СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности для специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)  в профессиональной деятельности

для специальности

050146 Преподавание в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности для специальности 050146 Преподавание в начальных классах»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУАПСИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
в профессиональной деятельности

для специальности

050146 Преподавание в начальных классах

















2013

РАССМОТРЕНА

Предметной цикловой комиссией

общеобразовательных дисциплин

Председатель

_______________ _____________

«___»_____________2013г.


РАССМОТРЕНА

На заседании педагогического совета

Протокол № ___ от __________2013г.


УТВЕРЖДЕНА

Зам. директора по УР

__________ Г.А. Ващенко

«___»_____________ 2013г.


Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в начальных классах, утвержденного Министерством образования и науки РФ, приказ № 535 от 05 ноября 2009г, зарегистрированного Министерством юстиции РФ приказ № 15426 от 08 декабря 2009г., укрупненная группа 050000 Образование и педагогика.



Организация разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Туапсинский социально-педагогический колледж» Краснодарского края


Разработчик:

  1. Скрыпник Е.В., преподаватель

ГБОУ СПО ТСПК КК


Рецензенты:

  1. Терентьева К.Н., преподаватель информатики ГБОУ СПО ТСПК КК

Квалификация по диплому:
учитель информатики _



__________________________

2. Обидейко А.Н., преподаватель математики и информатики ГБОУ СПО ТГМТ КК
Квалификация по диплому:
учитель математики, информатики и вычислительной техники_

____________________________



СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16

  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах, укрупненная группа 050000 Образование и педагогические науки.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Математический и общего естественнонаучный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

  • создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

  • осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников;

  • использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

  • возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

  • аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности


    1. Перечень формируемых компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию

внеурочной деятельности и общения младших школьников.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.


    1. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 87 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часов;

самостоятельной работы обучающегося 29 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

87

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

58

в том числе:


лабораторные работы (не предусмотрены)

-

практические занятия

46

контрольные работы (не предусмотрены)

-

курсовая работа (не предусмотрена)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

29

в том числе:


Доклады


Использование ресурсов сети Интернет


Разработка и оформление обучающих материалов


Анализ предложенных объектов ИКТ


Итоговая аттестация в форме экзамена




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности


15


Тема 1.1. Аппаратное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности.

Содержание учебного материала


1

Введение: Цели и задачи, структура учебной дисциплины. Место дисциплины в структуре ОПОП. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании. Основные направления информатизации образования в России. Информационная деятельность и информационная культура учителя начальной школы. Информационное пространство школы, его особенности и основные черты.

2

1

2

Устройство компьютера. Архитектура ПК. Устройства ввода, вывода, накопители информации. Методические рекомендации по проведению уроков с применением ИКТ.

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия


1

Определение уместности и значимости использования инструментов ИКТ на различных этапах урока.

2


Контрольная работа

-

Самостоятельная работа


  1. Определение цели и задач использования инструментов ИКТ на различных этапах урока

1

  1. Доклад: Защита информации, авторских прав на программное обеспечение.

1





Тема 1.2. Программное обеспечение (ПО) персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

5

1

Классификация ПО для современного ПК. Прикладное программное обеспечение. Специальное ПО для образовательных учреждений.

2

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия


2

Использование основных функций системной программной среды и ее особенностей для структурирования информации, необходимой для решения педагогических задач

2

3

Учебные программы, программы-тренажеры, контролирующие программы, демонстрационные программы, информационно-справочные программы, мультимедиа-учебники. Классификация предложенных преподавателем программ, используемых на уроках в начальной школе.

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа


  1. Классификация предложенных преподавателем программ, используемых на уроках в начальной школе.

2

  1. Сравнительная таблица свободного и лицензионного ПО: достоинства и недостатки

1

Тема 1.3. Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе.

Содержание учебного материала


1

Правила техники безопасности учителя при работе в компьютерном классе. Санитарно-гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе.

2

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия


4

Изучение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов по использовании средств ИКТ в образовательном процессе. Тестирование.

2

5

Подбор упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей младшего школьного возраста.

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа


  1. Разработка инструкции по технике безопасности школьника при работе с ПК.

2

  1. Доклад на тему: «Влияние средств ИКТ на развитие ребёнка»

1

Тема 1.4. Общие рекомендации по проведению уроков с применением ИКТ

Содержание учебного материала



Методические рекомендации по проведению уроков с применением ИКТ. Рекомендации по оценке эффективности использования средств ИКТ на уроке.

-

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

6

Разработка рекомендаций по проведению уроков с применением ИКТ в начальных классах.

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа


  1. Примерная схема анализа и оценки урока с применением ИКТ

1

Раздел 2. Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа


18


Тема 2.1. Создание комплексных текстовых документов

Содержание учебного материала



1

Использование возможностей текстовых редакторов, процессоров.

Форматы текстовых документов. Технология подготовки текстовых документов.

2

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия


7

Создание учебных пособий (инструкционно-технологических карт, учебных карточек, текстовых заданий) средствами текстового редактора.

2

8

Создание и оформление краткого протокола педсовета, родительского собрания, документов на аттестацию. Тестирование.

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа


  1. Оформление календарно-тематического планирования средствами текстового редактора

1

  1. Создание буклета «Профессиональные качества учителя начальной школы»

1

Тема 2.2. Обработка числовой информации.

Содержание учебного материала



1

Возможности табличных процессоров. Вычисления в электронных таблицах. Визуализация данных с помощью диаграмм.

2

2

2

Системы управления базами данных, их роль в деятельности учителя. Применение форм, запросов, отчетов.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия


9

Использование табличного процессора для создания тестов.

2

10

Применение табличного процессора для статистической обработки данных. Применение графиков в деятельности учителя начальной школы.

2

11

Составление базы данных учеников класса. Тестирование.

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа


  1. Создание электронного классного журнала с индивидуальными страницами учеников

2

  1. Создание кроссворда с возможность проверки ответа..

2

  1. Создание базы картотеки методической литературы учителя.

1


Тема 2.3. Мультимедийные технологии в образовании

Содержание учебного материала


2

Понятие презентации, мультимедиа технологий. Разработка презентаций. Структура компьютерных презентаций. Требования к оформлению презентации и предъявлению учебного материала с помощью электронной презентации.

-

Лабораторные работы

-


Практические занятия


12

Среда PowerPoint как средство создания мультимедийного конспекта лекций

2

13

Создание дидактических игр с помощью технологий мультимедиа. Тестирование.

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа


  1. Разработка теста с использованием PowerPoint с гиперссылками и управляющими кнопками.

2

Тема 2.4. Создание графических объектов различных видов.

Содержание учебного материала


2

Компьютерная графика. Технология обработки графической информации на компьютере. Графические редакторы. Графические форматы.

-

Лабораторные работы

-


Практические занятия


14

Создание GIF – анимации в образовательных целях.

2

15

Создание обучающего приложения с использованием флэш – анимации.

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа


  1. Доклад: Способы применения анимации в деятельности учителя начальных классов.

2

Раздел 3. Использование сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в
образовательном процессе


8


Тема 3.1. Использование Интернет-технологий в профессиональной деятельности педагога

Содержание учебного материала



Возможности использования ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития. Образовательные ресурсы Интернета. Гипертекстовая организация документов в сети. Коммуникационные возможности Интернет.Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура.

-

1,2

Лабораторные работы

-

Практические занятия



16

Создание электронного гиперссылочного пособия для системы дистанционного образования с использованием конструктора.

2

17

Оформление фрагмента электронного гиперссылочного пособия для системы дистанционного образования

2

18

Размещение материала на странице сайта образовательного учреждения

2

19

Организация межсетевого взаимодействия. Электронная почта, форум, чат.

2

20

Инструментальные средства создания Web-страниц. Тестирование и публикация Web-сайта.

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа


  1. Создание электронного почтового ящика. Работа с электронной почтой.

2

  1. Передача информационных объектов с помощью сервисов Интернет.

1

  1. Создание проекта сайта образовательного учреждения

2


Тема 3.2. Технология поиска информации с использованием поисковых систем и каталогов

Содержание учебного материала



Правила поиска информации с помощью поисковых систем. Язык запросов.

-

2,3

Лабораторные работы



Практические занятия



21

Поиск и отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития с использованием сложных конструкций запросов.

2


Контрольная работа

-


Самостоятельная работа



Поиск образовательных программ для преподавания в начальной школе для различного уровня психического развития детей

1


Тема 3.3. Дистанционные образовательные технологии

Содержание учебного материала



Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура. .


3

Лабораторные работы



Практические занятия


22

Использование технологии дистанционного образования, регистрация и тестирование на сайте Intuit.ru.

2

23

Тестирование на сайте Specialist.ru. Зачет

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа


  1. Автоматизированные интерактивные системы тестирования, их анализ

2

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)

-


Всего

58


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационных технологий.


Оборудование кабинета информатики и информационных систем:

  • посадочные места студентов;

  • рабочее место преподавателя;

  • наглядные пособия(учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).


Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • принтер;

  • сканер;

  • компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;

  • внешние цифровые носители;

  • сервер;

  • источник бесперебойного питания;

  • аудио колонки.



Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии;

  • инструкции по эксплуатации компьютерной техники


Программное обеспечение:

  • Операционная система Windows 7;

  • Пакет программ Microsoft Office 2010;

  • Антивирусное ПО «Касперский»;

  • Браузер Internet Explorer;


3.2. Информационное обеспечение обучения


Основная литература

1 Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности.-М. Издательский центр «Академия», 2010

2 Михеева Е.В. Практикум по информационным технология в профессиональной деятельности.-М. Издательский центр «Академия», 2010

Дополнительная литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. М.2009  (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373;в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

2. Афанасьев А.А., Кирюхин В.М. Информационная образовательная среда школы: проблемы и их решения // В сб. науч. ст. "Интернет-порталы: содержание и технологии". Выпуск 4 / Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: Просвещение, 2007. - С. 465-493.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.-М. Издательский центр «Академия», 2010

4 Фуфаев Э.В., Фуфаева Л.И. Пакеты прикладных программ: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2007.

  1. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование

  2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал"

  3. allbest - "Союз образовательных сайтов"

  4. rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".

  5. edunews - "Все для поступающих"

  6. http://www.1september.ru

  7. http://www.pedsovet.su

  8. http://www.uroki.net

  9. http://www.zavuch.info

  10. window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  11. Портал "ВСЕОБУЧ"

  12. newseducation.ru - "Большая перемена"

  13. vipschool.ru СУНЦ МГУ - Специализированный учебно-научный центр

  14. rgsu.net - Российский Государственный Социальный Университет

  15. . http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/ Использование ИКТ в начальной школе - использование сервисов Web2.0, создание проектов – ИПКРО, WikiIrkutsk

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения


соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по теме 1.3

создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам разделов 2 и 3

осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по теме 3.2

использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам раздела 3

Знания


правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

Тестирование,

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Дифференцированный зачет

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

Тестирование,

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Дифференцированный зачет

возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Дифференцированный зачет

аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности

Тестирование,

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Дифференцированный зачет