СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа (70 ч.) по учебнику Угриновича разработана согласно требованиям роспотребнадзора. После проверки устранены недочёты. Программа включает основные разделы, вводный и итоговый контроль, календарно-тематическое планирование. В основе программы лежит авторская программа Угриновича.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 10
Е.И.Зейналова
Приказ от 31.08.2016 № 130
Рабочая программа
по информатике
Основное общее образование 9 класс
Количество часов 68
Учитель Несмачная Галина Викторовна
Программа разработана на основе примерной программы по информатике и ИКТ, М.: Дрофа, 2008 год
Учебный год 2017 - 2018
Пояснительная записка
Программа соответствует учебнику «Информатика 9» Автор: Н.Д. Угринович М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-16 учебный год
Цели и задачи
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
формирование у учащихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий;
обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования;
обеспечение достижения обучающихся результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
повышение качества преподавания предмета
Задачи курса:
дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
изучить архитектуру ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; устройств ввода, вывода и хранения информации.
Нормативные документы
Рабочая программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
-приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» № 1312 от 09.03.2004 года;
-приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»»;
- закона Российской Федерации «Об образовании и» от 10.07.1992 г №3266-1;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 № 822
« Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -6-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010);
- методического письма «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- обязательного минимума содержания образования по информатике;
- требований к уровню подготовки учащихся.
Сведения о программе
Программа составлена на основе программы Н. Д. Угриновича – кандидата педагогических наук, заведующего лабораторией информатики Московского института открытого образования, автора учебного и программно-методического комплекса по курсу "Информатика и ИКТ" для 7 - 9 классов и ЦОР к нему.
Общая характеристика учебного курса
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебниках «Информатика и ИКТ» строится на использовании свободно распространяемых программ. Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Информатика» в 9 класса отводится 70 часов , 2 часа в неделю – 1 теория и 1 практика. На практическую часть класс делится на 2 группы.
Содержание учебного предмета
1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 4 «Анимация».
Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации».
Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».
Практическая работа № 7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации».
2. Кодирование и обработка текстовой информации
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов
Компьютерный практикум
Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание "бумажного” текстового документа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».
3. Кодирование и обработка числовой информации
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов».
Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».
4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».
Практическая работа № 21 «Проект "Переменные”».
Практическая работа № 22 «Проект "Калькулятор”».
Практическая работа № 23 «Проект "Строковый калькулятор”».
Практическая работа № 24 «Проект "Даты и время”».
Практическая работа № 25 «Проект "Сравнение кодов символов”».
Практическая работа № 26 «Проект "Отметка”».
Практическая работа № 27 «Проект "Коды символов”».
Практическая работа № 28 «Проект "Слово-перевертыш”».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».
5. Моделирование и формализация
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 29 «Проект "Бросание мячика в площадку”».
Практическая работа № 30 «Проект " Графическое решение уравнения”».
Практическая работа № 31 «Проект " Распознавание удобрений”».
Практическая работа № 32 «Проект "Модели систем управления”».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 5 по теме «Моделирование и формализация».
6. Информатизация общества
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Количество практических работ | Количество контрольных работ |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 12 | 7 | 1 |
Кодирование и обработка текстовой информации | 12 | 7 | 1 |
Кодирование и обработка числовой информации | 13 | 5 | 1 |
Основы алгоритмизации и программирования | 17 | 10 | 1 |
Моделирование и формализация | 7 | 4 | 1 |
Информационное общество | 6 |
|
|
Итого | 68 | 32 | 5 |
№ | Тема урока | Содержание | § учеб | Практические работы | Дата 1группа 2 группа | |
1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. (12 ч) | ||||||
1/1 | ТБ в компьютерном классе. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | Опасности в кабинете, правила поведения. Пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять. Форматы графических файлов. | 1.1, 1.1.1 | 1.1. Кодирование графической информации |
|
|
2/2 | Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи | Основные примитивы. Правила конструирования: выделение, объединение. | 1.1.2, 1.1.3 |
|
|
|
3/3 | Растровая графика | Среда растровых графических редакторов | 1.2.1 |
|
|
|
4/4 | Векторная графика | Интерфейс векторных графических редакторов. Основные примитивы для работы с векторными графическими объектами. Геометрические преобразования. | 1.2.2 |
|
|
|
5/5 | Интерфейс графических редакторов. | Интерфейс растровых и векторных графических редакторов Основные возможности графических редакторов | 1.3, 1.3.1 |
|
|
|
6/6 | Инструменты рисования растровых графических редакторов | Приемы использования инструментов. Применение лупы | 1.3.2 | 1.2.Редактирование изображений в растровом ГР |
|
|
7/7 | Работа в векторных графических редакторах. Интерфейс ГР | Изменение масштабов, повороты | 1.3.3 | 1.3. Создание рисунков в векторном ГР |
|
|
8/8 | Редактирование изображений и рисунков. Работа в векторном ГР | Создание рисунков с использованием большинства инструментов | 1.3.4 |
|
|
|
9/9 | Растровая и векторная анимация | Практическая работа | 1.4 | 1.4. Анимация |
|
|
10/10 | Кодирование и обработка звуковой информации | Использование микрофона для записи звука | 1.5 | 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации |
|
|
11/11 | Цифровое фото и видео | Использование цифрового фотоаппарата, сканера, видеокамеры | 1.6 | 1.6. создание слайд-шоу 1.7. Захват и редактирование цифрового видео |
|
|
12/12 | Контрольная работа | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации |
|
|
|
|
2. Кодирование и обработка текстовой информации (12 ч) | ||||||
13/1 | Кодирование текстовой информации. | Двоичное кодирование. Различные кодировки знаков. | 2.1 | 2.1. Кодирование текстовой информации |
|
|
14/2 | Создание документов в текстовых редакторах | Назначение тестовых редакторов. Способы создания документов. Использование шаблонов | 2.2 | Работа с клавиатурным тренажером |
|
|
15/3 | Ввод и редактирование документа . | Ввод текста. Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров страниц. | 2.3 | Ввод текста. Установка параметров страниц документа |
|
|
16/4 | Вставка объектов в документ | Вставка изображений, формул, точечных рисунков, надписей. |
| 2.2. Вставка в документ объектов |
|
|
17/5 | Сохранение и печать документов | Форматы текстовых файлов. Параметры печати | 2.4 |
|
|
|
18/6 | Форматирование документа. Форматирование символов | Шрифт, размер, начертание и цвет символов | 2.5.1 | Форматирование символов и абзацев. |
|
|
19/7 | Форматирование абзацев | Выравнивание, отступы и интервалы абзацев. | 2.5.2 | 2.3.Форматирование абзацев |
|
|
20/8 | Нумерованные и маркированные списки. | Назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков | 2.5.3 | 2.4. Создание и форматирование списков
|
|
|
21/9 | Таблицы | Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблиц. Способы создания. | 2.6 | 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование |
|
|
22/10 | Гипертекст | Понятие гипертекста. Состав и функции гиперссылки. Назначение закладки и указателя гиперссылки. |
|
|
|
|
24/12 | Контрольная работа | Кодирование и обработка текстовой информации |
|
|
|
|
23/11 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов | Возможности, аппаратное обеспечение и ПО системы оптического распознавания документов .Этапы распознавания текстовых документов. | 2.7 2.8 | 2.6. Перевод текста 2.7. Сканирование и распознавание документа |
|
|
3. Кодирование и обработка числовой информации (13 ч) |
| |||||
25/1 | Кодирование числовой информации. | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. | 3.1.1 |
|
|
|
26/2 | Позиционные и непозиционные системы счисления. | Развернутая форма числа. Алфавиты и основание системы счисления. Формы записи чисел. |
|
|
|
|
27/3 | Перевод чисел из одной системы счисления в другую | Использование калькулятора для перевода чисел. |
| 3.1. Перевод чисел из одной системы в другую |
|
|
28/4 | Арифметические операции | Правила арифметических операций в позиционных системах счисления | 3.1.2 |
|
|
|
29/5 | Электронные таблицы. | Основные параметры электронных таблиц Объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и операции над объектами. | 3.2.1 | 3.3. Создание таблиц значений функций |
|
|
30/6 | Основные типы и форматы данных. Виды ссылок | Типы данных: число, текст, формула. Форматы данных. Установление заданного формата. | 3.2.2 |
|
|
|
31/7 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | Типы ссылок, их применение при копировании. Проводить суммирование значений ячеек в заданном диапазоне | 3.2.3 | 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки |
|
|
32/8 | Встроенные функции | Назначение мастера функций, категории функций. | 3.2.4 |
|
|
|
33/9 | Создание и обработка таблиц | Практическая работа |
| 3.3. Создание таблиц значений |
|
|
34/10 | Построение диаграмм и графиков | Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Элементы области диаграмм. Применение шагов мастера. | 3.3 | 3.4. Построение диаграмм различных типов |
|
|
35/11 | Базы данных в электронных таблицах | Представление базы данных в виде таблицы и формы | 3.4.1 |
|
|
|
36/12 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах | Использование инструментов для сортировки и поиска данных | 3.4.2 | 3.5. Сортировка и поиск данных |
|
|
37/13 | Контрольная работа | Кодирование и обработка числовой информации |
|
|
|
|
4. Основы алгоритмизации и программирования (17 ч) | ||||||
38/1 | Алгоритм. | Свойства алгоритма . Исполнитель алгоритма, среда, система команд. Блок-схемы алгоритмов. Способы записи алгоритмов. | 4.1, 4.1.1, 4.1.2 |
|
|
|
39/2 | Правила записи операторов. | Этапы решения задач. Выполнение алгоритмов компьютером. Формализация. Операторы ввода, вывода, присваивания. | 4.1.3 |
|
|
|
40/3 | Линейный алгоритм. | Правила записи арифметических выражений. Типы данных. Работа с ячейками. | 4.2, 4.2.1 | 4.1.* Решение арифметических выражений |
|
|
41/4 | Алгоритмическая структура «ветвление». | Полная и неполная формы. Оператор ветвления. | 4.2.2 |
|
|
|
42/5 | Алгоритмическая структура «выбор». | Составление программ с выбором. | 4.2.3 | 4.2.* Решение задач на ветвления неполной формы |
|
|
43/6 | Решение задач на ветвления | Практическая работа |
| 4.3. *Решение задач на ветвления |
|
|
44/7 | Алгоритмическая структура «цикл». | Структура «Для каждого» | 4.2.4 |
|
|
|
45/8 | Структура «До» | Использование оператора ветвления. |
| 4.4. задачи с циклом «Для» |
|
|
46/9 | Решение задач с циклами | Практическая работа | 4.3 | 4.5. задачи с циклом «До» |
|
|
47/10 | Структура «Пока» | Использование оператора ветвления. |
|
|
|
|
48/11 | Решение задач с циклами | Практическая работа |
| 4.6. задачи с циклом «Пока» |
|
|
49/12 | Строковые и логические выражения | Операции со словами: сложение, длина, сравнение, вырезка | 4.4 | 4.7. *Обработка слов |
|
|
50/13 | Решение задач со строками | Практическая работа |
| 4.8. *Работа со словами |
|
|
51/14 | Процедуры и функции | Понятие подпрограммы. Назначение процедур и функций. | 4.5 |
|
|
|
52/15 | Графические возможности языка программирования | Практическая работа | 4.7 | 4.9. *Построение точки, окружности |
|
|
53/16 | Графические возможности языка программирования | Практическая работа | 4.7 | 4.10. *Построение линии, квадрата |
|
|
54/17 | Контрольная работа | Основы алгоритмизации и программирования |
|
|
|
|
5. Моделирование и формализация (7 ч) | ||||||
55/1 | Окружающий мир как иерархическая система | Понятие системы и объекта | 5.1 |
|
|
|
56/2 | Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели | Понятие объекта, процесса, модели, моделирования. Формализация описания реальных объектов и процессов. | 5.2, 5.2.1, 5.2.2 |
|
|
|
57/3 | Формализация и визуализация моделей | Виды информационных моделей. Применение. Математические модели, графические модели: диаграммы, таблицы, карты, планы, схемы | 5.2.3 |
|
|
|
58/4 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | Построение и исследование физических моделей в ЭТ | 5.3, 5.4 |
|
|
|
59/5 | Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ | Построение и исследование математических моделей в ЭТ. | 5.5, 5.6 | 5.2. Графическое решение уравнений в ЭТ |
|
|
60/6 | Информационные модели управления объектами | Объекты управляющий и управляемый. Примеры систем без обратной и с обратной связями. | 5.7 |
|
|
|
61/7 | Контрольная работа | Моделирование и формализация |
|
|
|
|
6. Информатизация общества (3 ч) | ||||||
62/1 | Информационное общество | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов | 6.1 |
|
|
|
63/2 | Информационная культура | Этика и право при создании и использовании информации | 6.2 |
|
|
|
64/3 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий |
| 6.3 |
|
|
|
7. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (6 ч) |
| |||||
65/1 | Табличные базы данных | Основные понятия: записи, столбцы, типы данных, СУБД и принципы работы с ними |
|
|
|
|
66/2 | Ввод и редактирование записей с помощью формы. | Практическая работа |
| 7.1. *Ввод и редактирование |
|
|
67/3 | Поиск данных. | Условия поиска: логические значения, операции, выражения. Удаление данных |
| 7.2. *Поиск записей в готовой БД |
|
|
68/4 | Контрольная работа | Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных |
|
|
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Угринович Н.Д. Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Угринович Н.Д. Задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2010.
Поурочные разработки по информатике. 7 класс.
Сухих Н.А.
Угринович Н.Д.. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 7-11». – М.: БИНОМ. 2010.
Оборудование и приборы
Операционная система Windows, пакет офисных приложений Microsoft Offise
Плакаты Босовой Л.Л.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
Аппаратные средства
Компьютер
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор WеЬ-страниц.
Результат освоения предмета и система оценивания
Требования к уровню подготовки
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
Знать/понимать:
• Виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
• Единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
• Программный принцип работы компьютера;
• Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
Уметь:
• Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками; проверять свойства этих объектов;
• Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
• Создавать информационные объекты, в том числе:
• Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
• Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
• Создавать записи в базе данных;
• Создавать презентации на основе шаблонов;
• Искать информацию с применением правил поиска в базах данных, компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием ( принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• Для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, электронных таблиц, программ ( в том числе – в форме блок-схем_;
• Проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
• Создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
В 9 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 9 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ПК оценивается следующим образом:
оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ПК по проверяемой теме.
Входная диагностика 9 класс
I вариант
1.На каком свойстве информации отразится ее преднамеренное искажение?
А) достоверность;
Б) актуальность;
В понятность
Г) полнота.
2. Информационная культура общества предполагает:
А) знание современных программных продуктов;
Б) знание иностранных языков и их применение;
В) умение работать с информацией при помощи технических средств;
Г) умение запомнить большой объем информации
3. Массовое производство персональных компьютеров началось в:
А) 40-е годы;
Б) 50-е годы;
В) 80-е годы;
Г) 90-е годы.
4. Укажите устройство компьютера, выполняющее обработку информации:
А) внешняя память;
Б) монитор;
В) клавиатура;
Г) процессор.
5. Какое устройство оказывает вредное воздействие на человека:
А) принтер;
Б) монитор;
В) системный блок;
Г) клавиатура.
6. Операционная система – это:
А) прикладная программа;
Б) системная программа;
В) система программирования;
Г) текстовый редактор.
7. Программа, работающая под управлением Windows, называется:
А) приложение;
Б) документ;
В) среда;
Г) как- то иначе.
8. Операционную систему с диска загружает в ОЗУ:
А) BIOS;
Б) драйвер;
В) загрузчик операционной системы;
Г) сервисная программа.
9. Утилиты – это..:
А) . Программы для работы с дисками обеспечивают проверку работоспособности, структурирование, дефрагментацию, очистку дисков и сжатие данных.
Б) Программы – оболочки;
В) программы создания и показа набора слайдов;
Г) программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов;
10. Программы-архиваторы это:
А) программы для проверки вирусов.
Б) Программы для работы с дисками обеспечивают проверку работоспособности, структурирование, дефрагментацию, очистку дисков и сжатие данных.
В) программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов;
Г). специальные программы, с помощью которых можно сжимать отдельные файлы или группы файлов
11. К программам архиваторам относятся:
А) Opera, ICQ;
Б) WinRar. WinZip;
В) Microsoft Word, Microsoft Excel;
Г) Basic, Pascal.
12. Антивирусные программы необходимы:
А) для работы в глобальной и локальной сетях;
Б) для архивации данных;
В) для выявления вирусов, лечения зараженных файлов и дисков, предотвращения подозрительных
действий.
Г) для создания и редактирования различных файлов, а также для сохранения и передачи информации.
13. Группа компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящимися в пределах здания называется:
А) глобальной компьютерной сетью
Б) информационной системой с гиперсвязями
В) локальной компьютерной сетью
Г ) электронной почтой
14. Глобальная компьютерная сеть – это:
А) информационная система с гиперсвязями
Б) группа компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящимися в пределах здания
В) система обмена информацией на определенную тему
Г) совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенных в единую систему
15. К прикладному программному обеспечению относится:
А) архиваторы;
Б) табличные процессоры;
В) языки программирования;
Г) операционные системы.
16. Программа для создания, редактирования и оформления текстовых документов:
А) Visual Basic;
Б) WinRar
В) Paint
Г) Microsoft Word.
17. Игры – это…:
А) программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме;
Б) средства создания неподвижных и движущихся изображений;
В) программы для работы в компьютерной сети;
Г) программы для организации досуга и обучении.
18. Microsoft Excel – это….:
А) средства ввода, поиска, размещения и выдачи больших массивов данных;
Б) Программы для работы в компьютерной сети;
В) программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме;
Г) средства проектирования электронных схем, машин, механизмов.
19. Защита информации – это..:
А) деятельность по работе с автоматизированными системами управления;
Б) деятельность по предотвращению утраты и утечки защищаемой информации
В) деятельность по выполнению особых мер;
Г) деятельность по предотвращению доступа к информации.
20. К мерам защиты информационной безопасности компьютерных систем относятся:
А) выбор правильных источников информации, защита рабочего места, выбор климатических условий;
Б) выбор нужных принтеров, физическая защита, установка антивирусных программ;
В) источники бесперебойного питания, выбор надежного оборудования, защита носителей информации (исходных документов, лент, картриджей, дисков, распечаток);
Г) установка программ-утилит, выбор надежного места, защита технических средств.
21. Цели информационных безопасностей:
А) алгоритмичность информации, точность, достоверность, дискретность;
Б) конфиденциальность, целостность, доступность, учет всех процессов, связанных с информацией;
В) точность, достоверность, дискретность, массовость;
Г) целостность, доступность, достоверность, дискретность
22. Компьютерные вирусы - это ... А) файлы, которые невозможно удалить
23. К файловым вирусам относятся: А) макро-вирусы Б) шифрованные вирусы; В) Inernet-черви; Г) троянские программы. |
II вариант
Информатизация общества – это:
А) процесс повсеместного распространения ПК;
Б) социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных
условий для удовлетворения информационных потребностей граждан;
В) процесс внедрения новых информационных технологий;
Г) процесс формирования информационной культуры человека.
2. На рынке информационных услуг подлежит обмену и продаже:
А) лицензии, информационные технологии;
Б) оборудование, помещения;
В) бланки первичных документов, вычислительная техника;
Г) книги, журналы, литература.
3. Первые ЭВМ были созданы в:
А) 40-е годы;
Б) 50-е годы;
В) 70-е годы;
Г) 80-е годы
4. Какое устройство обладает наибольшей скоростью обмена информацией?
А) CD-ROM;
Б )Жесткий диск;
В) дисковод для гибких дисков;
Г) микросхемы оперативной памяти
5. Процессор обрабатывает информацию:
А) в десятичной системе счисления;
Б) в двоичном коде;
В) на языке Бейсик;
Г) в текстовом виде.
6. Комплекс системных и служебных программ называется:
А) текстовый редактор;
Б) графический редактор;
В) операционная система;
Г) драйвер.
7. Утилита – это:
А) операционная система;
Б) прикладная программа;
Г) сервисная программа;
Д) базовая система ввода-вывода.
8. При включении компьютера процессор обращается к:
А) ОЗУ;
Б) винчестеру;
В) ПЗУ;
Г) дискете.
9. Архив – это ..:
А) папка с документами;
Б) поврежденный файл;
В) файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом виде.
Г) совокупность файлов по одной тематике.
10. Упаковывать и распаковывать файлы можно с помощью:
А) антивирусных программ;
Б) файловых менеджеров;
В) программ-архиваторов;
Г) языков программирования.
11. Какая из данных линий связи считается "супермагистралью" систем связи, поскольку обладает очень большой информационной пропускной способностью:
А) волоконно-оптические линии
Б) радиорелейные линии
В) телефонные линии
Г) проводные линии
12. Укажите устройство для подключения компьютера к сети:
А) модем
Б) мышь
В) сканер
Г)монитор
13. Компьютерные сети, которые объединяют компьютеры одной организации в различных странах и городах, защищая их от несанкционированного доступа называют:
А) корпоративными
Б) региональными
В) глобальными
Г) локальными
14. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:
А) адаптером
Б) коммутатором
В) станцией
Г) сервером
15. К прикладному программному обеспечению не относится:
А) ICQ
Б) Opera
В) Графические редакторы;
Г) Windows
16. Клавиатурные тренажеры:
А) средства коммуникации;
Б) текстовые процессоры;
В) обучающие программы;
Г) средства создания презентаций
17. Microsoft PowerPoint – это:
А) программа создания и показа наборов слайдов;
Б) программа для создания досуга и обучения;
В) средства создания неподвижных и движущихся изображений;
Г) помогают процессу обучения.
18. Меры защиты – это…:
А) меры, вводимые руководством, для обеспечения безопасности информации.
Б) установка программ-оболочек;
В) установка антивирусных программ;
Г) меры, применяемые для надежной работы пользователей.
19. Источниками случайных угроз, возникающих при работе компьютера могут быть:
А) неправильная установка программного и аппаратного обеспечения;
Б) ошибки в программном обеспечении и выходы из строя аппаратных средств;
В) неправильное включение и выключение компьютера;
Г) ошибки, допускаемые в текстовых и графических файлах.
20. Антивирусом является:
А) программа проверки и лечения дисков;
Б) любая программа, созданная на языках низкого уровня;
В) программа, скопированная с плохо отформатированной дискеты;
Г) специальная программа, которая может приписывать себя к другим программам и способна «размножаться».
21. Какие меры и насколько позволяют ограничить доступ к информации (файлам) посторонних лиц (ответ аргументировать и при необходимости дополнить)?
А) установить пароль на загрузку компьютера;
Б) установить сигнализацию или пропускной режим;
В) установить для файлов атрибут «только чтение»;
Г) установить видеокамеру для наблюдения за помещением.
22. К антивирусным программам относятся:
А) WinZip, WinRar
Б) Dr.Web, Aidstest
В) Windows, MS-DOS
Г) Basic, C++
23. Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих компьютерам обмениваться данными:
А) интерфейс
Б) магистраль
В) компьютерная сеть
Г) адаптеры
Критерии оценивания результатов тестирования
«5» баллов – 4 ошибки
«4» балла» - 8 ошибок
«3» балла – 12 ошибок
Ключ для обработки материалов тестирования
I вариант
№ п/п вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Вариант ответа | А | В | В | Г | Б | Б | А | А | В | А | А | Г | Б | В | В | А | Б | Б | Г | Г |
№ п/п вопроса | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Вариант ответа | В | Б | В | Б | В | Б | Г | В | А | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключ для обработки материалов тестирования
II вариант
№ п/п вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Вариант ответа | Б | Г | А | Г | Б | В | В | Г | В | Б | Г | А | В | А | А | Б | Г | Г | Г | В |
№ п/п вопроса | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Вариант ответа | А | А | В | Б | Б | А | А | Б | А | В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая контрольная работа
учащихся 9 класса по информатике
Часть А (задание с выбором ответа)
1. За минимальную единицу измерения количества информации принимают:
1) байт
2) пиксель
3) бит
4) бот
2. Шахматная доска состоит из 64 полей: 8 столбцов, 8 строк. Какое количество бит потребуется для кодирования одного шахматного поля?
1) 4
2) 5
3) 6
4) 7
3. Получено сообщение, информационный объем которого равен 32 битам. Чему равен этот объем в байтах?
1) 5
2) 2
3) 3
4) 4
4. Расположите данные величины в порядке убывания.
а) 1,5 Мб; б) 2 байта в) 1900 Кб г) 20 бит д) 0,5 Гб
А) 1г, 2б, 3в, 4а, 5д Б) 1д, 2а, 3в, 4б, 5г В) 1д, 2в, 3а, 4г, 5б
Г) 1б, 2г, 3а, 4в, 5д Д) 1д, 2в, 3а, 4б, 5г
5. В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется одним байтом. Определите информационный объем сообщения из 30 символов в этой кодировке.
1)240 бит; | 2) 240 байт; | 3) 30 бит; | 4) 120 бит. |
6. Объем информационного сообщения 12288 битов, можно выразить как:
1) 1 Кбайт 2) 1,5 Кбайт 3) 0,5 Мбайта 4) 1,5 Мбайт
7.Дано А=10010012, В=10011002. Какое из чисел С, записанных в десятичной форме, отвечает условию А
1)149 ; | 2) 75; | 3) 147; | 4) 76. |
8.В цветовой модели RGB присутствует цвет:
1) желтый
2) серый
3) бирюзовый
4) зеленый
9. Электронная таблица представляет собой:
1) совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов;
2) совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и столбцов;
3) совокупность пронумерованных строк и столбцов;
4) совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.
10. Математическое выражение:
,
записанное в электронной таблице имеет вид:
1) A3^2-4*B3/2*B1-A2 + С3^4
2) (A3^2-4*B3)/(2*B1-A2) + С3^4
3) (A3^2-4*B3) : (2*B1-A2) + C3 ^4
4) A3^2-4*B3 / (2*B1-A2) + C3 * 4
11. В ячейке E4 электронной таблицы записана формула =МИН(B2:С3)+3, какой она примет вид после копирования в ячейку E6?
1) = МИН(B4:С5)+5
2) = МИН(B3:С4)+3
3) = МИН(B4:С5)+3
4) = МИН(D4:E5)+3
12. Дан фрагмент электронной таблицы:
| А | В |
1 | =B1 + 1 | 1 |
2 | =A1 + 2 | 2 |
3 | =B2 – 1 |
|
4 | =A3 |
|
После выполнения вычислений, была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек А1:А4. Укажите получившуюся диаграмму.
1) 2)
3)
4)
13. Свойство алгоритма, заключающееся в отсутствии ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значений, называется:
1) результативность;
2) массовость;
3) дискретность;
4) конечность.
14. Какой алгоритм называется линейным:
1) выполнение операций зависит от условия;
2)операции выполняются друг за другом;
3) одни и те же операции выполняются многократно;
4) присутствие всех возможных операций в одном алгоритме?
Часть B
15. Дан фрагмент электронной таблицы:
| А | В | С |
1 | 3 | 1 | =А2-В2 |
2 | =2+A1 | (A2+B1)/2 | =C1*3 |
Найдите числовое значение ячейки C2.
Ответ: __________________
16. На рисунке приведен фрагмент таблицы базы данных.
Фамилия | Математика | Русский язык | Ин. язык |
Андреева | 4 | 3 | 5 |
Баранкин | 4 | 4 | 4 |
Волин | 5 | 5 | 5 |
Данилов | 5 | 3 | 5 |
Иванова | 3 | 5 | 4 |
Ломов | 3 | 3 | 3 |
Сколько записей во фрагменте таблицы удовлетворяют условию («Математика = 4») или («Ин. язык = 4»)?
Ответ: ____________________________
17. У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
1. вычти один
2. умножь на три
Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 5 числа 26, содержащем не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 21211 – это алгоритм:
умножь на три
вычти один
умножь на три
вычти один
вычти один
который преобразует число 2 в 13.)
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Ответ: ____________________
18.Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.
a := 4
b := 8+2*a
a := b/2*a
Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a.
Ответ: ___________________
19. Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма, записанного в виде блок-схемы:
Примечание: знаком: = обозначена операция присваивания. В ответе
укажите одно число — значение переменной с.
Ответ: ____________________
Часть А (задание с выбором ответа)
1. За основную единицу измерения количества информации принимают:
1) байт
2) пиксель
3) бит
4) бот
Какое количество бит, при игре в крестики-нолики на поле размером 4×4 клетки получит второй игрок после первого хода первого игрока?
1) 4
2) 5
3) 6
4) 7
3. Получено сообщение, информационный объем которого равен 64 бита. Чему равен этот объем в байтах?
1) 5
2) 6
3) 7
4) 8
4. Расположите данные величины в порядке возрастания.
а) 1,5 Мб; б) 2 байта в) 1900 Кб г) 20 бит д) 0,5 Гб
А) 1г, 2б, 3в, 4а, 5д Б) 1д, 2а, 3в, 4б, 5г В) 1д, 2в, 3а, 4г, 5б
Г) 1б, 2г, 3а, 4в, 5д Д) 1д, 2в, 3а, 4б, 5г
5. Объем информационного сообщения 4096 битов, можно выразить как:
1) 0,5 Кбайт 2) 1 Кбайт
3) 0,5 Мбайта 4) 1 Мбайт
6.В одном из вариантов кодировки Unicode на каждый символ отводится по два байта. Определите информационный объем сообщения из двадцати символов в этой кодировке.
1)20 байт; | 2) 40 бит; | 3) 160 бит; | 4) 320 бит. |
7.Дано А=6610, В=6910. Какое из чисел С, записанных в двоичной форме, отвечает условию А
1) 1000010; | 2) 1000110; | 3) 1000011; | 4) 1001000. |
8. В цветовой модели RGB присутствует цвет:
1) желтый
2) красный
3) фиолетовый
4) коричневый
9. Электронная таблица – это:
1) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
2) прикладная программа для обработки изображений;
3) устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
4) системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц.
10. Математическое выражение:
,
записанное в электронной таблице, имеет вид:
1) (C3*2+1) / (A2-B2) - (B1-2) / С5
2) (C3^2+1) : (A2-B2) - (B1-2) : С5
3) (C3^2+1) / (A2-B2) - (B1-2) / С5
4) C3^2+1 / (A2-B2) - (B1-2) \ С5
11. В ячейке F2 электронной таблицы записана формула =МАКС(А1:B3)+4, какой она примет вид после копирования в ячейку F4?
1) =МАКС(А3:B5)+6 ; 2) =МАКС(А3:B5)+4 ; 3) =МАКС(C1:E3)+4 ; 4) =МАКС(C3:E5)+4
12. Дан фрагмент электронной таблицы:
| А | В |
1 | =А4 - В1 | 1 |
2 | =A1 + 2 | 2 |
3 | =А2 + В1 |
|
4 | =В1 + В2 |
|
После выполнения вычислений, была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек А1:А4. Укажите получившуюся диаграмму.
1) 2)
3)
4)
13. Свойство алгоритма, заключающееся в том, что один и тот же алгоритм можно использовать с различными исходными данными, называется:
1) результативность;
2) массовость;
3) конечность;
4) детерминированность.
14. Какая алгоритмическая конструкция называется циклом:
1) выполнение операций зависит от условия;
2)операции выполняются друг за другом;
3) одни и те же операции выполняются многократно;
4) присутствие всех возможных операций в одном алгоритме?
Часть B
15. Дан фрагмент электронной таблицы:
| А | В | С | D |
1 | 6 | А1/3 | =А1-В1 | =B2+C1 |
2 | =С1+1 | 1 | 6 |
|
Найдите числовое значение ячейки D1.
Ответ: __________________
16. На рисунке приведен фрагмент таблицы базы данных.
Фамилия | Математика | Русский язык | Ин. язык |
Андреева | 4 | 3 | 5 |
Баранкин | 4 | 4 | 4 |
Волин | 5 | 5 | 5 |
Данилов | 5 | 3 | 5 |
Иванова | 3 | 5 | 4 |
Ломов | 3 | 3 | 3 |
Сколько записей во фрагменте таблицы удовлетворяют условию («Математика = 4») и («Русский язык = 3»)?
Ответ: ____________________________
17. У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
1 – вычти 2
2 – умножь на три
Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 11 числа 13, содержащем не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 21211 – это алгоритм:
умножь на три
вычти 2
умножь на три
вычти 2
вычти 2,
который преобразует число 2 в 8).
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Ответ: ____________________
18.Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.
a := 16
b := 12 – a / 4
a := a + b * 3
Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a.
Ответ: ____________________
19. Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма, записанного в виде блок-схемы:
Примечание: знаком := обозначена операция присваивания. В ответе укажите одно число — значение переменной с.
Ответ: ____________________
Бланк ответов по информатике
Класс ____
ФИ ____________________________Вариант _____
№ задан. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
№ отв. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ задан. | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
№ отв. |
|
|
|
|
|
Баллы | Оценка | Росписи членов комиссии | примечание | ||
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УР
Педагогического совета ______________Г.А.Крохина
МБОУ СОШ № 10 30 августа 2016 года
От 30.08.2016 № 1
Председатель
педагогического совета
________Е.И.Зейналова