Раздел I.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования М.: Просвещение 2011г.
Примерной программы МО РФ начального общего образования по изобразительному искусству Москва «Просвещение» 2010 г.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Москва «Просвещение» 2009г.
УМК: Л.А.Неменская. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. М.:Просвещение, 2013. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. Под ред. Б.М.Неменского
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и примерных программ по изобразительному искусству и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, указывается последовательность изучения разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета изобразительное искусство; предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. В Рабочей программе детально раскрыта содержание изучаемого материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития учащихся.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Раздел II. Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Раздел III. Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 0,5ч в неделю в 1 четверти, 1 ч в неделю во 2,3,4 четвертях.
Предмет изучается: в 1 классе — 29 ч в год.
Раздел IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Раздел VI. Содержание тем учебного предмета
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
№п/п | Тема урока | Ко-во часов | Типы уроков | Цели урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты |
| предметные | метапредметные | личностные |
1 | Введение в предмет | 1 | Комбинированный урок | Ознакомить учащихся с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником. Пробуждать интерес к изобразительному искусству. | Работа с акварелью, рисунок солнца | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. | Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
2 | Изображения всюду вокруг нас. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить с Мастером Изображений, со значением изобразительной деятельности в жизни людей. Предложить нарисовать рисунок по желанию. Иметь представление о доступных для младших школьников материалах для изображения; о роли изобразительной деятельности в жизни людей. Проявлять интерес к изобразительному творчеству. Уметь нарисовать то, что им хочется, то ,что они умеют и любят рисовать. | Изображения в жизни человека. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. | Использовать знаково символические средства, осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
3 | Мастер Изображения учит видеть | 1 | Комбинированный урок | Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза формирование поэтического видения мира. Воспитывать умение видеть и переживать красоту. Уметь видеть и рисовать, сравнивать предметы между собой и видеть их форму. Показать детям, что пятно - одно из главных средств изображения, более того, оно лежит в основе любого изображения на плоскости. Научить ребенка видеть и переживать красоту. Уметь увидеть в любых пятнах и их подтеках то, что напоминает изображения. | Знакомство с понятием «форма» . Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы . Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составах , сложных формах. | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. | Проводить логические действия: сравнение, анализ, классификацию, по родовидовым признакам, обобщение, установление аналогий, отнесение к известным понятиям. | |
4 | Изображать можно пятном. | 1 | Комбинированный урок | Показать детям, что пятно - одно из главных средств изображения, более того, оно лежит в основе любого изображения на плоскости. Научить ребенка видеть и переживать красоту. Уметь увидеть в любых пятнах и их подтеках то, что напоминает изображения. | Знакомство с «пятном», как способом изображения на плоскости. Тень, как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Наблюдение над образами на основе пятна в иллюстрациях известных художников к детским книгам о животных. | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. | Прогнозировать результат своей деятельности. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления. | |
5 | Изображать можно в объеме. | 1 | Комбинированный урок | Дать понять учащимся, что такое объем. Развивать фантазию, учить художественному умению - находить сравнения. Уметь видеть образ в целом объеме, развивая и уточняя его форму. | Знакомство с понятием «объемное изображение», «объем», образ» в трехмерном пространстве. Лепка птиц и зверей. | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. | Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства; объяснять разницу. | |
6 | Изображать можно линией. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с выразительным характером линии. Развить умение пользоваться линией. Знать о выразительном характере линии. Уметь пользоваться линией и смелее выполнять дальнейшие рисунки. | Знакомство с понятием «линия» и « плоскость». Наблюдение линий в природе, линейных изображений на плоскости. | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. | Планировать, контролировать и оценивать чебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации4 определять эффективные способы достижения результата. | |
7 | Разноцветные краски | 1 | Комбинированный урок | Учить детей работать гуашью, правильно организовывать рабочее место. Развитие навыков работы красками на уроке, проба красок. Умение правильно различать цвета. Уметь правильно организовать рабочее место; пользоваться гуашью; называть цвета. | Знакомство с цветом. Краски: гуашь. Отработка навыков работы с гуашью. Организация рабочего места. Цвет.. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика) | Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков | Строить речевое высказывание в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | |
8 | Изображать можно и то, что невидимо | 1 | Комбинированный урок | Перечислить детям, что можно изобразить: предметы, явления, события, зверей, людей. Предложить детям попробовать нарисовать наши чувства(радость и грусть).Знать, что изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств. Уметь выражать настроение с помощью красок. | Изображение линий на плоскости. Выражение настроения в изображении. Слушание музыкальных произведений . Беседа «Живописна ли музыка? Цвет в музыке» Анализ своей работы и работ одноклассников. | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). | Самостоятельно ставить цель предстоящей работы, обдумывая замысел и используя выразительные средства выбранного графического материала. | |
9 | Художники и зрители | 1 | Комбинированный урок | Сделать выставку детских работ и провести беседу о том, что дети узнали за четверть. Познакомить с картинами на сказочные сюжеты. Овладеть первичными навыками восприятия произведения искусств. | Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников(В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). | Описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | |
10 | Мир полон украшений | 1 | Комбинированный урок | Познакомитесь с многообразием и красотой узоров, с украшениями обычных и простых предметов. Вы-звать восторг, разбудить воображение детей при встрече с необычным, ярко украшенными предметами. Развивать наблюдательность. Приобрести опыт эстетических впечатлений. Уметь создавать простейшие узоры гуашью. | Беседа «Мир украшений». Отработка навыков работы с акварелью, умений использовать цвет для достижения собственного замысла. | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | |
11 | Красоту надо уметь замечать. | 1 | Комбинированный урок | Развивать наблюдательность, эстетически активного видения окружающего мира, чуткости к красоте явлений природы. Уметь эстетически воспринимать произведения искусства. Овладеть техникой одноцветной монотипии. | Выполнение упражнений на развитие наблюдательности. Наблюдение за многообразием и красотой форм , узоров, расцветок и фактур в природе. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Работа красками , цветом. | Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, осуждения наблюдаемых объектов. | |
12 | Узоры, которые создали люди | 1 | Комбинированный урок | Расширить представления детей о многообразии узоров в жизни людей, о значении узоров. Развивать наблюдательность, фантазию. Уметь рисовать сразу кистью, на весь лист, по впечатлениям. | Знакомство с понятием «симметрия», «поворот», «ритм», «свободный фантазийный узор». Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. | Делать выбор, какое мнение принять. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека | |
13 | Узоры, которые создали люди | 1 | Комбинированный урок | Расширить представления детей о многообразии узоров в жизни людей, о значении узоров. Развивать наблюдательность, фантазию. Уметь рисовать сразу кистью, на весь лист, по впечатлениям. | Соотношение пятна и линии. Объемная аппликация, коллаж. Использование простых приемов бумагопластики. Знакомство с многообразием орнаментов и их применением в предметном окружении человека. | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. | Осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах | |
14 | Как украшает себя человек. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить с видами украшений человека, с предназначением украшений. Развить навыки в изображении сказочных героев и их украшении. Знать, для чего нужны украшения, и уметь их изображать. | Различение природных и изобразительных мотивов в орнаменте. Обсуждение образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов. | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов | |
15 | Мастер Украшения помогает сделать праздник | 1 | Комбинированный урок | Изготовление новогодних украшений игрушек из цветной бумаги. Воспитание праздничного настроения, развитие творческих способностей. | Изготовление новогодних украшений на елку. Отработка работы с бумагой для осуществления своего замысла. | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять (свое или другое, высказанное в ходе обсуждения). | |
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник | 1 | Комбинированный урок | Изготовление новогодних украшений игрушек из цветной бумаги. Воспитание праздничного настроения, развитие творческих способностей. | Изготовление новогодних украшений на елку. Отработка работы с бумагой для осуществления своего замысла. | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности. | |
17 | Постройки в нашей жизни | 1 | Комбинированный урок | Познакомить с основами конструктивной художественной деятельностью. Мобилизовать детскую фантазию и активность восприятия. Иметь представления о конструктивной художественной деятельности. Уметь изобразить дом и украсить его. | Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Обсуждение построек сделанных человеком. Многообразие архитектурных построек и их назначение. | Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | |
18 | Дома бывают разными | 1 | Комбинированный урок | Рассмотреть с уч-ся архитектурные произведения. Познакомить с видами домов, их частями, рассмотреть детали. Иметь представление об архитектурных произведениях. Уметь продумывать форму и соотношения всех деталей. | Наблюдение за соотношением внешнего вида зданий и его назначением. Составные части дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна) и разнообразие их форм. | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |
19 | Домики, которые построила природа. | 1 | Комбинированный урок | Расширить представления о домиках пчелы муравья, черепахи, скворца. Развить у детей чувство формы, умение анализировать. Знать об устройстве домика, уметь выявить его внутреннее соотношение форм и пропорций. | Наблюдение за природными постройками и конструкциями. Многообразие природных конструкций(стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты) их формы и конструкции. | Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях , опираясь на общие для всех простые правила поведения | |
20 | Дом снаружи и внутри. | 1 | Комбинированный урок | Поразмышлять с детьми по внешнему виду дома, кто живет внутри. Развивать фантазию уч-ся. Уметь подумать и нарисовать, как утроен внутри их дом, квартира. | Наблюдение за соотношением форм и их пропорций, за их соотношением и взаимосвязью внешнего вида и внутренней конструкции дома; назначением дома и его внешним видом. | Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. | |
21 | Строим город | 1 | Комбинированный урок | Познакомить с общими и отличительными признаками городов и сел. Развитие навыков рисования по впечатлению. Уметь придумать и изобразить на выбор свой городок или село по впечатлению. | Конструирование игрового города. Знакомство с понятиями «архитектура», «архитектор». Планирование города. Работа в технике бумагопластика. Создание коллективного макета. | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |
22 | Все имеет свое строение. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить с новым понятием конструкции. Развить навыки изображения из геометрических фигур разного цвета. Уметь ви-деть соотношения форм, выявлять конструкцию, изображать с помощью геометрических фигур. | Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е, то, как он построен. Любое изображение – взаимодействие несколько простых геометрических форм. | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. | Осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | |
23 | Строим вещи. | 1 | Комбинированный урок | Дать ученикам первичные представления о конструктивном устройстве предметов нашего быта. Развивать конструктивные навыки. Уметь проявлять свои вкусовые пристрастия и выдумку. | Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера. | Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | |
24 | Город, в котором мы живем | 1 | Комбинированный урок | Обобщение материала. Создание коллективного панно, нарисовать город, в котором мы живем. Научиться чувствительном познанию и эмоциональному выражению. | Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. | Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов. | |
25 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | 1 | Комбинированный урок | Рассмотреть работы художников и детей. Объяснить уч-ся, что изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает. Уметь распознавать все три вида изобразительно-художественной деятельности. | Восприятие произведений искусства. Обсуждение и анализ произведений художников и работ одноклассников. | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |
25 | «Сказочная страна». Создание панно. | 1 | Комбинированный урок | Формировать умение дружно помогать работать в коллективе развивать мышление. Творческие способности | Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Выразительность размещения элементов коллективного панно | Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов | |
27 | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. | 1 | Комбинированный урок | Развить навыки в рисовании птиц и разукрашивании их разными цветами. Учить фантазировать. Уметь разукрашивать разноцветными цветами, исходя из своей фантазии. | Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек). Конструирование из бумаги объектов природы ( птиц, божьи коровки, бабочек) и украшение их. | Наблюдать и анализировать природные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагой пластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |
28 | Урок любования. Умение видеть | 1 | Комбинированный урок | Провести наблюдение за природой с точки зрения работы трех Братьев-Мастеров. Уметь наблюдать за природой с точки зрения работы трех Братьев-Мастеров | Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Повторение темы «Мастера изображения, Украшения и Постройки учатся у природы» | Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности. Формирование эстетических потребностей ценностей и чувств | |
29 | Здравствуй, лето! | 1 | Комбинированный урок | Создать коллективную композицию "Здравствуй, лето!" по впечатлениям от природы. Уметь создавать коллективную композицию | Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы. | Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
УМК для учащихся:
Б.М. Неменский « Изобразительное искусство. Ты изображаешь. украшаешь, строишь» 1 класс. М.: Просвещение. 2013г.
УМК для учителя:
Б.М. Неменский «Изобразительное искусство». Методическое пособие. 1-4 классы. М.: Просвещение. 2011г.
8