СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" на 2017-2018 учебный год.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДОВИКОВСКОГО РАЙОННОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено Руководитель МО _______/__________ Протокол № ______ от«___»__________2017г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МКОУ «ГСОШ №2» Лайпанова В.Л./_________/ «___»____________2017г. | Утверждаю Директор МКОУ «ГСОШ№2» Очирова Б.В./_______________/ Приказ №_____ от «___»______2017г.
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Мангадыковой Светланы Леонидовнывны, СЗД
по русскому языку , 3 класс
170 часов
Рабочая программа составлена на основе Образовательной системы «Школа России».
В соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, авторской программы «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Москва «Просвещение» 2016 год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_____
от «____»___________2017г.
2017-2018 учебный год
Городовиковск, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации», на основе (ФГО ООО ФкГОС).
Положения о рабочей программе муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Городовиковская средняя общеобразовательная школа №2».
Учебного плана муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Городовиковская средняя общеобразовательная школа №2» на 2017-2018 учебный год.
Календарного учебного графика МКОУ «Городовиковская СОШ №2» на 2017-2018 учебный год.
Федеральным перечнем учебников на 2017-2018 учебный год. Приказ №253 от 31марта 2014 г.(с изменениями на26 января 2016г).
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Городовиковской средней общеобразовательной школы №2» с учётом Примерной программы начального (основного, среднего) общего образования по русскому языку и авторской программы «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Москва «Просвещение» 2016 год.
Цели и задачи курса
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями изучения предмета;
формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Для реализации системно-деятельностного подхода используются следующие
методы (репродуктивные, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, проектный);
технологии (здоровьесберегающие, проблемно-диалогического обучения, ИКТ)
формы организации учебной деятельности (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным учебным планом для начального общего образованияпрограмма рассчитана на изучение курса русского языка в 3 классе в объёме – 170 часов, 5часов в неделю, 34 учебные недели.
Учебно-методический комплект, реализующий программу «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий в 3 классе, включает:
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» Учебник для 3 класса в 2ч./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий -М.: Просвещение,2014
В.П.КанакинаРабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса«Русский язык»/ В.П.Канакина — М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Язык и речь (2 ч).
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч). Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. Типы текстов.
Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и но интонации. Обращение (общее представление).
Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. Разбор предложения но членам предложения.
Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении.
Слово в языке и речи (20ч).
Слово и его лексическое значения. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Части речи (повторение): имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова (16 ч)
Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов (дорога — дорожка), о сложных словах с двумя корнями (самолет, пылесос). Формы слова. Окончание. Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным слова
Правописание частей слова (29 ч) Общее представление о правописании частей слова.Правописание безударных гласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с проверяемыми (пчела, зимой, малыш, ленивый, смотреть) и непроверяемыми ударением безударными гласными (восток, герой, трамвай), с двумя безударными гласными (сторона, зеленеть, золотой).Слова с буквосочетаниями оро//ра(ворота — врата), ере//ре (берег — брег), оло//ла (золото — злато).
Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова (сугроб, чертёж) и перед согласным в корне (сказка, гибкий, просьба), с непроверяемым согласным в корне (вокзал, дождь).
Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах (солнце, сердце, здравствуй, местность). Правописание сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный). Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами: изменением формы слова (звезда — звёзды, варил — варит, гибкий — гибок, вкусный — вкусен, глаз — глаза) и подбором однокорен-ных слов (свистнул — свист, больной — боль, сливки — сливочки).
Правописание приставок и суффиксов в слове. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под-, по-, про-, пере-, в некоторых суффиксах -ек, -ик, -енък, -ок(общее представление).
Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками (завязал, подкрепил, переписал, покраснел).
Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Упражнение в правописании предлогов и приставок.
Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными (ванна, аллея, телеграмма, рассказ, русский, длинный).
Разделительный твердый (ъ) знак. Правописание слов с разделительным твердым (ъ) знаком (объявление, съезд, съёжился, предъюбилейный). Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.
Части речи (75 ч)
Имя существительное.Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы).
Род имен существительных (мужской, женский, средний). Упражнение в определении рода имен существительных. Наблюдение над именами существительными со значением оценки (невежа, плакса, забияка). Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих (ночь, рожь) и его отсутствие у существительных мужского рода (врач, сторож). Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце.
Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании.
Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным.
Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -ие).
Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных (-ий, -ый, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее).
Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в зависимости от падежной формы имени существительного. Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного.
Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения).
Местоимение.Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Глагол.Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам.
Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.Частица не. Правописание глаголов с частицей не. Роль глаголов в предложении (сказуемое).
Связная речь
Речь и ее значение в жизни. Наблюдение над разновидностями речи (художественной и учебно-деловой) в процессе работы над языковым материалом учебника.
Текст. Определение типа текста, темы, главной мысли. Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание. Составление плана текста под руководством учителя. Наблюдение над связью между частями текста и предложениями в каждой части текста.
Изложение. Письменное изложение текста повествовательного характера и с элементами описания и рассуждения по плану, составленному коллективно под руководством учителя.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, по серии сюжетных рисунков, по демонстрационной картине, на определенную тему (об играх, наблюдениях за природой и др.) с предварительной подготовкой под руководством учителя.
Написание короткого письма о своих делах, приглашения, объявления.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения в речи.
Повторение изученного за год (14 ч)
Текст и предложение. Состав слова. Правописание частей слова. Части речи.
Календарно- тематическое планирование по русскому языку 3 класс (170 ч)
Раздел | Описание раздела | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Наглядные пособия | Домашнее задание |
Язык и речь– 2 ч. |
| Наша речь. Виды речи. | 1 | Воспроизвести представление о речи и ее значении в жизни человека; развивать умение передавать содержание рисунка. | Электронное приложение к учебнику | У.4 с.7. |
|
| Наш язык. | 1 | Познакомить учащихся с понятием «хорошая речь», уточнить представления детей о языке как средстве общения, о языке как системе знаний, чем отличаются язык и речь. |
| У.9 с.9. |
ТекстПредложение Словосочетание – 14 ч. |
| Текст. Типы текстов.
| 1 | Уточнить представление о тексте и его признаках, воспроизвести знания о теме, главной мысли, заголовке, частях текста. | Карточки с текстами.
| Составить текст-описание животного. |
|
| Текст. | 1 | Формировать умение редактировать текст; развивать устную речь, умение делить текст на части. |
| У.16 с.14. |
|
| Предложение
| 1 | Воспроизвести знания о предложении, правильно оформлять предложение на письме, находить главные члены предложения. | Электронное приложение к учебнику.
| Составить и записать пр - е на тему«Летним днем в лесу». |
|
| Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Познакомить с особенностями предложений, разных по цели высказывания | Таблицы по теме урока. | Стр.20 Упр.26 |
|
| Виды предложений по интонации.
| 1 | Уточнять представления детей о предложениях, разных по интонации, выбор знаков препинаний. | Таблицы по теме, карточки | Стр.23 Упр. 33 |
|
| Предложения с обращением.
| 1 | Дать учащимся представление о словах- обращениях, научить ставить знаки препинания , составление предложений и текстов по рисунку.
| Электронное приложение к учебнику | Стр.26 Упр. 36 |
|
| Обучающее изложение. «Путешественница»
| 1 | Развивать представление о связи между предложениями в тексте; учить передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Текст изложения | Составить и записать предложение с обращением |
|
| Главные и второстепенные члены предложения.
| 1 | Развивать умение определять главные и второстепенные члены предложений, распознавать распространенные и нераспространенные предложения. | Таблицы по теме урока. | Стр.28 Упр.41 |
|
| Главные и второстепенные члены предложения.
| 1 | Развивать умение разбирать предложения по членам предложений, обогащение словарного запаса обучающихся. | Учебник, таблица. | Стр.30 Упр.46 Подготовиться к словарному диктанту |
|
| Простое и сложное предложение.
| 1 | Дать учащимся общее представление о простом и сложном предложении, учить различать простое и сложное предложение; устанавливать связь слов в предложении. | Таблицы по теме урока. | Стр.32 Упр. 51 |
|
| Простое и сложное предложение.
| 1 | Формировать умение распознавать простые и сложные предложения | Электронное приложение к учебнику Карточки с индивидуальным заданием | Стр.34 Упр. 55 |
|
| Словосочетание.
| 1 | Формировать умение устанавливать связь слов в словосочетании, находить главное и зависимое слово, |
| Стр.36 Упр. 60 |
|
| Словосочетание.
| 1 | Обобщить знания о словосочетании; формировать умение выполнять разбор предложения по членам; развивать устную речь. | Учебник, карточки. | Стр.37 Упр.63, выучить правило |
|
| Контрольный диктант № 1 по теме: «Предложение». | 1 | Проверить знания, умения и навыки по теме: «Предложение»; выявить уровень сформированности навыков правописания. |
| Повторить правила |
Слово в языке и речи - 19 ч. |
| Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные.
| 1 | Воспроизвести представления учащихся о слове и его лексическом значении, об однозначных и многозначных словах. | Электронное приложение к учебнику | Стр.42 Упр.67 |
|
| Синонимы и антонимы.
| 1 | Развивать в умении распознавать в речи слова синонимы и антонимы. | Электронное приложение к учебнику | Стр.44 Упр.74 |
|
| Омонимы. | 1 | Дать учащимся первое представление об омонимах, учить находить такие слова в речи, узнавать их среди других лексических групп. | Таблицы по теме | Стр.46 Упр.78 |
|
| Слово и словосочетание. | 1 | Дать учащимся представление о словосочетании, показать сходство и различие слова и словосочетания. | Карточки с заданиями для индивидуальной работы | Стр.48 Упр.82 |
|
| Фразеологизмы. | 1 | Дать представление об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах). | Словарь | Стр.50 Упр. 87 |
|
| Развитие речи.Изложение текста Н.Сладкова «Елочка».
| 1 | Формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце. | Текст изложения | Составить и записать два предложения с фразеологизмами. |
|
| Части речи.
| 1 | Воспроизвести знания учащихся об изученных частях речи, их роли в речи. Составлять по репродукции небольшой текст. Находить в нем изученные части речи. | Учебник, репродукция картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды».
| Стр.54 Упр. 92 |
|
| Имя существительное.
| 1 | Воспроизвести представление учащихся о признаках имен существительных. | Электронное приложение к учебнику | Стр.56 Упр. 96, учить словарные слова |
|
| Имя прилагательное.
| 1 | Воспроизвести и уточнить представление учащихся о признаках имен прилагательных, их роли в речи. | Таблицы по теме | Стр.58 Упр.100 |
|
| Глагол.
| 1 | Воспроизвести и уточнить представление учащихся о глаголе как части речи. | Таблицы по теме | Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены |
|
| Имя числительное как часть речи.
| 1 | Дать учащимся общее представление об особенностях имени числительного как части речи; | Учебник, таблица. | Стр.60, упр.105, учить правило |
|
| Однокоренные слова.
| 1 | Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов, воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах | Таблицы по теме | Стр.62, упр.111, учить правило |
|
| Звуки и буквы. Гласные звуки.
| 1 | Воспроизвести знания учащихся о гласных звуках и буквах, их обозначающих, | Учебник, лента букв. | Стр.64, упр.116, учить правило |
|
| Согласные звуки и буквы.
| 1 | Воспроизвести знания учащихся о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки | Учебник, лента букв. | Стр.66, упр.120, учить правило |
|
| Звонкие и глухие согласные. Разделительный мягкий знак.
| 1 | Совершенствовать умение учащихся правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки; писать слова с разделительным мягким знаком и другими орфограммами. | Учебник, лента букв. | Стр.69, упр.127, учить правило |
|
| Обучающее изложение.
| 1 | Учить определять тему текста и его частей, подбирать языковой материал соответственно вопросам плана , последовательно излагать содержание текста | Текст изложения | Записать 5 слов с разд.ь и 5слов с ь- показ. мягк.согласного. однокоренные слова |
|
| Обобщение и закрепление изученного.
| 1 | Проверить умение распознавать части речи , подбирать однокоренные слова. | Карточки с заданиями для индивидуальной работы | Повторить изученные правила |
|
| Контрольный диктант№2 по теме: «Слово в языке и речи» за 1 четверть | 1 | Проверить умения учащихся правильно писать слова с изученными орфограммами, правильно оформлять предложения на письме. |
| Стр.78 Упр. 141 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове».
| 1 | Подбирать из разных источников информации о слове и о его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации. |
| Подготовка проекта «Рассказ о слове» |
Состав слова – 16 ч. |
| Что такое корень слова?
| 1 | Уточнить представление учащихся о признаках понятий «однокоренные слова», «корень слова». | Таблицы по теме | Записать однокоренные слова |
|
| Как найти в слове корень?
| 1 | Дать учащимся представление о чередующихся согласных звуков в корне слова. | Карточки с заданиями для индивидуальной работы | Стр.77 Упр. 137 |
|
| Сложные слова. | 1 | Познакомить со сложными словами, формировать умение находить корень в сложных словах. | Таблицы по теме | Стр.78 Упр. 141 |
|
| Что такое окончание? Как найти окончание? | 1 | Развивать умение распознавать формы одного слова, формировать представление об окончании как об изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, его роли в словосочетании и предложении. | Таблицы по теме | Стр.81 Упр.146 |
|
| Упражнение в нахождении окончаний.
| 1 | Обобщить знания учащихся о признаках окончания как части слова, развивать умение находить в слове окончание. | Учебник, карточки. | Стр.83 Упр. 152 |
|
| Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | Формировать представление учащихся о приставке как значимой части слова, ознакомить с некоторыми приставками, их написанием. | Таблицы по теме | Составить и записать 2 предложения, употребив в них глаголы с приставками. |
|
| Приставка – значимая часть слова.
| 1 | Познакомить учащихся со значением приставок, развивать умение находить приставку в слове, образовывать однокоренные слова с приставками. Развивать умение учащихся распознавать изученные части слова. | Учебник, карточки. | Стр.88 Упр.163 |
|
| Суффикс – значимая часть слова.
| 1 | Познакомить с суффиксом как значимой частью слова, развивать умение находить в словах суффиксы. | Таблицы по теме | Записать 10 слов с суффиксами |
|
| Образование слов с помощью суффиксов.
| 1 | Развивать умении учащихся находить в словах суффиксы и другие значащие части слова. | Карточки по теме | Стр.96 Упр.174 |
|
| Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе». | 1 | Написание по репродукции картины сочинения. | Учебник, репродукция картины А.А.Рылова «В голубом просторе». | Стр.92 Упр. 171 |
|
| Основа слова.
| 1 | Формировать представление учащихся об основе слова, развивать умение нахождения основы в словах. |
| Стр.96 Упр.182 |
|
| Упражнение в разборе слов по составу.
| 1 | Систематизировать знания учащихся о значимых частях слова, развивать умение находить в слове значимые части, находить слово по заданной модели. | Учебник, карточки. | Стр.98 Упр.188 |
|
| Контрольный диктант по теме № 3 «Состав слова».
| 1 | Проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами, умение разбирать слова по составу. |
| Повторить изученные правила |
|
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова.
| 1 | Формировать умение исправлять ошибки, развивать умение распознавать орфограмму в тексте. |
| Стр.98 Упр.189 |
|
| Обучающее изложение. | 1 | Совершенствовать умения определять тему и главную мысль, подбирать названия к тексту, соотносить части текста с данным планом. | Учебник. | Стр.99 Упр.190 |
|
| Проект «Семья слов». | 1 | Формировать умение подбирать текстовую информацию, выделять из большего кол-ва информации главное и представлять свой проект. |
| Подготовка проекта «Семья слов» |
Правописание частей слова – 29 ч. |
| Общее представление о правописании частей слова. | 1 | Дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова, написание их надо проверять либо запоминать. |
| Стр.105 Упр.195 |
|
| Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | Формировать умение подбирать проверочные слова для слов с безударной гласной в корне слова; развивать творческое мышление. | Учебник, таблица. | Стр.107 Упр.200 |
|
| Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | 1 | Развивать умение определять и писать слова с проверяемыми и не проверяемыми ударением гласными в корне, подбирать проверочные слова. | Учебник, карточки. | Стр.108 Упр.203 |
|
| Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | Развивать умение подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне, распознавать и правильно писать слова с проверяемыми и не проверяемыми ударением безударными гласными. | Карточки по теме | Записать 10 слов с безударными гласными в корне. |
|
| Правописание слов с парными согласными в корне. | 1 | Воспроизвести знания учащихся об обозначении буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова, о способах подбора проверочного слова. | Электронное приложение к учебнику | Записать 10 слов с парными согласными. |
|
| Проверка слов с парными согласными в корне.
| 1 | Развивать умение на слух и зрительно находить изученные орфограммы в слове, проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне и правильно записывать такие слова. | Учебник, карточки. | Стр.113 Упр.214 |
|
| Проверка слов с парными согласными в корне.
| 1 | Развивать умение обозначать буквой парный по глухости-звонкости согласный звук, обобщить знания о способах подбора проверочных слов. | Электронное приложение к учебнику | Стр.115 Упр.218 |
|
| Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
| 1 | Развивать умение подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах. | Электронное приложение к учебнику | Стр.116 Упр.221 |
|
| Обучающее изложение.
| 1 | Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану , писать слова с изученными орфограммами. | Учебник. | Записать пять слов спарным по глухости-звонкости согласными звуками |
|
| Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | Проанализировать ошибки, допущенные в контрольной работе. Ознакомить учащихся с правилом написания слов с непроизносимыми согласными в корне, формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными. | Учебник, таблица. | Стр.117 Упр.224 |
|
| Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | Развивать умение правильно подбирать однокоренные слова для проверки слов с непроизносимыми согласными в корне, ознакомить со словами, имеющими сочетание -сн-. | Учебник, таблица. | Стр.120 Упр.229 |
|
| Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | Сопоставить правила правописания слов с непроизносимыми согласными и парными по глухости-звонкости согласными. | Учебник, карточки. | Стр.120 Упр.230, учить правило. |
|
| Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | Воспроизвести знания учащихся о написании слов с удвоенными согласными. |
| Стр.122 Упр. 235 |
|
| Правописание слов с удвоенными согласными.
| 1 | Обогатить словарь учащихся словами с удвоенными согласными, развивать умение различать двойные согласные в разных частях слова и записывать слова с двойными согласными. | Учебник, карточки. | Записать 10 слов с удвоенными согласными. |
|
| Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». | 1 | Учить рассматривать картину, составлять по ней описательный текст, высказывать свое отношение к картине. | Учебник, репродукция картины В.М.Васнецова «Снегурочка». |
|
|
| Контрольный диктант № 4 по теме: «Правописание корней слова». | 1 | Проверить умение учащихся писать слова с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне, развивать умение воспринимать сюжетный рисунок , определять его тему, передавать содержание рисунка. |
| Повторить изученные правила |
|
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Правописание приставок и суффиксов. | 1 | Формировать умение исправлять ошибки, развивать умение распознавать орфограмму в тексте. Воспроизвести знания учащихся о суффиксах и приставках как значимых частей слова, сформировать общее представление о правописании суффиксов и приставок, познакомить с правописанием суффиксов –ик-\ -ек-. |
| Стр.125 Упр. 241 |
|
| Упражнение в правописании суффиксов и приставок. | 1 | Совершенствовать навык правописания суффиксов в словах, познакомить с правописанием суффикса –ок -после шипящих под ударением. | Учебник, таблица. | Стр.128 Упр. 247 |
|
| Правописание суффиксов и приставок. | 1 | Ознакомить с правописанием приставок, оканчивающихся на согласный звук, правописание приставок, имеющих гласные о и а. | Учебник, карточки. | Стр.129 Упр.251, учить правило |
|
| Правописание суффиксов и приставок.
| 1 | Развивать умение писать гласные и согласные в разных частях слова, совершенствовать навык выделять значимые части слова. |
| Стр.130 Упр.255
|
|
| Контрольный диктант № 4 за I полугодие по теме: «Правописание частей слова». | 1 | Проверить умение учащихся писать слова с изученными орфограммами, разбирать предложения по членам предложения, разбирать слова по составу, находить слова с изученной орфограммой. |
| Повторить изученные правила |
|
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.Проект « Составляем орфографический словарь».
| 1 | Совершенствовать умение работать над ошибками, познакомить учащихся с правилом употребления разделительного твердого знака в словах. |
| Подготовка проекта «Семья слов» |
|
| Приставки и предлоги.
| 1 | Уточнить представление учащихся о приставке и предлоге, их роли в слове (для приставок), в словосочетании и в предложении (для предлогов). | Учебник, таблица. | Стр.132 Упр.260
|
|
| Правописание приставок и предлогов. | 1 | Развивать умение распознавать приставки и предлоги, находить их в тексте, правильно писать приставки и предлоги. |
| Упр. 263 стр.134 |
|
| Правописание слов разделительным твердым знаком. | 1 | Развивать умение распознавать слова с разделительным твердым знаком и слова с разделительным мягким знаком, формировать умение писать слова с разделительным твердым знаком. | Учебник, таблица. | Упр. 266 стр.135 |
|
| Разделительные твердый и мягкий знак. | 1 | Развивать умение правильно писать слова с разделительным твердым и мягким знаками, познакомить с правилом переноса слов с «ъ». | Учебник, таблица. | Записать по 5 слов с разделит.ь и ъ знаками |
|
| Правописание слов разделительным твердым и мягким знаком | 1 | Развивать умение распознавать слова с разделительным твердым знаком и слова с разделительным мягким знаком, формировать умение писать слова с разделительным твердым знаком | Учебник, карточки. | Стр.138 Упр. 274 |
|
| Правописание слов разделительным твердым и мягким знаком | 1 | Развивать умение правильно писать слова с разделительным твердым и мягким знаками, познакомить с правилом переноса слов с «ъ». |
| Стр.141 Упр.279 |
|
| Обучающее изложение. | 1 | Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами. | Текст изложения | Записать10 слов с приставками.Составить и записать предложение с любым из них. |
Части речи -76 ч. |
| Части речи.
| 1 | Уточнить представление учащихся об изученных частях речи, о признаках, по которым можно распознавать части речи. | Учебник, таблица. | Стр. 6 Упр.7 |
Имя существительное -31 ч. |
| Имя существительное и его роль в речи. | 1 | Уточнить представление об обобщенном лексическом значении имен существительных, распознавать имена существительные по обобщенному лексическому значению и по вопросам. | Учебник, таблица. | Стр.10 Упр. 11 |
|
| Имя существительное и его роль в речи. | 1 | Развивать умение распознавать мена существительные, ставить к ним вопросы, ознакомить с начальной формой имени существительного, развивать умение составлять текст. | Учебник, карточки. | Составить и записать 2 предложения, под черкн. существит. |
|
| Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | Уточнить представление учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных. |
| Выписать из орфографического словаря 5 одуш. и неод. им. сущ. |
|
| Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | Развивать умение распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Учебник, карточки. | Стр.14 Упр. 20 |
|
| Изложение повествовательно го текста. | 1 | Совершенствовать умения письменно передавать содержание повествовательного текста, использовать авторские слова для передачи содержания. | Текст изложения | Повторить изученные правила |
|
| Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Учить находить и исправлять ошибки, воспроизвести знания об именах собственных и нарицательных. |
| Стр.17 Упр. 27 |
|
| Проект « Тайна имени».
| 1 | Формировать умение подбирать текстовую информацию, выделять из большего кол-ва информации главное и представлять свой проект | Учебник. |
|
|
| Число имен существительных. | 1 | Формировать умение определять число имен существительных, изменять их по числам формировать умение писать слова с изученными орфограммами, провести наблюдение над именами существительными, которые употребляются в форме единственного числа. | Учебник, таблица. | Стр.21 Упр.32
|
|
| Число имен существительных. | 1 | Развивать умения определять число имен существительных, составлять предложение из слов, писать текст по памяти. |
| Стр.23 Упр.37 |
|
| Род имен существительных. | 1 | Дать представление о признаках определенного рода имен существительных. | Учебник, таблица. | Стр.27 Упр.44 |
|
| Род имен существительных. | 1 | Развивать умение определять род имен существительных, употребленных в начальной и косвенной форме. |
| Стр.30 Упр.50 |
|
| Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | 1 | Углубить знания о роли мягкого знака в слове, познакомить учащихся с постановкой мягкого знака на конце существительных после шипящих. | Учебник, таблица. | Стр.33 Упр.56 |
|
| Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | 1 | Развивать умение определять роль мягкого знака в слове, учить правописанию имен существительных, оканчивающихся на шипящий. |
| Стр.34 Упр. 60 |
|
| Обучающее изложение. | 1 | Совершенствовать умения письменно передавать содержание повествовательного текста, использовать авторские слова для передачи содержания. | Учебник. | Стр.35 Упр.63 |
|
| Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное».
| 1 | Обобщить знания учащихся об именах существительных, проверить умения, приобретенные в процессе изучения темы. |
|
|
|
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Склонение имен существительных. | 1 | Познакомить учащихся с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами. |
|
Просклонять имя существительное стрела,гроза |
|
| Падеж имен существительных. | 1 | Формировать умение определять падеж имен существительных в единственном числе, ознакомить с приемами определения падежей имен существительных | Учебник, таблица. | Составить и записать 2 предложения, указать падеж существит. |
|
| Упражнение в определении падежей. | 1 | Развивать умение определять падеж существительных По вопросу и предлогу. |
| Составить и записать словосочетания со словом книга, употребив его в разных падежах. |
|
| Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | Развивать умение составлять текст и писать сочинение по репродукции картины и по вопросам | Учебник. | Просклонять слово речка. |
|
| Именительный падеж имен существительных.
| 1 | Формировать представление об именах существительных в именительном падеже, о признаках этого падежа | Учебник, таблица. | Составить и записать 2 предложения, подчерк. в них глав.члены. |
|
| Родительный падеж имен существительных.
| 1 | Формировать представление об именах существительных в родительном падеже, признаках этого падежа | Учебник, таблица. | Стр.45 Упр.81 |
|
| Дательный падеж имен существительных.
| 1 | Формировать представление об именах существительных в дательном падеже, о признаках этого падежа | Учебник, таблица. | Стр.47 Упр.84 |
|
| Винительный падеж имен существительных.
| 1 | Формировать представление о винительном падеже имен существительных, признаках этого падежа | Учебник, таблица. | Стр.52 Упр.93 |
|
| Творительный падеж имен существительных. | 1 | Формировать представление об именах существительных в творительном падеже, развивать умение распознавать существительные в творительном падеже, совершенствовать умение составлять предложения |
| Составить и записать 2 предложения с им.сущест.в творит.падеже. |
|
| Предложный падеж имен существительных. | 1 | Формировать представление об именах существительных в предложном падеже, о признаках этого падежа, совершенствовать умения составлять предложения | Учебник, таблица. | Стр.54 Упр.98 |
|
| Обучающее изложение. | 1 | Развивать умение озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста | Учебник. | Составить и записать 5 словосочет. С им.сущест.в разных падежах. |
|
| Обобщение знаний о падежах имен существительных. | 1 | Развивать умение распознавать имена существительные в разных падежных формах | Учебник, карточки. | Стр.. 58 № 103 |
|
| Обобщение знаний о падежах имен существительных. | 1 | Обобщить знания учащихся об именах существительных, проверить умения, приобретенные в процессе изучения темы | Учебник, карточки. | Записать две пословицы. Указать падеж имён существительных. |
|
| Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы». | 1 | Развивать умение воспринимать картину описательного характера и создавать по ней текст. | Учебник, репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы». | Повторить изученные правила. |
|
| Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание окончаний имён существительных».
| 1 | Выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся; проверить знания по теме «Имя существительное». |
|
|
|
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Проект « Зимняя страничка».
| 1 | Подбирать слова – имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Создавать свою зимнюю страничку и подготовиться к её презентации. |
|
|
Имя прилагательное -18 ч. |
| Значение и употребление имен прилагательных в речи. | 1 | Воспроизвести знания учащихся о признаках имени прилагательного как части речи, развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. | Учебник, таблица. | Стр..65 № 112 |
|
| Значение и употребление имен прилагательных в речи. | 1 | Развивать умение распознавать имена прилагательные среди однокоренных слов, подбирать к именам прилагательным синонимы и антонимы. |
| Стр.66 № 115 |
|
| Роль прилагательных в тексте. | 1 | Развивать умение распознавать описательный текст, определять в нем роль имен прилагательных, выделять словосочетания с именами прилагательными. |
| Стр. 69 № 121 |
|
| Текст – описание. | 1 | Познакомить с научным и художественным описанием предмета, с особенностями научного и делового описания. |
|
|
|
| Отзыв о картине М.А.Врубеля « Царевна – Лебедь». | 1 | Развивать умение составлять описание выбранного предмета (растения) по вопросам учителя. | Учебник, репродукция картины Врубеля « Царевна – Лебедь». | Стр..70 № 123 |
|
| Род имен прилагательных. | 1 | Ознакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам, развивать умение определять род имен существительных и прилагательных. | Учебник, таблица. | Стр. 73 № 126 |
|
| Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | Развивать умения изменять имя прилагательное по родам. Формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных. | Учебник, таблица. | Стр.75 № 130 |
|
| Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | Развивать умение правильно писать родовые окончания имен прилагательных. | Учебник, карточки. | Составить и записать шесть словосочетаний «имя прилагательное + имя существительное». Указать род прилагательных, выделить окончания. |
|
| Число имен прилагательных. | 1 | Дать учащимся представление о том, что имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются. | Учебник, таблица. | Стр. 80 № 138 |
|
| Число имен прилагательных. | 1 | Зкреплять умения писать родовые окончания и окончания в форме множественного числа имен прилагательных, познакомить учащихся с текстом типа сравнительного описания. | Учебник, карточки. | Стр. 81 № 142 |
|
| Контрольный диктант № 7 за III четверть по теме «Имя прилагательное».
| 1 | Проверить знания учащихся об имени прилагательном , о правописании слов с изученными орфограммами , проверить умение подбирать заголовок к тексту |
| Повторить изученные правила. |
|
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | Познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по падежам. | Учебник, таблица. | Просклонять имя прилагательное высокая (гора). |
|
| Изменение имен прилагательных по падежам.
| 1 | Развивать умения распознавать род, число имен прилагательных, ставить вопрос к именам прилагательным, познакомить с начальной формой имен прилагательных. | Учебник, таблица. | Составить и записать три предложения. Указать падеж имён прилагательных.
|
|
| Обобщение знаний.
| 1 | Закреплять знания об имени прилагательном; проверить умение определять род, число, падеж имен прилагательных. | Учебник, карточки. | Составить и записать одно предложение. Выполнить разбор имени прилагательного как части речи. |
|
| Обобщение знаний.
| 1 |
| Учебник, карточки. | Составить и записать три предложения. Указать род, число, падеж имён прилагательных. |
|
| Отзыв о картине В.А.Серова « Девочка с персиками». | 1 | Познакомить с жизнью и творчеством В.А.Серова. Учить писать отзыв по картине.Развивать умение составлять и записывать текст, соблюдая структуру.
| Учебник, репродукция картины В.А.Серова « Девочка с персиками». | Повторить изученные правила. |
|
| Обобщение знаний.
| 1 | Закреплять знания об имени прилагательном; проверить умение определять род, число, падеж имен прилагательных. |
| Составить и записать одно предложение. Выполнить разбор имени прилагательного как части речи. |
|
| Проект « Имена прилагательные в загадках».
| 1 | Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. |
|
|
Местоимение –5 ч. |
| Личные местоимения. | 1 | Ознакомить с личными местоимениями и их признаками. | Учебник, таблица. | Составить и записать два предложения с местоимениями. |
|
| Изменение личных местоимений по родам. | 1 | Познакомить учащихся с изменением местоимений 3-го лица в единственном числе по родам, формировать умение правильно употреблять местоимения 3-го лица в речи. | Учебник, таблица. | Стр. 95 № 162 |
|
| Роль местоимений в предложении. | 1 | Развивать умение правильно употреблять местоимения в речи, совершенствовать умение составлять предложение и текст. |
| Составить и записать три предложения с разными местоимениями. |
|
| Морфологический разбор местоимений. | 1 | Обобщить знания о местоимении как части речи, совершенствовать умение употреблять местоимения в речи. |
| Стр. 97 № 166 |
|
| Обучающее изложение. | 1 | Развивать представление о связи между предложениями; учить употреблять местоимения в речи; передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Учебник. | Составить и записать два предложения с местоимениями. |
Глагол -21 ч. | | Глагол. Повторение и углубление представлений о глаголе.
| 1 | Развивать навык распознавания глагола как части речи, уточнить функции глагола в речи. | Учебник, таблица. | Стр.102 № 172 |
|
| Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | Развивать умение ставить вопросы к глаголам, наблюдать над оттенками значений глаголов, ролью глаголов в предложении. | Учебник, карточки. | Стр.103 № 176 |
|
| Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | Развивать умение находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и общему лексическому значению. |
| Стр.105 № 180 |
|
| Неопределенная форма глагола.
| 1 | Познакомить с особенностями глаголов в неопределенной форме, учить распознавать эти глаголы, образовывать однокоренные глаголы в неопределенной форме с приставками. | Учебник, таблица. | Стр. 107 № 184 |
|
| Неопределенная форма глагола.
| 1 |
| Учебник, таблица. | Стр.108 № 188 |
|
| Число глаголов. | 1 | Формировать умение определять число глаголов, изменять глаголы по числам. |
| Составить и записать два предложения с глаголами в разных числах. |
|
| Число глаголов. Изменение глаголов по числам. | 1 | Воспроизвести знания учащихся о числе глаголов, развивать умение определять число глаголов и изменять глаголы по числам. | Учебник, таблица. | Составить и записать 4 предложения на тему «Весна». Указать число глаголов. |
|
| Времена глаголов.
| 1 | Развивать умение определять форму единственного и множественного числа. | Учебник, таблица. | Стр. 113 № 199 |
|
| Времена глаголов.2 е лицо глаголов. | 1 | Дать общее представление о временных формах глагола, познакомить с особенностями каждой временной формы, учить различать время глагола по вопросу и значению. | Учебник, таблица. | Стр.116 № 204 |
|
| Изменение глаголов по временам. Текст-рассуждение. | 1 | Учить распознавать глаголы в настоящем и будущем времени, знакомить с написанием глаголов, отвечающих на вопрос что делаешь?, учить определять особенности текста-рассуждения. | Учебник, таблица. | Стр.118 № 209 |
|
| Изменение глаголов по временам. | 1 | Наблюдать за изменением глаголов по временам, развивать умения распознавать время глагола и изменять форму времени глагола. | Учебник, карточки. | Составить и записать три предложения с глаголами в разном времени. |
| | Обучающее изложение. | 1 | Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану; писать слова с изученными орфограммами. | Учебник. | Составить и записать 2 предложения с глаголами в неопред. форме. |
|
| Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | Познакомить учащихся с формами изменения глаголов в прошедшем времени. | Учебник, таблица. | Стр. 122 № 218 |
|
| Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | Развивать умения определять род глагола в единственном числе прошедшего времени. |
| Стр. 124 № 222 |
|
| Правописание частицы не с глаголами. | 1 | Уточнить знания учащихся о написании глаголов с частицей не, развивать навык правильного произношения глагольных форм. | Учебник, таблица. | Составить и записать два предложения с глаголами с частицей не. |
|
| Правописание не с глаголами. | 1 | Совершенствовать умение правильно писать слова с приставками, частицей не и с другими орфограммами. | Учебник, карточки. | Составить и записать два предложения с глаголами с частицей не. |
| | Морфологический разбор глагола. | 1 | Закреплять навыки разбора глагола как части речи. | Учебник, таблица. | Составить и записать 3 предложения с глаголами. Указать время, число, лицо глаголов. |
|
| Обобщение знаний о глаголе. | 1 | Закреплять умение определять время, число и лицо глаголов;разбирать предложения по членам. | Учебник, карточки. | Стр.127 № 233 |
| | Морфологический разбор глагола. | 1 | Обобщить и систематизировать знания о глаголе как части речи. |
| Задание 1 Стр.130. |
|
| Обобщение знаний о глаголе. | 1 | Закреплять умения определять время, число и лицо глаголов, навыки правописания глаголов. | Учебник, карточки. | Подготовиться к контрольному диктанту. |
|
| Контрольный диктант №5 по теме:« Глагол». | 1 | Проверить знания учащихся о глаголе, написание слов с изученными орфограммами; оценить результаты освоения темы |
|
|
Повторение - 14 ч. |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного о частях речи. | 1 | Проверить навык написания словарных слов, развивать умение работать над ошибками. Закреплять навыки морфологическогоразбора слов. | Учебник, карточки. | Составить и записать предложение. Указать части речи.
|
|
| Обобщение и систематизация изученного о частях речи. | 1 | Систематизировать знания учащихся по различным темам курса русского языка. |
| Стр.132 упр.239 |
|
| Контрольное списывание. | 1 | Развивать представление о связи между предложениями; учить употреблять местоимения в речи; передавать содержание текста по коллективно составленному плану. |
|
|
|
| Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 | Закреплять знания о роли слова и предложения в речи; о видах предложений по цели высказывания и интонации. | Учебник, карточки. | Стр. 134 № 246 |
|
| Правописание окончаний прилагательных. | 1 | Закрепить навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных. | Учебник, карточки. | 135 № 249 |
|
| Правописание приставок и предлогов. | 1 | Закреплять навыки правописания приставок и предлогов;развивать умения распознавать орфограммы в словах. |
| Стр.135 № 250 |
|
| Правописание безударных гласных. | 1 | Развивать умение подбирать проверочные слова для слов с безударнойгласнойвкорне слова; развивать творческое мышление. | Учебник, карточки. | Стр. 137 № 255 |
|
| Правописание значимых частей слова. | 1 | Обобщить знания о правописании слов с орфограммами; Развивать умения пользоваться правилом перед написанием слов; выяснять в какой части слова находится орфограмма. | Учебник, карточки. | Стр.138 № 257 |
|
| Итоговый контрольный диктант №6. | 1 | Проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса.Оценить результаты освоения тем. |
|
|
|
| Работа над ошибками. Однокоренные слова. | 1 | Проработать ошибки, допущенные в контрольном диктанте; обобщить знания о частях речи, однокоренных словах. |
| Стр.140 № 263 |
|
| Обучающее изложение | 1 | Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученнымиорфограммами. | Учебник. |
|
|
| Текст. | 1 | Уточнить представление о тексте и его признаках, учить определять тип текста. |
|
|
|
| Сочинение « Почему я жду летних каникул». | 1 | Формировать умение составлять текст по заданной теме. |
|
|
|
| КВН « Знатоки русского языка»
| 1 | Применить свои знания для выполнения заданий. |
|
|
Описание материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция.
Учебники:
Русский язык.
2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
3.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради (Русский язык).
1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Библиографический список для учителя:
1.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс.-М.: ВАКО, 2015. – 383с.
2.КИМы. Русский язык. 3 класс. Сост. В.А. Синякова-М.:ВАКО, 2015. -80с
Технические средства обучения
--персональный компьютер с принтером;
– мультимедийный проектор;
--персональный компьютер с принтером;
– ксерокс;
--CD Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
«Русский язык, 3 класс». М.: Просвещение, 2014г.
--Интерактивная доска.
Сайт
http://catalog.iot.ru
http://schools.techno.ru
http://www.school.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://www.ict.edu.ru
www.center.fio.ru
http://nsc.1september.ru.
http://www.openworld.ru
http://www.encyclopedia.ru
http://www.terms.ru/index.htm
http://www.1september.ru/
http://9151394.ru/?r=lib&p=rusyaz
Интернет- ресурсы:
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2.Презентация уроков « Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
4.Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
5.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki/ru
6. Официальный сайт УМК «Просвещение». Режим доступа: http://www.prosv/ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12371
Приложение к программе
Слова с непроверяемыми написаниями:
Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, килограмм, квартира, коллектив, коллекция, комната, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, поток, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, радио, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, столица, трактор, трамвай, ужин, чёрный, четверг, четыре, чувство, шоссе.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку
Письменными проверочными, обучающими работами во 3классе являются: диктант, словарный диктант, списывание текста, изложение, сочинение, грамматический разбор.
Количество контрольных письменных работ определяется необходимостью проверки ЗУН учащихся по отдельным существенным вопросам программы или в целом по небольшой теме.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения значительных тем программы. В конце учебной четверти, полугодия, года проверяются знания по всем изученным темам. Тексты диктантов должны быть средней трудности, содержать орфограммы на изученные правила. Слова на неизученные правила выписываются на доску, знаки препинания называются учителем.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
- нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемые правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
- наличие ошибок на изученные правила орфографии.
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Диктант.
«5» (отлично) – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии.
«4» (хорошо)– ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» (удовлетворительно) – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» (плохо) – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Грамматическое задание.
Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – выполнено без ошибок.
«4» («хорошо») – правильно выполнено не менее ¾ заданий.
«3» («удовлетворительно») – правильно выполнено не менее ½ заданий.
«2» («плохо») – правильно выполнено менее ½ заданий.
Словарный диктант.
Примерное количество слов для словарных диктантов:
2 класс – 8-10 слов;
3 класс – 10-12 слов;
4 класс – 12-15 слов.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – без ошибок.
«4» («хорошо») – 1 ошибка.
«3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки.
«2» («плохо») – 4 и более ошибок.
Тест
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание.
Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – работа выполнена без ошибок;
«4» («хорошо») – 1-2 исправления или 1 ошибка;
«3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки;
«2» («похо») – 4 ошибки и более.
Изложение.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие красной строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения. Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой – только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично»)
– правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
- нет фактических ошибок;
- правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой
неточности).
«4» («хорошо»)
– содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» («удовлетворительно»)
– допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
- есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых
недочетов в содержании и построении текста).
«2» («плохо»)
– допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть);
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- имеет место употребление слов в не свойственном им значении;
- допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение
«5» («отлично»)
– логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.
«4» («хорошо»)
– последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста)
«3» («удовлетворительно»)
– имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.
Итоговая оценка.
Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и в конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Если в течение четверти ученик имеет за их выполнение отрицательные отметки, ему не может быть выставлена за четверть положительная оценка по русскому языку.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
пропуск и искажение букв в словах;
замену слов;отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса
неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Кимы по русскому языку 3класс.
Контрольный диктант № 1по теме « Предложение»( 24.09.2017 г.)
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют унылые дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь, выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. На землю посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмерзла.
Грамматические задания:
В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое.
Разобрать по составу слова: осенний, саду.
Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Контрольный диктант № 2 по теме « Слово в языке и речи»( 29.10.2017)
Зима.
Пролетело жаркое лето. Прошла золотая осень. Наступила зима.
Подул холодный ветер. Большими хлопьями закружился снег. Метельи вьюга замели лесные тропинки. По ночам трещит мороз. А днём выглянуло солнце. Пригрело лес. На сосне мелькнул пушистый хвост белки. По шишкам бойко прыгают три клеста. На рябине сидит пять снегирей. Вдоль дорожки вьётся лисий след.
Грамматические задания:
1 вариант
а) Второе предложение первого абзаца разобрать по членам предложения
б) В тексте диктанта найти словосочетания числительное + существительное, выписать, определить вид числительного.
в) К слову зима подобрать однокоренные слова, выделить корень.
г) Выпишите 2 слова с ь как показателем мягкости и 2 слова с разделительным ь. Рядом запишите количество букв, звуков.
2 вариант
а) Первое предложение второго абзаца разобрать по членам предложения
б) В тексте диктанта найти словосочетания числительное + существительное, выписать, определить вид числительного.
в) К слову мороз подобрать однокоренные слова, выделить корень.
г) Выпишите 2 слова с ь как показателем мягкости и 2 слова с разделительным ь. Рядом запишите количество букв, звуков.
Контрольный диктант № 3по теме « Состав слова»( 20.11.2017
Первая встреча.
Наступили летние каникулы. Илья Рыжиков поехал в деревню.
Было теплое утро. Мальчик выбежал на крылечко. В ведре с водой играл веселый луч солнца. Брызги холодной воды летели во все стороны. Это Илья умывался. На его руку села божья коровка. Она ловко и быстро двигалась. Хрустнула ветка. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула темная головка, и букашка скрылась в чаще куста. Мальчик был очень удивлен.
Грамматические задания:
1 вариант
Выписать первое предложение, выполнить синтаксический разбор.
Выписать 2 слова с безударной гласной, подобрать проверочное.
Разобрать по составу:
Летние, коровка, крылышко.
К слову вода подобрать однокоренные слова, выделить корень. ( не меньше 2 слов)
2 вариант
Выписать третье предложение, выполнить синтаксический разбор.
Выписать 2 слова с безударной гласной, подобрать проверочное.
Разобрать по составу:
Холодной, головка, горлышко.
К слову голова подобрать однокоренные слова, выделить корень ( не меньше 2 слов)
Контрольный диктант № 4по теме «Правописание частей слова»( 19.12.2017)
Снеговик.
Стоит чудесный зимний день. На окрестность падает легкий пушистый снег. Деревья одели прелестные шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Светит яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Хрустнул снег под ногами. Дети стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковок, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматические задания:
1 вариант
Выполнить полный синтаксический разбор третьего предложения.
Разобрать по составу слова зимний, шубки, пушистый;
Написать по два слова и подобрать проверочное с безударным гласным , парным согласным, непроизносимым согласным в корне слова.
2вариант:
Выполнить полный синтаксический разбор пятого предложения.
Разобрать по составу слова белые, морковки, ледяной.
Написать по два слова и подобрать проверочное с безударным гласным , парным согласным, непроизносимым согласным в корне слова.
Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»( 30.01.2018)
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматические задания
Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
Запишите пять имен существительных с шипящим звуком на конце.
Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.
Разберите седьмое предложение по членам предложения и по частям речи.
Контрольный диктант № 6 по теме « Падеж имени существительное»( 18.02.2018)
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днем летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
Грамматическое задание
Определите падеж имен существительных в последнем предложении.
В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.
Контрольный диктант № 7 по теме « Имя прилагательное»( 13.03.2018)
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание
Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания:
вариант №1 – четвертое предложение; вариант №2 – пятое предложение.
Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания:
вариант №1 – трусливый мальчик, узкий ручей;
вариант №2 – старательный ученик, высокий куст.
Определите род, число и падеж имен прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким носом.
Контрольный диктант № 8 по теме « Глагол»
Весеннее утро
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек.
Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норму. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
Грамматическое задание
Разберите предложение по членам и частям речи:
вариант №1 – седьмое; вариант№2 - девятое.
Разберите слова по составу:
вариант №1 – засветило, утренний, березки; вариант №2 – развесили, веселый, местечко.
Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.
Итоговый контрольный диктант № 9 по итогам года.
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит тунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
Грамматическое задание
Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделить.
Разберите предложения по членам и частям речи: вариант №1 – второе; вариант №2 – третье.