Пояснительная записка
к рабочей программе
по изобразительному искусству
Рабочая программа по математике для 1 класса разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.09. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.14. № 5);
-примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству.
Данная рабочая программа является частью основной образовательной программы начального общего образования (1-4 классы) (ФГОС) МАОУ Свердловская СОШ № 2 ЩМР МО.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
В основу программы положены идеи и положения ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов; а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах – искусстве книги, театра, кино и т.д.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребёнок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и учащегося, диалогичность, чёткость поставленных задач и вариативность их решения, освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность учащегося и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность и деятельность по восприятию искусства имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия и др.).
Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учащихся к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель – духовное развитие личности, т.е. формирование у учащегося способности самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём – осваиваются учащимися на всём протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего обучения учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно-нравственное развитие учащегося, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога – в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важными условиями освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач предмета – развитие у учащегося интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоения художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Учебная программа «Изобразительное искусство» для 1 класса рассчитана на 33 часа (из расчёта 1 час в неделю).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015.
НеменскаяЛ.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 1 класс / Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 8 |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 11 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 |
5 | Выставка детских работ | 1 |
| Итого | 33 часа |
Содержание программы
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч.)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объём, линия, цвет – основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.
Художники и зрители.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотопия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и её роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создаёт.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Выставка детских работ (1ч)
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
уважительному отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
пониманию особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
навыкам коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Учащиеся получат возможность научиться:
сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Учащиеся получат возможность научиться:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
применять элементы декоративного рисования.
Календарно-тематический план по изобразительному искусству в 1 классе на 2015-2016 учебный год
№ урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности | Плановые сроки прохож- дения | Скоррек тирован- ныесро- ки про- хождения |
1 четверть (9 часов) |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 часов) |
1 | Изображения всюду вокруг нас. | Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. | | |
2 | Мастер изображения учит видеть. | Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах. | | |
3 | Изображать можно пятном. | Знакомство с «пятном» как способом изображения на плоскости. Образ на плоскости. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Наблюдение над образами на основе пятна в иллюстрациях известных художников к детским книгам о животных. | | |
4 | Изображать можно в объеме. | Знакомство с понятиями «объёмные изображения», «объем», «образ» в трехмерном пространстве. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Лепка птиц и зверей. | | |
5 | Изображать можно линией. | Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Наблюдение линий в природе, линейных изображений на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия – рассказчица). | | |
6 | Разноцветные краски. | Знакомство с цветом. Краски: гуашь. Отработка навыков работы с гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика). | | |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | Изображение линий на плоскости. Выражение настроения в изображении. Слушание музыкальных произведений. Беседа «живописна ли музыка? Цвет в музыке». Анализ своей работы и работ одноклассников. | | |
8 | Художники и зрители (обобщение темы). | Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. | | |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов) |
9 | Мир полон украшений. | Беседа «Мир крашений». Отработка навыков работы акварелью, умений использовать цвет для достижения собственного замысла. | | |
2 четверть (8часов) |
10 | Красоту надо уметь замечать. | Выполнение упражнений на развитие наблюдательности. Наблюдение за многообразием и красотой форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Работа красками, цветом. | | |
11 | Узоры, которые создали люди. | Знакомство с понятиями «симметрия», «повтор», «ритм», «свободный фантазийный узор». Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). | | |
12 | Узоры, которые создали люди. | Соотношение пятна и линии. Объемная аппликация, коллаж. Использование простых приемов бумагопластики. Знакомство с разнообразием орнаментов и их применением в предметном окружении человека. | | |
13 | Как украшает себя человек. | Различение природных и изобразительных мотивов в орнаменте. Обсуждение образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов. | | |
14 | Как украшает себя человек. | Различение природных и изобразительных мотивов в орнаменте. Обсуждение образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов. | | |
15 | Мастер украшения помогает сделать праздник. | Изготовление украшения для новогоднего карнавала. Отработка приемов работы с бумагой для осуществления своего замысла. | | |
16 | Мастер украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | Изготовление украшения для новогоднего карнавала. Отработка приемов работы с бумагой для осуществления своего замысла. | | |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 часов) |
17 | Постройки в нашей жизни. | Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Построение в окружающей нас жизни. Обсуждение построек, сделанных человеком. Многообразие архитектурных построек и их назначение. | | |
3 четверть (8 часов) |
18 | Дома бывают разными. | Наблюдение за соотношением внешнего вида здания и его назначением. Составные части дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна) и разнообразие их форм. | | |
19 | Домики, которые построила природа. | Наблюдение за природными постройками и конструкциями. Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т.п.), их формы и конструкции. | | |
20 | Дом снаружи и внутри. | Наблюдение за соотношением форм и их пропорций, за соотношением и взаимосвязью внешнего вида и внутренней конструкции дома; назначением дома и его внешним видом. | | |
21 | Строим город. | Конструирование игрового города. Знакомство с понятиями «архитектура», «архитектор». Планирование города. Работа в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. | | |
22 | Строим город. | Конструирование игрового города. Знакомство с понятиями «архитектура», «архитектор». Планирование города. Работа в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. | | |
23 | Все имеет свое строение. | Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т.е. то, как он построен. Любое изображение – взаимодействие нескольких простых форм. | | |
24 | Строим вещи. | Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера. | | |
25 | Строим вещи. | Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера. | | |
4 четверть (8 часов) |
26 | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. | | |
27 | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы. | | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 часов) |
28 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | Восприятие произведений искусства. Обсуждение и анализ произведений художников и работ одноклассников. | | |
29 | «Сказочная страна». Создание панно. | Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Выразительность размещения элементов коллективного панно. | | |
30 | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. | Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т.д.). Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их. | | |
31 | Урок любования. Умение видеть. | Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и постройки учатся у природы». | | |
32 | Здравствуй лето! (Обобщение темы). | Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы. | | |
33 | Выставка работ. | Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки. | | |
Итого: 33 часа |