СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа И.Н. Пономарева биология 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии с поурочным планированием 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа И.Н. Пономарева биология 7 класс»

Пояснительная записка

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 68 часов.

 Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

1.   Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;

2.  Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В VII классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Рабочая программа для 7-ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.М. Константинов Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Содержание тем учебного курса по программе основного общего образования (биология 7 класс – 68 часов)

Введение. Общие сведения о животном мире (3 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Раздел 1. Многообразие животных (62 часов)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Надкласс Рыбы. Многообразие: Круглоротые, Хрящевые, Костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные. Многообразие: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильмов.

Покровы тела.

Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Раздел 2. Развитие животного мира на Земле (2 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Всего

Теор.

Л/р

1

Общие сведения о мире животных

3

3



  1. Многообразие животных 

62



1

Строение тела животных

3

3


2

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные

5

5


3

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.

2

2


4

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

6

6


5

Тип Моллюски.

4

4


6

Тип Членистоногие.

8

7

1

7

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.

1

1


8

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

6

6


9

Класс Земноводные, или Амфибии

5

5


10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

5

5


11

Класс Птицы

7

7


12

Класс Млекопитающие, или Звери.

10

10


13

  1. Развитие животного мира на Земле.

2

2



Подведение итогов по курсу зоологии

1

1



Итого:

68

68

1

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 7 класса

В результате изучения биологии ученик должен знать / понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности строения организмов животных разных систематических групп;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать наготовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

  • оказания первой помощи при укусах животных;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.











Перечень учебно-методического обеспечения 

1. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа. 2009.

2. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством И.Н.Пономаревой/авт. Сост. И.Н. Пономарева. – М.: Дрофа, 2009.

3 В.М. Константинов. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Вентана-Граф, 2013.

4. В.М. Константинов. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс/ В. В. Латюшин, Е.А. Ламехова. – М.: Дрофа, 2012.- 144с.

5. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.

Дополнительная литература:

1. В.М. Константинов., Уфимцева Г.А. тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2012.

2.     Галушкова Н. И. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Латюшина, В.А. Шапкина, - Волгоград: Учитель, 2006. - 281с.

3.     Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования в школе. Раздел «Животные». М.: Школьная пресса. 2003.

4.     Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. - 234с.

5.     Лернер Г.И. ГИА - 2015. Биология: сборник заданий: 9 класс - М.: Эксимо, 2015. - 240с  

 

6. Календарно-тематическое планирование.

урока

§

Наименование разделов и тем

Тип урока

Средства обучения

Дата по плану

Коррекция даты

Тема 1. Общие сведения о мире животных - 3 часа



1;2

Зоология – наука о животных. Среды жизни и места обитания животных.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник, мультимедийный проектор



3;4

Классификация животных. Основные систематические категории. Влияние человека на животных.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



5

Краткая история развития зоологии.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



Тема 2. Строение тела животных- 3 часа



6

Клетка.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



7;

Ткани.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



8

Органы и системы органов

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные – 5 часов



9

Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник, мультимедийный проектор



10

Класс Жгутиконосцы.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



11

Тип Инфузории, или Ресничные.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



12

Многообразие простейших. Их значение в природе и жизни человека.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор




Итоговое занятие по теме

Обобщения и закрепления знаний




Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные – 2 часа.



13

Общая характеристика кишечнополостных. Пресноводная гидра.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник, мультимедийный проектор



14

Многообразие кишечнополостных. Их значение в природе и жизни человека.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



Тема 5. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви – 6 часов.



15

Тип Плоские черви. Белая планария.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



16;

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



17

Тип Круглые черви. Человеческая аскарида.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



18;

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



19

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор




Обобщение по теме «Плоские, Круглые и кольчатые черви».

Игра

Учебник, мультимедийный проектор



Тема 6. Тип Моллюски – 4 часа.



20; 21

Общая характеристика типа моллюски.Класс Брюхоногие моллюски.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



22

Класс Двустворчатые моллюски.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



23

Класс Головоногие моллюски.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор




Обобщение по теме «Моллюски»

Обобщения и закрепления знаний

Учебник, мультимедийный проектор



Тема 7. Тип Членистоногие – 8 часов.



24

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник, мультимедийный проектор



25

Класс Паукообразные.

Сообщения

Учебник, мультимедийный проектор



26

Класс Насекомые. Лабораторная работа «Внешнее строение майского жука»

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



27

26

Внутреннее строение насекомых

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



28

27

Типы развития насекомых.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



29

28

Общественные насекомые

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



30

29

Важнейшие отряды насекомых.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



31


Обзорный урок по теме «Членистоногие»

Обобщения и закрепления знаний

Учебник, мультимедийный проектор



Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные – 1 час.



32

30

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник, мультимедийный проектор



Тема 9. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы – 6 часов.



33

31;32

Подтип Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Внешнее строение рыбы

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник, мультимедийный проектор



34

32

Особенности внутреннего строения рыбы.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



35

33

Особенности поведения рыб. Их размножение и развитие.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



36

34

Основные систематические группы рыб.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



37

35

Разведение рыб. Промысловые рыбы и их значение.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



38


Обзорный урок по теме «Класс рыбы».

Сам. работа

Учебник, мультимедийный проектор





урока

§

Наименование разделов и тем

Тип урока

Средства обучения

Дата изучения

Коррекция даты

Тема 10. Класс Земноводные, или Амфибии- 5часов



39

36

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



40

37

Внутреннее строение земноводных

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



41

38

Размножение, развитие и происхождение земноводных

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



42

39

Многообразие земноводных

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



43


Обобщение по теме «Класс Земноводные».

Групповая работа

Учебник, мультимедийный проектор



Тема 11. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии – 5 часов.



44

40

Класс Пресмыкающиеся.Внешнее строение прыткой ящерицы.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



45

41

Внутреннее строение и размножение пресмыкающихся.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



46

42

Многообразие пресмыкающихся.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



47

43

Происхождение пресмыкающихся

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



48


Обобщение по теме: «Класс Пресмыкающиеся»

Обобщения и закрепления знаний

Учебник, мультимедийный проектор



Тема 12. Класс Птицы -7 часов.



49

44;45

Местообитание и внешнее строение тела птиц. Скелет птицы

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



50

46

Внутреннее строение птиц.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



51

47

Размножение и развитие птиц.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



52

48

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



53

49

Систематические группы птиц.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



54

50

Значение птиц и их охрана. Происхождение птиц. Птицеводство.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



55


Обобщение по теме: «Класс Птицы»

Обобщения и закрепления знаний

Учебник, мультимедийный проектор











урока

§

Наименование разделов и тем

Тип урока

Средства обучения

Дата по плану

Коррекция даты

Тема 13. Класс Млекопитающие, или Звери – 10 часов.



56

51

Местообитания и внешнее строение млекопитающих. Скелет и мускулатура.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



57

52

Внутреннее строение млекопитающих.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



58

53

Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



59

54

Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и сумчатые млекопитающие

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



60

55

Многообразие млекопитающих. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



61

55;56

Отряды Хищные, Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



62

57

Отряд Приматы

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



63

58

Экологические группы зверей

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



64

59

Животноводство. Значение млекопитающих и их охрана

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



65


Обобщение по теме: «Класс Млекопитающие»

Обобщения и закрепления знаний

Учебник, мультимедийный проектор



Тема 14. Развитие животного мира на Земле.



66

60

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



67

60

Основные этапы развития животного мира на Земле.

Комбинированный урок

Учебник, мультимедийный проектор



68


Подведение итогов по курсу зоологии

Обобщения и закрепления знаний

Учебник,





 

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________Н.М.Белова

«____» __________________2015 г



Согласовано

на заседании ШМО учителей биологии, химии, географии и физики

Протокол от «____» __________________2015 г. №___
























ЛИСТ КОРРЕКЦИИ