Рабочая программа и КТП учебного предмета «Литературное чтение»
1.Планируемые результаты освоения образовательной программы
В результате изучения курса «Литературное чтение» по данной программе у второклассника будут сформированы предметные результаты освоения программы, а также личностные и метапредметные результаты:
Личностные результаты
– положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг;
– нравственно-этическая ориентация; формирование эстетических чувств и представлений;
– развитие эмпатии и эмоционально-личностной децентрации;
– развитие дружеского отношения к другим детям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу;
– использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия;
– прогнозировать;
– осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
– осуществлять самоконтроль при чтении.
Познавательные УУД:
– понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);
– выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;
– выделять главное;
– составлять небольшой план;
– ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию (оглавлению);
– ориентироваться в книгах;
– устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
– выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;
– сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого;
– анализировать особенности языкового оформления текста;
– ранжировать книги и произведения;
– обосновывать свои утверждения.
Коммуникативные УУД:
– согласовывать свои действия с партнёром;
– уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
– готовность оказать помощь товарищу;
– способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации;
– выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3. Развитие воссоздающего воображения.
4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.
8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.
9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.
14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.
17. Развитие литературных способностей.
2.Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
3 класс (102 ч)
Труд человека кормит, а лень портит (8 ч.)
Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»*; С.Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; африканская сказка «Лентяйка»;Р. Сеф «Странное дело».
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (4 ч.)
Русские народные сказки, «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Кир Булычев «Авгиева лаборатория».
Унылая пора! Очей очарованье!.. (5ч.)
К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. Пушкин «Осень»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный...»; А. Майков «Осень».
Много хватать — свое потерять (4 ч.)
Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат», Дж. Родари «Солнце и туча».
Тайное всегда становится явным (5 ч.)
B. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».
Ежели вы вежливы... (3 ч.)
C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».
Снег летает и сверкает... (8 ч.)
С. Есенин «Береза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. Пушкин «Зимний вечер»; X. К. Андерсен «Девочка со спичками»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; A. Александрова «Снежок»*; Саша Черный «На коньках»; B. Драгунский «Кот в сапогах»; Н. Носов «Бенгальские огни»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает...».
Каждый свое получил (14 ч.)
Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».
Жизнь дана на добрые дела (5 ч.)
Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая Елка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».
За доброе дело стой смело (5 ч.)
Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселева «Мальчик-Огонек»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (11 ч.)
В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; A. Платонов «Разноцветная бабочка»;; русская народная сказка «Подземные царства».
Весна идет, весне дорогу!.. (8 ч.)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; B.Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»;Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черемуха».
Любовь — волшебная страна (11 ч.)
В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; Братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и чудовище»; X. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; И. Тургенев «Воробей».
Чудесное — рядом (11 ч.)
Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березу русскую…»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет…»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»; белорусская сказка «Музыка-чародейник»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковер», В.Шефнер. «Миг».
3.Учебно-тематический план
№ раздела / темы | Наименование разделов | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Лабораторные, практические занятия, проекты, экскурсии, уроки р/р | Контрольные занятия |
1 | Труд человека кормит, а лень портит | 8 | | | |
2 | Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца | 4 | | | |
3 | Унылая пора! Очей очарованье!.. | 5 | | | |
4 | Много хватать — свое потерять | 4 | | | |
5 | Тайное всегда становится явным | 5 | | | |
6 | Ежели вы вежливы… | 3 | | | |
7 | Снег летает и сверкает... | 8 | | | |
8 | Каждый свое получил | 14 | | | |
9 | Жизнь дана на добрые дела | 5 | | | |
10 | За доброе дело стой смело! | 5 | | | |
11 | Кто родителей почитает, тот вовек не погибает | 11 | | | |
12 | Весна идет, весне дорогу!.. | 8 | | | |
13 | Любовь — волшебная страна | 11 | | | |
14 | Чудесное — рядом | 11 | | | |
| ИТОГО | 102 часа | | | |
Календарно тематическое планирование по литературному чтению
3 класс
102 часа: 3 часа в неделю
1 | 2 | 3 | 4 |
№п/п | Наименование разделов и тем | Тема урока | |
| Кол-во час. | Дата проведения | Факт. дата пров. |
1. Труд человека кормит, а лень портит. 8ч |
1 | Нравственные проблемы в сказке Р. Сефа "Лопата". Е.Карганова "Лекарство без рецепта". | 1 | | |
2 | Основная мысль произведения. К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» | 1 | | |
3 | Произведения Е.Благининой и С.Баруздина о трудолюбивых и ленивых детях. | 1 | | |
4 | Особенности народной сказки «Кому горшок мыть». Особенности стихотворной авторской сказки С.Маршака «Старуха, дверь закрой» | 1 | | |
5 | Литературная сказка. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | | |
6 | Аллегория. И. Крылов «Стрекоза и Муравей»* | 1 | | |
7 | Сказки народов мира. Африканская народная сказка «Лентяйка» | 1 | | |
8 | Книги о тех, кто любит труд. Р. Сеф. «Странное дело» | 1 | | |
2.Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца. 4ч |
9 | Сопоставление литературных героев. Русская народная сказка. «Дочь-семилетка» | 1 | | |
10 | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | 1 | | |
11 | Характер сказочного героя. Армянская сказка. «Золотое яблоко» | 1 | | |
12 | Нравственная коллизия . К.Булычев «Авгиева лаборатория». Обобщающий урок по теме. «Мудрец отличен от глупца» | 1 | | |
3.Унылая пора! Очей очарованье! 5ч |
13 | Красота осени в стихах русских поэтов. Основная мысль произведения. И.Соколов-Микитов. «Листопадничек» | 1 | | |
14 | Поэзия Тютчева и Фета– мир впечатлений и переживаний. | 1 | | |
15 | Мир чувств и переживаний в рассказе К.Паустовского. «Барсучий нос» | 1 | | |
16 | Передача настроения в поэзии русских классиков. | 1 | | |
17 | Сравнение как художественный приём. Стихи об осени. | 1 | | |
4.Много хватать – свое потерять. 4ч |
18 | Сравнительная характеристика героев. Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке» | 1 | | |
19 | Средства выражения авторского отношения к герою Я. Аким «Жадина» | 1 | | |
20 | Персонажи рассказа В.Зотова. «Бабушкин халат» | 1 | | |
21 | Книги о щедрых и жадных людях. Д. Родари «Солнце и туча» | 1 | | |
5.Тайное всегда становит ся явным. 5ч |
22 | Шуточный художественный образ. В.Драгунский. «Тайное становится явным» | 1 | | |
23 | Мир чувств героя в прозаическом тексте. Н. Носов. «Огурцы» | 1 | | |
24 | Нравственные проблемы в рассказе В.Осеевой «Почему?» | 1 | | |
25 | Нравственная коллизия в сказке. Шведская сказка. «Принцесса-лгунья» | 1 | | |
26 | Главная мысль произведения. Л.Пантелеев. «Честное слово». Обобщение по теме: «Тайное всегда становится явным» | 1 | | |
6.Ежели вы вежливы…3ч |
27 | Ироническое отношение автора к герою. С. Маршак. «Урок вежливости» | 1 | | |
28 | Сравнительный анализ героев произведений И. Пивоваровой, Б. Заходера. | 1 | | |
29 | Характеристика героя на основе его поступков. В. Осеева «Волшебное слово» | 1 | | |
7.Снег летает и сверкает. 8ч |
30 | Язык поэзии. С. Есенин «Береза» М.Пришвин. «Деревья в лесу» | 1 | | |
31 | Красота поэзии. Стихи о зиме И. Никитина и А. С. Пушкина. | 1 | | |
32 | Олицетворения как художественный приём. Г.Х.Андерсен. «Девочка со спичками» | 1 | | |
33 | Словесные картины в стихах А. Блока и И. Сурикова. | 1 | | |
34 | Сравнение как приём стихосложения. | 1 | | |
35 | Инсценировка произведения. В.Драгунский «Кот в сапогах» | 1 | | |
36 | Шуточный художественный образ. Н. Носов. «Бенгальские огни» | 1 | | |
37 | Стихи русских классиков о зиме. Сопоставление живописи и стихов. С. Есенин «Поет зима, аукает…» | 1 | | |
| 8.Каждый свое получил.14ч | | | |
38 | Схема сказки. Эстонская сказка. «Каждый свое получил» | 1 | | |
39 | Народные традиции в латышской сказке «Два брата» | 1 | | |
40 | Сказки о животных Ю. Ярмыша. Узбекская сказка «Черепаха и скорпион» | 1 | | |
41 | Басня как жанр художественной литературы. И.Крылов «Чиж и голубь» | 1 | | |
42 | Иносказание в басне. Басни Л.Толстого | 1 | | |
43 | Композиция произведения. Г.Ладонщиков «В старой сказке» | 1 | | |
44 | Идея произведения. Русская народная сказка «Баба Яга» | 1 | | |
45 | Характеристика персонажей сказки. Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка» | 1 | | |
46 | Авторские волшебные сказки Б. Заходер «Серая Звездочка» | 1 | | |
47 | Чудеса волшебной сказки. Английская сказка «Хромая Молли» | 1 | | |
48 | Мир глазами сказочного героя. Чешская сказка «Златовласка» | 1 | | |
49 | Поучительный смысл итальянской сказки «Дары феи Кренского озера» | 1 | | |
50 | Радиотеатр. Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера» | 1 | | |
51 | Идея произведения. Ю. Мориц «Песенка про сказку» | 1 | | |
9.Жизнь дана на добрые дела. 5ч |
52 | Волшебные литературные сказки. Ю. Мориц. «Разговаривали вещи» | 1 | | |
53 | Идея произведения. Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка» | 1 | | |
54 | Нравственные проблемы в сказке Г.Х.Андерсена. «Ель» | 1 | | |
55 | Эмоциональный тон произведения. Е. Пермяк «Некрасивая елка» | 1 | | |
56 | Элементы анализа произведения. Е. Клюев «Сказки простого карандаша» | 1 | | |
| 10.За доброе дело стой смело! 5 ч | | | |
57 | Особенности сказки. Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» | 1 | | |
58 | Характер героев в рассказе. Н.Артюхова. «Трусиха» | 1 | | |
59 | Нравственная коллизия в произведении. Э. Киселева. «Мальчик-Огонек» | 1 | | |
60 | Документальный рассказ. Б.Полевой. «Последний день Матвея Кузьмина» | 1 | | |
61 | Основная мысль произведений В.Высоцкого и С.Баруздина. Книги о подвигах. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | 1 | | |
11.Кто родителей почитает, тот век не погибает.11ч |
62 | Эмоциональный тон произведений В. Осеевой . | 1 | | |
63 | Б. Емельянов. «Мамины руки» | 1 | | |
64 | Лирическое настроение героя в произведениях разных авторов. | 1 | | |
65 | Фантазия автора. В. Драгунский «…бы» | 1 | | |
66 | Нравственная коллизия в произведении. Н.Артюхова. «Трудный вечер» | 1 | | |
67 | Словесный портрет героя. М.Зощенко «Золотые слова» | 1 | | |
68 | Книги о семье. | 1 | | |
69 | Передача настроения в произведении. Адыгейская сказка. «Девочка-птичка» | 1 | | |
70 | Природа необычного в литературе. Испанская сказка «Птица-Правда» | 1 | | |
71 | Легенда как жанр художественной литературы. А. Платонов. «Разноцветная бабочка» | 1 | | |
72 | Илллюстрирование произведения. Русская народная сказка «Подземные царства». Обобщение по теме «Кто родителей почитает, тот век не погибает» | 1 | | |
| 12.Весна идет, весне дорогу! 8ч | | | |
73 | Красочные средства изображения. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»* | 1 | | |
74 | Сравнительный анализ персонажей М. Пришвина, В. Железникова. | 1 | | |
75 | Сопоставление стихов И. Северянина, Г. Новицкого. РК. | 1 | | |
76 | Сравнение и эпитеты как художественный приём. Н. Гоголь. «Весна…», А. Плещеев «Весна» | 1 | | |
77 | Элементы анализа произведения. К.Паустовский. «Стальное колечко» | 1 | | |
78 | Настроение поэтического произведения А. Майкова и А.К.Толстого. | 1 | | |
79 | Специфика поэтических текстов А. Фета и А. Чехов | 1 | | |
80 | Олицетворение как художественный приём. Я. Аким «Апрель» | 1 | | |
13. Любовь – волшебная страна.11ч |
81 | Знакомые сюжетные линии в новом тексте. В. Берестов «Вечер…», Н. Вагнер «Сказка» | 1 | | |
82 | Поучительный смысл сказки. Н.Вагнер «Сказка» | 1 | | |
83 | Специфика волшебной сказки. Братья Гримм. «Рапунцель» | 1 | | |
84 | Народная сказка. Французская сказка «Красавица и чудовище» | 1 | | |
85 | Сравнительная характеристика героев сказки. «Красавица и чудовище» | 1 | | |
86 | Характер героев в авторских сказках. Г.-Х. Андерсен. «Ромашка» | 1 | | |
87 | План произведения. Ш. Сильверстайн. «Щедрое дерево» | 1 | | |
88 | Специфика народной сказки. Русская народная сказка « Перышко Финиста-ясна сокола» | 1 | | |
89 | Сюжеты и герои сказки. Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца» | 1 | | |
90 | Образность и выразительность в произведениях. А. Фет «Облаком волнистым…» | 1 | | |
91 | Основная мысль произведения. И.С.Тургенев. «Воробей» | 1 | | |
14. Чудесное – рядом.11ч |
92 | Психологическая пауза в стихотворениях Р. Сефа, А.Прокофьева. | 1 | | |
93 | Средства создания речевой выразительности. К. Паустовский. «Заботливый цветок» | 1 | | |
94 | Передача настроения в поэзии В. Жуковского, С.Маршака | 1 | | |
95 | Природа необычного в литературном тексте. Н. Абрамцева «Радуга» | 1 | | |
96 | Сходство и различие научных и художественных текстов Ю.Могутина, М.Пришвина. | 1 | | |
97 | Мир глазами литературного героя. В.Астафьев. «Стрижонок Скрип» | 1 | | |
98 | Лирические герои стихотворений О. Дриза, Б. Заходера | 1 | | |
99 | Природа необычного в литературном тексте. Белорусская сказка «Музыка-чародейник» | 1 | | |
100 | Герой глазами автора и читателя. Итальянская сказка «Тайна Флорио» | 1 | | |
101 | Произведения об обыкновенных чудесах Ю. Кима, И. Мазнина, В. Шефнера | 1 | | |
102 | Обобщающий урок по теме «Чудесное – рядом» | 1 | | |
| Итого | 102 | | |