СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа историко-географического кружка "Краеведение"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка, тематическое планирование кружка "Краеведение"

Просмотр содержимого документа
«Краеведение»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шелепинская средняя общеобразовательная школа № 27»

301355 Россия, Тульская область Алексинский район, д.Б. Шелепино, ул. Новая, д.12,

тел.: (48753) 74-4-24 e-mail: [email protected]




Согласовано

Заместитель директора по ВР

______________Белова И.С

«___»______________2017 г.



Утверждаю

Директор МБОУ «Шелепинская СОШ № 27

_________________Лузгин В.А.

Приказ №____от «____»___________2017 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


кружка


«Краеведение»






Уровень образования (класс) основное общее образование (5-9 классы)


Количество часов – 35


Руководитель кружка Прохорова Инна Владимировна


Квалификация высшая


Направление деятельности духовно-нравственное


Срок реализации 1 год














Пояснительная записка



Программа внеурочной деятельности «Краеведение» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А. Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010.

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-7классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Программа рассчитана на один год обучения. Всего 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях, на территории д.Б.Шелепино и города Алексина.

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями.

Основные направления внеурочной деятельности:

- изучение истории своей малой родины;

- проектная деятельность.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Краеведение» призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Тульской области, Алексинского района, д. Б.Шелепино, герои нашей земли в годы Великой Отечественной войны.

Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Программа адаптирована к условиям образовательного процесса школы.

Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению.


Цели программы:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

  • расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

  • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских и проектных работ;

  • воспитывать патриотизм.


Задачи программы:

Образовательные

  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

  • овладение начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием ИК.

Воспитательные

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.



Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, викторины, самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, работа с документами, СМИ, работа с ТСО).



Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, преемственность, результативность, творчество и успех.

Направленность данной внеурочной образовательной программы: исследовательская и проектная деятельность.

Классы: 5-7.

Наполняемость группы – 12 человек.


Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения. Всего: 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях, на территории д. Б.Шелепино и города Алексина.

Распределение часов:


Четверть

Кол-во часов

I

8

II

8

III

10

IV

9


Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением жителей села.

Исследовательская и проектная деятельность включает проведение исследований, экскурсий, заседаний, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Эти виды деятельности предусматривают поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть представители различных профессий, родители, увлеченные люди, школьники.



Форма и режим занятий:

  • групповая работа;

  • экскурсии;

  • беседы, викторины;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки, походы;


Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.


Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство ребят с темой.

2. Выбор областей знания (подтемы).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Защита проектов.

Учитель организует и регулирует работу над темой проекта.


Межпредметные связи


Предмет

Описание межпредметной связи

Русский язык

запись воспоминаний жителей села, конспектирование отдельных фрагментов текста, составление рассказа, выступлений

Информатика

Выполнение проекта на ПК, работа в Интернет

Изобразительное искусство

оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов

География

Работа с картами на местности


Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства достижения результатов

личностные

  • формирование у детей мотивации к обучению;

  • воспитание самоорганизации и саморазвития.

  • развитие познавательных навыков учащихся;

  • умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация занятии групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;

  • - выделять существенную информацию из текстов разных видов

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникатив-

ные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение планировать свою работу

    • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы;

  • толерантно относится к людям с различными точками зрения;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.









Содержание курса

Раздел I. Введение в исследовательскую и проектную деятельность (5 часов)

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор MS Word и MS PowerPoint.

Исследовательская работа. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Проектная работа. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования и создания проектов.

Раздел II. История Тульской области и Алексинского района (5 часов)

Изучение истории родного края. История Алексинского района. Символика Тульской области и Алексинского района. Известные люди родного края. Достопримечательности и музеи Тульской области и Алексинского района.

Раздел III. Алексинский район в годы Великой Отечественной войны. (10 часов)

Изучение исторических событий родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Земляки – Герои Советского Союза. Героизм жителей на фронтах войны и их вклад в победу над врагом. Работа над Книгой Памяти.

Раздел IV. Ратные и трудовые подвиги земляков (5 часов)

Сбор материала о земляках.

Раздел V. Подготовка и защита проектов (10 ч.)

Оформление результатов исследовательской работы с помощью средств ИКТ. Публичная защита проекта. Организация экскурсий и классных часов. Подготовка общешкольного мероприятия ко Дню Победы.

Всего: 35 часов.


Учебно-тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во

часов

Описание примерного содержания занятий со школьниками

Дата

Раздел I. Введение в исследовательскую и проектную деятельность

5

1

Цели и задачи работы курса на предстоящий год. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор MS Word и MS PowerPoint


1

Определение целей и задач работы. Вспоминаем правила работы в текстовом редакторе MS Word и MS PowerPoint

04.09.17

2-3

Исследовательская работа. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе

2

Знакомство с принципами ведения исследовательской работы.

11.09.17

18.09.17

4-5

Проектная работа. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования и создания проектов.

2

Обсуждение и выбор тем исследования и структуры проекта

25.09.17

02.10.17

Раздел II. История Тульской области

и Алексинского района

5

6-7

Изучение истории родного края. История Алексинского района.

2

Систематизация материала по истории Алексинского района

09.10.17

16.10.17

8

Символика Тульской области и Алексинского района.

1

Изучение символики

23.10.17

9

Известные люди родного края.

1

Сбор материала об известных людях села

06.11.17

10

Достопримечательности и музеи Тульской области и Алексинского района.

1

Экскурсия в музей г. Алексина

13.11.17

Раздел III. Алексинский район в годы Великой Отечественной войны

10

11

Изучение исторических событий родного края периода Великой Отечественной войны.

1

Систематизация материала по ВОВ

20.11.17

12

Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад.

1

Экскурсия в музей г. Алексина

27.11.17

13

Земляки – Герои Советского Союза.

1

Подготовка презентации о земляках – героях Советского Союза

04.12.17

14-16

Героизм жителей на фронтах войны и их вклад в победу над врагом.

3

Сбор и оформление фактического материала (воспоминания) жителей д. Б. Шелепино о войне

11.12.17, 18.12.17,

25.12.17

17-20

Работа над Книгой Памяти

4

Уточнение и внесение дополнений в Книгу Памяти


15.01.18,

22.01.18, 29.01.18, 05.02.18.

Раздел IV. Ратные и трудовые подвиги земляков

5

21-25

Сбор материала о земляках

5

Сбор и оформление фактического материала (воспоминания) жителей села

12.02.18,

19.02.18,

26.02.18,

05.03.18,

12.03.18

Раздел V. Подготовка и защита проектов

10

26-30

Оформление результатов исследовательской работы с помощью средств ИКТ.

5

Подготовка презентации об исследовательской работе

19.03.18,

02.04.18,

09.04.18,

16.04.18,

23.04.18

31-32

Подготовка общешкольного мероприятия ко Дню Победы.

2

Составление сценария и проведение праздника

30.04.18,

07.05.18


33

Публичная защита проекта.

1

Защита проекта

14.05.18

34-35

Организация экскурсий и классных часов.

2

Экскурсия в музей г. Алексина

21.05.18,

28.05.18



Информационно-методическое обеспечение

дополнительная литература

  • Карты РФ, Тульской области, Алексинского района

цифровые образовательные ресурсы;

  • http://podvig-naroda.ru/

  • http://obd-memorial.ru/html/comments.htm

  • http://elibrary.sgu.ru/djvu/s.html

Предполагаемая результативность курса

Предполагаемые результаты обучения.

• Изучение истории малой Родины;

• Сбор материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны - жителей села;

• Овладение навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах;

• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской и проектной работы;

  • Умение систематизировать материал и защищать проекты.

Возможные результаты проектной деятельности состоят в создании и защите проектов в виде презентации, оформлении альбомов, плакатов, разработок экскурсий, тематических мероприятий.
































Список

обучающихся МБОУ «Шелепинская СОШ №27»,

посещающих кружок «Краеведение» в 2017-2018 учебном году




ФИО


Класс


1

Грачёв Илья Андреевич


5

2

Ерихов Дмитрий Александрович


5

3

Жичкина Ульяна Николаевна


5

4

Жичкина Василиса Николаевна


5

5

Рогова Нина Рифатовна


5

6

Можаев Никита Сергеевич


6

7

Никирева Полина Алексеевна


6

8

Сухоруков Иван Дмитриевич


6

9

Фролов Кирилл Олегович


6

10

Кабалина София Дмитриевна


7

11

Энгельгардт Полина Андреевна


8

12

Константинова Татьяна Евгеньевна


9


Всего: 12 человек.

Из них: девочек – 7 человек;

мальчиков – 5 человек.


Руководитель кружка Прохорова Инна Владимировна