Пояснительная записка
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;
2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4.Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В VII классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Рабочая программа для 7-ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.М. Константинов Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Содержание тем учебного курса по программе основного общего образования (биология 7 класс – 68 часов)
Введение. Общие сведения о животном мире (3 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 1. Многообразие животных (62 часов)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
Надкласс Рыбы. Многообразие: Круглоротые, Хрящевые, Костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные. Многообразие: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильмов.
Покровы тела.
Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Раздел 2. Развитие животного мира на Земле (2 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
Всего | Теор. | Л/р |
1 | Общие сведения о мире животных | 3 | 3 | |
| Многообразие животных | 62 | | |
1 | Строение тела животных | 3 | 3 | |
2 | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные | 5 | 5 | |
3 | Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. | 2 | 2 | |
4 | Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. | 6 | 6 | |
5 | Тип Моллюски. | 4 | 4 | |
6 | Тип Членистоногие. | 8 | 7 | 1 |
7 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. | 1 | 1 | |
8 | Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. | 6 | 6 | |
9 | Класс Земноводные, или Амфибии | 5 | 5 | |
10 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. | 5 | 5 | |
11 | Класс Птицы | 7 | 7 | |
12 | Класс Млекопитающие, или Звери. | 10 | 10 | |
13 | Развитие животного мира на Земле. | 2 | 2 | |
| Подведение итогов по курсу зоологии | 1 | 1 | |
| Итого: | 68 | 68 | 1 |
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 7 класса
В результате изучения биологии ученик должен знать / понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности строения организмов животных разных систематических групп;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать наготовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа. 2009.
2. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством И.Н.Пономаревой/авт. Сост. И.Н. Пономарева. – М.: Дрофа, 2009.
3 В.М. Константинов. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Вентана-Граф, 2013.
4. В.М. Константинов. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс/ В. В. Латюшин, Е.А. Ламехова. – М.: Дрофа, 2012.- 144с.
5. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.
Дополнительная литература:
1. В.М. Константинов., Уфимцева Г.А. тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2012.
2. Галушкова Н. И. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Латюшина, В.А. Шапкина, - Волгоград: Учитель, 2006. - 281с.
3. Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования в школе. Раздел «Животные». М.: Школьная пресса. 2003.
4. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. - 234с.
5. Лернер Г.И. ГИА - 2015. Биология: сборник заданий: 9 класс - М.: Эксимо, 2015. - 240с
6. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | § | Наименование разделов и тем | Тип урока | Средства обучения | Дата по плану | Коррекция даты |
Тема 1. Общие сведения о мире животных - 3 часа | | |
-
| 1;2 | Зоология – наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 3;4 | Классификация животных. Основные систематические категории. Влияние человека на животных. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 5 | Краткая история развития зоологии. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
Тема 2. Строение тела животных- 3 часа | | |
-
| 6 | Клетка. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 7; | Ткани. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 8 | Органы и системы органов | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные – 5 часов | | |
-
| 9 | Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые. | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 10 | Класс Жгутиконосцы. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 11 | Тип Инфузории, или Ресничные. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 12 | Многообразие простейших. Их значение в природе и жизни человека. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| | Итоговое занятие по теме | Обобщения и закрепления знаний | | | |
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные – 2 часа. | | |
-
| 13 | Общая характеристика кишечнополостных. Пресноводная гидра. | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 14 | Многообразие кишечнополостных. Их значение в природе и жизни человека. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
Тема 5. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви – 6 часов. | | |
-
| 15 | Тип Плоские черви. Белая планария. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 16; | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 17 | Тип Круглые черви. Человеческая аскарида. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 18; | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 19 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| | Обобщение по теме «Плоские, Круглые и кольчатые черви». | Игра | Учебник, мультимедийный проектор | | |
Тема 6. Тип Моллюски – 4 часа. | | |
-
| 20; 21 | Общая характеристика типа моллюски.Класс Брюхоногие моллюски. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 22 | Класс Двустворчатые моллюски. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 23 | Класс Головоногие моллюски. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| | Обобщение по теме «Моллюски» | Обобщения и закрепления знаний | Учебник, мультимедийный проектор | | |
Тема 7. Тип Членистоногие – 8 часов. | | |
-
| 24 | Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 25 | Класс Паукообразные. | Сообщения | Учебник, мультимедийный проектор | | |
-
| 26 | Класс Насекомые. Лабораторная работа «Внешнее строение майского жука» | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
27 | 26 | Внутреннее строение насекомых | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
28 | 27 | Типы развития насекомых. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
29 | 28 | Общественные насекомые | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
30 | 29 | Важнейшие отряды насекомых. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
31 | | Обзорный урок по теме «Членистоногие» | Обобщения и закрепления знаний | Учебник, мультимедийный проектор | | |
Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные – 1 час. | | |
32 | 30 | Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Учебник, мультимедийный проектор | | |
Тема 9. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы – 6 часов. | | |
33 | 31;32 | Подтип Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Внешнее строение рыбы | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Учебник, мультимедийный проектор | | |
34 | 32 | Особенности внутреннего строения рыбы. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
35 | 33 | Особенности поведения рыб. Их размножение и развитие. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
36 | 34 | Основные систематические группы рыб. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
37 | 35 | Разведение рыб. Промысловые рыбы и их значение. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
38 | | Обзорный урок по теме «Класс рыбы». | Сам. работа | Учебник, мультимедийный проектор | | |
№ урока | § | Наименование разделов и тем | Тип урока | Средства обучения | Дата изучения | Коррекция даты |
Тема 10. Класс Земноводные, или Амфибии- 5часов | | |
39 | 36 | Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
40 | 37 | Внутреннее строение земноводных | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
41 | 38 | Размножение, развитие и происхождение земноводных | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
42 | 39 | Многообразие земноводных | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
43 | | Обобщение по теме «Класс Земноводные». | Групповая работа | Учебник, мультимедийный проектор | | |
Тема 11. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии – 5 часов. | | |
44 | 40 | Класс Пресмыкающиеся.Внешнее строение прыткой ящерицы. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
45 | 41 | Внутреннее строение и размножение пресмыкающихся. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
46 | 42 | Многообразие пресмыкающихся. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
47 | 43 | Происхождение пресмыкающихся | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
48 | | Обобщение по теме: «Класс Пресмыкающиеся» | Обобщения и закрепления знаний | Учебник, мультимедийный проектор | | |
Тема 12. Класс Птицы -7 часов. | | |
49 | 44;45 | Местообитание и внешнее строение тела птиц. Скелет птицы | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
50 | 46 | Внутреннее строение птиц. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
51 | 47 | Размножение и развитие птиц. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
52 | 48 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
53 | 49 | Систематические группы птиц. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
54 | 50 | Значение птиц и их охрана. Происхождение птиц. Птицеводство. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
55 | | Обобщение по теме: «Класс Птицы» | Обобщения и закрепления знаний | Учебник, мультимедийный проектор | | |
№ урока | § | Наименование разделов и тем | Тип урока | Средства обучения | Дата по плану | Коррекция даты |
Тема 13. Класс Млекопитающие, или Звери – 10 часов. | | |
56 | 51 | Местообитания и внешнее строение млекопитающих. Скелет и мускулатура. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
57 | 52 | Внутреннее строение млекопитающих. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
58 | 53 | Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
59 | 54 | Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и сумчатые млекопитающие | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
60 | 55 | Многообразие млекопитающих. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
61 | 55;56 | Отряды Хищные, Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
62 | 57 | Отряд Приматы | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
63 | 58 | Экологические группы зверей | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
64 | 59 | Животноводство. Значение млекопитающих и их охрана | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
65 | | Обобщение по теме: «Класс Млекопитающие» | Обобщения и закрепления знаний | Учебник, мультимедийный проектор | | |
Тема 14. Развитие животного мира на Земле. | | |
66 | 60 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
67 | 60 | Основные этапы развития животного мира на Земле. | Комбинированный урок | Учебник, мультимедийный проектор | | |
68 | | Подведение итогов по курсу зоологии | Обобщения и закрепления знаний | Учебник, | | |
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________Н.М.Белова
«____» __________________2015 г
Согласовано
на заседании ШМО учителей биологии, химии, географии и физики
Протокол от «____» __________________2015 г. №___
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ