ограничения при выборе профессии. Компенсаторные возможности за счёт выработки индивидуального стиля деятельности. Темперамент. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности. Ведущие отношения личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру. Эмоциональные состояния личности. Роль воли в процессе принятия решений. Условия развития воли. Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Понятие о неблагоприятных производственных факторах. Работоспособность. Психология принятия решения.

Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы

Диагностические процедуры: анкета здоровья, опросник Айзенека, ориентировочная анкета, опросники «Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля». Самонаблюдения за динамикой настроения. Упражнения по воспитанию воли. Анализ особенностей поведения людей с разными типами темперамента.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме

  • потребности рынка труда

  • социальные проблемы труда

  • свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии

  • составлять карту интересов


Раздел 3. Анализ профессий


Теоретические сведения

Классификация профессий. Формула профессии. Профессиограмма. Психология принятия решения.

Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы

Конкурс «Угадай профессию». Составление формулы профессии.

Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде

Теоретические сведения

Способность к запоминанию. Память и её основные процессы. Условия развития памяти. Внимание, наблюдательность, их развитие. Способность оперировать пространственными представлениями, устанавливать связи и закономерности между понятиями. Индивидуальные стили кодирования и переработки информации.

Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы

Тест на выяснение уровня интеллекта

Рынок труда и его требования к профессионалу

Теоретические сведения

Разнообразие и динамичность мира профессий. Механизм функционирования рынка труда. Биржа труда и безработица. Социальные пособия. Понятия о трудовом контракте.

Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы

Чтение и обсуждение статей о приёме на работу. Деловая игра «Рынок труда, или наём работника». Составление собственного резюме.

Требования к уровню подготовки учащихся по теме

  • классификацию профессий

  • составлять формулы профессий

  • о современных формах и методах организации труда;


Раздел 4. Моя профессиональная карьера


Источники получения информации о профессиях, пути получения профессии

Теоретические сведения

Система профессионально-технического образования. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений. Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях.

Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы

Анализ газетных объявлений, справочников. Получение информации из компьютерных сетей. Сочинение «Мой путь в профессию».


Раздел 5. Моя профессиональная карьера

Теоретические сведения

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы

Развивающие процедуры: деловые игры «Биржа труда», «Профконсультация». Анализ личного профессионального плана. Диагностические процедуры: «Перепутанные линии», «Корректурная проба», «Сложение фигур», «Сложные ассоциации», «Текст с противоре-чиями», «Пиктограмма», «Включение фигуры» и др. Развивающие процедуры: «Магическая фигура», «Муха», «Хромая обезьяна», «Невозможные ситуации», «Способы использования предмета», «Перевоплощение», «Немой художник», «На что это похоже» и др.


Требования к уровню подготовки учащихся по теме

  • понятие о профессиональной карьере

  • критерии профессиональной компетентности

  • получать информацию из объявлений, справочников, компьютерных сетей

  • анализировать полученную информацию и на основе анализа составлять личный - профессиональный план


Раздел 6. Профессиональная карьера в системе рыночных отношений


Структура современного рынка

Теоретические сведения

Основные факторы экономического развития. Предпринимательство как один из факторов экономического развития. Предпринимательство как стиль деятельности. Основные черты предпринимательской личности.

Контрольные мероприятия: практические (проектные) работы

Развивающие процедуры: деловая игра «Рыночная активность предпринимателя». Встречи с предпринимателями. Диагностические процедуры: тесты «Способность идти на риск», «Можете ли вы быть предпринимателем?»

Человек среди людей

Теоретические сведения

Личность и межличностные отношения в коллективе. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость. Принятие групповых решений. Виды общения. Конфликты. Пути разрешения конфликтных ситуаций. Этический кодекс предпринимателя. Почему выгодно быть честным? Понятие об этике и принципах делового общения.

Контрольные мероприятия: практические работы

Диагностические процедуры: опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия». Развивающие процедуры: упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков (умения вести диалог, убеждать, выступать и др.); разрешение проблемных ситуаций, связанных с вопросами нравственности. Составление деловых запросов и ответов, подготовка выступления на заданную тему, организация переговоров и презентаций и др.

Итоговое занятие по курсу

Требования к уровню подготовки учащихся по теме

  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

  • о предпринимательстве, о рынках труда.


Раздел 7. Творческий проект «Мой выбор»

Теоретические сведения

Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор».


Раздел IV Тематическое планирование

элективного курса «Профессиональное самоопределение»

Часы учебного предмета «Технологии» переданы в компонент общеобразовательной организации на элективный курс «Профессиональное самоопределение» для организации предпрофильной подготовки учащихся и выделен 1 час.



п/п


Тема


Количество часов

В том числе

Практические и лаборатор-ные работы

Контрольные опросы

1.

Профессиональное самоопределение

1

1


2.

Личность и профессия

6

4

1

2.1

Правила выбора профессии

1



2.2

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

1



2.3

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

1



2.4

Социальные проблемы труда («надо»)

1



2.5

Социально - психологический портрет современного профессионала

1



2.6

Внутренний мир человека и возможности его познания.

1


1

3

Анализ профессий

6

3

1

3.1

Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде

3



3.2

Рынок труда и его требования к профессионалу

3


1

4

Моя профессиональная карьера

6

1

-

4.1

Источники получения информации о профессиях

6


1

5

Моя профессиональная карьера

4

1

1

6

Профессиональная карьера в системе рыночных отношений

4

3


6.1

Структура современного рынка

2



6.2

Человек среди людей

2



7

Творческий проект

«Мой выбор»

5




8

Итоговый контроль

1


1


ИТОГО:

33

ПР-13

1


Календарно - тематическое планирование 9 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

час

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню
подготовки обучающихся

Виды и формы
контроля

Дата
проведения

план.

факт.

Раздел 1. Профессиональное самоопределение – 1 час



1

Профессиональное самоопределе-

ние. Цели и содержание курса.

1

Введение новых

знаний

Цели и содержание курса. Специфика занятий.

Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессий. Написание письма о профессии своих родителей.

Знать: возможности личности в профес-сиональной деятель-ности; специфику профопределения; о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

Ответы на вопросы;

Практическая работа.

Фронтальная беседа

01/09


Раздел 2. Личность и профессия – 6 часов



2

Правила выбора профессии.

1

Комбини-

рованный

Правила выбора профессии «хочу»-«могу»-«надо». «Хочу»-склонности, желания, интересы. «Могу»-ресурсы личности. «Надо»-потребности рынка труда. Типичные ошибки в выборе профессии.

Практическая работа. Что я знаю о своих возможностях? Анкета Г.В. Резапкина «Профессиональное самоопределение».


Знать: правила выбора профессии.

Уметь: написать личный профессио-нальный план.


Анкетирование;

Контроль выполнения практической работы

08/09


3

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

1

Комбини-

рованный

Потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов. Интересы. Профессиональные намерения.

Практическая работа.

Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов». Опросник профессиональной готовности.

Знать: ситуацию и правила выбора профессии

Уметь: применить правила выбора профессии на практике

Текущий

опрос.

Практическая работа

Индиви-

дуальная;

групповая.



4

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

1

Комбини-

рованный

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Методика самооценки индивидуальных возможностей.

Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессии. Знакомство с описаниями профессий.

Знать: понятие профпригодности; важные качества своей будущей профессии.

Уметь: выполнить самооценку индивидуальных возможностей.

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая.



5

Социальные проблемы труда («надо»)

1

Комбини-

рованный

Разделение труда. Социальные перемещения. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Сочинение «Труд в современном обществе» с обсуждением

Знать: социальные проблемы труда; потребности рынка труда своего региона;

Уметь: составлять карту интересов

Текущий

Опрос. 


Индиви-

дуальная;

фронтальная



6

Социально-психологический портрет современного профессионала.

1

Деловая игра «Мэрия»

Предприимчивость, интеллектуаль-ность, ответственность, мобильность Психология принятия решений.

Знать: основные понятия по разделу.

Уметь: работать с тестами

Тестирование






7

Внутренний мир человека и возможности его познания.

1

Введение

новых

знаний

Ограничения при выборе профессий. Темперамент и особенности его проявления. Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Работоспособность. Психология принятия решений.

Практическая работа: анкета здоровья, игра «Назови эмоцию», опросник Айзенека.


Знать: виды темпера-мента, знать свои противопоказания здоровья при выборе профессии.

Уметь: выполнять упражнения по воспитанию воли.

Ответы на вопросы;

Практическая работа.


Контрольный опрос по теме № 1,2




Раздел 3. Анализ профессий – 6 часов




8-9






10-11

Анализ профессий.





Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде.

2






2

Комбини-

рованный





Комбини-

рованный

Классификация профессий. Формула профессии. Профессиограмма. Психология принятия решения. Практическая работа: конкурс «Угадай профессию»


Способности к запоминанию. Память. Внимание, наблюдатель-ность. Индивидуальные стили коди-рования и переработка информации. Практическая работа: тест на выяснение уровня интеллекта.

Знать: классификацию профессий.

Уметь: определить группу своей будущей профессии.


Знать: условия развития памяти

Уметь: кодировать и перерабатывать информацию

Текущий

опрос.

Практическая работа



Индиви-

дуальная;

фронтальная





12-13

Рынок труда и его требования к профессионалу

2

Комбиниро-

ванный

Разнообразие и динамичность мира профессий. Биржа труда и безработица. Социальные пособия. Понятия о трудовом контракте. Практическая работа: Составление резюме.

Знать: классификацию профессий; современные формы и методы органи-зации труда. Уметь: находить информацию о региональных учрежде-ниях профессионального образования.

Текущий

опрос.

Практическая работа

Контрольный опрос по теме № 3





Раздел 4-5 Моя профессиональная карьера – 10 часов.



14-19

Источники получения информации о профессиях

6

Комбиниро-

ванный

Система ПТО. Подготовка рабочих. Типы учебных заведений. Условия приёма и обучения. Источники получения информации. Возможности компьютерных сетей для получения информации. Практическая работа: Анализ справочников. Сочинение «Мой путь в профессию»

Знать: типы учебных заведений; источники получения информации

Уметь: находить ин-формацию о профес-сии, учебном заведении вакансиях.

Текущий

опрос.

Практическая работа

Контрольный опрос по теме № 4



20-23

Моя профессиональная карьера

4

Введение

новых знаний

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетенции. Индивидуальный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Практическая работа: деловые игры; анализ личного профессионального плана.


Знать: основные по-нятия по разделу Уметь: получать ин-формацию из объявле-ний, справочников, соц.сетей и анали-зировать её.

Тестирование, деловые игры



Раздел 6 Профессиональная карьера в системе рыночных отношений – 4 часа



24-25

Структура современного рынка

2

Введение

новых знаний

Основные факторы экономического развития. Предпринимательство как один из факторов экономического развития. Основные черты предпринимательской личности. Практическая работа: тесты «Спо-собность идти на риск», «Можете ли вы быть предпринимателем?»

Знать: основные фак-торы экономического развития; основы предпринимательской деятельности. Уметь:

различать общие, осо-бенные и специифи-ческие профессииональ-но важные качества личности.

Ответы на вопросы;

Практическая работа.

Тесты










26-27

Человек среди людей

2

Комбиниро-

ванный

Личность и межличностные отношения в коллективе. Лидерство. Виды общения. Конфликты. Пути их разрешения. Этический кодекс предпринимателя

Практическая работа: опросники «Потребность в общении»; «Диагностика межличностных отношений»

Знать: сущность хозяй-ственного механизма в условиях рыночных отношений.

Уметь: осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей

Текущий

опрос.

Практическая работа

индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная

27/01;03/02


Раздел 7 Творческое проектирование - 8 часов



28- 32

Творческий проект «Мой выбор»

5

Обобщение и систематиза-ция

Сущность проекта. Цель проекти-рования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор»

Практическая работа. Оформление проекта, подготовка презентации и защита результатов.

Знать: структуру творческого проекта

Уметь: презентовать результаты проектной деятельности

Защита презентации, самоконтроль, взаимоконтроль

10/0217/02


33

Итоговый урок

1

Урок контроля

Контроль знаний по курсу «Профес-сиональное самоопределение»

Знать: основные поня-тия; Уметь: работать с тестами

Тестирование




Всего уроков

33


Практических работ - 13

Резерв времени:

Контрольный опрос -3

Контрольная работа-1

Раздел II Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны знать:


  • значение профессионального самоопределения;

  • требования к составлению личного профессионального плана;

  • правила выбора профессии;

  • понятия о профессиях и профессиональной деятельности;

  • понятия об интересах, мотивах, ценностях профессионального труда, а также психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

  • понятия о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально – волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

  • значение творческого потенциала, карьеры.


Учащиеся должны уметь:


  • составлять карту интересов;

  • составлять формулы профессий;

  • составлять собственное резюме;

  • получать информацию из объявлений, справочников, компьютерных сетей;

  • анализировать полученную информацию и на основе анализа составлять личный профессиональный план.


Учащиеся должны иметь представления:


  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  • о современных формах и методах организации труда;

  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

  • о предпринимательстве, о рынках труда.



Список рекомендованной литературы:


Основная литература

Технология, В.Д.Симоненко, 9кл., Москва ИЦ «Вентана – Граф», 2002

Дополнительная литература

  1. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации.- Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

  2. Пражников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники-М: ВАКО 2005.

  3. Твоя профессиональная карьера. 8-11кл./ под ред. К.Н. Листяковой, Т.И. Шалавиной, М: Просвещение, 1998.

  4. Практикум по выбору профессии 8-11кл./ под ред. Е.Н. Прошицкой, пособие, М: Просвещение, 1995.

  5. Технология предпринимательства 8-9кл./ под ред. Леонтьева А.В., М: Дрофа, 2000.

  6. Введение в предпринимательство 10-11кл./ под ред. Черняка В.З., М: Вита-Пресс, 2000.

  7. Основы технологической культуры 10-11кл. (для гуманитарного профиля)./ под ред. Симоненко В.Д., М: Вентана-Граф, 2000.

Средства обучения

  1. Индивидуальные задания, тесты, викторины, созданные в Ms Offise Word

  2. Компьютер, проектор.

7