Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шелепинская средняя общеобразовательная школа № 27»
301355 Россия, Тульская область Алексинский район, д.Б. Шелепино, ул. Новая, д.12,
тел.: (48753) 74-4-24 e-mail: [email protected]
Согласовано Заместитель директора по ВР ______________Белова И.С «___»______________2017 г. | | Утверждаю Директор МБОУ «Шелепинская СОШ № 27 _________________Лузгин В.А. Приказ №____от «____»___________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Краеведение»
Уровень образования (класс) основное общее образование (5-9 классы)
Количество часов – 35
Руководитель кружка Прохорова Инна Владимировна
Квалификация высшая
Направление деятельности духовно-нравственное
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А. Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010.
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-7классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Программа рассчитана на один год обучения. Всего 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях, на территории д.Б.Шелепино и города Алексина.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями.
Основные направления внеурочной деятельности:
- изучение истории своей малой родины;
- проектная деятельность.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Краеведение» призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Тульской области, Алексинского района, д. Б.Шелепино, герои нашей земли в годы Великой Отечественной войны.
Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Программа адаптирована к условиям образовательного процесса школы.
Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению.
Цели программы:
сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских и проектных работ;
воспитывать патриотизм.
Задачи программы:
Образовательные
ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
овладение начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием ИК.
Воспитательные
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, работа с документами, СМИ, работа с ТСО).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, преемственность, результативность, творчество и успех.
Направленность данной внеурочной образовательной программы: исследовательская и проектная деятельность.
Классы: 5-7.
Наполняемость группы – 12 человек.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения. Всего: 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях, на территории д. Б.Шелепино и города Алексина.
Распределение часов:
Четверть | Кол-во часов |
I | 8 |
II | 8 |
III | 10 |
IV | 9 |
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением жителей села.
Исследовательская и проектная деятельность включает проведение исследований, экскурсий, заседаний, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Эти виды деятельности предусматривают поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть представители различных профессий, родители, увлеченные люди, школьники.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии, поездки, походы;
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство ребят с темой.
2. Выбор областей знания (подтемы).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Защита проектов.
Учитель организует и регулирует работу над темой проекта.
Межпредметные связи
Предмет | Описание межпредметной связи |
Русский язык | запись воспоминаний жителей села, конспектирование отдельных фрагментов текста, составление рассказа, выступлений |
Информатика | Выполнение проекта на ПК, работа в Интернет |
Изобразительное искусство | оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов |
География | Работа с картами на местности |
Личностные и метапредметные результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства достижения результатов |
личностные | развитие познавательных навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация занятии групповой работы |
Метапредметные результаты |
регулятивные | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. - выделять существенную информацию из текстов разных видов | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
коммуникатив- ные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение планировать свою работу задавать вопросы; толерантно относится к людям с различными точками зрения; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Содержание курса
Раздел I. Введение в исследовательскую и проектную деятельность (5 часов)
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор MS Word и MS PowerPoint.
Исследовательская работа. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Проектная работа. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования и создания проектов.
Раздел II. История Тульской области и Алексинского района (5 часов)
Изучение истории родного края. История Алексинского района. Символика Тульской области и Алексинского района. Известные люди родного края. Достопримечательности и музеи Тульской области и Алексинского района.
Раздел III. Алексинский район в годы Великой Отечественной войны. (10 часов)
Изучение исторических событий родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Земляки – Герои Советского Союза. Героизм жителей на фронтах войны и их вклад в победу над врагом. Работа над Книгой Памяти.
Раздел IV. Ратные и трудовые подвиги земляков (5 часов)
Сбор материала о земляках.
Раздел V. Подготовка и защита проектов (10 ч.)
Оформление результатов исследовательской работы с помощью средств ИКТ. Публичная защита проекта. Организация экскурсий и классных часов. Подготовка общешкольного мероприятия ко Дню Победы.
Всего: 35 часов.
Учебно-тематическое планирование
Тема занятия | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий со школьниками | Дата |
Раздел I. Введение в исследовательскую и проектную деятельность | 5 |
1 | Цели и задачи работы курса на предстоящий год. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор MS Word и MS PowerPoint | 1 | Определение целей и задач работы. Вспоминаем правила работы в текстовом редакторе MS Word и MS PowerPoint | 04.09.17 |
2-3 | Исследовательская работа. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе | 2 | Знакомство с принципами ведения исследовательской работы. | 11.09.17 18.09.17 |
4-5 | Проектная работа. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования и создания проектов. | 2 | Обсуждение и выбор тем исследования и структуры проекта | 25.09.17 02.10.17 |
Раздел II. История Тульской области и Алексинского района | 5 |
6-7 | Изучение истории родного края. История Алексинского района. | 2 | Систематизация материала по истории Алексинского района | 09.10.17 16.10.17 |
8 | Символика Тульской области и Алексинского района. | 1 | Изучение символики | 23.10.17 |
9 | Известные люди родного края. | 1 | Сбор материала об известных людях села | 06.11.17 |
10 | Достопримечательности и музеи Тульской области и Алексинского района. | 1 | Экскурсия в музей г. Алексина | 13.11.17 |
Раздел III. Алексинский район в годы Великой Отечественной войны | 10 |
11 | Изучение исторических событий родного края периода Великой Отечественной войны. | 1 | Систематизация материала по ВОВ | 20.11.17 |
12 | Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. | 1 | Экскурсия в музей г. Алексина | 27.11.17 |
13 | Земляки – Герои Советского Союза. | 1 | Подготовка презентации о земляках – героях Советского Союза | 04.12.17 |
14-16 | Героизм жителей на фронтах войны и их вклад в победу над врагом. | 3 | Сбор и оформление фактического материала (воспоминания) жителей д. Б. Шелепино о войне | 11.12.17, 18.12.17, 25.12.17 |
17-20 | Работа над Книгой Памяти | 4 | Уточнение и внесение дополнений в Книгу Памяти | 15.01.18, 22.01.18, 29.01.18, 05.02.18. |
Раздел IV. Ратные и трудовые подвиги земляков | 5 |
21-25 | Сбор материала о земляках | 5 | Сбор и оформление фактического материала (воспоминания) жителей села | 12.02.18, 19.02.18, 26.02.18, 05.03.18, 12.03.18 |
Раздел V. Подготовка и защита проектов | 10 |
26-30 | Оформление результатов исследовательской работы с помощью средств ИКТ. | 5 | Подготовка презентации об исследовательской работе | 19.03.18, 02.04.18, 09.04.18, 16.04.18, 23.04.18 |
31-32 | Подготовка общешкольного мероприятия ко Дню Победы. | 2 | Составление сценария и проведение праздника | 30.04.18, 07.05.18 |
33 | Публичная защита проекта. | 1 | Защита проекта | 14.05.18 |
34-35 | Организация экскурсий и классных часов. | 2 | Экскурсия в музей г. Алексина | 21.05.18, 28.05.18 |
Информационно-методическое обеспечение
дополнительная литература
цифровые образовательные ресурсы;
Предполагаемая результативность курса
Предполагаемые результаты обучения.
• Изучение истории малой Родины;
• Сбор материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны - жителей села;
• Овладение навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах;
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской и проектной работы;
Возможные результаты проектной деятельности состоят в создании и защите проектов в виде презентации, оформлении альбомов, плакатов, разработок экскурсий, тематических мероприятий.
Список
обучающихся МБОУ «Шелепинская СОШ №27»,
посещающих кружок «Краеведение» в 2017-2018 учебном году
№ | ФИО | Класс |
1 | Грачёв Илья Андреевич | 5 |
2 | Ерихов Дмитрий Александрович | 5 |
3 | Жичкина Ульяна Николаевна | 5 |
4 | Жичкина Василиса Николаевна | 5 |
5 | Рогова Нина Рифатовна | 5 |
6 | Можаев Никита Сергеевич | 6 |
7 | Никирева Полина Алексеевна | 6 |
8 | Сухоруков Иван Дмитриевич | 6 |
9 | Фролов Кирилл Олегович | 6 |
10 | Кабалина София Дмитриевна | 7 |
11 | Энгельгардт Полина Андреевна | 8 |
12 | Константинова Татьяна Евгеньевна | 9 |
Всего: 12 человек.
Из них: девочек – 7 человек;
мальчиков – 5 человек.
Руководитель кружка Прохорова Инна Владимировна