СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП учебного предмета «Литературное чтение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП учебного предмета «Литературное чтение»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП учебного предмета «Литературное чтение»»

Рабочая программа и КТП учебного предмета «Литературное чтение»


1.Планируемые результаты освоения образовательной программы

В результате изучения курса «Литературное чтение» по данной программе у второклассника будут сформированы предметные результаты освоения программы, а также личностные и метапредметные результаты:

Личностные результаты

– положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг;

– нравственно-этическая ориентация; формирование эстетических чувств и представлений;

– развитие эмпатии и эмоционально-личностной децентрации;

– развитие дружеского отношения к другим детям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

– понимать и принимать учебную задачу;

– использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия;

– прогнозировать;

– осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной;

– осуществлять самоконтроль при чтении.

Познавательные УУД:

– понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);

– выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;

– выделять главное;

– составлять небольшой план;

– ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию (оглавлению);

– ориентироваться в книгах;

– устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

– выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;

– сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого;

– анализировать особенности языкового оформления текста;

– ранжировать книги и произведения;

– обосновывать свои утверждения.

Коммуникативные УУД:

– согласовывать свои действия с партнёром;

– уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;

– готовность оказать помощь товарищу;

– способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации;

– выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.

17. Развитие литературных способностей.


2.Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

3 класс (102 ч)

Труд человека кормит, а лень портит (8 ч.)

Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»*; С.Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; африканская сказка «Лентяйка»;Р. Сеф «Странное дело».

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (4 ч.)

Русские народные сказки, «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Кир Булычев «Авгиева лаборатория».

Унылая пора! Очей очарованье!.. (5ч.)

К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. Пушкин «Осень»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный...»; А. Майков «Осень».

Много хватать — свое потерять (4 ч.)

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат», Дж. Родари «Солнце и туча».

Тайное всегда становится явным (5 ч.)

B. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».

Ежели вы вежливы... (3 ч.)

C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».

Снег летает и сверкает... (8 ч.)

С. Есенин «Береза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. Пушкин «Зимний вечер»; X. К. Андерсен «Девочка со спичками»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; A. Александрова «Снежок»*; Саша Черный «На коньках»; B. Драгунский «Кот в сапогах»; Н. Носов «Бенгальские огни»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает...».

Каждый свое получил (14 ч.)

Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».

Жизнь дана на добрые дела (5 ч.)

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая Елка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».

За доброе дело стой смело (5 ч.)

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселева «Мальчик-Огонек»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (11 ч.)

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; адыгейская сказ­ка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; A. Платонов «Разноцветная бабочка»;; русская народная сказка «Подземные царства».

Весна идет, весне дорогу!.. (8 ч.)

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; B.Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»;Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черемуха».

Любовь — волшебная страна (11 ч.)

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; Братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и чудовище»; X. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; И. Тургенев «Воробей».

Чудесное — рядом (11 ч.)

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березу русскую…»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет…»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»; белорусская сказка «Музыка-чародейник»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковер», В.Шефнер. «Миг».








3.Учебно-тематический план

№ раздела / темы

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Лабораторные,
практические занятия, проекты, экскурсии, уроки р/р

Контрольные занятия

1

Труд человека кормит, а лень портит

8




2

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца

4




3

Унылая пора! Очей очарованье!..

5




4

Много хватать — свое потерять

4




5

Тайное всегда становится явным

5




6

Ежели вы вежливы…

3




7

Снег летает и сверкает...

8




8

Каждый свое получил

14




9

Жизнь дана на добрые дела

5




10

За доброе дело стой смело!

5




11

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает

11




12

Весна идет, весне дорогу!..

8




13

Любовь — волшебная страна

11




14

Чудесное — рядом

11





ИТОГО

102 часа


































Календарно тематическое планирование по литературному чтению

3 класс

102 часа: 3 часа в неделю



1

2

3

4

п/п

Наименование разделов и тем

Тема урока



Кол-во час.

Дата проведения

Факт. дата пров.

1. Труд человека кормит, а лень портит. 8ч

1

Нравственные проблемы в сказке Р. Сефа "Лопата". Е.Карганова "Лекарство без рецепта".

1



2

Основная мысль произведения. К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

1



3

Произведения Е.Благининой и С.Баруздина о трудолюбивых и ленивых детях.

1



4

Особенности народной сказки «Кому горшок мыть». Особенности стихотворной авторской сказки С.Маршака «Старуха, дверь закрой»

1



5

Литературная сказка. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1



6

Аллегория. И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*

1



7

Сказки народов мира. Африканская народная сказка «Лентяйка»

1



8

Книги о тех, кто любит труд. Р. Сеф. «Странное дело»

1



2.Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца. 4ч

9

Сопоставление литературных героев. Русская народная сказка. «Дочь-семилетка»

1



10

Волшебные сказки. Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

1



11

Характер сказочного героя. Армянская сказка. «Золотое яблоко»

1



12

Нравственная коллизия . К.Булычев «Авгиева лаборатория». Обобщающий урок по теме. «Мудрец отличен от глупца»

1



3.Унылая пора! Очей очарованье! 5ч

13

Красота осени в стихах русских поэтов. Основная мысль произведения. И.Соколов-Микитов. «Листопадничек»


1



14

Поэзия Тютчева и Фета– мир впечатлений и переживаний.

1



15

Мир чувств и переживаний в рассказе К.Паустовского. «Барсучий нос»

1



16

Передача настроения в поэзии русских классиков.

1



17

Сравнение как художественный приём. Стихи об осени.


1



4.Много хватать – свое потерять. 4ч

18

Сравнительная характеристика героев. Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»

1



19

Средства выражения авторского отношения к герою Я. Аким «Жадина»

1



20

Персонажи рассказа В.Зотова. «Бабушкин халат»

1



21

Книги о щедрых и жадных людях. Д. Родари «Солнце и туча»

1



5.Тайное всегда становит ся явным. 5ч

22

Шуточный художественный образ. В.Драгунский. «Тайное становится явным»

1



23

Мир чувств героя в прозаическом тексте. Н. Носов. «Огурцы»

1



24

Нравственные проблемы в рассказе В.Осеевой «Почему?»

1



25

Нравственная коллизия в сказке. Шведская сказка. «Принцесса-лгунья»

1



26

Главная мысль произведения. Л.Пантелеев. «Честное слово». Обобщение по теме: «Тайное всегда становится явным»

1



6.Ежели вы вежливы…3ч

27

Ироническое отношение автора к герою. С. Маршак. «Урок вежливости»

1



28

Сравнительный анализ героев произведений И. Пивоваровой, Б. Заходера.

1



29

Характеристика героя на основе его поступков. В. Осеева «Волшебное слово»

1



7.Снег летает и сверкает. 8ч

30

Язык поэзии. С. Есенин «Береза» М.Пришвин. «Деревья в лесу»

1



31

Красота поэзии. Стихи о зиме И. Никитина и А. С. Пушкина.

1



32

Олицетворения как художественный приём. Г.Х.Андерсен. «Девочка со спичками»

1



33

Словесные картины в стихах А. Блока и И. Сурикова.

1



34

Сравнение как приём стихосложения.

1



35

Инсценировка произведения. В.Драгунский «Кот в сапогах»

1



36

Шуточный художественный образ. Н. Носов. «Бенгальские огни»

1



37

Стихи русских классиков о зиме. Сопоставление живописи и стихов. С. Есенин «Поет зима, аукает…»

1




8.Каждый свое получил.14ч




38

Схема сказки. Эстонская сказка. «Каждый свое получил»

1



39

Народные традиции в латышской сказке «Два брата»

1



40

Сказки о животных Ю. Ярмыша. Узбекская сказка «Черепаха и скорпион»

1



41

Басня как жанр художественной литературы. И.Крылов «Чиж и голубь»

1



42

Иносказание в басне. Басни Л.Толстого


1



43

Композиция произведения. Г.Ладонщиков «В старой сказке»

1



44

Идея произведения. Русская народная сказка «Баба Яга»

1



45

Характеристика персонажей сказки. Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка»

1



46

Авторские волшебные сказки Б. Заходер «Серая Звездочка»

1



47

Чудеса волшебной сказки. Английская сказка «Хромая Молли»

1



48

Мир глазами сказочного героя. Чешская сказка «Златовласка»

1



49

Поучительный смысл итальянской сказки «Дары феи Кренского озера»

1



50

Радиотеатр. Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»

1



51

Идея произведения. Ю. Мориц «Песенка про сказку»

1



9.Жизнь дана на добрые дела. 5ч

52

Волшебные литературные сказки. Ю. Мориц. «Разговаривали вещи»

1



53

Идея произведения. Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»

1



54

Нравственные проблемы в сказке Г.Х.Андерсена. «Ель»

1



55

Эмоциональный тон произведения. Е. Пермяк «Некрасивая елка»

1



56

Элементы анализа произведения. Е. Клюев «Сказки простого карандаша»

1




10.За доброе дело стой смело! 5 ч




57

Особенности сказки. Русская народная сказка

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

1



58

Характер героев в рассказе. Н.Артюхова. «Трусиха»

1



59

Нравственная коллизия в произведении. Э. Киселева. «Мальчик-Огонек»

1



60

Документальный рассказ. Б.Полевой. «Последний день Матвея Кузьмина»

1



61

Основная мысль произведений В.Высоцкого и С.Баруздина. Книги о подвигах. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»


1



11.Кто родителей почитает, тот век не погибает.11ч

62

Эмоциональный тон произведений В. Осеевой .

1



63

Б. Емельянов. «Мамины руки»


1



64

Лирическое настроение героя в произведениях разных авторов.

1



65

Фантазия автора. В. Драгунский «…бы»

1



66

Нравственная коллизия в произведении. Н.Артюхова. «Трудный вечер»

1



67

Словесный портрет героя. М.Зощенко «Золотые слова»

1



68

Книги о семье.

1



69

Передача настроения в произведении. Адыгейская сказка. «Девочка-птичка»

1



70

Природа необычного в литературе. Испанская сказка «Птица-Правда»

1



71

Легенда как жанр художественной литературы. А. Платонов. «Разноцветная бабочка»

1



72

Илллюстрирование произведения. Русская народная сказка «Подземные царства». Обобщение по теме «Кто родителей почитает, тот век не погибает»

1




12.Весна идет, весне дорогу! 8ч




73

Красочные средства изображения. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»*

1



74

Сравнительный анализ персонажей М. Пришвина, В. Железникова.

1



75

Сопоставление стихов И. Северянина, Г. Новицкого. РК.

1



76

Сравнение и эпитеты как художественный приём. Н. Гоголь. «Весна…», А. Плещеев «Весна»

1



77

Элементы анализа произведения. К.Паустовский. «Стальное колечко»

1



78

Настроение поэтического произведения А. Майкова и А.К.Толстого.

1



79

Специфика поэтических текстов А. Фета и А. Чехов

1



80

Олицетворение как художественный приём. Я. Аким «Апрель»

1



13. Любовь – волшебная страна.11ч

81

Знакомые сюжетные линии в новом тексте. В. Берестов «Вечер…», Н. Вагнер «Сказка»

1



82

Поучительный смысл сказки. Н.Вагнер «Сказка»

1



83

Специфика волшебной сказки. Братья Гримм. «Рапунцель»

1



84

Народная сказка. Французская сказка «Красавица и чудовище»

1



85

Сравнительная характеристика героев сказки. «Красавица и чудовище»

1



86

Характер героев в авторских сказках. Г.-Х. Андерсен. «Ромашка»

1



87

План произведения. Ш. Сильверстайн. «Щедрое дерево»

1



88

Специфика народной сказки. Русская народная сказка

« Перышко Финиста-ясна сокола»

1



89

Сюжеты и герои сказки. Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»

1



90

Образность и выразительность в произведениях. А. Фет «Облаком волнистым…»

1



91

Основная мысль произведения. И.С.Тургенев. «Воробей»

1



14. Чудесное – рядом.11ч

92

Психологическая пауза в стихотворениях Р. Сефа, А.Прокофьева.

1



93

Средства создания речевой выразительности. К. Паустовский. «Заботливый цветок»

1



94

Передача настроения в поэзии В. Жуковского, С.Маршака

1



95

Природа необычного в литературном тексте. Н. Абрамцева «Радуга»

1



96

Сходство и различие научных и художественных текстов Ю.Могутина, М.Пришвина.

1



97

Мир глазами литературного героя. В.Астафьев. «Стрижонок Скрип»

1



98

Лирические герои стихотворений О. Дриза, Б. Заходера

1



99

Природа необычного в литературном тексте. Белорусская сказка «Музыка-чародейник»

1



100

Герой глазами автора и читателя. Итальянская сказка «Тайна Флорио»

1



101

Произведения об обыкновенных чудесах Ю. Кима, И. Мазнина, В. Шефнера

1



102

Обобщающий урок по теме «Чудесное – рядом»


1




Итого

102