Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1» |
| Рассмотрено: руководитель МО учителей математики и физики ___________ / В.И.Бойко подпись ФИО Протокол № _1_ от «29_»_августа_2016_г. | Согласовано: заместитель директора по УВР ________ / И.А. Середина подпись ФИО «____» ___________2016г. | Утверждаю: директор МКОУ«Богучарская СОШ №1» ___________ /Е.П. Богданова подпись ФИО Приказ от «_» _______2016г. №____ | |
| Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Живая математика» на 2016 – 2017 учебный год | |
| | Класс 5б Учитель Новоселова Н.Н. | |
Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ________________________________стр 3
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности _____________________________________________________________________стр 6
3. Тематическое планирование_______________________________________________________стр 8
Календарно-тематическое планирование _____________________________________________стр 9
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
Межпредметные понятия
• овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности;
• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
• овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
• принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности
• получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные
В результате изучения курса ученик научиться
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
умение решать логические задачи
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Результаты внеурочной деятельности
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Содержание курса | Общее кол-во часов | Формы организации занятий, основных видов деятельности |
1 | Введение в «Удивительный мир математики» История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед. | 2часа | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Теория |
2 | Магия чисел. Приемы устного счета: умножение на 5(50) деление на 5(50),25(250) признаки делимости умножение двузначных чисел на11 возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков способ сложения многозначных чисел умножение на 9,99,999 умножение на 111, умножение «крестиком» быстрое сложение и вычитание натуральных чисел умножение однозначного или двузначного числа на 37 Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма) | 10 часов | Познавательная деятельность Проблемно – ценностное общение Исследовательская деятельность Теория Практика Беседа Дискуссия |
3 | Математическая логика Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер. | 6 часов | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Теория Практика Беседа Дискуссия |
4 | Первые шаги в геометрии Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики. | 10 часов | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Теория Практика Беседа Дискуссия |
5 | Математические игры. Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой». | 7 часов | Познавательная деятельность Исследовательская деятельность Проблемно – ценностное общение Теория Практика Беседа Дискуссия |
Тематическое планирование
№ | Название модуля, темы | Общее кол-во часов |
1 | Введение в «Удивительный мир математики» | 2 |
1.1 | История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. | 1 |
1.2 | Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед. | 1 |
2 | Магия чисел. | 10 |
2.1 | Приемы устного счета: умножение на 5(50) деление на 5(50),25(250) | 1 |
2.2 | Признаки делимости Умножение двузначных чисел на11 Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 | 1 |
2.3 | Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел Умножение однозначного или двузначного числа на 37 Биографические миниатюры (Блез Паскаль) | 1 |
2.4 | Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков Биографические миниатюры (Пьер Ферма) Способ сложения многозначных чисел | 1 |
2.5 | Умножение на 9,99,999 Умножение на 111, умножение «крестиком» | 1 |
2.6 | Простые числа. Интересные свойства чисел. | 1 |
2.7 | Мир больших чисел (степени). | 1 |
2.8 | Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) | 3 |
3 | Математическая логика | 6 |
3.1 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. | 1 |
3.2 | Решение логических задач матричным способом. | 1 |
3.3 | Решение олимпиадных задач. | 2 |
4 | Первые шаги в геометрии. | 10 |
4.1 | Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. | 1 |
4.2 | Разрезание и складывание фигур. | 2 |
4.3 | Изготовление многогранников. | 2 |
4.4 | Искусство оригами | 2 |
4.5 | Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). | 2 |
4.6 | Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики. | 1 |
5 | Математические игры | 7 |
5.1 | Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки. | 1 |
5.2 | Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». | 2 |
5.3 | Игра «Математическая Абака». | 2 |
5.4 | Игра «Математический бой». | 2 |
Календарно-тематическое планирование индивидуально-групповых занятий
в 5б классе (2016 – 2017 учебный год)
№ п/п | Дата | Тема занятия |
| план | факт | |
| | | Введение в «Удивительный мир математики» |
1 | 7.09 | | История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. |
2 | 14.09 | | Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед. |
| | | Магия чисел. |
3 | 21.09 | | Приемы устного счета: умножение на 5(50) деление на 5(50),25(250) |
4 | 28.09 | | Признаки делимости Умножение двузначных чисел на11 Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 |
5 | 5.10 | | Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел Умножение однозначного или двузначного числа на 37 Биографические миниатюры (Блез Паскаль) |
6 | 12.10 | | Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков Биографические миниатюры (Пьер Ферма) Способ сложения многозначных чисел |
7 | 19.10 | | Умножение на 9,99,999 Умножение на 111, умножение «крестиком» |
8 | 26.10 | | Простые числа. Интересные свойства чисел. |
9 | 9.11 | | Мир больших чисел (степени). |
10 11 12 | 16.11 23.11 30.11 | | Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) |
| | | Математическая логика |
13 | 7.12 | | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. |
14 | 14.12 | | Решение логических задач матричным способом. |
15 16 | 21.12 28.12 | | Решение олимпиадных задач. |
17 | 18.01 | | Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика». |
18 | 25.01 | | Задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер. |
| | | Первые шаги в геометрии. |
19 | 1.02 | | Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. |
20 21 | 8.02 15.02 | | Разрезание и складывание фигур. |
22 23 | 22.02 1.03 | | Изготовление многогранников. |
24 25 | 15.03 22.03 | | Искусство оригами |
26 27 | 5.04 12.04 | | Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). |
28 | 19.04 | | Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики. |
| | | Математические игры |
29 | 26.04 | | Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки. |
30 31 | 3.05 10.05 | | Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». |
32 33 | 17.05 24.05 | | Игра «Математическая Абака». |
34 35 | 31.05 | | Игра «Математический бой». |
9