Общая характеристика учебного предмета.
Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Биология 9 класс» на
базовом уровне в 9 классе:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической
науки в практической деятельности людей; методах познания живой
природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного
организма; использовать информацию о современных достижениях в
области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить
наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного
организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми
организмами, биологических экспериментов, работы с различными
источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в
природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном
здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки
последствий своей деятельности по отношению к природной среде,
собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил
поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни,
профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек,
ВИЧ-инфекции.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета
«Биология» на ступени основного общего образования являются:
распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Данная рабочая программа для учащихся 9 класса рассчитана на 68
часов, 2 часа в неделю. Объ?м часов учебной нагрузки, отвед?нных на
освоение рабочей программы, определ?н учебным планом образовательного
учреждения и соответствует базисному плану.
В рабочей программе предусмотрено:
проведение лабораторных работ.
Учебно-методический комплект, используемый для достижения
поставленной цели:
А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология 9 класс».
Введение в общую биологию и экологию. Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, - 2014.
Программа курса биологии для учащихся 5-11 классов
общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под
руководством В.В.Пасечника /авт. Сост. Г.М.Пальдяева – М. : Дрофа, 2010./
для 9 класса рассчитана на 68 часа, 2 часа в неделю.
Основные формы организации учебной деятельности:
урок ознакомления с новым материалом
урок закрепления изученного материала
урок применения знаний и умений
урок обобщения и систематизации знаний
урок проверки и коррекции знаний
комбинированный урок
урок практикум.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:
по способу получения информации в ходе контроля: устный метод
(опрос, собеседование, зач?т); письменный метод (
самостоятельные работы, тесты); практический метод
(практические и лабораторные работы).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся 9 класса должны уметь называть:
—общие признаки живого организма;
—основные систематические категории, признаки вида, царств живой
природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов
и классов животных;
—причины и результаты эволюции.
Учащиеся 9 класса должны уметь приводить примеры:
—усложнения растений и животных в процессе эволюции;
—природных и искусственных сообществ;
—изменчивости, наследственности и приспособленности растений и
животных к среде обитания;
—наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород
животных.
Учащиеся 9 класса должны уметь характеризовать:
—строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
—деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства
органического мира;
—строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного,
животного организмов; организма человека, лишайника как комплексного
организма;
—обмен веществ и превращение энергии;
—роль ферментов и витаминов в организме;
—особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов
(сапрофитов, паразитов, симбионтов);
—дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов
жизнедеятельности в живом организме;
—иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
—размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных,
особенности размножения и развития человека;
—вирусы как неклеточные формы жизни;
—среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические,
биотические, антропогенные);
—природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность
организмов к жизни в сообществе;
—искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных
сообществ.
Учащиеся 9 класса должны уметь обосновывать:
—взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и
среды;
—родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
—особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой
деятельностью;
—роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в
организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
—влияние экологических и социальных факторов, умственного и
физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное
влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потом-
ство;
—меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
—влияние деятельности человека на многообразие видов растений и
животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
—роль биологического разнообразия, регулирования численности видов,
охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
Учащиеся 9 класса должны уметь распознавать:
—организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
—клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
—наиболее распространенные виды растений и животных своего региона,
растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов,
съедобные и ядовитые грибы.
Учащиеся 9 класса должны уметь сравнивать:
—строение и функции клеток растений и животных;
—организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;
—семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных,
классы хордовых, царства живой природы.
Учащиеся 9 класса должны уметь применять знания:
—о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования
приемов их выращивания, мер охраны;
—о строении и жизнедеятельности организма человека для
обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических
норм, профилактики травм, заболеваний;
—о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для
обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики
отравлений и заболеваний;
—о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их
охраны;
—о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов:
приспособленности организмов и многообразия видов.
Учащиеся 9 класса должны уметь делать выводы:
—о клеточном строении организмов всех царств живой природы;
—о родстве и единстве органического мира;
—об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о
происхождении человека от животных.
Учащиеся 9 класса должны уметь наблюдать:
—сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение
аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
—результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых
организмов.
Учащиеся 9 класса должны уметь соблюдать правила:
—приготовления микропрепаратов и рассматривания их под
микроскопом;
—наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных,
поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных,
изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
—проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений,
поведения животных;
—бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам,
поведения в природе;
—здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены;
профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Содержание тем учебного предмета.
Введение
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь».
Современные научные представления о сущности жизни. Значение
биологической науки в деятельности человека.
Раздел 1. Уровни организации живой природы
Тема 1.1. Молекулярный уровень
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные
комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды).
Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и
функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы,
гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции
органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки.
Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост,
развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз,
мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков
лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток,
расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в
живых клетках.
Лабораторная работа №1. Рассматривание клеток растений, животных под
микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки.
Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные
закономерности передачи наследственной информации. Генетическая
непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Лабораторная работа№2. Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования
вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и
животных.
Лабораторная работа №3. Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5. Экосистемный уровень
Биоценоз и экосистема.
Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен
веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные
биоценозы. Экологическая сукцессия.
Тема 1.6. Биосферный уровень
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и
энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Раздел 2. Эволюция
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции:
наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный
отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор.
Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация гербариев и коллекций,
иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность,
результаты искусственного отбора.
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история
развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных.
Итоговое контрольное тестирование.