СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к УМК В.В.Пасечник "Биология-5"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа соответствует базовому уровню, согласно ФГОС. Содержание курса направлено на формирование УУД,обеспечивающих развитие познавательных качеств ученика.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к УМК В.В.Пасечник "Биология-5"»

№п\п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Вид контроля

Освоение фундаментального ядра (ученик научится и может научиться).

Сформированность УУД

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Биология- наука о живой природе

1

Биология. Значение биологии.

Вводная беседа.

Отличать живые организмы от не живых.

П.:уч-ся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний.М.:формируются умения проводить наблюдения в живой природе.Л.:формируются любовь и бережное отношение к природе.




2

Методы исследования в биологии

1

Наблюдение, эксперимент, измерение.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Уметь пользоваться различными методами исследований.

П.:уч-ся знают основные методы изучения биологии, правила ТБ в биологическом кабинете.Л.:формир-ся ответственное отношение к соблюдению правил ТБ. М.:начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований.




3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

1

Царства:Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Клеточное строение, питание, дыхание, рост.

Беседа по вопросам. Сообщения.

Сравнивать организмы, относящиеся к различным царствам.

П.:уч-ся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов екстомнеживой природы.М.:развиваются навыки работы с т и иллюстрациями ручебника.Л.:формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого.




4

Среды обитания организмов.

1

Среды: водная, наземно-воздушная, почва, организм.

Индивидуальный опрос.

Характеризовать среды обитания организмов.

П.:уч-ся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности.М.:формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.Л.:формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для уч-ся объектов.




5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1

Факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Индивидуальный опрос.

Характеризовать экологические факторы

П.:уч-ся умеют определять понятие «экологические факторы»и объяснять их влияние на живые организмы.М.:развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:формируются элементы экологической культуры.




6

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

1

Фенология как наука.

Практическая работа №1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Проводить фенологические наблюдения.

Формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.



РК

7

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений».

1

Многообразие организмов. Изменения в жизни растений.

Отчет об экскурсии

Проводить наблюдения и делать выводы о взаимосвязях в природе.

П.:уч-ся приобретают навыки правильного поведения в природе.М.:развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.Л.:формируется любовь и бережное отношение к природе.



РК

8

Устройство увеличительных приборов.

1

Лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа№1 «Рассматривание строения растений с помощью лупы».

Пользоваться лупой.

П.:уч-ся знают устройство увеличительных приборов.умеют работать с ними; убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.М.:развивается умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.Л.:формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований.




9

Строение клетки.

1

Мембрана, цитоплазма, ядро,

Лабораторная работа№2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука»

Пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты, находить основные части растительной клетки.

П.:уч-ся им.нач-е представление о строении клетки;приобрели навык готовить микропрепарат и рассмотреть его в микроскоп, схематически изобразить строение клетки в тетради.М.:развиваются умения выполнения л.р. и оформление ее результатов.Л.:формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для уч-ся объектов.




10

Строение клетки.

1

Пластиды. Хлоропласты.

Лабораторная работа№3 «Пластиды».

Пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты, находить основные части растительной клетки.

П.:уч-ся имеют понятие о пластидах и хлоропластах;у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов.М.:развиваются навыки выполнения л.р., умение выделять существенные признаки в строении клетки. Л.:формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для уч-ся объектов.




11

Химический состав клетки.

1

Вода. Минеральные вещества. Органические вещества.

Индивидуальный опрос.

Обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава.

П.:уч-ся им.начальные представления о химическом составе клетки.М:развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы.Л.:формируется научное мировоззрение на основании установления сходства хим.состава клеток как одного из доказательств единства живой природы.




12

Процессы жизнедеятельности в клетке.

1

Рост и развитие.

Лабораторная работа№4.

Проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке.

М.:развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке.П.:у уч-ся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.Л.:форм-ся познават-й мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.




13

Деление и рост клетки.

1

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Фронтальный опрос

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

П.:уч-ся знают,умеют описать процесс деления клетки и ее рост.М.:развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:форм-ся научное мировоззрение в связи с развитием у уч-ся представления о делении клеток как основе размножения,роста и развития живых организмов.




14

Ткани.

1

Ткань.

Лабораторная работа№5

Различать различные типы тканей.

П.:уч-ся им.первонач-е представления о тканях и выполняемых ими функциями в растительном орг-ме.М.:развив-ся умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:форм-ся научное мировоз-е в связи с развитием у уч-ся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.




15

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов».

1

Систематизация и обобщение понятий раздела.

Тестирование.

Анализировать и обобщать имеющиеся знания.

П.:у уч-ся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов.М.:развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания.Л.:форм-ся научное мировоз-е в связи с развитием у уч-ся представления о единстве живого.




16

Строение и жизнедеятельность бактерий.

1

Бактерии. Формы бактерий.

Фронтальная беседа.

Давать общую характеристику бактериям. Отличать бактерии от других живых организмов.

П.:уч-ся им.представления об особенностях строения бактерий и их многообразии.М.:развив-ся умение самост-но работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:форм-ся научное мировоз-е на основе изучения строения бактерий.




17

Роль бактерий в природе.

1

Роль бактерий в природе.

Индивидуальный опрос.

Объяснять роль бактерий в природе.

П.:уч-ся им.начальные сведения о роли бактерий в природе.М.:развив-ся умение самост-о выполнять биологические исследования.Л.:формир-ся интерес к предмету.




18

Роль бактерий в жизни человека.

1

Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека.

Индивидуальный опрос.

Объяснять роль бактерий в жизни человека.

П.:уч-ся им.начальные сведения о роли бактерий в жизни человека.М.:развив-ся умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:форм-ся познават-я самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.




19

Общая характеристика грибов.

1

Особенности строения грибов. Многообразие грибов.

Фронтальный опрос.

Давать характеристику грибам( строение и основные процессы жизнедеятельности).

П.:уч-ся знают о строении грибов,их роли в природе и жизни человека.М.:развив-ся ум-я самост-но работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов.




20

Шляпочные грибы.

1

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Индивидуальный опрос.

Отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых.

П.:уч-ся знают особенности строения и жизнедеят-ти шляпочных грибов,умеют отличать съедобные от ядовитых,знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.М.:развив-ся умение сам-но работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:форм-сяпонимание ценности здорового и безопасного образа жизни.



РК

21

Плесневые грибы и дрожжи.

1

Особенности строения мукора и дрожжей.

Лабораторная работа№6.

Выращивать плесневые грибы.

П.:уч-ся знают строение плесневых грибов и дрожжей,их роль в природе и жизни человека.М.:развив-ся ум-е самост-о проводить исследования в ходе л.р. и на основе анализа полученных результатов делать выводы.Л.:форм-ся познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.




22

Грибы-паразиты.

1

Трутовик, головня, спорынья.

Индивидуальный опрос. Сообщения.

Работать с дополнительными источниками информации.

П.:уч-ся знают о грибах-паразитах и их роль в природе.М.:разв-ся ум-е самост-но работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:форм-ся познават-я самост-ть и мотивация на изучение объектов природы.




23

Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы».

1

Систематизация и обобщение понятий раздела.

Тестирование.

Анализировать и обобщать имеющиеся знания.

П.:уч-ся систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека.М.:развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы.Л.:форм-ся научное мировоз=е на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы.




24

Разнообразие, распространение и значение растений.

1

Общая характеристика растительного царства. Охрана растений.

Фронтальная беседа.

Выделять существенные признаки растений. Сравнивать представителей низших и высших растений.

П.:уч-ся имеют представление о многообразии растений,их характерных признаках,о высших и низших растениях.М.:развив-ся ум-я выделять существенные признаки растений.Л.:форм-ся экологическая культура на основе понимания важности охраны растений.



РК

25

Водоросли.

1

Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей.

Лабораторная работа№7 «Строение зеленых одноклеточных водорослей».

Выделять существенные признаки низших растений.

П.:уч-ся имеют представления о водорослях как представителях низших растений,их характерных признаках.М.:развивается ум-е выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям.Л.:форм-ся познав-я самостоят-ть и мотивация на изучение объектов природы.




26

Строение многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

1

Зеленые,бурые, красные водоросли. Значение.

Индивидуальный опрос.

Характеризовать строение и многообразие многоклеточных водорослей.

П.:уч-ся имеют представления о многокл-х водорослях как представителях низших растений,их характерных признаках.М.:развив-ся ум-е работать с текстом и иллюстрациями учебника.Л.:форм-ся элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности.




27

Лишайники.

1

Строение, питание, размножение лишайников. Значение.

Индивидуальный опрос.

Проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

П.:уч-ся им.представление о лишайниках как симбиотических организмах.М.:развив-ся умение проводить наблюдения в природе и на их основании делатьвыводы.Л.:форм-ся экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.




28

Мхи.

1

Высшие споровые растения. Строение мха.

Лабораторная работа№8 «Строение мха».

Характеризовать признаки высших споровых растений.

П.:уч-ся им.представление о мхах как представителях высших споровых растениях,их характерных признаках.М.:разв-ся ум-е выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям.Л.:форм-ся мировоз-е на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении.




29

Плауны. Хвощи.

1

Строение хвоща на местных видах.

Лабораторная работа№9 «Строение спороносящего хвоща».

Выделять существенные признаки высших споровых растений.

П.:уч-ся имеют представление о папоротниках,плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений,их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами.



РК

30

Папоротники.

1

Строение папоротника на местных видах.

Лабораторная работа№10 «Строение спороносящего папоротника».

Устанавливать усложнения в строении высших споровых растений.

М.:развив-ся ум-е выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи,папоротники,плауны и хвощи к высшим споровым растениям.Л:форм-ся научное мировоз-е на основе сравнения высших и низших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.



РК

31

Голосеменные растения.

1

Особенности строения. Многообразие. Значение. Охрана.

Лабораторная работа№11 «Строение хвои и шишек хвойных».

Выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми,

П.:уч-ся им.представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений;освоили понятие «семенные растения».М.:развитие умения выделятьсущественные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями.Л.:форм-ся научное мировоз-е на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении.



РК

32

Покрытосеменные, или цветковые растения.

1

Особенности строения. Многообразие. Значение.

Лабораторная работа№12 «строение цветкового растения».

Характеризовать покрытосеменные растения.

П.:уч-ся им. представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений.М.:развив-ся ум-е выделять существенные признаки покрытосеменных растений .Л.:форм-ся научное мировоз-е на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении.



РК

33

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира».

1

Методы изучения древних растений. Этапы развития растительного мира.

Индивидуальный опрос.

Доказывать, что многообразие растительного мира - результат длительного исторического развития.

П.:уч-ся имеют представления о методах изучения древних растений,знают основные этапы развития растительного мира.М.:развивается умение приводить доказательства того,что многообразие растительного мира-результат длительного исторического развития(эволюции).Л.:форм-ся научное мировоз-е на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции.




34

Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания.

1

Подведение итогов за год.

Итоговая беседа.






35

Летние задания.



















Итого : 35часов ( Лабораторных работ-12, практических работ-1, экскурсий-1, контрольных работ-2)