МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУАПСИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
в профессиональной деятельности
для специальности
050146 Преподавание в начальных классах
2013
РАССМОТРЕНА Предметной цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин Председатель _______________ _____________ «___»_____________2013г. РАССМОТРЕНА На заседании педагогического совета Протокол № ___ от __________2013г. | УТВЕРЖДЕНА Зам. директора по УР __________ Г.А. Ващенко «___»_____________ 2013г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в начальных классах, утвержденного Министерством образования и науки РФ, приказ № 535 от 05 ноября 2009г, зарегистрированного Министерством юстиции РФ приказ № 15426 от 08 декабря 2009г., укрупненная группа 050000 Образование и педагогика.
Организация разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Туапсинский социально-педагогический колледж» Краснодарского края
Разработчик:
Скрыпник Е.В., преподаватель ГБОУ СПО ТСПК КК | |
Рецензенты:
Терентьева К.Н., преподаватель информатики ГБОУ СПО ТСПК КК Квалификация по диплому: учитель информатики _
__________________________ | 2. Обидейко А.Н., преподаватель математики и информатики ГБОУ СПО ТГМТ КК Квалификация по диплому: учитель математики, информатики и вычислительной техники_ ____________________________ |
| |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 14 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 16 |
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах, укрупненная группа 050000 Образование и педагогические науки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Математический и общего естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников;
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности
Перечень формируемых компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию
внеурочной деятельности и общения младших школьников.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 87 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часов;
самостоятельной работы обучающегося 29 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 87 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 58 |
в том числе: | |
лабораторные работы (не предусмотрены) | - |
практические занятия | 46 |
контрольные работы (не предусмотрены) | - |
курсовая работа (не предусмотрена) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 29 |
в том числе: | |
Доклады | |
Использование ресурсов сети Интернет | |
Разработка и оформление обучающих материалов | |
Анализ предложенных объектов ИКТ | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности | | 15 | |
Тема 1.1. Аппаратное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности. | Содержание учебного материала | |
1 | Введение: Цели и задачи, структура учебной дисциплины. Место дисциплины в структуре ОПОП. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании. Основные направления информатизации образования в России. Информационная деятельность и информационная культура учителя начальной школы. Информационное пространство школы, его особенности и основные черты. | 2 | 1 |
2 | Устройство компьютера. Архитектура ПК. Устройства ввода, вывода, накопители информации. Методические рекомендации по проведению уроков с применением ИКТ. | 2 |
| Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | |
1 | Определение уместности и значимости использования инструментов ИКТ на различных этапах урока. | 2 |
| Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | |
Определение цели и задач использования инструментов ИКТ на различных этапах урока | 1 |
Доклад: Защита информации, авторских прав на программное обеспечение. | 1 |
| | | |
Тема 1.2. Программное обеспечение (ПО) персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности | Содержание учебного материала 5 |
1 | Классификация ПО для современного ПК. Прикладное программное обеспечение. Специальное ПО для образовательных учреждений. | 2 | 1 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | |
2 | Использование основных функций системной программной среды и ее особенностей для структурирования информации, необходимой для решения педагогических задач | 2 |
3 | Учебные программы, программы-тренажеры, контролирующие программы, демонстрационные программы, информационно-справочные программы, мультимедиа-учебники. Классификация предложенных преподавателем программ, используемых на уроках в начальной школе. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | |
Классификация предложенных преподавателем программ, используемых на уроках в начальной школе. | 2 |
Сравнительная таблица свободного и лицензионного ПО: достоинства и недостатки | 1 |
Тема 1.3. Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе. | Содержание учебного материала | |
1 | Правила техники безопасности учителя при работе в компьютерном классе. Санитарно-гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе. | 2 | 1 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | |
4 | Изучение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов по использовании средств ИКТ в образовательном процессе. Тестирование. | 2 |
5 | Подбор упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей младшего школьного возраста. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | |
Разработка инструкции по технике безопасности школьника при работе с ПК. | 2 |
Доклад на тему: «Влияние средств ИКТ на развитие ребёнка» | 1 |
Тема 1.4. Общие рекомендации по проведению уроков с применением ИКТ | Содержание учебного материала | | |
Методические рекомендации по проведению уроков с применением ИКТ. Рекомендации по оценке эффективности использования средств ИКТ на уроке. | - | 1 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
6 | Разработка рекомендаций по проведению уроков с применением ИКТ в начальных классах. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | |
Примерная схема анализа и оценки урока с применением ИКТ | 1 |
Раздел 2. Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа | | 18 | |
Тема 2.1. Создание комплексных текстовых документов | Содержание учебного материала | | |
1 | Использование возможностей текстовых редакторов, процессоров. Форматы текстовых документов. Технология подготовки текстовых документов. | 2 | 1 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | |
7 | Создание учебных пособий (инструкционно-технологических карт, учебных карточек, текстовых заданий) средствами текстового редактора. | 2 |
8 | Создание и оформление краткого протокола педсовета, родительского собрания, документов на аттестацию. Тестирование. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | |
Оформление календарно-тематического планирования средствами текстового редактора | 1 |
Создание буклета «Профессиональные качества учителя начальной школы» | 1 |
Тема 2.2. Обработка числовой информации. | Содержание учебного материала | | |
1 | Возможности табличных процессоров. Вычисления в электронных таблицах. Визуализация данных с помощью диаграмм. | 2 | 2 |
2 | Системы управления базами данных, их роль в деятельности учителя. Применение форм, запросов, отчетов. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | |
9 | Использование табличного процессора для создания тестов. | 2 |
10 | Применение табличного процессора для статистической обработки данных. Применение графиков в деятельности учителя начальной школы. | 2 |
11 | Составление базы данных учеников класса. Тестирование. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | |
Создание электронного классного журнала с индивидуальными страницами учеников | 2 |
Создание кроссворда с возможность проверки ответа.. | 2 |
Создание базы картотеки методической литературы учителя. | 1 | |
Тема 2.3. Мультимедийные технологии в образовании | Содержание учебного материала | | 2 |
Понятие презентации, мультимедиа технологий. Разработка презентаций. Структура компьютерных презентаций. Требования к оформлению презентации и предъявлению учебного материала с помощью электронной презентации. | - |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | |
12 | Среда PowerPoint как средство создания мультимедийного конспекта лекций | 2 |
13 | Создание дидактических игр с помощью технологий мультимедиа. Тестирование. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | |
Разработка теста с использованием PowerPoint с гиперссылками и управляющими кнопками. | 2 |
Тема 2.4. Создание графических объектов различных видов. | Содержание учебного материала | | 2 |
Компьютерная графика. Технология обработки графической информации на компьютере. Графические редакторы. Графические форматы. | - |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | |
14 | Создание GIF – анимации в образовательных целях. | 2 |
15 | Создание обучающего приложения с использованием флэш – анимации. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | |
Доклад: Способы применения анимации в деятельности учителя начальных классов. | 2 |
Раздел 3. Использование сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в образовательном процессе | | 8 | |
Тема 3.1. Использование Интернет-технологий в профессиональной деятельности педагога | Содержание учебного материала | | |
Возможности использования ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития. Образовательные ресурсы Интернета. Гипертекстовая организация документов в сети. Коммуникационные возможности Интернет.Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура. | - | 1,2 |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | | |
16 | Создание электронного гиперссылочного пособия для системы дистанционного образования с использованием конструктора. | 2 |
17 | Оформление фрагмента электронного гиперссылочного пособия для системы дистанционного образования | 2 |
18 | Размещение материала на странице сайта образовательного учреждения | 2 |
19 | Организация межсетевого взаимодействия. Электронная почта, форум, чат. | 2 |
20 | Инструментальные средства создания Web-страниц. Тестирование и публикация Web-сайта. | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | |
Создание электронного почтового ящика. Работа с электронной почтой. | 2 |
Передача информационных объектов с помощью сервисов Интернет. | 1 |
Создание проекта сайта образовательного учреждения | 2 | |
Тема 3.2. Технология поиска информации с использованием поисковых систем и каталогов | Содержание учебного материала | | |
Правила поиска информации с помощью поисковых систем. Язык запросов. | - | 2,3 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
21 | Поиск и отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития с использованием сложных конструкций запросов. | 2 | |
Контрольная работа | - | |
Самостоятельная работа | | |
Поиск образовательных программ для преподавания в начальной школе для различного уровня психического развития детей | 1 | |
Тема 3.3. Дистанционные образовательные технологии | Содержание учебного материала | | |
Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура. . | | 3 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
22 | Использование технологии дистанционного образования, регистрация и тестирование на сайте Intuit.ru. | 2 |
23 | Тестирование на сайте Specialist.ru. Зачет | 2 |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | |
Автоматизированные интерактивные системы тестирования, их анализ | 2 |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) | - | |
Всего | 58 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационных технологий.
Оборудование кабинета информатики и информационных систем:
посадочные места студентов;
рабочее место преподавателя;
наглядные пособия(учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
принтер;
сканер;
компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
внешние цифровые носители;
сервер;
источник бесперебойного питания;
аудио колонки.
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
Программное обеспечение:
Операционная система Windows 7;
Пакет программ Microsoft Office 2010;
Антивирусное ПО «Касперский»;
Браузер Internet Explorer;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература
1 Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности.-М. Издательский центр «Академия», 2010
2 Михеева Е.В. Практикум по информационным технология в профессиональной деятельности.-М. Издательский центр «Академия», 2010
Дополнительная литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. М.2009 (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373;в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
2. Афанасьев А.А., Кирюхин В.М. Информационная образовательная среда школы: проблемы и их решения // В сб. науч. ст. "Интернет-порталы: содержание и технологии". Выпуск 4 / Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: Просвещение, 2007. - С. 465-493.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.-М. Издательский центр «Академия», 2010
4 Фуфаев Э.В., Фуфаева Л.И. Пакеты прикладных программ: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2007.
Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
allbest - "Союз образовательных сайтов"
rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
edunews - "Все для поступающих"
http://www.1september.ru
http://www.pedsovet.su
http://www.uroki.net
http://www.zavuch.info
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Портал "ВСЕОБУЧ"
newseducation.ru - "Большая перемена"
vipschool.ru СУНЦ МГУ - Специализированный учебно-научный центр
rgsu.net - Российский Государственный Социальный Университет
. http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/ Использование ИКТ в начальной школе - использование сервисов Web2.0, создание проектов – ИПКРО, WikiIrkutsk
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения | |
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по теме 1.3 |
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам разделов 2 и 3 |
осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по теме 3.2 |
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Оценка выполнения самостоятельной работы по темам раздела 3 |
Знания | |
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе; | Тестирование, Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Дифференцированный зачет |
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств; | Тестирование, Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Дифференцированный зачет |
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; | Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Дифференцированный зачет |
аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности | Тестирование, Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях Дифференцированный зачет |