Комитет администрации Усть-Калманского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Калманская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
ММО учителей Зам.директора по УВР Директор школы
начальных классов ________________ Теплякова Н.В.
Протокол № 36 Приказ № 136
от 09 июня 2017 от 31 августа 2017 Руководитель ММО
Фролова Н.В.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Финансовая грамотность
начальное общее образование
для 4 «А» класса
(общеинтеллектуальное направление)
Разработчик программы:
Ситникова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
село Усть-Калманка
2017 год
Пояснительная записка
Список нормативных документов, на основе которых разработана рабочая программа:
рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 4 класса разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность» /Ю.Н.Корлюгова.- М. : ВИТА- ПРЕСС,2014 г.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Возрастная группа учащихся
Программа рассчитана на детей 10-11 лет.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
К концу обучения младшие школьники должны научиться логически рассуждать; обоснованно делать выводы; доказывать своё мнение, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; находить решения в новых и неожиданных ситуациях; взаимодействовать в парах и группах, применять полученные знания и умения для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей
Познавательные УУД
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Коммуникативные УУД
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Результаты первого уровня.
— приобретение младшим школьником знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий, формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность;
Результаты второго уровня.
— младший школьник самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать;
Результаты третьего уровня.
— младший школьник самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Тема раздела | Форма организации | Виды деятельности |
Что такое деньги и какими они бывают | Общее обсуждение; практическая работа – анализ источников (исторических текстов); групповая практическая работа с представлением результатов и защитой выводов. | Знать: Виды денег: наличные, безналичные. Этапы развития денег; изменение ценности денег в связи с инфляцией. Личностные характеристики и установки: Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. Понимание сути современных денег; понимание роли инфляции в семейных доходах. Уметь: Считать наличные деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачу. Различать товарные и символические деньги. Компетенции: Различать виды денег. Оценивать стоимость денег в связи с ситуационными обстоятельствами. |
Из чего складываются доходы в семье | Кроссворд 1. «Доходы и расходы семьи», общее обсуждение; игровая деятельность | Знать: Семейный бюджет. Личностные характеристики и установки: Понимание целесообразности построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи. Уметь: Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи, рассчитывать дефицит семейного бюджета. Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи |
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать | Анализ информации (мини-проект «Цены в наших магазинах»), ролевая игра | Знать: Варианты уровня жизни, прожиточный минимум. Личностные характеристики и установки: Понимание различия между уровнями жизни. Понимание прожиточного минимума. Уметь: Оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в соответствии с прожиточным уровнем. Компетенции: Планирование финансов в соответствии с прожиточным уровнем. |
Деньги счет любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | Игровая деятельность; общее обсуждение, итоговая работа по курсу: итоговая диагностика | Знать: Виды кредитов. Личностные характеристики и установки: Понимание вариантов использования кредитов на разных стадиях жизненного цикла семьи. Уметь: Соотнести вид кредита с целью кредита. Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи. |
Тематическое планирование
№ | Перечень разделов и тем | Количество часов |
Что такое деньги и какими они бывают (18 часов) |
1 | Как появились деньги | 1 ч |
2 | Как появились деньги | 1 ч |
3 | Как появились деньги | 1 ч |
4 | История монет | 1 ч |
5 | История монет | 1 ч |
6 | История монет | 1 ч |
7 | Представление творческих работ. | 1 ч |
8 | Бумажные деньги | 1 ч |
9 | Бумажные деньги | 1 ч |
10 | Бумажные деньги | 1 ч |
11 | Безналичные деньги | 1 ч |
12 | Безналичные деньги | 1 ч |
13 | Безналичные деньги | 1 ч |
14 | Безналичные деньги | 1 ч |
15 | Представление результатов исследований | 1 ч |
16 | Валюты. | 1 ч |
17 | Валюты. | 1 ч |
18 | Викторина по теме «Деньги» | 1 ч |
Из чего складываются доходы в семье - 4 часа |
19 | Откуда в семье берутся деньги | 1 ч |
20 | Откуда в семье берутся деньги | 1 ч |
21 | Откуда в семье берутся деньги | 1 ч |
22 | Откуда в семье берутся деньги | 1 ч |
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать – 4 часа |
23 | На что семьи тратят деньги | 1 ч |
24 | На что семьи тратят деньги | 1 ч |
25 | На что семьи тратят деньги | 1 ч |
26 | На что семьи тратят деньги | 1 ч |
Деньги счет любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал- 8 часов |
27 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 ч |
28 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 ч |
29 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 ч |
30 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 ч |
31 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 ч |
32 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 ч |
33 | Итоговая диагностика | 1 ч |
34 | Обзорный урок. Рефлексия. | 1 ч |