СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
рабочая программа и КТП по географии для 7 класса по учебникам Е.М. Домогацких. структура: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематический план, перечень обязательных практических работ, географическая номенклатура, критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся, список литературы
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №75/62» г. Пензы»
Одобрено
на заседании педагогического совета
МБОУ СОШ № 75/62 г. Пензы
протокол № от . 2015 г.
Рассмотрено
на заседании МО учителей
естественно-научного цикла
протокол № 1 от 2015 г.
Председатель МО __________О.В. Ашанина
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 75/62г. Пензы
В.В. Россеев ________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
учителя высшей квалификационной категории
Ашаниной Ольги Валерьевны
7 класс
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «География» для 7 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 75/62 г. Пензы. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа:
Рабочая программа включает два раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы, целей его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам и последовательностью изучения тематических блоков в течение года изучения.
Общая характеристика учебного предмета:
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Курс состоит из двух частей:
1. Планета, на которой мы живем.
2. Материки планеты Земля.
Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».
Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.
Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.
Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления.
Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.
Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:
- географическое положение и история исследования;
- геологическое строение и рельеф;
- климат;
- гидрография;
- разнообразие природы;
- население;
- регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
В рабочей учебной программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно – исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).
Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.
Средства обучения: УМК, Методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс.
Цели и задачи предмета:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ СОШ № 75/62 г.Пензы на изучение учебного предмета «география» в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | в т.ч. практических работ оценочных/тренировочных |
I. Раздел. Планета, на которой мы живем. | 20 |
|
Введение | 1 | 0 |
1. Мировая суша | 1 | 1/1 |
2. Литосфера | 5 | 0/4 |
3. Атмосфера | 3 | 0/1 |
4. Мировой океан | 4 | 0/1 |
5. Геосфера | 2 | 0/0 |
6. Человек разумный | 4 | 0/0 |
II. Раздел. Материки планеты Земля. | 45 |
|
1. Африка. | 9 | 2/6 |
2. Австралия. | 6 | 1/4 |
3. Антарктида. | 3 | 0/2 |
4. Южная Америка. | 8 | 3/4 |
5. Северная Америка. | 8 | 2/4 |
6. Евразия. | 11 | 3/3 |
III. Раздел. Взаимоотношения природы и человека | 2 | 1/0 |
Повторение и обобщение. | 2 |
|
Всего | 68 | 13/30 |
Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
СУША В ОКЕАНЕ (1 ч)
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
ЛИТОСФЕРА – подвижная твердь (5 часов)
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
АТМОСФЕРА –воздушный океан (3 ЧАСА)
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
ГИДРОСФЕРА. мировой океан. (4 ЧАСА)
Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
ГЕОСФЕРА (2 ЧАСА)
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (4 ЧАСА)
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.
МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (45 ч)
АФРИКА (9 ЧАСОВ)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (6 ЧАСОВ)
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
АНТАРКТИДА (3 ЧАСА)
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА (8 ЧАСОВ)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (8 ЧАСОВ)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
ЕВРАЗИЯ (11 ЧАСОВ)
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение. Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия. Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия. Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны. Восточная Азия. Китай, Япония. Южная Азия. Индия. Юго-Восточная Азия. Индонезия.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (2 ЧАСА)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
1 час– резерв
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Знать (понимать):
- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
- основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными
особенностями отдельных стран и регионов;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и
предотвращению;
- географию крупнейших народов Земли.
2. Уметь:
- давать характеристики материков и океанов;
- характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального
природопользования и др.;
- определять географическое положение природных объектов.
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы обязательного минимума образования | составляющие качества образования | мультимедийное сопровождение | Формы работы | Практические работы | домашнее задание | Сроки проведения | ||
предметно-информационая (просвещенность) | деятельностно- коммуникативная (обученность) | план | факт | ||||||||
| |||||||||||
2 | Суша в океане | Урок изучения нового материала | Суша в океане |
|
|
| Эвристическая беседа | №1.Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек | § 1 |
|
|
СУША – ПОДВИЖНАЯ ТВЕРДЬ ( 5 ЧАСОВ) | |||||||||||
3 | Геологическое время | Урок изучения нового материала |
Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. |
Знать: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической , существенные признаки понятий "платформа", "рельеф", | Уметь называть и показывать: крупные Литосферные плиты, платформы, складочные области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять: образование и размещение объемных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит | Геологическое время Д, П
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Установление закономерностей размещения крупных гор и равнин в зависимости от возраста и строения земной коры. Составление таблицы, отражающей взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов | § 2 |
|
|
4 | Строение земной коры | Урок актуализации знаний и умений | Строение земной коры Д, П
| Работа с картами атласа | § 3, нанести на к/к литосферные плиты |
|
| ||||
5 | Литосферные плиты и современный рельеф | Урок актуализации знаний и умений | Литосферные плиты и современный рельеф Д, П
| Работа с картами атласа | § 4 |
|
| ||||
6 | Платформы и равнины | Урок актуализации знаний и умений | Литосфера и рельеф Земли Д, П
| Работа с картами атласа | § 5 нанести на к/к равнины |
|
| ||||
7 | Складчатые пояса и горы | Урок актуализации знаний и умений | Работа с картами атласа | § 6 нанести на к/к горныесистемы |
|
| |||||
АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН ( 3 ЧАСА) | |||||||||||
8 | Пояса планеты | Урок изучения нового материала | Пояса атмосферного давления и воздушные масс. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные климатические процессы. | Знать: климатообразующие факторы, климатические пояса, типы климата, закономерности распределения температур и осадков на Земле | Уметь : описывать: общую циркуляцию атмосферы. Объяснять: понятия "воздушная масса", "пассаты", влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека,, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле. |
| Работа с картами атласа |
Составление таблицы «Характеристика типов воздушных масс» Анализ карты климатических поясов.
Анализ климатических карт | § 7 |
|
|
9 | Воздушные массы и климатические пояса | Урок актуализации знаний и умений | Воздушные массы и климатические пояса Д, П
| Работа с картами атласа | § 8 |
|
| ||||
10 | Климатообразующие факторы | Урок актуализации знаний и умений |
| Фронтальный опрос, тестирование | § 9 |
|
| ||||
ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН—СИНЯЯ БЕЗДНА (4 ЧАСА) | |||||||||||
11 | Мировой океан и его части | Урок изучения нового материала | Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане, правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана, меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана | Знать: Части гидросферы: моря, заливы, проливы, ресурсы океана и их использование. меры по охране вод океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана | Уметь называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, Приводить примеры: антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, | Мировой океан Д
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа |
| § 10 |
|
|
12 | Движение вод Мирового океана | Урок актуализации знаний и умений |
| Беседа по результатам анализа карт |
| § 11 |
|
| |||
13 | Органический мир океана | Урок актуализации знаний и умений | Органический мир океана Д
| Сопоставление карт атласа. индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Обозначение на контурной карте различных богатств океана | § 12 |
|
| |||
14 | Особенности отдельных океанов | Урок актуализации знаний и умений |
| Составление по карте маршрута путешествий. |
| § 13 |
|
| |||
ГЕОСФЕРА—ЖИВОЙ МЕХАНИЗМ ( 2 ЧАСА) | |||||||||||
15 | Географическая оболочка | Урок изучения нового материала | Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. | Знать: границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; схему строения природного комплекса; | Уметь: описывать по схемам круговороты (воды, биологический, геологический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), объяснять: влияние освещенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности; Прогнозировать: изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности | Географическая оболочка Д, П
| Вводная беседа |
| § 14 |
|
|
16 | Зональность географической оболочки | Урок актуализации знаний и умений |
| Беседа по результатам анализа карт | Анализ карты природных зон. составление прогноза «Изменение природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности» | § 15 |
|
| |||
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (4 ЧАСА) | |||||||||||
17 | Освоение Земли человеком | Урок изучения нового материала | Численность населения планеты., размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности | Знать: численность населения планеты, наиболее крупные страны по численности населения и площади, их столицы; наиболее распространённые языки, основные виды хозяйственной деятельности людей, | Уметь: называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности | Освоение Земли человеком Д, П
| Беседа по результатам анализа карт |
| § 16 |
|
|
18 | Охрана природы | Урок актуализации знаний и умений | Охрана природы Д, П
| Беседа по результатам анализа карт |
| § 17 |
|
| |||
19 | Население Земли | Практикум | Население Земли Д, П
| Беседа по результатам анализа карт |
| § 18 |
|
| |||
20 | Страны мира | Семинар |
| Тестирование |
| § 19 |
|
| |||
МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ (45 час) | |||||||||||
АФРИКА – МАТЕРИК КОРОТКИХ ТЕНЕЙ (9 часов) | |||||||||||
21 | Географическое положение и история исследования. | Урок изучения нового материала | Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко -географические этапы заселения Африки. определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. География основных типов хозяйственной деятельности | Знать: существенные признаки понятия "географическое положение материка". способы определения особенностей географического положения материка, имена исследователей Названия географических объектов из списка обязательной номенклатуры | Уметь: называть: имена исследователей континента и результаты их работы, показывать элементы береговой линии. Определять: географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка. | Географическое положение и история исследования Африки П
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | №2. Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. №3.Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Чтение климатограмм. Характеристика речной системы с установлением связей: река—рельеф—климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр. Описание одной из природных зон. Описание одной из стран по типовому плану | § 20 |
|
|
22 | Геологическое строение и рельеф | Урок актуализации знаний и умений | Геологическое строение и рельеф Африки Д, П
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | § 21 |
|
| ||||
23 | Климат | Урок актуализации знаний и умений | Климат Африки Д, П
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | § 22 |
|
| ||||
24 | Гидрография | Урок актуализации знаний и умений | Воды Африки Д, П
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | § 23 |
|
| ||||
25 | Разнообразие природы | Урок актуализации знаний и умений | Природные зоны Африки Д, П
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | § 24 |
|
| ||||
26 | Население | Урок актуализации знаний и умений | Население Африки Д
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | § 25 |
|
| ||||
27 | Регионы. Северная и Западная Африка | Урок актуализации знаний и умений |
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | § 26 |
|
| ||||
28 | Регионы. Центральная, Восточная и Южная Африка | Урок актуализации знаний и умений |
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | § 27 |
|
| ||||
29 | Африка | Урок повторения и обобщения (практикум) | Интерактивный тест К
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа |
|
|
| ||||
АВСТРАЛИЯ – МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН (6 ЧАСОВ) | |||||||||||
30 | Географическое положение. История открытия и исследования | Урок изучения нового материала | Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. | Знать: имена исследователей континента и результаты их работы, показывать элементы береговой линии. Сравнивать его с положением Африки. Названия географических объектов из списка обязательной номенклатуры | Уметь: Определять: географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Объяснять существенные признаки понятия "географическое положение материка", объяснять влияние географических открытий на современный состав населения, особенности жизни аборигенов, особенности жизни англоавстралийцев. Прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка. | Географическое положение. История открытия и исследования Д
| Работа с картами атласа. Составление по карте маршрута путешествий. | №4. Сравнение географического положения Австралии и Африки. Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр. Описание страны | § 28 |
|
|
31 | Компоненты природы Австралии | Урок актуализации знаний и умений | Австралия Д, П
| Работа с картами атласа. | § 29 |
|
| ||||
32 | Особенности природы Австралии | Урок актуализации знаний и умений | Австралия Д, П
| Работа с картами атласа. | § 30 |
|
| ||||
33 | Австралийский Союз | Урок актуализации знаний и умений | Австралия Д
| Работа с картами атласа. | § 31 |
|
| ||||
34 | Океания | Урок актуализации знаний и умений |
| Работа с картами атласа. | § 32 |
|
| ||||
35 | Австралия | Урок повторения и обобщения (практикум) | Австралия Интерактивный тест К
| Работа с картами атласа. |
|
|
| ||||
АНТАРКТИДА – ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ (3 ЧАСА) | |||||||||||
36 | Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование. | Путешествие | Особенности географического положения Антарктиды. Основные черты природы. | Знать: имена путешественников и ученых, особенности географического положения, основные географические объекты Названия географических объектов из списка обязательной номенклатуры | Уметь: определять географическое положение, координаты полярных станций, виды природных ресурсов. Описывать: особенности природных компонентов, "образ" одного из природных объектов, Объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова. Прогнозировать тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова. | Антарктида. Д, П
| Работа с картами атласа. Составление по карте маршрута путешествий. | . | § 33 |
|
|
37 | Особенности природы Антарктиды | Исследование | Антарктида. Д, П
| Работа с картами атласа | § 34 |
|
| ||||
38 | Полярные области Земли | Урок повторения и обобщения (практикум) | Антарктида. К
| Работа с картами атласа |
|
|
| ||||
ЮЖНАЯ АМЕРИКА – МАТЕРИК ЧУДЕС (8 ЧАСОВ) | |||||||||||
39 | Географическое положение. История открытия и исследования | Урок изучения нового материала | Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории . Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространение рас, народов и религий и основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде. Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности. | Знать: имена исследователей континента и результаты их работы, показывать элементы береговой линии. Основные формы рельефа, крупные реки, озёра, представителей растительного и животного мира, крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные районы материка, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности | Уметь: определять: географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Сравнивать его с положением Африки. Объяснять существенные признаки понятия "географическое положение материка", особенности рельефа как результат деятельности внешних и внутренних процессов, различия в климате, особенности питания и режима рек, различия в растительном и животном мире материка. Прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка. населения. Описывать: географическое положение страны. Объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, своеобразие культуры населения отдельных стран. | Южная Америка Д, П
| Заполнение таблицы, работа с картами атласа. Составление по карте маршрута путешествия | №5. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки. Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Чтение климатических диаграмм №6. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки №7. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран
| § 35 |
|
|
40 | Геологическое строение и рельеф | Практикум | Южная Америка Д, П
| Работа с картами атласа | § 36 |
|
| ||||
41 | Климат | Практикум | Южная Америка Д, П
| Работа с картами атласа | § 37 |
|
| ||||
42 | Гидрография | Урок актуализации знаний и умений | Южная Америка Д, П
| Работа с картами атласа | § 38 |
|
| ||||
43 | Разнообразие природы | Практикум | Южная Америка Д, П
| Частично поисковая беседа | § 39 |
|
| ||||
44 | Население | Семинар | Южная Америка Д
| Частично поисковая беседа | § 40 |
|
| ||||
45 | Регионы | Урок актуализации знаний и умений | Южная Америка Д
| Работа с картами атласа | § 41 |
|
| ||||
46 | Южная Америка | Урок повторения и обобщения (практикум) | Южная Америка К
| Работа с картами атласа |
|
|
| ||||
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА – ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ (8 ЧАСОВ) | |||||||||||
47 | Географическое положение Северной Америки. Открытие освоение. | Урок изучения нового материала | Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и народонаселение. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов, религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. | Знать: имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии. основные формы рельефа, основные воздушные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон. крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки, религии, крупнейшие страны, их столицы и крупные города, виды хозяйственной деятельности. | Уметь: определять: географическое положение материка, описывать особенности береговой линии, климатические показатели, географическое положение крупных речных систем. Объяснять: влияние географического положения материка на его природу особенности рельефа в результате длительного развития земной коры под влияние внутренних и внешних процессов, различия в климате территорий, особенности питания и режима рек, различия в почвенном и растительном покрове. особенности географического положения страны, размещение населения по территории страны. Описывать природные компоненты Северной и Южной Америк в целом | Северная Америка Д, П
| Фронтальный опрос. Работа с картами атласа. Составление по карте маршрута путешествия | Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах | § 42 |
|
|
48 | Геологическое строение и рельеф | Урок актуализации знаний и умений | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | § 43 |
|
| ||||
49 | Климат | Урок актуализации знаний и умений | Работа с картами атласа | №8. Сравнение климата отдельных частей материка Северная Америка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения | § 44 |
|
| ||||
50 | Гидрография | Практикум | Групповая работа. Фронтальная беседа | Характеристика речной системы с установлением связей: река—рельеф—климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр.
| § 45 |
|
| ||||
51 | Разнообразие природы | Урок актуализации знаний и умений | Составление таблицы. Групповая работа. Фронтальная беседа | Описание одной из природных зон по типовому плану | § 46 |
|
| ||||
52 | Население | Урок актуализации знаний и умений | Сопоставление карт атласа. |
| § 47 |
|
| ||||
53 | Регионы. | Практикум | Тестирование | №9. Составление описания путешествия по одной из стран Северной Америки с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности | § 48 |
|
| ||||
54 | Северная Америка Обобщающее повторение | Урок повторения и обобщения (практикум) | Сопоставление карт атласа. |
|
|
|
| ||||
ЕВРАЗИЯ – МУЗЕЙ ПРИРОДЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ (11 часов) | |||||||||||
55 | Географическое положение. История исследований | Урок изучения нового материала | Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно- хозяйственные и историко-культурные регионы Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. Географические различия в плотности населения, распространение рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде. География основных типов хозяйственной деятельности | Знать: имена путешественников и исследователей континента, основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, воздушные массы, климатические пояса и области, природные зоны и основных представителей растительного и животного мира; основные народы и государства материка
| Уметь: определять географическое положение материка, климатические показатели. Описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками. Объяснять роль географических исследований, особенности размещения крупных форм рельефа, различия в климате отдельных территорий материка, смену природных зон и движение с севера на юг, границы зон материка, причины размещения отдельных природных зон и различия в их почвах, растительности и животном мире. Определять особенности размещения природных зон материка. Называть и показывать: большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи, наиболее распространенные языки и религии. Определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов, степень благоприятных природных условий для жизни людей в стране, природные богатства. Описывать географическое положение стран, их столиц и крупных городов. Объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, виды хозяйственной деятельности. | Географическое положение. История исследований Д, П
| Вводная беседа. Составление по карте маршрутов путешествий | Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах | § 49 |
|
|
56 | Геологическое строение и рельеф | Путешествие | Геологическое строение и рельеф, Рельеф Евразии (интерактивная карта) Д, П
| Работа с контурной картой. Географический диктант | Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | § 50 |
|
| |||
57 | Климат | Урок актуализации знаний и умений |
| Работа с картами атласа
| №10. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. | § 51 |
|
| |||
58 | Гидрография | Урок актуализации знаний и умений | Воды Евразии Д, П
| Работа с картами атласа, составление таблицы по результатам сравнения карт | Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр. Характеристика речной системы | § 52 |
|
| |||
59 | Разнообразие природы | Урок актуализации знаний и умений |
| Сопоставление карт атласа | №11. Сравнение природных зон по 40-параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. | § 53 |
|
| |||
60 | Население | Урок актуализации знаний и умений |
| Сопоставление карт атласа |
| § 54 |
|
| |||
61 | Регионы Европы | Урок актуализации знаний и умений | Страны Европы Д
| Работа с картами атласа
| Описание географического положения страны по политической карте | § 55 |
|
| |||
62 | Регионы Европы | Урок актуализации знаний и умений |
| Работа с картами атласа, подготовка сообщений, написание рекламного ролика «Приглашение в страну», работа с картами атласа, сообщения |
| § 55 |
|
| |||
63 | Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия | Урок актуализации знаний и умений | Страны Азии Д
|
|
| § 56 |
|
| |||
64 | Регионы Азии: Южная, Юго- Восточная Азия | Урок актуализации знаний и умений |
|
| № 12. Составление по картам и другим источникам знаний описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии | § 56 |
|
| |||
65 | Евразия. Обобщающее повторение | Урок обобщения и повторения |
|
|
| § 57 |
|
| |||
Взаимоотношения природы и человека ( 2 ЧАСА) | |||||||||||
66 | Взаимодействие природы и общества | Урок актуализации знаний и умений | Этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки, связи между компонентами | Знать: состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО. | Уметь: Объяснять: причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее развития, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств. Прогнозировать: тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности. | Взаимодействие природы и общества Д, П
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа | № 13. Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности) | § 58 |
|
|
67 | Земля – наш дом | Урок обобщения и повторения |
| Тестирование |
|
|
|
| |||
68 ПОВТОРЕНИЕ,
|
Перечень обязательных практических работ
Раздел, тема | Практическая работа, форма ее выполнения |
Мировая суша | Практическая работа №1 Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах |
Африка | Практическая работа №2 Определение географических координат крайних точек, протяжённости Африки с севера на юг в градусной мере и в километрах. Обучение определению географического положения материка |
Практическая работа №3 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Африки | |
Австралия | Практическая работа №4 Сравнение географического положения Австралии и Африки. |
Южная Америка | Практическая работа №5 Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки |
Практическая работа №6 Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки | |
Практическая работа №7 Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Южной Америки (по выбору) | |
Северная Америка | Практическая работа №8 Сравнение климата отдельных частей материка Северная Америка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения |
Практическая работа №9 Составление описания путешествия по одной из стран Северной Америки с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по маршруту следования) | |
Евразия | Практическая работа №10 Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей |
Практическая работа №11 Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их | |
Практическая работа №12 Составление по картам и другим источникам знаний описания одной из стран зарубежной Европы или Азии. | |
Взаимодействие природы и человека | Практическая работа №13 Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности) |
Тема «Африка»:
- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
- Нил, Конго, Нигер, Замбези;
- Виктория, Танганьика, Чад;
- Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Австралия и Океания»:
- Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
- Муррей, Эйр;
- Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка»:
- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла- Платская низменности;
- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
- Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка»:
- Флорида, Калифорния, Аляска; Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
- Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
- Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
- Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
- Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»:
- Таймыр, Кольский Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;
- Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
- Финский, Ботанический, Персидский заливы;
- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
-равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;
- горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
- реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
- озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
1. письменные
| правильный ответ – 1 балл 0-49% - «2» 50-69% - «3» 70-89% - «4» 90-100% - «5» |
Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
Требования к устным ответам учащихся:
«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.
«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;
- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.
«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;
- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;
- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;
- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. опускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими
источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Список литературы
УМК ученика
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2 Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.
Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
Географический атлас по географии
Контурные карты по географии
УМК учителя
Домогацких Е.М., Программы по географии 6-11 класс, - М.: Русское слово, 2008 год.
Образовательный стандарт основного общего образования по географии
География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для преподавателей).
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2 Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.
Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
Географический атлас по географии
Контурные карты по географии
Дополнительная литература
Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 287 с. – (В помощь школьному учителю).
25