СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и ктп по изобразительному искусству 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и ктп соответствует с ФГОС НОО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и ктп по изобразительному искусству 1 класс»





Раздел I.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:


  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования М.: Просвещение 2011г.

  • Примерной программы МО РФ начального общего образования по изобразительному искусству Москва «Просвещение» 2010 г.

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Москва «Просвещение» 2009г.

  • УМК: Л.А.Неменская. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. М.:Просвещение, 2013. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. Под ред. Б.М.Неменского


Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерных программ по изобразительному искусству и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, указывается последовательность изучения разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета изобразительное искусство; предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. В Рабочей программе детально раскрыта содержание изучаемого материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития учащихся.



Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


Раздел II. Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цельдуховное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.


Раздел III. Место учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 0,5ч в неделю в 1 четверти, 1 ч в неделю во 2,3,4 четвертях.

Предмет изучается: в 1 классе — 29 ч в год.


Раздел IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.





Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.












Раздел VI. Содержание тем учебного предмета

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).


Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).


Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).


Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

«Сказочная страна». Создание панно.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето! (обобщение темы).




7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

№п/п

Тема урока

Ко-во часов

Типы уроков

Цели урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты


предметные

метапредметные

личностные

1

Введение в предмет

1

Комбинированный урок


Ознакомить учащихся с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником. Пробуждать интерес к изобразительному искусству.


Работа с акварелью, рисунок солнца

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2

Изображения всюду вокруг нас.

1

Комбинированный урок


Познакомить с Мастером Изображений, со значением изобразительной деятельности в жизни людей. Предложить нарисовать рисунок по желанию. Иметь представление о доступных для младших школьников материалах для изображения; о роли изобразительной деятельности в жизни людей. Проявлять интерес к изобразительному творчеству. Уметь нарисовать то, что им хочется, то ,что они умеют и любят рисовать.

Изображения в жизни человека. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы.

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.


Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.


Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.


Использовать знаково символические средства, осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


3

Мастер Изображения учит видеть

1

Комбинированный урок


Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза формирование поэтического видения мира. Воспитывать умение видеть и переживать красоту. Уметь видеть и рисовать, сравнивать предметы между собой и видеть их форму.

Показать детям, что пятно - одно из главных средств изображения, более того, оно лежит в основе любого изображения на плоскости. Научить ребенка видеть и переживать красоту. Уметь увидеть в любых пятнах и их подтеках то, что напоминает изображения.

Знакомство с понятием «форма» . Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы . Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составах , сложных формах.

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.


Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.


Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).


Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Проводить логические действия: сравнение, анализ, классификацию, по родовидовым признакам, обобщение, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.


4

Изображать можно пятном.

1

Комбинированный урок


Показать детям, что пятно - одно из главных средств изображения, более того, оно лежит в основе любого изображения на плоскости. Научить ребенка видеть и переживать красоту. Уметь увидеть в любых пятнах и их подтеках то, что напоминает изображения.

Знакомство с «пятном», как способом изображения на плоскости. Тень, как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Наблюдение над образами на основе пятна в иллюстрациях известных художников к детским книгам о животных.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.


Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.


Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.


Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.


Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Прогнозировать результат своей деятельности. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления.


5

Изображать можно в объеме.

1

Комбинированный урок


Дать понять учащимся, что такое объем. Развивать фантазию, учить художественному умению - находить сравнения. Уметь видеть образ в целом объеме, развивая и уточняя его форму.

Знакомство с понятием «объемное изображение», «объем», образ» в трехмерном пространстве. Лепка птиц и зверей.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).


Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).


Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства; объяснять разницу.


6

Изображать можно линией.

1

Комбинированный урок


Познакомить учащихся с выразительным характером линии. Развить умение пользоваться линией. Знать о выразительном характере линии. Уметь пользоваться линией и смелее выполнять дальнейшие рисунки.

Знакомство с понятием «линия» и « плоскость». Наблюдение линий в природе, линейных изображений на плоскости.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).


Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

Планировать, контролировать и оценивать чебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации4 определять эффективные способы достижения результата.


7

Разноцветные краски

1

Комбинированный урок


Учить детей работать гуашью, правильно организовывать рабочее место. Развитие навыков работы красками на уроке, проба красок. Умение правильно различать цвета. Уметь правильно организовать рабочее место; пользоваться гуашью; называть цвета.

Знакомство с цветом. Краски: гуашь. Отработка навыков работы с гуашью. Организация рабочего места. Цвет.. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика)

Овладевать первичными навыками работы гуашью.


Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.


Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков

Строить речевое высказывание в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.


8

Изображать можно и то, что невидимо

1

Комбинированный урок


Перечислить детям, что можно изобразить: предметы, явления, события, зверей, людей. Предложить детям попробовать нарисовать наши чувства(радость и грусть).Знать, что изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств. Уметь выражать настроение с помощью красок.

Изображение линий на плоскости. Выражение настроения в изображении. Слушание музыкальных произведений . Беседа «Живописна ли музыка? Цвет в музыке» Анализ своей работы и работ одноклассников.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.


Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Самостоятельно ставить цель предстоящей работы, обдумывая замысел и используя выразительные средства выбранного графического материала.


9

Художники и зрители

1

Комбинированный урок


Сделать выставку детских работ и провести беседу о том, что дети узнали за четверть. Познакомить с картинами на сказочные сюжеты. Овладеть первичными навыками восприятия произведения искусств.

Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.


Участвовать в обсуждении выставки.


Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников(В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

Описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.


10

Мир полон украшений

1

Комбинированный урок


Познакомитесь с многообразием и красотой узоров, с украшениями обычных и простых предметов. Вы-звать восторг, разбудить воображение детей при встрече с необычным, ярко украшенными предметами. Развивать наблюдательность. Приобрести опыт эстетических впечатлений. Уметь создавать простейшие узоры гуашью.

Беседа «Мир украшений». Отработка навыков работы с акварелью, умений использовать цвет для достижения собственного замысла.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).


Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.


Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.


11

Красоту надо уметь замечать.

1

Комбинированный урок


Развивать наблюдательность, эстетически активного видения окружающего мира, чуткости к красоте явлений природы. Уметь эстетически воспринимать произведения искусства. Овладеть техникой одноцветной монотипии.

Выполнение упражнений на развитие наблюдательности. Наблюдение за многообразием и красотой форм , узоров, расцветок и фактур в природе. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Работа красками , цветом.

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.


Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.


Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, осуждения наблюдаемых объектов.


12

Узоры, которые создали люди

1

Комбинированный урок


Расширить представления детей о многообразии узоров в жизни людей, о значении узоров. Развивать наблюдательность, фантазию. Уметь рисовать сразу кистью, на весь лист, по впечатлениям.

Знакомство с понятием «симметрия», «поворот», «ритм», «свободный фантазийный узор». Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.


Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Делать выбор, какое мнение принять. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека


13

Узоры, которые создали люди

1

Комбинированный урок


Расширить представления детей о многообразии узоров в жизни людей, о значении узоров. Развивать наблюдательность, фантазию. Уметь рисовать сразу кистью, на весь лист, по впечатлениям.

Соотношение пятна и линии. Объемная аппликация, коллаж. Использование простых приемов бумагопластики. Знакомство с многообразием орнаментов и их применением в предметном окружении человека.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.


Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах


14

Как украшает себя человек.

1

Комбинированный урок


Познакомить с видами украшений человека, с предназначением украшений. Развить навыки в изображении сказочных героев и их украшении. Знать, для чего нужны украшения, и уметь их изображать.

Различение природных и изобразительных мотивов в орнаменте. Обсуждение образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов.

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.


Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов


15

Мастер Украшения помогает сделать праздник

1

Комбинированный урок


Изготовление новогодних украшений игрушек из цветной бумаги. Воспитание праздничного настроения, развитие творческих способностей.

Изготовление новогодних украшений на елку. Отработка работы с бумагой для осуществления своего замысла.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).


Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять (свое или другое, высказанное в ходе обсуждения).


16

Мастер Украшения помогает сделать праздник

1

Комбинированный урок


Изготовление новогодних украшений игрушек из цветной бумаги. Воспитание праздничного настроения, развитие творческих способностей.

Изготовление новогодних украшений на елку. Отработка работы с бумагой для осуществления своего замысла.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).


Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.


17

Постройки в нашей жизни

1

Комбинированный урок


Познакомить с основами конструктивной художественной деятельностью. Мобилизовать детскую фантазию и активность восприятия. Иметь представления о конструктивной художественной деятельности. Уметь изобразить дом и украсить его.

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Обсуждение построек сделанных человеком. Многообразие архитектурных построек и их назначение.

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.


Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.


18

Дома бывают разными

1

Комбинированный урок


Рассмотреть с уч-ся архитектурные произведения. Познакомить с видами домов, их частями, рассмотреть детали. Иметь представление об архитектурных произведениях. Уметь продумывать форму и соотношения всех деталей.

Наблюдение за соотношением внешнего вида зданий и его назначением. Составные части дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна) и разнообразие их форм.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.


Анализировать, из каких основных частей состоят дома.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


19

Домики, которые построила природа.

1

Комбинированный урок


Расширить представления о домиках пчелы муравья, черепахи, скворца. Развить у детей чувство формы, умение анализировать. Знать об устройстве домика, уметь выявить его внутреннее соотношение форм и пропорций.

Наблюдение за природными постройками и конструкциями. Многообразие природных конструкций(стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты) их формы и конструкции.

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях , опираясь на общие для всех простые правила поведения


20

Дом снаружи и внутри.

1

Комбинированный урок


Поразмышлять с детьми по внешнему виду дома, кто живет внутри. Развивать фантазию уч-ся. Уметь подумать и нарисовать, как утроен внутри их дом, квартира.

Наблюдение за соотношением форм и их пропорций, за их соотношением и взаимосвязью внешнего вида и внутренней конструкции дома; назначением дома и его внешним видом.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.


21

Строим город

1

Комбинированный урок


Познакомить с общими и отличительными признаками городов и сел. Развитие навыков рисования по впечатлению. Уметь придумать и изобразить на выбор свой городок или село по впечатлению.

Конструирование игрового города. Знакомство с понятиями «архитектура», «архитектор». Планирование города. Работа в технике бумагопластика. Создание коллективного макета.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.


Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


22

Все имеет свое строение.

1

Комбинированный урок


Познакомить с новым понятием конструкции. Развить навыки изображения из геометрических фигур разного цвета. Уметь ви-деть соотношения форм, выявлять конструкцию, изображать с помощью геометрических фигур.

Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е, то, как он построен. Любое изображение – взаимодействие несколько простых геометрических форм.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.


23

Строим вещи.

1

Комбинированный урок


Дать ученикам первичные представления о конструктивном устройстве предметов нашего быта. Развивать конструктивные навыки. Уметь проявлять свои вкусовые пристрастия и выдумку.

Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера.

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.


Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.


24

Город, в котором мы живем

1

Комбинированный урок


Обобщение материала. Создание коллективного панно, нарисовать город, в котором мы живем. Научиться чувствительном познанию и эмоциональному выражению.

Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор.


Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.


Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.


Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.


Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.


Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов.


25

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

1

Комбинированный урок


Рассмотреть работы художников и детей. Объяснить уч-ся, что изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает. Уметь распознавать все три вида изобразительно-художественной деятельности.

Восприятие произведений искусства. Обсуждение и анализ произведений художников и работ одноклассников.

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).


Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


25

«Сказочная страна». Создание панно.

1

Комбинированный урок


Формировать умение дружно помогать работать в коллективе развивать мышление. Творческие способности

Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Выразительность размещения элементов коллективного панно

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов


27

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

1

Комбинированный урок


Развить навыки в рисовании птиц и разукрашивании их разными цветами. Учить фантазировать. Уметь разукрашивать разноцветными цветами, исходя из своей фантазии.

Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек). Конструирование из бумаги объектов природы ( птиц, божьи коровки, бабочек) и украшение их.

Наблюдать и анализировать природные формы.


Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагой пластика), графическими материалами, красками.


Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


28

Урок любования. Умение видеть

1

Комбинированный урок


Провести наблюдение за природой с точки зрения работы трех Братьев-Мастеров. Уметь наблюдать за природой с точки зрения работы трех Братьев-Мастеров

Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Повторение темы «Мастера изображения, Украшения и Постройки учатся у природы»

Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.


Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).


Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности. Формирование эстетических потребностей ценностей и чувств


29

Здравствуй, лето!

1

Комбинированный урок


Создать коллективную композицию "Здравствуй, лето!" по впечатлениям от природы. Уметь создавать коллективную композицию

Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Любоваться красотой природы.


Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.


Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.


Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.














8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


УМК для учащихся:

Б.М. Неменский « Изобразительное искусство. Ты изображаешь. украшаешь, строишь» 1 класс. М.: Просвещение. 2013г.

УМК для учителя:

Б.М. Неменский «Изобразительное искусство». Методическое пособие. 1-4 классы. М.: Просвещение. 2011г.



8



© 2017, 296 5