Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Важной особенностью предлагаемой программы является компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В основу программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями. Это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
- образовательные: освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- воспитательные: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- развивающие: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- валеологические: создание комфортной обстановки, которая способствует эффективной работе ученика, его творческому самовыражению;
создание условий, способствующих сохранению и укреплению его здоровья (средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, обстановка, гигиенические условия в классе и т. д) .
составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения.
Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.
Систематизация знаний по русскому языку.
Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).
Совершенствование устной речи.
№ ур. | Тема | Виды деятельности учащихся | Оборудование | Домашнее задание | Дата | 11а | 11б | 11в |
ВВЕДЕНИЕ(2 часа) |
1 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Функции языка. | работа с текстовым материалом учебника, выполнение упражнений, ответы на вопросы, синтаксический разбор | Презентация, учебник. | Упр.37 | 01.09 | | | |
2 | Вводная диагностика. Проверочная работа в формате ЕГЭ | работа с текстовым материалом учебника, выполнение упражнений, ответы на вопросы | Тесты ЕГЭ http://www.еgе.edu.ru | Группы: обзор сайтов «Русские словари» «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» | 05.09 | | | |
Повторение изученного (92 часа) |
3 | Повторение фонетики, графики и орфоэпии | Упр.586 фонетический и орфоэпический разбор слов, анализ текста с указанием фонетических средств выразительности. | Учебник | Упр.258 261 | 06.09 | | | |
4 | Подготовка к ЕГЭ №1. Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ раздаточные материалы | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) Интересные сведения из истории морфем. | 07.09 | | | |
5 | Повторение морфемики и словообразования | Упр.571,550-552 морфемный и словообразовательный разбор слов, анализ текста, включающий работу с изобразительными средствами словообразования, объяснительный диктант | Учебник | Упр.277 279 Интересные сведения из истории слов и фразеологизмов. | 08.09 | | | |
6 | Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии | работа с толковым, фразеологическим и этимологическим словарями, конструирование предложений, подбор фразеологических синонимов и антонимов. | Учебник | Упр.335-336 | 13.09 | | | |
7 | Повторение морфологии | работа по таблице «Части речи», анализ изобразительных средств морфологии в поэтических текстах, объяснительный диктант | Учебник | Упр.354 355 | 14.09 | | | |
8 | Подготовка к ЕГЭ №2. Лексическое значение слова. Лексические нормы | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 15.09 | | | |
9 | РР Анализ стихотворного текста | анализ стихотворного текста (роль тропов и стилистических фигур в раскрытии идейного замысла) | План-схема, Раздаточные материалы | Закончить работу в тетрадях. | 19.09 | | | |
10 | Повторение. Морфологический разбор. | Упр.596 морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, | Карточки, раздаточные материалы | Упр.370 | 20.09 | | | |
11 | Подготовка к ЕГЭ №3. Лексика и фразеология(синонимы, антонимы, паронимы. Антонимы). | Подготовка к написанию изложения | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 21.09 | | | |
12 | РР Подробное изложение №1 с сохранением авторского стиля | выполнение заданий к ЕГЭ | Тексты изложения | | 22.09 | | | |
13 | РР Подробное изложение с сохранением авторского стиля | Написание изложения | Тексты изложения | Упр.376 | 26.09 | | | |
14 | РР Анализ изложений | анализ орфографических и пунктуационных ошибок в изложениях; работа по опорным схемам, пунктуационный анализ текста, синтаксический разбор и составление схем предложений, конструирование предложений по схемам | Презентация | Закончить работу над ошибками | 27.09 | | | |
15 | Повторение синтаксиса и пунктуации | Унр. 549 пунктуационный анализ текста, синтаксический разбор и составление схем предложений, конструирование предложений по схемам | Учебник | Упр.386,390 | 28.09 | | | |
16 | Подготовка к ЕГЭ №4.Словосочетание и предложение | пунктуационный анализ текста, синтаксический разбор и составление схем предложений, конструирование предложений по схемам | Учебник | Упр. 436 | 29.09 | | | |
17 | Контрольная работа № 1 в формате ЕГЭ | написание словарного диктанта | Тесты ЕГЭ | Словарная работа | 03.10 | | | |
18 | Повторение и обобщение изученного о тексте. Проблематика текста. | анализ текста, составление цитатного плана, редактирование, определение проблематики. | Учебник | Упр.60 | 04.10 | | | |
19 | Позиция автора в тексте. | способы оформления ссылки на авторскую позицию в тексте. | Тексты ЕГЭ | Упр.115 | 05.10 | | | |
20 | Подготовка к ЕГЭ №5. Словосочетание и предложение | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | Упр.443 | 06.10 | | | |
21 | Комментирование исходного текста в сочинении ЕГЭ | приемы комментирования исходного текста. | Тексты, критерии оценивания | Упр.445 | 10.10 | | | |
22 | РР Сочинение-рассуждение№1. Основные требования к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Критерии оценивания сочинения. | подготовка к написанию сочинения | Тексты, критерии оценивания, раздаточные материалы | Упр. 446 | 11.10 | | | |
23-24 | РР Написание сочинения-рассуждения | Написание сочинения | Тексты, критерии оценивания, раздаточные материалы | Упр. 446 | 12.10 | | | |
25 | РР Анализ различных видов ошибок в сочинениях | анализ орфографических , пунктуационных и речевых ошибок в сочинениях; взаимоконтроль и взаимокоррекция. | Презентация | Упр.450 | 13.10 | | | |
26 | Подготовка к ЕГЭ №6. Грамматические нормы языка (морфологические нормы). | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 17.10 | | | |
27 | Словообразование | составление сложного плана, словообразовательный разбор слов, анализ новообразований, объяснительный диктант. | Карточки, раздаточные материалы | П.42 Упр.215 Инд. сообщения | 18.10 | | | |
28 | Появление у слов новых лексических значений | конструирование словосочетаний и предложений, лексический разбор слов, работа с толковыми словарями, сочинение-миниатюра по опорным словам, орфографический анализ текста. | Презентация | П.43 Упр.228 Инд. сообщения | 19.10 | | | |
29 | Подготовка к ЕГЭ №7. Грамматические нормы языка (синтаксические нормы). | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 20.10 | | | |
30 | Лексика пассивного словарного фонда | работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля, комплексный анализ отрывка из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», из сказа Н.С. Лескова «Левша», определение стилистических различий форм глагола. | Презентация | П.44 Упр.227 Инд..сообщения | 24.10 | | | |
31 | Повторение. Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым | синтаксический разбор предложений, составление обобщающей таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым», комментированный диктант | Карточки, раздаточные материалы | Найти и объяснить случаи употребления тире в стихотворениях поэтов серебряного века (5 примеров) Инд. сообщения | 25.10 | | | |
32 | Использование историзмов и архаизмов | работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля, этимологическим словарем, комплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий», сравнительный анализ слов с точки зрения их стилистической окраски. | Презентация, учебник «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, этимологический словарь | Найти и прокомментировать употребление историзмов и архаизмов в стихотворениях поэтов серебряного века (5 примеров) | 26.10 | | | |
33 | Подготовка к ЕГЭ №8. Грамматические нормы языка (синтаксические нормы). | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 27.10 | | | |
34 | Контрольный диктант№1 с грамматическим заданием | Написание диктанта, выполнение грамматического задания | | | 07.11 | | | |
35 | Повторение. Пунктуация. Тире в неполных предложениях | синтаксический разбор предложений, составление обобщающей таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым и в неполном предложении», комментированный диктант. | Карточки, раздаточные материалы | Найти и объяснить случаи употребления тире в стихотворениях М.Цветаевой (5 примеров) Инд. сообщения | 08.11 | | | |
36 | Термины науки | работа с толковым словарем, анализ текста научного стиля, комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм, лексический разбор слов, словарный диктант. | Учебник «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, толковый словарь С. Ожегова | Библеизмы (инд. сообщения) | 09.11 | | | |
37 | Подготовка к ЕГЭ №9. Выразительные средства лексики и фразеологии. | выполнение заданий к ЕГЭ | | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 10.11 | | | |
38 | Религиозная лексика | работа с толковым, фразеологическим словарями, комплексный анализ текста, создание текста по одному из библеизмов. | Карточки, раздаточные материалы | П.47 Упр.237 | 14.11 | | | |
39 | Периферийная лексика | комплексный анализ текста, работа с толковым словарем, основные виды разбора, редактирование. | Презентация Карточки, раздаточные материалы | П.48. Упр.238 | 15.11 | | | |
40 | Просторечие | комплексный анализ текста, работа с толковым словарем (пометы), конструирование предложений, схематический диктант. | Презентация Карточки, раздаточные материалы | П49 Проследить за отклонениями от лит.нормы в речи одноклассников | 16.11 | | | |
41 | Подготовка к ЕГЭ №10. Орфография. Правописание корней. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 17.11 | | | |
42 | Диалектизмы | анализ ранней лирики С.А. Есенина, отрывков из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля. | Презентация Карточки, раздаточные материалы | Выписать 5 примеров из классики, дать толкование словам | 21.11 | | | |
43 | Контрольная работа № 1 в форме ЕГЭ | выполнение заданий контрольной работы в форме ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | Словарная работа Упр.584 | 22.11 | | | |
44 | Профессионализмы | анализ стихотворения Н.М. Рубцова «В океане», газетной заметки, орфографический и пунктуационный анализ текста, дискуссия. | Презентация Карточки, раздаточные материалы | П.51 Упр.242 | 23.11 | | | |
45 | Подготовка к ЕГЭ №11. Правописание безударных проверяемых гласных корня. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 24.11 | | | |
46 | Жаргонизмы | диспут «Как вы относитесь к употреблению жаргонизмов в речи современного человека?». | Презентация Карточки, раздаточные материалы | П.43 Сочинение- миниатюра | 28.11 | | | |
47 | Повторение. Пунктуация. Знаки препинания при конструкциях с союзом как. | составление обобщающей таблицы «Знаки препинания при конструкциях с союзом как», комментированный диктант с графическим обозначением пунктограмм, схематический диктант, редактирование. | Карточки, раздаточные материалы | Выписать 5 примеров из антиутопии Е.Замятина Инд.сообщения | 29.11 | | | |
48 | Заимствования | Упр.587 работа со словарем иностранных слов, замена иноязычных слов исконно русскими составление текста «Мое хобби». | Презентация , Словарь иностранных слов | Сочинение - миниатюра | 30.11 | | | |
49 | Подготовка к ЕГЭ №12. Правописание словарных слов. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | Подготовка к конференции | 01.12 | | | |
50 | Конференция «Источники расширения словарного состава современного русского языка» | сообщения учащихся, составление плана урока | Презентации | Разыгрывание диалога | 05.12 | | | |
51 | Повторение. Орфоэпические, лексические и морфологические нормы | лексический и морфологический разбор слов, сочинение-миниатюра по опорным словам. | Карточки, раздаточные материалы | Разыгрывание диалога | 06.12 | | | |
52 | Синтаксические нормы | конструирование словосочетаний, редактирование предложений с деепричастными оборотами, сочинение-миниатюра, синтаксический разбор предложений. | Карточки, раздаточные материалы | П.28(конспект) | 07.12 | | | |
53 | Подготовка к ЕГЭ №13. Правописание приставок. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 0812 | | | |
54-55 | РР Сочинение-рассуждение №2 (в форме ЕГЭ) | подготовка, написание сочинения-рассуждения в форме ЕГЭ | Тексты, критерии оценивания, раздаточные материалы | Словарная работа | 12.12 13.12 | | | |
56 | РР Анализ различных видов ошибок в сочинениях | анализ орфографических , пунктуационных и речевых ошибок в сочинениях; взаимоконтроль и взаимокоррекция. | Презентация | Индивидуальная работа над ошибками Упр.578 | 14.12 | | | |
57 | Подготовка к ЕГЭ №14. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-). | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | Обзор сайта по культуре речи | 15.12 | | | |
58 | Практикум .Культура речи | анализ текстов и речевых ситуаций, работа с толковым словарем, лексический разбор слов, комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм | Толковый словарь | П.39 Сочинение - миниатюра | 19.12 | | | |
59 | РР № 6 Изложение №2 с творческим заданием | Подготовка к написанию изложения с творческим заданием | Тексты изложения | Словарная работа | 20.12 | | | |
60 | РР № 7 Написание изложения с творческим заданием | Написание изложения с творческим заданием | Тексты изложения | Словарная работа | 21.12 | | | |
61 | РР Анализ различных видов ошибок в изложениях Словарный диктант | анализ орфографических , пунктуационных и речевых ошибок в изложениях; взаимоконтроль и взаимокоррекция. | Презентация | Индивидуальная работа над ошибками | 22.12 | | | |
II полугодие (семестр) |
62 | Подготовка к ЕГЭ №15. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-). | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 09.01 | | | |
ПРИНЦИПЫ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ(10часов) |
63 | Принципы орфографии | составление сложного плана по теме урока, орфографический анализ текста, комментированное письмо. | Учебник с 372 | П.54 Упр.542 | 10.01 | | | |
64 | Повторение. Орфограммы в корне | объяснительный диктант, составление текста на свободную тему с использованием слов с орфограммами в корне. | Учебник. Карточки, раздаточные материалы | Упр.557- подготовиться к диктанту | 11.01 | | | |
65 | Подготовка к ЕГЭ №16. Правописание суффиксов различных частей речи с -Н- и –НН-. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | Упр.610- подготовка к диктанту | 12.01 | | | |
66 | Повторение. Орфограммы в приставках | морфемный разбор слов, объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм, выборочный диктант | Учебник. Карточки, раздаточные материалы | Упр.541- подготовиться к диктанту | 16.01 | | | |
67 | Разделительные Ъ и Ь. Основные функции Ь. | выборочный диктант, редактирование, конструирование предложений. | Учебник. Карточки, раздаточные материалы | Упр.596 | 17.01 | | | |
68 | Правописание суффиксов различных частей речи | объяснительный диктант, комплексный анализ текста, | Учебник. Карточки, раздаточные материалы | сочинение-миниатюра на тему «Нужны ли русскому языку суффиксы?». | 18.01 | | | |
69 | Подготовка к ЕГЭ №17. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | Упр.507 | 19.01 | | | |
70 | Правописание окончаний различных частей речи | склонение существительных, прилагательных, причастий, спряжение глаголов, комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.619 | 23.01 | | | |
71 | Правописание гласных после шипящих | | Карточки, раздаточные материалы | Упр.596 | 24.01 | | | |
72 | Написание не и ни с различными частями речи | Составление алгоритма, объяснительный диктант | Карточки, раздаточные материалы | Упр.443 (2) | 25.01 | | | |
73 | Подготовка к ЕГЭ №18. Правописание служебных слов. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 26.01 | | | |
74 | Написание н и нн в различных частях речи | Составление алгоритма, комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм | Карточки, раздаточные материалы | Упр.610- подготовиться к диктанту | 30.01 | | | |
75 | Слитное, раздельное и дефисное написание | объяснительный диктант с опорой на таблицы, конструирование словосочетаний и предложений, морфологический разбор омонимичных частей речи. | Карточки, раздаточные материалы | Упр. 641 | 31.01 | | | |
76 | Правописание омонимичных форм разных частей речи | Формулирование правила правописания омонимичных слов, объяснительный диктант, выполнение упражнений учебника | Карточки, раздаточные материалы | Упр.651 | 01.02 | | | |
77 | Подготовка к ЕГЭ №19. Правописание служебных слов. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 02.02 | | | |
78 | Словосочетание | синтаксический разбор словосочетаний, конструирование словосочетаний по схемам, распределение словосочетаний по группам в зависимости от способа связи и свойств главного слова. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.395 | 06.02 | | | |
79 | Предложение | конструирование предложений, синтаксический разбор предложений, выразительное чтение, создание текста в жанре эссе с использованием цитаты из стихотворения. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.407 | 07.02 | | | |
80 | Подготовка к ЕГЭ №20. Синтаксис. Пунктуация простого и сложного предложения. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 08.02 | | | |
81 | Простое предложение. Смысловой центр предложения | анализ текста, синтаксическая характеристика предложений, обозначение границ «данного» и «нового» в предложении, конструирование предложений по схемам, схематический диктант. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.410 | 09.02 | | | |
82 | Главные и второстепенные члены предложения | анализ текста, синтаксический разбор предложений, составление обобщающей таблицы «Второстепенные члены предложения», объяснительный диктант. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.414 | 13.02 | | | |
83 | РР Изложение№3 с сохранением авторского стиля | Подготовка к написанию изложения с сохранением авторского стиля | Тексты изложения | Словарная работа Упр. 632 | 14.02 | | | |
84 | РР Написание изложения с сохранением авторского стиля | написание изложения с сохранением авторского стиля | Тексты изложения | Словарная работа Упр. 632 | 15.02 | | | |
85 | Подготовка к ЕГЭ №21. Знаки препинания в осложненном предложении. | анализ пунктуации изложений; выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 16.02 | | | |
86 | Односоставные предложения. Полные и неполные предложения | анализ текста, выборочный диктант, синтаксический разбор односоставных предложений, конструирование односоставных предложений. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.428 Упр.443 | 20.02 | | | |
87 | Административная контрольная работа | | | | 21.02 | | | |
88 | Подготовка к ЕГЭ №22. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 22.02 | | | |
89 | Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения | конструирование осложненных предложений разных видов, составление схем однородных членов предложения, пунктуационный анализ текста, редактирование. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.446 | 27.02 | | | |
90 | Обособленные члены предложения. Обособление. Знаки препинания при обособленных определениях. | комментированное письмо с графическим обозначением пунктограмм, синтаксический разбор предложений, анализ текста, конструирование предложений. | Карточки, раздаточные материалы | Упр. 458 | 28.02 | | | |
91 | Подготовка к ЕГЭ №23. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 01.03 | | | |
92 | РР Сочинение-рассуждение №3 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения | Тексты, критерии оценивания, раздаточные материалы | Упр.456 | 02.03 | | | |
93 | РР Написание сочинения-рассуждения | написание сочинения-рассуждения | | Упр.456 | 06.03 | | | |
94 | РР Анализ различных видов ошибок в сочинениях | анализ орфографических , пунктуационных и речевых ошибок в сочинениях; взаимоконтроль и взаимокоррекция. | Презентация | | 07.03 | | | |
95 | Обособление. Знаки препинания при обособленных приложениях | пунктуационный анализ текста, комментированное письмо с графическим обозначением условий обособления приложений, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений с обособленными приложениями. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.463 | 09.03 | | | |
96 | Подготовка к ЕГЭ №24. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 13.03 | | | |
97 | Обособление. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | пунктуационный анализ текста, комментированное письмо с графическим обозначением условий обособления обстоятельств, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений с обособленными обстоятельствами. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.467 | 14.03 | | | |
98 | Обособление. Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения | пунктуационный анализ текста, комментированное письмо с графическим обозначением условий обособления уточняющих членов предложения, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений с обособленными уточняющими членами. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.470 | 15.03 | | | |
99 | Подготовка к ЕГЭ №25. Текст. Проблематика текста и позиция автора. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 16.03 | | | |
100 | Вводные и вставные конструкции | синтаксический разбор простых осложненных предложений, конструирование предложений | Карточки, раздаточные материалы | Упр.477 | 20.03 | | | |
101 | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием | написание диктанта, выполнение грамматического задания | | Упр.483 | 21.03 | | | |
102 | Подготовка к ЕГЭ №26. Текст. Проблематика текста и позиция автора. | анализ контрольной работы; выполнение заданий ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 22.03 | | | |
103 | Обращение. Знаки препинания при вводных, вставных конструкциях, обращениях и междометиях | пунктуационный разбор предложений, исследовательская работа (различение обращений, номинативных предложений и именительного представления), конкурс: кто вспомнит больше стихотворных строчек, в которых есть обращение. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.487 | 23.03 | | | |
104 | Сложные предложения. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях | синтаксический и пунктуационный разбор ССП, схематический диктант, объяснительный диктант | Карточки, раздаточные материалы | Упр. 500 | 03.04 | | | |
105 | Сложноподчиненное предложение | синтаксический и пунктуационный разбор ССП, объяснительный диктант с графическим обозначением пунктограмм, конструирование предложений по схемам. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.505 | 04.04 | | | |
106 | Подготовка к ЕГЭ №27. Текст. Проблематика текста и позиция автора. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 05.04 | | | |
107 | РР Изложение №4с творческим заданием | Подготовка к написанию изложения с творческим заданием | Тексты изложения | Упр.508 | 06.04 | | | |
108 | РР Написание изложения с творческим заданием | написание изложения с творческим заданием | Тексты изложения | Упр.508 | | | | |
109 | РР Анализ различных видов ошибок в изложениях | анализ орфографических , пунктуационных и речевых ошибок в изложениях; взаимоконтроль и взаимокоррекция. | Презентация | Упр.506 | 10.04 | | | |
110 | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Синтаксический разбор СПП | синтаксический и пунктуационный разбор СПП, конструирование предложений по схемам, комплексный анализ текста. Синтаксический и пунктуационный разборы | Карточки, раздаточные материалы | Упр.512 | 11.04 | | | |
111 | Подготовка к ЕГЭ №28. Текст. Проблематика текста и позиция автора. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 12.04 | | | |
112 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях | работа по таблице «Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения», синтаксический разбор сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, конструирование предложений по схемам. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.520 | 13.04 | | | |
113 | Синтаксический разбор БСП | синтаксический и пунктуационный разбор БСП | Карточки, раздаточные материалы | Упр.524 | 17.04 | | | |
114-115 | Сочинение-рассуждение № 4 в форме ЕГЭ | подготовка, написание сочинения-рассуждения в форме ЕГЭ | Тексты, критерии оценивания, раздаточные материалы | Самостоятельная работа над ошибками | 18.04 19.04 | | | |
116 | Подготовка к ЕГЭ №29. Текст. Проблематика текста и позиция автора. | анализ ошибок в сочинениях – рассуждениях; выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 20.04 | | | |
117 | Предложения с прямой речью | составление схем предложений и предложений по схемам, объяснительный диктант. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.531 | 24.04 | | | |
118 | Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитировании | выразительное чтение и анализ поэтических текстов, конструирование предложении с прямой речью, диалогом, оформление цитат в виде прямой и косвенной речи. | Карточки, раздаточные материалы | Упр. 532 | 25.04 | | | |
119 | Подготовка к ЕГЭ №30. Текст. Проблематика текста и позиция автора. Аргументация собственного мнения. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 26.04 | | | |
121 | Принципы пунктуации | орфографический и пунктуационный анализ текстов и предложений, работа по опорным схемам по теме урока. | Презентация | Упр.661 | 27.04 | | | |
122 | Пунктуация простого предложения | синтаксический разбор предложений, комментированное письмо, конструирование предложений, составление схем простых предложений с однородными членами предложения. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.669 | 28.04 | | | |
123 | Контрольная работа № 3 в форме ЕГЭ | выполнение заданий контрольной работы в форме ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | Упр.659 | 02.05 | | | |
124 | Подготовка к ЕГЭ №31. Текст. Проблематика текста и позиция автора. Композиция сочинения. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 03.05 | | | |
125 | Пунктуация сложного предложения | синтаксический разбор предложений, комментированное письмо, конструирование предложений, составление схем сложных предложений. | Карточки, раздаточные материалы | Упр.665 | 04.05 | | | |
126 | Подготовка к ЕГЭ №32. Текст. Проблематика текста и позиция автора. Комментарий проблемы. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 08.05 | | | |
127 | Авторские знаки | выразительное чтение и анализ стихотворных произведений с авторскими знаками препинания, орфографический и пунктуационный анализ текста | Карточки, раздаточные материалы | Упр.663 | 10.05 | | | |
128 | Повторение орфографии | выполнение заданий к ЕГЭ | Карточки, раздаточные материалы | Упр.640 | 11.05 | | | |
129 | Подготовка к ЕГЭ №33. Текст. Средства художествен-ной выразительности текста. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 15.05 | | | |
130 | Повторение морфологии | выполнение заданий к ЕГЭ | Карточки, раздаточные материалы | Упр.644 | 16.05 | | | |
131 | Повторение синтаксиса | выполнение заданий к ЕГЭ | Карточки, раздаточные материалы | Упр.658 | 17.05 | | | |
132 | Повторение пунктуации | выполнение заданий к ЕГЭ | Карточки, раздаточные материалы | Упр.671 | 18.05 | | | |
133 | Подготовка к ЕГЭ №34. Текст. Средства художественной выразительности текста. | выполнение заданий к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | http://www.еgе.edu.ru (самоподготовка, анализ проблемных случаев с последующим обсуждением) | 22.05 | | | |
134 | Повторение пунктуации | выполнение заданий к ЕГЭ | Карточки, раздаточные материалы | Упр.600 | 23.05 | | | |
134 | Повторение пунктуации | выполнение заданий к ЕГЭ | Карточки, раздаточные материалы | Упр.603 | 24.05 | | | |
134 | Итоговый урок | выполнение заданий к ЕГЭ | | | 25.05 | | | |
135- | Резервные уроки | | | | | | | |
140 | | | | | | | | |