№п\п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Вид контроля | Освоение фундаментального ядра (ученик научится и может научиться). | Сформированность УУД | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | Биология- наука о живой природе | 1 | Биология. Значение биологии. | Вводная беседа. | Отличать живые организмы от не живых. | П.:уч-ся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний.М.:формируются умения проводить наблюдения в живой природе.Л.:формируются любовь и бережное отношение к природе. | | | |
2 | Методы исследования в биологии | 1 | Наблюдение, эксперимент, измерение. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Уметь пользоваться различными методами исследований. | П.:уч-ся знают основные методы изучения биологии, правила ТБ в биологическом кабинете.Л.:формир-ся ответственное отношение к соблюдению правил ТБ. М.:начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований. | | | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | 1 | Царства:Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Клеточное строение, питание, дыхание, рост. | Беседа по вопросам. Сообщения. | Сравнивать организмы, относящиеся к различным царствам. | П.:уч-ся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов екстомнеживой природы.М.:развиваются навыки работы с т и иллюстрациями ручебника.Л.:формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого. | | | |
4 | Среды обитания организмов. | 1 | Среды: водная, наземно-воздушная, почва, организм. | Индивидуальный опрос. | Характеризовать среды обитания организмов. | П.:уч-ся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности.М.:формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.Л.:формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для уч-ся объектов. | | | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 1 | Факторы: абиотические, биотические, антропогенные. | Индивидуальный опрос. | Характеризовать экологические факторы | П.:уч-ся умеют определять понятие «экологические факторы»и объяснять их влияние на живые организмы.М.:развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:формируются элементы экологической культуры. | | | |
6 | Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. | 1 | Фенология как наука. | Практическая работа №1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Проводить фенологические наблюдения. | Формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. | | | РК |
7 | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений». | 1 | Многообразие организмов. Изменения в жизни растений. | Отчет об экскурсии | Проводить наблюдения и делать выводы о взаимосвязях в природе. | П.:уч-ся приобретают навыки правильного поведения в природе.М.:развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.Л.:формируется любовь и бережное отношение к природе. | | | РК |
8 | Устройство увеличительных приборов. | 1 | Лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом. | Лабораторная работа№1 «Рассматривание строения растений с помощью лупы». | Пользоваться лупой. | П.:уч-ся знают устройство увеличительных приборов.умеют работать с ними; убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.М.:развивается умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.Л.:формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований. | | | |
9 | Строение клетки. | 1 | Мембрана, цитоплазма, ядро, | Лабораторная работа№2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука» | Пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты, находить основные части растительной клетки. | П.:уч-ся им.нач-е представление о строении клетки;приобрели навык готовить микропрепарат и рассмотреть его в микроскоп, схематически изобразить строение клетки в тетради.М.:развиваются умения выполнения л.р. и оформление ее результатов.Л.:формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для уч-ся объектов. | | | |
10 | Строение клетки. | 1 | Пластиды. Хлоропласты. | Лабораторная работа№3 «Пластиды». | Пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты, находить основные части растительной клетки. | П.:уч-ся имеют понятие о пластидах и хлоропластах;у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов.М.:развиваются навыки выполнения л.р., умение выделять существенные признаки в строении клетки. Л.:формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для уч-ся объектов. | | | |
11 | Химический состав клетки. | 1 | Вода. Минеральные вещества. Органические вещества. | Индивидуальный опрос. | Обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава. | П.:уч-ся им.начальные представления о химическом составе клетки.М:развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы.Л.:формируется научное мировоззрение на основании установления сходства хим.состава клеток как одного из доказательств единства живой природы. | | | |
12 | Процессы жизнедеятельности в клетке. | 1 | Рост и развитие. | Лабораторная работа№4. | Проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке. | М.:развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке.П.:у уч-ся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.Л.:форм-ся познават-й мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов. | | | |
13 | Деление и рост клетки. | 1 | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. | Фронтальный опрос | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. | П.:уч-ся знают,умеют описать процесс деления клетки и ее рост.М.:развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:форм-ся научное мировоззрение в связи с развитием у уч-ся представления о делении клеток как основе размножения,роста и развития живых организмов. | | | |
14 | Ткани. | 1 | Ткань. | Лабораторная работа№5 | Различать различные типы тканей. | П.:уч-ся им.первонач-е представления о тканях и выполняемых ими функциями в растительном орг-ме.М.:развив-ся умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:форм-ся научное мировоз-е в связи с развитием у уч-ся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток. | | | |
15 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов». | 1 | Систематизация и обобщение понятий раздела. | Тестирование. | Анализировать и обобщать имеющиеся знания. | П.:у уч-ся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов.М.:развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания.Л.:форм-ся научное мировоз-е в связи с развитием у уч-ся представления о единстве живого. | | | |
16 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | 1 | Бактерии. Формы бактерий. | Фронтальная беседа. | Давать общую характеристику бактериям. Отличать бактерии от других живых организмов. | П.:уч-ся им.представления об особенностях строения бактерий и их многообразии.М.:развив-ся умение самост-но работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:форм-ся научное мировоз-е на основе изучения строения бактерий. | | | |
17 | Роль бактерий в природе. | 1 | Роль бактерий в природе. | Индивидуальный опрос. | Объяснять роль бактерий в природе. | П.:уч-ся им.начальные сведения о роли бактерий в природе.М.:развив-ся умение самост-о выполнять биологические исследования.Л.:формир-ся интерес к предмету. | | | |
18 | Роль бактерий в жизни человека. | 1 | Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. | Индивидуальный опрос. | Объяснять роль бактерий в жизни человека. | П.:уч-ся им.начальные сведения о роли бактерий в жизни человека.М.:развив-ся умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:форм-ся познават-я самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | | | |
19 | Общая характеристика грибов. | 1 | Особенности строения грибов. Многообразие грибов. | Фронтальный опрос. | Давать характеристику грибам( строение и основные процессы жизнедеятельности). | П.:уч-ся знают о строении грибов,их роли в природе и жизни человека.М.:развив-ся ум-я самост-но работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов. | | | |
20 | Шляпочные грибы. | 1 | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | Индивидуальный опрос. | Отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых. | П.:уч-ся знают особенности строения и жизнедеят-ти шляпочных грибов,умеют отличать съедобные от ядовитых,знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.М.:развив-ся умение сам-но работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:форм-сяпонимание ценности здорового и безопасного образа жизни. | | | РК |
21 | Плесневые грибы и дрожжи. | 1 | Особенности строения мукора и дрожжей. | Лабораторная работа№6. | Выращивать плесневые грибы. | П.:уч-ся знают строение плесневых грибов и дрожжей,их роль в природе и жизни человека.М.:развив-ся ум-е самост-о проводить исследования в ходе л.р. и на основе анализа полученных результатов делать выводы.Л.:форм-ся познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | | | |
22 | Грибы-паразиты. | 1 | Трутовик, головня, спорынья. | Индивидуальный опрос. Сообщения. | Работать с дополнительными источниками информации. | П.:уч-ся знают о грибах-паразитах и их роль в природе.М.:разв-ся ум-е самост-но работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:форм-ся познават-я самост-ть и мотивация на изучение объектов природы. | | | |
23 | Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы». | 1 | Систематизация и обобщение понятий раздела. | Тестирование. | Анализировать и обобщать имеющиеся знания. | П.:уч-ся систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека.М.:развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы.Л.:форм-ся научное мировоз=е на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. | | | |
24 | Разнообразие, распространение и значение растений. | 1 | Общая характеристика растительного царства. Охрана растений. | Фронтальная беседа. | Выделять существенные признаки растений. Сравнивать представителей низших и высших растений. | П.:уч-ся имеют представление о многообразии растений,их характерных признаках,о высших и низших растениях.М.:развив-ся ум-я выделять существенные признаки растений.Л.:форм-ся экологическая культура на основе понимания важности охраны растений. | | | РК |
25 | Водоросли. | 1 | Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей. | Лабораторная работа№7 «Строение зеленых одноклеточных водорослей». | Выделять существенные признаки низших растений. | П.:уч-ся имеют представления о водорослях как представителях низших растений,их характерных признаках.М.:развивается ум-е выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям.Л.:форм-ся познав-я самостоят-ть и мотивация на изучение объектов природы. | | | |
26 | Строение многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. | 1 | Зеленые,бурые, красные водоросли. Значение. | Индивидуальный опрос. | Характеризовать строение и многообразие многоклеточных водорослей. | П.:уч-ся имеют представления о многокл-х водорослях как представителях низших растений,их характерных признаках.М.:развив-ся ум-е работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:форм-ся элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности. | | | |
27 | Лишайники. | 1 | Строение, питание, размножение лишайников. Значение. | Индивидуальный опрос. | Проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы. | П.:уч-ся им.представление о лишайниках как симбиотических организмах.М.:развив-ся умение проводить наблюдения в природе и на их основании делатьвыводы.Л.:форм-ся экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды. | | | |
28 | Мхи. | 1 | Высшие споровые растения. Строение мха. | Лабораторная работа№8 «Строение мха». | Характеризовать признаки высших споровых растений. | П.:уч-ся им.представление о мхах как представителях высших споровых растениях,их характерных признаках.М.:разв-ся ум-е выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям.Л.:форм-ся мировоз-е на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении. | | | |
29 | Плауны. Хвощи. | 1 | Строение хвоща на местных видах. | Лабораторная работа№9 «Строение спороносящего хвоща». | Выделять существенные признаки высших споровых растений. | П.:уч-ся имеют представление о папоротниках,плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений,их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами. | | | РК |
30 | Папоротники. | 1 | Строение папоротника на местных видах. | Лабораторная работа№10 «Строение спороносящего папоротника». | Устанавливать усложнения в строении высших споровых растений. | М.:развив-ся ум-е выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи,папоротники,плауны и хвощи к высшим споровым растениям.Л:форм-ся научное мировоз-е на основе сравнения высших и низших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. | | | РК |
31 | Голосеменные растения. | 1 | Особенности строения. Многообразие. Значение. Охрана. | Лабораторная работа№11 «Строение хвои и шишек хвойных». | Выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми, | П.:уч-ся им.представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений;освоили понятие «семенные растения».М.:развитие умения выделятьсущественные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями.Л.:форм-ся научное мировоз-е на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении. | | | РК |
32 | Покрытосеменные, или цветковые растения. | 1 | Особенности строения. Многообразие. Значение. | Лабораторная работа№12 «строение цветкового растения». | Характеризовать покрытосеменные растения. | П.:уч-ся им. представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений.М.:развив-ся ум-е выделять существенные признаки покрытосеменных растений .Л.:форм-ся научное мировоз-е на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. | | | РК |
33 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира». | 1 | Методы изучения древних растений. Этапы развития растительного мира. | Индивидуальный опрос. | Доказывать, что многообразие растительного мира - результат длительного исторического развития. | П.:уч-ся имеют представления о методах изучения древних растений,знают основные этапы развития растительного мира.М.:развивается умение приводить доказательства того,что многообразие растительного мира-результат длительного исторического развития(эволюции).Л.:форм-ся научное мировоз-е на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции. | | | |
34 | Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания. | 1 | Подведение итогов за год. | Итоговая беседа. | | | | | |
35 | Летние задания. | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Итого : 35часов ( Лабораторных работ-12, практических работ-1, экскурсий-1, контрольных работ-2)