СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа изостудии "Акварель"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной общеразвивающей программы дополнительного образования

заключается в том, что программа рассчитана на 2 года художественного обучения по декоративной композиции, которую сдают при поступлении  в творческие и художественные ВУЗы,  что дает  возможность учащимся более глубоко и основательно подготовиться к поступлению в специализированные учебные заведения эстетического профиля. Курс декоративной композиции даёт более широкие возможности для развития художественного образного мышления. Эта дисциплина направлена на знакомство с различными техниками исполнения творческих заданий, с  использованием различных материалов, она знакомит учащихся с основами современного дизайна. Декоративная композиция развивает фантазию, изобразительность, композиционное мышление и не стандартное творческое решение в построении и выполнении художественных образов и работ. Учащиеся учатся выполнять творческие работы согласно правилам и задачам декоративной композиции.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа изостудии "Акварель"»

Пояснительная записка


Настоящая дополнительная общеразвивающая программа изостудии «Акварель» разработана на основании следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года №1008);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанные Минобрнауки России (информационное письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 года №09-3242);

- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41;

- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, утвержденные Минкультуры России 19.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ;

- программы, взятые за основу:

1. Программа – конспект по учебной дисциплине «Композиция», Москва 2003 год, Министерство культуры Российской федерации, научно – методический центр по художественному образованию;

2. Программа «Станковая композиция», для детских отделений школ искусств МК СССР 1985год;

3. Примерная программа для ДШИ и детских отделений школ искусств МК СССР 1987год « Композиция прикладного искусства и работа в материале»;

4. «Студия изобразительного творчества», примерная программа дополнительного художественного образования детей. Н. В. Гросул. 2008 г.;

5. Программа – конспект по учебной дисциплине «Живопись», Москва 2003 год, Министерство культуры Российской федерации, научно – методический центр по художественному образованию;

- Устав МАОУ «Гимназия №1 города Белогорск»;

- Положение о дополнительной общеразвивающей программе, утвержденное 23.06.2016 г., протокол № 9 педагогического совета МАОУ «Гимназия № 1 города Белогорск».

Дополнительная общеразвивающая программа изостудии «Акварель» соответствует специфике дополнительного художественного образования и является базой в учебном процессе художественного образования. Занятия в изостудии «Акварель» – это средство общего эстетического обучения и воспитания.

Направленность программы: художественная.

Актуальность программы: заключается в том, что программа рассчитана на 5 лет художественного обучения, что дает возможность учащимся подготовиться и получить базу для дальнейшего художественного образования. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным. Нужно разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в объединение принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку.

Новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям:

Данная программа ориентирована на то, чтобы дать обучающимся базовое систематизированное дополнительное образование по изобразительному искусству. Таким образом, содержание курса представляет собой базовое звено в системе непрерывного художественного образования и является основой для последующей уровневой подготовки.

Отличительные особенности:

Данная программа направлена на приобретение определённых знаний по теории и практике в области изобразительного искусства, а также основополагающих практических умений и навыков в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий.

Тем самым, программа не только дает основательную базу по изобразительному искусству, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения.

Цель: обучение детей основам изобразительной грамоты, развитие их художественно – творческих способностей с учётом индивидуальности каждого ребёнка, приобщение к достижениям мировой художественной культуры, познание многообразия современного творчества.

Задачи:

1. Обучающие:

- знакомство с жанрами изобразительного искусства;

- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

- овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;

- приобретение навыка строить конструктивно-линейный рисунок;

- овладение особенностями станковой и декоративной работы;

- умение работать с натуры, по памяти и впечатлению;

- овладение национальным и культурным наследием нашей страны и мира в области изобразительного искусства.

2. Развивающие:

- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти фантазии, воображения;

- развитие колористического видения;

- развитие художественного вкуса;

- развитие способности видеть и понимать прекрасное;

- улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

3. Воспитательные: 

- формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

- формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

- воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

- воспитание аккуратности;

- формирование толерантного отношения к друг другу.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 10-15 лет.

Условия набора обучающихся: на добровольной основе.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 5 лет обучения по 210 часов в год. На полное освоение программы требуется 1050 часов

Форма проведения занятий: мелкогрупповая и групповая.

Режим занятий: для обучающихся занятия проводят 3 раза в неделю по 2 часа. Планируемые результаты: по окончании освоения данной программы обучающиеся

должны знать:

- отдельные вопросы отечественной и мировой истории культуры;

- роль и значение природы и экологии в жизни человека;

- основы цветоведения;

- основы композиционного построения картины;

- основы графического рисунка;

- основы живописного мастерства;

должны уметь:

- использовать различные техники исполнения художественных работ и материалов;

- картинную плоскость и ощущение различного формата;

- отличать особенности станковой и декоративной работы;

- уметь работать с натуры, по памяти и впечатлению графическими материалами и живописными приемами;

- накопить сумму изобразительных навыков в изобразительном художественном творчестве;

- ставить художественную задачу и решать её на определенном уровне.

Мониторинг результатов освоения программы (аттестация):


Периодичность

Цель проведения

Формы аттестации

Формы фиксации результатов аттестации

Входная аттестация

В начале учебного года

Определение уровня

развития обучающихся, их

творческих способностей

Беседа, опрос,

педагогическое наблюдение

Протокол результатов аттестации

Текущая аттестация

В конце 1 полугодия

Определение степени

усвоения обучающимися

материала программы.

Определение готовности

обучающихся к

восприятию нового

материала. Повышение

ответственности и

заинтересованности

обучающихся в обучении.

Выявление обучающихся,

отстающих и

опережающих обучение.

Подбор наиболее

эффективных методов и

средств обучения

Выставка,

коллективный анализ работ

Протокол результатов аттестации

Промежуточная аттестация

В конце учебного года за год обучения

Определение изменения

уровня развития

обучающихся, их

творческих способностей.

Определение результатов

обучения

Выставка,

коллективный анализ работ


Протокол результатов аттестации

Итоговый мониторинг

В конце учебного года по окончанию освоения программы


Ориентирование

обучающихся на

дальнейшее (в том числе

самостоятельное)

обучение. Получение

сведений для

совершенствования

программы и методов

обучения

Выставка

коллективный анализ работ


Протокол результатов аттестации, документ установленного школой образца об окончании курса


Форма оценки результатов освоения программы: уровневая (высокий, средний, низкий).

Критерии оценки результативности:

Высокий уровень: практическая, самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: показали необходимые для проведения практических, самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно.

Средний уровень: практическая, самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении работы.

Низкий уровень: практическая работа выполнена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе.









Учебно-тематический план

первый год обучения (5 класс)


модуль - Рисунок

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего






1.

Натюрморт из 2-х предметов (ознакомительное).

1

1

2

2.

Упражнения в проведении линий и наложении штриховки.

1

1

2

3.

Упражнения на нарастание и ослабление тона.

1

1

2

4.

Зарисовка нескольких предметов близких по назначению, но различных по форме (8-10 шт.).

2

2

4

5.

Законы линейной перспективы. Линейное построение куба.

1

1

2

6.

Рисунок каркасных проволочных моделей (куб, призма).

1

1

2

7.

Натюрморт из предметов, в основе которых лежит призма или куб.

1

3

4

8.

Построение овалов. Рисунок предмета, в основании которого лежит круг (цилиндр).

1

1

2

9.

Зарисовки предмета ниже уровня линии горизонта и на ней

1

2

2

10.

Постановка из 2-х геометрических тел.

1

3

4

11.

Рисунок с натуры яблока и груши, лежащих на светлом фоне.

1

3

4

12.

Зарисовки с натуры двух небольших веток ели и сосны.

1

3

4

13.

Рисунок шара и сферических поверхностей.

1

1

2

14.

Зарисовка натюрморта из 2 предметов сферической формы.

2

4

6

15.

Зарисовки мелких предметов с натуры (пуговица, перо, жук)

1

1

2

16.

Быстрые зарисовки трех чучел птиц разной породы.

2

2

4

17.

Натюрморт из 2 геометрических тел с шаром.

2

4

6

18.

Наброски фигуры человека.

1

3

4

19.

Зарисовки и наброски с натуры деревьев и веток различной породы.

1

3

4

20.

Итоговый натюрморт, включающий геометрическое тело

(2-3 предмета).

1

7

8


И т о г о

24

46

70


модуль - Живопись

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Натюрморт из 2-3-х несложных по форме и ясных по цвету бытовых предметов на простом фоне

1


3

4

2.

Беседа о живописи, как жанре в искусстве. Упражнение на смешение красок.

2

4

6

3.

Изображение плоских предметов (листьев, цветов и т.п.) с передачей цвета.

2

4

6

4.

Упражнение на смешение акварельных красок и гуаши.

1

3

4

5.

Постановка из 2-3-х предметов на нейтральном фоне.

2

4

6

6.

Постановка из 2-3-х предметов (светлых) сближенных по цвету.

3

5

8

7.

Постановка из 2-3-х предметов насыщенного цвета в сближенной цветовой гамме на цветном и гладком фоне.

4

6

10

8.

Постановка из 2-3-х предметов в холодной гамме.

2

4

6

9.

Постановка из 2-3-х предметов в теплой гамме.

2

4

6

10.

Итоговая постановка из 2-3-х предметов ясных по цвету на простом фоне.

3

5

8

11.

Натюрморт из 3-х предметов быта на контрастном фоне

2

4

6


Итого

24

46

70


модуль - Композиция

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводная тема. Диагностика. Принадлежности и оборудование.

1

-

1

2.

Кляксография. - «Цветы», «Букет» Пальцеграфия – «Животные», «Птицы», «Осеннее дерево»

0,5

1,5

2

6

Кто сказал «Мяу»

0,5

3,5

4

9

« Осеннее дерево»

1

3

4

14

«Чудо – дерево» по стихам Корнея Чуковского

1

5

6

15

«Дерево зимой»

1

3

4

18

«Наши мамы»

1

3

4

19

«Мои четвероногие друзья»

1

5

6

22

«Скоро ,скоро Новый год!» открытка

1

2

3

23

«Жар –птица», «Царевна – лебедь», «птица –Феникс»

2

4

6

25

«Фантастические звери»

1

3

4

28

«Деревья любуются своим отражением»

1

5

6

30

«Папа, мама, я – спортивная семья»

1

5

6

33

«Цветочный букет» на основе тканевого растительного орнамента

1

5

6

37

« Весеннее настроение», пейзаж

1

3

4

39

Цветы и бабочки – бумагопластика.

1

3

4


Итого:

16

54

70


Содержание программы

1-ый год обучения

Модуль – Рисунок (70 ч.)

В первый год обучения ребята получают основы учебного рисования: умение анализировать, видеть и правильно передавать форму предмета, грамотно располагая его на плоскости заданного листа бумаги. Они знакомятся с рисунком как с графическим способом реалистического изображения действительности, со средствами художественной выразительности рисунка (линия, штрих, светотень). На уроках ученики приобретают первоначальное представление о форме предметов как совокупности отдельных ее свойств: ограниченность в трехмерном пространстве (объем), строение, пропорции, окрашенность, материальность (фактура). Начиная с 3-го задания, компоновка рисунка в листе сопровождается композиционными набросками – эскизами. Учащиеся осваивают правила построения предметов и передачи их объема с помощью светотеневых отношений, а также приобретают знания по перспективе, с учетом которых анализируются и строятся предметы, расположенные в пространстве. Наряду с рисованием предметов легко воспринимаемой формы, выполняются рисунки чучел птиц. Освещение верхнее, боковое. Формат от ¼ до ½ листа.

Модуль – Живопись (70 ч.)

В первый год обучения ребята получают основы учебного цветоведения: умение смешивать краски, правильно передавать цветовую гамму, грамотно располагать мазки по форме предмета. Они знакомятся с живописью как с жанром изобразительного искусства, способом реалистического изображения действительности, и средствами художественной выразительности живописи (мазок, пятно). Начиная со 2-го задания, учащиеся получают навыки смешения красок. Учебные постановки сопровождаются предварительными этюдами. Учащиеся осваивают правила воздушной перспективы и передачи объема предметов с помощью цветовых отношений, с учетом которых анализируются и пишутся предметы, расположенные в пространстве. Освещение верхнее, боковое. Формат от ¼ до ½ ватманского листа.

Модуль – Композиция (70 ч.)

Создание композиций по направлениям: тематическая композиция с использованием натурных зарисовок, композиция по памяти и представлению, декоративно-прикладное искусство и русские народные художественные промыслы, природа и экология, декоративная композиция.

Композиция развивает фантазию и свободу творчества, учащиеся должны знать тёплые и холодные цвета, уметь пользоваться цветом и его сложными сочетаниями. Понимать, как компоновать в листе, уметь выделить главного героя /цветом, формой/, составлять конструкцию фигуры человека в движении, уметь передать эмоциональное состояние цветом. Пытаться выполнять «разбел» или уплотнение цвета /при помощи белого или чёрного цвета/, уметь подобрать полутона.

Знать понятие « копия», выработать навык копирования.

Получить основы цветоведения, смешивание красок, правильная передача цветовой гаммы, грамотное расположение мазков по форме предмета.

Наброски и зарисовки с натуры.

Грамотно изображать пропорции, объём, пространственное положение, освещенность и цвета предметов.

В декоративной композиции знать народные художественные промыслы, технологию художественной обработки и оформления. Декоративная работа направлена на знакомство с различными техниками исполнения творческих заданий и различными материалами.

Формат: А-4, А-3, А-2 листа ватмана


Учебно-тематический план

второй год обучения (6 класс)



модуль - Рисунок

Количество часов

Т е м а

Теория

Практика

Всего

1.

Зарисовки с натуры веток, травы, улицы.

1

5

6

2.

Зарисовки мелких предметов различной формы (очки в разной оправе, эл. лампочки и т.п.)

1


1

2

3.

Постановка из 2-х геометрических тел.

2

4

6

4.

Наброски фигуры человека.

1

3

4

5.

Тематический натюрморт из предметов быта контрастных по форме и тону на светлом фоне.

2

6


8

6.

Наброски и зарисовки чучел птиц.

1

1

2

7.

Натюрморт с чучелом птицы.

1

3

4

8.

Рисунок однотонной светлой драпировки.

1

5

6

9.

Натюрморт из 3-х предметов домашней утвари на фоне драпировки со складками.

3


5

8

10.

Натюрморт из геометрических тел, включающих пирамиду.

2

4

6

11.

Наброски и зарисовки детских игрушек.

1

3

4

12

Рисование гипсовых геометрических тел (конус, пирамида).

2

4

6

13.

Итоговый натюрморт, включающий геометрическое тело.

2

6

8


И т о г о

20

50

70



модуль - Живопись

Количество часов

Т е м а

Теория

Практика

Всего

1

Букет в керамическом сосуде.

2

4

6

2

Натюрморт из разнообразных по цвету овощей и фруктов

2

4

6

3

Постановка из 2-3 предметов в технике «гризайль»

2

4

6

4

Постановка из 2-3 предметов насыщенных по цвету

2

6

8

5

Постановка из 2-3 предметов насыщенных по цвету на контрастном фоне

1

5

6

6

Натюрморт из 2-3 предметов сближенных по цвету с ясным тематическим содержанием ( 2 постановки)

4

6

10

7

Натюрморт из 2-3 предметов в теплой цветовой гамме

4

6

10

8

Натюрморт из 2-3 предметов на контрастном фоне

1

5

6

9

Итоговый натюрморт из 2-3 предметов ясных по цвету на простом фоне

2

6

8

10

Этюды с натуры на открытом воздухе

1

3

4


Итого

21

49

70



модуль - Композиция

Количество часов

Т е м а

Теория

Практика

Всего

1.

Вводная тема. Диагностика.

1

-

1

2.

Осенний букет

1

5

6

3

Стилизация животного мира в круге, квадрате, овале, треугольнике

1

4

4

4

Путешествие на другой континент, в Африку, Австралию, Северный полюс

1

5

6

5

Монотипия при помощи сложенной бумаги «Жуки и бабочки», «Цветы» (багульник)

0,5

1,5

2

6

Монотипия при помощи сложенной бумаги «Рыбки»

0,5

1,5

2

7

Творческая работа на основе изучения русских народных художественных промыслов /Хохломы, Жостово/ пейзаж, портрет, ковер и т.д.

2

4

6

8

«Сказки зимнего леса» на мятой бумаге

1

5

6

9

«Подводное царство» в технике граттаж

1

5

6

10

«На другой планете»

1

5

6

11

Иллюстрация к басне, былине, сказке.

1

5

6

12

Декоративная модульная композиция в технике аппликация («Паутинка», «Облако», «Снежинка», «Водопад», «Перо птицы» и т.д., )/ в разрезе лимон, апельсин, луковица, яблоко./

1

5

6

13

«Окно», «Зимнее окно» на основе предварительных зарисовок с натуры

1

5

6

14

«Прохожие», «Мой город», «Велосипедисты»

1

6

7


Итого

14

56

70


Содержание программы

2 -ой год обучения

Модуль – Рисунок (70 ч.)

Дальнейшее совершенствование умений и навыков, приобретенных в течение первого года обучения. Углубленный анализ конструктивной формы предметов. Умение грамотно строить предметы в соответствии с их расположением относительно линии горизонта, с передачей перспективного сокращения и объемного светотеневого изображения. Увеличение требований к качеству передачи фактуры предметов, законченности рисунка. Рисование драпировок со складками, натюрмортов из 3-4 х предметов более сложной формы, различных по фактуре (дерево, гипс, металл, стекло, керамика). Выбор композиционного решения с помощью эскизов – набросков, а также передача характера формы и признаков предмета остается обязательным при выполнении каждого задания. Рисование с натуры набросков и зарисовок с фигуры человека в классе и в домашних заданиях. Освещение верхнее, боковое. Формат от ¼ до ½ листа.

Модуль – Живопись (70 ч.)

Во второй год обучения живописи, появляется закрепление навыков пленэрной живописи

( после первого года обучения, - обязательная летняя практика – пленэр) приобретение навыков письма акварелью, смешивания красок и знаний о картинной плоскости. Обязательное закрепление навыка работы на мольберте, и понятие картинной плоскости. Учащиеся овладевают первичными знаниями о живописных техниках выполнения работ: техника « по – сырому», «а-ля прима», лессировкой, гризайль.

В технике гризайль - учатся передаче пространства одним тоном, последовательного набора тона, на основе знаний полученных в рисунке.

В технике «по сырому и «а-ля прима», лессировкой - учащиеся закрепляют знания о хроматических цветах и контрастных цветовых парах цветового круга.

Развивают умения сочетать контрастные цвета и выдерживать цветовую гамму и применять основы цветоведения на практике, развивается навык работы с палитрой.

Во второй год обучения, учащиеся должны знать: холодные, теплые, контрастные цвета и уметь применять в замесах сложных оттенков.

Продолжаем развивать навыки работы кистью и художественными материалами и последовательному ведению живописной работы, по принципу – от простого к сложному, от частного - к общему. Обязательным условием второго года обучения живописи, является, научить правильно начинать работу и заканчивать, развивая навыки анализа живописной, творческой работы.

Освещение верхнее, боковое. Формат от ¼ , до ½ листа ватмана.

Модуль – Композиция (70 ч.)

На втором году обучения, предмет «Композиция» продолжает рассматривать тематику работ направленную на создание композиций по следующим направлениям:

  • Тематическая композиция с использованием натурных зарисовок

  • Композиция по памяти и представлению

  • Декоративно- прикладное искусство и русские народные художественные промыслы

  • Природа и экология

  • Декоративная композиция

Учащиеся продолжают осваивать различные техники исполнения творческих работ: композиции выполненные на основе наблюдений и зарисовок с натуры, по памяти и впечатлению, в технике граттаж ( воскография) – в реалистическом ключе, декоративного рисования – с использованием стилизации предметов, а также стилистики и особенности росписей в русских народных художественных промыслах.

Во второй год обучения композиции, появляется закрепление навыков пленэрной живописи

( после первого года обучения, - обязательная летняя практика – пленэр) приобретение навыков письма акварелью, гуашью и другими материалами, а также смешивания красок и знаний о картинной плоскости.

Уметь рисовать листья, ветки и цветы с натуры, пытаться рисовать животных и человека. Использовать декоративные приемы выполнения работ ( например – воск. Знать средства художественной выразительности в графике и уметь стилизовать натурную зарисовку.

Знать, что такое «стилизация», закрепить навык изображения животных, птиц, растений насекомых, используя декоративную гамму цветов. Уметь подобрать цветовую гамму и выполнить мелкую прописку.

Уметь выразить особенности времен года, природы и передать её колористическое настроение, используя различные приемы и техники исполнения: «по сырому» и «а-ля прима», лессировкой, письмо по мятой бумаге, аппликация, «верховое письмо», декоративность. Освоить и знать особенности русских народных художественных промыслов, уметь их отличать и выполнять кистевой росписью без предварительного рисунка.

Формат: А-4, А-3, А-2 листа ватмана

Учебно-тематический план

третий год обучения (7 класс)



модуль - Рисунок

Количество часов

Т е м а

Теория

Практика

Всего

1.

Наброски и зарисовки с натуры построек на фоне деревьев.

1

1

2

2.

Натюрморт тематический в двух уровнях на тему «Спорт», «Искусство».

2

4

6

3.

Натюрморт, включающий геометрические тела.

2

6

8

4.

Наброски с чучел птиц.

1

1

2

5.

Натюрморт, включающий чучело птицы.

2

6

8

6.

Краткосрочные зарисовки предметов на фоне простых складок.

1

5

6

7.

Постановка из 4-5 предметов на фоне драпировки со складками.

4

6

10

8.

Наброски и зарисовки фигуры человека.

1

3

4

9.

Постановка в интерьере из предметов крупной формы

(ящик, ведро и т.п.)

4

6

10

10.

Длительная конструктивная зарисовка на тему «Наш город» (памятники архитектуры, скульптуры и т.п.).

2

4


6

11.

Итоговый тематический натюрморт, включающий геометрическое тело.

2

6

8


И т о г о

22

48

70



модуль - живопись

Количество часов

Т е м а

Теория

Практика

Всего

1

Этюд с натуры цветов.

1

3

4

2

Этюд с натуры овощей и фруктов

1

3

4

3

Натюрморт из контрастных по цвету предметов.

2

6

8

4

Натюрморт из двух-трех предметов контрастных по цвету с различной фактурой.

4

8

12

5

Этюд несложного комнатного растения

1

3

4

6

Этюд с натуры веток, фруктов, грибов, ракушек.

1

3

4

7

Этюд несложного натюрморта в теплой гамме.

1

3

4

8

Этюд несложного натюрморта в холодной гамме.

1

3

4

9

Натюрморт из контрастных по цвету предметов на цветном фоне.

4

6

10

10

Натюрморт из 2-3 предметов различных по материалу на фоне драпировки в технике «гризайль»

3

5

8

11

Итоговый натюрморт из трех предметов различных по материалу.

2

6

8


Итого

21

49

70


модуль - композиция

Количество часов

Т е м а

Теория

Практика

Всего

1

Вводная тема. Диагностика.

1

-

1

2

«Цветы» на основе предварительных зарисовок с натуры

1

5

6

3

«Доисторические животные»

2

6

8

4

Иллюстрация к басне на основе литературного материала

1

5

6

5

Экологическая листовка. / возможен компьютерный вариант /

Шрифт.

2


1

4


3

6


4

6

«Фантастический дом» в виде чайника, башмака, яблока, утюга, цифры, буквы.

1

5

6

7

«Фантастический герой» монотипия на стекле

1

5

6

8

«Тематический пейзаж» с ярко выраженным состоянием погоды

1

5

6

9

Иллюстрация к Библии

2

4

6

10

Свободная роспись по ткани на основе предварительных зарисовок с натуры «Цветы и насекомые». Оформление паспорту

1


1

6


8

11

Птицы» в технике аппликация «Петух», «Индюк», «Павлин», «Глухарь».

1

6

7


Итого

15

54

70


Содержание программы

3-ий год обучения

Модуль – Рисунок (70 ч.)

Закрепление и углубление практических знаний по предмету, правил при работе над рисунком: выбор места относительно натуры, расположение листа бумаги по отношению к глазу рисующего (высота, расстояние). Усовершенствование знаний по перспективе, с учетом которых анализируются и строятся предметы, расположенные в пространстве. Изучение и построение сложных форм на учебных натюрмортах, составленных из бытовых предметов, расположенных на горизонтальной плоскости, выполняются наброски и зарисовки с чучел птиц. Продолжение знакомства с возможностями различных графических материалов, получение первоначальных сведений о рисунке головы человека и одетой фигуры человека. Рисование постановок из 4-5 предметов различных по форме на фоне нескольких драпировок и несложных интерьеров. Освещение верхнее, боковое и контрастное. Формат от ¼ до ½ листа.

Модуль – Живопись (70 ч.)

К третьему году обучения учащиеся должны уметь анализировать постановку в целом.

Знать законы контрастного письма. Приемы письма цветного фона. Умение подчинять общий настрой единому содержанию. Должны обладать навыками письма контрастных предметов различной фактуры и передачей материальности предметов в живописи.

Закрепить умения и понятия в технике гризайль. Приобретение умений находить большие тоновые отношения, приемов передачи пространства одним тоном, последовательного набора тона.

Знать холодные, теплые цвета, контрастные и сближенные, уметь применять в замесах сложные оттенки цветовой палитры.

Навыки работы кистью, художественными материалами, как акварелью, так и гуашью, уметь передать богатство цветовых оттенков.

При выполнении заданий, учащийся вырабатывает привычку - рассматривание натуры (иногда с помощью эскиз), и внимательное изучение натуры, с использованием тонких цветовых отношений и нюансов состояния, формы и т.п. Пытаться писать длительные работы. Закрепить навык пленэрной живописи, основанной на работе с натуры в летний период.

С легкостью справляться с выполнением этюдов с натуры – овощей и фруктов, как акварелью, так и гуашью.

Освещение верхнее, боковое, контрастное Формат от ¼ до ½ листа.

Модуль – Композиция (70 ч.)

Продолжая осваивать предмет «Композиция», который рассматривает тематику, направленную на создание работ по следующим направлениям:

  • Тематическая композиция с использованием натурных зарисовок

  • Композиция по памяти и представлению

  • Декоративно- прикладное искусство

  • Природа и экология

  • Декоративная композиция

Учащиеся продолжают осваивать различные техники исполнения творческих работ по композиции. Осваивают декоративные приемы работы: работа картофельным штампом, свободной росписью по ткани на основе предварительных зарисовок с натуры цветов , птиц, насекомых. Получить навык работы на ткани на подрамнике или пяльцах. Понимать особенности строения насекомых, и выполнять мелкую прописку насекомых и их конструкцию тела.

Знать особенности построения птицы, уметь при помощи обрыва бумаги в технике аппликация выполнить творческую работу.

Знать средства художественной выразительности выполнения листовки, плаката, уметь подобрать нужные шрифтовые композиции. Учиться осваивать компьютерные технологии в изобразительном искусстве - выполнить листовку на компьютере ( один из вариантов).

Последовательно выполнять монотипию, уметь подобрать гармоничную цветовую гамму и выполнить тонкую прописку пером, гелевой ручкой, закрепить знания о средствах художественной выразительности в графике, различными материалами.

Закрепить знания и умения, выполненные на основе наблюдений и зарисовок с натуры. Уметь выразить особенности времен года, природы и передать её колористическое настроение, уметь подобрать цветовую гамму используя различные приемы и техники исполнения .Отличать особенности животных и растительного мира различных стран, и эпох развития Земли. Уметь создать колористическое настроение в работе. Учиться оформлению декоративной работы в объемное паспорту.

Формат: А-4, А-3, А-2 листа ватмана.


Учебно -тематический план

четвертый год обучения (8 класс)



модуль -Рисунок

Количество часов

Т е м а

Теория

Практика

Всего

1.

Зарисовки геометрических тел (куб, призма, конус, цилиндр).

1

3

4

2.

Натюрморт, включающий в себя геометрические тела.

-

4

4

3.

Рисунок гипсового шара (сферы) на темном фоне.

-

4

4

4.

Рисунок группы предметов, стоящих на полу (деревянный ящик, на нем лежит прямоугольный брусок пр.).

1

5

6

5.

Зарисовка нескольких предметов, в основе которых положен параллелепипед (книга, сумка, чемодан и т.п.).

-


2


2

6.

Рисунок табурета, стоящего на полу.

2

4

6

7.

Натюрморт из 5 предметов сферической формы (чайник, кувшин, яблоки, чашки и пр.).

2

4

6

8.

Рисунок в интерьере 2-х предметов, лежащих на полу.

2

6

8

9.

Зарисовка 2-х цветочных горшков конусообразной формы.

1

3

4

10.

Натюрморт с чучелом птицы на фоне предметов быта (ушат, кувшин, деревянное корыто и пр.)

1

5


6

11.

Тематический натюрморт с предметами быта (деревянный бочонок, разделочная доска, толкушка и пр.)

2

4


6

12.

Зарисовки мелких предметов (детские игрушки).

1

1

2

13.

Наброски фигуры человека.

1

3

4

14.

Итоговый натюрморт из предметов быта, включающий геометрические тела.

2


6

8


И т о г о

16

54

70



модуль - живопись

Количество часов

Т е м а

Теория

Практика

Всего

1

Этюды живых цветов.

1

1

2

2

Этюды живых цветов.

-

4

4

3

Постановка из трех-четырех предметов с четко выраженными цветовыми и тональными отношениями на нейтральном фоне.

4

8

12

4

Портрет

1

3

4

5

Натюрморт из трех- четырех предметов декоративно-прикладного искусства, различных по окраске.

4

10

14

6

Постановка из нескольких контрастных по цвету предметов.

3

7

10

7

Постановка из нескольких контрастных по цвету предметов. /гуашь/

2

8

10

8

Портрет

-

2

2

9

Итоговый натюрморт из трех-четырех предметов разнохарактерных по материалу.

3

9

12


Итого

18

52

70



модуль - композиция

Количество часов

Т е м а

Теория

Практика

Всего

1

Вводная тема. Диагностика.

1

-

1

2

«Осенний натюрморт в интерьере» на основе предварительных зарисовок и этюдов с натуры

2

5

7

3

«Орнамент в квадрате» на основе предварительных упражнений

2

8

10


4

« Животные и птицы зоопарков»

1

5

6

5

«Древнерусский праздник»

2

6

8

6

«Пейзаж- настроение» монотипия на стекле

1

5

6

7

«Фантастика в стиле «Фентези»

2

8

10

8

Модульная композиция «Василёк», «Подсолнух», «Кактусы» и т.д.

1

5

6

9

«Круг моих друзей», «Автопортрет», «Мой день рождения».

2

8

10

10

Композиция по наблюдению «На остановке», «Мой город» в технике фломастер

1

5

6


Итого

15

55

70


Содержание программы

4-ый год обучения

Модуль – Рисунок (70 ч.)

Развитие чувства пространства и изучение средств передачи пространства (линейная и воздушная перспектива). Построение точной формы и характера предметов на листе с выявлением посредством светотени объема, фактуры и освещенности изображаемых объектов. Рисование постановок из 5-6 предметов на фоне нескольких складок, несложных интерьеров. Усовершенствование навыков анализа конструкции формы и перспективно – объемного светотеневого изображения, а также последовательного построения формы предметов на плоскости и в пространстве с передачей объема. Выбор композиционного решения с помощью эскизов остается обязательным при выполнении каждого задания.

Освещение верхнее, боковое, контрастное. Формат от ¼ до ½ листа.


Модуль – Живопись (70 ч.)

Особое внимание уделяется цветности собственных и падающих теней, цветовому решению ровных и гладких поверхностей, передаче живописными средствами пространства в натюрморте, интерьере, пейзаже. Закрепляются приемы работы акварелью и гуашью с натуры и навык письма листьев, цветов и обобщение в букете. Закрепить знания на практике по освоению живописи гуашью.

Знать анатомические особенности построения лица человека и передачи его портретных данных. Закрепить навык графического построения портрета ( по плоскостям) под живопись.

Развивается практическое применение умений подготовить рисунок под живопись, и отработка умений и навыков анализировать постановку. Закрепление знаний построения натюрморта и композиционного размещения в листе. Четко представлять в теории и на практике контрастные пары гармоничных цветов, для выполнения постановки из нескольких контрастных по цвету предметов. /гуашь/.

Освещение верхнее, боковое, контрастное. Формат от ¼ до ½ листа.

Модуль – Композиция (70 ч.)

Продолжая осваивать различные техники исполнения творческих работ по композиции, учащиеся осваивают декоративные приемы работы.

Знать понятие – интерьер и законы композиции построения орнамента в квадрате, уметь подобрать, выделить из природного материала ( кора, цветок, камень) растяжку по цвету и выстроить цветовую шкалу и выполнить на основе этого, гармоничное цветовое решение орнамента.

Уметь использовать пленэрные работы для выполнения композиции.

Знать в чём значение зоопарков для современных людей и многообразие животного мира, а также уметь передать животных в движении.

Знать обычаи , традиции и обряды русского народа, убранство костюма и изб, уметь выстроить интерьер согласно законам перспективы, найти характерное цветовое решение. Знать психологические и анатомические особенности лица, фигуры человека в движении, уметь построить конструктивно, «слепить» цветом.

Освоить приёмы работы в стиле «Фэнтези», с мелкой пропиской. Декоративно, соблюдая законы контраста.

Знать понятие- «модуль», уметь его использовать и применить, соблюдая цветовую гармонию и схему построения декоративной композиции. Знать психологические и анатомические особенности лица, уметь построить конструктивно, «слепить» цветом.

Знать средства художественной выразительности в графике, уметь их применить.

Формат: А-4, А-3, А-2 листа ватмана.


Учебно-тематический план

пятый год обучения (9 класс)



модуль - Рисунок

Количество часов

Т е м а

Теория

Практика

Всего

1.

Зарисовка каркасных геометрических тел на разном уровне от линии горизонта.

1

3


4

2.

Зарисовка простого натюрморта на тему «Осень».

-

2

2

3.

Зарисовка небольшого чемодана призматической формы в трех различных положениях.

-

2

2

4.

Интерьерная зарисовка с изображением угла комнаты с окном и частью потолка.

1

3

4

5.

Рисунок натюрморта из нескольких предметов различных по фактуре (плетеная корзинка, белая чашка и т.п.)

1


5

6

6.

Зарисовки предметов призматической и конической формы.

-

2

2

7.

Зарисовки чучела птицы с гладким оперением в 2-х положениях (ворона, сорока, курица и др.).

1

3

4

8.

Рисунок натюрморта на тему «Завтрак» из 5-6 предметов быта (сковорода с глазуньей, доска разделочная, батон, кофейник).

2

6

8

9.

Рисунок сложного натюрморта из 5-8 предметов контрастных по форме и различных по фактуре (сито, деревянный совок, рушник, поливной кувшин и пр.)

2

6

8

10.

Рисунок гипсового слепка рельефного растительного орнамента на светлом фоне.

1

5

6

11.

Зарисовка темного открытого чемодана с наброшенной на его край драпировкой (предметы расположены на полу).

1

5


6

12.

Зарисовка одетой фигуры человека мягким материалом.

1

3

4

13.

Зарисовки с натуры архитектурных построек

-

2

2

14.

Итоговый натюрморт из столярных инструментов.

2

10

12


И т о г о

13

57

70



модуль - живопись

Количество часов

Т е м а

Теория

Практика

Всего

1

Постановка из предметов, объединенных единством тематического содержания.

3

9

12

2

Натюрморт из предметов более сложной конструкции, с сухими цветами, сдержанный по цвету.

4

8

12

3

Два этюда с чучелом птицы.

-

4

4

4

Натюрморт с чучелом птицы на фоне декоративной драпировки.

1

9

10

5

Фрагмент интерьера с комнатными растениями.

1

5

6

6

Этюд сидящего человека, желательно в национальном костюме.

3

7

10

7

Контрольная постановка из четырех предметов объединенных единством содержания.

4

12

16


И т о г о

15

55

70



модуль - композиция

Количество часов

Т е м а

Теория

Практика

Всего

1

Вводная тема. Диагностика.

1

-

1

2

«Малая моя Родина», «Мой Дальний Восток» на основе пленэрных этюдов и зарисовок

1

8

9

3

Вытынанка. Ветка яблони, груши Куст помидора, перца, огурца, фасоли и т.д.»

1

7

8

4

Иллюстрация в графике по прочитанному литературному произведению

1

7

8

5

Экологический, социальный, политический плакат.

Шрифт.

1

5

4

6

4

6

Тематический натюрморт в интерьере, в технике аппликация.

1

7

8

7

Декоративная беспредметная композиция «Пространство», «Лоскутное одеяло», «Шахматная фантазия».

1

7

8

8

Итоговая композиция за год на свободную тему и технику исполнения

4

14

18


Итого

11

59

70




Содержание программы

5-ый год обучения

Модуль – Рисунок (70 ч.)

Заканчивая 5 – ти летний курс практического освоения предмета рисунка, обучающиеся должны овладеть различными техниками исполнения работы с использованием предварительных набросков и зарисовок.

Уметь самостоятельно выполнить , построить и проанализировать сложную форму предметов в натюрмортах и интерьерных постановках. Знать правила построения перспективы интерьера, и принципы


последовательности ведения рисунка, анализа конструктивно – пространственного свойства изображаемого. А также свободно и самостоятельно выполнять постановки из 5-8 предметов различных по форме, тону и материалу, расположенных в глубоком пространстве, на различных уровнях, с применением нескольких драпировок. Знать пропорции головы человека, уметь выполнять быстрые зарисовки фигуры человека, животных, пейзажные зарисовки и зарисовки интерьера в перспективе пространства. Иметь опыт рисования набросков с фигуры человека в классе и домашних условиях и пленэрных. Освещение верхнее, боковое, контрастное.

Модуль – Живопись (70 ч.)

Заканчивая 5 – ти летний курс практического освоения предмета живописи, обучающиеся должны овладеть живописными техниками исполнения работы с использованием предварительных этюдов и зарисовок.

А, так же иметь чувство цвета, средств передачи пространства ( воздушной перспективы). Уметь характерно передавать материальность предметов посредством цветового мазка с выявлением посредством светотени объема, фактуры и освещенности изображаемых объектов. Живописное исполнение длительных постановок из 3-4-х предметов на нейтральном и контрастном фоне, несложных краткосрочных этюдов. Иметь навыки анализа конструкции при рисовании формы головы человека и последовательного написания портрета с натуры, с применением знаний анатомии построения черепа человека, с передачей объема. Легко справляться с композиционным решением при выполнении работы в живописи с помощью эскизов, что остается обязательным при выполнении каждого задания.

Уметь достигать единства цветового решения, знать различные приемы работы акварелью и гуашью. Учащиеся закрепляют знания о живописных техниках выполнения работ: техника « по – сырому», «а-ля прима», лессировкой, гризайль. Развивая навыки работы в технике «по сырому и «а-ля прима», лессировкой - у учащихся происходит закрепление знаний о хроматических цветах и контрастных цветовых парах хроматического круга.

Знать закон световоздушной и линейной перспективы, а также законы линейного конструирования предметов сложной формы. Получить первичные знания работы над интерьером. Уметь «лепить» форму цветом.

Знать пропорциональные соотношения строения птицы. Новые понятия о возможностях живописных материалах при передаче объема птиц.

Знать пропорции фигуры человека, уметь выявлять выразительные особенности натуры, уметь подчинить детали целому.

Освещение верхнее, боковое, контрастное. Формат от ¼ до ½ листа.

Модуль – Композиция (70 ч.) Заканчивая 5 –ти летний курс практического освоения предмета композиции, обучающиеся должны овладеть выбранной техникой исполнения с использованием предварительных этюдов и зарисовок.

Знать что такое «Вытынанка», технологию выполнения, уметь стилизовать рисунок с натуры и оформить паспорту.

Знать художников работавших в технике графика, средства художественной выразительности в графике, зная литературную основу, уметь применить их на практике.

Знать основы выразительности выполнения плаката, уметь применить и выполнить различные декоративные техники художественных работ : коллаж и фотоколлаж, набрызг, трафарет, уметь писать плакатным пером и лаконично мыслить в плакате.

Знать особенности выполнения работы в технике аппликация, уметь подобрать соответствующую гамму цветов, стилизовать изображение. А также знать законы декоративной композиции, проявить творческую фантазию. Добиваться творческой индивидуальности и выразительности в творческой работе, и проявлять творческие способности в самостоятельной работе, уметь самостоятельно раскрыть тему. Различные техники исполнения художественных работ и материалов. Приобрести умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра и законы композиционного картинную плоскость и ощущение различного формата. Овладение особенностями станковой и декоративной работы. Формат: А-4, А-3, А-2 листа ватмана.

Методическое и материально-техническое обеспечение


Форма проведения занятий:

  • Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

  • Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

  • Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

  • Занятие по памяти и представлению – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

  • Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

  • Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

  • Занятие повторение – помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

  • Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением.

  • Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

  • Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

  • Ведущей формой работы является практическая работа. Все это помогает создать условия для проведения творческого процесса.


Средства обучения композиции

Технические средства:

1). Интерактивная доска

2). Компьютер

3). Видеопроектор

4). Выход в Интернет

Оборудование:

5).Картотека с заданиями для индивидуального обучения и организации самостоятельных работ обучающихся

6). Учебная парта – 15

7).Мольберты - 15

8).Подиумы -5

9).Светильники -2




Список литературы

Интернет-ресурсы:

ДШИ /photo-37

Artschool-kms.ru/node/53

Art.s548ru/

Artstudia.com

Proartschool.ru/

Myshared.ru/slide96498



Учебники

  • Н.М.Сокольникова «Основы композиции» 5-8 класс Обнинск «Титул» 1996

  • Н.М.Сокольникова «Основы рисунка» 5-8 класс Обнинск «Титул» 1996

  • Н.М.Сокольникова «Основы живописи» 5-8 класс Обнинск «Титул» 1996

  • Н.М.Сокольникова « Краткий словарь художественных терминов» 5-8 класс Обнинск «Титул» 1996


Литература

  • .М.Сокольникова «Словарь художественных терминов» Обнинск «Титул» 1996

  • И.Д.Агеева «Занимательные материалы по изобразительному искусству»

методическое пособие, игровые методы обучения, М. 2006

  • О.И. Подобедова «О природе книжной иллюстрации» М. «Художник» 2005

  • В.С.Кузин учебник для художественных училищ «Психология» М. 1982

  • А.Н.Щеголихина, И.Е.Тимофеева «Рисунок» М. «Легкая промышленность» 1998

  • Н.Ф. Золотницкий «Цветы в легендах и преданиях» Киев, 1994

  • Т.В. Калашникова энциклопедия русской живописи М. «Олма- пресс» 2006